Ноябрь 1880 г.
2 ноября
Воскресение. После неслужения в течение недели обедни сегодня служил с большим нравственным трудом, при мертвом сердце, облиянном студом, с крайним вражеским насилием, доколе наконец не оживотворился святым причащением. Треб до обедни не было. Проповедь говорил о сеятеле [Лк.8,4–15]. Четверо крестин вечером; пред крестинами искушения и во время совершения Таинств у А.А. Петрова (у зятя); молитва покаяния сейчас преклонила Господа на милость и помощь, и я добре совершил святое дело.
3 ноября
Благодарю Господа, избавившего меня от тесноты и бессилия сердечного, постигших меня при даче молитвы родильнице, жене Владимира Ал. Петто, за то, что я спешил и двоился сердцем, думая поспеть к вечерне (к которой не поспел). Помолился Господу в покаянии, и Господь избавил от тесноты душу мою и даровал мир и свободу в церкви.
4 ноября
Благодарю Господа, удалившего от меня по слезной молитве лисьи зубы, когти и лисий хвост супостата диавола при служении панихиды по рабе Божием Иоанне Казакове в Новопавловской улице в доме Сидорова и даровавшего мне непреткновенно совершить панихиду, с дерзновением, искренностию и силою, в мире. А уж как впился было супостат своими лисьими зубами, лапами, как пагубно обращал в моем сердце своим хвостом супостат! А всё лица, лица! Всё сласти, сласти причиной! Всё страсти, страсти плотские! Надо умерщвлять тело и порабощать, как все подвижники, а прежде их пророки, апостолы, мученики и все преподобные мужи и преподобные жены!
Как я не принимаю во внимание крайней нужды бедных, голода, холода, нудящих их просить у меня милостыни, чтобы не терзаться голодом и холодом, и злюсь, раздражаюсь на них, бью их, окаянный я, несмысленный, неблагодарный!
Язычники охотнее слушают, чем многие христиане.
30 октября
Как ныне слово Божие потаптывается прохожими или склевывается птицами! Общее усердное внимание к слову мирскому, часто суетному, пустому, вредному, журнальному или газетному и всякому другому – и общее невнимание к слову Божию, живому, вечному, спасительному; небрежение к чтению и слушанию Евангелия, к слову молитвы, к богослужению, к беседам духовным, душеспасительным о Боге и Его чудных делах, о душе человеческой, ее образе и подобии Божием, о падении и восстановлении, о ветхом и новом человеке, о смерти духовной и телесной, о благодати Божией, даруемой человеку от Бога, о спасительных Таинствах, данных Иисусом Христом Церкви для спасения людей и пр. [О попрании] слова проповедников. В Апокалипсисе говорится, что змий пустил из пасти своей реку вслед жены, чтобы поглотить ее [Откр.12:15–16]; под женою разумевается Церковь, а под рекою разумеваются гонения и наше печатное слово, также сценическое, балаганное и другое. Слово Божие [попираешся] не только мирянами, но весьма часто и самими духовными, небрежно относящимися к Евангелию и к слову богослужебному, к слову проповеди; дух мирской суеты овладевает – увы! и духовным сословием, – нет соли, о которой говорит Господь: вы соль земли [Мф.5:13]; эта соль – слово Евангельское, жизнь по Евангелию пастырей словесных овец. Слово Божие попирается страстями человеческими, страстию к деньгам, которая доходит часто до безумия не только в юных, но даже в старцах, страстию, которая не оставляет в сердце места слову Божию, беседам духовным, места состраданию и человеколюбию; страстию к плотским удовольствиям, к играм и забавам, крадущим и время, и энергию, и здоровье; страстию к приобретению разных преимуществ мирских, овладевающих умами и сердцами; чрезмерными заботами житейскими, приличиями и обычаями светскими; разными связями общественными, превратным воспитанием и пр. Вот на себя смотрю и вижу, как много во мне терния греховных привычек, страстей, препятствующих действовать во мне слову Божию, приносить плоды воздержания, целомудрия, кротости и смирения, милосердия, терпения, послушания, самоотвержения, любви; как во мне много самолюбия, алчности, гордости, зависти, чревоугодия, лености, нерадения, жестокосердия, сребролюбия, сластолюбия и плотоугодия, ропота и малодушия, боязни, стыда ложного, нетерпения, праздности и празднословия, суетности и тщеславия, злопамятства, недоброжелательства, зложелания, злорадства, легкомыслия, ярости и ругательства даже на бездушные вещи!
Шесть часов вечера. Благодарю Господа, сейчас помиловавшего меня и избавившего от смертельной скорби и тесноты, постигших меня за неприязнь и зависть к настоятелю собора, собравшему десятки тысяч достояния и совершенно небрегущему о милостыне и самомалейшем гостеприимстве относительно братии, и за отказ в милостыне бедным отрокам и девочкам, резвившимся и кричавшим много на большой Главной улице. Три раза я умолял Господа, и только на третий Господь помиловал меня, даровав мне простор и мир душевный.
Десять часов вечера. Благодарю Господа, сейчас избавившего меня от малодушия моего, уныния, озлобления, огорчения и тесноты по поводу долговременного пребывания у меня сестры вдовы Цветковой без дела своего (просфоропечения) в продолжение трех недель. Я раскаялся в своем малодушии, в своей алчности, скупости, привязанности к земному, маловерии, ненадеянии на Бога, нелюбови, и Господь помиловал меня по многократном припадании к Нему, даровав вожделенный мир и простор сердечный.
1 ноября
Мы полагаем печать Креста и образ Пресвятой Троицы и воплотившегося единого от Троицы Сына Божия на чело, сердце, перси и мышцы для того, чтобы всегда присущи были нашему уму, сердцу и воле или всей деятельности нашей эти величайшие и спасительные истины и давали направление всем нашим помыслам, чувствам и делам нашим и чтобы отгнать от ума, от сердца, от всей совокупности наших занятий и дел духов злобы.
Всенощная у Козьмы Михайловича Назарова показала мне, как сердце мое загрубело и обессилело от чревоугодия и скоромной пищи в пятницу (в двенадцать часов ел щи мясные и треску со скоромным маслом).
Нет глубины и искренности добродетели во мне, глубины и твердости веры, упования, мира, любви, глубины смирения, покаяния, умиления, кротости, незлобия, глубины молитвы, благодарения и славословия, милосердия, нестяжания, воздержания, чистоты и целомудрия, доброжелательства, сочувствия, сорадования, соболезнования, послушания, терпения; добродетель во мне поверхностна, шатка, неглубока, непрочна. Напротив, как глубоко внедрился во мне всякий грех: самолюбие, лукавство, гордость, тщеславие, злоба, гнев, ненависть, зависть, алчность, скупость, невоздержание, корыстолюбие, блуд, леность, нерадение, малодушие, боязнь, подозрительность, ложный стыд и ложный страх, уныние, ропот, нетерпение, непослушание, неуважение, уничижение других, лицеприятие, нетерпение, недоброжелательство, злоязычие, осуждение, зложелательство, злорадство, нечистые помышления о людях, особенно о девицах и женщинах, нечистая и злая мечтательность, лицезрение и прочие грехи, имже несть числа.
4 ноября
Вечер. Пять часов. Тяжкий я сделал грех против Бога моего, против Богоматери, против святых всех Ангелов и святых угодников и против всех человеков – тот грех, что ярился на нищих за крайнее их множество и общее попрошайство; одного нищего за волосы выдрал и по щеке ударил правой рукой. Другого за волосы выдрал и косым обругал и болваном – всё в гневе и ярости; далее: громко на них кричал на улице в ярости и всем этим себя самого уязвил, потряс, убил нравственно, смутил донельзя! О, язвы сердечные! Но слава милосердию Божию, непреодолимому моими беззакониями, моими злобами бесчисленными (страстями многоразличными)! Страшно уязвленный, смущенный, палимый собственною злобой, я пришел в храм Божий и в глубоком покаянии, с верою и упованием припадал многократно к святому животворящему и страшному престолу, прося милости и исцеления язв души моей, и – о, слава Его долготерпению и милосердию, превосходящему наши беззакония! Он, Многомилостивый Господь, помиловал меня и не погубил меня с беззакониями моими, даровав мне мир. Спрашиваю себя: как возможны такие тяжкие грехопадения с моей стороны после стольких лет (двадцати пяти) священства моего? Как возможны такие грубые проявления страстей и самые страсти? Как они доселе имеют место в моей душе? Как не исторгнуты, как не убиты? Как они меня убивают? Ах! На кого я ярился в лице нищих, кого ударил в ланиту? Кого поносил? Кого уязвлял? Самого Христа Бога в лице нищих, ибо сказано: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне [Мф.25:40]. Такое грубое проявление моих страстей означает, что они царствуют во мне, что я не совлекся ветхого человека [Кол.3:9], не распял плоти со страстьми и похотьми, не распялся миру [Гал.5:24;6:14], и мир живет во мне, а не Христос Бог; я еще не Христов, что слово Божие не пустило во мне глубоко своего корня и не принесло плода Царствия, что сердце мое – не добрая земля, а каменистая, тернистая, что слово Божие падало при дороге и потоптано мною и выклевано птицами, то есть похищено бесами [Мф.13:1–23; Мк.4:1–20; Лк.8:4–15]. Увы мне! Увы мне, грешному!
Лиси язвины имущ [рус.: лисицы имеют норы]! Именно язвины имут во мне, в моем сердце умные лисицы – демоны, ибо всегда уязвляют мое сердце своими прилогами и искушениями, а потом и живут, гнездятся в этих язвинах. Сын же Человеческий не имать где главы подклонити [Мф.8:20], не имеет в моем сердце ни одной приятной Ему добродетели, как например кротости или смирения, благости или милосердия, воздержания, чистоты, терпения, веры, упования, любви, мерности, мира и спокойствия. Не препокоил я Господа ни одною добродетелию. Увы мне! Увы мне!
