Октябрь 1880 г.
1 октября
Я обижаюсь и возмущаюсь несправедливостию ко мне людей, их неприязненным ко мне отношением (настоятеля), значит, я не имею еще в себе духа Христова, духа любви, вся терпящей, не мыслящей зла, не раздражающейся, вся покрывающей; еще во мне дух мира, дух злобы, гордости, самолюбия. Помилуй и исправи мя, Владыко Господи! Исполни сердце мое любви ко врагам, да буду Твой раб. Научи меня терпеть неприязнь и обиды людские. Вот Ты изменил сейчас сердце мое, исполнив его мира, тишины, свободы, кротости, незлобия, любви. Слава чудесам милости Твоей, благодати Твоей во мне, Господи!
После ранней обедни. Величайшая напасть была мне от духов злобы в конце утрени и особенно во время ранней обедни из-за отца Павла отчасти, потом из-за Ирины Гарбко, казавшейся мне гордой крайне, на которую по диавольскому действию тоже озлобился тайно, и из-за дьячка Михаила Алексеевича, уходившего не вовремя. О, как я ежился, вертелся; какая теснота, скорбь! Какое мучение! Только причащение Святых Таин избавило. Беда из-за пресыщения у Михаила О. Бритнева и ранее.
2 октября
Утро. Благодарю Господа, избавившего душу мою от мертвых страстей (злой подозрительности относительно отца Павла), лишь только я стал читать канон в церкви за утреней апостолам, святителю Николаю, святому мученику Киприану. Богослужение нашей Церкви – воистину живая вода, напояющая души наши, умерщвляемые страстями нашими, нещадно борющими нас и уязвляющими по подобию жала змиина.
Согрешил я пред Богом, не удовлетворив нищего.
Согрешил я пред Господом, пред Богоматерию, пред Ангелами и святыми угодниками и пред всеми людьми, презрев Христа Бога в членах Его – в нищих людях Его, когда приходилось мне слышать их частые, неотступные просьбы о помощи в разных нуждах их, что без сочувствия и сострадания, без усердия и смирения, без кротости и тихости сердца, напротив, неохотно, принужденно, с гордостию, с раздражением и яростию, скупо, а не щедро подавал милостыню многим нищим с словом неверия, ропота, досады, презорства и злобы.
Согрешил ко Господу, презрев главизну закона – любовь к ближнему и быв самоугодником страстей и похотей своих, самоугодник гордости, злобы, зависти, сладострастия, сребролюбия, лукавства, подозрительности, суетности, тщеславия, подобострастия человеческого, лицеприятия, человекоугодия, ложного стыда, ложной боязни и человеческого страха, вместо того чтобы иметь в сердце только страх Божий; раб лености, нерадения, непокорства. Во всех сих и иных бесчисленных согрешениях еще и еще каюсь милосердому Господу и милости и оставления прошу всех содеянных мною грехов и хощу исправления всего злого моего жития. Начать нужно с презрения своей страстной плоти, из-за которой я столько раз без числа презирал заповеди Бога моего, живоначальные и всеспасительные. Молю Господа даровать мне любовь нелицемерную ко всем: к бедным и богатым, простым и знатным, больным и здоровым, печальным и радостным, благообразным и неблагообразным, неразумным и мудрым, грешным и праведным, наипаче когда совершаю службу Богу и по готовым молитвам приношу Господу моления о людях.
Священник, служащий на земле небесному, проповедующий небесное учение, совершающий пренебесные Тайны Крещения, запечатления Духом Святым чрез посредство святого мира, Тайны Пречистого Тела и Крови и прочие Тайны, не должен иметь ничего общего с грехом, с земными страстями и привязанностями, привычками, с земною любовию, но должен быть весь небесен, свят, богомыслен, созерцателен, весь объят любовию божественною и любовию к ближним, любовию нелицемерною, вмещающею нетесно всех людей. А так как настроению такому и такому духу евангельской любви препятствует многострастная плоть, то надобно ее умерщвлять, или распинать со страстьми и похотьми.
Слава Тебе, Богу Избавителю и Спасителю моему, туне мя спасающему на всякий день.
Слава Тебе, изливающему на меня щедроты Свои на всякий день и являющего промысл Свой о нищих чрез меня, хотя и недостойное, неверное (увы мне!) орудие Твоего к ним милосердия, посылая для них нередко обильную милостыню.
3 октября
Окаянный я человек – впал с самого утра в грех гнева и ярости и ругательства на двух нищих, коих я обозвал арестантами и коим много говорил в ярости неподобающего. А ведь они – братия мои и члены Христовы, соискупленники, сонаследники Царства Божия; если они с немощами, то и я паче их. Огорчил я человеколюбную утробу Владыки Господа Иисуса Христа и опечалил Духа Святого Утешителя, ибо, вместо того чтобы утешать добрым словом и милостынею доброхотною, усердною, смиренною, я крайне опечалил их. Но принял Господь усердное и слезное мое покаяние и помиловал меня, печаль претворил на радость, огнь на росу, смятение на мир, тесноту на пространство, уныние на дерзновение. Слава многомилостивому, благопослушливому, скоропослушливому, благоуветливому и благопременительному Богу нашему!
