Источник

Ноябрь 1883 г.

1 ноября

После обедни заупокойной в Успенской церкви (и по приходе из гимназии). Благодарю Господа, избавившего меня милостью Своею от чрезмерных сму­щений и бед, злыми демонами на меня воздвигнутых: раз со стороны горловой боли, или безголосицы, потом от настойчивого приглашения на молебен в думе после обедни. Я совсем растерялся от смущения и тесноты бесовской, от жал его. И только милость Божия, к кото­рой я прибег, спасла меня от конечного расстройства и падения. Причастился животворно. Заамвонную молит­ву прочитал почти всю, отпуст весь.

2 ноября

Благодарю Господа, двукратно избавившего меня пред самой утреней и во время ее от мучительного движения плотского сладострастия, когда я при усерд­ном покаянии припадал к святому престолу у апостола Петра и Павла в приделе сердцем и устами. Благодарю Господа, избавившего меня от мучительного движения злопамятства и озлобления на бывшего Преосвящен­ного епископа викарного Герасима (25 лет тому назад147) при чтении заметок о нем в «Душеполезном чтении» и письменных ответов его монахине Евпраксии и вообще при воспоминании о нем. Я помолился Господу усердно в покаянии, да избавит Он меня от злопамятства и злобы, и услышал и помиловал меня Господь, пременив сердце злое на благое, смятенное и утесненное на мирное и пространное. Сколь я немощен, страстен, зол!

Вечер. Благодарю Господа многомилостивого и скоропослушливого, дважды спасшего меня от адской скорби и тесноты, постигших меня за озлобление на нищих, гнавшихся за мною до гимназии в одиннадцатом часу дня (среда). Скоро Господь принял мое искреннее покая­ние по пути в гимназию и особенно в самой гимназии.

Еще благодарю Господа за избавление от мучительно­го сладострастия, последовавшего несколько в сердце и в плоти моей от ласк женских. Избавление последовало пред самой вечерней и во время вечерни.

Шесть с половиной часов вечера. Весь я в волнении, в мятеже, в огне, в беде. Сейчас сделал расправу с нищими в сильнейшем негодовании на их праздность, леность, попрошайство, хотя, быть может, многие и просто про­сят из нужды и невозможности найти работу. Я, окаян­ный, злой, корыстолюбивый, нетерпеливый, раздражи­тельный, косил их в сильном гневе направо и налево, бил по щекам одних, других таскал за волосы, то повалив на землю, то стоя, третьих понося разными именами; в сильном гневе раздал им пять рублей. И это не свои, а данные в пользу бедных добрыми людьми. Я, священник, оказался разбойником. Чего я достоин? Я достоин лише­ния сана по церковным правилам. Не однажды, не дважды, а много раз сознательно принимался я бить нищих. Каюсь всем сердцем в грехах моих, содеянных ныне и прежде, хочу измениться решительно и милости прошу у Господа, Коего прогневал крайне. Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй!

Салтыков протоиерей и многие проходящие видели мою ярость и расправу с нищими. Но видели и Ангелы, и все святые, и Сама Пресвятая Богородица, и Сам Господь Бог Триипостасный. Окаянный я человек! Кто помилует меня, аще не Ты, Господи, еще и еще и еще! Помилуй!

После сна вечернего я сделался таким извергом; спать не следовало мне вечером да быть в гостях на обеде в доме Семенова. Я человекоубийцей стал, не только бийцей, ибо я мог убить человека в столь сильном гневе.

Двенадцать часов ночи. И опять согрешал я против Бога и против нищих, отпав от любви, кротости и незло­бия и впав в неприязнь, злобу и строптивость, идя домой из гостей с беседы духовной и встретив их человек десять у забора церковного дома. Одному из них за сме­лость и за слова «Глупо вы иногда делаете» дал пинка ногою и говорил всем неприязненно и поносительно, отсылая к властям городским и управлению городскому и мещанскому. Надоели они мне своим непрестанным попрошайством, неделанием, праздностью, леностью, множеством, молодечеством своим. Как одному мне удовлетворять нуждам столь многих? Сколько ни давай им, а если делать сами не будут дела – тысяч рублей им мало. А где их взять? Бог всемогущ и всеблаг и премудр, но и Он праздности не соизволяет и не потакает, а повелевает трудиться могущим. В поте лица твоего будешь есть хлеб [Быт.3:19]. Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь [2Фес.3:10].

Согрешил я тяжко пред Господом, выйдя из себя и впав в злобу, строптивость и дерзость. Замечательны кротость, незлобие и безмолвие нищих, их терпение, великодушие и кротость. Я обидел их, обижаю нередко, пинаю, за волосы таскаю, бью их, и они, как агнцы незлобивые, всё терпят, не вопия, не прекословя. Помяни их, Господи, во Царствии Твоем и их молитвами помилуй меня.

