Июль 1883 г.
1 июля
Благодарю Господа за скорую и всесильную помощь мне при служении утрени. За дарование мне бодрости, дерзновения, здравия, за совершенную победу над невидимыми и борительными врагами, за чистый, громкий, сердечный голос. Благодарю за всё духовное наслаждение Божественною службою, за ектении, молитвы, стихи, седальны, за ирмосы и тропари, стихиры, за всю совокупность, за всё последование богослужения, прекрасно Духом Святым составленное и святыми отцами изложенное и мною, недостойным, совершаемое и нынешней день добре совершенное.
Обедню до Херувимской служил вяло, холодно, довольно небрежно – согрешил Господу! После Херувимской и великого входа, на коем я обычно проговорил скороговоркой, как бы крадучи, имена ее величества и высочества наследника по диавольской боязни и уязвился смертельно от врагов, я горячо в покаянии помолился Господу о избавлении и оживотворении – и немедленно сошла в мое скверное сердце благодать избавления, очищения, спасения, мира, свободы, оправдания, и затем я молился со слезами до самого причащения Святых Таин. Причастился животворно, заамвонную молитву прочитал смело, с искренним чувством и достоинством, всю; отпуст выговорил весь. На молебнах без водосвятия была сильная борьба с невидимыми змеями, и победил я о Господе.
У Шляпниковой молебен и панихиду служил добре.
Вечерню служил без ектений великой, просительной и сугубой (только с малой сугубой). Исповедь человек сорок. Молитвы пред исповедью читал ясно, раздельно, с глубоким чувством по благодати Божией.
Благодарю Господа, избавившего меня вскоре по воззрении с покаянной молитвою к Нему от злобы диавольской на Параскеву Ивановну Ковригину в квартире Евлампии Петровны Шляпниковой. Благодарю Владычицу, Ее же ходатайством Господь избавил меня от разжженных стрел лукавого, ибо к Ее образу я также воззрел. Я благодарил Господа и Владычицу.
Помощь мне от Господа, невидимого живота моего, вечного живота всех земнородных и всех Ангелов.
Благодарю Господа, избавившего меня от озлобления на Ковригину в квартире Параскевы Ивановны Олейниковой. (Там я оставил листки афонские. Взять.)
2 июля
Видимым доказательством и проявлением животворящей силы, всемогущества, премудрости, всеблагости, всеблаженности, всесовершенства служат между прочими тварями все растения, особенно цветы с их бесчисленными, разнообразными, приятными или неприятными для нашей прихотливой и извращенной грехом природы запахами. Боже мой! Какое богатство запахов! Какая сладость! Какое благоухание! Не напрасно в храме и по домам употребляется для каждения фимиам как символ многоразличной благодати Святого Духа, изливающейся на верующих. А мощи святых благоухают, как наилучшие цветы и паче всяких цветов и называются благоуханием святыни.
Из покаянных признаний и речей духовных детей познавай, сколь немощна и греховна, растленна наша природа, сколь злохитр и неусыпен на погубление наше дух злобы, дух нечистоты и мерзости, дух уныния, малодушия, отчаяния, дух всякой греховной пакости, и горячею душой молись Господу о всех людях, стенящих под игом греха.
Злые демоны коварствуют всюду и везде в то время, когда священник по желанию верующих благословляет их крестным знамением, и тут они влагают в него маловерие, холодность, небрежность, леность, нерадение, чтобы лишить и его и других плодов благословения Господня. Везде потому нужно крайнее внимание себе.
* * *
По утрени. Острое искушение постигло меня сегодня во время утрени (я очередный) из-за слов духовной дщери моей, старушки Марины Афанасьевны Марковой, в коих она жаловалась на невестку свою, что тайно от ней дала мне рясу и подрясник. Я смутился, уязвился в душе от демонов и не мог говорить спокойно ектений, а говорил смущенно, торопливо, скрадывая слова, а сугубой и просительной совсем не говорил. Но благодарю Бога, не оставившего меня в буре искушений и когда я сердечно припал к престолу Его, исцелившего душу мою и даровавшего прочитать с чувством искренним молитвы к причащению народа. И дома Господь помиловал меня, когда я приступил к Нему с искренним чувством в покаянии о гневном отказе моем петербургской крестьянке Александре Васильевне в причащении Святых Таин.
После обедни. Господи Иисусе Христе! Ты и сегодня за литургией был для меня, как и прежде, Богом чудес, милости и щедрот. Припоминаю особенно время по великом входе, когда по усердной молитве тайной Ты оживотворил меня благодатию Святого Духа, прогнав смертную тесноту, скверную мечту диавольскую и скорбь мою, а ранее сего было искушение от воззрения. Обедню совершил довольно благоговейно, заамвонную молитву прочитал у святого престола, отпуст скрал, и оттого возобладал мною враг, что было для меня очень бедственно и прискорбно. Я смутился и впал в адскую тесноту, а между тем меня прихожане звали из алтаря на средину служить молебен пред образом; сатана бил, рвал меня, жег, теснил, срамил. О, этот блудный грех, чревоугодие, питающее его! О, это лицеприятие! О, этот цвет травный, то есть красота женская! Сколько из-за нее преткновений! А не видеть нельзя: глаза смотрят! Вместо того чтобы удивляться высочайшему Художнику и любить Его начальную, несозданную, вечную красоту любовью святою, мы, плотские и нечистые, любим плоть исчезающую, пленяемся формами, оставляя в небрежении душу, от которой вся красота и лепота.
В конце концов благодать Божия победила сатану при усилиях крайних с моей стороны. Слава Господу! Затем служил молебны и панихиды в церкви и в одном доме у Шапуриной довольно благопоспешно, но не без преткновений, которые старался заглаживать усилиями для победы над врагами.
Благодарю Господа, трижды ввечеру погасившего во мне искры блудные, поползновения нечистые в сердце моем по молитве моей покаянной.
Да воспламеняется всякая христианская душа желанием святыни и правды, ибо это ее истинная стихия, ее высочайший интерес, ее цель, ее пища, ее свет, сила, достоинство, ее мир, радость и блаженство во времени и в вечности.
* * *
С 4 по 10 июля был в отлучке – в путешествии по Финляндии в Выборг (дача барона Николаи), Гельсингфорс, Свеаборг и по Эстляндии (Ревель) по железной дороге и морем (от Гельсингфорса до Ревеля), от Ревеля до Ораниенбаума – по чугунке. Благодарю Господа, бывшего и в этом путешествии для меня хранителем, избавителем и спасителем (на даче барона Николаи дьявольская теснота от жалости денег на разъезды и от досады на спутниц за транжирство, как я думал, хотя был потом не недоволен этой поездкой в места действительно замечательные). Прибегал я к Нему мысленно с внутренней молитвой и именем Его чудно спасался, находя в Нем избавление и покой. Благодарю Господа, и на пароходе, и на машине железнодорожной спасавшего меня от похоти очей и похоти плотской: неоднократно нападала она на меня, мучила меня, и по тайной молитве покаяния я спасался и умиротворялся, избавляясь от греховной смерти, ибо без святыни по духу и телу душа умирает, отлучаясь от Христа. И дома по прибытии моем Господь принял мое покаяние при двукратных сердечных поползновениях ко греху плотскому и избавил меня от скорби и тесноты.
