Август 1880 г.
1 августа
Господи, благодарю Тебя за содеянные Тобою во мне чудеса спасения во время утрени, когда Ты, Благопослушливый, избавил меня по молитве покаяния моего от мучительной неприязни к диакону Полетаеву Владимиру, сделавшему мне вчера грубый ответ в Успенской церкви (в Думе) по окончании отпевания старосты оной Алексея Неустроева. Провидение его же и послало к утрени крестопоклонной служить со мною, чтобы сделать между нами скорое взаимное примирение. Я служил с полным самообладанием, торжествующим, покойным духом всю утреню и потом и обедню. Господи! Нет числа Твоим благодеяниям: по бездне немощей моих Ты являешь во мне бездну силы Твоей на всякий день; по бездне грехов моих Ты даруешь мне бездну отпущения, очищения, глубину покаяния, умиления, источник слез, дар освящения, умирения, дерзновения, утверждения.
31 июля мы хоронили Неустроева: страшно разложился; запах был сильный и при закрытом гробе.
2 августа
Благодарю Тебя, Господи, за непреткновенное служение утрени и литургии в соборе и за причащение как мое собственное, так и моих духовных дщерей, часто причащающихся. Сколь велико их усердие, их любовь к Тебе, Господи! Как лань жаждет источника воды, так они жаждут Тебя, Боже!
3 августа
Всё в Тебе божественно, Богомати: руце божественны, нозе, очи, зрак128, всё пречистое Твое тело, проникнутое всецело Божеством; вся душа Твоя божественна, ум божественен, сердце божественно, воля божественна, все помышления, желания, намерения, суды Твои божественны – всё богозрачно.
Благодарю Господа за бывшее надо мною чудо спасения Его и отца диакона Владимира Полетаева после гордого взгляда его на меня и после молитвы моей о себе, возмущенном, и о нем. Враг меня палил крепко, а Господь угасил его адское пламя на мне и мир даровал.
В Рамбов к Ратч письмо.
Против настоятеля, порицающего частое причащение мирян Святых Таин (это ересь), ибо имеет целию отлучение от Бога и вполне противно учению Спасителя, заповедовавшего: приимите, ядите... пийте от нея вси... [Мф.26:26–27]. Вся древняя практика Церкви и весь состав литургий внушают частое, ежедневное причащение Святых Таин (что и было прежде); если же ныне миряне редко приобщаются Святых Таин, то это свидетельствует об упадке веры и благочестия, о преобладании над христианами суеты житейской, но отнюдь это не есть закон, то есть приобщаться только раз в год или четырежды, даже каждый месяц, – можно и должно приобщаться каждую субботу или воскресенье... Плоть Моя истинно есть брашно, говорит Господь, и Кровь Моя истинно есть пиво129... [Ин.6:55]. А брашно и питие необходимо всякому есть. На каком основании священник лишает мирян частого причащения? Это заблуждение, близко граничащее с ересью, так как оно противно божественной заповеди Иисуса Христа. Или священники одни достойны частого причащения? Даже те священники, которые после вечерней попойки и картежной игры идут без зазрения совести служить утреню и обедню и иногда бредят во время самой службы картами? Но если вы хотите утверждать, что миряне не должны причащаться часто Святых Таин, то выбросьте заповедные слова Спасителя из литургии: приимшпе, ядите... пийте от нея вси... и измените весь состав литургии, ибо содержание литургии преясно внушает и предполагает частое причащение всех, не одних освященных (то есть, во-первых, священников и диаконов) Святых Таин. Вместо того чтобы радоваться отечески и благодарить Бога за то, что есть и в [нынешний] век, скудный верою и благочестием, люди, алчущие и жаждущие правды Христовой и горящие любовию ко Христу, вы глумитесь и надо мною, духовным судией их совестей, и над этими простодушными сердцами, в простоте веры приступающими со страхом и радостию и сердечною любовию к Святым Тайнам. Вы попираете мои священные права и мою духовную власть, данную мне от Самого великого Архиерея Господа нашего Иисуса Христа. Вы подрываете мой духовный авторитет в младших членах причта и в тех мирянах, пред которыми вы охуждаете мои действия, вы желали бы подорвать его и в этом малом стаде, пользующимся моим духовным руководством, но я уверен, что они твердо стоят в учении Евангельском, ибо я научаю его в вере. Вы сами обнаруживаете в этом случае неверие или слабоверие, близкое к религиозному индифферентизму или скептицизму. Многократно я слышал от моих духовных чад ваши глумления над их и моей верой и молитвенным усердием и ваши внушения жить во всех удовольствиях мирских. Смотрите, чтобы это скоро не обратилось вам в горшее осуждение. Или не думаете ли вы, что я допускаю их часто к исповеди и причащению корысти ради? Свидетель Бог, что если кому из них угодно положить мне за мой труд их копейки, они пойдут вскоре в руки нищих и не идут на мои потребы.
Вот я сказал всё, что нужно было мне сказать по поводу ваших о мне недоразумений или превратных мнений. После этого думайте что хотите о мне и о моих действиях. (Милостыню подаю – и то осуждаете, всё не ладно, а вы что ладно делаете?)
4 августа
Слава Богу: брат моей прислуги Иван, бывший тяжело больным, по молитве нашей – его и моей – поправился.
Благодарю Господа за вчерашнюю воскресную литургию с проповедью и сегодняшнюю раннюю, в восемь часов утра. Вчера за обедней новая камилавка прельщала – пожалел я ее, и сердце охладело к Богу; искренно осудил себя в безумии, и Господь дал мир и милость.
5 августа
Благодарю Владыку и Бога моего Господа Иисуса Христа, дивно спасшего меня в начале самом литургии ранней в Успенской церкви, когда скорбь и тоска по поводу коварной обиды благочинного Трачевского сосала мое сердце, давила, смущала, а я молил Господа всем сердцем исцелить болезнь души моей, и Он услышал молитву мою от сердца сокрушенного и исцелил ее, и я с миром служил литургию. Сколь невежествен в вере настоятель Трачевский: он считает совершенно напрасным причащаться чаще Святых Таин для душ, алчущих Господа, – одного раза, говорит, довольно, много три-четыре, и надо мною посмеивается и укоряет меня, что я дозволяю искренно верующим, кающимся, всегда готовящимся к причастию – принимать Святые Тайны! Крайне обидно слышать это от старца, долженствующего поощрять веру и благочестие, а не разрушать. Суди его, Боже, дерзкого и неверующего, гордого и лукавого.
Вечер. Благодарю Господа, избавившего меня от тяжкой тоски и тесноты и давления вражия по поводу негодования на отца настоятеля за его инсинуации касательно меня по поводу частого причащения женщин некоторых благочестивых Святых Таин (это было в одиннадцать часов дня в саду).
На девицу смотри чисто, как на Божию Матерь – с такою чистотою!
В высокой степени честна, трудолюбива, как младенец невинна!
Нетленная, несказанная, пречистая красота и сладость есть Бог. Потоком сладости Твоей наполнен я!.. Зрящих Твоего лица доброту неизреченную130 – искренно любящий Бога не знает никакой земной красоты и сладости, знает только небесную сладость и красоту, которая есть Бог.
Во сне на 6-е августа видел, что я подружился с католиками, королем и пастором, ([так] назвался первый) и дебетировал, с ними – купил какие-то гремучие убийственные папиросы, курил: патер не курил, но просфиры какие-то ел вместо их. (Что за галиматья!) Этот король – кто, как не сатана, бесовский царь? А как во мне много воспалительных ко греху начал! Непростительно мне в Успенском посту есть рыбу.
О, поле мое, поле мое тернистое! Когда я его выполю? Пожалуй, и пшеницу всю заглушит [Мф.13:7 и др.]. Увы! Увы!
7 августа
Утро. Два часа. Ядением маринованной лососины и пирога на постном масле я испортил и без того дурную золотушную свою кровь и соки и всю ночь чесался в постели, ворочаясь с боку на бок. Может быть, и употребление ежедневно виноградного вина, разгорячая кровь, портит ее: не нужно пить или крайне мало, а употреблять молоко и молоко как кровочистительный декокт131.