4 октября
Суббота. После утрени. За мое жестокосердие, скупость и тайное озлобление на нищих и презорство к некоторым из них я жестоко, поделом наказан продолжительным дьявольским наваждением и мучением, от которого я избавился после усиленной молитвы и покаяния и припадания к святому престолу в Петропавловском приделе. Тяжело было мне до того, что я метался как угорелый. Но сколь мне стало благо, когда Господь помиловал меня и избавил от духов злобы, даровав мне мир, прохладу, пространство, дерзновение, свет, услаждение духовное! После этого я читал и пел канон торжествующим духом. О, страсти, страсти! О, ловец душ человеческих на погибель их, ловец всезлейший, вселукавнейший! О, мытарства воздушные диавольские, прегорькие и ужасные! И здесь, на земле, при жизни нашей временной душа истязуется на этих мытарствах и может судить по нынешним истязаниям о тамошних, за гробом! Люты, люты они! спасайтесь, братия!
Со времени грехопадения первых человеков в природе человеческой произошло пагубное двойство: грех заразил всё существо человека, возобладал им, обессилил, обезобразил, помрачил умный, прекрасный, благой, светлый, могучий образ Божий и теперь не живет во мне, то есть во плоти моей, доброе... в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и пленяющий меня законом греховным (законом самолюбия, сластолюбия, невоздержания, тщеславия, гордости, зависти, злобы, непокорности, своенравия, лености, нерадения, лицеприятия, лицезрения, лукавства, неверия, отчаяния), находящимся в членах моих [Рим.7:18,23].
Чтобы угодить Богу живота моего, я должен умерщвлять и порабощать тело мое [1Кор.9:27], распинать плоть свою со страстьми и похотьми [Гал.5:24], иначе собственное тело мое погубит мою душу бессмертную, заразит ее существо богопротивными грехами и вринет в смерть временную и вечную.
Сколько страстей в грехолюбивой плоти моей и как зло, назойливо, упорно препятствуют они спасать мне то, что во мне по образу Божию (душу бессмертную), любить всем сердцем, всем помышлением и всею силою Господа Бога моего и ближнего моего чистою, высокою, бескорыстною, совершенною любовию! Плотоутодие – это идолопоклонство, это бешенство, это постоянное беззаконие, богопротивление, угождение диаволу, воцарение диавола во внутренностях своих, насаждение всяких нелепых, нечистых, богомерзких страстей, рассадник тления, болезней, уготовление себе огня вечного, искоренение любви к Богу и ближнему, противуестественное слияние с миром и его тлением и всяким беззаконием. Потому надо презирать, ненавидеть плоть. Ненавидеть всё, что она особенно любит, к чему пристрастна, чтобы возлюбить единого вечного Бога, вечную жизнь нашу, как возлюбили Его апостолы, пророки, мученики, иерархи, преподобные и все святые всецелою любовию души, безраздельно, без недостатка, не раздвоенно, но единою душею, единым сердцем.
Лукавый душегубец диавол крадет на всякий день наше спасение, отвлекая нас от дел богоугодных, от дел христианского звания, не попуская приносить плоды покаяния разными способами: чрез плотоутодие, чревоугодие, лакомство и пьянство, чрез сребролюбие или корыстолюбие и наживательство, чрез страсть к азартным играм, к театру, к чтению пустых светских книг, чрез страсть к нарядам, к праздной жизни, чрез долгий сон (как любят светские барыни), чрез страсть к разным развлечениям, чрез удаление от церковного богослужения и проповеди, от молитвы вообще и чрез отвращение от чтения Евангелия и книг духовного содержания. (Чем занимаются в праздники и ежедневно наши светские и военные люди, особенно выскопоставленные? Игрою в карты.)
Так сегодня (4 октября) воззрел лукаво на выпуклые части груди девы и соблазнился, или внес в сердце душетленный яд блуда и смерти.
Заметь, настоятель главного градского храма должен дать силу благочестию всяким образом, особенно проповедию неумолкаемою, искоренением душетленных обычаев противохристианских (пьянство, картежная игра, разврат повальный, театр), распространением книг духовного содержания, развитием охоты к духовному чтению.
Воин Христов, воюй добре, непрестанно. Возделывай усердно ниву сердца своего добрыми семенами. Засевай ее непрестанно; дурную траву всеусильно исторгай с корнем, выжигай ее. То же делай и в порученных тебе людях.
Помни хорошенько девятый член140, помни единство Церкви небесной и земной под единою Главою Христом во едином Духе Божием – помни и размышляй, как это единство и общение выражается постоянно во всем богослужении нашей Православной Церкви (в службах суточных, по числам месяцев и годовых), как мы ежедневно в общении со святыми, украшающими и просвещающими твердь141 церковную и полноту Церкви.
Борись не унывая с лютым миродержцем диаволом и всемирным борителем и искусителем. Ты не один – с тобою Господь, Подвигоположник и Мздовоздаятель, Матерь Божия, Бесплотные Силы благие и лики142 святых; они молятся за тебя, готовы помогать тебе. Ты сам немощен, но они сильны и всесилен Бог и всеблагомощна Царица Богородица. (Но каково жить по-евангельски и бороться с всемирным борцом лютеранам, англичанам, не имеющим помощников и сотрудников на небе, не признающим нужды в их ходатайстве (святых Ангелов и святых угодников Божиих)?)
Враг старается погрузить всегда в глубину отчаяния и всеконечного расслабления душу нашу, внезапно запиная ее и погубляя по причине житейских пристрастий наших. Поэтому всегда нужно быть на страже своего сердца и не давать врагам мысленным запинать душу. Должно всегда молиться и не унывать [Лк.18:1]. Господь близко [Флп.4:5].