5 ноября
Прошлую неделю всю не было ранней обедни, я не служил и за это время без причащения Святых Таин крайне изнемог нравственно, так что когда пришлось писать проповедь, я с крайним трудом написал ее после нескольких неудачных попыток; сердечные очи помрачились, источник духовной мудрости иссяк; служил с большим трудом, при крайне немощном сердце, разбитом, покрытом срамотою.
6 ноября
Благодарю Господа всем сердцем за избавление меня от умертвившего меня озлобления тайного на отца Павла настоятеля за то, что не дождался меня на панихиде у капитана Казакова и начал рано службу. О, как я доселе не научился смирению и незлобию и часто имею поползновение к неприязни! А вот отец Павел всегда ровен, всегда незлобив, хотя и хитер, всегда важен, неуязвим, невозмутим; надо учиться у него. Да и что путного когда может быть от озлобления, кроме одного вреда для себя и иногда для других! Смущаешься, уязвляешься, омрачаешься, теряешь свободу мысли, слова и дела, делаешься сам не свой, пылаешь досадой, рвением, желанием мести! А между тем кротость и спокойствие, самообладание всегда бывает в этом случае в выигрыше. Господь троекратно избавил меня от трижды повторявшейся злобы, всякий раз я искренно осуждал себя, каялся в нелепой страсти: раз по дороге при несении тела покойника, потом в церкви во время панихиды и после панихиды, когда настоятель рассуждал об уничтожении купленного пятипроцентного билета общебратского потомственного. Тяжко подмывал злобою супостат сердце мое. Но сколь отрадно было избавление Господне! Слава Господу!
(Помянуть Павла и Юлию с чадами о здравии. Преосвященного Варлаама за упокой.) Душа моя! В противных для тебя вещах и обстоятельствах будь покойна, терпелива, выжидательна, неропотлива! Сластолюбие и алчность в пище и питье расслабляют душу, изнеживая ее и делая нетерпеливою в противностях, когда например воздух нехорош, пища не по вкусу, люди не по вкусу, например некрасивы или безобразны или самонравны, непочтительны, сами себя ведут с большим достоинством, гордо, не обращая внимания на нас или игнорируя нас.
Пять с половиной часов вечера. Благодарю Господа за избавление меня во время утрени от адской бури и тесноты и адского огня, нашедших на меня вследствие обиды моей на настоятеля отца Павла за то, что он заподозрил меня словесно в домогательстве быть на панихидах у Казакова, капитана штурманского, к которому будто бы следовало ходить ему, а не мне. Когда я в крепком сердечном покаянии припадал с верою и упованием к престолу Божию, Сидящий на престоле совершил со мною вскоре великое чудо, чудо оживотворения умершей грехом души моей, чудо умирения смятенной души, исцеления уязвленной, просвещения омраченной, утешения унывающей, упования отчаявшейся.
Пять и три четверти часа вечера. Благодарю Господа, сейчас, сию минуту избавившего десницею живоначальною за искреннее покаяние мое от смерти сердечной, тоски и щемления, последовавших за жестокосердие мое к нищим и особенно к одному из них, долго гонявшемуся за мною и усильно просившему на опорки или одежду и коему я отказал, давши пред тем ему за полчаса три копейки на хлеб.
Какие страшные слова нигилизма и посмеяния над всякою святыней слышал я сегодня от одной женщины (Ивановой, жены полковника Петра Иванова), которая, впрочем, не сама их говорила, а передавала только, как слышавшая от петербургских нигилисток, учениц петербургских заведений, особенно Высших курсов. О, времена! О, нравы! Боже, избави!
Одна из самых обычных козней диавола – наводить страх и боязнь и ложный стыд там, где нет и не должно быть страха человеческого и бесовского, и тогда, когда этого не должно быть, именно в храме, при богослужении и особенно при большом стечении народа, и особенно в дни праздничные. Наводя ложный стыд и страх, диавол поражает ум, сердце и волю, а вместе с тем и способность слова, делая человека немым и безгласным. Это бывает и в собраниях, при совещаниях. Что нужно для того, чтобы избавиться от этих ужасных козней? Прежде всего, конечно, надобно молить Бога, чтобы Он укрепил нас силою на брань с демонами, борющими нас, а потом непременно стараться быть свободными от гнездящихся в нас и обладающих нами страстей плотских и духовных, особенно чревоугодия, пьянства и сладострастия, гордости, злобы, зависти, уныния, малодушия.
Благодарю Господа, даровавшего мне благодать непреткновенно и бодро, смело совершить панихиду утром 5 ноября, как и вечером, по капитане Казакове в собрании многих.
Как храм православный, так и все принадлежности его – святой престол, жертвенник, иконостас и вообще вся церковная живопись, а также всё богослужение Церкви со всеми его обрядами – есть воплощение великой, спасительной идеи, именно той, что Церковь Православная есть Тело Его, а Он, Господь, Глава [Еф.1:22–23,10], соединяющая Собою небесных и земных членов и самых Ангелов, что Он есть дверь Царствия, как и Пречистая Матерь Его, что Он Крестом отверз сию дверь, что Он Собою облагоухал (фимиам) человеческое естество, воссмердевшее грехами, просветил его (свет свечей), согрел и оживотворил охладевшее и омертвевшее, освятил и оправдал его (святые угодники), облаженствовал (Блажени нищии духом... [Мф.5:3] и прочее, и прочее), усыновил (крещение), обожил (причащение), очистил (покаяние) и помиловал, как и милует (Господи, помилуй), что Он воцарился и пребывает среди нас (Господь воцарися [Пс.92:1]), учит, чудодействует, прорицает будущее (Апокалипсис), страдает, умирает, воскресает, возносится от нас на небо, не разлучаясь с нами, пасет нас, управляет нами (иерархия), наказует, возводит к совершенству. Чудное благолепие в наших храмах! Чудная мысль, идея!
7 ноября
В юбилей мой. Двадцать пять лет я сподоблялся от Господа в этом святом храме просвещения, освящения, очищения, обновления, отрады и утешения, избавления чудного от врагов невидимых, нещадно нападавших на меня, подкрепления и помощи в многотрудном моем (по временам) служении врачевания, духовного питания и услаждения, умиления и обожения. Что воздам Господу за всё это?
А где вечность мне представлялась в поразительном своем величии, в своем блаженстве неизобразимом, для праведников уготованном, и в мучениях, уготованных для грешников нераскаянных? В храме, в храме преимущественно, ибо здесь грань земли и неба, времени и вечности, здесь так часто возвещается вечное милосердие и благость Триипостасного Бога, вечная держава и Царство, вечная правда, вечная сила и премудрость, вечная сладость и красота. Здесь по преимуществу проповедуется вечная жизнь и вечная мука. Здесь я огребался от земных страстей, отторгал прах греховный, прилепившийся к душевным стопам моим; здесь я попирал грех и смерть и ощущал в себе торжество правды и добродетели и жизни по Боге. Здесь исцелялся от немощей душевных и телесных и юнел душой и телом.
Сколько я видел и преминул благополучно благодатию Божиею расставленных на искушение и погибель мою сетей врагов бесплотных и сколь по временам было труда, борьбы с невидимыми врагами, злейшими и уязвляющими душу наподобие ядовитых змей! Воздам и за это славу Господу! А сколько врагов моих смирил Господь за молитвы мои и покаяние мое!
Согрешил я пред Господом, пожалев тайно милостыни нищему, встретившемуся рано (четыре и три четверти часа), и бегал от него, боясь встретиться с ним, за что я лишился тотчас же дерзновения, свободы и уязвился язвою сердечною. Обвиняю себя в этом всем сердцем и всем помышлением!
Свободная воля дана человеку для самодеятельности и для приношения плодов благоделания на тридцать, на шестьдесят и на сто [Мф.13:8]; таланты даны для приумножения их и для увеличения собственного блаженства человека, ибо что посеет, то и пожнет; кто сеет скупо, тот скупо и пожнет [2Кор.9:6]. Мы ожидаем как естественных и необходимых, или должных плодов от всякого плодовитого дерева, и притом ожидаем в изобилии, – как же от себя не требуем плодов доброго делания? Как допускаем в себе запустеть уму, сердцу и воле и производить только терние суетных мыслей, желаний, похотей и страстей! Во всем прямом и приточном учении Своем евангельском Господь требует плодов покаяния и благоделания, а лукавые и ленивые рабы осуждаются в муку и во тьму кромешную. Первым людям, Адаму и Еве, дана была заповедь возделывать и хранить рай, конечно свой духовный рай – праведность, мир и радость во Святом Духе, ибо вещественный рай хранил Сам Господь, орошая, освещая и возращая его особенным действием Своего могущества. Человеки не сохранили своего рая, своего чудного дара Божия, своей правды, чистоты и непорочности и допустили змию осквернить, омрачить и обезобразить и опустошить его – вот что значит нерадение, невнимание, леность, неблагодарность! За то теперь, при греховной испорченности, сколько требуется трудов для возделывания своей сердечной борозды, сердечного поля, поросшего тернием и волчцами!
Как мы, и я, пристрастны к жизни тленной, страстной, грешной, суетной и нерадим о жизни нетленной, праведной, о плодах добродетели: смирения, кротости, нестяжания, милостыни, простоты и искренности, доброжелательства всякому, воздержания, чистоты и целомудрия, послушания, терпения и незлобия! Нет во мне пшеницы, а всё плевелы и плевелы! Плевелы самолюбия, плотоугодия, чревоугодия, сластолюбия, небоголюбия, нелюбодружия, скупости, сребролюбия, жестокосердия, гордости, тщеславия, непокорности, злонравия, подозрительности, лукавства, блуда тайного внутреннего. Плевелы заглушают пшеницу Божию, а это от моего нерадения. Я познал всю волю Божию и нерадею об исполнении ее. Увы мне! Увы мне!