Благодарю Господа, помиловавшего меня сегодня после ранней обедни помилованием великим, неизреченным. Обвиняю себя, как неблагодарного, самолюбивого, корыстолюбивого, сластолюбивого, злонравного. Ибо, когда я, идучи на панихиду, увидел гонящегося за мною нищего кривого старика, то с досадою остановился и с неудовольствием дал ему пять копеек, сказав ему, зачем он меня преследует и нигде не дает мне покою? А он нуждался в деньгах на баню. За мое злонравие, корысть и злобу я сейчас был наказан теснотой и скорбию, от которых спас меня Господь за усердное покаяние и даровал мир. Только живою верою в кровь Господню искупительную, примирительную избавился я, окаянный грешник.
Запишет ли протоиерей Павел в кружку деньги за соборование Неустроева?
К Захару Ивановичу и Ольге Михайловне в лавку на молебен 8 августа в пятницу.
Сампсону Ильичу обедню здравную в субботу 9 августа.
Еще я раб камилавок новых и лент орденских и, как школьник провинившийся, дрожу пред ними, когда им угрожает копоть от дыма или от земли или выгорание от лучей солнца, – и когда же? даже во время литургии! О, низость духа! О, низкая, позорная страсть!
8 августа
Пятница. Благодарю Господа за превеликие дела милости и спасения во мне грешном во время утрени и ранней обедни по Неустроеву в Успенской церкви, ибо, немощного и мертвого прегрешениями моими, оживил меня Господь, когда я с верою и упованием, в покаянии припадал к престолу благодати, и даровал мне с великим дерзновением совершить литургию и панихиду и всего меня обновил, оживил, утвердил причащением Божественных Таин, да и до причастия послал мне животворную, вспомоществующую благодать Свою; новую милость, новое спасение и новый живот Господь даровал мне паки, умерщвленному грехом, при отпусте на литии по покойном Николае Адрианове за Кронштадтскими воротами, когда я в покаянии воззвал с великою верою и крепким душевным воплем.
Впрочем, во время обедни, когда недостало время помянуть после освящения Даров В первых... Святейший Синод и господина митрополита Исидора, враг бесплотный смертельно дохнул в мое сердце, смутил, обессилил, и я из боязни не выговорил этих слов, ибо враг внушил мне неприязнь и к освященному собору, и к владыке за его суровый прием пятнадцать лет назад. А это по причине моего самолюбия, гордости, людских похвал и уважения ко мне, из-за испорченности сердца моего, из-за недостатка смирения, терпения, самопознания, ибо в противном случае я считал бы себя достойным такого сурового приема и с любовию помолился бы за своего архипастыря, удрученного старостию, недугами, делами, огорчениями от людей, ибо чем выше положение человека, тем более у него столкновения с разными людьми и больше случаев к огорчению. Господи! Исцели страсть, недуг души моей – злопамятство, неприязнь, самолюбие, обидчивость, огорчение, озлобление.
Господи! Избавь меня от плотской любви, которая есть бич, смерть и гроб любви истинной, праведной, естественной (сына или дочери к отцу и матери, к братьям и сестрам) и благодатной (любви христианина к Богу и к ближнему). Вот Ты помиловал меня, согрешившего сердцем чрез зрение сладострастное и покаявшегося. Благодарю Тебя, скоропослушливого!
9 августа
Над Святейшим Синодом и митрополитом Исидором явно коварствует в моем сердце во время литургии, особенно в праздники, супостат вселукавый и всезлобный, и я должен противиться ему при помощи благодати Божией непременно и победительно.
Чрез красоту видимых, хотя тленных тварей познай красоту Творца веков, невидимого и нетленного, а чрез сладость благ земных, данных для питания и наслаждения живущих тварей, познай бесконечную сладость Божию.
10 августа
Воскресенье. Благодарю Господа, по неизреченной Своей милости даровавшего мне непреткновенно совершить всю всенощную в Успенской церкви с слезным умилением. Благодарю за дерзновение и веру! Благодарю Господа за непреткновенное совершение литургии вчера, за неосужденное причащение Святых Таин с говельщиками и говельщицами. За бодро сказанную молитву о Святейшем Синоде и митрополите по освящении Даров Святых и за отпуст.
Прошлую ночь я не спал долго: зуд страшный по всему телу – от того ли, что я больше потребного ел и пил, или от составления проповеди, или от состояния атмосферы (совершенная тишина при ясном небе) и крайняя теплота. Встал, прочитал акафист Божией Матери и канон святому Ангелу Хранителю, потом лег и заснул, но скоро разбудили меня напутствовать больную Екатерину, дочь покойного Николая Ивановича. (Оказалось, что пред дождем был зуд.)
Наши сердца так грешны, нечисты, что мы и не хотим и не можем любить искреннею любовию всего святого, пречистого, а любим по-своему то, что нравится нашему растленному вкусу и сердцу (театр, смех, пиршества, наряды, роскошь, увеселения и проч.)
* * *
Воскресенье. После обедни. Благодарю Господа, даровавшего мне помощь Свою при служении Божественной, пренебесной литургии и чувство умиления при мысли о том, сколь великое, пренебесное, чистительное, животворное, святительное, примирительное и умилостивительное Таинство вверил Господь моему недостоинству – Таинство бессмертия и обожения человеков! О, сколь драгоценна душа человеческая! Сколь прекрасною, богообразною и богоподобною она сотворена в начале! Сколь прекрасною, божественною она делается ныне, по благодати Христовой, чрез благодать возрождения, запечатления от Духа Святого, чрез благодать причащения Святых Таин! О, да возненавидит от всей души христианин всякую неправду и да возлюбит всякую правду на всю жизнь! Благодарю Господа за слово проповедания, данное мне Его благодатию накануне и произнесенное нынешний день, благодарю за непреткновенное служение (кроме Святейшего Синода и митрополита). В начале литургии было трудно мне! Я был как бы связан внутренними узами! Они разрешились только по причащении Святых Таин. И тело мое (немощь), и погода дождливая была, между прочим, причиною тесноты!
Благодарю Господа за дерзновение пред купцом Павлом Петровичем Синебрюховым при прошении у него денег на постройку Дома трудолюбия и за умягчение сердца его и преклонение его и сына его Владимира в мою пользу! Ожидаю великой и богатой милости от Господа.
Благодарю Господа за избавление меня вечером в бытность крестьянина Якова Филипповича от прилива к сердцу дьявольского презорства и зла (к этому добродушному человеку, принесшему мне в дар холст), вследствие покаяния моего внутреннего, и за избавление от смертоносного жала плотской любви к девице. То же за покаяние мое. Благодарю Тебя, Господи, яко имею Тебя столь праведного, всеблагого и благопослушливого Господа.
11 августа
Блажен, кто познал богообразную красоту души человеческой и непрестанно стремится всем помышлением, всем сердцем и всею силою к Богу, Первообразу своему, нетленному, невидимому, неизглаголанно прекрасному и источнику всякой красоты, видимой и разумеваемой во всех тварях, Им созданных, и кто всем сердцем, всем разумом, всею силою воли возненавидел всенелепый, всерастленный, всеобольстительный, всеобманчивый, всебезобразный, богопротивный грех и свою плоть, гнездо греха, жилище смрадных страстей: самолюбия, пьянства, пресыщения, алчности, плотоугодия, прелюбодеяния, скупости, сребролюбия, богозабвения, жестокосердия, неблагодарности, лжи, гордыни, честолюбия, тщеславия и суетности, лености, праздности и проч. Блажен, кто не обольщается ничем земным, как тленным и преходящим, и возлюбил горнее и непреходящее отечество – Царство, непоколебимое в бесконечные веки, кто возлюбил всем сердцем Господа и идет трудным и прискорбным путем, ибо широкие врата и пространный путь ведут в пагубу [Мф.7:13].
13 августа
Благодарю многомилостивого и долготерпеливого Владыку живота моего, яко сподобил мя, грешного и всестрастного, совершить Божественную литургию раннюю и причаститься Божественных Таин, имиже оживотворил мя.
Вечером я выпил две чайных чашки бульону и чаю полтора стакана, но кушал весь день мало; ночью сделалась сильная головная боль, от которой я не мог спать, принужден был встать и ходить; потом я с верою и упованием вынул образок Иверской Божией Матери, возложил на голову и лег спать: боль вскоре прошла – факт очевидный. Благодарю Матерь Живота и Исцелителя всяческих недугов. Всё существо мое благодари Владычицу и Предвечного Младенца, Творца и Бога и Сына Ее. (Накануне, то есть вечером 13 августа, я очень долго читал газеты: «Голос», «Новое время», «Сын Отечества», и читал [бегло], напряженно, привлек тем кровь к голове, и заболела она, – неблагоразумно и глупо.)