Вместо того чтобы пожалеть нищих, дрогнущих [...] на улице и ожидающих от меня подаяния, я рассердился на них и прибил многих из них и пожалел денег – праха земного, этого брения, ничтожества, тления, и душу рас­тлил гневом, побежден от гнева, от сатаны человекоу­бийцы, врага Божия и человеков. Увы мне! 3 ноября 1883 года (вчерашний грех обличаю и осуждаю).

В Пречистых Тайнах Тела и Крови Христовой есть и вечно действует искупительная сила Божия, избавляю­щая и искупающая наши грешные души при вере и покаянии от всякого греха и мучительства диавольского. Чудно спасительны Божественные Тайны. Слава без­мерному милосердию Твоему, Господи Боже наш, яко даровал еси погибающему грехами миру нетленные Божественные и животворящие Твои Тайны и в них очи­щение, освящение, обновление, воскресение, бессмер­тие и вечную жизнь.

Дом трудолюбия не достигает совсем цели: работ нет для нищих посадских, и никто не идет туда. И это в самое глухое время.

31 октября и 1 ноября я был без голоса – от простуды ли у лейтенанта Алексеева (при открытой форточке чтение) или от крайне влажной погоды – и очень скучал этим, молил Господа даровать мне опять глас чистый для славы имени Его, и 2 ноября я был уже опять со звучным, чистым голосом. Благодарю Господа за милость Его.

3 ноября

Четверг. По своей алчности съел я сегодня утром яичницу в три или четыре яйца, не имея потребно­сти, ибо был девятый час утра, и тем подавил дух свой и не мог сердечно, безбоязненно, смело служить молебен у капитана второго ранга Романа Алекс. Мазурова и Елисаветы Ростиславовны: боязнь одолела, и не осмелил­ся я читать настоящего Евангелия Спасителю на молебне и на водосвятии водосвятного, не мог выговорить ектении водосвятной, как и молитвы. У Егора Павлова Репникова на молебне тоже не выговаривал. Бременем, мертвящим дух мой, была для меня яичница, не вовремя съеденная. Дай, Господи, не есть никогда по утрам, даже до первого часа (полдня). ...Наслаждениями житейскими подавляют­ся и не приносят плода [Лк.8:14].

Вечер. Гости из Питера – Мегорские. Искушение из-за керосина (с женою) – огорчение и гнев, теснота, смущение, умерщвление сердечное. В этом состоянии я прибег с искренним покаянием ко Господу в молельне моей и вскоре увидел в себе чудо благопослушества и милосердия Божия: я прощен и совершенно внутренно исцелен и успокоен. Слава Господу, Его благопослушеству и милости непобедимой.

4 ноября

Благодарю Господа, предочистившего меня во время утрени прежде чтения канонов Кресту, Божией Матери, мученикам, преподобному Иоанникию и свято­му мученику Никандру слезами покаяния и даровавше­му мне искреннейше прочитать и пропеть их. О настоя­теле и братии молился в конце утрени и о себе.

Благодарю Господа, двукратно меня избавившего от поползновения блудного дома после сердечного покая­ния и самоосуждения. Слава благопослушливому, благоуветливому и благопременительному Богу нашему. Утверди меня, Господи, во святыне Твоей.

Господи! Прости и не вмени ни мне, ни отроку слов моих, сказанных в гневе на его нескромное, резвое поведение в классе, – слов «Ступай к черту». В безумии я сказал это, не подумав о нелепости их.

Не вмени, Господи! Согрешил рукопожатиями, объятиями и целованиями с женщинами – собеседницами и духовными дщерями моими, которые от избытка духов­ной любви прикасались ко мне при уходе моем.

5 ноября

Благодарю Господа, совершившего во мне чудо милосердия Своего пред молебном и после молебна в доме Туркина в квартире портних Ивановых и разру­шившего во мне узы греховные (пристрастие к злату кре­ста наперсного, недавно вызлащенного, – боязнь, чтобы не задымился и не запотемнился (о, суета! о, безумие!)). То же и у Павла Ивановича Коровникова на молебне в доме Кароли.

Благодарю Господа, разрушившего новые узы греха (жестокосердия и неподатливости нищим) в храме в шестом часу вечера после означенных молебнов пред исповедью мною прихожанок петербургских и здешних кронштадтских.

Благодарю Господа, изварившего148 грех сладострастия во мне (при гулянии и молитве в садике моем) чрез воздыхание и слезы мои и избавившего от насилия страстного и даровавшего святыню, [мир] и свободу. Слава Тебе, Господи, избавление мое, освящение и утешение, надежда моя ненадеждная!

Скверные инстинкты плотские – увы мне! – даже досе­ле не чужды меня. Да распинаю же плоть мою со страстьми и похотьми, ибо она враждебна Богу и душе моей.