Молитвы святых за нас, или в Церкви небесной, как и земной, есть великая сила во спасение для православных христиан, ревнующих жить по вере и провождающих жизнь в покаянии и добродетели. Без этих молитв мы погибли бы. Поэтому будем день и ночь благодарны Богу за то, что мы родились и воспитываемся в Православной Церкви, а не в обществе лютеранском или в папской Церкви.
О, с какою быстротою возникают, растут и усиливаются в нас плевелы страстей, этих плодов смерти! Неосторожно, излишне поел и попил я с алчностию – и вот сейчас же во мне вырастает терние жестокосердия, угасает любовь к Богу и ближнему, пристрастие к плоти и к тленному, земному усиливается и полагает преграду между мною и Богом; диавол получает надо мною некоторую, и иногда великую власть и силу, лишает меня мира, дерзновения, свободы. А мы дремлем и спим душами своими духовным сном, да и телесным сном довольствуемся часто сверх меры, а и во время телесного сна нашего диавол не дремлет и сеет в нашей душе свои адские плевелы чрез разные сонные мечтания, плотские и мирские образы и чрез действия плотских страстей (представление столов с вкусными яствами и напитками, или находку денег, или получение наград и отличий, или лиц женского пола, или нарядных одежд, или ссоры с кем-нибудь и пр.) Надо непрестанно бодрствовать на страже своего сердца и хранить его тщательнейшим образом. Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни [Пртч.4:23].
После морозов, начавшихся с 6-го или 7-го октября и продолжавшихся до 1-го ноября, начались теплые сильные ветры и дожди, согнавшие снег, в огромном количестве лежавший на земле. Почти месяц была зима, и опять стала грязная осень. Теперь сухо, подморозило несколько. 8 ноября.
8 ноября
Имя Сладчайшего Иисуса Христа, призываемое с верою, в покаянии, непрестанно содевает чудеса спасения во мне. Сейчас, лежа на кровати и палимый и теснимый жалами вражиими, я призвал Господа тайно, и от сердца моего отразился враг, и стало легко и свободно, мирно и весело на душе. Слава Богу (семь с половиной часов утра).
* * *
Семь часов вечера. Господи, благодарю Тебя за дивную, скорую, всемогущую помощь пред молебном и во время молебна в четвертом экипаже в присутствии многих офицеров и солдат: я был мертв духом – и Ты, Господи, оживил меня, был в смятении, тесноте – и Ты умирил и распространил мое сердце, был малодушен и бессилен – и Ты ободрил и укрепил мою бедную душу, и я с великою силою, с великим пространством и дерзновением служил молебен. Но под самый конец опять смутился вследствие огорчения на дьячка за его сморкание и кашель на молебне. От этой тесноты и скорби Господь избавил меня, долго каявшегося, уже в Успенской церкви; затем во время обедни Господь избавил меня от тесноты и малодушия, уныния, постигших меня за минутную неприязнь к отцу Павлу. Тяжелая была борьба, имя Господа Иисуса Христа всё победило.
9 ноября
Воскресение. Согрешил Господу в сердце моем ранним утром на улице во дворе нашем, когда увидел отца Александра идущим в Успенскую церковь и, не сообразив, что его очередь там, и думая, что очередь отца благочинного, который яко бы заменяет себя отцом Александром, – тайно вознегодовал на благочинного, как будто он ленится вставать рано и из-за важности хочет служить позднюю обедню. Но я ошибся и согрешил пред Богом и людьми и пред святыми Ангелами неприязнию к отцу и брату. За покаяние Господь меня помиловал и даровал мир после припадания к святому престолу с верою. Потом в другой раз согрешил пред самым шестопсалмием, рассердившись на сторожа Прокопия за неумение снимать нагар со свечей на престоле, и был я смущен и в тесноте и срамоте – за покаяние Господь и это простил, даровав мир и пространство. Пред отпустом и на отпусте всенощной согрешил воспоминанием мирским и лицезрением неправедным, отчего последовало смущение и малодушие, и отпуста не выговорил, а скрал.
Затем молитву Христе, Свете истинный не всю выговорил, но конец замял от смятения бесовского, по причине слабости сердца, расслабленного чревоугодием. В начале литургии Господь опять помиловал меня за веру и покаяние, даровав мир. На великом входе, начав хорошо, выговорил наследника и супругу, а чадо их не выговорил от смущения и слабости сердца относительно некоторых лиц; скорбь, теснота, смущение, срамота, которые Господь отъял за крайнее покаяние; призывал Всесвятого Духа не спокойно; Святейший Синод и митрополита не выговорил от смущения и малодушия и страха бесовского и детского крика. Причастился животворно. Дьячок вместо причастного стиха пел мало, я велел громко еще петь. Отпуст выговорил весь, молебен водосвятный для Берзиных служил неохотно, после сильной агонии за утреней и обедней. Стихиры на утрени, на Господи воззвах, на стиховне и на Хвалите пел с величайшим одушевлением, восторженно, громко, голосом чистым, разливающимся подобно соловьиному. За сие слава Богу. Прославил я воскресение Владыки и спасительные его последствия для рода человеческого падшего.
Три часа вечера. Благодарю Господа, избавившего меня от горьких последствий сильного гнева моего на жену, зло и ревниво кричавшей на меня за отворенную в передней дверь для освежения зловонного воздуха в квартире; в гневе я назвал ее скотиной, бросил в залу из столовой с гневом ложечку серебряную и потом ушел в скорби и тесноте на свежем воздухе излить душу свою в покаянии Богу. Ходил до брандвахты военной – всё каялся, моля Бога умирить и умягчить мое сердце и жены моей. Пришел домой и чувствовал, что еще вражда во мне есть, но когда увидел спокойное, ласковое и приветливое лицо жены и ласковое слово, сейчас смягчился духом; тотчас пошел молиться Богу, да простит грехи наши и умирит совесть мою. И я совершенно исцелел болевшей душой и успокоился. Слава Богу!
10 ноября
Благодарю Господа, явившего мне милость Свою во время утрени в избавлении от греховного смущения и тесноты и в даровании мира и дерзновения, с коими читал и пел Господу.
Тысячекратные опыты научают меня, что поутру без нужды не надобно есть и пить, ибо нет потребности за ранней порой и восстановлением сил сном ночным. Всякий раз, как я ем и пью поутру, я расслабеваю сердцем и при общественном молении, например на панихиде, уловляюсь врагом-запинателем. Даруй мне, Господи, благодать воздерживаться от пищи по утрам. Сегодня утром выпил чашку кофе с молоком и два стакана неполных чаю с черным хлебом и с маслом.
Пять с половиной часов вечера. Благодарю Господа, даровавшего мне великое избавление от злобы моей на нищего мальчика за вторичную просьбу милостыни (я ранее подал ему десять копеек) и за дранье волос. Я троекратно усильно каялся в сем Господу милости, и Он излил на меня богатую Свою милость, даровав мне мир после смятения, простор после тесноты, дерзновение после уныния, силу после немощи.
Благодарю Господа, даровавшего мне избавление на панихиде по покойном Якове Андрееве после скраденного по боязни бесовской возгласа Яко Ты ecu воскресение... Враг уязвил меня, вырвав слова из сердца и не дав исповедать Господа моего; но когда я покаялся тут же тайно, прося помилования, Господь даровал мне дерзновение и мир.
На панихиде. Общая греховная болезнь, общие немощи, общие беды, искушения, опасности, общий всех Спаситель. А потому молись усердно за покойника, как за себя.
11 ноября
Благодарю Господа, напитавшего и укрепившего душу мою благодатию Своею во время утрени чрез чтение и пение ирмосов и даровавшего мне благодать совершить непреткновенно, с частыми победами над невидимыми врагами литургию всю и панихиду, и царственных особ выговорил добре, и В первых помяни, Господи... и пр. Благодарю Господа, помогшего мне служить молебен у Григория Ивановича Коновалова в лавке; пред тем я неосторожно поел дома селедки с прованским маслом и кислосладким хлебом и хлебом с маслом и отяготил свое сердце... Благодарю Господа, явившего мне великую и богатую милость пред молебном и во время молебна в избавлении от великой скорби и тесноты и смущения по причине убегания от нищих и даровавшего совершить молебен добре. Благодарю Господа, избавившего меня на панихиде в квартире Якова Андреева и после посещения Параскевы Давидовны от растления сердца чрез воззрение на женское лицо и дома от того же.
12 ноября
Во сне был в Киеве и видел все здания монастырские крайне ветхими, видел митрополита Филофея и успел взять его благословение, потом видел многих нищих в той же церкви, где видел преосвященного Филофея, жалобно распевавших свои песни и причитания. Я сел между ними, но, вместо того чтобы подавать им, сам угождал своему чреву. Видел слона большого в комнате у кого-то, кажется у Бритнева.