Ты не делаешь греха не по отвращению к нему или ненависти, а потому, что случая, повода к нему нет; но удобный случай, повод, удобство, искушение – и ты падаешь. Твое благочестие не глубокое, наружное, часто лицемерное. Возьми крест свой, распни плоть со страстьми и похотьми, совлекись всего ветхого человека с деяньми его: гневом, гордостью, злобою, блудом, невоздержанием, леностью, непослушанием, чревоугодием и плотоугодием и прочими страстями, возлюби искреннее смирение, терпение, незлобие, чистоту, воздержание, непрестанное послушание, совершенное, нелицемерное, молитву всегдашнюю с покаянием глубоким, слезное умиление.
14 августа
Благодарю Господа за многократное избавление меня от тяжких искушений и скорбей в продолжение дня, бывших со мною от наветов злых духов и от собственных моих злых навыков и страстей; благодарю Господа за служение литургии в Успенской церкви и за причащение животворящих Таин, обновивших мое мертвенное существо, за причащение также духовных чад моих.
Мы имеем внутри себя как бы пещь огненную, в которой клокочет адский огонь палящих душу и тело нечистых страстей. Мы в постоянной опасности греха и постоянно должны быть в борьбе с внутренним злом и постоянно побеждать оное, иначе оно победит нас, и тогда горе нам от страстей наших. А где взять мудрость и силу побеждать страсти, угашать эту печь? – В вере нашей святой, непорочной, в сладчайшем, всемогущем и всеспасительном имени Иисуса Христа. О, слава вере нашей чудной, спасающей, обновляющей, просвещающей, умиротворяющей.
Словами благословляю, а сердцем и делами хулю я окаянный Тебя, Творца и Спасителя моего.
Из-за любви к плоти, к миру презираю нередко нищих Твоих и в лице их Тебя Самого, Господи! Окаянный я. Осуждаю себя.
Слава обилию благодати Божией, милующей, спасающей, очищающей, просвещающей, укрепляющей, освящающей, обожающей. И как же погибают грешники, когда такое пространное, обильное море благодати? О, нераденье!! О, неверие!
Как совершается наше преображение? – Умерщвлением ветхого человека, или греховных страстей. У христианина должно быть всё иное: иной разум, иное сердце, или иные желания, иная воля, иные помыслы, чувства, удовольствия или наслаждения, то есть духовные, не плотские; иная красота, иная сладость, иной свет, иное одеяние, иная слава и честь; иные понятия, духовные, различные от понятия людей мирских (например, по мирскому рассуждению, давать кому даром – значит терять, а по Божию, подавать другому, например бедному, – значит приобретать; что в мире есть предмет желания и искания, то по Божиему – предмет отвращения и презрения).
Делай дела, достойные чести, а сам не ищи чести, особенно от сослужителей своих, – и честь сама придет к тебе; а если будешь искать ее, убежит от тебя, и сам в себе подвергнешься бесчестию и смятению. Любовию ко всем нелицемерною, всё терпящею, всё покрывающею приобретешь себе честь, а не рвением и честолюбием.
Презирати убо плоть132, то есть плотские пожелания, похоти, страсти, например похоть блудную, похоть чревоугодия, жадность, алчность, скупость, похоть тщеславия, честолюбия, суетность нарядности, блеску, роскоши.
Око лукаво [Мк.7:22]. Если ты мысленно услаждаешься собою, считая себя лучше других, а ближних осуждаешь, считая их погибшими, то у тебя око лукаво. Если ты, собрав много денег и всяких корыстей и, имея упроченное благосостояние, говоришь: много у меня добра на многие годы, поживу в довольстве и благополучии [Лк.12:19], и считаешь это добро только своим, а не достоянием Божиим, данным тебе для благодеяния бедным, то око у тебя лукаво. Если тебе иной ближний неприятен и к видению за правдивое слово, сказанное тебе, или из-за неблагообразия его вида, так как ты с приятностью смотришь только на красивое лицо, то око твое лукаво и темно и ты на гибельном пути: ты разрушаешь весь закон Божий, который состоит в любви к ближним.
Грех порывист и воспалителен, как вихорь находит и как огонь попаляет согрешающего. Имей снисхождение к согрешающим. На зло не отвечай злом, но кротостью и тихостью.
Если ты овца словесного стада Христова, то стяжи непременно свойства агнчие: незлобие, кротость, терпение, – иначе будешь не овца, а волк, по образу волка мысленного – диавола.
Священник велик во время совершения служб дневных и особенно при совершении Таинств, он облечен величайшими от Бога полномочиями. Он всесилен во время литургии благодатию Божиею и может умолить Бога о всем мире.
В чем секрет и сила нашего общественного богослужения, всегда торжественного в главных частях своих, хотя в высочайшей степени разнообразного и прекрасного в течение недель и годов и разных праздников? В том, чтобы молящиеся – и пастыри, и церковнослужители, и миряне возвышались всегда до идеала христианской молитвы: молитвы горящей, всех объемлющей любовью и благожеланием; чтобы молящиеся горели лкЗбовью к Богу Триипостасному, к Богоматери, ко всем силам Ангельским, ко всем святым, на небеси со Христом царствующим, чтобы были в искреннем, молитвенном общении с ними, чтобы человек познал и возлюбил первоначальную и первообразную красоту Божию, красоту образа Божия, Богоматери, в Ангелах небесных, в святых и вообще в человеке, созданном по образу Божию, и старался освободиться чрез искреннее покаяние от безобразия страстей, нелепоты их и украсил себя всякою добродетелью.
Каких трудов и страданий мучительнейших стоило твоему Спасителю и Богу избавить тебя от твоего всестрастного растления, от блудов и сластей твоих, от непотребств твоих, а ты и еще помышляешь страстно, питаешь многострастную плоть изобильно всякими сластями, гордишься, злобишься, завидуешь, сребролюбствуешь, не покоряешься?
Болезнь души человеческой – обращать исключительное внимание на видимое, временное, с пристрастием к этому видимому и забывать вечное, невидимое. Господи! Испраздни133 сердце мое от любви земной, чувственной, растлевающей душу и тело, нечистой и насади совершенную любовь, духовную, небесную, святую. Аминь.
15 августа
Благодарю Тебя, Господи, за неисчетные, превеликие Твои ко мне милости в нынешний день, которые Ты удивил во мне до литургии, во время литургии и особенно на литургии, во время молебна, когда я от лукавого воззрения на действия настоятеля Павла (надевшего очки особым образом и поддерживавшего рукою) впал в злобу и сильно мучим был от лукавого. Искренно покаялся с верою, и помиловал Господь внезапно, даровав мир, пространство и дерзновение.
Ужасная, смертоносная, нелепая ложь – грех! Мгновенно, лишь только он коснется души, он уязвляет, омрачает, смущает, посрамляет, расслабляет ее, связует, лишает ее свободы. Но как ужасно он заразителен, прилипчив! Насеянный в душе раз, особенно если повторялся много раз, он мучит всю жизнь чрез воспоминание и представление его, чрез новое влечение к нему, чрез прелесть. (Чистые души детей особенно надо тщательно беречь от греха.) Для избавления от зла греха не другая жертва потребовалась, как наивеличайшая, бесконечная – страдания и смерть Самого Безначального Сына Божия, ибо злом причинена и причиняется бесконечное оскорбление бесконечной чистейшей правде Божией; зло бесконечно заразило своим дыханием чистую природу человеческую, созданную по образу Божию. И теперь для избавления нашего от грехов наших не иное какое средство существует в Церкви Божией, как Пречистое Тело и Пречистая Кровь Сына Божия! А как мы дорожим, как люди дорожат этим средством очищения и спасения душ своих? Едва однажды в год приступают к Чаше Христовой, несмотря на заповедь Спасителя, ежедневно нами слышимую: приимите, ядите, пийте вси...
Какое пугало этот грех! Как многообразно он является во мне, гнездится во мне, смущает, убивает душу мою! То как злоба и гнев, то как блуд, то как корысть житейская, то как суетность и тщеславие, то как суетный страх, то как смех неудержимый, то еще как тысяча других грехов! О, плевелы души моей! Убийственные плевелы, разросшиеся по всему мысленному полю души моей!