6 ноября

Воскресенье. После утрени и ранней обед­ни. Благодарю Господа, удивившего во мне и нынешний день безмерно великие милости Свои и в начале утрени, и по прочтении Евангелия, на коем я споткнулся и пал, не дочитав конца его, и после отпуста, и после молитвы Христе, Свете истинный, и в начале ранней обедни, и после отпуста ее, и во время молебна Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Вечер. Благодарю Господа, сотворившего во мне див­ные чудеса спасения во время вечерни неоднократно (от озлобления на настоятеля, пренебрегшего привет­ствовать меня, – я сам пришел приветствовать его в придел). Потом пред молебном и во время молебна П. С. Бурачка, у которого я служил благодарственный молебен с водосвятием, затем в Успенской церкви при долгом ожидании жениха и особенно невесты (целый час с лишком), наконец дома, куда я вернулся с молебна в Галкинской улице в доме Малиновских у Павла Е. Игнатьева с диавольской теснотой, точно клином в душе, от которой избавился вскоре после того, как помолился на коленах пред распятием с верою и упованием. О, сколь благопослушлив и скоропослушлив Господь мой Иисус Христос! Вот я теперь мирен, свободен, блажен Его благодатью и спасением! Слава Господу! Демоны исчезли, окаянные, всезлобные! О, как они напали на меня в Успенской церкви, где было много народу.

Господь Бог попустил быть падению духов и людей для того, чтобы явилась чудная гармония совершенств Божиих. Как в творении явилась Его бесконечная бла­гость, премудрость, всемогущество, красота, сладость, святость, простота, бесконечность, так в падших ангелах и в падших человеках должна была явиться бесконечная, совершенная, точная, непреклонная правда Его пречи­стого Существа и точный суд Его, и в демонах – вся строгость и бесконечность Суда Страшного и муки веч­ной, а в падших человеках – суд и милость: в одних, нераскаянных и не познавших Бога, вечный суд, а в покаявшихся – суд и милость. Слава всеблагому и все- праведному Богу нашему, наказующему и милующему.

Молебен у Николая Вас., фруктовщика, я служил благодатью Божьею очень легко, мирно, сладостно благодаря помилованию от Господа дома, когда я молился пред распятием в столовой.

Один чай пить для меня всегда было слабостью для гортанных органов. Надо хорошее вино пить немного.

Враги невидимые так стеснили меня 6 ноября у [Мякишева] при крестинах (дом Егора Туркина) из-за шелкового платка, что я в душе должен был отказаться от него в пользу дьячка. Так и всякого пристрастия к вещам я должен отказаться ради любви единого Господа, еди­ного достойного всякой любви святой.

7 ноября

Понедельник, вечер, седьмой час в начале. Благодарю Господа, совершившего во мне чудо спасения Своего и явившего победу безмерного милосердия Своего над злобою моею и диавольскою во мне.

Придя к Семеновым служить всенощную и не найдя в них должного уважения сану священства в том, что сест­ры Мария и Александра с детьми ее Александрой и Анной не приняли благословения и не поцеловали руки, простертой на благословение, я огорчился на них, уязвился язвою палящею и самою злою, ибо диавол вошел в мое сердце, и не мог во всю краткую домашнюю утреню избавиться от злобы, был смущен, утеснен, взволнован, недоброжелателен, без духа молитвы, без любви и мира, да и по окончании службы ушел от них враждебно настроенный, или расстроенный. Так супо­стат уловил, пленил, уязвил меня! А девицы и вдова были невинны: они всегда уважали нас, и меня также. Во всем я виноват, мое самолюбие, моя гордость, мое тщеславие, моя злоба, мое неуважение к лицу человека христиани­на, члена Христова и члена моего, храма Святого Духа, церкви Бога живого, розги от Лозы Христа. Придя домой, я стал искренно молиться и каяться в грехах моих, и Господь, Коего милость безмерна, помиловал меня и от злобы избавил. И всегда избави, Господи!

Изловил меня, как ловец бедную птичку, супостат диавол: я ускользнул от нищего, гнавшегося за мною, и, значит, от милостыни и милости Божией и попал прямо в смертоносную сеть диавола, когда явился к Семеновым (Марья, Александра с детьми и Елисавета) и они не ока­зали мне, как священнику, должного уважения не намеренно, а обычно; я обиделся, огорчился на них и не мог избавиться от врагов бесплотных, вошедших в меня коварно; всю службу ёжился, каялся, молился о проще­нии грехов моих, нес срамоту. Подай же я кротко мило­стыню, и Господь избавил бы меня от сетей вражеских. О, сколь люты демоны! Но зато на молебне у Михаила Ефимовича и Евдокии Агафоновны я легко молился и Божьею помощью врагов легко победил невидимых, тоже боровших меня. Слава Господу! Какая разница! В ином месте легко молиться благодаря единодушию молящихся и их любви к Богу, а в другом месте трудно, трудно, особенно у богатых!

Благодарю Господа, скоро услышавшего молитву мою тайную о единомыслии настоятеля со мною в делах благочестия, ибо он, отец настоятель, удивил многих подражанием мне в раздаянии после обедни антидора и в других обычаях.

