Октябрь 1882 г.
1 октября
Благодарственная восписую61 Господу Иисусу Христу за избавление от лютых, злобных страстей в начале всенощной в соборе по молитве покаяния и по припадании с верою и упованием к святому престолу; потом пред чтением акафиста Покрову Божией Матери, когда стояли среди церкви (в главном храме), затем во время молебна, после молебна у М. О. Бритнева.
Отца Василия Салтыкова с диаконом его встретил весьма пьяным 29 сентября вечером в семь часов. Да даст нам Господь познание грехов наших и слезу умиления с исправлением.
После ранней обедни (одиннадцать часов дня). Предаю памяти мои внутренние беды в день сей рано, пред утреней, во время нее и ранней обедни и после нее и чудеса милосердия во мне Господня: жало сладострастия томило, мучило меня, когда я шел в церковь Успенскую и когда пришел и начал службу, и я молился и каялся, призывая Господа всем сердцем до избавления меня от тины и рва страстей моих; при чтении вечерних молитв я почувствовал облегчение, при пении стихир на «Господи, воззвах» еще больше облегчение, на стиховне еще более; при чтении молитв на шестопсалмии, особенно там началась борьба с врагами, я заботился, как бы мне Евангелие прочитать непреткновенно, и, когда время пришло читать, я на конце против всякого желания смутился, испугался дыхания диавольского и не мог дочитать его, после чего мне было убийственно досадно и больно, но я не отчаялся и опять стал молить Бога о помиловании и избавлении от врагов и помощи мне против них. Господь помог – я успокоился и канон читал громко, отпуст сказал весь в ярости на врагов бесплотных; молитву Христе, Свете сказал почти всю непреткновенно. Причина бессилия сердца – вчерашнее лакомство у Бритнева после вечернего молебна, да и дома – щами и жареной и вареной картошкой. Обедню служил со многими слезами, одушевленно, искренно, заамвонную читал хорошо, кроме последних выражений, отпуст сказал громко весь. На молебне расстроился из-за диакона Никона Петр., запинавшегося на поминовении имен о здравии; озлобление, мучение мое, ломание, преткновение при чтении Евангелия и молитв. На панихиде новое искушение из-за диакона, новое смущение, преткновение. И после всего этого при потреблении Святых Даров с молитвою покаяния совершенное избавление и оживотворение, упокоение. На молебне запинание у сторожа думского Иакова и у [...], покаяние мое, избавление благостью Христовой. Слава Богу!
Какой чудный, Божественный мир я вкусил вчера во время всенощной после благодарения моего, принесенного Господу за лето плодоносное, бесчисленных плодов исполненное по благости и щедротам и по державному, всемощному слову Господа, и за избавление меня от тьмы прегрешений! Это было при чтении кафизм и после величания Божией Матери посредине церкви соборне!
2 октября
Суббота. Чрезвычайных сил и милостей сподобился я от Господа и в сей день во время утрени, ранней обедни в Думской церкви и пред молебнами и во время оных у капитана Толбухина Андрея Николаевича и лейтенанта Арсения Михайловича Данчича. После вчерашнего хода со крестом и пития вина я был расслаблен духом и хладен, мертв, но во время утрени Господь за покаяние и припадание к святому престолу оживил меня, особенно чрез чтение канонов, от озлобления на чтеца избавлял; но во время ранней обедни я был по временам в величайшей опасности смутиться и упасть духом от натисков врагов бесплотных, и только усердное покаяние и призывание с полной надеждой имени Господня избавляло меня от величайших опасностей и бурь сатанинских, и благодать одолела злобу диавольскую; я причастился Святых Таин животворно; заамвонную прочитал твердо, отпуст полно, Евангелие на молебне вполне.
У Толбухина пред молебном враги крайне смущали и парализовали меня, я отчаивался отслужить спокойно молебен, но усилил молитву, преклоняясь на колена, прося крепко Господа помочь мне, и Господь услышал меня, ободрил и оживил; молебен служил порядочно, но с пропусками в Евангелии и на водосвятной ектении многих прошений. Враг не оставлял меня в покое. У Данчича новое на меня нападение врагов невидимых, новая атака, новое надоедание. Я опять прибег к усиленной молитве до и во время молебна, и победа благодати была полная. Я служил свободным, торжествующим духом, без запинаний и пропусков.
В день Покрова Божией Матери во время поздней обедни я уловлен был ужасно от врагов бесплотных, этих духов злобы, при входе в церковь: шла старшая дочь [Цединова] Мария, лет четырнадцати или шестнадцати, мною крещенная и бывшая моя духовная дочь, а потом отпадшая от меня из-за отца, прежде ласковая и почтительная, а потом гордая и непочтительная; увидев меня, она не сделала мне привета и не кивнула головой. Я обиделся и огорчился, но на этом-то чувстве и уловил меня демон злобный, убил душу мою, излив яд злобы в душу мою, поверг в тесноту, смятение, беду, а мне надо было говорить проповедь; придя в алтарь, я стал горячо каяться на коленах пред иконою (за престолом) Святой Троицы с великою верою и упованием, и Господь помиловал меня, окаянного, самолюбивого, гордого, злобного, нетерпеливого, непросвещенного, нерадивого и ленивого к исправлению; так стало мне легко, мирно, просторно на сердце! И проповедь говорил весьма хорошо!
2 октября на крестинах у трактирщика [Каликова] Господь явил мне великую Свою милость и помощь: я совершйл Таинство непреткновенно, с чувством.
3 октября
Воскресенье. После ранней обедни, мною совершенной (за отца Петра Клепачевского). Немощей моих бездна и силы Божией и милостей Божьих ко мне и во мне была бездна во время утрени и ранней обедни. С вечера неосторожно поел я баранины, от которой огрубело мое сердце и мой голос, даже сипота сделалась некоторая, и я очень несвободно, принужденно пел; враги жалили, расслабляли, охлаждали, умерщвляли сердце и душу. Но благодать Божия, испрашиваемая мною сильным и слезным покаянием, победила мои прегрешения и козни демонские, и в конце концов я вышел победителем силою Христовою. Были обильные слезы за обедней, потопившие врагов мысленных; заамвонную читал медленно, громким голосом. Отпуст скрал и за то сильно, смертельно был уязвлен врагами невидимыми. Покаянием и верою возвратил благодать и милость Божию. Проповедь говорил весьма хорошо, громко и с чувством о духовной смерти и воскресении. Молебнов после обедни по домам не было.
В один час пополудни служил молебен у Кромидо. Пред временем служения и во время служения принес Господу сильное внутреннее покаяние в тяжком грехе моем в озлоблении на нищих мальчиков, просящих милостыню по несколько раз: я, озлобясь, порвал за ухо одного из них, а чрез то ловящий душу мою супостат диавол с яростью вошел в обновленное литургией сердце мое и влил смертоносный, мучительный яд свой, от которого я с трудом избавился только во время молебна у Кромидо: Господь совершил во мне явное величайшее чудо – освободил сердце мое от демонского влияния и дал живот и мир, свободу, смелость, развязность, правоту. Слава Господу, спасающему меня непрестанно.
* * *
Вечер. Удивил на мне Господь милость Свою во время служения молебна у офицера Алексея Мат. Федорова, даровав мне свободу от лютых нападений демонских, мир, правоту и дерзновение сердца. Потом Господь ущедрил меня в здании Кудрявцевских флигелей на Песочной улице в квартире матроса Михаила Евфим. и Евдокии Агаф., избавив меня от злобы диавольской.
Вечером была у меня Надежда Семеновна, бывшая кронштадтская купчиха, намеревающаяся идти в монахини, и молилась со мною, поминать просила, три рубля на нищих оставила.
4 октября
Благодарю Господа, избавившего меня по благоутробию Своему от злой агонии на настоятеля во время утрени и даровавшего благодать, кротость, мир, свободу и доброе, сердечное чтение канона утрени.
Сделал величайшую ошибку и грех, поев без нужды поутру, в девятом часу, молока пресного (два стакана) с черным хлебом в малом количестве и предавшись потом сну. После сна я, выйдя из дому на молебен в Красной улице, встретил нищего, нагнавшего меня и просившего дать на рубашку, будто бы украденную в бане; я дал ему с досады пинка в задницу, но этот поступок был для меня роковым, гибельным для души: меня поразила ужасная скорбь и теснота, я каялся долго, до молебна и после молебна, молебен служил нехорошо, холодно, парализовано, с запинками и остановками – сколько от пресыщения и бывшего озлобления, столько и от пристрастия к драгоценному кресту. Потом я три четверти часа каялся, ходя в саду летнем, и там наконец получил помилование от Господа.
По утрам никогда ни есть, ни пить не дай, Боже! На крестинах Господь помог (за домом Кромидо в Песочной улице по канаве, в угольном складе).
Десять с половиной часов вечера. Приношу благодарение Господу Иисусу Христу, умилостивившемуся ко мне, когда я принес Ему многократное глубокое покаяние в жестокосердии моем и в злобе моей к нищим за частое попрошайство. Это жестокосердие и злоба оказаны были мною в девятом часу вечера у конюшенного двора, когда я шел на молебен в дом Зайцева к солдату матросу Семену и Марфе Михайловне, – и покаяние мое тут принес во время и после молебна; Господь совершенно помиловал меня после молебна уже. Слава Господу, а мне стыдение лица!