17 августа
Благодарю Господа за дарование слез умиления во время всенощной воскресной (с 16-го на 17-е) и за очищение души моей ими.
Благодарю Господа, подъявшего меня ночью для написания (окончательная часть) проповеди воскресной и даровавшего мне слово. Благодарю Господа за избавление от тесноты, колотья и давки в левом боку, происшедших сейчас по составлении и перечитывании проповеди (простуда от несколько открытого окна и от легкого (после теплого) подрясника).
Благодарю за избавление от подозрительности и осуждения и озлобления на настоятеля и за дарование добрых и смиренных относительно его чувств почтения и преданности.
После обедни ранней. Благодарю Господа за чрезвычайные милости, явленные во мне во время совершения литургии ранней, за отъятие мертвенности и дарование оживотворения сердцу моему, силы, мира. Когда я причащаю младенцев из простого, бедного сословия и я, окаянный, некоторых презрел за неблагообразие и неблагосодержание детей, за это теснота, скорбь, уничижение, срамота во мне! Когда же я покаялся, воссияло прощение. Слава Господу! Вот и теперь двукратно воссияло прощение, когда я оскорбил девушку.
17 и 18 августа
О, сколь неизреченно великих и животворных милостей от Господа я сподобился вчера и сегодня в служении и после служения Божественной литургии, какого оставления грехов, какого избавления от диавольских козней особенно утром после панихиды у Исакова на пути к Ораниембаумской пристани для встречи тела купца Герасима Мурашова и особенно на самой пристани, когда диавол, изловив меня на злой подозрительности относительно дьячка Каменоградского и диакона Полетаева, ужасно мучил меня теснотою адской и срамотою лица. За ранней обедней или, вернее, за панихидой тоже изловил меня на суетной боязни козней его и выхватил у меня из сердца последние слова отпуста: в селениях праведных – до конца. Уязвил меня, мучил меня, и только Святыми Тайнами Господь уврачевал меня. А сегодня величайшего блаженства Господь сподобил меня после причащения и потребления Святых Таин: я был как бы в раю. Благодарю Господа за избавление в сии минуты (прошедшие) от величайшей скорби и тесноты, постигшей меня за укорительное и поносительное обращение с нищими (тринадцать человек), коих я назвал татарскою ордою во гневе и негодовании за очень частое попрошайство. Трижды глубоко принимался я каяться: просил, искал, стучал, – и Господь отверз мне двери покаяния и помиловал меня, исцелив язвы мои и даровав мне мир.
19 августа
Что значит частое: Господи, помилуй... Подай, Господи? Краткая молитва Господи, помилуй и Подай, Господи напоминает нам нашу всегдашнюю виновность пред Господом по причине непрестанных согрешений, вольных и невольных, нужду в непрестанном покаянии, напоминает нашу нищету душевную, окаянство, бедность, наготу и непрестанную нужду в милости и помощи Божией. Эти самые необходимые молитвы столь же необходимы для нас, как дыхание для тела, оттого часто и употребляются. (Должник тмою талант – Евангелие в 11-ю неделю [Мф.18:21–35].)
Пять часов вечера. Согрешил сейчас пред Господом, пред Владычицей Богородительницей, пред святыми Ангелами, пред всеми святыми и всеми людьми тем, что в ярости ударил правою рукою нищего за попрошайство в щеку и ухо, а других нищих укорял и ругал в ярости; женщину Матрону назвал дурой, даже на малых нищих ребят сердился. О, самолюбие, сластолюбие, корыстолюбие, жестокосердие, скупость, ненависть, злоба, зависть, нерадение, неблагодарность, лицемерие, лицеприятие, слепота, неверие, окаянство! Каюсь всем сердцем Господу, Которого прогневал, опечалил, пред Которым неблагодарным явился.
Благодарю Господа за чудо милосердия и спасения моего во время утрени или, вернее, после утрени, по приходе моем в Успенскую церковь и по прикосновении многократном в покаянии к святым трем престолам тамошним о прощении мне согрешений, что я отказывался в сердцах пред настоятелем от служения литургий ранних в соборе, утверждая, что они должны быть совершаемы в Успенской церкви, поблизости к старушке-купчихе Параскеве Мурашовой. Служил я литургию после помилования моего непреткновенно, с умилением слезным; причастился животворно, чудно, спасительно!
Благодарю Господа, спасшего меня от нечистоты воззрения и похотения при виде девицы юной близ кудрявцевских флигелей. Господь покаяние мое с праведным мудрованием принял и помиловал меня, даровав мир.
Шесть часов вечера. Благодарю Господа за премилостивое избавление от праведного наказания тесноты, скорби и тоски сердечной, постигших меня за жестокосердие к нищим. Я искренно покаялся, трижды усердно припадая ко Господу, – и Господь дал мне мир, свободу, простор, дерзновение.
Первый раз я был на Совете в гимназии, и, когда директор заговорил о молебнах, злой дух смутил меня, навел на душу страх суетный, поразивший, омрачивший и сдавивший душу мою, как смущает меня другими грехами или страстями. О Господи, избави меня от различных диавольских козней и даруй мне самообладание, мир и тишину душевную.
20 августа
Благодарю Господа, многомилостиво спасшего меня в сию минуту от тяжкой скорби и тесноты, постигших меня за движение самолюбия, сребролюбия, скупости и гнева относительно нищих. Я искренно покаялся и верою в чудные заслуги Спасителя моего и в Кровь Его и Пречистое Тело, которые я сейчас приял, получил милость и оставление грехов с миром и пространством в душе. Благодарю Господа за дар доброго по благодати Божией служения литургии и за оживотворение Божественными Тайнами. Многократно спасал меня от тесноты и смущения во время утрени и литургии. О имя пречудное, всеспасительное, всеживотворное, всесильное, имя милости, щедрот и человеколюбия, имя Господа нашего Иисуса Христа! Ты мое избавление, спасение, мир, жизнь, пространство.
21 августа
Четверг. Благодарю Господа, скоро принявшего мое покаяние во время утрени и обедни и избавившего меня от скорби и тесноты и даровавшего непреткновенное совершение литургии ранней и неосужденное, в мире принятие Святых Таин. Благодарение Господу за избавление в гимназии от тяжкого непотребного давления диавольского, осквернявшего меня, и за дарование мира душе моей. Благодарю Господа сейчас (одиннадцать часов вечера) избавившего меня за усердное покаяние от нечистого плотского движения, смутившего и теснившего меня. Благодарю Господа за мир и свободу духовную, за умирение совести.
22 августа
Благодарю Господа за избавление от скорби и тесноты во время утрени и литургии и за непреткновенное служение литургии и за причащение пречистых животворящих Таин. Тяжелы волны сластей.
Внушая блудные помыслы и похотения нечистые при воззрении на лиц женского пола диавол ругается в одно и то же время над взирающим нечисто и над особой, на которую взирает кто-либо нечисто. Так сегодня диавол ругался надо мной и над девицей умершей Екатериной. А ругающийся тайно или явно созданию ругается Создателю. Так диавол чернит и старается растлить всякое создание Божие! Надо стоять зорко на страже помыслов и движений сердечных!
Вечер. Одиннадцать часов. Благодарю Господа, избавившего меня после усердной покаянной молитвы от блудного, губительного, мертвящего душу вожделения при лукавом воззрении на девицу. Господи! Утоли пажить греховную и даждь мне целомудрие.
Благодарю Господа, даровавшего мне познать на панихиде по девице Екатерине мое окаянство, бедность, нищету, слепоту и наготу и тем умилившего сердце мое до слез и до глубокой искренности в молитве, удалившей все мечтания диавольские из сердца. Панихиду совершил без преткновения.
Если в душе есть чувственная любовь, то в ней нет места любви духовной, святой и непорочной, любви Божией: душа делается холодною к Богу и горячею к лицам и вещам тленным, которые суть ее кумиры мертвые, не могущие дать ей жизни. Итак, прочь любовь чувственная, греховная, несмысленная, мертвая и умерщвляющая внутреннего нашего человека. И какой простор для любви духовной, святой! Есть кого и за что полюбить! Как обширен, беспределен мир духовный! Какая его красота, какая святыня, правда! Какая любовь! А Сам Господь Бог безначальный, всесовершенный, всё создавший Вседержитель! Сколь неизреченна и достойна всякой любви первообразная доброта и красота, великолепие Его! Есть за что Его полюбить, за что прилепиться к Нему всем сердцем!