Вечер. Во время утрени и особенно во время соборной обедни (вчетвером) и после нее на отпевании Якова Андреева и провожание до ворот всем собором, я испытывал адскую тесноту, страшные искушения и насилия диавольские, поревавшие к озлоблению, в особенности на настоятеля, всегда стоически холодного и равнодушного, не испытывающего никаких искушений; но – слава преблагому, всемилостивому, благопослушливому и благопременительному Владыке Господу Иисусу Христу, многократно избавившему меня по молитве покаяния моего от злоб моих и страшных теснот; многократно дух злобы меня поглощал, но столько же раз Господь меня исхищал146 из челюстей его. Вместе с искушениями в душе я испытывал страшное жжение во внутренних частях тела, происходившее, с одной стороны, от вчерашнего пресыщения и винопития, а с другой, от дурной погоды (таяло, и на улицах стоял как бы кисель снежный) или отчасти от простуды. И в гимназии чувствовал я себя нехорошо – меня жгло, я был раздражителен и не покоен от боли и тесноты. А при венчании свадьбы в соборе после вечерни насилие диавольское и физическая и нравственная теснота были страшные; я не мог выговорить многих слов и предложений и некоторых молитв благожеланий и благословений жениху и невесте – даже до того, что я громко плюнул на пол со словами: тьфу, подлость какая! что вызвало смех диакона и дьячка. Но когда я, пришедши домой, поел винограду и яблоков и напился светлого чаю, боли и немощи мои сейчас по милости Божией прошли; раздражение кончилось, и я успокоился. Слава, слава, слава Богу!
В юбилей. Укажете ли на то, что я беспорочно отслужил Богу и людям двадцать пять лет? Но не за что меня хвалить: во всё это время было во мне премножество силы Божией, в немощах моих совершавшейся, – мои были только недостатки, несовершенства, преткновения. Укажете ли на то, что я часто являлся в церкви со словом Евангельским? – Если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! [1Кор.9:16].
Совершая молебен с акафистом Божией Матери Казанской в квартире Марьи Ермолаевны семейству Свистовских, я сподобился двоякой великой милости Божией и Царицы Богородицы: во-первых, мирного, искреннего служения, во-вторых, исцеления плоти моей, снедаемой пред тем внутреннею резью и жаром. Напившись вскоре после того чаю дома, я почувствовал себя совсем бодрым и гулял потом легко и долго, и спать не хотелось долго, а прежде в это время была спячка. Слава Господу, слава Владычице!
Я был в тяжком насилии от злых и коварных демонов при венчании свадьбы по причине чревоугодия, пресыщения вчерашнего, 11-го, и сегодняшнего 12 ноября, и особенно от скверной мадеры Ивановской на поминках у Андреевой; брак кощунственно, хотя ненамеренно, совершил – многие смеялись. Прости, Господи!
13 ноября
Сегодня день нашего бракосочетания, моего и жены моей Елисаветы Константиновны, и предначатие сочетания с Господом в высочайшем, святейшем, пренебесном Таинстве Священства – сегодня исполняется вечером двадцать пять лет благополучного сожития нашего! Сколько благодеяний от Господа получили мы! Всегдашнее довольство в предметах жизни, всегдашние благоплодные труды по званию священства с избавлением от грехов, страстей, с приемлемыми непрестанно от Господа миром и помощию, благодатными слезами и утешениями, с доброю славою от людей, здравием тела и души; подвергался я тяжким болезням и опасности смерти от них, опасностям в морском плавании, опасностям на суше (от лошади, от собак), но Господь милостиво спасал меня, даруя мне жить и еще славить Его и приносить плод милостыни. Благодарю Господа!
О сеятеле и семени [Мф.13:1–23; Мк.4:1–20; Лк.8:4–15]. Нет во мне глубины сердечной, глубины веры, упования и любви, глубины молитвы, глубины созерцания, углубления при чтении слова Божия, глубины и искренности отношений к людям, искрености добрых дел; всё во мне поверхностно, слабо, шатко, разрушается искушениями вражиими.
После ранней обедни. Господи! Бездна милости, благодарю Тебя всем сердцем моим, во-первых, за исцеление по молитве моей телесных внутренностей моих, нывших, как думаю, от простуды, и, во-вторых, за прославление в чтении церковного канона Пречистой Матери Твоея и святителя Златословного Иоанна, архиепископа Константинопольского, за непреткновенное, легкое, сердечное совершение ранней литургии с панихидой по Иакове Андрееве и за животворное причащение пречудных, животворящих, небесных и страшных Твоих Таин. Девять часов утра.
14 ноября
Благодарю Господа, исцелившего меня от острой и тяжкой жгучести во внутренностях моих по молитве моей чрез прикосновение к славному и страшному и животворящему престолу Его во время службы утрени, которую служил настоятель в Петропавловском приделе (я стоял в Покровском).
Чем я сохранен доселе? Благодатию. Благодать – мое врачевство, мой свет, моя сила, мое очищение, просвещение, утешение, избавление, моя пища, мое питие, моя слава, мое дерзновение.
Вечер. Великие, чудные, многие милости удивил на мне нынешний день Господь во время ранней литургии в начале (избавив меня от мертвящей тесноты), потом после Херувимской песни и великого входа, при про изношении слов В первых помяни, Господи, при потреблении Святых Даров; потом во время поздней обедни (от тесноты неприязни к отцу настоятелю), во время молебна, особенно после молебна от возобновившейся неприязни; покаянием и верою я спасался от злейших невидимых врагов, ущемлявших своею злобою мое нечистое, страстное сердце; затем дома, когда была девица Елисавета Балыкина; потом когда была сильная тоска на сердце после молитвы девице родильнице в домике Цепова на вышке. Близ Господь, спасающий мя. Слава Господу!
15 ноября
Тяжко согрешил пред Богом, пред Богоматерию, пред святыми Ангелами и святыми угодниками Божиими и всеми людьми в том, что сегодня вечером после всенощной, когда стужали мне очень нищие, большие и малые, я некоторых сильно выдрал за волосы и многих в гневе и раздражении отгонял, и куда шел было – в дом Голубева – туда не пошел, а зашел к Бурачку Павлу Степановичу. Прости, Многомилостиве, великое согрешение мое.
Благодарю Господа за оживотворение моей мертвенности во время всенощной за покаяние мое; благодарение Господу за дар умиления и горячей молитвы о людях, за дар соединения Божественной и человеческой природы чрез вочеловечение Сына Божия, за дар ее просвещения (что видимо выражается горящими светильниками, златом и сребром и камнями драгоценными), облагоухания, прежде смердевшей грехами (что видимо изображается каждением фимиама, означающего благоухание и святыню Святого Духа), искупления, обессмертия, оправдания, утешения, укрепления, украшения. Благодарю за слезы умиления. Но враг дыханием своим пред концом службы и даже при чтении Евангелия погасил горячность мою, умертвив мое сердце пред тем, как говорить слова Евангелия: учаще их блюсти вся, елика заповедах вам [Мф.28:20], не высказанные от суетной дьявольской боязни. И опять было за покаяние согрелся благодатию Святого Духа, но пред отпустом опять нравственно параличом враг поразил. О, коварство змия! О страстное, боязливое мое сердце, кого и чего ты боишься? Диавольских миражей?.. Но Господь поборет147 по тебе.
Каюсь Господу в недостатке любви, смирения и терпения и в действительной неприязни к настоятелю, тогда как он выражает свою зависть к братии и алчность к деньгам, утверждая, что мой дьячок Михаил и я получаем больше (будто бы) всех. Вчера я заочно отругал его и погрозился сделать ему сильную отповедь. Исповедую Господу грех мой и молю благопременного Господа пременить сердце мое, отсещи всякую неприязнь и ненависть к брату от сердца моего и даровать мне искреннюю и нелицемерную любовь, обиды же прощать и за словами, сказанными заочно, не гнаться и не стараться в рвении опровергать их и доказывать настоятелю его неправду и клевету. Терпением спасай душу, смирением, незлобием, снисхождением, прощением, извинением. Злоба – всех грехов горший грех. Старайся всеми силами иметь всегдашнюю любовь ко всем, и самым врагам.
О духовном созревании христианина и об условиях к тому в соответствии с физическим созреванием при свете солнца и теплоте солнечной, при благоприятной погоде, при уходе за землей и растениями, при отбрасывании червяков, при отщипывании и отрезании ненужных сухих ветвей... Огребатися от плотских похотей [1Пет.2:11]. У христианина должен быть верный, правильный взгляд на жизнь, на последний конец жизни – на жизнь вечную; он должен, как путник, идущий на родину, должен твердыми ногами идти к своему небесному отечеству, туда, где Отец Небесный пребывает в вечной Своей любви с Сыном Единородным и Духом Святым и с Своими святыми Ангелами славы, и очищать себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием [2Кор.7:1]. Христианину надо всё дурное непременно от себя отсекать: дурные мысли, дурные похоти, дурные слова, дурные поступки и вести себя всегда скромно, благородно, воздержно, в трудах благословенных, а не в играх пустых, вроде карт. Дано тебе поле – возделывай его, оно полно дурной травы – выполи ее, оно твердо – размягчи его покаянием и слезами, оно сухо – омочи его слезами; тебе дан сад дикий – возделай его, тщательно ходи за ним (сердце).
В день юбилея моего воздать торжественно благодарность и святому Ангелу Хранителю моему, коего славою я был богат и коего имел всегдашним помощником, наставником, заступником.
16 ноября
Воскресение. Позднюю обедню служил в тесноте сердечной при бессилии и холодности в душе и желал быть горячим. Причастился животворно. Голос довольно слабый от постной пищи.
Окаяваю себя за то, что не имею в себе горячих чувств любви ко всем тем, о ком молюсь по обязанности моей в церкви во время суточных служб и особенно во время обедни, которая объемлет любовию всех – небесных, земных и преисподних; жалею и скорблю, что сердце мое бывает сухо и мертво во время литургии, стеснено, поражено смертельным ударом, исполнено срамоты и уничижения ради грехов моих, – но Богу всё возможно, Он может дать мне сердце чистое и дух новый. Се, творю все новое [Откр.21:5]. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю [Ис.1:18].