5 октября
Десять с половиной часов вечера. Благодарю Господа, сейчас избавившего меня по молитве покаяния от похотения блудного в сердце всепагубного. О, сколь мучительно греховное господство! О, сколь сладко Господне прощение и очищение!
Благодарю Господа за избавление от искушений и за помощь свыше при служении литургии и сказывании проповеди и за хорошо, бодро, с достоинством служенные молебны у офицера Адамовича и купца.
6 октября
Утро. Благодарю Господа, удивившего на мне сейчас превеликую Свою милость в избавлении меня от великой скорби и тесноты, постигших меня праведно за жестокосердие к бедным, просившим денег на дешевую обувь, коим я отказал; когда же я искренно покаялся, Он, премилосердый и прещедрый, благопослушливый и благоуветливый, простил мне грехи мои и даровал мне мир, дерзновение, пространство сердечное, жизнь вместо смерти.
Благодарю Господа за дарование мне благодати совершить непреткновенно Божественную литургию в Успенской церкви (начал в девять часов) и причаститься животворно Святых Таин и победить упорство дьявольское, наносимое им на душу мою малодушие, уныние, отчаяние, боязнь, страх. На великом входе непреткновенно выговорил В первых помяни, Господи, Святейший Правительствующий Синод тоже, хотя с усилием. Против насилия нужна всегда сила благодати и свое усилие. Аминь.
* * *
Вечер. Благодарю Господа, избавившего меня по молитве покаяния моего усердного, глубокого, разумного, сердечного от великой скорби и тесноты, постигших меня за скупость и жестокосердие к бедным, за мое неверие и маловерие, гордость и злонравие, и даровавшего мне мир и дерзновение с пространством.
Это было на пути от вдовы Уваровой больной к Гречухиным в домике Синебрюхова в Березовой улице. Слава Господу! Благодарю Господа за избавление от скорби и тесноты вследствие покаяния моего, когда я, поползнувшись тайно к сладострастию от пристального взирания на лицо и в глаза девице и от того смутившись и уязвясь в душе и в скорбь впавши, молил Господа помиловать меня, избавить от прелести, от яда, тления и мерзости и даровать мне мир, свободу, дерзновение. Получил. Слава Господу!
7 октября
Не хочешь, чтобы о тебе думали или говорили худо другие – и ты не думай и не говори худо о других, не имея к тому справедливого повода или действительной причины со стороны тех, которые действительно поступают худо или мыслят худо и говорят худое. Подозрительность касательно людей в чем-либо худом без действительной причины – грех. Человек может нередко свои мечты, мечты своего порочного и злого сердца или воображения, приписывать другим и чрез то иметь к ним недобрые отношения.
Десять часов. Благодарю Господа за избавление от поползновения блудного, дарованное мне милостию Его за искреннее мое покаяние, за дарование мне мира, свободы, пространства, дерзновения, животворных струй.
8 октября
Благодарю Господа, избавившего меня по молитве моей от похотения злого, то есть от неприязни к настоятелю отцу Павлу за его безмерное корыстолюбие и жестокосердие, соединенное с презорством и гордыней относительно нищих и всех малых нравственно и бедных или небогатых людей, и за крайнее подобострастие и потворство к богатым и знатным. Я тайно покаялся, осудил себя за безумную неприязнь и за подобные же бывающие иногда и во мне страсти и недостатки, и Господь сейчас помиловал меня, даровав мне мир и добрую совесть.
Вечер. Благодарю Господа, избавившего меня от духовной смерти, упадка духа, смущения, скорби и тесноты, постигших меня за пожелание во время молитвы части денег в свою пользу, ожидавшихся за молебен у Андрея Семенова (я служил один, без дьячка). Тайно помолился я пред святыми иконами Господу Богу, и Господь помиловал меня. Потом я смутился тем, что настоятель не записал денег за обручение у Кудрявцева дочери с Неустроевым, и потом и из-за нищих смутился. Покаялся и помилован!
Дома поздно вечером в восемь часов Господь избавил меня за покаяние от нечистого движения сердца от пристрастного и сладострастного воззрения на девицу.
9 октября
По утрам отнюдь не надо мне есть, особенно черного хлеба и молока: это отягощает и клонит ко сну, не дает заниматься умственной работой.
Вечер. Тяжко и продолжительно был я наказан от правосудия Божия оставлением Его благостию и благодатию чрез предание врагу человекоубийце раз и два: на первый раз меньше, на другой – больше и тяжелее; в том и другом случае за скупость и жестокосердие к бедным бесчисленным. В первом случае мучился пред самой вечерней и во время ее, но за покаяние и усердное припадание многократное с верою к святому престолу помилован и получил мир.
Во второй раз после крестин у Смирнова в Новой Павловской улице, когда я вышел из дому и пошел домой, а за мною погнались нищие взрослые, молодые и не отставали от меня; я городовому стражу велел взять одного нищего, более всех надоедавшего, велел с негодованием и озлоблением; после этого я крайне был смущен и уязвлен в душе, как бы огонь палящий адский был во внутренностях моих; мне было горе, и я всем сердцем каялся в самолюбии, жестокосердии, скупости, сребролюбии, сластолюбии, злобе, гордости, неблагодарности, злонравии, лукавстве, нечувствии, несострадательности, лицемерии и лицеприятии, изнеженности, роскоши, тщеславии, многопопечительности, лености, нерадении, зависти, непокорстве, своенравии, неверии, ненадеянии, нелюбви. Долго я каялся со слезами, ходя в церковном садике, и наконец Господь помиловал меня, когда я искренним, глубоким покаянием истнил143, так сказать, свои грехи, и даровал мне мир. И сколь сладок мне был этот мир, это пространство сердца!