23 августа
Суббота. Благодарю Господа за превеликие чудеса благодати, совершенные Его милосердием и силою во время всенощной – в избавлении меня от козней и пакостей противника, от его умерщвления, давления, стеснения, смущения, когда я стоял [на средине] у Евангелия, когда читал первый час. Благодарю Господа за совершенную непреткновенно Его благодатию панихиду по девице Кошелевой и за совершение торжественно крестин в доме Цепова у мастерового в присутствии корабельных смотрителей таможенных.
Акафист Божией Матери показывает, сколько, какое бесчисленное множество неизреченных благ духовных даровано Богом чрез Нее роду человеческому и какое неизглаголенное величие и святыню соделал Ей и в Ней Высший, воплотившийся от Нее и соделавший Ее Своею Материю. Чаще читай Акафист Божией Матери. А то ненавидящий всё святое диавол поселит в сердце твоем хулу на Пречистую и Преблагословенную.
Благодарю Господа, многократно избавившего меня сегодня по молитве моей от мучительных дьявольских разжжений нечистых пред обедней (думаю я, от пива, между прочим) и во время литургии от подавлявшей тесноты. Причастился животворно после твердого и умиленного благодатию Божиею служения. Во время причащения младенцев со мною сделалось головокружение, замирание сердца со слабостию во всем теле. Я едва не упал с чашей и трижды уходил в алтарь – ставить Святую Чашу на престол и опять выходил с нею причащать младенцев. Слава Богу, прошло! Говорил громко (и, говорят, поспешно) проповедь своего сочинения. Кончил обедню хорошо: отпуст весь сказал. Панихиду без диакона непреткновенно служил вечером по Петре.
В искуплении рода человеческого воплощением, житием на земле, проповедию, чудесами, страданиями, смертию и воскресением и вознесением на небо явилась безмерная любовь, правда, премудрость и всемогущество Божие, грозная правда над диаволом и демонами, борьба, так сказать, Самого Бога с отпадшими духами; кара небесная над ними; явилась верность Божия Своим глаголам, обетованиям, пророчествам и прообразам, в Ветхом Завете бывшим, служащая верным ручательством в исполнении и всех остальных, еще не исполненных обетов и предсказаний и имеющих исполниться в последние дни. Бог верен во всем. Но мы верны ли Богу в вере, надежде и любви? Верны ли в борьбе с грехом, столь пагубным, хотя и прелестным? Верны ли Богу в брани с началами, властями и миродержителями тьмы века сего [Еф.6:12], воюющими чрез нас с Царством правды Божией и святыми, с Самим Богом? Не дружим ли мы еще с грехом чрез поблажку плоти своей многострастной и плотским помышлениям, хулам, сквернам, беззаконию? Держимся ли упования будущих событий и благ вечных неуклонно? Не живем ли только здешнею жизнию, не заботясь о будущей, о предстоящем ответе на Страшном Суде Христовом пред всеми Ангелами и людьми?
Чтобы отвлечь сердце мое от небесной любви, враг спасения моего непрестанно всевает в сердце мое земную и плотскую любовь, уязвляет жалом любви лепоты телесной, денег, одежды, алчностию к яствам и питью, жаждою отличий земных, богатой утвари в жилище и пр., и пр., или уязвляет жалом неприязни к людям, [нетерпения], зависти, гордости, охлаждает к ближнему, поревает к жизни недружелюбной, необщению и розни. Но что добро, или что красно, еже жити братии вкупе!! [Пс.132:1].
Настоящее мученичество терпеть ежедневно хулы невидимого врага в нас на Господа, на святую правду Его, на творения Его, чистые и прекрасные и премудро устроенные, на пречистую Богородицу, на святых угодников Божиих; терпеть противление правде Божией и бороться со всяким грехом, ибо злодей ко всяким грехам сильно и упорно поревает нас всякий день, понуждая грешить и идти против Бога и правды Его. Но претерпевший до конца спасется [Мф.10:22]. Терпи же, христианин.
25 августа
Понедельник. Зарекался я, окаянный и лживый, не есть мяса много раз и вчера поздно вечером опять поел, но долго от того не спал, к утру сделалась сильная похоть, едва удерживаемая. Сласти – семена рвутся вон от непрестанных сластей, употребляемых чрез уста чревом. Помилуй мя, Владыко, лживого, непокаянного, и даждь мне благодать не есть мяс; даруй мне просить Тебя о сем искренно, от всего сердца.
Вчера я разгневался вечером на слугу Евдокию и на жену за то, что первая не сказала толком, какой ответ принес дьячок Михаил от священника Преображенского.
Во время молитвы душа должна быть в созерцательном состоянии: должна созерцать бесконечное совершенство Божие, совершенства и бесприкладную после Господа святость, светлость, любовь, всюду присутствие духом, премудрость, могущество Божией Матери и совершенства святых, смотря по тому, кому молишься, кого просишь, прославляешь, благодаришь: Господа, или Божию Матерь, или святых угодников Божиих; потом надо видеть свое ничтожество, свою греховность, немощь крайнюю и по благодати Божией свое благородство, высоту, на которую возвело нас искупление Сыном Божиим, свое обожение, свои высокие дарования: сотворение по образу Божию, свои способности – разумения Божиих дел, способность чувствовать любовь Божию, благодеяния Божии, способность свободно избирать или направлять свою деятельность, мысли, чувства, созерцать бывшие, настоящие и будущие дела Божии чудные, особенно нашего рода касающиеся.
* * *
Вечер. Благодарю и превозношу и превозлюблю Господа за превеликую Его ко мне милость и за помощь по молитве моей при помазании елеем болящей Параскевы (вдовы генерала Семенова), когда вначале сердце было одето лукавством, холодною бесчувственностию, а Господь даровал мне искренность и слезное умиление; 2) за помощь при служении литургии заупокойной, когда при виде и слышании лукавого поступка настоятеля, сердце мое поревалось к злому мечтанию и тем удручало меня, а Господь по молитве моей избавил от сего мечтания и даровал мне благодать искренно совершить и непреткновенно всю литургию и отпевание раба Божия Петра (Чепарина); 3) за избавление от скорби и тесноты, постигших меня по выносе и проводах за ворота означенного покойника, когда я на окончательной литии скрал от дьявольской боязни возглас и отпуст. Я вопиял ко Господу в сердце, идучи домой, и был избавлен, – о, сладкое спасение и скорое избавление; 4) ныне, в четыре часа вечера, Господь избавил меня по молитве покаяния глубокого и неоднократного от пагубного вожделения. Единственная, нетленная, истинная и праведная сладость –Господь, Жених души моей, нетленный, прекрасный, светоносный, вечный. К Нему да прилепляется на всякое время душа моя! О, богообразная скиния души моей да сохраняется во святыни всегда. [...]
Во время всенощной на 25 августа много было искушений от врагов бесплотных, искушений острых, тяжелых, и от всех их по молитве веры и покаяния избавил меня Господь, отъяв тесноту, бессилие, срамоту и даровав пространство, мир и дерзновение. Благодарю Господа, не оставляющего меня томиться и мучиться от козней врагов бесплотных, ищущих на всякий час поглотить меня, бедного, окаянного, обнаженного всякого благого дела.
О, сколь досточтим женский пол, материя и делателище человеческого рода обоих полов! Сколь почтенно в нем для меня всё, все члены, предназначенные для принятия человеческого семени, для образования и положения маленького тела, его возрастания, питания внутри, укрепления, его исхождения по образовании или созрении, для его питания в младенчестве! Сколь почтенна для меня особенно женская душа – нежная, мягкая, чувствительная, любящая, самоотверженная, когда дело идет о сохранении жизни ребенка, разумная, предусмотрительная, когда дело идет о пользе ребенка. Но сколь унижена ныне женщина безумно самолюбованием и сладострастными мужчинами, склонными до половых наслаждений минутных, данных Творцом для высокой и святой благотворной цели, а не для увлечения и сладострастия тленной плоти, кишащей страстями различными после жалкого падения человечества. Женщина ни во что ставится, как игрушка, как сладкий плод и ниже, а не как разумно-свободное нравственное существо, сотворенное по образу и подобию Божию. Господи и Творче человеческого рода! Благодарю и славлю Тебя, яко создал еси мя чрез мужчину внутри женщины, как орудия и материи моего тела, и чрез нее воздоил меня, упокоил, сохранил, возрастил, на ее объятиях носил и научил знать и любить Тебя, Творца моего.