Осуждаю себя за скупость и жаление денег, а не людей бедных (бывает нередко), коим подаю часто невольно, с досадой и негодованием; осуждаю себя за боязнь оскудения, тогда как Господь тысячекратно показал мне, что милостыня есть сеяние, сторично возвращающее посеянное. Осуждаю себя в тайном пожелании денег при исполнении треб некоторых, за которые деньги идут лично мне, пожелании, парализующем душу и сердце и погашающем дух молитвенный и делающем душу хладною и бессильною, боримою лукавыми демонами. Осуждаю себя за жестокосердие, немилосердие ко многим бедным, толкание, пихание и швыряние (иногда) их от раздражения моего на частые их просьбы, на их леность и нерадение. Помилуй, Господи, прости, Господи, исправи, Господи!
5 октября
Вторник. Благодарю Господа, избавившего меня от тесноты греховной во время утрени по тайной молитве покаяния и припадании к животворящему престолу; особенно благодарю Господа за служение литургии ранней (в Думской церкви) Коровниковых и за избавление от нападений на меня лютой похоти по поводу видения красивой девицы (дочь огородника Андрея умершего, с самого конца косы); едва победил огонь демонский после усиленного призывания имени Господня и при потреблении Святых Даров. Слава победе Христа! Обедню служил непреткновенно, хотя при сильной борьбе внутренней. Мне стыдение лица за сластолюбие!
Какой мир, какое здравие ощущаю после обедни и причащения Святых Таин и после победы над врагами спасения! Слава Богу!
Дом трудолюбия после Бога обязан своим бытием имени государя Александра II и неутомимой ревности и энергии членов Андреевского попечительства.
Славу и благодарение воссылаю Христу Богу за превеликую Его благодать и милость, удивленные во мне при совершении молебна в Доме трудолюбия у госпожи Корсаковой за покаяние и молитву мою пред молебном; вчера я много пил вина и чувствовал себя несколько нездоровым и как бы разбитым, бессильным и мертвым в сердце. Благодать укрепила и [водерзновила] меня. Благодарю Господа за чудеса Его силы и милости в квартире П. С. Бурачка пред молебном и во время молебна и после литии по родным умершим. Сначала прелесть от сосцов девических побеждена благодатью Господа за молитву покаяния, потом боязнь бесовская во время молитвы побеждена призыванием имени Господня; в конце концов преткновение на молитве из-за помысла о деньгах за требу и об угощении у Марковых, предстоявшее мне вечером.
6 октября
Среда. Четыре часа вечера, в церкви. Благодарю Господа, сейчас дивно, милостиво и скоро избавившего меня по молитве покаяния и по припадании к святому престолу от адской тесноты и смерти душевной.
Благодарю Господа, милостиво споспешествовавшего вечерней молитве моей при хождении по двору дома церковного и даровавшего мне умиление и очищение согрешений.
7 октября
Благодарю Господа, оживившего меня во время утрени и усладившего чтением канонов святым апостолам и святителю Николаю и святым мученикам Сергию и Вакху, с ними же обычно и Божией Матери, препрославленной в роды родов.
Дивен Промысл Божий, благой и прещедрый: лишь я написал два письма с деньгами к бедным людям (по пять рублей), как мне приносят в дар материи на подрясник ценою более чем на десять рублей от малосостоятельной, но благочестивой и преданной мне по Боге женщине Любови Назаровны. Не хотел принимать, но, боясь оскорбить усердие, принял с благодарностью ко Господу. Слава о всем Богу!
Сегодня утром поел из алчности мяса с булкой и почувствовал в себе лишнее обременение и загрубение духа. Вперед не есть утром подобно малым детям. (Ходил на стенку для променажа, потом спал часа два.)
Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас [Мф.11:28]. Господи! Вдохни слово рабу Твоему ради славы имени Твоего в пользу и назидание людей Твоих!
Так вещает небесная, воплощенная, Ипостасная Любовь ко всем сынам и дщерям человеческим, утружденным грехами, борениями, лишениями, невзгодами, болезнями, скорбями, бедами, бурями душевными и обремененным беззакониями: Придите ко Мне... и Я успокою вас. И кто из верующих, искренно кающихся и всем сердцем преданных Господу Иисусу Христу, не ощущал и не ощущает в душе, дручимой ежедневно грехами и искушениями или скорбями и лишениями, сладкого упокоения в душе, подобно тому как дитя покоится на руках матери? И не Отческий ли это глас призывает к Себе всех чад Своих, удалившихся от Него своеволием и грехами и бедствующих вдали от Него, лишенных главного и лучшего блага души – покоя душевного? Так, это глас нежнейшего Творца, Отца и Спасителя нашего призывает к Себе всех чад Адамовых, чтобы навеки упокоить и облаженствовать их. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Но, так как покоя душевного, или вечного в Боге и временного на земле упокоения в Боге мы должны достигать посредством исполнения неуклонного каждым из нас заповедей Божиих и законов гражданских или прямых обязанностей общежития и, значит, чрез напряженную деятельность сил душевных и телесных, каждый в своей известной мере, то труд духовный и телесный составляет непременный долг всякого, и каждого усердно и праведно трудящегося в этой жизни ожидает награда вечного покоя от Господа, праведного Судии и Мздовоздаятеля дел наших. Само Царство Небесное, вечное, непоколебимое, называется у Апостола покоем (Евр.гл.IV[стих 1]). Таким образом, Господь призывает к Себе и обещает покой Свой небесный, вечный, всеблаженный людям всякого звания, пола и возраста. Призывает к Себе и царей земных, подъемлющих на раменах своих тяжкое бремя государственного управления, и вельмож, облегчающих ему неудобоносимое иго правления народом, и духовных пастырей народа, и подвижников пустынных, умерщвляющих страсти, и чинов государственного синклита, всех военачальников и воинов, начальствующих в разных государственных учреждениях, ученое сословие, учащееся юношество, всех право куплю делающих, всех граждан города и водворенных в нем от времени и до времени, или пришельцев, и всех поселян, трудящихся честно и трезвенно. Ко всем вещает Творец и Спаситель наш: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. И государство в совокупности с Церковью так устроено от времен вековых, что в нем, как в живом органическом огромном теле, есть место всякому таланту, всякой деятельности – и обширной и малой, и высокой и низкой, хотя в существе не унизительной, и духовной и материальной; как бесконечно велики и разнообразны нужды людей, составляющих государство и Церковь или общества великие и малые, так разнообразны и служения и труды для общего или частного блага. И на всяком месте честно и добросовестно трудящийся гражданин или сын Церкви в награду от Бога получает еще здесь довольство собою и спокойствие совести, не говоря уже об уважении к нему со стороны прочих членов общества или Церкви. Ибо трудолюбивый и ревностный к благу общему или частному пользуется общим уважением знающих его. И напротив, человек ленивый и праздный и сам в себе непокоен, и сам себе в тягость, будучи обличаем своею собственной совестью, и бывает в презрении у людей, как бесполезный член общества. Но есть в некоторых обществах и городах (в числе коих и наш) люди, которым и при желании трудиться не к чему приложить рук или по причине крайнего наплыва постороннего рабочего люда, как в нашем городе почти всегда бывает, или по неимению сколько-либо приличной одежды и обуви, или по малосилию, или по малонадежности или неблагонадежности. Вот для таких-то людей, называемых мещанами города Кронштадта, приписанных к нему в пятидесятых годах во множестве несоразмерном и влачащих нищенскую, скитальческую жизнь, весьма часто не имеющих, к чему приложить свои силы и свой труд, особенно осенью и зимой, Кронштадтский приход, попечительство с помощью Божией, при покровительстве и содействии высочайшей власти, при доброхотстве подаяний лиц всякого сословия, устроило и учредило в Кронштадте Дом трудолюбия для постоянного труда бедных, неимущих мещан, для воспитания бедных детей, для облегчения бедных матерей чрез принятие детей их в дневное пристанище, для духовного образовании народа в праздничные дни [...] посредством назидательных и общеполезных чтений, для безмездной практики врачей относительно больных бедных. Этот дом устроен в память покойного государя императора Александра II, поистине называемого народолюбивым. Дивно устройство этого дома по милости Божией. Начатый постройкою весной прошлого года и доведенный вчерне до конца, он осенью сгорел от неизвестной причины, как и деревянный дом попечительства вместе с ним. Прискорбно, больно видеть в пламени эти человеколюбивые учреждения. Но учредители, поскорбев, возложили упование на Бога и с удвоенной и утроенной энергией принялись снова за дело. Справедливо уповая, что народ русский, столько любивший покойного государя, не откажется ради дорогого для России имени императора Александра II принести свои лепты на сооружение ему достойного человеколюбивого памятника, члены попечительства отправились в обе столицы с предложениями разным лицам всякого звания и состояния, вероисповедания о пожертвовании, и Бог отверз сердца добрых, сочувствующих человеколюбивому делу людей; жертвы стали поступать отовсюду, и в конце концов попечительство стало в силах восстановить разрушенное пожаром здание и привести его к счастливому и прекрасному концу.