Что за пути ныне скорые, прямые, ровные и гладкие по земному пространству! Все возвышенности снесены, и вы несетесь, как по полотну, сотни и тысячи верст. О, если бы пути наши к небу, к Богу так же были прямы, ровны, скоры, непреткновенны! О, если бы грехи и страсти наши, греховные наклонности и привычки были побеждены, отстранены силою благодати и усилий нашей собственной воли! И надо об этом путешествии к Небу всеусильно и всеразумно позаботиться и сделать пути наши исправными, прямыми и ровными, наподобие земных железнодорожных путей! Помоги, Боже, нам, достоянию Твоему, идти к Тебе прямо, неуклонно, скоро. Пути наша исправи, молимся.
Гликерия, двоюродная сестра моя, скончалась в госпитале кронштадтском 10 июля, в воскресенье, когда я катался по Балтийской железной дороге из Ревеля. Скончалась в один час пополудни. Мученица она великая, многотерпеливая, безропотная. Несколько лет она страдала раком в матке. Прости ей, Господи, всякое согрешение, вольное и невольное, и упокой ее в небесных обителях Твоих, яко сугубо прият грехи свои, живши в бесчисленных трудах изнурительных и в болезнях. Аминь. Июля 11 дня 1883.
11 июля
Один час пополудни. Благодарю Господа, сейчас удивившего на мне милость Свою в избавлении от скорби и тесноты, праведно постигших меня за суровость и строптивость и скупость относительно бедного мальчика четырнадцати лет. Я слезно покаялся в своих грехах, в разорении всего закона Божия, который есть любовь, кротость, незлобие, милосердие, терпение.
Благодарю Господа, сотворившего великую милость со мною в доме Голубева, что на рынке в квартире кожевника Захарии Ивановича Сидорова, во время молебна, а особенно после молебна при крепком борении меня духами злобы, нудившими к озлоблению и презорству – за что же? – за рябое, неблагообразное лицо вдовицы Ульянии Димитр., бедной больной, но обладающей великою верою и благочестием к Богу и ко мне питающей величайшую духовную любовь и уважение до обожания, кроткой, смиренной, незлобивой, многотерпеливой, истинно прекрасной душою. Я глубоко раскаялся после молебна пред Господом в моем тайном мучительном грехе с возвращением сердца моего на уважение и любовь, и Господь отъял духа злобы, духа смятения и тесноты и даровал дух мира, кротости, уважения и любви. Слава благопременителю Богу!
Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа. Царствует ли в нас Святая Троица – Отец, Сын и Святой Дух? Царствует ли в нас святыня, правда, вера, любовь, страх Божий, милосердие, кротость, воздержание, чистота, послушание и прочие добродетели? Чаще нужно испытывать себя, царствует ли в нас Бог, царствует ли в нас любовь к небесному, а не к земному, любовь к нетлению, к вечному и Божественному? Не царствует ли в нас под разными видами грехов диавол, дух земной, земных пристрастий, удовольствий, стяжаний, дух злобы, гордости, зависти, самолюбия, сластолюбия, корыстолюбия, честолюбия, суеты и прочего?
Литургия есть сокращение всего Евангелия, изображение всей земной жизни Иисуса Христа, повторение Его Голгофской жертвы – всегдашнее закалание и смерть за грехи мира, воспоминание Его воскресения и вознесения на небо. С величайшим благоговением надобно ходить к литургии и разумно и с благоговейным чувством, с сосредоточенными помышлениями стоять во время ее, отложивши всякое житейское попечение, как поется в Херувимской песне: Иже Херувимы тайно образующе... Как мы изображаем Херувимов? Тем, что поем Трисвятую песнь, как они, что воспринимаем в себя всецело Христа Бога и в сердце, как на престоле херувимском, носим Его и если пламенно любим Его, как любят Его Херувимы, и ради Его любви отрешаем свои сердца от всякой земной любви. Ибо любовь земная несовместна с любовью Божьею.
Презирай, христианин, сласти плотские, чтобы насладиться сладостью Божественною, истинною, вечною, святою. Иначе не возможешь вкусить сладости Божией.
* * *
Молись всегда из глубины души и не ленись глубоко проводить борозды сердечные, орать128 поле души, чтобы семя благодати Божией падало в самую глубину сердечную, проникало всё существо души, пуская во все стороны корни веры, надежды, любви и страха Божия. Молитва поверхностная что семя при дороге: испускает корни, не проникает в душу, не орошает ее слезами животворными, не обновляет и не претворяет ее в Божию и святую из греховной и многострастной.
12 июля
Характер любви истинной – всеобщность, всеобъемлемость, бескорыстие, нелицеприятие и нелицемерность, постоянство, а характер любви неистинной, ложной, плотской – исключительность, замкнутость и ограничение тесным крутом близких, полезных, красивых или богатых, вообще корыстность, непостоянство и изменчивость; корень и конец истинной любви – в Боге, от Бога и ради Бога; корень и конец мирской любви – в человеке, от человека и ради человека или, вернее, ради себя самого, ради самоугодия и своекорыстия (эгоизм). Насади и утверди, Боже, в сердцах наших истинную любовь и изжени, с корнем исторгни любовь мирскую, плотскую, ради мира и ради только себя самих, ибо она не от Тебя и не получит от Тебя награды, а наказание как идолослужение.
11 июля
Благодарю Бога, соблюдшего меня в чистоте при оказании любви и ласки девице доброй и благочестивой, любящей Бога и ищущей Его, общения с Ним.
12 июля
После обедни на кладбище в Свято-Троицкой церкви по рабе Божией Гликерии, моей двоюродной сестре. Не служивши обедни более недели и быв в далеком путешествии по Финляндии и Эстляндии, я обнажился от благодати Божией и омертвел духовно до того, что мне крайне трудно было выговаривать знакомые молитвы, я опутан был духовным пауком-ловцом, как муха, уязвлен, омрачен, обижен, не имел дерзновения и проскомидию совершал в крайнем омертвении. Но вот когда началась литургия, я припал несколько раз к святому животворящему престолу или, вернее, к Сидящему на нем, с молитвою покаянною и просительною, да оживит меня, умерщвленного грехами, и – о, чудо милосердия! Я тотчас почувствовал в себе жизненные струи Духа Святого, получил свободу, мир, дерзновение и, что особенно дорого, слезы умиления весьма обильные, которые еще более оживили меня. Это было после Евангелия, до Херувимской и после великого входа до самого причащения. И когда я причастился, то почувствовал внезапное обновление, оживотворение, умиротворение, укрепление, мир, радость и простор. Обедню кончил очень хорошо, с великим дерзновением. Молитву разрешительную прочитал с достоинством, раздельно, громко, покойно. Литии на могилах служил некоторые хорошо, а некоторые из-за огорчения – в тесноте и с преткновением.
Ветры сильные, дожди и прохлада атмосферная укрепляют растения, которые от постоянного зноя могут вянуть и пригорать. Всё на пользу людям и скотам.
Надо немедленно получить пенсию из казначейства. Уже тринадцатое число завтра. Сходить после ранней обедни, часу в одиннадцатом дня. Благодарю за нее Господа всещедрого.
Целую неделю, с 4 по 10 июля, стоял холод с крепкими ветрами и дождями по временам. Девятого числа нас сильно укачивало в Финском заливе между Гельсингфорсом и Ревелем. Отправившись в семь часов утра из Гельсингфорса, пришли в Ревель в два часа. Спасибо господину Андрееву Павлу Михайловичу и Елене Львовне, его жене: любезно меня пригласил он к себе в дом и утешил любовью и гостеприимством вместе с женою.