8 ноября

Служить раннюю обедню без приготовле­ния утреней (ее не было, а у всенощной с вечера мне не пришлось быть) крайне тяжело было в начале: сердце мертво, дебело. Только усиленная покаянная молитва привлекла ко мне благодать Божию, оживотворившую меня. Величайшую победу одержал я над змием бездны в державе крепости Господа моего Иисуса Христа. Заамвонную молитву и отпуст прочитал добре.

Идя вечером к вдове Евлампии на панихиду, я разгневался на нищих: одного выдрал с гневом за уши, на дру­гого кричал неистово – и тем себя больше всех обидел, оскорбив Бога в лице нищих, отпав от животворной любви, разрушив закон Божий, который состоит в любви. Всё это из-за пристрастия к плоти, к земной жизни и ее благам. Считаю сокровищем тленное богат­ство, а не Бога, присносущного источника всяких благ.

Долго я ёжился и ломался при служении панихиды, нескладном, смутном. Наконец последнюю ектению выговорил и отпуст. Слава Богу!

Из-за мясоядения на обеде у старосты М. Л. Коршунова [...] случилось ночью во сне осквернение от сладостраст­ной грезы. Только крестным знамением воистину я сохра­нился в дальнейшем сне. Помилуй меня, Господи, сластолюбивого, ленивого и нерадивого. Не должно есть мяса мне, грехолюбивому, самолюбивому, сластолюбивому, корыстолюбивому, блесколюбивому, честолюбивому, горделивому, злому, завистливому, недоброжелательному, зложелательному, нечистому, грубому, злопамятному, неблагодарному, упрямому и своенравному, лукавому, непростосердечному, непокорному и прочими бесчисленными страстями содержимому.

Внимай, чтобы во время молитвы не было никакого средостения и преграды между тобою и между Богом или Богоматерью Пречистою и святыми: ни лукавого сомне­ния, ни лености и холодности, ни злобы на ближнего, ни пристрастия житейского, но чтобы душа находилась к Богу лицом к лицу, без малейшего средостения греховно­го. О, сколь великая честь дана Богом человеку – всегда приступать к Богу для молитвы и собеседования, для покаяния, для благодарения и славословия! Какая честь иметь доступ ежедневный к царю земному и видеть лицо его, беседовать с ним, быть удостоенным его дружбы! Кольми паче иметь доступ к нетленному, бессмертному Царю веков и наслаждаться Его чудной доброты, красо­ты, мира, сладости, блаженства, правды и святыни!

9 ноября

Среда. Поел я за обедом трески жареной в скоромном масле с молоком и яйцами, щей мясных и кофе со сливками – и претяжело у меня на сердце было весь вечер, и блудные вожделения и помыслы стали стужать мне, и теснота в душе, точно от рогатины какой, теснила меня, и мира не было, и ярость на нищих усили­лась за частое прошение милостыни. Долго я в тайной молитве каялся Господу, особенно идя пешком в Песочной улице в дом Кудрявцевой. Наконец у третьего офицерского флигеля Господь явил мне милость, разре­шив от грехов и тесноты адской. Так легко стало на душе! Пред этим путешествием я был в квартире Берзина и в недостоинстве и тесноте и смятении читал молитвы над трясшейся девицей Марией.

Велика милость Твоя, Господи, и неизреченна: посети милостию Твоею страдающую трясавицей рабу Твою отроковицу Марию, а меня, окаянного, очисти от сквер­ных и лукавых и хульных помышлений и ощущений.

Согрешил: назвал нищего недоброжелательно и зложелательно таковским, когда он, прося у меня милостыни, сказал, что простудился. До того ли я дошел в своем жестокосердии и немилосердии – и чего ради? Ради сребролюбия: люблю деньги более, чем ближнего, кото­рый есть образ Божий. И сколько прекрасных качеств в этих нищих! Сколько терпения, незлобия, покорности своей судьбе!

Душевные яды: яд блудный, яд злобный, яд зависти, яд чревоугодия и пьянства, яд сребролюбия и вещелюбия, яд уныния и ропота, яд малодушия и боязни бесовской. А все свои яды сатана старается прикрыть сладостью в начале, когда еще не сделан грех. О, лукавство! О, сеть птицелова! О, капкан!

Почему общественное богослужение и домашние молитвы начинаются, а иногда и оканчиваются словами Благословен Бог наш... Сый благословен Христос Бог наш... и вообще и в продолжение богослужения часто употребляется выражение Благословен Бог... или другое подобное: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и пр. ? Потому: а) что Бог в существе Своем благословен, или и есть Бог славы неизреченной, и есть вечная, неприступ­ная, животворящая, страшная слава, б) оттого, что во всех творениях Его выразилась, открылась чудная слава, величие и велелепие (Благословите, вся дела Господня, Господа, пойте... [Дан.3:57]), и в) потому, что в начале творения явился великий отступник и дерзкий хулитель имени и славы Божией, оклеветывающий непрестанно Господа день и ночь, измысливший грех и беззаконие, насадивший и возрастивший и укоренивший его в себе и в падших духах, а потом и в роде человеческом в бесчисленных его видах и прозябениях149, грех, это ужасное, смертоносное действие и явление в мире духовном, грех, коим непрестанно хулится вечнославное имя Божие. Вот вопреки этому диавольскому хулению имени Божия Святая Церковь, которая сама на земле есть чудное дело славы Божией и провозвестница славных дел Его в творе­нии, промышлении и искуплении, непрестанно славит Господа достойно и праведно, да заградит тем богохульные, скверные уста диавола и нечестивых человеков, хулящих непрестанно и делами и словами имя Божие. Вот почему славословится часто или прославляется имя Божие, или Царство Пресвятой Троицы. Аминь. Слава Богу! И мы должны славить Бога непрестанно не только словами, но особенно делами благими. Да святится имя Твое.