О, благодарю многомилостивого Господа!
Десять с половиной часов вечера. Согрешил пред Господом, Богоматерию, святыми Ангелами и всеми святыми, укорив нищего и назвав его лентяем в гневе на него за попрошайство; дал ему двадцать девять копеек (ранее девять копеек, да теперь двадцать), просил на кафтан.
Что делаю нищим доброго – себе всё делаю, приобретаю, а не теряю, хотя бы и всё раздал, ибо и силен Господь воздать, потому я должен делать охотно, усердно, кротко, добродушно всякое даяние, ибо Сам Бог принимает в лице нищих. О, как я неуважителен к образу Божию в лице нищих, к членам Христовым и, значит, к Самому Христу Богу, принявшему на Себя рабий зрак – образ человеческий и совокупившемуся с нами преискренне! Как скоро я устаю, самолюбец и плотоугодник, делать добро, на зло себе! Но кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет [2Кор.9:6]!
Благодарю Господа, пославшего мне двадцать рублей за панихиды и служение заупокойной обедни по Архипе Козмиче, старце 90 лет.
Говорят: в Кронштадте нищих много. Что же из этого? Бог послал нам это множество, чтобы Кронштадт, этот Содом и Гоморра, хотя милостынями мог бы несколько искупить свои грехи, да не сожжен будет огнем небесным и да не низринется в бездну подобно указанным городам. Кто знает, может быть, некоторые из этих нищих – праведники и из-за них стоит град? Вам это кажется странным? Мы привыкли смотреть на них свысока, как на людей праздных, тунеядцев, негодяев (Боже, прости меня, что я говорю), а на себя, как на людей дела, людей достойных, добрых, стоящих похвалы и чести! О, как бы нам жестоко не ошибиться! Как бы нам по суду Божию не оказаться последними, а им, хотя не всем, первыми! Так ли смотрит Бог на нас, как мы смотрим друг на друга? Ибо человек зрит на лице, Бог же зрит на сердце [1Цар.16:7]! Что если Бог теперь же строго взыщет все наши помышления, слова, действия, наши праздные, суетные дела, предприятия, забавы и увидит в большинстве случаев полное отсутствие истинно христианских дел, дел любви, милосердия, кротости, правды, бескорыстия, искренности, усердия к делам Божиим, к делам службы, к делам воспитания детей в правилах веры и страха Божия? Будем ли мы тогда лучше этих бедняков, трясущихся непрестанно от холода и голода, презираемых, поносимых, оклеветаемых? Не судите, да не судимы будете [Мф.7:1].
10 октября
Сколько благ неизреченных приял я от Господа в продолжение времени священства моего и до священства, в учебных заведениях и до них, и как я нередко бываю неблагодарен пред Богом, скупо подавая милостыню и сурово, укорительно обращаясь с нищими!
Благодарю Господа, давшего мне слезы умиления после того, как я с гневом и порицанием дал нищим троим денег на нужду после того уже, когда они меня долго ждали на морозе. Скотами я назвал их, когда с досадой давал им деньги. Каюсь в сем от всей души.
11 октября
Семь и три четверти часа вечера. Благодарю Господа за превеликую Его милость, излиянную на меня в то время, как я шел с панихиды у Евгении Леонтьевой (вдовы кассира Ссудо-Сберегательного товарищества) , подавляемый скорбию и теснотою за осуждение настоятеля в крайнем любостяжании и скоплении большого богатства, за несочувствие к нуждам о меньшей братии – дьячкам и дьякону Арсению (на дьячковском окладе) и за неподачу милостыни нищему, – и каялся в своих грехах глубоко и сильно, призвав на помощь всю веру мою в милосердие Господа. Господь помиловал меня, когда я подходил к Успенской церкви взять свой орден там. Особенно ощутил я совершенную милость, когда приложился с верою к святому престолу. Потом я благодарил Господа и долго ходил на воздухе и молился.
Сейчас Господь спас по молитве покаяния моего от движения похоти и яда похотного. Слава Господу!