Вечерню служил с большим трудом. Может быть, потому, что в соборе было мало воздуху, а главное потому, что пирога довольно поел дома за обедом и сам обессилил свое сердце, дав врагам бесплотным место в себе чрез чревоугодие, и еще гнев на жену и слугу Евдокию за неприготовление вовремя обеда. Великую ектению дурно произнес – скрал много возгласов, торопясь от смущения и страха бесовского. Крещение трех младенцев в церкви по вечерне совершал с трудом, раздражительно, неспокойно, с тайным ропотом, с необыкновенным усилием. Согрешил пред Богом и людьми и пред всем небом!
Образом и подобием, по которому ты сотворен, умоляй со слезами Господа и Богоматерь со всеми Ангелами и всеми святыми очистить тебя, твое сердце от всякой скверны греха и насадить и возделать и плодопринести тебе всякую добродетель. Нельзя оставаться равнодушным ко греху, в нас живущему, нас омрачающему, оскверняющему, смущающему, утесняющему, посрамляющему, расслабляющему и умерщвляющему, делающему нас противными Богу и всему небесному воинству и всем святым. Господи! Умилосердись над нами, очисти нас от всякой скверны, освяти, утверди, украси и спаси нас. Аминь.
17 ноября
После утрени. Благодарю Господа за великую помощь мне и избавление от невидимых борительных врагов во время утрени, от их козней и угрызений, за исцеление язв души моей. И по окончании утрени, когда демон возложил мне язву в душу, я опять по молитве покаяния исцелен был Господом, и дома исцелил меня Господь от поползновения нечистого, когда я помолился Ему в покаянии.
Вечер. Благодарю Господа за помощь и милость во время служения литургии; служило большим сердечным трудом и крайним давлением от диавола, насиловавшего меня срамотою и унынием; но все это препобеждено чрез причащение Святых Таин. Слава о сем Господу! В самом начале литургии Господь по молитве покаяния отъял от сердца моего скорбь и тесноту и даровал жизнь и мир. Во время вечерни Господь даровал мне великую помощь в служении, умиление и услаждение. После вечерни дома Господь по молитве моей избавил от величайшей скорби и тесноты, постигших меня за жестокосердие и скупость к нищим по причине великого их множества и частых попрошайств. Верою в страдания и смерть Его, ради меня подъятые, я скоро ощутил сладкое и пресладкое Его спасение за покаяние. Славлю Господа, Его долготерпение, милосердие, незлобие, щедроты.
Епископ в своей епархии есть после Бога и Богородицы источник освящения всех христиан православных его паствы, и потому его должно всем иметь в великой любви и уважении как святителя, как архипастыря и отца, как высшего и полномочного совершителя всех Святых Таинств, учрежденных для нашего возрождения, очищения, освящения, укрепления, обновления, утешения, обожения.
Если просящим дается, толкущим отверзается, а мы ежедневно просим и молим Бога о всех людях, как и о себе, то конечно Господь за молитвы Церкви, за молитвы наши, пастырей, подает просимое тем, о ком просим ежедневно: и царю, и царскому дому, и всему освященному собору, и всем христианам, и всем людям. За молитвы Церкви Бог хранит и милует весь мир. Церковь носит в себе залог мира для мира, святыни и правды.
18 ноября
Вторник. Благодарю Господа, сейчас сотворившего со мною чудо милосердия и спасения Своего за покаяние и веру мою в Него, Многомилостивого Спаса моего. Девять с четвертью часа утра. На прислугу Евдокию был гневен.
Вечер. Благодарю Господа, избавившего меня от смертельной тесноты и скорби пред обедней; эта смертельная скорбь и теснота постигла меня вследствие яростного выговора сторожам в сторожке церковной за курение табаку. Чрез злобу и гнев диавол вселился в мое сердце и страшно мучил меня, и только долгим покаянием и многократным припаданием к святому престолу я избавился от душевной смерти по неизреченному милосердию Господа. Обедню служил благопоспешно и непреткновенно. Препобедил совершенно козни вражии на великом входе и по преложении хлеба и вина в Пречистые Тело и Кровь, при произношении возгласа В первых помяни, Господи. Причастился с верою; заамвонную всю прочитал, отпуст весь сказал. У Бойля Платона молебен служил добре, но отпуст от ложного стыда и страха скрал, и за то змий духовный страшно уязвил меня, убив душу мою, но за искреннее покаяние и веру Господь избавил меня, когда я входил к имениннику Байкову, каявшись пред тем во всю дорогу от четвертого офицерского флигеля. Вечерню служил добре. После вечерни и крестин, идя домой, я крепко отодрал за волосы в сильном гневе одного нищего взрослого, бывшего пьянчугу, нахально вторгнувшегося в церковный двор с попрошайством, из-за него я и других прогнал – женщин, ожидавших записок к пастору. Сильно уязвился опять и смутился духом по причине ярости своей на нищих и жестокосердия моего. Увы! И еще не научился я кротости, незлобию, терпению, милосердию, мягкосердию, снисхождению. Сильно оттерзал я за волосы нищего, вторгнувшегося во двор; я вытащил его за волосы! О, окаянство! Так ли должен поступать священник, изображающий Христа, Агнца Божия? Так ли жил Христос Бог? Такой ли показывал Он пример? О, доколе не исправен и не исцелен душевно пребуду? Доколе буду как разбойник для нищих? Каюсь и еще, и еще милости прошу у Господа и пождания и долготерпения ко мне, окаянному.
Сподобился сейчас великой милости Божией за усиленное и слезное покаяние неоднократное в соделанном мною с нищими зле. Превозношу непобедимое и непреодолимое грехами нашими милосердие Божие.
19 ноября
Утро. Благодарю Господа за величайшее спасение, явленное мне Его милосердием во время утрени по молитве покаяния моего в избавлении меня от дьявольской злобы тайной на причетника Михаила за некоторое его разногласие (не намеренное) в пении ирмосов и частию на священника Клепачевского Петра за его громкое совершение проскомидии во время утрени, мною служенной.
Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить непреткновенно литургию и причаститься животворно Святых Таин. Пред обедней была панихида по императоре Александре I. Благодарю Господа, даровавшего совершить добре вечерню. Благодарю Господа, благопременившего озлобленное сердце мое на горделивую, как мне показалось, братию, собравшуюся у настоятеля, и особенно отца Павла Ламанова. Я покаялся в своей злобе, подозрительности, честолюбии, гордости, и Господь излиял на меня богатую Свою милость.
Страшная тщета и вред от чревоугодия и невоздержания: оно опустошает душу от благодати, омрачает ее, обессиливает, делает грубою, страстною, нечистою, раздражительною, злою, самолюбивою, гордою, нетерпеливою.
20 ноября
После обедни. Могут ли быть большие чудеса во мне, как сегодня совершенные во мне Господом моим Иисусом Христом во время утрени и поздней обедни при избавлении моей немощи от страстей моих и злодейства невидимых врагов и от смертельных скорбей моих, во время обедни постигших меня за чревоугодие и пресыщение мое с вечера (уха ершовая в одиннадцать часов вечера). От всех бед тяжких избавил меня Господь по молитве веры и за покаяние всесердечное. Слезы умиления и слезы горя неописанного во время обедни.
После всенощной. Благодарю Господа, удивившего на мне дивное Свое милосердие и всемогущую Свою силу во время всенощной при многочисленном собрании народа, когда реки искушений потопляли мое слабое, нечистое сердце, и я был в опасности онеметь по действию противных сил. Я воззвал к бездне милосердия, и она потопила бездну грехов и искушений моих (по поводу весьма некрасивой и несимпатичной девицы, подходившей к образу праздника, – презорство и неприязненное чувство, потоплявшие мое сердце; я раскаялся, просил помилования в сильных душевных воплях и получил). При каждении сердце было холодно.
Ты имеешь волю до смерти противиться греху. – Противься же, будь тверд, как мученики.
Отец Александр, товарищ и сослуживец мой, был всегда крайне добр и услужлив ко мне. Это бывало весьма часто: он сам нередко вызывался на услуги. Надо помнить добро и забывать зло и жить в любви и взаимном уважении, как братии и ученикам кроткого и смиренного Господа Иисуса Христа, Агнца незлобивого. Даруй, Боже!
21 ноября
Утро. Девять с половиной часов утра. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать избавления от козней диавольских и от страсти корыстолюбия пред молебнами и особенно во время молебна у Леонида Поморского. Я сначала претыкался от смущения и тесноты, а потом по благодати Божией служил мирно, благодатно, животворно, легко. Дай Бог здоровья его жене Ирине.
После обедни. Благодарю всечудного Господа, удивившего на мне милость и непобедимую благость и силу Свою пред самой обедней в избавлении меня от адской тесноты и муки нестерпимой, постигших меня за жестокосердие к некоторым нищим (нищий вроде цыгана), за скупость, горечь сердечную, презорство и злобу за частое попрошайство. Я точно был на углях адских или как бы сильно ужаленный змием – и повертелся я, прежде чем Господь избавил меня от его зубов и жала страшного. А когда Господь посетил меня Своей милостию, мне стало легко, весело. Я стал совсем новым человеком. Во время обедни чувствовал тяжесть и дебелость сердечную вследствие, думаю, скоромной пищи, накануне мною употребленной. Молебен водосвятный после обедни служил после искушений в начале искренно, мирно, непреткновенно.
Пред вечерней страшное искушение и смущение по причине нищих и моей немощи и моей скупости, адская теснота и огнь; но после усердного покаяния Господь простил грех и даровал живот и мир. Враг наводил страхи при чтении вечерних молитв и великой ектении, но благодатию Божиею я победил боязнь и козни вражии и затем служил хорошо.
Тяжко я посрамлен от Бога лишением благодати за употребление в пост скоромной пищи. Это лишение благодати я испытал особенно за всенощной и за обедней в день Введения во храм Пресвятой Богородицы: сердце было грубо, мертво, бессильно, уныло и тоскливо. В день Введения не ел скоромного, и сердцу было легче гораздо за вечерней, хотя и была сильная борьба с врагами, уязвившими меня смертельно за жестокосердие, озлобление и презрение к нищим некоторым.