Благодарю Господа, избавившего мя от сладостраст­ного поползновения сердца и плоти моей пред самой вечерней, когда я благословлял Екатерину [...] и, выйдя из церкви в сад церковный, там покаялся тайно и испро­сил у Господа прощение и мир, свободу, правду и освя­щение. Благодарю Господа, избавившего меня от скорби и тесноты, постигших меня при совершении Таинства Крещения у господина Гротгауса в таможне, когда я крайне смутился и утеснился в сердце от видения платка шелкового и пристрастия к нему и многого не вычитал (Евангелия и молитв после него, отпуста), а по окончании Таинства покаялся и получил ослабу, а по выходе из квартиры и при следовании по Господской улице полу­чил совершенное прощение и свободу.

Свечи и лампады, горящие в церкви, означают свет и огнь благодатный, духовный, просвещающий и согревающий и воспламеняющий сердца верных и пожигающий терние греховное, ибо Бог наш есть огнь попаляющий [Евр.12:29]. Фимиам или кадило благовонное означает благоухание и благодать Святого Духа, благоухающую и освящающую сердца верных.

11 ноября

Пятница. Благодарю Господа, явившего мне величайшее спасение за покаяние мое во время утрени в отказе нищим и в сластолюбии моем, избавившего от тесноты и скорби и даровавшего простор и мир сердечный. Благодарю Господа, избавившего меня от тесноты по выходе из школы Дома трудолюбия.

В думе у двух сторожей на молебнах Господь трижды избавил меня по тайной молитве покаяния от адской тесноты, постигшей вследствие озлобления на нищих и на сторожа Андрея за то, что нечаянно еще пригласил слу­жить молебен. В гимназии, когда поднимался на лестни­цы, опять был совершенно избавлен от нового огорчения на нищих. Всё я один и тот же неисправный грешник – сластолюбец, сребролюбец, вещелюбец, тщеславный, гордый, завистливый, чревоугодливый.

12 ноября

После ранней обедни. Благодарю Господа, уди­вившего на мне милость Свою во время утрени и особенно обедни при бывших искушениях со стороны сладостраст­ной плоти моей и козней диавольских при одном воззрении на маленькую прекрасную девочку, стоявшую в церкви за обедней. Только покаяние нелицемерное с верою и усердным припаданием к святому престолу избавило меня от смерти греховной. Потом и еще многократно благодать спа­сала меня от греха и тесноты. А в третьем экипаже пред молебнами у офицеров и солдат я был в ужасной душевной беде, смятении, стыде, срамоте, бессилии сердца после огор­чения на нищего, гнавшегося за мной. Только искреннее покаяние избавило меня от смятения после многократных припаданий ко Господу о помиловании и помощи.

13 ноября

Воскресенье. Благодарю Господа, избавив­шего меня от многоразличных диавольских козней и гре­хов моих и сподобившего меня громогласно прославити Воскресшего из мертвых пением стихир и чтением вос­кресного, крестовоскресного и Богородичного канонов, затем совершить литургию при многократном спасении от Господа, неосужденно причаститься животворящих Таин и сказать слово. Затем после обедни я сразу отпра­вился в Петербург и там провел два дня и две ночи. Ночевал у купцов Тягунова и Капустина. От петербургского гнилого воздуха вернулся домой нездоровым, с кашлем, больной головой, спиной и боками. Причина – задержание испарины в теле. От обедни я отправился потный, а рубашки не переменил.

Благодарю Господа, удивившего на мне милость Свою в Питере: все меня встречали и провожали как Ангела Божия, и все давали деньги. Сто рублей я пожертвовал своих на Дом трудолюбия, а привез из Питера около трехсот. Моя сотня была истинно притягательною силою.