12 октября
Воскресение. Враг мой великий воистину плоть моя многострастная, пространно питаемая и ублажаемая; она убийца души моей, веры, упования, любви, дерзновения, мужества, твердости. Я должен непременно умерщвлять ее и порабощать, укрощать все страсти: самолюбие, честолюбие, гордость, тщеславие, зависть, сластолюбие, сребролюбие, злобу, гнев, леность, нерадение, упрямство, блуд, нечистоту. Во время утрени и ранней обедни сильно пострадал я от демонов из-за плоти моей, из-за вчерашнего чревоугодия – мясоядения, ядения хлеба черного с маслом в сытость вечером, питья сладкого чаю. Расслабело мое сердце в борьбе с нечистыми духами, злобно и яростно на меня напавшими, и я пропустил несколько слов при чтении Евангелия, отпуст скрал от демонского насилия, слова в молитве Христе, Свете истинный, за обедней имена цесаревны и великого князя Николая, по освящении Святых Даров молитву о Святейшем Синоде и митрополите, но по причащении Святых Таин я возмог благодатию Христовою над коварными демонами. Слава Богу! Проповедь говорил громко. На молебне водосвятном после литургии ранней крайнее искушение, неохота служить его и упрямство, неудовольствие и огорчение на Берзиных (рыбака и рыбачихи), заставивших служить. Кончилась вся служба в половине девятого утра при пении всех стихир на Господи, воззвах, на стиховне и на хвалитех и при чтении всего канона воскресного. Куда же мы торопимся? Всё успеем сделать. Благодарю Господа, несколько раз спасавшего меня по молитве покаяния от прилога страстей, от скорби и тесноты, и сейчас спасшего. Сласти прочь! Воздержания и молитвы и бдения и труда больше! Науку о богослужении пиши.
16 октября
Вчера вечером я рассердился на женщину, звавшую меня соборовать и причастить бедную женщину (она выставляла ни к чему ее бедность). О, самолюбие, о, корыстолюбие! О, нелюбие! О, немилосердие и жестокосердие! Обвиняю себя совершенно. А во сне грезятся мне все обеды вкусные! О, чревоугодие, о, идолопоклонение!
Как часто я не с любовию совершал требы, небрежно, неискренно, холодно, без сочувствия! Обвиняю себя совершенно!
О дровах к Боссе.
Изучай себя тщательно в разных обстоятельствах, познай свои немощи, недостатки, страсти и немедленно исправляйся. Время уже коротко... [1Кор.7:29].
14 октября
Вечер. На черного нищего сердился очень, когда поймал он меня у гимназии (здание учебного экипажа). Осуждаю себя за это. Выдрав его за волосы, я дал ему тридцать копеек. О, ехидство! Самолюбие! Сребролюбие, скупость, неверие, ненадеяние, нелюбовь! Неуважение к личности человека, к образу Божию, который дороже всех сокровищ мира, к сочленению святому, христианскому, к телу Христову, к [...], ибо сказано: вы храм... СвятагоДуха, и Дух Божий живет в вас [1Кор.6:19;3:16].
15 октября
Среда. Вечер. Тяжко согрешил я пред Господом, рассердившись на нищих, догонявших меня в разных местах и просивших милостыни, хотя я подавал им, но подавал неохотно, принужденно, с досадой и гневом, скупо, как маловерный, не надеющийся на всеблагий, недремлющий, праведный и щедрый Промысл Божий, без любви и сочувствия. Я наказан был за это теснотою и скорбию, стал каяться, молиться искренно о своих грехах, и многомилостивый и непамятозлобивый Господь помиловал меня, даровав мне опять жизнь и мир. Слава Господу!
16 октября
В Божией Матери вечно светятся все божественные совершенства Сына Ее Единородного, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Она вся преукрашена Божественною славою, в Ней вечно почивает Господь Бог, в Трех Лицах поклоняемый и славимый. О солнце красное, Пречистая Дево! О совокупление всех добродетелей полное! О сововкупность всех ароматов Божественного благоухания! О Всеблагосердая, Всеблагомощная, Всепречистая, Всемудрая, Всесокрушающая, Премирная! Спасай нас грешных молитвами Твоими.
После утрени. Тяжко согрешил я пред Богом, пред Богоматерию, пред святыми Ангелами и святыми угодниками и пред всеми людьми, а паче пред домашними, что разгневался сильно на прислугу, долго не отворявшую мне дверей в мою квартиру, когда я пришел от утрени, и ударил ее рукою по лицу и за волосы оттрепал (Анну, старую деву, грубую и злую, бывающую и доброю). Каюсь от всего сердца Господу Богу моему в дерзости моей и посягательстве рукою: иерею особенно не должно бить рукою никого, но быть кротким, незлобивым, терпеливым.
Благодарю Господа, избавившего меня за покаяние от пагубного движения похоти плотской и даровавшего мне дерзновение, мир и свободу.
Каюсь в том, что вечером не удовлетворил просьбе двух нищих, просивших на одежду денег. Я дал только по пять копеек, отговорясь тем, что очень много нищих.
18 октября
Суббота. Благодарю Господа за дарованную мне раннюю литургию и за непреткновенное благодатию Его служение оной и наипаче за неосужденное, животворное причащение Святых Таин Его и за победу над невидимыми врагами, покушавшимися низвергнуть и посрамить меня (когда я говорил для причастницы Ковригиной Верую, Господи, и исповедую144 и пр.).
Всем сердцем осуждаю и браню себя за то, что за обедом сегодня с алчностию поел жирного жаркого из утки и обременил свой живот и свое сердце, совершенно обессилив его для любви к Богу и нелицемерной любви к ближним, умножил поползновение блудное, лицеприятие, суетность, боязнь демонскую, так что неисправен был на молебне у Гречухиных и при служении всенощной в соборе (при чтении Евангелия, отпуста, молитвы Христе, Свете истинный. Сердился на Прокопия, сторожа алтарного, за смрад кадильный).
Многократно избавлял меня Господь во время всенощной, когда я в покаянии припадал к святому престолу Его.