Протоиерей Павел Васильевич Трачевский, старец, вообще тихий, кроткий, мерный, не злой, не мстительный, не беспокойный, вообще вежливый и ласковый, довольно справедливый. Я сам многократно испытывал от него доброту и ласковость в обращении и мерность и чувствовал себя у него хорошо и мирно, приятно, и уходил удовлетворенный, без огорчения. За сие слава Господу. Недостатки же его и слабости и страсти, свойственные человеку в состоянии падения его, да исправит, да уврачует Врач душ и телес наших, Господь Иисус Христос, пред Которым я это говорю и пишу. Господи! Молитвами отца и настоятеля нашего Павла помилуй нас. Тебе вся возможна суть. Исправи, Господи, всех нас, ибо все мы душевно болим, часто превратно мыслим, чувствуем, намереваемся, желаем, говорим и делаем или глаголем и не творим.
22 ноября
Благодарю Господа за величайшее чудо спасения моего от претяжких дьявольских козней, постигших мою немощь и страстность во время обедни в конце по поводу отревания настоятелем алтарного сторожа и происшедшего оттого замешательства в обрядности (некому было подать теплоты, кадила, нарезать антидору для причастниц); озлобление крайне подмывало мое сердце, но благодатию Христовою я победил врага. Зато какая легкость, сладость, ясность в душе была после употребления Святых Таин – и сказать не могу. Слава Господу!
Вечер. Вспоминаю чудеса милосердия Божия во мне: во-первых, когда я вышел из гимназии и Господь избавил меня от великой скорби и тесноты, постигших меня за жестокосердие к нищим; во-вторых, когда после крестин у капитана Постельникова, при конце которых я несколько смутился и не выговорил нескольких слов и был уязвлен, я покаялся и просил у Господа с верою помилования, пространства и мира, я вдруг получил о имени Его исцеление и мир, но когда потом опять оказал жестокосердие и скупость к нищим по выходе из квартиры Постельникова и не дал требуемого, а только немного и за это опять был ужален духовным змием и тяжко страдал, я пошел в церковь, стал на колена и горько плакал, каясь в своем грехе, – я опять получил милость и мир. О, бесконечное милосердие! О, мое жестокосердие и неисправление! У Волкова Михаила Васильевича служил молебен благоговейно и сладостно.
Почитаем святых угодников Божиих и лики их в утешение, ободрение и подкрепление нам, странникам в небесное отечество, ибо и они были подобострастные нам человеки, но верою, покаянием и собственным усердием к добродетели и благодатию победили грех, восторжествовали над страстями и кознями диавольскими, очистились, освятились и теперь вечно радуются и о нас день и ночь Бога молят. Мы не можем говорить: нам нельзя спастись, ибо можем, если захотим, – святые обличают нас, ободряют и готовы подкреплять своими молитвами, если сами мы не опустим рук. Весьма большая польза от почитания святых и их икон.
24 ноября
Два противоположные течения непрестанно испытывал я в себе в продолжение моей жизни: течение благодатное, святое, мирное, свободное, сладостное и течение греховное, бурное, мертвящее, насильственное, палящее все существо, душу и тело; сколько надо было силы благодати, борьбы, бодрости, терпения, покаяния, молитвы, веры и упования, чтобы не увлечься противным течением! Вся жизнь прошла в борьбе! Но за всё прошедшее добро, за все бесчисленные милости и божественные силы в этой борьбе слава Богу, Спасителю моему! Его благодать, Его милосердие и бесконечная благодать в конце концов всегда торжествовали над моими грехами, немощами, страстями, и я благодатию Христовою выходил из борьбы или увлечения греховного победителем, с запасом немалой опытности в рассуждении добра и зла. Но как скоро пролетело время двадцатипятилетия! Как будто всё прошедшее было только вчера.
25 ноября
Благодарю Господа, милостиво избавившего меня по молитве покаяния от скорби и тесноты сердца, постигших меня праведным судом Божиим за жестокосердие к бедным, коим я дал меньше, чем они просили, особенно один из них, бежавший за мною и повторявший свою просьбу. Благодарю Господа за мир, пространство и льготу сердца и за искреннее, чистое пение канона и стихир хвалитных.
Но вот я опять согрешил жестокосердием и суровым обращение с нищим (вроде цыгана), часто просящим денег на опорки и по получении вскоре опять просящим. Строптиво я кричал на него, прогнал на другую сторону панели и туда бросал ему гневные речи. Каюсь от всей души в движении гнева, скупости, сребролюбия, гордости, злобы, зависти и недоброжелательства, обидливости на нищего. Прости, Владыко мой многомилостивый, ради имени Твоего, ради веры в Тебя единого многоблагоутробного... Спустя двадцать минут после написания этих строк я искренно, глубоко и подробно осудив себя от всего сердца и всего помышления во всех грехах своих, получил от Христа Жизнодавца прощение с миром, простором, свободою и дерзновением и во время прогулки на стенку к морю благодарил и славил Господа. Слава!
Вчера, 24 ноября, служил в Думской Успенской церкви раннюю обедню по просьбе купца Филиппа Степанова; сердце было расслаблено чревоугодием накануне (у именинников много и сладко ел и пил), и на великом входе враг расслабил сердце, так что я не выговорил имен царской фамилии от бесовской боязни, как и по освящении Даров слов В первых помяни, Господи... (Исидора, митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского и Финляндского), на отпусте не всех святых дня помянул, на молебне Евангелие о жене хананеянке не выговорил последних слов: о, жено! велия вера твоя: буди тебе якоже хощеши [Мф.15:28]... На молебне у вахтера Василия Ивановича (в седьмом экипаже) сильно смущался и скрадывал слова, подумав о плате за молебен... (он личный мой знакомый). Не можете Богу работати и мамоне... [Мф.6:24]. Сколь верно слово!
* * *
Десять с половиной часов утра. Опасно есть очень приятную пищу: неприметно с алчностию съешь более надлежащего, после схватишься, но поздно (сладкий именинный хлеб от Екатерины Степановны)... Согрешил! Наслаждение пищею и питьем усиливает похоти, умножает нечистоту сердечную, а для любящего Бога какая потеря от этого! Величайшая потеря! Оттого святые проводили суровую, воздержную, трудолюбивую жизнь, они презирали сладкую пищу, боясь лишиться сладости благодати Божией... Хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими [Евр.13:9]. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое [1Кор.6:13].
Служение литургии есть для меня мерило праведное или преспеяния или падения нравственного, или любви к Богу и к вечному, небесному отечеству или пагубного пристрастия к плоти и к земным богатствам тленным, или силы духовной и дерзновения в Боге или немощи плотской и упадка духа. О, как должен быть всегда возвышен и свободен духом священник, духовен, чист сердцем, кроток, любовен, бесстрастен, горняя мудрствующий, а не земная! Я еще дольний, а не горний, страстный, немощный, несвободный, не мирный, не просвещенный сердечными очами, не утвержденный благодатию, не имеющий дерзновения! Увы мне! Горе мне! И это чрез двадцать пять лет!
Благодарю Господа за богатый, постоянный, неоскудевающий промысл Его о нищих, подающий мне всегда нечто чрез добрых людей, так что можно всегда смело подавать и не унывать.
О, злонравие! О, жестокосердие! О, нетерпение! О, сребролюбие, самолюбие, сластолюбие, невоздержание, пресыщение, алчность! О, зависть и зверство! В злобе на нищих за попрошайство я сильно выдрал за волосы трех взрослых нищих мещан, одного до слез.
Я за волосы наклонил его до земли – о, жестокость! О, свирепство! Священнику ли это делать? Не разбойнику ли это свойственно? Помилуй мя, Боже, помилуй мя! Согреших тяжко пред Тобою, пред Богоматерию, пред святыми Ангелами, пред святыми угодниками, пред всеми людьми! Обвиняю и обличаю, осуждаю себя нещадно. Пять часов вечера.
Полагаем крестное знамение на челе, сердце и персях как всесильное оружие Христово против диавола, действующего в нас чрез помышления, чувства и движения нашей воли или свободной силы нашей, которую изображают мышцы наших рук.
Пресвятая Владычица Богородица вся во веки бесконечные одеяна во Христа, в Его правду, святыню, кротость, смирение, благость, милосердие, премудрость, могущество, всеведение и сердцеведение, в Его величие, в Его Божественную простоту, красоту, в Его Божественное благоухание. Чудна Она, Владычица наша; будем всегда благоговеть пред Нею по достоянию и славить по силе своей, да сподобимся Ее милостивого заступления и покрова и ныне, и в день судный.
26 ноября
Утро. Согрешил пред утреней, убежав от нищих, гнавшихся за мною; Господь принял мое покаяние и помиловал. И еще согрешил во время утрени негодованием внутренним на настоятеля и братию, что только копят деньги и нищим не подают, что, в частности, священник Клепачевский пользуется несправедливо всеми выгодами своего обеспеченного, богатого положения, потому что нерадит о службе, крайне сокращает, спешит чтением и пением на клиросе. Но потом я раскаялся в своем рвении, огорчении, неудовольствии, вспомнил свои грехи юности и немощи свои великие, свое всякое довольство и обеспеченность в содержании, сознав, что мне дано весьма много от Бога, несравненно более, чем я стоил бы за свои труды, – примирился внутренне с братиею, сознав, что всякий идет своим путем и что одному дано от Бога то, другому – другое, и Господь помиловал меня, даровав мир. При чтении канона, впрочем, враг крайне сильно подкапывал мое сердце, увлекая меня к неприязни на отца Александра и Клепачевского, но тайною молитвою и покаянием я избавился опять от супостата милостию Господа.