26 августа
Коронация. Вторник. Задал мне адскую баню наследник ада пред самой обедней по приходе моем в церковь и во время самой обедни, как вихрем охватив душу мою злобой тайной на настоятеля, весьма странно, по-видимому, поступившего со мною, ибо, увидев меня, не хотел подождать меня, чтобы я мог приветствовать его, и поспешно пошел делать входное, так что я должен был крайне спешить за ним; при чтении входных молитв моя душа была совершенно парализована неприязнию к настоятелю; я чувствовал, как дух злобы раздувал вражду, но я противился, хотя бессильно; впрочем, не отчаявался в принятии Господом покаяния моего и всю литургию каялся горячо, всем помышлением, всем сердцем, всею силою, читая искренно все молитвы, в Служебнике положенные, – и имел утешение видеть вскоре сердечными очами милость на мне Божию и прекращение дьявольской во мне злобы. Господь видел, какое было во мне покаяние, какие обеты, как я проклинал злобу, как обещал жить в любви, простоте, смирении, незлобии, без подозрительности. Причащение оживило, обновило, очистило, освятило меня, оскверненного многими согрешениями. Но и после причащения вскоре враг искушал меня сильно озлоблением на настоятеля, хотя я крепился и не поддавался, не склонялся на зло, а во время молебна опять пал в злобу тайную, когда настоятель с важностию отмахнул руку свою, в которой держал очки свои и держал их наотмашку; я зло подумал: смотрите, как он важничает! И за это опять мне была адская баня за лукавое и злое подозрение, опять парализована душа, и я не мог молиться о том, о чем был молебен, а молился только о своем помиловании и избавлении, которое и получил в самом конце молебна. После осквернения во сне особенно тяжкие бывают со мною искушения, особенно свирепствует во мне диавол. Дай Бог мяс не есть: от них сердце ужасно грубеет. Благодарю Господа, опять уврачевавшего немощь мою, очистившего беззаконие мое и отъявшего растление мое, бывшее в сонном мечтании.
Милостыня моя не чиста, не смиренна, не любовна, не усердна, не всегда, далеко не всегда охотна, горька, груба, нередко надменна, не от веры, не от надежды, не от любви христианской. Благословение, мною преподаваемое, не благословение, а злословие – неохотное, нерадивое, неверное, не смиренное, гордое, нередко презорвивое, торопливое. Господи, помилуй!
Тщеславный и роскошный не может благо творить, ибо ему деньги [нужны] на предметы роскоши и тщеславия: на квартиру богатую, на одежды нарядные, на модную мебель, на изысканные яства и напитки; сребролюбивый не может благо творить, ибо ему надо будто бы деньги копить, хотя не знает, кому и на что; маловерный, свободномыслящий не может благо творить, ибо говорит: мое принадлежит мне и никому другому; гордый не может благо творить, ибо не удостаивает и взглядом меньшую братию; блудный не может благо творить, ибо ему деньги нужны на блудниц; чревоугодный не может благо творить, ибо жадное чрево требует постояно от него больших жертв, у него бог чрево и он не знает Бога милосердия и щедрот. Так самолюбивая, многострастная, богопротивная плоть наша всё влечет к себе, все блага земли и безжалостно отталкивает от себя подобных себе человеков, имеющих одинаковые нужды и потребности, приобретает и скопляет у себя далеко сверх потребности, иногда несметное богатство благ земных, а бедным уделять не хочет. Таковым суд будет без милости на Суде всемирном [Иак.2:13]. Но пощади меня, Господи, безжалостного и жестокосердого, скупого, сребролюбивого, сластолюбивого, тщеславного, роскошного, лицеприятного, нерадивого, ленивого, завистливого, злого, подозрительного, честолюбивого, гордого, лукавого, недоброжелательного, зложелательного, злорадливого, малодушного, подобострастного, боязливого, блудного, алчного и тьмой других страстей подверженного, и избави меня от всех их ради милости неизреченной, и добродетелями всеми душу мою украси, да буду раб Твой истинный и храм Твоея славы, Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Разве рука Господня оскудевала когда, что ты боишься и скупишься, жмешься подавать нищим и яришься на них всегда, и поносишь, и огорчаешь? Ведь Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Небесного [Мф.18:10] и порицание и обиды твои принесут к Нему на суд, представят пред Лице Его и на тебя возопиют за них, ибо они благи и любят вверенных их руководству. Согрешил я пред Тобою, Господи, и пред Пречистою Материю Твоею, и пред Ангелами славы, и пред нищими Твоими, и пред всеми людьми: помилуй мя, вопию Тебе от всего кающегося сердца моего и молю: научи мя подавать в простоте, миловать в добром изволении, в уповании на Твою милость и щедроты.
Десять часов вечера. Благодарю Господа за избавление от тяжелоносных и смертоносных волн сластей, в которые я впадаю навыком лукавым, особенно чрез чревоугодие! Я трижды сильно каялся Господу – и на третий только раз Он спас меня от адской тесноты. Слава, Господи!
27 августа
После обедни. Сегодня я был в сильном чистительном огне, пред самою обедней и в начале ее. Дело в том, что я, идучи на почту с письмом весьма торопливо и слыша за собою скорые шаги нищего мальчика лет десяти, не велел ему идти за мною с прочими нищими, а он шел, и я, оглянувшись и остановясь, в досаде и гневе выдрал его за ухо. Но на этой досаде поймал меня супостат диавол, вошел в мое сердце и стал крепко жалить и палить меня. Я стал каяться, подходя к почте; вышедши с почты, идучи в церковь к обедне, в самой церкви припадал часто к святому престолу, облачась в [священнические] одежды, совершая проскомидию. Наконец Господь за великое покаяние, за твердую веру и надежду избавил меня от адского огня. Обедню служил непреткновенно, причастился чудно, животворно.
Богослужение Православной Церкви есть ежедневное, непрестанное общение членов Церкви земной с Главою Церкви и купно с Пресвятой Троицей, и Пресвятой Госпожой Богородицей, и со святыми Ангелами, и святыми угодниками Божиими, общение молитвы, покаяния, славословия, благодарения, или совершение пречистых пренебесных Таинств, служащих к очищению, освящению, примирению, обновлению, есть служение примирения людей с Богом Кровию Сына Божия. Это общение питает и возвышает наш дух, укрепляет духовный союз наш с небожителями, низводит до нас их ходатайство пред Богом, утверждает нашу веру, надежду и любовь, наше чаяние воскресения общего всех человеков, будущего Суда и будущей жизни.
В молитвах литургии выражается величие Таинства Тела и Крови Господней и нашего недостоинства, то есть нас, совершителей Таинств; служащий постоянно находится в сознании своего недостоинства, и своих немощей, и Божия неприступного величия, и Божией святости и правды. В молитвах литургии испрашивается благодать для достойного совершения Таинства и неосужденного причащения священнослужителей и мирян, выражается любовь ко всему миру, ко всем христианам, живым и умершим, любовь к святым, сущим на небеси. Священник должен быть ангелом бесстрастным, весь горе взятым, весь огнем, пламенем любви к Богу и к людям.
28 августа
На ночь и особенно в постный день отнюдь не пей молока без крайней нужды, то есть только тогда, когда оно нужно будет как лекарство. Молоко возбуждает сильно похоть, как это и было прошлою ночью. Диавольское мечтание сонное едва не вовлекло меня в грех; я скоро проснулся и крестным знамением убил страсть. Слава Богу! Слава силе Креста Его!