19 октября
Воскресение. После обедни. Крайне тяжело было мне при служении литургии: упадок духа, или крайне болезненное настроение, теснота, скорбь от воздействия злых демонов, от болезненности самого организма (крепило желудок) и от непомерно теплой, влажной атмосферы храма, происходящей от новых печей. До причащения Святых Таин я был как не свой. Тут ожил, сказал слово свое. Молебны служил тоже с крайним трудом, при недостатке дерзновения, срамясь себя внутренне, не знаю чего. В школе попечительства молебен служил с трудом, тоже при упадке духа, хотя бодрился. Члены прислали на именины девять рублей и бутылку хересу в два рубля пятьдесят копеек. Спасибо им! Не от недостаточества ли в подаянии милостыни оставляет меня Господь утешением и спокойствием совести? Мне дают отвсюду, а я мало подаю, хотя многим, многим.
Сон. Два мальчика вбегают в слезах ко мне. Я спрашиваю: о чем плачете, что вам нужно? Говорят: жизнь нужна. Не бедные ли это мальчики? Действительно, им жизнь нужна: их жизнь загубляется от крайней бедности. Во сне же записка Яниша с латинскими по местам словами...
20 октября
Благодарю Господа, милующего меня и избавляющего меня от тесноты и скорби греховной за покаяние и веру мою: сейчас избавил меня Господь от поползновения греховного и тесноты. Во время утрени Он был для меня живою водою при чтении ектений, канона, молитв. Во время великой ектении враги бесплотные напали было на меня и стали красть слова, но я ободрился и повторил снова поврежденные ими в устах моих слова ектении.
Вечер. Пять часов. Благодарю Тебя, Господи Боже мой, избавившего меня сейчас от великой скорби, тесноты, огня и пленения духовного, постигших меня за уничижение нищих, особенно одного нищего отрока, подходящего несколько раз за милостыней. Согрешил злобою, гордостию и презрением. Когда я искренно покаялся пред Господом, стоя на коленах и пред иконами, Он помиловал меня, даровав мир.
Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить непреткновенно Божественную литургию и причаститься животворно, обновительно пречистых, Божественных, небесных, животворящих, страшных Таин.
Если все земные блага имею, но не имею в сердце Христа, я ничего не имею, без Него нет жизни, нет мира, правды, святыни, дерзновения, свободы и пространства сердца, света и силы. Если, с другой стороны, и очень мало я имею или не имею земных благ, но если я всем сердцем возлюбил Христа, то я всё имею, я богат, славен, умен. Слава Тебе, Христе, сокровище чудное, неистощимое, вседовлеющее. Отчего столько смятения, тоски, уныния, недовольства в сердцах человеческих? Оттого, что не уверовали во Христа сердцем, не имеют в сердце Христа, – малейшая потеря имущества, чести, здоровья их крайне тревожат и повергают в уныние. Стяжавший же Христа благодушествует и тогда, когда бы всего лишился благосостояния земного, если бы его даже мучили за Христа.
Для чего изображаем на себе ежедневно и часто крестное знамение при сложении перстов, изображающих числа три и два, или Троицу Святую и Христа, Спасителя нашего, в двух естествах? Конечно для того, чтобы Святая Троица и Един от Троицы, пострадавший и умерший и воскресший за нас, были постоянно и в мыслях, и в помыслах, и в сердцах наших и прославляемы были делами и всею жизнию нашею. И какая была бы неисчисленная поистине польза для душ наших, если бы мы постоянно и мыслили о Боге, нашем Создателе, Промыслителе и Спасителе, и любили Его, и жили по заповедям Его! Вспомнить только искренно Бога уже есть веселие для души. Помянух Бога и возвеселихся, говорит пророк Давид [Пс.76:4].
От письмоводителя [К...] пять рублей спросить.
Ранняя зима. 20 октября был снежный потоп, а море замерзло 16 октября; снега было множество с сильными бурями и метелями.
21 октября
Вторник. Благодарю Господа, избавившего меня за покаяние мое пред самой литургией от тесноты и скорби за отказ с гневом некоторым нищим (беспалый); долго я припадал к святому престолу в покаянии, и Господь избавил, даровав мир. Во время самой обедни, которую благодатию Божиею совершил непреткновенно, в самом конце, после причащения враг возмутил и стеснил меня смертельно чрез огорчение на дьячка за то (о, пустой предлог!), что дьячок мало пел и не то пел, что и сколько положено во время причащения; от этого смущения и насилия диавольского я не мог прочитать всю заамвонную молитву без запинания, но потом покаянием и верою я запнул врагов бесплотных, запнувших и смутивших меня, и восторжествовал в себе над ними силою искупительной крови Христовой, мною принятой, и отпуст говорил торжественно, спокойно, весь, до конца, и панихиду служил непреткновенно. Еще Господь спас меня от великой тесноты и скорби, постигших меня за жестокосердие к женщине Феоктисте, требовавшей соборования, в положении ходящей повсюду, а не лежащей; много раз она мне докучала, чтобы я пособоровал ее, а я не соглашался с досадой, говоря, что исповедую и приобщу ее, а соборовать не стану. Я опять в покаянии припал к святому престолу и сподобился милости и мира от Господа. Потом по дороге в гимназию на нищего великана рассердился за вымогательство и отдал его городовому стражу, который протолкал его от меня; я же уязвился душею и ужалился в сердце моем, но за усердное покаяние опять получил помилование уже в самой гимназии. Слава Господу благопослушливому и многомилостивому
22 октября
Обедню служил с большим душевным трудом; от Господа получил чудесное облегчение по молитве покаяния; несколько раз падал по своей греховности и восставал по Его благодати. Много молебнов было. Вечером Господь державно и милостиво избавил от поползновения нечистого.