16 ноября

Среда. Ночь провел довольно беспокойно, вставал несколько раз. Встал с больной головой, прогу­лялся на воздухе. Опять лег. Встал в шесть часов, голова сильно болела, весь расслаблен. Едва пошел к утрени. Во время утрени припадал с покаянием к святому пре­столу, прося у Господа исцеления, и оживился. Канон читал святому апостолу и евангелисту Матфею очень сердечно, громко, выразительно. Пред обедней спал часа два, голова болела. Служил обедню с трудом, с дремот­ным сердцем, слабо, довольно вяло, болезненно. С тру­дом кончил. В гимназии зашел к Титкову, селедки съел с аппетитом и стакан чаю выпил – поправился снова. Голова перестала болеть после причастия. Вечерню пел порядочно, ектений не говорил, кроме малой сугубой. Читал канон Богородице на повечерии. После вечерни панихида. Позолота креста смущала и не давала искрен­но помолиться за покойного Димитрия, девицы приго­жие. По выходе оттуда (Медвежья улица, дом Тона) на нищих рассердился и одного мальчика, часто просящего, ударил рукою в гневе – и себя уязвил в душе, лишился благодати, умер, но благодарю Господа, принявшего мое покаяние в квартире М. В. Волкова, и помиловавшего меня, и даровавшего мир и свободу духа.

После призывания молитвенного святых на канонах и стихирах всегда славословим Святую Троицу, потому что святость их от Нее, и Она в них почивает и прослав­ляется и действует. Она (Троица) есть альфа и омега свя­тых, начало и конец или, лучше, начало без конца.

Благодарю Господа, даровавшего мне по молитве тай­ной прочесть Евангелие Богородичное на молебне и ектению малую со славословием Владычице и предан­ностью Богу.

17 ноября

Горы проставил во мне Господь во время литургии – горы бесовских козней, вереи145 железные и врата медные сломил благодатью и милостью, моею верою, покаянием и тайной молитвой. Я был в ужасной беде оставления Богом за грехи мои, за леность мою, ску­пость, жестокосердие, чревоугодие, сонливость, неготов­ность к совершению пренебесной литургии, исполненной любви и бесконечного милосердия Божия к падшему роду человеческому, правды, премудрости Божественной, всемогущества Творческого.

18 ноября

Пятница. Неисчетные милости и силы удивил во мне Господь во время утрени, избавляя меня многократ­но от злобы вражией (на полунощнице, при чтении шестопсалмия и канона), особенно во время литургии в начале, после великого входа, после причащения Святых Таин (тут особенно окаянный борет, чтобы обратить в суд и в осуждение Святые Тайны, а не во спасение), при мысли недоброй о двух Платонах именинниках – Байкове и Неустроеве: огорчение на неуважительность Неустроева, хотя он достаточно уважителен; я победил стремительность на зло сердца моего словами Спасителя: любите врагов ваших, благотворите ненави­дящим вас [Лк.6:27]; потом по окончании обедни на молебне пред чтением Евангелия, которого не кончил от диавольских козней. На вечерне я счел за лучшее укло­ниться от борьбы с демонами при говорении ектений и не говорил их; тут избавление Господне постигло меня на повечерии пред произнесением конечной ектении, которую всю выговорил громко и раздельно. Слава Господу! При исповеди много раз спасал меня Господь от диавольских пакостей.

Сердце человеческое, и мое более всех, есть истиная клоака греховная, исполненная мерзости и смрада всякого греха. Отвергнуться надо совсем своего сердца и восприять от Господа другое сердце – чистое, святое и праведное.

Когда лениво будешь молиться, то вспомни для пробуждения и поощрения себя: чье у тебя дыхание, чьи уста, чье зрение? Чьи руки и ноги? Чей ум в голове? Чье сердце, это чувствилище твое? Чья душа, чье она дыхание? Чья сила? Чей дар здравия? Чей дар бессмер­тия и свободы дивной, вожделенной, стремящейся в бес­конечность к усовершенствованию и добру, к истине, к бесконечной красоте – к Богу? И тогда, верно, будешь молиться горячо, со слезами умиления и благодарения. Чье спасение, сохранение твоей жизни ежедневное? Чья помощь непрестанная в делах служения твоего? Чьи утешения непрестанные? Чья любовь, щедро всё тебе подающая для двоякого существа твоего?

После обедни ранней с утреней и после причащения ста человек мирян Святых Таин. Благодарю и превозно­шу Господа славы, даровавшего мне громко и непреткно­венно прославить Его служением моим утрени, литургии и приготовительного к причащению правила, которое я читал с чувством, глубоким смыслом и благоговением для мирян. Благодарю Господа, сподобившего меня прича­ститься неосужденно Святых Таин и причастить моих духовных чад. От сколь многих козней сатанинских изба­вил меня Господь – счесть не могу: и в церкви, и в гим­назии. Везде Господь окружал меня радостями избавле­ния и проказу греха исцелял. Слава Тебе, Господи!

Господи, Врачу недугующих, исцели легкие мои, целую седмицу страдающие от кашля золотушного, полу­ченного в Петербурге, где я был двое суток в самых [бед­ных] местах с нечистым воздухом. Они нужны еще мне для хвалословия Твоего, благодарения, покаяния и молит­вы и для прославления Пречистой Матери Твоей и всех святых Твоих. Буди! Отврати золотуху от легких моих и укажи ей пути иные, да изыдет из меня это тление.