После утрени... Во время утрени я перенес с Божией помощью убийственную огненную канонаду диавольскую; началась она с приходом настоятеля в церковь, когда я говорил заключительную ектению на полунощнице: я смутился и испугался при виде его и познал, что это диавольская кознь надо мною: враг поймал меня на неприязни к настоятелю, который нередко выражал свою вражду благочестивым, простым людям, послушающим меня, да и мне самому в лице их; я познал, что враг играет моим сердцем подобно тому, как играет им по поводу зрения с вожделением на женскую красоту, и что надо благодатию Божиею победить его и его злое во мне мечтание, его боязнь, его козни, его насилие, потушить его запаление огненное, адское. Благодатию Христа Бога, к Которому я прибегал в это время в покаянии, я отчасти достиг победы, хотя уже после того, как настоятель ушел из собора. Тяжело молиться с неблагочестивыми и вольномудрствующими, с богатыми, надеющимися на свое богатство (каков и настоятель) и презирающими бедность и бедных. Трудно побороть неприязнь к ним, хотя они и имеют некоторые похвальные качества, ибо зло скорее бросается в глаза и охватывает душу неприязненным чувством. В борьбе я сегодня изнемогал, особенно во время великой ектении после шестопсалмия, изнемогал по причине вчерашнего чревоугодия у Осетровой Матроны Федоровны (чай сладкий с пирожным скоромным в постный день – в среду) и дома (чашка молока выпита мною). Да, нарушение поста не проходит мне даром: оно влечет собою горькие последствия – преобладание надо мною страстей и диавольских козней. Господи, помилуй мя, много согрешающего Тебе на всякий час.
На панихиде у Архипия Козмина (98 лет) меня крайне удручало греховное дьявольское терние, не дававшее мне выговаривать слова ектении; только на последней (третьей) я одолел вражию злобу [...] и выговорил с чувством ектению и молитву, возглас и отпуст. Пред обедней и во время обедни то же терние бесовское надоедало мне убийственным бодением и дручением; я каялся и молился (между прочим, в скупости и жестокосердии, что от нищих убежал), и Господь принял молитву мою и мало-помалу умиротворил меня, и я служил обедню непреткновенно. После обедни бросились за мною нищие, я некоторым подал, а другим отказал с некоторою досадою, и опять теснота, опять скорбь, опять сердечная смерть. Подал наконец нищему у моста [докового] (тридцать пять копеек на опорки), отлегло. О, какое бесстрастие требуется от священника! Какая возвышенность мыслей, чистота сердечных движений! Служа соединительным звеном, соединяющим земное с небесным, он должен быть сам небесный человек, только телом касаясь земли, а сердцем и душой весь простираясь в небеса и пребывая на небе. Он стоит так часто у престола славы Божией, приносит к нему нужды и грехи всех людей, ходатайствует о всем мире; совершает пренебесные, пречудные, Божественные и обожающие страшные Тайны Христовы, он отрождает водою и Духом, возлагает печать дара Духа Святого, разрешает и связует грехи людские и самого державного, он благословляет союз мужа и жены чадотворения ради, он должен быть врачом людей душевным и телесным, утешителем печальных и скорбных, защитником невинно гонимых, особенно вдов и сирот, помощником для всех. О, как должен быть высок духом и горяч любящим сердцем священник! Он должен быть ангелом на земли, достойным по степени звания Христова, звания пастыря, священника, отца, судии, заступника, миротворца, врача, питателя.
* * *
После всенощной. Благодарю Господа, избавившего меня во время всенощной четырежды от лютых теснот и скорбей по усердной молитве и вере моей и покаянию моему; я был как в клещах у адского змия и всё из-за житейского пристрастия, недовольства своим состоянием и недовольства действиями своекорыстными отца настоятеля и отчуждением своих интересов от интересов братии, которая работает Богу и людям более всех в его же пользу. Но в более мучительных клещах вражиих я был пред панихидой и во время самой панихиды в доме Голубева по Архипию Кузмиче, старце 98 лет, и тоже из-за неприязни и зависти к настоятелю, который в это время делал торжественный вынос с факелами какого-то Арбури, на панихиды ходил один и к последней панихиде в соборе никого из братии не приглашал; а панихида была с полным освещением (всех паникадил). Раскаялся я всем сердцем и всей силой в своей зависти, в своем рвении и неприязни к настоятелю, в своем безумстве, в своем недовольстве, положился во всем на Господа, Который печется о нас, как и пекся дивно, благостно всегда. Познал я опытом, сколь тяжек грех недовольства, зависти, уныния, которые происходят от скудости веры и упования в сердце, от нашей алчности и ненасытности. О, как грех истаивает134, измождает, расслабляет, омрачает, губит душу и тело! Он не щадит никого; если меня не щадит, то конечно не щадит и всякого грешника, кто бы он ни был, – и настоятеля нашего, и его тнит135 и тлит, мучает, расслабляет, омрачает, бесчестит, умерщвляет – и потому, избави Боже, от безумия завидовать согрешающему брату, обидчику ли и корыстолюбцу, или пьянице, или прелюбодею, или богачу, или вельможе, или начальнику согрешающему. Довольно с них своей беды от греха, тли, мучения совести, беспокойства, недовольства самим собою. Надо жалеть людей, упоенных своими грехами непрестанно и не чувствующих своей бедности, своего окаянства. А я да уповаю во всем на Господа, яко Той печется о нас всех [1Пет.5:7].
Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящим беззаконие. Зане яко трава скоро изсшут, и яко зелие злака скоро отпадут. Уповай на Господа и твори благостыню: и насели землю, и упасешися в богатстве ея [Пс.36:1–3].
Не прелюбодействуй [Исх.20:14]. Ты, прелестник, на что посягаешь? На эту добрую, нежную, чувствительную материнскую природу, на этот священный храм любви, на эту будущую мать? Как же ты оскверняешь святыню, какое сердце заражаешь дьявольским ядом? Какого сокровища, сокровища чистоты и невинности, ты лишаешь это слабое существо? Горе миру от соблазнов... кто соблазнит одного из малых сих... [Мф.8:7–6].
Михаилу Фиделину письмо непременно.
Всегда исповедаяся тайно Богу и отступити от злых обещаваяся, и на кийждо час согрешаю136... Так, исповедаясь в чревоугодии, в этом ежедневном идолопоклонстве, я продолжаю, окаянный, доселе угождать чревному бесу. Доволни сущими [Евр.13:5], по Апостолу, то есть тем, что Бог дал и дает, не жадничая большего, ибо Сам Господь говорит: не оставлю тебя и не покину тебя [Евр.13:5]. Довольство настоящим есть тихая пристань, в которой покоится наша душевная ладья, а недовольство производит великие смущения и беспокойства.
Око Господа выну зрит на тебя – око Владычицы на тебя. Помни это всегда и бойся всякого греха, помни это и молись всегда искренно, горячо. Помни это и усердно делай добрые дела, пока время есть: приидет нощь, егда никтоже может делати [Ин.9:4].
29 августа
Благодарю Господа за преславные чудеса Его милосердия и силы во мне грешном; поутру одолело меня сегодня пагубнейшим образом диавольское злое мечтание, злая подозрительность и злоба к настоятелю отцу Павлу при выносе тела Архипа Кузмича Екимова, и я враждебно смотрел на него, и, когда он сказал мне, чтобы я отслужил общую панихиду в соборе по воинам, на брани убиенным, я принужденно, неискренно, презорливо и зло сказал: хорошо-с. После чего еще сильнее одолела меня злоба. Но тотчас же я стал сокрушаться и каяться в грехе своем, в нарушении закона любви, в последовании злобе диавольской, моля Господа о помиловании, о восстановлении во мне любви, о потреблении зла, о восстановлении и очищении душевной скинии моей, разрушенной, оскверненной; шел дорогой и каялся, но помилования и оживотворения не ощущал; когда же пришел в Андреевский собор и стал делать входное правило пред царскими вратами, каясь искренно, вдруг Господь явил во мне милость, разрушил смерть и даровал жизнь, мир, тишину.
Увы! Я мертвый и паче всех смердящий всякими страстями грешник! Сколь я немощен! Сколь беден, окаянен, нищ, слеп и наг! Всех смиреннее, кротче, ниже должен я быть и всем служить во искупление грехов моих!
* * *
Во время обедни я стоял и молился, как воскресший мертвец, как чудо милосердия Божия; молился покойно, пространным сердцем, с дерзновением и страхом, как бы опять не поскользнуться и не пасть в грех зла. Причастился к оживотворению, исцелению и дерзновению моему. Возглас на отпевании Владимира Арбури сказал весь громко. На молебне у Александры Петровны Мурашовой в Гостином дворе искушения претяжкие, противление бесовское громадное, я не мог выговорить многих речений. В доме Григория Т.