23 октября
Сегодня Господь спасал меня стократно от теснот и смертей душевных, постигавших меня по грехам моим и по козням диавольским и в церкви во время утрени, и во время обедни, и после обедни, и после молебна в гимназии, и на молебне.
В какую ужасную тесноту, уныние, давление, отчаяние поверг меня лукавый, когда я неосторожно дал одному младенцу причастие святой крови более надлежащего и он изрыгнул себе на горло! Но покаянием и упованием на бесконечное милосердие Божие я восторжествовал над кознями вражиими чрез ту же кровь Божию, которую я принял в себя, ибо она есть избавление мое, очищение, освящение, примирение с Богом.
24 октября
Благодарю Господа, удивившего на мне милость Свою и силу Свою во время утрени, обедни многократно в избавлении меня от злых козней демонских и даровавшего мне слезы умиления во время литургии и благодать бодрого, непреткновенного служения утрени и литургии и животворного в высочайшей степени причащения Святых Таин. Когда я читал для причастниц канон и молитвы к причащению, я скоро ощутил душею исцеление от страстей моих. Благодарю Господа, спасшего меня пред молебнами во флигеле Любови Петровны Естафьевой в Новой улице, у дворника в доме Дмитриевой, на рынке, и пред крестинами в доме Коршунова, и в начале закуски за столом. После крестин не оказалось платка – я пожалел и уязвился и умер душой.
Господь приял покаяние и оживил, умиротворил.
25 октября
Суббота. Благодарю Господа за спасение меня от духовного потопления и адского пленения невидимых духов, нападавших на меня нещадно во время утрени и люто паливших меня, смущавших и уязвлявших, особенно при чтении шестопсалмия; только милость Божия, приникшая к слезному воплю души моей, спасла меня от их злодейства. Был во мне возбуждаем дух неприязни и боязни к настоятелю, и во время чтения канона враги бесплотные возбуждали во мне лютую неприязнь к настоятелю, которую благодатию Божиею я поборол и успокоился, торжественно завершив все ектений и возгласы. По причине вчерашнего чревоугодия и питья вина после крестин сердце крайне загрубело было, только долгая борьба во время утрени с искушениями и бесконечная милость Божия одолели и стерли ее. Опасно, тяжко предаваться излишеству в пище и питье. После утрени тяжкая скорбь по причине жестокосердия к бедняку и неисполнения его просьбы. Но молитвою покаяния (долгого) избавился от тесноты и скорби.
Человек алчный, сребролюбивый, сластолюбивый, честолюбивый, тщеславный находится весь во власти князя тьмы века сего диавола и как бы железными цепями прикован к миру и его временным, суетным благам и не может любить Бога и ближнего, ибо любит только себя, свои страсти и находится во тьме и сени смертной, часто в тесноте и срамоте сердечной. Только чрез искреннее покаяние, самоосуждение нелицемерное, чрез смирение, воздержание, молитву и дела милосердия неотменного может он освободиться от этих адских уз и войти в состояние славной свободы чад Божиих!
* * *
Вечер. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить непреткновенно (кроме поминовения Святейшего Синода и митрополита по освящении Святых Даров) литургию при непрестанной мне помощи от Его благодати, как и при непрестанных кознях Велиара, боровшего и смущавшего меня. По окончании обедни искусился я от врага тем, что по страху его не выговорил на отпусте имя святого Александра Невского, а на литии не выговорил всех прежде почивших праотцев, отец и братий наших, зде лежащих и повсюду православных христиан, и всех православных воинов, за веру, царя и отечество на брани живот свой положивших (потому что привык за корысть только поминать усопших и здоровых, а за это поминовение не платит никто... как никто? А Бог праведный, зрящий на сердце, – разве не вознаграждает и здесь и там и разве не вознаграждает вечным блаженством тех, которые и сами добре и веруют и живут, и во благочестии скончавшихся искренно поминают?). О, корыстолюбие, о, нелюбие! Благодарю Господа, избавившего меня от великой и продолжительной скорби и тесноты, постигших меня за непоминовение всех прежде почивших праотец и прочих... и даровавшего мне мир; и многократно вечером миловал меня Господь за покаяние о том, что к нищим я был жестокосерд и скуп, возлюбив не нищих, на коих сердился, а деньги, тлен, сор. О, неблагодарность моя пред Богом, великодаровитым ко мне грешному!
Дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас [2Кор.1,11]. И во мне дарование Божие по молитвам многих.
Быстро придет Велиар в глубь сердца моего и расслабит его то суетным страхом, либо своим презорством, клеветою [и гаждением145], неприязнию к кому-либо, или чревосластием, сладострастием, или корыстию и завистию, или подобострастием и ложным стыдом, а сердце мое многогрешное ко всему этому крайне наклонно. Так бывает со мною во время божественных служб, особенно на большие праздники и в воскресные дни дотоле, пока душа моя сильною и продолжительною борьбою с противными силами не очистится и не укрепится благодатию Божиею.