Десять часов утра. Сейчас крепко, раздражительно посчитался с отцом настоятелем из-за присылки ко мне монахини с книжкой для подписей. Он подозревал меня во вмешательстве в его, благочинническое дело, будто я восхищаю его права, и в домогательстве частого хождения по требам ради своей выгоды. Взорвала меня эта подозрительность, и я много наговорил ему нехорошего, что он ненавидит меня, съесть хочет с руками и ногами и пр... Согрешил ко Господу и пред людьми. Надо помнить слово Писания: обуздоваяй гнев, якоже вземляй град [Пртч.16:33]148.
27 ноября
Благодарю Господа, совершившего во мне чудо избавления и спасения по причащении Святых Таин и после потребления Святых Таин. Когда я, уязвленный и раздраженный диаволом, при отпусте на панихиде по Якове Андрееве не выговорил слов в недрех Авраама упокоит, воззвал во имя существа Тела и Крови Христовой о спасении и ощутил в себе Христа, получил сейчас избавление от мучащего диавола и умиротворился совершенно. Слава Богу!
Отдать должное в речи (по случаю юбилея) братии, мерности и степенности нрава и твердости настоятеля, тихости, кротости и смирению иерея старца и утонченности обращения и манер юного (мужеству и сановитости), стройного диакона; степенности, ровности и сердечности в служении и жизни юнейшего диакона; простоте, усердию и послушанию в службе и ясности выговора в чтении чтецов храма сего, ибо один человек не может заключать в себе всех совершенств.
О попечительстве упомянуть, о сотрудниках, Божиею помощию поддерживавших оное. И какие же сотрудники!
* * *
4 мая в воскресение мне было очень тяжело в служении и даже частию в ходьбе оттого, что сильно крепило живот.
8 мая. В третьем класс отданы для чтения две книги мои: «Училище Благочестия» и Жития святых с мая по сентябрь.
Даже Николай Григорьевич Сидоров хвалит нас, священников, служителей храма святого апостола Андрея Первозванного и храма Успения Божией Матери. Это Твой дар, Господи! Мы этого не заслужили, ибо недостойно всегда служили и служим. Благослови, Владыко, и Ты одобряющего нас.
25 мая 1880. Вчера пред крестинами в доме Яковлевой у содержателя на вышке жена московского купца Лебедева, живущая здесь в доме Цепова, рассказывала о священнике нашем соборном отце Петре Клепачевском, с которым лично встретилась в одном доме (у Горталова), что он называет комедией всё богослужение и самую литургию и самое причастие Святых Таин! О, ужас! О, неверие! О, нигилизм! Принять к сведению и (в потребном случае) донесению кому следует. Такой священник – величайшее зло для прихода. Таким образом, слух подтверждается, что он, Клепачевский, пред совершением литургии пьет дома чай.
4 июля. Странный поступок свояченицы Анны Константиновны, выскочившей за мною в двенадцать часов ночи в необходимое место. Что за надзор?.. Она лежала в постели, слышала, что я пошел туда... Что это? Попечение о моей нравственности? Или другое что? Спасибо за нежное попечение, но да сохранит меня Бог и без этой нежности чрез чувство Его вездепристуствия и в испытании сердец и утроб наших.
20 июля.
Протоиерей Павел Васильевич Трачевский записал в кружку за молебен на новом пассажирском пароходе «Цесаревич» пятнадцать рублей (вместо двадцати пяти); диакону Добронравину дали десять рублей. Если диакону, сравнительно мальчику с протоиереем, дали столько, то настоятелю – старцу, конечно дано двадцать пять рублей; десять рублей скрыто. Это нечестно. И кому это? У него уже есть шестьдесят тысяч рублей серебром. Мало ли ему еще щедрот Божиих? Пойдут ли впрок скрытые деньги?
Я, трудящийся более всех в приходе и не в приходе в три или в четыре раза и получающий наравне с нетрудящимися, должен по справедливости от трудов всех своих денег отделять часть, именно избытки, в пользу бедных и таким образом возвращать Богу из благодарности за Его к нам щедроты часть даров Его, да не оставит нас и впредь и не удержит щедрот Своих за неблагодарность нашу, ибо многие из братии старейшей, получая даром большое содержание и не думают помогать бедным, не считают этого своею обязанностию, а только копят и копят деньги, так что у старейшего члена накоплены десятки тысяч (семьдесят тысяч). Оттого он и держит себя королем. Впрочем, не завидую ему и желаю, если справедливо, и большего – или что я говорю? Нет, желаю ему открыть сокровища свои и усердно раздавать нищим.
Колбаса и рыба с сладким чаем и вином – слишком возбудительные вещи для страстной плоти. 23 сентября 1880 года.
Мясной суп или борщ и салат с яйцами на уксусе и сливках – весьма полезные и здоровые вещи.
Ботвинья из квасу с овощами для меня вредно, особенно квас. 24 июля.
6 августа. Вчера вечером я поел, окаянный чревоугодник, сардинок на прованском масле с большим аппетитом, и ночью – о, ужас! какое блудное искушение! Не есть более рыбы в пост! Дело идет у меня к старости – пищи требуется для меня мало, буду сыт и без рыбы, мяса, молока и яиц.
О, какое развращенное у меня сердце! Сколько в нем страстей: самолюбия, сластолюбия, чревоугодия, плотоугодия, гордости, честолюбия; тщетная слава, злоба, зависть, недоброжелательство, зложелательство, злорадство, лукавство, подозрительность, малодушие, боязнь, подобострастие, легкомыслие, мнительность, непостоянство, пресыщение, пьянство, блуд, прелюбодеяние (внутреннее), леность, нерадение, неправда, рассеянность, суетность, расточительность; жестокосердие, суровость, строптивость, сребролюбие, скупость, противление, непослушание, непочтительность, неуважение, лицеприятие, лицезрение, лживость, гневливость, раздражительность, сварливость, сластолюбие, неблагодарность, рвение, осуждение, осмеяние, смех неподобающий, нетерпение, раздражение на бездушные вещи, неблагодарность. Тьма грехов во мне.
Всех привлекать к доброму делу, духовных и мирян, мужчин и женщин, к добрым делам, чтобы никто напрасно не проводил время (спят много и всё время бездействуют; страсть сребролюбную возжигают и духовные, и мирские лица), ибо от всех Господь потребует отчет.
Тебе, Господу Богу моему, искренно каюсь в гневе моем на дьячка Каменоградского в укоризне, гневе, величании над ним, пренебрежении его, в ругательстве его мною. Помилуй мя, обращающегося, и смягчи сердце сего чтеца, привлеки его к миру, да и впредь будет между нами союз душ! Аминь. Буди.
Настоятель протоиерей Павел Трачевский получил за брак Федора Васильева на весь причт двадцать рублей. Венчал свадьбу крайне небрежно, в двенадцать минут.
За венчание Бритневского приказчика взял пятьдесят рублей (если не сто), а записал только в кружку двадцать пять рублей.
На ночь не есть ничего, особенно сладкого, как кисель сладкий с миндальным молоком или без него.
Дьячок Каменоградский играет роль какого-то лазутчика во время богослужения, стоя за выручкой свечной и разговаривая со сторожем. Что за вольность? Что за дворянство ?.. Его место на клиросе. (Служили: Клепачевский, Полетаев, Добронравии. Добронравии несправедливо несет должность дьяконскую и причетническую, получая только дьячковскую долю: дьяконская служба ценится выше причетнической, как настоятеля выше простого священника.) 20 марта 1880 года. Четверг Третьей недели Великого поста.
С 21-го на 22-е марта ночью в два часа открылось сильное течение золотушной материи из правого уха. Слава Богу! Очистится кровь от дряни. Долго копилась и сосредоточивалась золотуха, более восьми месяцев не было гнойной материи. Давно я чувствовал, особенно по утрам, тяжесть внутри и склонность ко сну, что-то точащее внутри, а это была золотуха. В пятницу пред исповедью, когда я стал отплевываться, то я ощутил, что отплевываю золотушную материю. Поутру в тот день я кушал у Маркова именинника постные пирожки с яблоками и грибами, постный (с маслом) суп с грибами, плоды с вином – портвейном белым, и вечером дома рыбу корюшку. После молебна у Маркова святой воды довольно испил, и я приписываю исход золотухи животворному, целительному действию святой воды. Благодарю Господа, Врача душ и телес, освобождающего меня от гноя и тления и обновляющего меня благодатию Своею. Во время утрени Господь избавил меня от острых разжженных стрел врага по молитве покаяния моего после припадания к престолу благодати и целования его.
Пред оказанием золотухи был зуд в [...] и свербеж в голове. К делу исповеди была сильная, болезненная апатия (от золотухи).
24. Течение золотухи обильное продолжает течь из правого уха; ночью вставал и переменял измоченную хлопчатую бумагу.
25 марта. Из-за усиливавшейся золотухи я разрешил на мясной бульон, но ночью течение золотухи стало еще обильнее – просто ручьем течет; в природе всё распустилось, расплылось, и в моем худом, немощном организме то же явление. На улицах много помету лежит, воздух скверный, миазмы вредные! Ночью было нечистое мечтание бесовское. (Мясного бульону не есть, а капусту есть, щи с грибами.)
29 марта. Золотуха продолжает сильно литься из правого уха днем и ночью; никогда в таком изобилии не исходила гнойная материя, как в этот год. Вот я гной, и чего же я прельщаюсь тленными телами, хотя и красивыми? Все помале149 гной будем. Да делаем дело нетления, чистоты, любви нелицемерной. Да течем усердно к жизни нетленной, нестареющейся.
С 6-го на 7-е апреля болела очень голова: не дано мне употреблять в пищу острых веществ: хрену, горчицы с уксусом и кислых апельсинов и под., вина крепкого (как вчерашний херес, хотя и немного его употребил, постного масла, мучнистых, как-то: каши, гороху и пр.).
26 апреля. Суббота Фоминой недели. Дьячок Каменоградский воротился после развоза артоса пьяный и крайне небрежно, поспешно, невнятно, с пропусками читал за всенощной в соборе; певчие, как бы глядя на него, пели тоже небрежно, поспешно, точно лаяли. Соблазнительно было стоять всем мирянам у службы Божией. Служил настоятель, коему это нравится. Да видит Бог и рассудит. Надо советовать настоятелю, чтобы впредь не дозволял ездить с артосом дьякону и дьячкам по городу. (Они брали для артоса мои камилавочники жестяные.)
С Никитиным и Каменоградским был скандал в субботу на Светлой неделе: Никитин тайно взял артос у Каменоградского, а этот пошел отнимать, и завязалась рукопашная. Каково это? И до чего могут дойти скандалы с артосом? Всё алчность к деньгам, а главное оттого, что дьячки не уравнены настоятелем в доходах и один (Каменоградский) получает очень много, а другой (Никитин) очень мало, вчетверо меньше (у Каменоградского книги, свидетельства). Каменоградский получает до семидесяти и восьмидесяти рублей в месяц, а Никитин только двадцать или двадцать пять рублей.
Отец Клепачевский Петр отказался 18 мая 1880 года идти к мужикам служить молебен, потому что едет в Питер, и я должен был идти за него. Он часто отказывается, а получает наравне со мною.
Отец настоятель Павел Трачевский 20 мая сильно гневался на сторожей за то, что будто бы они берут деньги от меня и от отца Александра Таратина и докладывают нам о требах и что он, настоятель, вовсе не знаком с приходом.
Петру Николаевичу Славинскому 20 мая дал Бог сына.
4 сентября 1880 года в четверг утреня по распоряжению отца настоятеля Павла Трачевского начата была священником Петром Клепачевским прямо с шестопсалмия, стихиры на стиховне нарочито пропущены, сугубая ектения не была. Поспешность и небрежность в отправлении богослужения поразительная, особенно со стороны дьякона и особенно дьячка. Утреня продолжалась всего двадцать минут, начавшись в пять минут седьмого и окончившись в двадцать пять минут того же часа.
4 февраля 1880 г. Четверг. Из-за самовольного и обидного относительно меня действия пастора немецкого Боссе я сильно пострадал сегодня пред утреней и во время утрени: меня мучил дух злой, потешаясь моим неудовольствием на пастора и моим намерением вывести его на чистую воду. Ибо он несправедливо отстранил меня от Комитета для снабжения бедных одеждою. Как меня враг теснил, смущал, удручал, убивал.
20 февраля. Да не вкушаю я молока в пост: от него в желудке происходит нестерпимое зловоние, да оно же и отягощает и ко сну клонит.
Благодарю Вас, любезные братия, что вы благосклонно и благоволительно воззрели на мое двадцатипятилетнее служение в сане иерея, и в знак вашего ко мне благосклонного внимания подносите мне драгоценный крест. Не знаю, кому больше честь в этом преподнесении: вам или мне. Я думаю, что вам, сочувственно отнесшимся к моему посильному служению делу нашего общего освящения и спасения; да, вам – теплоте вашей веры, любви, вашего христианского чувства. Настоящий день, в который исполнилось двадцать пять лет со дня моего посвящения в сан священника, мог пройти не отмеченным никаким особенным знаком внимания к моему скромному служению, как и проходят подобные дни в служении весьма многих из братии моей. Но вы, добрые, просвещенные чада Церкви, не любите пропускать эти дни в жизни деятелей Церкви незамеченными. Вы уже выразили ваше внимание и сочувствие в подобном случае бывшему достоуважаемому отцу диакону, ныне иерею храма сего. Теперь же удостаиваете вашим особенным вниманием и меня. Да будет же вам прежде всего честь за ваше благосклонное отношение к моим немощам. Я говорю, к немощам. Да, я исполнен немощей и знаю мои немощи, но сила Божия в немощи совершается [2Кор.12:9]. И она дивно совершалась во мне в продолжение двадцати пяти лет и, дерзну сказать, чрез меня во многих. Говорю вам об этой силе Божией во мне, о величайшей благодати Божией во мне, чтобы вы вместе со мною прославили Господа Иисуса Христа, сила Коего сказалась во мне богато, дивно! Вы не знаете, братия, множества искушений в жизни и служении священника, стекающихся иногда вдруг с крайнею силою, подобно порывистой буре. Тяжки эти бури ада, исходящие от змия бездны, – подобно утлой лодке в море, застигнутой бурей, душу бросают эти бури, как малую щепку, и готовы сейчас же потопить ее; и вот тут-то является всегда всесильная помощь Божия и истинные чудеса, спасается бедствующая душа от потопления адова и радуется и торжествует всякий раз после такой помощи Божией как спасшаяся от потопления или как от адского пламени. Вы стоите спокойно, например, в церкви при богослужении, а между тем священник, совершающий службу Богу, совершает, как Давид, подвиг единоборства с духовным Голиафом, то есть с сатаною. Но пойдите, поборитесь с ним хоть раз – вперед не пожелаете. Кто даст священнику силу в борьбе с этим ужасным Голиафом, коего одно мгновенное дыхание может сразу убить душу? – Господь наш всемогущий, истинный Царь, Коего Давид был прообразом и указанием. От каких бурь страстей, грехов, скорбей, печалей не избавлял меня Господь, призываемый с верою, в покаянии нелицемерном! Каких немощей моих не врачевал! От каких бед не избавлял! Слава Его спасению и помощи. Его милостию, силою я спасался и в один день сто раз – сколько же было спасений и милостей Божиих в продолжение двадцати пяти лет? Несть им числа. Нет числа и моей благодарности ко Господу. И я всякий день благодарю Господа, всякий день вносил в памятную книгу милости Господни, да не забыты пребудут до века, да память о них укрепляет мою веру и надежду и на будущее время. Братия! Высоко служение священника – оно есть служение небесное на земле, служение ангельское, служение примирения людей с Богом [...], очищения от греховных скверн, освящения, утверждения, служение бессмертия нашего, избавления от власти диавола. Но чем выше служение наше, тем, естественно, более возбуждает против священника брань свою общий наш супостат, и священнику приходится первому принимать на себя разжженные стрелы его, испытывать палящий яд смертоносного жала его, и заранее знаем, когда он из [лука] своего пустит в тебя тучи стрел. И, увы! Чувствуешь, как они вонзаются в твою душу, чувствуешь, как душа пьет яд смертоносный. Но, слава Богу, что эта беда не до конца постигла тебя, – приходит Господь и спасает, и спасенная душа торжествует, радуясь о спасении Божием. Итак, за всё слава Господу, мои только немощи и грехи. Что же касается служения моего священнотаинственного, то, служа спасению ваших душ, служу вместе и своему спасению. Да благословит и да спасет нас всех Господь Бог наш.
Если причетник Каменоградский раскается в дерзости своей священнику – благо ему и слава Богу, если нет – впадет в руки правосудия Божия и жаль его! Тогда да лишит его Бог тучной почвы его, на которой он разжился, отолстел сердцем и забыл Бога и заповеди Его.
Если вы, отец настоятель, не заставите дьячка извиниться предо мною и наблюдать ко мне должные отношения и [будете] обвинять меня в том, что я непокорного и грубого дьячка назвал дураком, то я буду искать удовлеть150 себе иным путем. Я буду писать рапорт митрополиту, в котором, разумеется, и вообще коснусь беспорядков в причте (и неимения должного числа причетников, и стеснения в требоисправлении) и характера дурных инстинктов Каменоградского, позволяющего себе любезничать с прислугою, небрежно относиться к службе.
15 октября 1879 г. В третьем классе книга моя «История Евсевия» – Герасимову, и другая – «Жития Печерских угодников» – другому.
8 октября 1880 г. Отец настоятель Павел Трачевский не записывает в кружку доход за обручение жениха и невесты.
К Пелагии Егоровне Федуловой.
К Алексею В. Мурашову.
К Гликерии Алекс. Гречухиной.
К Марии Николаевне Александровой.
К Ал. Ивановичу Попову.
К Василию Васильевичу Калмыкову.
К Павлу А. Александрову.
К Н.Н. Николаевскому.
К Филиппу Степановичу Степанову.
К Николаю Григорьевичу Сидорову.
Купить новое одеяло – старое очень [истончало] и износилось. Послать денег и чаю в Суру, в Матинусы, в Верколу – Филиппу Данилову.
Упомянуть о спасении от потопления в море, от изувечения лошадью. Воздать честь братии соборной. Один в поле я не воин.
Ратч, Пряд. улица, дом № 9, квартира № 32.
Февраля 12 дня 1880 года. Жаркое из мяса и соус мясной мне не надо – тягота от них на сердце.
В Михайловской клинической больнице баронесса Виллие на Выборгской стороне; ушные болезни – адъюнкт151 профессор Пруссак, от трех с половиной до пяти часов вечера по вторникам.
* * *
Исхитити (церк.-слав.) – исторгать, вырывать.
Поборать (церк.-слав.) – сражать, одолевать, защищать, одерживать победу.
Удержаваяй же гнев паче вземлющаго град [рус.: владеющий собою лучше завоевателя города] (Пртч.16:32).
Помале (церк.-слав.) – вскоре, спустя немного.
Удоволивать (церк.-слав.) – удовлетворять, наделять нужным.
Адъюнкт (лат.) – должность или звание помощника или заместителя в различных областях, ассистент.