Сидорова на молебне чувствовал себя свободно, но и там малое преткновение: бес блудный крайне ярился на меня, свирепел, борол изо всех сил. На молебне в минной мастерской противление врага громадное, но наконец благодатию Божиею я одолел, возведши очи в горы, отнюдуже прииде помощь моя [Пс.120:1], громко прокричав молитвы водосвятную и благодарственную. Враг убежал. За всенощною несколько раз чудеса милосердия силы Божией во мне (пред паримиями).
Светские люди, или большая часть их, и многие, многие священные, то есть из духовенства, работающие миру и плоти и суете житейской, не испечены на огне искушений, не очищены, не просвещены, не утверждены и потому недостойны Бога, от них же первый я. Ибо грех облагает как чешуею души их, как мрачным облаком проникает их, как смрадный воздух. Но, когда искушения частые и сильные как огнем искусят их, очистят, просветлят, отделят нечистоту греха от души, от всех сил ее и от всех телесных органов, тогда она делается приятною Богу и Господь вселяется в ней, как в Своем доме. Ибо сказано: Мы придем к нему и обитель у него сотворим [Ин.14:23]. Или: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом ... и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель [2Кор.6:16–18].
* * *
Вечер. На вечерней панихиде Параскевы Ал. Семеновой благодатию Божиею я дерзнул и выговорил на окончательном пении ектении весь возглас: Яко Ты ecu воскресение... И как мне было весело, отрадно, что я одолел прелесть вражию! Слава Господу, водерзновившему меня, малодушного и боязливого!
Слава Богу! Я видел настоятеля во время всенощной в общении с нами, то есть стоящим в церкви.
Пред волей Божией, святой, всеблагой, премудрой, совершенной, животворной, мы, человеки, должны всегда благоговеть и всеми силами стараться ее исполнять и других понуждать и убеждать к исполнению ее. Воля Божия есть освящение ваше... [1Фес.4:3]. Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш [Лев.19:2]. То, что не воля Божия, есть беда и гибель.
О, высота, высота, на которую возвел и возводит нас, верующих, Господь Иисус Христос Своим вочеловечением! О, блаженство неизреченное, которого удостоит Он любящих Его и исполняющих заповеди Его! О, блаженное бессмертие, о вечное ликование со святыми в облаках небесных, которое многие уже получили, хотя не вполне до общего воскресения, и другие еще ожидают его и вторят ежедневно: Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века137. О вера святая, православная, сколь ты утешительна, сколь ты драгоценна для человека, живущего здесь, на земле в кровавой борьбе с грехом и диаволом, в злостраданиях непрестанных, в скорбях и печалях, часто в трудах изнурительных и неблагодарных. О, да держимся тебя всем сердцем, всем помышлением, всею силою души и да прибегаем к утешениям твоим непрестанно, к твоей всесильной помощи.
31 августа
Одиннадцать с половиной часов утра. Благодарю Господа, сию минуту избавившего меня от величайшей, смертельной тесноты и скорби, в то время когда я молился о смирении гордыни и низложении лукавства и злобы дьячка Дмитрия Каменоградского, да не бросает на меня дерзких взоров, да ведает чин иерейский и свой малый чин, да в мире служим Господу при взаимном уважении и почитании и взаимной любви. По гордости и приветов не хочет делать священнику, не снимает фуражку, ожидая, чтобы ему вперед кланялись. Пошли ему учителя, Господи, егоже Сам веси, да научит его, како подобает ему в Божием дому жить и иерея чтить.
Благодарю Господа за превеликое избавление от такой же тесноты пред ранней обедней по поводу того же дьячка: я покаялся в своей неприязни, моля Господа дарованной мне быть любви, смирению и незлобию, и Господь помиловал меня, даровав мне мир, дерзновение и пространство и доброе служение ранней обедни и животворное причащение Святых Таин.
Три часа пополудни. Благодарю Господа, избавившего меня от величайшей прелести обаяния вражия женскою красотою у Бойля и от смущения и бессилия в выговаривании ектении заупокойной по рабе Божией Варваре, матери Бойлей (74-х лет), и даровавшего мне мир, силу и дерзновение непреткновенно совершить остальную часть панихиды с молитвою Боже духов и всякия плоти! Благодарю Господа, отразившего от сердца моего прелесть блудную.
И еще благодарю Господа, великою милостию помиловавшего меня в казенной квартире матросской жены Марии Евграфьевны, избавившего меня от скорби и тесноты, коими удручал меня враг еще на панихиде у Семеновой (генеральши) по неимению диакона на соборной панихиде (Салтыков и Корольков священники) и неговорения мною по бесовской боязни ектении. Благодарю Господа, избавившего меня от великой блудной прелести, увлечения и сильного волнения любострастного, когда одна женщина рассказывала мне о насилии, сделанном ей от одного сторожа в прачечной; это происходило вместе и от вина и разных сладких пирогов, которые я кушал в довольном количестве у Марии Евграфьевны. Молитва покаяния и омерзение избавили меня от волнения скверного. Благодарю Господа, избавившего меня в попечительстве (при служении у письмоводителя Петра Яковлевича молебна) от смущения и слития слов на молебных ектениях и молитве по причине моей нетрезвости и даровавшего мне силу и дерзновение и мир совершить молебствие непреткновенно.
Каких стрел, какого яда диавол не пускает в мое сердце?! То красотою женских лиц уязвляет, то видимою важностию лиц властных или богатых, освященных, ученых, изящно одетых и пр., то мишурою и блеском человеческих отличий, то призраком денег, то своего наряда. И всё-всё мечтами своими смущает меня, иногда приводя мне на память, чтобы смутить меня, малодушного, бывшие вины мои, в коих я давно раскаялся и коими я единому Богу согрешил. Только на молитве с простыми людьми я спокоен от диавольских козней и молюсь без боязни и искушений.
Одиннадцать часов вечера. Благодарю Господа, сейчас избавившего меня от блудного, тяжкого, смертоносного вожделения при помышлении о девице. Искренним, всесердечным покаянием и молитвою веры Господь избавил меня от греха тайного. Слава Господу многомилостивому, благопослушливому, благоуветливому и благопременительному.
Все усилия враги бесплотные направляют к попранию, искажению, поруганию в нас образа Божия, всевая в нас для сего все страсти плотские: плотоугодие, сладострастие, чревоугодие, пьянство, сребролюбие, честолюбие, зависть и пр. Потому слово Божие внушает нам для восстановления в нас освящения и утверждения образа Божия попирать все страсти плотские и проводить жизнь духовную, добродетельную, в молитве, воздержании, чистоте и целомудрии, смирении, незлобии, послушании, терпении и пр. добродетелях. Христиане! Горе сердца! Противитеся диаволу, и убежит от вас [Иак.4:7]. Огребайтеся от плотских похотей, яже воюют на душу, по совету апостола Петра [1Пет.2:11].
Самоуважения нет у меня при богослужении, совершаемом при большом стечении народа, особенно образованного или богатого и знатного люда, а бывает вместо того робость, самопринижение, самостыдение, боязнь людей; [это] во всем вредно действует на меня и на окружающих, потому что смущает меня и их; а между тем священнику именно нужно самоуважение и самообладание и всегдашний подъем духа, а не упадок, возвышенность духа над всяким людом. Ведь священник не напрасно называется владыка – его дух должен быть владычественным, а не раболепным и боязливым; грехи его судит Бог, а не народ.
Святейший Синод и архипастырь мой судии мои, а не я их судия. Благоговей всегда пред Святейшим Синодом и своим архипастырем и молись за них горячо, когда совершаешь литургию или другую какую службу, и Бог благословит тебя.
* * *
Зрак (церк.-слав.) – вид, образ.
Пиво (церк.-слав.) – питье, напиток.
Молитва «Благодарю Тя, Господи Боже мой, яко не отринул мя еси грешнаго» из благодарственных молитв по Святом Причащении.
Декокт – отвар из лекарственных растений.
Тропарь преподобным общий, глас 8-й.
Испразднити (церк.-слав.) – уничтожить, опровергнуть, опустошить.
Истнити (церк.-слав.) – истоптать, сокрушить в прах.
Тнити (церк.-слав.) – разрушать.
Молитва святителя Василия Великого от оскверения во сне.
11-й и 12-й член Символа Веры.