26 октября
Воскресение. Во время утрени и особенно литургии внутренняя срамота и упадок духа от крайнего приражения и насилия падших срамных духов. Эта срамота, упадки духа преследовали меня до конца литургии, впрочем, по причащении я воспрянул от малодушия и срамления и почувствовал себя высоко, облекшись в Божественное достоинство и в славу чрез общение с Господом. После обедни на молебне, когда отец диакон помянул на ектении только отца иерея Димитрия, тестя дьячка, я почувствовал страшное озлобление на дьячка, хлопотавшего, как мне показалось, только для себя и затруднявшего нас своим молебном (а молебен, как оказалось, был заказной). Едва я победил эту неприязнь, подобно наводнению увлекавшую меня насилием, палившую, пожиравшую меня по подобию огня; только усердным покаянием с молитвою и припаданием к престолу я мог погасить в себе адский огнь злобы и мог читать Евангелие, но отпуст не говорил. Благодарю Господа, пославшего мне дух разумения и рассуждения, или благоразумия, коим я рассудил, что, молясь об отце иерее Димитрии, мы молимся и о всех и всем молящимся пользу приносим, да и себе – ибо что делаем другому доброго, то делаем и себе. И во время всенощной при пении стихир и чтении и пении канона диавол поджигал меня неоднократно злобою на дьячка. О, неизобразимая злоба и коварство дьявольское! О, хитрость лисицы! О, лютость волчья! О, неусыпность духа, неутомимость в преследовании своих адских целей! Если бы не Господь спасал нас от его челюстей – что бы со мною было? Он давно проглотил бы меня!
Вот и теперь Господь спас меня от зверя духовного, от зубов его в три часа с четвертью пополудни. И сколько раз на день Господь милостиво спасает меня от злонравия моего!
Вечер. Благодарю Господа за дивное и скорое избавление меня в комнате седьмого экипажа (близ Летнего сада) пред молебном, ранее которого я резко говорил о скупости и скопидомстве отца настоятеля и предполагаемой недоброй кончине из-за сребролюбия, отчего смутился духом. Господь за покаяние дал мне мир, дерзновение, свободу, пространство. Благодарю Господа за избавление меня от новой тесноты в доме Бровцына пред крещением младенца; я помолился с верою в покаянии, и Господь помиловал меня. Но вот и сейчас (семь часов вечера) Господь помиловал меня величайшим помилованием, избавив меня от смертоносной прелести, в которую я впал, разговаривая с девицей [...].
28 октября
Утро. От чревоугодия и алчности происходят все страсти души: злоба, зависть, блуд, лукавство, жестокосердие, сребролюбие, скупость, леность, нерадение, злопамятство, недоброжелательство, злорадство, зложелательство, подозрительность, непочтительность, непокорность, суровость и строптивость характера, уныние, малодушие, легкомыслие и рассеянность, небрежение о душе, о покаянии и исправлении и добродетельной жизни; раб чрева бывает весь рабом всяких страстей, рабом животных инстинктов и страстей. Чревоугодие убивает благородство души, ее небесные стремления и свойства.
Благодарю Господа, вчера и сегодня многократно спасавшего меня от тлетворного движения страстей, особенно же от злобного, мучительного, утеснительного, мертвящего настроения и от нечистых движений плотских.
Благодарю Господа, сподобившего меня за утреней прославить святую великомученицу Параскеву купно с Богоматерию всем сердцем, ясным и громким голосом.
Благодарю Господа за сладостное умиление и небесное, блаженнейшее созерцание веселия, святости, спасительности и красоты богослужения Христианской Православной Церкви – во время всенощной при открытии царских врат на полиелее и за непреткновенное чтение Евангелия.
Благодарю Господа, пресекшего державу сильных на зло демонов, смущавших и окалявших нечистотою душу мою во время всенощной воскресной пред отпустом, который вопреки их коварству я произнес громко и свободно.
Копай глубже... Ископа и углуби... [Лк.6,48]. У нас недостает искренности и глубины во всех делах спасения: в деле молитвы, чтения и слушания слова Божия, в делах добрых, в наших словах, беседах, поучениях, в нашем служении ближним, обществу, Церкви, в нашем смирении, нестяжательности, милостыне, послушании, терпении, воздержании, – всё поверхностно, легкомысленно.
На дне сердец лежит камень греховных привычек, пристрастий: самолюбия, корыстолюбия, сластолюбия, чревоугодия, плотоугодия, неприязни, зависти, непокорности, лености и нерадения. Копай глубже, прокопай, просверли каменный грунт грехов, доколе не докопаешься до источника живой воды, текущей в жизнь вечную [Ин.4:14].
А терния-то страстей различных в нас сколько, сколь много! Как мы, потомки перстного Адама, из-за него бедствуем, мучимся! Как оно подавляет истину слова Божия, молитвы, богомыслия. Это терние – попечение о пище и питье, или алчность, заботы об одежде, особенно щегольской, красоте лица (тщеславие), о деньгах, об отличиях по службе, о мщении врагам, обиды от кого-либо, злопамятство и пр. Не дают эти страсти искренно слышать и хранить слово Божие, искренно, сердечно молиться, мыслить о Боге и спасении душ, потому что занимают и беспокоят душу день и ночь.
* * *
9-й член Символа Веры: Верую... во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Твердь (церк.-слав.) – здесь в значении небо, небосвод.
Лик (церк.-слав.) – собрание, сонм.
Тнити (церк.-слав.) – разрушать.
Молитва перед причащением.
Гаждение (церк.-слав.) – брань, ругательство, злоречие.