С величайшею любовью послужили духовные дщери мои напутствию и провожанию в вечность сестры моей двоюродной Гликерии, собрали и деньги на похороны, и на гроб, и на могилу. Мне ничего не пришлось платить, только вынос сделал я и обедню с отпеванием совершил. Слава Богу за всё. Слава Богу за плоды духовные духовных дщерей моих, дивные плоды любви и усердия. А ко мне-то о Христе какую они имеют любовь?! И сказать не могу сколь великую – душу свою готовы за меня положить, крайне скучают и тоскуют, когда я уеду куда из города. Слава Христу Богу, действующему в них, слава и Духу Святому, такую веру и любовь им даровавшему, в них дышащему. Слава Святой Единосущной Животворящей и Нераздельней Троице, освящающей и совершающей их. Призри с небесе. Боже, и виждь, и посети виноград сей (и посещавши всегда): и соверши и, егоже насади десница Твоя [Пс.79:15–16].
После обедни и отпевания Гликерии на кладбище я впал в искушение от незнания места могилы сиротою девицею N и долгого хождения и потом от дальности ходьбы на могилу Ольги Михайловны, сестры Анастасии, хотя эта ходьба на свежем воздухе была очень полезна. Ради искреннего покаяния Господь потом отъял мою скорбь, разрушил клещи диавола, коими он стиснул мое сердце, упокоил, расширил, оживил мою душу. Осуждаю себя за нетерпение и озлобление и за безумство всяких страстей моих и за скорое отпадение от любви к Богу и ближнему.
Злосмрадное курение греха, раз закравшись в душу, долго-долго потом смердит в душе в скверных и лукавых и хульных помыслах и чувствах, так что реки слез нужны, чтобы пришло в душу курение благодати Святого Духа и очистило душу и тело от скверны греха, и особенно нужно часто причащение Святых Таин Тела и Крови Христовых, обновляющих растлевшее грехами естество наше. (Курение фимиама символизирует благодать.)
13 июля
Среда. С трудом служил я сегодня раннюю обедню заздравную для Ольги Афан. Сердце было слабо, боязливо, уничиженно, нечисто, голос прерывистый, слез мало – вероятно, от вчерашнего чревоугодия у Марковых. Причастился, слава Богу, животворно. В двенадцать часов был у Шатуриной Анны Григорьевны на обеде.
Благодарю Господа, сейчас помиловавшего меня ради тайного сердечного покаяния в сладострастной, хотя минутной, ласке девицы и избавившего от слабости, тоски и тесноты сердце мое. Тело – пища червей, гной, смрад.
Благодарю Господа, двукратно меня спасшего от адской тесноты, постигшей меня раз за озлобление на нищего рябого шаловливого мальчика, просившего у меня подачки, и другой – за прельщение. В тот и другой раз, теснимый и мучимый грехом, я входил в храм, в алтарь и в покаянии, с верою и упованием лобызал святой престол, или, вернее, сидящего на нем Господа Иисуса Христа, Творца, Искупителя и Судию моего, и сейчас же получал отсечение грехов и вместе скорбей и теснот моих.
С воскресенья 10 июля началась претеплая, ясная погода, по временам с маленькими дождиками, – такая теплая, что хоть в одной рубашке ходи.
За пенсией в казначейство. Письмо Ивану А. Песоцкому.
Истинный христианин отвергает непрестанно самоугодие, препятствующее угождать Богу и ближнему, а именующийся только христианином и не радящий о делах христианских ищет больше самоугождения и очень огорчается, когда делает что-либо сверх его ожидания и расчета, когда нужно, например, понудить себя и утрудить плоть, хотя это для него же полезно, тогда как истинный христианин радуется, перенося труды ради пользы ближних, особенно духовной пользы, ибо желает искренно всем добра.
Искренно ли ты всегда молишься Богоматери и не лицемеришь ли? Не холоден ли и не маловерен ты в молитве к Ней и к святым угодникам? Если не искренен и холоден, то не удивляйся, что не видишь на себе явных знамений Ее милости и покровительства святых, и немедленно будь всегда искренним и усердным молитвенником. Мы усердно поем на молебнах К Тебе прибегаем... – тем паче к Богу мы должны быть благоговейны и искренни.
Для чего святые непрестанно молились, для чего христианину заповедано непрестанно молиться [1Фес.5:17]? Для того, чтобы быть непрестанно в общении с Богом и ни на одну минуту или секунду не давать в себе места греху, ищущему непрестанно уловить и запнуть стопы наши на пути к горнему Царству. Непрестанно молитесь, говорит Апостол [1Фес.5:17]. Как необходимо непрестанно дышать, так необходимо непрестанно молиться; молитва – дыхание души, сила, свет ее, пища, питие, услада, мир, радость, пространство, слава.
14 июля
Благодарю Господа, благопромыслительно пославшего нищим пятьдесят рублей чрез раба Своего Михаила Федоровича Алексеева, вручившего мне оные вчера вечером, когда я был у него гостем. Слава щедротам Твоим, Господи!
Из глубины воззвах к Тебе, Господи [Пс.129:1]: потому что если не из глубины, то выходит молитва не искренняя, но ложная, от двоящегося сердца; устами и языком молимся или поем, а в сердце недоброе мыслим или страстям своим служим: лености, рассеянности и суете, сластям, сребролюбию, любостяжанию или зависти, гордости, тщеславию, осуждению ближних, злобимся и сердимся. Приятна ли была бы такая просьба даже человеку – царю или начальнику? Не прогнал ли бы и он нас от своего лица? Ах! Человек всякий способен крайне лукавить даже на молитве пред сердцеведцем Богом, Который есть простое Существо, всеблагое, всеведущее, всесовершенное, премудрое, всеистинное и всеправедное.
Помоги мне, Владычице Богородице, в борьбе с всемерзким, вселукавым и всегубительным, всехитрым грехом, или с таковым же виновником его диаволом. Семя Твое – Христос Бог – да сотрет и во мне главу змия всеядца, всегубителя. Ей, аминь.
После обедни. Благодарю Господа, благопоспешившего мне совершенно в служении литургии ранней от госпожи Шатуриной Анны Григорьевны. Дьячок Добряков служил несносно вчера и сегодня: вяло, мертво, несмысленно, без всякого чувства и почета.
Я заамвонную молитву прочитал с великим дерзновением, равно и отпуст; причастился милостью Господа животворно и рабу Божию Анну причастил совершенною верою и с совершенным чувством. Прежде ее причащения победил благодатью Божьею козни врага, бывшие на молебне при чтении Евангелия и произношении отпуста на панихиде (мужичку по его матери) и особенно во время и пред молебном Иверской Божией Матери для простой женщины, который я не хотел было служить за множеством треб и был в некоторой досаде и тесноте, но преодолел свое сердце ленивое и своенравное Кровью Божьею, то есть верою в искупительную Кровь Владыки и Господа.
После вечерни. Благодарю Господа, совершившего во мне сегодня два величайших чуда спасения: раз по размолвке с женой и огорчения на нее за требование денег сверх доставленных ста рублей и затем после искреннего покаяния и осуждения себя и по прикосновении многократном сердцем и устами к святому престолу в главном храме (был в двенадцатом часу пред хождением в казначейство за пенсией) и, во-вторых, после вечерни и крестин младенца Ольги в церкви, когда я по козням врагов преткнулся, смутился и уязвился. В этом я покаялся, приложился с верою к святому престолу с твердой верою в спасительность имени Господа, сидящего на престоле, – и сейчас, мертвый, я оживился.