20 ноября

Воскресенье. После утрени и ранней обед­ни в думе. Благодарю Господа, даровавшего мне слезы умиления, коими очистилось сердце мое от скверны греха, и ревность и веселие духа при прославлении в пес­нях духовных и в каноне Воскресения Христова и Богоматери. Благодарю Господа, сподобившего меня причаститься неосужденно Святых Таин и причастить петербургских четыре человека да кронштадтских двух. По окончании обедни уехал в Петербург с инженерным чиновником Константином Васильевичем [Васильевым] к его больной жене для напутия покаянием и Святыми Тайнами в лютеранской больнице. В квартире сына Павла Константиновича при искушении со стороны девицы Господь помиловал меня за покаяние и молитву и дал мир.

Благодарю Господа, давшего молить Себя о грехе моем невольном – прикосновении к молодой женщине. Да не помянется он у Господа, ни у врагов моих бесплот­ных. Аминь.

Благодарю Господа, явившего мне великую помощь и милость при служении молебна у капитан-лейтенанта Романа Афанасьевича Соколова (против думы дом Никифорова).

Господи! Ты смирил меня, и я смирился, а ненавидя­щий и оглаголующии150 меня воздвигают на мя пяту свою; запрети им терзать немощь мою, яко аз раб Твой есмь.

Владыко святый и всеправедный! Призри на преданных Тебе всем сердцем и всем существом своим рабов и рабынь Твоих, во мне чтущих и горячо любящих Тебя, смиряющихся глубоко и готовых пожертвовать Тебе, а чрез Тебя и мне, недостойному служителю Твоему, всем и принести на алтарь Твой всё, чем Ты наградил и награждаешь их! Да будут они тверды в вере и во всякой правде и аз такожде, да возненавидят всякую неправду – и аз такожде, и преуспеют в исполнении заповедей Твоих и да будут наследниками Царствия Твоего Небесного. Господи, всезрительная Державо! Ты видишь, как они на всякий день и час готовы служить Тебе, как припадают к Тебе, служат Тебе, да воспламеняются убо паче и паче любовию к Тебе! Ты видишь скорби их непрестанные, воздыхания их, тяготы их душевные и телесные – благоволи убо помогати и утешати их всегда, Преблагий Владыко, якоже меня утешаешь на всякий день всесильною помощию Твоею. Аминь.

Отец настоятель собрал в Петров день сорок рублей (северная часть).

Отец Александр – пятьдесят рублей (западная и за городом).

Отец Петр Клепачевский – сорок рублей (Господская [...] улица).

Отец Иоанн Сергиев – тридцать шесть (гора).

В Покров 1883 [года] настоятель с Господской улицы собрал сорок семь.

Я с Посадской пятьдесят девять рублей, отец Петр с северной части тридцать четыре.

Отец Александр на горе и Господской (частью) сорок рублей.

[...] Фиделина П. Г. Знаменской улицы, дом № 39, квартира 6.

21 ноября

Введение. Благодарю Господа, явившего мне многократное спасение во время утрени и литургии, даровавшего мне голос чистый и громкий, твердый, коим я торжественно прочитал два канона празднику сполна и пел стихиры все на Господи, воззвах, на стиховне, на хвалитех. Благодарю Господа за обильные слезы умиления на утрени и на обедне, особенно на обедне, коими я пото­пил грехи мои благодатью. Благодарю Господа за победу над всеми вражьими коварствами. Жестоко поругался враг бесплотный при чтении Евангелия Божией Матери, читанного на святом престоле: я от боязни и расслабле­ния сердца врагом не дочитал его и осрамился, но кано­нами я отмстил врагу, и дай Бог победить врагов и всегда прочитывать и легко всякое евангельское чтение. На молебнах у Поморского и в других местах Господь явил мне помощь и спасение Свое. Слава Богу!

15 июня 1882 года. Монахиню Макарию поминать. 83 год. Ленивые, нерадивые, непокоривые.

Спросить ребят Руфу и Лизу, зачем они роются в моем [...] и украдкой берут мои гребенки? И сколько? И многое другое тянут из столов и комодов, разные бума­ги и бумажки нужные, письма, остатки от подризников и рясок (материи), всякую всячину. Пригрозить им и ска­зать, что не буду ничего им дарить и прогоню их, если будут воровать у дяди.

Отец настоятель в Петров день изволил крайне полениться под предлогом усталости, но в действительности по нерадению о братской пользе ходить со крестом по домам славить первоверховных апостолов и Владычицу и выходил только семь рублей вместо тридцати или три­дцати пяти рублей, и не попросил никого из священни­ков заменить его, а получить впятеро, втрое, в полтора против братии соборной очень любит. Да вразумит его Господь наблюдать интересы братии. Богат очень по милости Господней отец Павел и зазнался очень, себя только снабдевает и никого ничем. Придите ныне, богатии, плачитеся... сребро ваше изоржаве [Иак.5:1,3]. Почти первый раз в служение свое двадцатипятилетнее при соборе оказал причту и некоторым из купцов госте­приимство в день своего Ангела, и нам же оно дорого стоило. Не желая ропота на него, но высказывая горькую истину, пишу это. Да даст нам Господь взаимный мир с любовью и уважением друг к другу и взаимным понима­нием выгод друг друга: и в братии есть и бедные.