На ваших глазах стоит достойный имени покойного императора Александра II памятник, вполне соответствующий своему назначению. Нынешний день назначен для освящения его посредством торжественной молитвы и окропления его святой водой во всех его частях. Остается, призвав на него благословение Божие, пожелать членам попечительства и всему кронштадтскому обществу дружное действие в обеспечении нищих города Кронштадта настоящим трудом, чтобы не сидели они праздно и, имея постоянную работу, имели вместе постоянно и трудовой кусок хлеба, не имели поползновения к попрошайству и пьянству и были полезными гражданами. Вы увидите прекрасный образ Спасителя на фасаде здания, с простертыми объятиями к изображенным на той же иконе людям и со словами над образом: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Это будет всегдашим напоминанием и трудящимся в этом здании, и всем приходящим и взирающим на этот образ и прочитывающим его надписание – напоминанием о непременной обязанности каждого из нас трудиться на пользу общества и на свою душевную и телесную пользу в надежде на вечное упокоение за временные полезные и добрые труды в Боге. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас.
8 октября
По причине сластолюбия и чревоугодия моего сегодня утром произошла со мною величайшая, гибельная брань бесовская: сначала в храме святого апостола Андрея Первозванного во время утрени при чтении канона (относительно отца Александра, чередного, тайное приражение злобы, едва побежденное тайной молитвой покаяния); потом в Успенской церкви, куда меня вызвал сторож Архип оторопелый; прихожу туда – Филиппа Степанова, заказчика, нет, диакона Владимира нет. Делаю входное, кланяюсь – на поклон не отвечает его жена и жена Николая Сидорова; потом слышу по кашлю, что пришел Ф. Степанов, выхожу из алтаря, кланяюсь – он сидит, не отвечает; начинаю говорить – выражает неудовольствие за поздний приход мой и что я служу, а не отец Петр Клепачевский; я дал ответ, вхожу в алтарь, облачаюсь, спрашиваю: «Где отец диакон?» – говорят: ушел. Я сказал: «Без диакона не буду служить»; тогда Филипп Степанов пошел поспешно за диаконом, который и пришел; я говорю: «Для чего меня не подождали?» Ответ: «Целых полчаса ждали и ушли». Я говорю: – «Вы сговорились – против меня с Филиппом Степановым? Хотели скандал устроить?» – а он: «Если так вы говорите, то я не хочу служить, я нервный человек»; положил стихарь и орарь, взял ряску и шапку и пошел. Из всего видно их недоброжелательство ко мне, ненависть, нетерпеливость, желание унизить, осрамить, уничижить, показать меня в самом непривлекательном виде. Надо было видеть Филиппа Степанова и диакона Владимира Полетаева, чтобы убедиться в этом. Укроти, Господи, сердца наши! Укроти, умягчи, умили сердца их, Сердцеведче и Спасителю: сердце диакона Владимира, духовного сына моего Филиппа, Екатерины, Александры, Екатерины, озлобленных против меня, соделай их и меня агнцами кроткими и незлобивыми, ибо возможно всё в Твоей неисповедимой благости. Буди! Аминь. В диаконе Полетаеве видно было явное желание уклониться от службы со мною: по гордости он не хотел ждать моего прихода, своенравный, гордый, надменный, самочинный диакон; да уврачует его и меня Господь Вседержитель. После соблазна и смущения тяжкого в Успенской церкви я, возмущенный и оскорбленный до глубины души, отправился в собор и там, стоя у святого престола (у Покрова) и затем у другого святого престола (Андреевского) и у третьего (Петра и Павла), долго в покаянии боролся со злобой дьявольской, доколе благость Божия не победила ее и моих согрешений и, может быть, согрешений братии моей, тоже бывших в искушении от врага-борителя, борющего род человеческий. Господи! Не осуди нас за бывшую молву62 и волнение, но помилуй нас, щедрый и милостивый, ибо по неведению явился я поздно в храм честного Успения Богоневесты и удержанный славословием и молитвой общественной, хотя и недостойными устами и сердцем принесенною. Прости им, ибо не знают, что делают [Лк.23:34]. Благопремени меня, Господи!
Я, я, я виноват, Господи, не другой кто из обвиняемых мною в великом смущении, бывшем сегодня в храме Успения Пречистой Матери Твоея поутру, и себя одного виню во всем, яко сам допустил действовать в себе злобе диавольской и смятению чрез лакомство и безмерное чревоугодие мое, овладевшие мною, потопившие мою треокаянную душу. Помилуй убо меня, Творче и Владыко и Спасителю мой, за безмерную Твою благость, и помилуй всех огорченных мною, и претвори бывшее и, может быть, сущее в нас зло во благость, и смятение в тишину приведи ради имени Твоего. Аминь. Девять с половиной часов вечера. 8 октября. После гимназии.
Благодарю Господа, избавившего меня в первом классе гимназии от скверного, мерзкого, непотребного дыхания дьявольского в сердце моем по молитве моей.
Одиннадцать часов ночи. Сейчас Господь совершил во мне чудо Своего безмерного милосердия, избавив меня по молитве покаяния и искреннего самоосуждения от диавольской тесноты злобы в правой стороне подбрюшья. Милость Божия меня посетила тотчас, как я признал себя искренно виновником всего смущения, происшедшего сегодня в Успенской церкви во мне, в диаконе Владимире, в Филиппе Степанове с его домашними, ибо я произвел, хотя ненамеренно, ту путаницу и замедление, из-за которых произошел гнев, ненависть и злоба на меня Филиппа Степанова и особенно диакона Полетаева. Я не разузнал, во сколько часов будет в Думской церкви ранняя обедня Ф. Степанова и в котором – Неустроева, мне не надо было переменяться с отцом Петром Клепачевским и служить за него раннюю. Итак, сила в том, что я признал себя одного виновным в буре душ и оставил совершенно претензию и озлобление на диакона Полетаева и на Филиппа Степанова. Впредь да не озлобляюсь и не огорчаюсь ни на кого и злобою злобы не мечтаю уничтожить, но только любовью, и Бог любви и мира будет с тобою и с ближними. Буди.
* * *
Благодарю Господа, даровавшего мне благодать непреткновенно совершить молебен во флигеле деревянном дома Хромова в пять часов вечера.
9 октября
Благодарю Господа, избавившего меня многократно от козней вражеских, от ядовитых стрел его во время утрени, избавившего меня от тесноты и скорби после припадания в покаянии к святому престолу. (Дьячок не приветствовал; диакон, потом пришедший, тоже; я огорчился.)
Мы в сильном, густом дыму много дней, точно в пожаре кругом, едва свет видим и дышим.
За Сергеева попросить полковника Андрея Ал. Петрова.
К Туркину крестить в воскресение, 10 октября, в пять часов.
Идя в гимназию, я увидел гонящегося за мною нищего, лет двадцати семи парня (после многих ранее виденных и награжденных), и крайне огорчился на него; чтобы отделаться от него, я подозвал его к себе и дал ему пять копеек, а когда он стал припрашивать, я рассердился на него и в сердцах дал ему пинка под задницу. Но после этого я стал мучиться совестью, подвергся тесноте и скорби и всю оставшуюся дорогу каялся Господу в своей гордости, злобе, ненависти, зависти, алчности, самолюбии, корыстолюбии, строптивости, дерзости, нетерпении, неуважении к достоинству человека как образа Божия и члена Христова, чада Божия, члена Церкви; скорбь и теснота продолжались; я пришел в гимназию в швейцарскую, или шинельную, там теснота во мне продолжалась, я всё молился в покаянии усиленном, наконец при подъеме на последнюю лестницу Господь разрешил узы адовы, и я стал мирен, свободен, дерзновенен, смел, весел. Слава Господу!
На пути из гимназии домой, когда теснота из-за новых нищих и из-за моей скупости опять постигла меня, я снова в покаянии призвал Господа, и Он милостиво помиловал меня, даровав мир. Дома многократно Господь спасал меня вечером, особенно после того, как Полетаев диакон в [...] написал, что он донес на меня благочинному о случае, бывшем в Успенской церкви; я пошел в сад молиться и каяться и там получил величайшую милость и чудное оживотворение дважды. Слава Богу!
10 октября
Я, окаянный, порабощен чувственности, плоти и крови, а следовательно, тлению и суете, а не Богу работаю, не для духа и нетления живу и тружусь, а потому по справедливости подвергаюсь сильным искушениям, борениям, уязвлениям, ранам духовным и бичеваниям тела от врагов бесплотных. Замечаю, что [чем] с большей алчностью я поем, тем сильнейшему впоследствии подвергаюсь искушению и страшному нападению от бесплотных врагов. Так случилось вчера. Я с алчностью поел мяса и щей, а мясо крайне загрубляет сердце и развивает плотские вожделения, малодушие, даже злобу; и вот вечером по прочтении записки мирного свойства от отца Полетаева я совершенно расстроился и пошел в сад молиться и умилостивлять Господа, чтобы уврачевать себя; долгая и страшная была борьба с противными силами, наконец Господь уврачевал, успокоил, утешил (я прочитал молитвы вечерние и правило ко причащению). Но у Шляпниковой пред молебном, во время и после молебна беда мне опять: злоба диавольская одолевала меня совсем; я не знал, что делать; большое собрание женского пола раздражало меня, я на всех был зол, хотя Господь удержал от грубого выражения ее. Потом прогулялся и помолился, покаялся по дороге – милостью Божиею избавился, хотя не совсем, от острых искушений. Пришел, прочитал молитвы в квартире Шляпниковой: Господи щедрый и милостивый, долготерпеливе и многомилостиве... Господи Боже наш, помяни нас, грешных... Господи, Господи, пречистою Твоею дланию содержай всяческая...63 – и Господь исцелил, особенно потом за чаем и вином. Нервы крайне расстроены. Нападения врага были так сильны, что и молитва не действовала, так он овладел душой моей. Так было и в Успенской церкви у меня с Филиппом Степановым.
Имя Святой Троицы да живет у тебя в уме и в сердце и да прославляется всем течением жизни твоей; всего себя во всех силах посвяти Святой Троице, по образу Которой ты сотворен, а с Нею и Божией Матери; всего себя посвящаю святыне и правде, любви, кротости, смирению, терпению, милосердию.
* * *
После ранней обедни. Благодарю Господа за неизмеримо великие и многочисленные милости Его ко мне, явленные во время утрени воскресной, во время ранней обедни и после обедни. Сколько было разжженных стрел вражиих, вонзенных в бедную мою душу и смертельно мучивших ее! Сколько язв! Сколько смущения в душе! Сколько смертей! Но от всех этих бед великих и тяжких избавил меня Господь по молитве тайной покаяния! Таким образом Господь избавил меня от смертоносных жал змииных после отпуста на утрене пред молитвой Христе, Свете истинный... и по окончании первого часа, на часе третьем, потом после проскомидии в начале обедни (я умерщвлен был врагом при чтении проскомидийных стихов и молитв); при чтении Царю Небесный... Слава в вышних Богу... – Господь разрушил смерть, даровав живот и мир. Потом после великого входа (Иже Херувимы... читал смутно, скоро, скрадчиво), затем пред и во время совершения Таинства и после совершения и пред самым причащением (жаль было золотых поручей – якобы трутся, дерутся); едва превозмог блазнение и смерть сердца. Причастился скоро и опрятал святой дискос по причине скорого пения; заамвонную молитву от того же пристрастия к поручам читал смутно, парализованно, недоконченно, отпуст тоже; но по принесении покаяния Господу Он оживил меня. После панихиды и после покаяния Господь также оживотворил меня, умерщвленного.
Слава Господу! А враги бесплотные и надежды лишали на милость Божию. Благодарю Господа, устроившего мир между мною и диаконом Владимиром и духовным сыном Филиппом Степановым; Сам Бог послал его мне навстречу и расположил ко мне сердце его. Слава Богу!
* * *
Пред временем говорения слов по поводу освящения Дома трудолюбия я тяжко искусился от диавола по поводу прихода и ухода без привета мне дьячка Каменоградского; меня взяло озлобление тайное против воли моей, и я немедленно постарался от него избавиться молитвой покаяния чрез усердное припадание к престолу благодати; довольно долго я мучился и ломался, не терпя страшного, убийственного жала змиина; сердце мое огрубело более от того, что я выпил против воли дома две чашки кофе со сливками по настоянию жены и по своей алчности; наконец Господь умилосердился и послал мне руку помощи Своей всесильной, я избавился и исцелился, успокоился и покойно говорил слова.
Враг бесплотный постоянно усиливается преобразовать меня по образу своему, и только милость и сила Господня не допускают его сделать из меня, что хочет, но часто ужасно он пакостит во мне и делает меня орудием своей злобы, своей мерзости, своего лукавства, своей суетности, сладострастия и смерти. О, сколь нужен и сладок, милостив тогда мне бывает Христос Господь, един сильный и сокрушающий рог врагов моих, силу зла их во мне!
Праздники все вообще подъемлют дух христианина от земли к небу (по крайней мере, они имеют эту цель) и к Богу.
11 октября
Благодарю Господа за всю утреню, что сподобил меня совершить молитвы покаянные, благодарственные и хвалебные во славу Его, Божией Матери, святых Ангелов, мучеников, апостола Филиппа и святого Феофана Никейского, творца канонов, и усладить душу мою и верных Своих.
* * *
Десять с половиной часов утра. После молебна у господина Хржановского (Сильв. Мартыновича и Варвары Константиновны). Как удачно действует враг на мое сердце и убивает его кознями своими и мечтаниями после чревоугодия. Я поел с удовольствием поутру черного хлеба с прекрасным сливочным маслом и булки с маслом же, хотя потребности в пище и не было, и вот сердце мое оплотянело, совершенно ослабело для молитвы, и враг низложил меня, как муху, убил, сделал пищею себе, как паук. Доколе же еще я буду лакомиться и есть-пить по утрам без всякой потребности, во вред душе своей? Еще напомню себе слова Апостола: хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими [Евр.13:9]. Какая тщета, какой вред от чревоугодия! Никакой пользы не получали, сказано, преданные ему.
Сколько потеряно времени чрез чревоугодие для Бога, для спасения души своей, для пользы ближних! А сколько вреда! Душа умирает у чревоугодника, омрачается, грубеет, делается бессильной для добродетелей, самолюбивой, нетерпеливой, ленивой, нерадивой, злой, завистливой, недоброжелательной, злорадной, вспыльчивой и раздражительной, неспособной к самоотверженной любви, жестокосердной, грубой, суровой и строптивой, блудной, лживой, боязливой и трусливой, отчаянной, подозрительной, раздражительной. Даруй мне, Господи, благодать ничего не есть, не пить по утрам и вообще не иметь алчности и пристрастия к пище и питью и ни к чему земному: ни к нарядной одежде, ни к отличиям, ни к деньгам, ни к какой утвари. Какую силу духовную имел бы я против страстей и врагов бесплотных благодатью Божией, если бы я был всегда воздержан и чаще молился? Из опытов знаю, что большую силу.
Программу Закона Божия для начального училища в попечительстве составить и напечатать в «Вестнике».
Вечер. Всем сердцем благодарю и пою Господа, сотворившего со мною великую милость избавлением меня от лютой скорби, постигшей меня за жестокосердие и гнев к нищим. Это было дважды, то есть грех мой с наказанием, скорбью и избавление от греха и наказания: раз – дома по приходе из гимназии и после усердного покаяния и припадания ко Господу в моей молельне, во-вторых – в церкви пред вечерней и во время нее.
13 октября
Благодарю Господа за чудеса милости во мне вчерашний день с утра и до вечера, во время утрени и обедни, в начале которой я был мертв духом по коварству диавольскому (служил с диаконом Владимиром Полетаевым и дьячком Каменоградским) и по чревоугодию с вечера; против желания моего обедня шла очень спешно, и я едва мог собраться с духом (обедня для петербургской женщины Натальи, которой сын беспутный). Причастился Святых Таин по бесконечно превосходящему грехи всего мира милосердию Божию животворно. Заамвонную молитву читал с упованием и дерзновением, громко и плавно и отпуст сказал довольно обстоятельно. Молебен служил без евангельского чтения. Был в школе попечительства. На панихиде у [...] утром и вечером с трудом духовным молился; на отпустах диавольское малодушие, боязнь, преткновение и уязвление. После панихиды покаяние и сокрушение тайное пред Богом, помилование от Бога животворное, радостное. На крестинах на болоте в доме Неустроевых умерщвление от сатаны ради стяжательности моей – ради платка крестильного; трудное говорение, борьба, теснота смертельная, побеждение благодатью греха и новое падение и опять восстание и оживление. Сколько во мне суетности!
В состав науки о богослужении должны входить вечерние и утренние молитвы с толкованиями, ибо в обителях, да и в мирских церквах они совершаются нередко вместе с суточным богослужением.
Получил изволение 14 октября от членов попечительства, что в кассе его скоро окажется дефицит сумм попечительских. Нерадостное известие. К Тебе, Господи, Творче и Промыслителю небеси и земли, к Твоим неисчерпанным щедротам с упованием прибегаю с пламенною мольбою: из неистощимых и вечных Твоих сокровищ ниспосли нам богатые Твои щедроты на поддержание и развитие благих дел, предпринятых во славу Твою церковноприходским попечительством, и не допусти нам остаться в стыде недостатков и бедности и насмеяний от людей, которые и сами не хотят нищим и бедным помогать, и над помогающими посмеиваются, и много и злобно возрадуются, когда узнают о нашей скудости. Пресвятая, всеблагая и всеблагословенная Владычице тварей небесных и земных, молитвами Твоими всесильными и державою Твоею и щедротами Твоими не остави нас – на Тебя бо надеемся. Аминь.
15 октября
Пятница. Благодарю Господа за безмерную милость благопослушества, скоропослушества, благоуветливости и милосердия ко мне, страстному, в сей день: раз в женской гимназии пред посещением мною вместе с женою [директора], в другой – в мужской гимназии пред посещением директора Яниша, в третий – пред посещением учителя Титкова, в четвертый – у думского сторожа Андрея Иван., после вечерни пред дачей молитвы родильнице [...] (собрание некоторых сестер духовных), в-пятых, – у кожевника Захара Ивановича Сидорова по приходе к нему и особенно по приходе Ковригиной Параскевы Ивановны – всякий раз по молитве тайного покаяния.
В науке о богослужении в главе «Предварительная часть» надо непременно сказать о необходимости участия в молитве всего существа нашего, особенно ума, сердца и воли.
Какие внутренние свойства богослужения нашей Святой Православной Церкви? Божественность, святость, истина и правда, премудрость, жизненность, сердечность, умиротворение и сладость духовная, неотразимое действие на сердце (если оно совершается в порядке и по чину священно- и церковнослужителями благочестивыми и благоговейными), умилительность – словом, всякая Божественная благодать.
Какие свойства греха, против которого мы должны бороться всю жизнь, рано и поздно, днем и ночью? – Ложь, прелесть, нечистота и мерзость, смятение, наглость, насилие, настойчивость, срамота, умерщвление души, осквернение, охлаждение, унылость, бессилие для добра, ожесточение или окаменение сердца, противление всякому добру, презрительность ко всему святому, хула, отвращение от божественного, сильная наклонность ко всему мирскому, к развлечениям и удовольствиям, к суетности, к обогащению, пресыщению и пьянству и ко всякому греху. Это служение диаволу. Диавол устрояет и себе служение в блудилищах, театрах, питейных заведениях, цирках, сборищах мирских безнравственных, в поставлении картин и статуй, заклейменных бесстыдством.
16 октября
Суббота. После ранней обедни. В величайшей душевной беде я был сегодня во время и особенно после ранней обедни пред причащением Святых Таин женщин Параскевы Ковригиной и Марии Алекс. Враги страшно теснили меня озлоблением на Параскеву Ковригину, и только благодатью и безмерной милостию Христовой я победил злобу и причастием Святых Таин исцелился от яда злобы, крайне мучившей меня. У Маркова Якова Калин, служил молебен пред святыми мощами из Патриархии Константинопольской с чувством, непреткновенно; но после завтрака у Марковых и лакомства икрой, и маслом, и чаем сладким, и вином сердце расслабело, задурило, замутилось, забоялось, и у Ворониной молебен служил дурно, смутно, боязливо, претыкательно, с внутренним срамлением.
Вечер. После вечерни. Благодарю Господа за чудо милосердия, совершенное благостию и силою Его в храме после вечерни, и особенно за преглавное чудо милости пред молебном и во время молебна при святых мощах из Патриархии Константинопольской в квартире Параскевы Ивановны Олейниковой, за непреткновенное служение и за избавление от диавольской злобы сердца моего и умирение его.
Десять часов вечера. После молитвы при прогулке на свежем воздухе. Сейчас Господь многомилостивый, всеправедный и грозный, благопослушливый и благоуветливый к искренно кающимся, сотворил со мною великую милость, послушав слезную молитву мою покаянную и даровав мне прощение злобы моей, гордости и презорства к нищему, просившему на сапоги денег, и утешил меня, распространил сердце мое, умирил, успокоил.
После Евангелия, недочитанного во время всенощной, после отпуста и после Христе, Свете истинный... Господь помиловал, даровав избавление от его [диавольских] пакостей.
Нынешнее состояние наше на земле есть состояние странствования, жилища наши – как бы шатры (кущи, палатки) страннические, как и храмы наши, большие или меньшие, освященные во славу Божию, – шатры. Таковы были у евреев в пустыне Аравийской шатры, или становища, со скиниею свидения64 посредине. Эту мысль именно должны внушать нам наши жилища и самое селение Вышнего на земле – дом Божий, или храм, то есть мысль, что мы здесь странники, странствующие к небесному вечному отечеству. И как евреи ели небесный хлеб в пустыне и пили чудесную воду из камня, так и мы вкушаем истинный Небесный Хлеб – Тело Христово и пьем чудесное Питие – Кровь Христову. Странники не связываются житейскими заботами на пути, но налегке поспешают к отечеству – и мы не должны связываться житейскими заботами, похотями и сластями, [должны] ни к чему не иметь пристрастия. И как тогда ядовитые змеи угрызали похотливых и ропотливых, непокорных евреев, так и ныне язвят нас невидимые змеи; тогда было врачевство – взирание на изображение медного змия [Чис.21:4–9], теперь врачевство – взирание на распятого на Кресте Господа Иисуса Христа (о, правда вечная!).
Нынешнее наше состояние на земле есть состояние чаяния, ожидания в исправлении и делании добрых дел второго страшного пришествия Христова, всемирного Суда, окончательного решения участи всего рода человеческого на веки бесконечные, кончины мира посредством огня, состояние подвига в борьбе с грехами, скорбями, болезнями, искушениями различными, и земля есть место борьбы до пролития пота и крови.
Премудрость, прости. Премудростию называется Ипостасная, вечная Премудрость, создавшая вселенную, – Сын Божий; премудростию называется всё чудное промышление Его о спасении рода человеческого, Его воплощение, житие на земле, Его учение, чудеса, страдания, смерть и погребение, воскресение и вознесение и второе пришествие.
Во время воскресной всенощной на 17 октября я чувствовал себя болезненным, холодным, вялым, крайне наклонным по немощи ко сну; Евангелие от Иоанна (любишь ли ты Меня больше, нежели они? [Ин.21:15]) не дочитал от боязни диавольской и парализования сердца, отчего чувствовал после срамоту и тесноту, но Господь победил милостию Своею за покаяние мое коварство во мне диавола и успокоил меня.
17 октября
Заношу на память в книгу беспредельно великую милость ко мне Господа моего Иисуса Христа, равно как злобу, всякую меру превосходящую, сатаны. Пришел я в церковь к поздней обедне. Записываю в книгу вчерашний доход и вижу писание необычное отца Павла в доходной книге с сенсацией относительно меня. Я возмутился духом, почувствовал неприязнь к настоятелю, смешанную с презрением, которую враг раздувал с ужасающей силой, а с тем вместе и терзал, теснил меня смертельно. Я всеми мерами противился этим чувствам, осуждал себя за самолюбие, гордость, нетерпение, неповиновение, за потерю любви и уважения к настоятелю, молил Господа даровать мне любовь, уважение и покорность к нему как к начальнику, от Бога поставленному, хотя бы он и погрешал иногда в чем как человек, снисходить к нему. Долго я ломался, язвимый нестерпимо врагами, припадал много раз к святому престолу во всех приделах; Господь, казалось, оставил меня. Наконец стало легче во время проскомидии, и только пред Херувимской песнею оставила меня ужасная теснота. Обедню дальше служил с великим умилением и слезами, коими [омочил] платок свой; причастился неосужденно, животворно, проповедь говорил свою старую. (Подарки прихожан и сторонних тяжелы мне. Молоко с черным хлебом с вечера.) Погода туманная, тяжелая.
Вечерню совершил довольно хорошо, мирно благодатью Божией, но после вечерни при бывшем замешательстве пред крестинами и во время крестин в церкви произошло великое огорчение из-за дьячка Каменоградского, отказавшегося помогать мне при крещении; трудно крестил я и в Высокой улице около дома Якова Андреева, но у Катугина крестил легко и торжественно (в доме вдовы Петровой во Владимирской улице). Слава Богу за всё!
Пресвятая, Пречистая, Преблагословенная Владычица Богородица внушает преданность Господу всецелую, подобную преданности Божией Матери и святых Ангелов и святых человеков.
18 октября
Благодарю Господа, избавившего меня вчера по молитве покаяния от плотского сладострастия внутреннего (вечером по приходе домой от Марковых).
* * *
После обедни. Благодарю Господа, удивившего на мне милость Свою несказанно великую в избавлении от злых козней диавольских, во время обедни непрерывно на меня с адскою силою устремленных, и в даровании совершенной победы над ними в причащении Святых Таин, мира, дерзновения, свободы, величия; и еще и еще, и дважды и трижды после того Господь даровал победу над злобой диавольской после обедни в храме же (странник, просивший на паспорт; сборщик в кружку, просивший на сапоги).
Благодарю Господа, избавившего меня от вражды на жену, от смятения и тесноты после того, как искренно сознался и покаялся в том, что на ее безрассудный гнев и злобу на меня ответил также раздражением и гневом, когда надо было оставаться разумным и спокойным. Благодарю Господа, не оставившего меня уснуть в смятении и неприязни, но даровавшего сон мирный и покойный. Благодарю Господа за помощь при служении молебнов – дома и в Кудрявцевском флигеле у служащих нижних чинов (у Макаровича) пред святыми мощами из Цареграда. Вечерню служил малую по причине диавольского устрашения и по причине многих собравшихся в церкви пред святыми мощами.
От мясной пищи случаются со мною тяжкие искушения от врагов невидимых, запинания, смущения, уязвления; кроме того, кашель от засорения желудка. Надо прекратить употребление мясной пищи и довольствоваться супами и щами.
19 октября
Вчерашнее чревоугодие и винопитие принесло мне сегодня бездну искушений и скорбей, страшную бурю бесовскую; душа моя была мертва, смущена, стеснена, омрачена; казалось, целое полчище демонское устремилось на меня, чтобы поглотить меня; я каялся в промежутках службы, когда то есть дьячок читал, крайне ломался от мучительности бесовских козней и при всем том не мог выговаривать ектений, особенно после того, как вчера за вечерней опустил их по боязни бесовской. Из-за приторных, чрезмерных ласк Параскевы Ивановны Ковригиной враги невидимые возбудили в сердце неприязнь к ней, с коей я не мог справиться, подавить ее. О я, окаянный! Не только не люблю врагов и гонителей видимых, но и любящих меня не умею и не имею силы любить, тогда как следовало бы воздавать им искренней любовью и горячо молиться о спасении душ их. Это оттого, что сердце страстно, нечисто, а у любящих меня чисто, просто, смиренно, незлобиво, богато любовью. Ужасно развращает мое сердце, растлевает, умерщвляет всегдашнее чревоугодие. Да ревную немедленно преподобному отцу Иоанну Рыльскому и прочим преподобным, да дарует мне Господь попечение о сем и старание крайнее. Время спешит к концу. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое [1Кор.6:13]. Хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими [Евр.13:9].
* * *
Благодарю Господа, совершившего во мне чудо спасения и претворения сердца моего во время литургии. В одно мгновение враг бесплотный расслабил, ужалил и умертвил душу мою глупым пристрастием и скупостью: увидев шесть свечей больших, горящих на престоле, я пожалел их, и это-то сразу меня убило, лишив всякого живого, доброго, религиозного чувства. Но по благодати Божией, озарившей меня светлым лучом своим, я тотчас понял, какая это нелепость, какое противоречие моему сану и служению, особенно литургии пренебесной, святейшей, духовной, долженствующей возвышать всякое сердце горе, тем паче священника! Попечение о житейском во время литургии и вообще службы Божией нравственно убивает, оскверняет, уничижает и уничтожает душу, извращает ее! Я начал горько плакать о своем безумстве, своей нелепости, дерзости, неблагодарности, непонимании своего призвания в такие святые, небесные, страшные минуты, и Господь дивно изменил меня, претворил меня, воспламенил меня любовью к Нему и к святой литургии и ее Таинствам, и возмог я над врагами бесплотными, повергшими меня в мирское слияние и убившими было душу мою грешную, многострастную, и всю обедню совершил я хорошо, пламенно, горящим духом, и причастился неосужденно, и заамвонную молитву прочитал с чувством, спокойно, непреткновенно, и отпуст сказал весь дерзновенно. Слава Богу!
20 октября
Среда. Сегодня с утра лукавый навел на меня крайне тяжкие искушения по причине вчерашнего чревоугодия и сластоядения и сластопития (а может быть, из-за чокания рюмками с вином на обручении). Ектений не давали мне выговаривать супостаты, смущая, уязвляя, запиная, посрамляя, омрачая смысл; борьба была тяжкая, до пота. Пред обедней настоятель распорядился убрать столик и аналой для святых мощей, чтобы не дать им место; это меня крайне раздражило и озлобило на него как на гонителя святыни, и вот я опять попал на уду супостата, и он опять стал змеиным образом жалить меня и мучить; я прибег к искреннему покаянию в своем озлоблении и противлении настоятелю (мощи по условию должны были оставаться трое суток в соборе, не более, а это были четвертые), и Господь помиловал меня, пременив сердце мое окаянное, злое на благое, больное – на здоровое, смятенное – на мирное, утесненное – на пространное. К концу обедни после причащения Святых Таин (пред тем всю обедню было умиление слезное) враги смутили меня опять напоминанием и подстреканием к злобе своей и отчаянием в милости Божией, и только после больших усилий помог Господь одолеть их верою и упованием на беспредельную милость Божию. На молебне к святым мощам вышел я победившим врагов благодатью и спасенным, мирным. На молебне пред святыми мощами в лечебнице [нашей новой] Господь опять помог.
Только находясь в скорби, человек может познать совершенно прелесть и погибельность греха и принести Богу истинное покаяние, потому Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает [Евр.12:6].
Только в скорби человек верующий познает, сколько у него идолов на сердце, коим оно поклоняется ежедневно то тайно, то явно. А у нас всех есть идолы сердца.
Благодарю Господа, избавившего меня пред самой обедней по молитве покаяния от томительного ожесточения на отца настоятеля из-за назначения меня в полицию (а не отца Петра) для приведения к присяге. В чувстве явной ко мне милости Божией я служил обедню с чувством, со слезами умиления и причастился добре, но, когда надо было причащать духовных сестер и братию (петербургских) и увидел я первую подходящую Параскеву Ивановну Ковригину, дух злобы сотряс меня, смутил, уязвил, дохнув в мое сердце неприязнью: я не мог дочитать молитв Вечери Твоея... и Да не в суд.., и затем уже не имел мира и мучился от мучителей злых, с яростью невыразимой вошедших в мое сердце, – и как я ломался, ёжился, переминался! Поделом мне! Я должен быть исполнен любви, кротости, беззлобия, должен любить и врагов и молиться за них, а не только за искренних моих доброжелательниц и доброжелателей. За что я Ковригину иногда ненавижу? За ее чрезмерную, беззаветную привязанность, бедность, незнатность и простоту! Но тем более надо ценить такие чувства, они для меня уроком должны быть. После долгих борений и мучений наконец Господь помиловал меня, избавив от тиранства злых духов, и я ушел в полицию с миром, потом в гимназию на один урок. Вечерню служил с трудом, крайнее терние в душе из-за чревоугодия и пресыщения мясом; потом на молебне у Верзина крайнее препятствие супостатов, на панихиде в доме Орловой тоже. Я есть не умею доселе: ем с алчностью и пресыщаюсь, а чрез то лишаюсь благодати Божией, делаюсь игралищем и посмешищем бесов, целью их стреляний. А природа требует весьма малого, весьма и весьма; я против природы иду, несмысленный. Боже! Вразуми и научи и укрепи меня всегда быть воздержным.
Вечером был у Бородулина и у Шляпниковой на собрании и беседе. Уходя, заронил в себя искру сладострастия от неосторожного соприкосновения; это меня смутило и повергло в тесноту. Некоторые сестры (Мачигина, Ковригина, Миронова и Объедкова) провожали меня; я был недоволен на Ковригину и Объедкову и [Миронову], что идут, и рассердился на них. Опять теснота тяжкая и скорбь; я усиленно каялся и молился тайно Господу, гуляючи, и истнил65 грехи покаянием, сокрушением слезным. Господь помиловал.
22 октября
Пред ранней обедней дух злобы смертельно уязвил меня из-за Параскевы Ковригиной, благочестивой старой девы, из-за того, что часто подходит под благословение в день несколько раз – и что чрезмерно почитает и любит меня. Но за глубокое покаяние Господь избавил меня после довольно продолжительного адского мучения и по припадании с верою и упованием к святому престолу и исцелил меня. Пред концом обедни, когда причащали детей, на одну старуху некрасивую озлобился по действу диавольскому и тоже долго мучился, припадая к Святым Тайнам; за покаяние Господь спас.
На молебнах, коих по благодати Божией было много, враги бесплотные поставляли мне непрестанные препоны, непрестанно язвили смертельно, возмущали, устрашали, не давая выговаривать молитвенных воззваний, Евангельских чтений и молитв. Но многократно молитвой покаяния ко Господу я прогонял их и получал свободу и спокойствие, хотя не вдруг и не очень скоро, ибо они, окаянные, весьма упорны, лукавы, злы, насильники и мучители. Великих, чрезвычайных сил я сподоблялся сегодня от Господа на молебнах (особенно в доме Смирнова у Юлии, в доме Федорова в Малой Екатерининской около гостиницы «Вена»), в доме Кароли у самого хозяина старца, великолепную обстановку имеющего, в доме Мачигина Николая – у него самого. Вечерню отправил наскоро, без ектений; после вечерни – молебен у офицера Иванова и Новосильского, генерала, при помощи Божией; затем панихида наскоро с невыговоренными возглашениями ектений. В шесть часов вечера чтение о явлении Казанской иконы Божией Матери в Доме трудолюбия; пред чтением враги невидимые смущали и язвили, но молитвой ко Господу я прогнал их и успокоился. Успех чтений был великий по благодати Божией.
До крови подвизайся против всякого греха и помни, для какого блаженства, бесконечные веки имеющего продолжаться, подвизаемся, для какого Царствия Божия, Царства правды, мира, радости в Духе Святом, еще здесь начинающемся, подъемлем труд правды, труд борьбы с грехом; ведь после всякой успешной с Божией помощью борьбы ты ощущаешь в себе мир, довольство собою, сродство с Богом и тесное с Ним общение, свет, силу, дерзновение, торжество духа. А грех всякий уничижает, оскверняет, повергает во мрак, скорбь, тесноту всякую душу, расслабляет, убивает ее, лишая ее тирански благодати Божией и господствуя в сердце грешника нагло и разбойнически.
Согрешаем непрестанно и удовлетворяя своим страстям, например гневу, неприязни, ярости, оправдываем себя, осуждая других, тех, на кого имеем гнев, вместо того чтобы искренно осуждать себя. О человек! Не приноси ты самооправдания богопротивного вместо самоосуждения, осуждай себя нещадно, да пощадит тебя правда Божия совершенная. Держись любви всем сердцем, кротости, незлобия, послушания.
В конце обедни при поднесении Марфой Михайловной, духовной дочерью, своего калеки-сына Вани я почувствовал неприязнь к ней и детищу по наваждению диавольскому, и это чувство сейчас лишило меня благодатного мира, полученного по причащении Святых Таин, и до того я смутился и был бессилен одолеть эту неприязнь, что не мог спокойно прочитать заамвонной молитвы и сказать отпуст. Это из-за чревоугодия. При потреблении Святых Даров Господь помиловал, умиротворил.
Вечером служил два молебна спокойно, непреткновенно по благодати Божией, за что благодарю Господа; у Любови Петровны Естафьевой дети ее Владимир и Андрей Андреевичи.
Пред молебном в квартире Василия Васильевича Прохорова Господь мой Иисус Христос совершил во мне по молитве моей покаянной и твердому сердечному воззрению к Нему [очищение] от пакости и нечистоты сладострастия сердечного, уязвившего и умертвившего душу мою и тело при разговоре с его дочерью Анисией Васильевной, и затем я служил молебен с великим дерзновением, свободой, миром, непреткновенно.
О, как убийствен огонь земных вожделений для душ наших, созданных для небесных, нетленных, чистейших наслаждений в Боге! Как прихотлива на беду себе душа наша при оценивании лиц и предметов наслаждения. Как презирает лицо некрасивое, неприятное на вид и даже неприязненно смотрит на него, хотя тот человек и хороший по душе и ни в чем против нас не виноватый, и как сладострастно увлекается лицом красивым и приятным, как будто сам человек виновник красоты, и как будто красота есть его заслуга и достоинство, и как будто не бывают красивые лицом неблагообразны и коварны, лукавы, хитры, злы душой! (Старуха, подносившая к причастию ребенка, и другая, мать Марфа, подносившая калеку Ваню.)
24 октября
Воскресенье. Сто раз сегодня избавил меня Господь от злых пагубных козней лукавого во время воскресной всенощной, ранней обедни и молебна Пресвятой Богородицы «Радости всех скорбящих». Раз избавил в начале всенощной, когда я был мертв сердцем, потом после шестопсалмия (Дегтев медленно читал, как бы мямлил, и я озлобился на него смертельно, поражен был в сердце, но за покаяние искреннее помилован от Господа); потом после отпуста пред молитвой Христе, Свете истинный, после отпуста первого часа в начале литургии, после чтения Евангелия, после великого входа, пред заамвонной молитвой (страшная буря бесовская злая), а на молебнах постоянное искушение и постоянное же избавление. Во время вечерни дивное избавление от скорби и тесноты, постигших меня за огорчение на старушку Ковригину за частое подхождение к благословению и на настоятеля за малоделание и большое не по делам вознаграждение, – я раскаялся и за всё возблагодарил Бога.
При составлении науки о богослужении включить в программу описание чинов святых: апостолов, святых иерархов, преподобных, бессребреников, апостольских мужей, мучеников, патриархов, пророков. Это всё иллюстрировать картинками.
25 октября
Понедельник. Благодарю Господа, даровавшего мне слезную молитву о грехах пред утреней во время прогулки по двору и пламенную, с великою верою и упованием – о Доме трудолюбия, да устроит и расширит и усовершит в нем дела благотворительности и да подаст в изобилии и материальные средства к существованию. Эта молитва была при великом умилении и излиянии потоков слезных. Уповаю, что Господь, богатый в милости, принял молитву мою и удивит на нас обычные милости Свои.
Кто хочет из верных сынов России и чтителей памяти покойного государя почтить делом человеколюбия достойно память государя, тот да благоволит помочь Дому трудолюбия или временным, или постоянным взносом своим.
Благодарю Господа, исцелившего меня от телесной немощи (жгучесть в спине) после утрени. Жгучесть вследствие нахождения вчера в спертом от множества народа воздухе в Доме трудолюбия при чтении [...].
Благодарю Господа, избавившего меня от озлобления на Параскеву Ковригину за частое целование ею рук моих по великому ее ко мне уважению и любви. Я покаялся глубоко в злобе моей, и Господь помиловал. Господи! И любящих меня любить не умею, не то что ненавидящих. Окаянный я! Увы мне, грешному!
Благодарю Господа за великое, всемилостивое избавление Его моего недостоинства в гимназии, по выходе из квартиры Титкова, где я искусился [...]. Сердце мое нечисто, нечистый помысл и нечистое чувство секнуло меня, и я омертвел в сердце, но покаянием искренним и твердым взиранием ко Господу с молитвою очистился, исцелился и оживотворился. И восторжествовала душа моя правдою Божиею и милосердием Божиим.
Благодарю Господа за избавление меня от озлобления на Параскеву Ковригину в квартире Анны Герасимовой и на эту последнюю за приглашение к себе в дом Поповой. Оттого я был в скорби и тесноте при чтении повести о житии и подвигах святой Матроны, покинувшей мужа ради спасения души и угождения Господу66. Потом я помолился Господу тайной и явной молитвой, и Господь помиловал меня, умирил, и я свободно и весело доканчивал житие святой.
Благодарю Господа, принявшего дома покаяние мое в озлоблении и гневе на жену за перекладку моих «Бесед» – из комода в книжный шкаф мой против моего желания и даровавшего мне после великой тяжкой скорби и тесноты простор и свободу, когда я искренно и глубоко покаялся.
В церкви и в церковном богослужении имеет обширное место символика (образность), то есть изображение лиц и предметов невидимых или христианских истин веры (догматов), правил посредством вещей видимых: креста, икон, свечей, лампад, кадила или фимиама, священных сосудов, одежд, священных обрядов, например открытия царских врат и закрытия их, крестного знамения, входа малого и великого, воздеяния рук. Христианину надобно ее разуметь и проникать умом в сокровенный смысл ее. Основанием и примером этой богослужебной символики служит Евангелие – многие образные и [приточные] поучения и беседы Иисуса Христа и святых апостолов; например, Господь говорит о Крестителе: Он был светильник, горящий и светящий [Ин.5:35], Вы – свет мира [Мф.5:14] или: все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись [Гал.3:27] и прочее. Потому и самые вещи, как и священные обряды, в Церкви поучительны и назидательны, всё в ней говорит уму и сердцу, всё учит, назидает, утешает, вразумляет, возбуждает.
Замечателен перечень кратких воззваний ко Господу, указывающих, о чем мы должны всегда молить Бога; замечательны священные песни, или стихи псалмов и стихир, или песнопения, в коих прославляются благодеяния к нам Божии, Божией Матери, подвиги святых, коим мы [должны] подражать, коими должны поощрять и воспламенять себя к любви Божией, к вере, упованию, терпению, правде и святыне.
О вера Христова святая, спасительная, преисполненная чудес! Как я достойно прославлю тебя, как возблагодарю Господа, благодеющего мне чрез нее и спасающего непрестанно от страстей погибельных? Я каждый день живу и хожу как бы над горой огнедышащей, на время потухшей, но готовой воспламениться при первом воздействии на нее пагубного дыхания диавола, при первой моей неосторожности, при малейшем страстном движении сердца. Погибель моя внутри меня, удерживаемая только благодатию и милостию Господа, сошедшего в ад, и стершего силу диавола, и даровавшего и мне силу обуздывать исчадия ада – страсти мои, и я покоряю их, господствую над ними только благодаря имени и силе Господа Иисуса Христа, призываемым мною при каждом начинающемся бушевании их. Я безопасен от них только благодаря вере в Господа, покаянию моему нелицемерному, крепкому, неотступному взиранию и воззванию сердечному ко Господу, единому могущему спасти от всякого пагубного проявления страстей. И вот я в тени крыл Его безопасен и покоен на всякий день и час. Слава вере Твоей спасительной, Христе Боже! Но просвети и спаси чрез нее всех людей Твоих, Многомилостивый и Всещедрый, ибо они все дела рук Твоих. Спаси жену мою Елисавету, хладную к Тебе, и чад сих, дарованных нам Тобою для воспитания, – Руфину и Елисавету, и матерь их Анну.
Много во мне огня земного, чуждого, богопротивного и мало огня небесного, святого, Божьего; земные пристрастия различные еще живы в сердце моем и на всякий день ввергают меня в пагубу, из которой непрестанно извлекает меня только Господь мой.
Я должен особенно уважать живущих в непрестанном покаянии, в молитве и трудах богоугодных и в общении с Господом чрез приобщение Святым Его, Божественным, животворящим и страшным Тайнам, – разумею благочестивых женщин и мужчин, духовных чад моих. Они Богу угодны и Ангелам любезны.
26 октября
Претяжкое, скверное, бессильное, постыдное состояние испытал я сегодня в продолжение часов восьми вследствие ядения поутру без нужды ветчины с черным хлебом и пития сладкого чаю трех стаканов, а в двенадцатом часу дня ядения ананаса маринованного и питья отлично-хорошего вина (рюмки две). И в гимназии в восьмом классе я чувствовал себя нравственно нехорошо, бессильно, сердце и ум омрачились, и на вопросы учеников о предопределении отвечал с трудом, неясно, недоказательно, необстоятельно, обещая подумать и в другой раз ответить удовлетворительно. Молебны служил скверно до гимназии, пропуская Евангелия и многое другое.
Церковь есть святое, великое тело Христово, священное и Божественное сочленение. Это тело есть и на небе, и на земле, ибо Церковь небесная и земная. Мы все, христиане православные, должны всегда смотреть на себя и каждого из нас как на члены Христовы и члены друг другу и жить во святыне, любви, кротости, смирении, незлобии, послушании, милосердии и взаимопомощи. Как прославился и прославляется Господь в членах Своих прославленных и живущих на небесах и даже во многих членах, живущих на земле! Как Он прославился в апостолах, мучениках, иерархах, преподобных, праведных и всех святых! Мы целуем их мощи и наслаждаемся их благоуханием и нетлением, сподобляемся чудесных исцелений и разных дарований по благодати Христовой. (В науку о богослужении.)
Христианская православная вера имеет свое полнейшее оправдание и доказательство своей истины и спасительности во всех святых – в патриархах, пророках, апостолах, мучениках, иерархах, преподобных и праведных и всех святых, достигших при помощи Бога всякой добродетели и совершенства, угодивших Богу и получивших вечную жизнь с вечными благами. Кто против такого доказательства? – Они обличители неверия и безнравственности нынешних христиан.
27 октября
Среда. Благодарю Господа за литургию, служенную мною, и за чудную победу благодати Божией над грехами и немощами моими, и за чудесное оживотворение меня, умерщвленного грехами моими; дивно оживотворило меня причащение Святых Таин: я обновился, умиротворился, здрав стал совершенно, прежде немощный.
Благодарю Господа за преславное избавление от лести диавола и пленения его в церкви за вечерней сегодня и потом в доме [...] в квартире № 5 пред молебном и за непреткновенное, сердечное служение молебна.
В величайшую беду душевную я впал вечером, идя на крестины к Петру Николаевичу Славинскому; я наказан был страшной теснотой и мукой за гнев на нищих и малое подаяние, неохотное и с досадой, милостыни; и вот я шел в дом Михаила, а не Николая, как следовало, Коршунова и каялся, беспокойно переминаясь и желая освободиться от ядовитых жал змеиных, и уже у дома Коршунова едва избавился чрез призывание всеспасительного имени Господа Иисуса Христа; тут я встретил самого Коршунова и с ним вместе пошел к его зятю. Совершал крестины с великим трудом из-за платка, который блазнил мне постоянно. О, любостяжание! Как оно ставит вверх дном жизнь мою, направление ее! Земное овладело сердцем моим, а не небесные блага пленяют его; земное вяжет, омрачает, обессиливает, бесчестит, мучит меня ужасно. А между тем праведников ожидает вечное наслаждение нетленными благами, жизнь с Ангелами и всеми избранными человеками. О, чего, каких благ мы лишаемся чрез пристрастие к земным тленным благам и чрез охлаждение к Богу, к Богородице, к святым Ангелам и святым угодникам и ко всем блаженным!
28 октября
За ранней обедней я чувствовал себя крайне слабым и полумертвым нравственно и с великими слезами преклонял к себе милосердие Божие, которого и сподобился, ибо одолел благодатию Христовой внутренних врагов моих, язвивших меня; причастился животворно; заамвонную молитву прочитал торжественно и громко, отпуст сказал весь беспреткновенно и смело. Вечером служил молебны у Степана Алекс. Лошкина и Прокопия Евдок. Олейникова (Параскева именинница). Пред молебном у Лошкина тайно на коленах молился Господу о прощении моего жестокосердия и поношения, коим я поносил нищих, и о даровании мне мира, и Господь удостоил меня Своею милостию: служил молебен непреткновенно. В конце молебна уязвил было враг скверным помыслом, но верою и покаянием и этот вред бесовский отразил. У Олейникова тоже непреткновенно и искренно служил. Слава Богу! Назидателен был и в разговоре с женским полом, отчасти и с мужским (два человека).
29 октября
Вечер. В квартире Параскевы Ивановны Олейниковой надо было служить панихиду для Евдокии Никитичны, сухоручки; она замедлила не по вине, а я дожидался, придя рано, не в урочное время; под конец ожидания я возымел нетерпение, и когда она пришла, я – увы мне! – озлобился на нее, сказав, что штраф должно взять с тебя за долгое наше ожидание; стал служить панихиду – увы! – связанный злобою начальником всякого зла Велиаром, и недостойно, без любви служил панихиду, немотствуя в смущении и тесноте, не выговаривая по омертвению сердца молитвенных возношений и прошений; так и кончил недостойно, не выговорив молитвенного обетования о упокоении и спасении усопших. Умерщвленный злобою, я и после панихиды был на нее гневен, и только слезы ее смягчили и обратили меня к искреннему раскаянию и прошению у нее прощения; тут я мало-помалу успокоился и снова повторил моления за умерших спокойно, сердечно и докончил панихиду поистине, и затем, благословив трапезу, угощался. (Хотел было совсем идти вон после панихиды, но умолили.) О, какой я нетерпеливый, нелюбовный, раздражительный. В минуту отпал от любви и впал в злобу, а между тем истинная, неотпадающая любовь должна быть неотъемлемой добродетелью священства, то есть всякого священника, который есть и должен быть орудием любви и милосердия Божия к людям: он должен быть весь всецелая любовь, всегдашняя, неотпадающая.
Я глубоко огорчил упомянутую рабу Божию, и она горько плакала из-за меня. Я успокоил и утешил ее, примирившись с нею (огорчился я за то, что поздно пришла, и мы ждали долго).
30 октября
Суббота. После всенощной. В начале всенощной я находился в крайней хилости и дряхлости душевной: раз из-за питья водки у Вознесенского в первом часу и, во-вторых, из-за жадности к мясу, которое я сегодня ел за обедом довольно. Но потом я стал нудить себя к размышлению и горячей молитве, и Господь послал воздыхание и молитву со слезами. Во время каждения на полиелее озлобление на бывшую [...] (Неустроеву) за ее гордую выю. Я поклонился, она нет; смерть моя душевная, глубокое размышление и покаяние; аще есть, Господи, преложение сердец злых на благие, преложи и мое. Помилован.
Какого величайшего доверия удостоила благодать Духа Святого священника. Какие Тайны пренебесные, животворящие, страшные совершать во спасение свое и других поручила она ему, какое множество, премножество людей поручила его молитвам, ибо внушила ему молиться о всем мире: о царе и властях, о духовенстве, о всех, о всех! Каков же должен быть священник! Какая любовь совершенная должна обитать в его сердце, чтобы искренно всегда молиться Богу о всех – о ближних и дальних! Какое незлобие, какая кротость и смирение должны всегда проявляться в нем!
31 октября
Воскресенье. Змий успел уязвить сердце мое внутренним ложным стыдом сладчайшего, превеликого, страшного, всеспасительного имени Господа Иисуса Христа, когда я помышлял призвать его пред публичным чтением в Доме трудолюбия, окаянный. Осуждаю себя за одно мгновение такого усумнения и стыда ложного.
Я за вас, а не против вас, братия!
* * *
С утра до обеда тягость величайшая, теснота адская, болезненная раздражительность. Причащал Верзину Александру Никифоровну до поздней обедни и другую старуху в доме Курмашева. На молебне у Верзина препинания от Велиара; при даче молитв родильницам в Успенской церкви ужасный задор и запинания со стороны демонов, уязвления болезненные, мертвящие, сковывающиедушу. При чтении молитвы об уничтожении крамолы опять крайне смущен, запят и уязвлен от бесов, но опять умолил Господа о помиловании и мире и молился горячо; на великом входе опять смущение, но и опять умолил Господа во время ектении Исполним молитву нашу...; затем совершал Таинства спокойно и причастился спокойно и животворно; пред заамвонной диавол опять окружил призрачными страхами своими и сбил меня на известных словах, но, не запинаясь его кознями и язвами, хищениями слов, я вышел говорить проповедь и сказал ее с живостию, громко и ясно; [...], был в тесноте и упадке духа, по-видимому от диавола, и отпуста не выговорил от ложного стыда и страха многих знакомых и незнакомых, якобы значительных людей. Не все ли равны пред Богом в церкви? Не учит ли Господь Иисус Христос: не познавайте даже лица отца и матери и братий, не только знакомых или богатых и знатных, когда дело касается служения Богу! Даже не стыдись и не бойся при служении Богу самого носящего скипетр и державу, ибо и он наравне с другими раб Божий.
Благодарю Господа, умирившего и оживившего душу мою по молитве моей перед совершением домашней всенощной у Параскевы Ал. Мурашовой, да и во время самой всенощной даровавшего мне избавление от козней диавольских и даровавшего мне свободно, искренно, благопоспешно служить краткую всенощную.
* * *
Благодарственную восписую (церк.-слав.) – благодарение воссылаю.
Молва (церк.-слав.) – мятеж, смута; суета, смятение.
Молитвы светильничные на вечерне первая, третья и пятая.
Скиния (церк.-слав.) – шатер, шалаш, сень; скиния свидения – скиния собрания; у древних иудеев служила местом хранения Ковчега Завета и принесения жертвоприношений до постройки Иерусалимского храма.
Истнить (устар.) – стереть, раздавить.
Преподобная Матрона Константинопольская (V век). Память 9/22 ноября.