Благодарю Господа за чудо милости и спасения, совершенное во мне в шестом часу вечера пред всенощной: раз начинательно – в квартире господина Голынского, где я давал молитву родильнице (пред молитвой), другой раз окончательно – в коридоре на лестнице дома Дьячкова, где английская контора. Я избавлен Господом от мучительного насилия диавольского, постигшего меня за огорчение на нищих, пристававших ко мне крепко с прошением милостыни. Я покаялся в жестокосердии, сребролюбии, немилосердии, самоутодии, сластолюбии.
Глупые и безумные, мы останавливаем взоры сердечные наичаще на тленных вещах, не радя о взирании к нетленным благам – делам благим, особенно делам милосердия, и к благам неизреченным будущей жизни, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша [1Кор.2:9], столь великим, что невозможно изглаголать их величия.
В науке о богослужении надо сказать и о препятствиях к богоугодной молитве: лености, рассеянности, мечтательности ума и сердца, пристрастии сердца к предметам временным и тленным. Приближаются ко Мне люди сии устами своими... сердце же их далеко отстоит от Меня [Мф.15:8]. И о средствах к богоугодной молитве: вере, усердии, любви, простоте, искренности, собранности ума и сердца, терпении, чистоте сердца.
15 июля
Благодарю Господа, даровавшего мне слезы умиления при служении ранней литургии (по Василии Воронине старце) с животворным причащением Святых Таин и непреткновенным служением, причем и заамвонную молитву прочитал всю искренно, с дерзновением, до конца, и отпуст сказал весь. Благодарю Господа, сломившего силою моей веры в Кровь Его претяжкое искушение сатаны (прельщение грудью одной здоровой девицы) и избавившего меня от адской тесноты, смущения и срамоты. Благодарю Господа, сохранившего меня и дома трикратно от страшного сладострастного возмущения.
В богослужебную науку. Жертвы были в Ветхом Завете кровавые, изображавшие кровавую крестную жертву Сына Божия Господа Иисуса Христа, и бескровные, особенно хлебные [и из вина состоящие], изображавшие Жертву Бескровную, под видом хлеба и вина приносимую на жертвенниках христианских храмов.
Богослужение в форме диалога или феолога129 для полного и живейшего участия в богослужении всех членов Церкви. У католиков, лютеран и англикан действительно участвуют все, потому что все почти грамотны и имеют у себя книжки для руководства при богослужении и участия в нем. А у нас не все, а только священно- и церковнослужители и певчие, а народ стоит более в пассивном состоянии. Что нужно? Нужно обстоятельное изложение и изъяснение богослужения.
Богослужение нужно как беседа возлюбленного создания с любящим его безмерно Богом Создателем, как живая связь с Ним, как служение покаяния, прошения, славословия, благодарения, как священнодействие Таинств веры, как чествование Богородицы, святых Ангелов и святых человеков, наших помощников и заступников, наших молитвенников и ходатаев пред Богом и сонаследников Царствия Небесного, как членов одной и той же Церкви.
Богослужение Православной Церкви есть параллель Ветхого с Новым Заветом. Это постоянно надо иметь в виду при составлении науки о богослужении.
Богослужение есть священный акт воспитания человека христианина для небесного гражданства или для небесного отечества, есть дело должного воздаяния, славы и благодарения, любви и признательности от твари – Творцу, от погибающего – к своему Искупителю и Спасителю, от взаконенного – к Законодателю, от сына и дщери – к Отцу, от ничтожества или от воззванного из ничтожества к бытию – к Существу безначальному, вечному, всё осуществовавшему. Осуществованная да поет Господа вся тварь, и превозносит во вся веки130.
Лютеранское и англиканское богослужение страдают крайней непоследовательностью и отрывочностью: в нем нет идеи церковности, идеи главенства Христова и священного сочленения членов Церкви небесной и земной, нет понятия (идеи) о Церкви, как и действительно у лютеран и англикан нет Церкви в истинном ее смысле и значении.
16 июля
К купцам Растеряевым обратиться (над Щукиным и в Гостином дворе торговля железом).
Благодарю Господа о спасении, бывшем мне 3 июля при следовании по Садовой улице на извозчике и бывшем соблазне очей (мещанская молодая девица с молодым человеком) и уязвлении сердца сластолюбием (блудным движением). Я покаянно молился тайно Господу со всеусердием, и Господь помиловал меня: я очистился, успокоился, стал свободен от греха, тлящего душу и тело.
Воистину несть грех, побеждающий человеколюбие Твое, Господи! И несть пагуба диаволя, наносимая душам нашим ежечасно, которой не потребила бы, не уничтожила бы сила Твоя, Господи, животворящая и милость Твоя. В доме Лебедевой во флигеле (против английской кирки) я был уязвлен насмерть врагом из-за одного воззрения на платок крестильный, а в доме Тихонова в Галкинской улице пред чтением молитвы жене родильнице по тайной молитве покаяния исцелился (от означенного греха) и укрепился духом и с величайшим дерзновением прочитал все молитвы. Слава Господу!
Все деревья, цветы, зерновые хлебные растения, травы, свет, вода, воздух, земля, горы и скалы, небо со светилами непрестанно стоят в чину своем пред Богом, все насекомые, птицы, рыбы, скоты, звери, пресмыкающиеся – тоже; один человек, одни люди выходят из своего чина и дерзко самочинствуют в мире; всё прославляет, вся тварь [прославляет] своего Творца на своем языке – человек только, более всех тварей почтенный от Бога, часто не хочет прославлять Бога и хулит Его языком и делами своими.
К двадцатипятилетнему юбилею гимназической службы составить с Божьей помощью науку о богослужении Православной Церкви. Просить у Господа озарения духовного на составление доброго плана этой высочайшей науки, в которой содержится и высочайшее богомыслие, и славословие, и нравоучение, и благодарение, и покаяние.
Для чего зло допущено Богом в мире духов и в мире земном? – Да из явления зла обнаруживается наиболее превосходство добра, из явления дерзости, гордости, безумия падших духов и падших человеков просияет наиболее смирение, благоговение, преданность и покорность Ангелов благих и человеков и Божия премудрость, правда и благость; из явления наказания и мучений, уготованных злым, да покажется вожделенносгь блаженства вечного, из явления мрака и тьмы обнаружится тем паче красота и блаженство всякого света. Чудны дела Твоя, Господи!
* * *
Благодарю всеблагого и всемилостивого, благопослушливого и благоуветливого Владыку живота моего, Господа Иисуса Христа, скоро принявшего мое сердечное покаяние в грехах жестокосердия, суровости и строптивости относительно бедной женщины, часто просившей (и сегодня просившей денег на переезд в Питер) милостыни. Дать я дал ей, но с досадой и неудовольствием, и за это отпадение мое от любви евангельской, за гнев и жестокосердие подвергся скорби, и тесноте, и огню палящему достойно. Но когда пришел в церковь (это было пред утреней) и приложился с верою несколько раз к святому престолу, вскоре ощутил душой милость, и исцеление, и совершенный мир, и блаженство. Слава Господу! (А ведь и деньги-то были данные на раздачу бедным, не мои.)
17 июля
После ранней обедни. Благодарю Господа, избавившего меня троекратно от лютого натиска злобы диавольской на Параскеву Ивановну Ковригину: в начале литургии на часах, во время малого входа и пред причащением ее и прочих жен. Немалого усилия стоило мне, и не вдруг, при усиленном сердечном покаянии и самоосуждении, избавиться от этого человекоубийцы.
После треб заснул. Пред пробуждением вижу во сне: проникает кс мне в кабинет какая-то большая птица вроде вороны и садится на писчем столе. Я гоню – не летит, я сажусь на извозчика – она на оглоблю и едет вместе с нами.
С избытком довольствовать и ласкать плоть – значит питать в себе грехи и страсти, тогда как, напротив, умерщвлять плоть – значит умерщвлять страсти.
18 июля
Понедельник. После ранней обедни. Множество искушений [стеклось] сегодня за ранней обедней от злобы диавольской, озлоблявшей сердце мое то на дьячка [...] за очень проказливое пение Отче наш, то на сторожей за нечистоту мраморного возвышения (солеи) пред иконостасом и заливку его маслом, то за запах растопленного воска в кадиле. Тяжко, люто мне приходилось всякий раз, но благодать Божия безмерная препобедила множество злобы диавольской, видя мое усердное покаяние, мою веру и упование, и избавляла меня от всех бед и зол, пременила сердце мое в кроткое и смиренное, мирное, пространное, довольное и радостное. Слава Господу за всё и за неосужденное причащение Святых Таин.
18, 19 и 20 июля
Благодарю Господа, многократно избавившего меня от козней вражеских всезлобных – от презорства и озлобления без всякой законной причины на старушку Парасковью Ивановну Ковригину, когда ехали вместе в Новую Деревню на извозщичьей лошади, также в самом том доме, в который приехали (у молодой вдовы Марии Александр.), в дилижансе и в некоторых домах Петербурга. Благодарю Господа, спасшего меня многократно и от сладострастия внутреннего в помыслах при встречавшихся соблазнах, и сегодня, двадцатого, от сладострастного движения плоти и духа при сильном рукопожатии от Екатерины Марковой. Я умолил Господа в сердечном покаянии и получил прощение и пременение сердца и плоти.
21 июля
Четверг. Благодарю Господа, даровавшего мне упование и дерзновение при служении поздней литургии в соборе при чтении молитвы о царе и народе после сугубой ектении, ибо прежде я был низложен врагами невидимыми. Благодарю Господа, избавившего меня по молитве покаяния от теснот душевных в начале литургии, по великом входе даровавшего мне мир, простор и слезы умиления, даровавшего мне неосужденное, животворное причащение Святых Таин, бодрое, искреннее чтение заамвонной молитвы и отпуста вполне как на литургии, так и на панихиде. О, с какой свободой и смелостью читал я заамвонную молитву! Слава Господу! Но напрасно к Марковым пошел после обедни и пользовался избытком ласки! Она крайне расслабляет душу и самое тело.
В Церкви, в ее богослужении, в слове Божием заключаются высочайшие, священнейшие, драгоценнейшие, вечные предметы и интересы всего человечества; тут человек как бы лицом к лицу становится со своим Творцом и Богом, непрестанно обращаясь к Нему (в лице Церкви служащей) во втором лице и беседуя с Ним, славя и благодаря Его или принося Ему покаяние и умилостивляя Его; лицом к лицу с Богоматерью, с Небесными Силами и со всеми святыми, угодившими Богу от века; становится лицом к лицу, скажу образно, с вечностью Божьею, с бесконечной благостью, святыней, правдой, премудростью, всеведением, всемогущей силой, всё воззвавшей из небытия к бытию и сохраняющей, всеуправляющей. Тут он услышит чудные глаголы Божественные, премудрые, всемогущие, благостные, пречистые, проникающие душу и оживотворяющие. Тут его изумленному взору в образах и песнопениях и чтениях представляются чудные дела Божии: сотворение мира и человека, сего последнего – по образу и подобию Божию, его величайшая святость первобытная и блаженная жизнь, жалостное падение и наказание и затем бесконечная благость Божия к падшему, обетование искупления его от греха, проклятия и смерти чрез будущее воплощение и вочеловечение Сына Божия; тут он встречается с ликами пророков и их писаниями, в коих предвозвещено пришествие Сына Божия, тут и чудная Матерь Его с ликами апостолов, иерархов, мучеников, преподобных и других святых, просиявших в новой благодати, в жизни коих осуществилась всякая добродетель; тут увидит он в лицах и услышит в чтениях и песнопениях неизреченно дивное, изумляющее горние умы таинство вочеловечения Сына Божия, Его младенчество, возрастание, вступление в служение нашему спасению Сына Божия, Богочеловека, все важнейшие Его речи, чудеса и пророчества, Его бесчисленные благодеяния людям, всю Его жизнь от пелен до гроба и воскресения и вознесения на небо; тут вы узнаете о своем совершившимся искуплении от проклятия и смерти и даровании благословения и воскресения и вечной жизни; тут вы непрестанно слышите радостную истину, что вы сподобились бессмертия, от смерти к жизни, от земли к небеси приведены Христом Иисусом, и не только бессмертия, но и усыновления Богу и обожения, и спосажены со Христом на престоле Божественном. Тут он встретит и всякие образцы покаяния грешников в лицах и в образцах покаянных молитв, в псалмах, канонах покаянных, в стихирах и других песнопениях и дивные славословия и благодарения и прошения к Богу, к Божией Матери, Ангелам и святым. Церковь и богослужение ее есть дивная духовная житница, питающая небесным Хлебом всякого верующего, ищущего утоления глада духовного, возрождающая и укрепляющая духовные его силы для шествия к вечному отечеству – Небу. О, какие чудные вещи и дела открывает нам ежедневно Церковь, сколь радостные сообщает обетования с уверением в непременном их исполнении! И сколь многих она совершила131, изменила, привела от греха к правде, от зла к добру, от смерти к жизни, от тления к нетлению – из всякого звания и состояния, пола и возраста, коим и мы должны подражать по силе своей. Тут вы видите всякую добродетель в лицах: твердую веру, непоколебимую надежду и нелицемерную, неотпадающую любовь, кротость, смирение, незлобие, терпение, самоотвержение, милосердие, послушание, мужество, чистоту и святыню; тут вы встречаетесь с высоким догматическим учением Православной Церкви о Триипостасном Божестве, о вочеловечивании Сына Божия и соединении в Нем двух естеств, о приснодевстве и величии Богоматери, о Ее всемощном предстательстве и заступлении рода христианского, о Таинствах Православной Церкви, особенно о Таинстве Тела и Крови Христовых, об освящающей и укрепляющей и руководствующей ко спасению благодати Божией, о воскресении мертвых, втором пришествии и Страшном Суде Иисуса Христа над живыми и умершими, о жизни будущего века, бесконечной жизни и вечной муке, о необходимости постов, о всякой добродетели, особенно о любви и милосердии, о едином теле Церкви и ее святом сочленении – небесном и земном, торжествующем и воинствующем, о единой молитве друг о друге, о живых и умерших, о [вопиении] за всех крови Агнца Божия Господа Иисуса Христа – за живых и умерших, и о бесконечной силе жертвы крестной, ходатайственной, умилостивительной и благодарственной, и о высоком звании пастырей стада Христова, их обязанностях, власти, или правах.
Кто после этого, узнав столь великие [...], даруемые нам Церковью, не захочет быть верным и послушным ее членом, кто не захочет ежедневно и по крайней мере каждый день воскресный и праздничный участвовать в ее богослужении?
Благодарю Господа, споспешившего мне сегодня в служении всенощной на день святой Марфы и Марии Магдалины и сломившего во мне рога супостатов невидимых при сопротивлении моем им и непрестанном покаянии в чревоугодии и сластолюбии и пресыщении. Святое Евангелие прочитал превосходно, плавно, выразительно, покойно. Каноны читал с одушевлением величайшим, прерадостно.
22 июля
Благодарю Господа всем сердцем за явление во мне сегодняшним утром величайшей Божественной милости Своей в избавлении меня от последствий пагубных огорчения на Анну Герасимовну Объедкову за надоедание мне в церковном саду (другой раз сряду хотела целовать руку); я с гневом сказал ей: ведь ты надоедаешь мне – и сунул ей небрежно руку, а затем я почувствовал смятение и тесноту в душе, скорбь, срамоту и мрак и стал каяться в своем нетерпении, раздражении, озлоблении; пришел в церковь и стал внутренно умолять Господа о помиловании, яко благопослушливого, скоропослушливого, благоуветливого и благопременительного, и не постыдился в милости Божией: тотчас ощутил в душе струи жизни и исчезновение смертного течения во всем существе. Слава Богу о сем и о всем.
Даждь мне, Господи, благодать совершить непреткновенно литургию соборную в высокоторжественный сей день при собрании военных чинов. Водерзнови мя, яко апостолов по сошествии на них Духа Святого, ради славы имени Твоего, ибо хощу сего, хотя сил к достойному служению не имею.
Борьбою ежедневною с грехом во всех его многочисленных видах и с сеятелем греха укрепляются душевные благие силы, а также любовь к добродетели и отвращение к греху и пороку, приобретаются мир и довольство душевное, дерзновение пред Богом и людьми, ибо тогда просиявает образ Божий в душе, потемненный и искаженный прежде страстями. О сем слава Богу!
* * *
Вечер. Благодарю Господа, милостиво оживотворившего меня за веру и покаяние с молитвенным призыванием имени Его, когда я умерщвлен был прегрешениями своими, и особенно оживотворившего после причащения Святых Таин; благодарю Господа, даровавшего мне обильные слезы умиления на великом входе, особенно при пении Свят, свят, свят Господь Саваоф... и потом. Благодарю Господа, даровавшего мне победу и одоление над врагами бесплотными, крепко меня боровшими при совершении Таинства Крещения в Галкинской улице в доме Тихонова у чиновника.
Весь день была во мне болезненная вялость, слабость, располагавшая ко сну, – видимо, враг участвовал в ней, кроме причины органической. По крещении младенца она прошла, а при совершении Таинства, при чтении молитв я всеусильно боролся, ибо враги сильно попирали, бороли, запинали, озлобляли, умерщвляли, окаянные злодеи!
23 июля
Суббота. Благодарю Господа, совершившего во мне во время утрени и особенно обедни ранней дивные чудеса милости и силы Своей: оживотворившего меня, умерщвленного грехами, избавившего многократно от тесноты адской, от лютых, убийственных козней вражьих, постигших меня из-за черствых, как камень, просфор просфорницы и из-за лишения племянника Петра казенного содержания семинарского. Господь за веру и упование мое, за покаяние и усиленное прошение с припаданием к святому животворящему престолу наконец избавил меня от тяжких, как смерть, козней бесовских и даровал мне мир и тишину, оживотворив душу мою при окончании ектений после великого входа. Причастился я милостью Божьею животворно, на освящение и радость, на мир и благодерзновение великое! Заамвонную читал торжественно, дерзновенно, всю до последнего слова, отпуст весь решительно. Слава Господу.
Согрешил я: поел с алчностью за обедом супу, мясных котлет и попил виноградного вина, да потом еще в другой раз насытил себя сном в продолжении дня (утром тоже спал). По причине крайнего, излишнего удовлетворения своей многострастной плоти во время всенощной меня одолел искуситель (в конце службы особенно), и я не мог с ним справиться, и благодать Божия предоставила меня собственной моей немощи. Я не мог выговорить отпуста и молитвы Христе, Свете истинный, ибо возбранил сатана. Но благодарю Господа, принявшего мое покаяние после всенощной, когда я припадал к святому животворящему престолу Его в приделе Покровском, и оживотворившего меня, умерщвленного кознями вражьими. Ночью не мог спать до трех часов утра по причине двукратного сна днем и нового пресыщения соленым балыком в гостях. При полуоткрытых окнах заснул. Слишком полны бока мои жизненными семенами, не расточаемыми никогда по благодати Божией.
Вместе с Архангелом, благовестником Божественной тайны и воплощения, ужасаюсь сему дивному и страшному и всеспасительному снисхождению Сына Божия, столько возлюбившего наше созданное Им в начале естество, и обновившего, и обожившего. О, даруй мне, Владыко Господи, чтить естество человеческое и в себе, и в людях честным и святым житием моим и искренним служением погибающему во грехах человечеству или восстающему от греховного усыпления и спасающемуся.
Вся благая Тобою и чрез Тебя получил я от Господа, Богомати!
24 июля
Воскресенье. После поздней обедни. Слава Господу, победившему во мне грехи мои: пресыщение, озлобление, жестокосердие и скупость и все козни врагов невидимых, и даровавшему мне обильные слезы умиления после великого входа, и сподобившему неосужденно причаститься Святых Таин к оживотворению моему. Говорил хорошо беседу на Евангелие о исцелении слепцов и немого бесноватого. После обедни был у больной Николаевской Анны Николаевны. Закусил, пил венгерское (семь рублей) вино, мадеру и марсалу прежде.
25 июля
Понедельник. Сегодня за утреней был совсем слаб духом и горлом по причине вчерашнего многократного угощения и сидения у открытого окна (у Степаниды Аввакумовны Юдиной). Во время утрени в середине ее у меня сделалась икота мучительная и исчезновение голоса; сделался я очень раздражителен на всех, нервозен. При открытой трубе печной спал дома ночью. Это тоже худо на меня подействовало.
Нынешний день (25 июля) есть день величайшей милости Божией моему недостоинству. По грехам моим – чревоугодию и пресыщению и особенно нетерпению и озоблению на нищих (Медвежья улица), из коих одному я оторвал клок бороды в гневе, а другого с ругательством вытолкал со двора Ильичова, – я подвергся оставлению благодати, тесноте, скорби, огню, малодушию, боязни, бессилию сердечному (не мог читать молитв при напутствии Николаевской Анны Николаевны и Ильичова Ивана Ивановича). Это было после утрени. А утреню едва мог служить по тому же сердечному бессилию, хрипоте, икоте, стеснительности и боязливости диавольской. К обедне пришел омертвелый духом, но не отчаянный. И вот стал я в покаянии и надежде повергаться пред Господом и припадать к престолу милосердия, говоря в сердце слова упования на непобедимое милосердие Божие, и Скорый в заступлении не оставил меня Своей милостью. Я начал ощущать в своей мертвой душе струи жизни. А во время самой обедни – литургии оглашенных, припадая и еще к милосердию Божию с упованием, я получил новое в себе явление милости Божией – сердечную теплоту, а в конце ее слезы умиления, и во всю остальную обедню обильные горячие слезы умиления. Я воскрес из мертвых, служил с жаром духовным, весь в слезах, причастился животворно, выговаривал все возгласы с особенной искренностью, заамвонную молитву прочитал довольно хорошо, впрочем, с пропуском слов в известных местах, отпуст выговорил с твердым взором и твердым языком. Молебен и панихиду служил твердым языком. Слава Богу, Воскресителю и Спасителю моему. Подлинно, я мертвый воскрес сегодня. О, сколь это велико, не могу представить и возблагодарить Господа! Он даровал мне новое бытие духовное по благодати Своей.
Вечер. Благодарю Господа за избавление от бури и тесноты бесовской во время вечерни при чтении молитв и особенно при произношении великой ектении, которую говорил, скрадывая нелепо, и просительной, тоже не выговоренной ясными (спокойно) словами; и не только за избавление, но и за дарование дерзновения и упования на милость и помощь Божию при произношении ектении сугубой, которую произнес я с крайним напряжением духа, смело, выразительно, редко, до конца, да и отпуст произнес также открытым лицом, смело, спокойно.
Литургия есть всемирная, пренебесная жертва, совершаемая Самим Иисусом Христом чрез посредство священнодействующих [архиереев] и иереев. Жертва правды Божией совершенной, вечной, неизменной, жертва милосердия Божия к роду человеческому, погибающему во грехах, служение удовлетворения правде Божией за грехи мира правдою и страданием и смертью Сына Божия за людей, служение оправдания, очищения Кровью Божьею, освящения, обновления, утверждения в правде и обожения, служение бессмертия и нетления. Поэтому архиерей или иерей священнодействующий должен быть весь облечен во Христа, в Его правду, в Его любовь и милосердие, в Его святыню, в Его кротость, смирение, незлобие, терпение, самоотвержение, в Его умерщвление, в Его преданность воле Отца Небесного – одним словом, должен быть весь облечен во Христа, в Его премудрость, в Его силу: тогда только служение Его будет приятно Богу и принесет всем верным истинную величайшую пользу, всех утешит, освятит, утвердит, исполнит Духа Святого.
Именем Христа Бога и Богоматери надобно дышать постоянно, оттого-то Церковь часто и упоминает имя Иисуса Христа и Богородицы Приснодевы. Как же ты в отпустах церковных чего-то стыдишься произносить ясно и громко эти имена чудные? От нечистоты сердечной? Но ее-то и надо очищать призыванием этих имен.
Сколько пустых, нелепых мыслей приходит иногда в голову стоящим в церкви людям, мужчинам и женщинам! Мыслей, коих они не желали бы иметь не только в храме, но и дома и вне его. Этот наплыв происходит от диавола и от нечистого сердца. Святая Церковь молит Господа о избавлении нас от этих нелепых помыслов и воспоминаний (смотри молитву главопреклоненную вечером).
26 июля
После утрени и ранней обедни. Благодарю Господа всем сердцем за благопоспешество в служении утрени и литургии (на утрени все ектении и отпусты с канонами произносил благодатью Божьею благопоспешно, искренно, непреткновенно). Были искушения во время канона от неправильного и несогласного пения дьячка Михаила Быстрякова, диавол озлоблял на него, но по молитве покаяния Господь избавил от его лютых козней. Потом на проскомидии из-за просфор на просфорницу возбудил супостат негодование и озлобление, но и то Господь потребил за покаяние; потом многократно во время и после обедни враги смущали и теснили меня, жгли и язвили, но за покаяние мое Господь избавлял меня всякий раз от блудодейства их (из-за Алекс. Васил. петерб.). После обедни, панихиды и молебна в церкви заходил к петерб. [купцу] Ивану Ивановичу [Ковригину] и к Марковым. Господь победил начинавшееся сладострастие и дал мир и свободу.
Вечер после всенощной. Благодарю Господа, избавившего меня от нелепого озлобления диавольского по хождении на полиелее на Неустроеву Наталью Леонтьевну (тайно в сердце), от скорби, смущения и тесноты и даровавшего мир, свободу, дерзновение после принесенного мною тайно покаяния и спокойное, искреннее чтения Евангелия мученического (святого Пантелеймона). Потом после всенощной Господь избавил меня от тесноты, постигшей за пропуск нескольких слов Евангелия на молебне. Канон читал с величайшим воодушевлением и свободою духа. Благодарю всеблагого и всесильного помощника – Господа славы.
27 июля
Причащал больную старушку в кудрявцевском флигеле в Песочной улице. Диавол запинал помыслом о мзде за труд и не давал читать начальных и общеупотребительных молитв (Трисвятое по Отче наш). Я в душе отрекся от всякого вознаграждения, говоря себе: не возьму ничего, и лукавый отстал, я свободно стал говорить. Сильное расстройство желудка вследствие ягод, арбуза и трех сырых яиц, вчера съеденных в гостях в доме Семеновых (Владимирская улица) и Григорьева (Господская улица) и Цепова у Волкова. Согрешил пред Господом и пред собою. Помилуй, Владыко, меня, грубого, плотского, страстного.
* * *
Вечер. Благодарю Господа, оживившего меня, когда я умерщвлен и подавлен стал моими грехами утром пред самой обедней по приходе в церковь, оскорбившись на настоятеля за его приказы, по-видимому неуместные (касательно многолетия), и воспротивясь тайно в душе этим приказам. Приложась ко святому престолу с покаянием усердным, я почувствовал в себе разрушение смерти и водворение во мне жизни, мира, пространства и свободы, и служил литургию с умилением, воспоминая скорую и великую милость Божию. Отпуст сказал твердо, весь, заамвонную молитву несколько сократил невольно.
Всенощную служил благодатно, пел и читал стихиры и каноны с похвалами Божией Матери восторженно.
Евангелие читал на святом [престоле], сделал пропуск от диавольского смущения, но на молебне исправился.
28 июля
Четверг. Если идешь совершать литургию, о иерее, позаботься всеми силами существа твоего, чтобы в сердце твоем была любовь Христова, то есть и ко Христу, и во Христе ко всему человечеству, к роду человеческому, – в особенности к роду человеческому, – наипаче благоговение и любовь к святым, или к Церкви торжествующей, небесной, ибо, чтобы достойно служить вселенскую и о вселенной литургию, надобно облечься во всего Христа, в Его любовь, в Его правду и святыню, в Его кротость, смирение и незлобие, в Его долготерпение, в Его милосердие. Но кто из нас имеет такую любовь, такие добродетели? Не все ли мы немощны, грешны, самолюбивы, лицеприятны, корыстолюбивы, сластолюбивы, злы, нетерпеливы, нечисты, суетны, ленивы, неблагопокорны? О, со слезами покаяния надобно просить у Господа, могущего преобразовать и воссоздать и обновить сердца наши, да дарует нам сердце, всех человеков объемлющее любовью как от единой крови происшедших и наипаче христиан православных как членов единой Церкви, единого таинственного тела Христова. Литургия есть жертва о всех и за вся, приятнейшая жертва Сына Божия, положившего Себя за живот всех Богу Отцу Своему, Его и Своей вечной правде.
За что ты ласкаешь плоть свою, за что дружишь с нею, враждебной Богу и тебе самому? Она всё напротив воле Божией благодатной и твоей делает. Ты хочешь молиться – она хочет лениться, отвращается; ты хотел бы читать слово Божие – она воротит в сторону и хочет лучше читать пустые светские книги, газеты, журналы, романы; ты хотел бы быть кротким, смиренным, незлобивым, терпеливым – она злится, раздражается, не терпит ничего неприятного; ты хочешь быть милостивым и сострадательным – она жестокосердствует и не сочувствует чужому горю, иногда зложелательствует и злорадствует явно и тайно; ты хочешь быть послушным слугою всех ради Христа – она противится, непокорствует, не повинуется; ты хотел бы наблюдать всегда воздержание в пище и питье – она ищет лакомства, пресыщения, пьянства; ты хочешь целомудрия – она поревает к нечистоте и разврату; ты хочешь мира и спокойствия – она мятется, возбуждает бурю страстей; ты хочешь веровать, уповать и любить – она неверна, мнительна, суеверна, предается унынию и отчаянию; ты хочешь быть мужественным – она малодушна, боязлива, робка; ты хочешь дружить – она враждует; ты хочешь пребывать в молитве – она в праздности и пустословии; ты хочешь быть простым – она лукавит. За что же ты ласкаешь ее? За что имеешь с ней дружбу? Распни, распни ее со страстями и похотями, да оживет дух, да воцарится в тебе правда, да приидет в тебя Царствие Божие.
* * *
Благодарю Господа, благопоспешившего мне в служении литургии и даровавшего чистительные слезы умиления обильные, и причащение Святых Таин неосужденное, и победу великую над невидимыми врагами, боровшими меня, особенно после обедни при служении молебна Божией Матери среди церкви, на который я неохотно пошел было, но потом изменился в сердце вследствие покаяния и самоосуждения и милости Божией и стал уже охотно служить. Жалею, что у вдовы Екатерины Степ, закусывал с алчностью и пил вино с жадностью, отуманившее и обессилевшее мое сердце и лишившее дерзновения при преподании Святых Таин больной женщине Давидовой в Нижней Широкой улице.
29 июля
Благодарю Бога милости и чудес неизреченных за содеянные во мне нынешней утреней чудеса благости и силы в избавлении моей немощи и худости от злобы врагов невидимых, мучивших меня тайным озлоблением на женщин, кашлявших в церкви при чтении и пении канонов из Октоиха и Минеи и при дальнейшей службе; из-за смущения и тесноты я не говорил малых ектений, только по девятой песне с поспешностью и крадучи говорил, так же и просительную; но сугубую ектению дерзнул о Господе говорить – и сказал всю громко, медленно, так же и молитву Христе, Свете... и отпуст. Милость ко мне Господа в избавлении от адских псов, на меня напавших, неизреченно велика: как из ада избавил меня Господь.
* * *
После обедни. Обедню служил я благодатью Божьею с чувством и со слезами умиления и причастился спокойно и животворно, но при причащении младенцев между прочими причастил я младенца девочку N Марфы Михайл., матросской жены, и по действу диавольскому и своему капризу, злобе и лицеприятию только на мгновение презрел ее в душе, и эту искру злобы диавол стал раздувать с ужасною быстротою и силою, так что я то падал, то восставал в борьбе с ним и ужасно томился, смущался, вертелся и наконец едва-едва одолел его искренним сознанием, что это дитя, равно как и все, достойно любви и уважения как чадо Божие по благодати и причастница Божественных Таин, член Христов честный и наш и презирать его нелепо и дерзко. Этим оружием я притупил палящие стрелы злобного Велиара, но язвы во мне от них еще оставались и ныли болезненно, и я еще усердно молил Господа исцелить их, и Он не умедлил и исцелил.
Церковь – лечебница для больных грехами, и я, как юный врач, привожу их к главному Врачу на лечение прекрасными Его лекарствами! Кто меня за это осудит? И сам врачуюсь от Него, и их привожу к Нему.
30 июля
Суббота. Благодарю Господа, всеблагого Помощника, явившего мне, недостойному, великую Свою милость и помощь против невидимых врагов при служении утрени и чтении молитв пред причащением для мирян из Кронштадта и Петербурга. Отчего у меня голос был слаб, нечист, отчего засорение гортани?
После обедни. Чувствовал слабость и холодность сердечную, которую старался преодолеть внутренней молитвой и покаянием в самоугодии и нетерпеливости, лености. После великого входа стал служить духом горящим, со слезами. Причастился добре, но когда стал разрезывать для причастников части Святого Агнца, то в одной из частей в соединении ощутил очень тощее, как бы воздушное, место и вмиг вознегодовал на просфорницу за ее лукавство (может быть, мнимое) и барышничество, и вследствие негодования бесплотный злодей, приметив мою алчность и злобу, искру обратил в адское пламя и ужасно смутил и стеснил меня, посрамил меня, и едва-едва чрез покаяние и веру и надежду на безмерное милосердие Божие я избавился от тайной злобы на просфорницу. Уж и поскакал и поежился я у святого престола при закрытой завесе, при отце диаконе! Наконец я избавился от беды, но язва в душе еще оставалась. Уже потом, по окончании служб всех я исцелился совершенно от палящих язв Велиара. Причастил человек тридцать. Из-за какой ничтожной причины можно искуситься ужасно! Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить [1Пет.5:8].
Отец настоятель Павел Васильевич Трачевский сделал обо мне прекрасный устный отзыв публично на пароходе ораниенбаумском (передал Иван Иванович Ковригин). Это в первый раз слышу.
Благодарю Господа за помощь при соборовании Анисии Егоровой (старухи лет восьмидесяти трех) и за помощь при молебне Ивану Захарову, матросу, в доме Герасима Мурашова.
Благодарю Господа за скорое спасение меня в скорби и тесноте, постигших меня за боязнь при говорении отпуста. После молебна я помолился тайно в покаянии и получил прощение, мир и радость, пространство.
Моя пища и сладость – служить достойно Богу и ближним. Это и моя награда, моя мзда, мой предмет и моя цель. Не к пище и удовольствиям земным мое желание и стремление, не к деньгам и всякому земному стяжанию, ибо это всё ничтожно, как временное и часто суетное и совершенно отнимется от меня, а к точному исполнению заповедей Божиих.
Прежде всякого служения Богу и ближним помолись Господу, чтобы сподобил тебя достойно послужить, искренно, благоговейно, с любовью и без развлечения и раздвоения.
Видя умирающих или слыша о них, подумай, что и тебе предстоит та же участь, и пусть будет каждый смертный случай напоминанием тебе о твоей смерти и о приготовлении к ней немедленном, ибо не знаете... часа, в который приидет Сын Человеческий [Мф.25:13].
31 июля
Благодарю Господа за чудеса спасения моего, чудеса милости, скоропослушества, благоуветливости и благопременительности ко мне, грешному и многострастному, чудеса, явленные в квартире Алексея Мачигина пред самым чтением молитвы родильнице и младенцу (скорбь, теснота, смятение, бессилие сердца вследствие малой подачи милостыни), во время чтения, когда я помыслил о фотографировании в наступающие часы как благоприятные по свободному времени и цветущему состоянию здравия души и тела и за это раздвоение сердца наказанный оставлением благодати и лишением мира; потом пред крестинами у Дмитрия Гавриловича, погребщика в доме Турыгина, и после крестин, совершенных с величайшим дерзновением духа; только в конце последования опустил, не выговорив, нескольких слов в ектении, славословии и отпусте, отчего лишился мира и свободы, но и опять получил оные от Господа за покаяние тайное по крестинах. Благодарю Господа за прекращение волнения пред фотографированием меня.
Благодарю Господа за новое посещение милостью Своею меня грешного пред крестинами и во время крестин у мастерового в доме Цепова.
Не уничижал ли ты слова Божия, дела Божия – молитв, обрядов – пред людьми благородными так называемыми, богатыми, знатными, учеными, ложно думая, что слово Божие и церковное неправильно, не согласно с разумом или мудростью человеческой или само в себе в некоторых местах или как бы юродиво? Это тяжкий грех, хула на Бога.
Не думал ли ты и не побеждался ли мыслью, что о некоторых грешниках умерших Бог молитвы не принимает и молитва о них грех, и потому не выговаривал слов молитвы, подчиняясь боязни диавольской? Представь себя на месте покойника: ты такой же грешник – молиться ли за тебя? И ты ли смеешь назначать пределы человеколюбию и милосердию Божию?
* * *
Орать (устар.) – пахать.
То есть в форме собеседования или беседы с Богом.
Канон Пресвятой Богородице на утрене. Ирмос 8-й песни.
Совершати (церк.-слав.) – восполнить, довершить, сделать совершенным, освятить.