Санкт-Петербург. Бассейная улица дом № 35, кварти­ра № 8. Евдокия Иванова, жена учителя словесности. 17 июля 1882 года.

Алексею Виссарионовичу «Добротолюбие» обе части. 18 июля 1882 года.

Монахиню Агафию помяни, Господи, во Царствии Твоем всегда, ныне и присно и во веки веков.

Мануилу Порохину послать десять рублей.

Евдокии Филипповне Даниловой пять рублей.

В Андреев день собрано со крестом и представлено мною тридцать семь рублей (с горы), Клепачевским (с Господской) сорок рублей, отцом Павлом (с северной стороны) пятьдесят три, отцом Александром сорок пять рублей (с Посадской), отец Петр поленился крайне. 1882 года декабря 2-го дня.

19 мая 1883 года. Послано в Холмогоры Фиделину пятнадцать рублей.

Гагаринская улица, дом № 14, квартира 17.

8 августа 1883 года. Марье Константиновне, письмоводительнице в Доме трудолюбия, дано в долг пятнадцать рублей, выплачивать помесячно по пять рублей на три месяца.

За Андрея, мальчика пропавшего, помолиться.

Сходить в дом Марьи Терентьевны – девочку наве­стить.

31 октября 1882 года. Воскресенье. Уязвил супостат пожеланием знака отличия (утро, шесть часов). Ты, Господи, мое отличие нетленное, Ты моя вечная честь и слава, хвала и держава, без Тебя – бесчестие и срамо­та, без Тебя всё прах и пепел, всё тень мимоходящая (про­ходящая). Иметь Тебя в сердце есть жизнь, мир, веселие, радость, дерзновение, победа, украшение несравненное (так украшались апостолы, мученики и мученицы, святи­тели и преподобные, все святые). Ордена служат нередко вывеской пронырливости, искательности, лжи и лицеме­рия, скудости или отсутствия внутренних и всяких достоинств. Но блестящая внешность не может заменить внутренней пустоты или внутреннего безобразия, ничто­жества. Не пред людьми только, но пред Отцом Небесным, видящим всё тайное, нужно и говорить и жить, или действовать. На внутренний мир твой обрати внимание: он полон безобразия и мерзости всяких гре­хов. Помети и укрась внутреннюю свою храмину, чтобы представить ее благолепною Отцу Небесному, а ты хочешь ограничиться только внешним обманчивым, исчезающим, подобно мыльному пузырю, украшением. Укрась себя кротостью, незлобием, смирением, чисто­тою, воздержанием, милосердием, самоотвержением для блага ближних, послушанием, терпением, мерностью, простотою и постоянством нрава, общительностью, любезностью и ласковостью, услужливостью. Для Бога, а не для мира, грешного и прелюбодейного, суетного и ложного, живи; не будь и ты, как мир, прелюбодейным и грешным, не живи его взглядами, суждениями, похвала­ми и удивлением, чтобы не быть тебе вместе с ним и осужденному. Не сообразуйся веку, но преобразуйся обновлением ума твоего. Горняя мудрствуй, а не земная [Рим.12:2;Кол.3:2].

Суетное желание земных отличий, украшений, или богатства, или наслаждения пищей и питьем весьма, весьма враждебно истинному благочестию и, значит, Самому Богу, как это испытано без числа, и повергает душу во мрак, стыд, бесчестие, тесноту, в муку, в смерть. А между тем сколько блаженства и радости в истинном благочестии, в искренней преданности Богу!

К тлению, источающему смерть, прилепляемся несмысленно, а от Источника жизни и бессмертия, веч­ной радости и блаженства отвращаемся. Где разум и вера? Не скрывай себе сокровище на земле, где червь и тля тлит и где воры мысленные подкапывают и крадут [Мф.6:19]. Или мы не видим везде на земле царства тле­ния и разрушения? Очи имея, не видим и, уши имея, не слышим!

Крайне вредно раздражаться на кого-либо: руки дро­жат, и писать не могу. 17 августа 1883.

Невидимый враг мне досаждает непрестанно. Сокруши, Господи, злую мудрость и силу его, губительство его прекрати, ибо многих, многих погубляет.

21 сентября 1883 года послано в Суру и в [...] чаю по четыре фунта.

* * *

147

У отца Иоанна явная описка. Епископ Ладожский Герасим (Добросердов) занимал викарную кафедру Санкт-Петербургской митрополии с 1865 по 1866 год.

148

Вар (церк.-слав.) – зной, пожар, кипяток; изварити – иссушить, выжечь, выварить.

149

Прозябение (церк.-слав.) – росток.

150

Оглаголовати (церк.-слав.) – обвинять, оговаривать.


Источник: Дневник / Святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. (Духовное наследие Русской Православной Церкви). / Т. 23: 1880-1882. - 2018. - 647, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle