Источник

Январь 1883 г.

1 января

Новый 1883-й год. Первое число января. Благослови, Господи, венец лета благости Твоея!

Благодарю Господа, избавившего меня от лютой про­студы, промучившей меня двое суток в постели (впро­чем, больше ночью, чем днем) и даровавшего мне снова здравие. Жгучая боль в пояснице, тяжесть в голове без особенной боли; сильный насморк, как вода, ночью засыхал в носу и делался сухой серой; явления золотуш­ные во время болезни. Температура на улице двадцать пять градусов и больше, и вскоре понижение до пяти. Быстрые переходы температуры сильно влияли на мою болезнь, или на мой золотушный организм.

2 января

Сегодня встал совершенно бод­рый, здоровый, веселый милостью Божией и Богоматери, Которой накануне вечером прочитал с умилением ака­фист. Слава Богу!

Вчера согрешил пред Богом, пред Девой Пресвятой, пред святыми Ангелами и святыми угодниками Божьими и всеми людьми тем, что с гневом кричал на нищих, чтобы не беспокоили меня своими просьбами, а дали мне спокойно походить на воздухе, как в первый раз после болезни вышедшему на воздух. Гневом, озлоблением, скупостью и жестокосердием согрешил. Прости, Господи, и помилуй!

* * *

После утрени и ранней обедни. Благодарю Господа, избавившего меня от смятения по причине неготовности алтарного сторожа Прокопия и позднего прихода в церковь и даровавшего мне умиление и сер­дечное служение. Благодарю Господа, избавившего меня от стыда совершенного поражения и посмеяния от диа­вола при чтении воскресного Евангелия от Иоанна на утрене, в котором Господь троекратно вопрошает апо­стола Петра: любишь ли ты Меня? [Ин.21:15–17], ибо я начал снова по низложении от супостата вначале и про­читал его всё, немного слов пропустив в конце. Исконный изобретатель зла и враг Бога и человеков успел охладить во мне сердце к словам Господним и сде­лать тягостным повторение их (столь дорогих и живо­творных, [...] и премудрых и вселюбимых слов Господа), отяготив и посрамив было меня без меры, – так он уси­ливается делать и во многих других случаях: в молитвах, канонах, славословиях, отпустах. Благодарю Господа за горячее чтение канона, внятное, громогласное, и пение стихир, за избавление от тесноты, стыда и скорби после отпуста и молитвы Христе, Свете истинный, на коих враг всегда ловит меня и ныне уловил, приведя меня в смятение, и самые слова мои. Благодарю Господа за слезы умиления при совершении литургии: пред Херувимской и во время Херувимской песни и после того пред совершением и во время совершения Святых Даров. Но великому, претяжкому искушению я подверг­ся пред заамвонной молитвой из-за денег, мною собран­ных на бедных от прихожан со крестом в праздник Рождества Христова сверх своего участка. Смутился я крепко из-за них, не уверенный, справедливо или несправедливо я удержал их для бедных, не тать ли я братских доходов? Не могши дать решительный оправ­дательный ответ истязующим меня демонам, я в смуще­нии начал читать заамвонную молитву, был заеден вра­гами и не мог успокоиться и докончить ее; вышел говорить поучение, которое с казал хорошо. Отпуст литургии скрал, последние только слова сказал, и сжалось мое сердце, побежденное демонами, от коих и от грехов моих я избавился уже при окончательном употреблении Святых Даров с верой и покаянием. Но истинно: лишние деньги не принадлежат братии, а мирянам, у коих собра­ны, и бедным. Только скорее надо их раздать.

На молебне вечером в пять часов, в доме Брусова в Викторской улице, к Литейному заводу, у мастерового семейного человека, при чтении Евангелия на люди (обратясь лицом к ним) диавол разными бреднями насильственными не давал мне читать его; крайне мне было тяжело бороться с ним, и я не докончил его совершенно, посрамился, но потом обратился ко Господу с тайной молитвой о помощи, и я победил потом врага благодатью Христовой; он убежал, и я легко и искренно служил.

3 января

Благодарю Господа, услышавшего молитву мою пред отходом на молебен к господину Петру Павловичу Палкину в шесть часов вечера и даро­вавшего благодать совершить его во спасение, очище­ние, освящение и утверждение душ и телес и моих, и их, Палкиных. Довольно бодро и непринужденно, искренно молился я, пел, читал, произносил Евангелие, ектении и молитвы. Когда после молебна осталась в душе некото­рая заноза диавольская, томившая меня, я внутренней молитвой ко Господу и от нее тотчас освободился. Чрез искушения очищает меня Господь, Бог мой, и научает руки мои на ополчение, персты мои на брань [Пс.143:1]. Одиннадцать часов вечера.

Помяни, Господи, раба Твоего Михаила и супругу его Анну с чадами и матерь его Параскеву, умягчи и умили, исправи сердце его, просвети сердечные очи его, отрази от сердца его прелесть злобы змииной, с давних времен содержащей его. Ты Бог благопременитель! Слава Тебе, слава Тебе, слава Тебе!

Помяни рабов Твоих Петра и Александру и чад их Александра и Владимира и сущих с ними.

5 января

Среда. Благодарю Господа за премилостивое избавление по молитве моей тайной в храме (утреня) от лютого мучения, постигшего меня за жестокосердие к бедным, за огорчение и неприязнь к ним за частое попрошайство; благодарю Господа, оживившего меня, когда умертвил меня грех, и обновившего меня. Дома двукратно Господь избавил меня от лютого мучения по тайной молитве моей. Слава Христу Богу Спасителю.

Прежде чем умрет в нас ветхий человек, Господь не может соединиться с душой нашей и жить в ней: ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? [2Кор.6:14–15] – Никакого. Поэтому ищущего соеди­нения с Господом Господь всегда вводит в подвиг иску­шения или испытания, иногда очень горького, да приве­дет искушаемого в познание греха и к глубокому покая­нию, и после того уже, изварив82 его грех покаянием и слезами, соединяется с ним, умиротворяет его. Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению [Сир.2:1].

О всеблагословенная Марие Богородице! Ты попрала благодатью Божией всякий грех и исполнилась всякой правды Божией, моли и нам избавиться от всякого греха, напротив – возненавидеть всякий грех и возлюбить вся­кую правду, да возможем быть чистыми вместилищами, чистыми храмами Духа Святого. Аминь.

Грех омрачает, оскверняет, возмущает, умерщвляет душу, разлучает ее от Бога, становится преградой непроходимой между Им и нами, если искренно его не опла­чем; уже этого достаточно для того, чтобы возненавидеть его и не грешить.

На нищих я часто имею взгляд превратный, ложный, самолюбивый, жестокосердый, думая, что от прихоти и лености не желают работать, просят ежедневно мило­стыню у меня, между тем как они заслуживают искрен­него участия и сострадания по заедающей их бедности, невозможности найти работу и пропитание по бессилию, по неимению одежды, обуви и прочего.

6 января

Благодарю Господа за предивные чудеса спасения во время литургии ранней и утрени. Я был подавлен, умерщвлен адскими скорбями сатаны и с крайним трудом мог говорить литийную молитву Владыко Господи Иисусе Христе, Боже наш, с крайней боязнью, и возглас пред нею скрал, молитву на благосло­вении хлебов – также. Евангелие читал тоже с боязнью и не сполна. Только на каноне восторжествовал: читал громко и раздельно. Отпуст не мог говорить, Христе, Свете... тоже. Обедню служил с трудом, заамвонную молитву скрал – и половины не прочитал от неудоволь­ствия, что Ковригина поднесла причащать крестницу Параскеву, младенца.

7 января

Благодарю Господа за величайшее избавле­ние от последствий жестокосердия, скорби и тесноты: в церкви во время утрени спас Господь, во время панихи­ды у колбасника Балабанова по Евдокии и в школе попечительства, по тайной усердной молитве покаяния. Слава и благодарение Господу Богу нашему!

После вечерни пришли ко мне многие нищие, когда я шел к вдове Шляпниковой, и я в гневе на некоторых выдрал их за волосы, одного очень сильно, так что пова­лил наземь, и был я в сильном волнении и в богопротив­ном состоянии, но и тут Господь не отверг моего покая­ния, но, даровав мне великое упование, дал слезы и помиловал меня. А у вечерни, которую отец Павел начал рано, я лукаво заподозрил его в намерении отправить ее скорее без меня и возненавидел и презрел его, но рас­каялся и помилован от Господа. Осуждаю себя в лукав­стве и злобе.

8 января

После обедни за город на кладбище. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить литур­гию заупокойную по Евдокии, родственнице Балабановых, и причаститься неосужденно Святых Таин, и сказать отпуст с дерзновением, и прочитать Евангелие и молитву разрешительную. Слава побеждающей благодати! Не нам... не нам, но имени Твоему дай славу [Пс.113:9]! Смущение и боязнь, малодушие есть грех; не надо поддаваться им, как и всякому другому греху, но мужаться и крепиться должно, уповая на милость Божию.

9 января

Воскресенье. Ужасной беде подвергся я сегодня из-за бесовской злобы и дьячковского распоряжения о молебнах, коих мне крайне не хотелось служить и кото­рые я служил скверно, с огорчением, с пропусками, в смятении, в тесноте, в огне адском. Враг одолел меня, – будет ли мне милость от Господа, якоже83 обычно?

После обедни. Всю адскую злобу излиял на меня сего­дня сатана (не за деньги ли, по Евдокии данные мне, три­надцать рублей, или не за причастниц ли петербургских и особенно причастника [...]). И пред началом обедни долго я мучился от жал змииных, припадал с болезнью и стенанием к святому престолу много раз. И наконец благодать Божия победила злобу диавола во мне, я изба­вился от мучений и успокоился и служил обедню с чув­ством; заамвонную молитву не докончил до половины. Проповедь, панихида по митрополите Филарете84. Слава Избавителю Богу! Поделом мне мука!

* * *

После вечерни и всех треб. Благодарю Господа за всесильную помощь пред обедней и во время поздней: люта была скорбь моя, люты жала сатаны грех ради моих, но Господь принял мое покаяние и избавил меня от них, утешив меня, непотребного. Обедню слу­жил с чувством, но враги бесплотные крайне усилива­лись уловить и уязвить меня. Таинство совершил благо­говейно, причастился мирно, заамвонную молитву по страху бесовскому и насилию его не прочитал и до поло­вины. Проповедь говорил хорошо, с чувством. Панихиду по митрополите Филарете служил с крайним смущени­ем, молебен тоже. Вечерню служил помощью Божией с чувством, победоносно, непреткновенно, благодаря благодатному причащению Святых Таин. Крестил трех младенцев с чувством, победоносно, громко благодатью Христовой. Читал лекцию в Доме трудолюбия очень хорошо, спокойно, с чувством; молебен у Анны Герасимовны служил совершенно свободно. Слава Богу.

10 января

Понедельник. Утреня была для меня време­нем тяжкой борьбы с противными силами всезлобными, особенно когда я вспоминал именинника отца Павла Ламанова, к коему с давнего времени я чувствую непри­язнь из-за некоторых шероховатостей и несходства характеров (в чем я каюсь всем сердцем и имею желание искренно любить и почитать его как старшего собрата, как священнослужителя, как сочлена во Христе, как чело­века, подобно мне немощного и грехам подверженного). Я не мог совладать с собой, когда приходила мне память о нем, несмотря на покаяние и желание любить его. Знаю, что это диавольский дух, что я ненавижу его туне, ибо он не сделал мне никакого явного зла (а тайное недоказано и неизвестно), и потому решительно каюсь пред Господом, испытующим сердца и утробы, и хочу любить его как брата и сослужителя, но силы не имею искренно любить и прошу этой силы, да подвигнет Господь мое сердце к истинной любви и его, брата Павла протоиерея, да спо­двигнет Господь также к любви, как и его жену и сына (за действительное или мнимое высокомерие я его возне­навидел, когда он в собрании иереев небрежно мне руку подал, – из-за такой безделицы!). Но если бы он и враг мне был, и тогда я должен любить его искренно по запо­веди Христовой: любите врагов ваших... [Мф.5:44;Лк.6:27]. О, любовь святая, приди и обитай в моем сердце.

У Забоева Павла Алекс, молебен... и там враг сильно колебал меня, смущал, онемотствовал.

Душа есть Божественное начало, Божественное дыха­ние, как по образу Его и подобию созданная, как кровью Иисуса Христа, Сына Божия, искупленная и общница Божественного естества чрез причащение Плоти и Крови Его. Она болезнует и беснуется грехом и заслу­живает живейшего сострадания, а не ненависти и вражды; как начало Божественное, достойна всякого уваже­ния и любви. Да будет же так. Господи, помоги и благо­слови любить всякого человека, наипаче христианина и особенно священника.

Поздняя литургия ознаменовалась сильнейшей, упор­ной борьбой против упорнейшей злобы диавольской, вогнездившейся во мне на отца Павла Ламанова, за то ослабела во мне много сила врага бесплотного, и я про­читал с великим дерзновением, мирно и свободно заамвонную молитву и отпуст сказал весь сполна непреткновенно. На панихиде отпуст от страха вражия скрал и чрез то мучился смятением, скорбью и теснотой, от коих избавила меня вера в искупительную Кровь Владыки Господа Иисуса Христа, которую я употребить собирался. Слава Победителю ада!

Служба Православной Церкви есть торжественный, многообразный гимн Богу Спасителю, Победителю греха и смерти и Подателю святыни, воскресения, жизни и бессмертия. Всякое богослужение есть торже­ство благодати в святых Божиих над грехом, смертью и виновником греха и смерти диаволом, торжество святы­ни, жизни и бессмертия над смертью и тлением, торже­ство обожения человеков чрез воплотившегося Сына Божия, чрез Таинства, дарованные Им Своей Церкви. Богослужение Церкви Православной есть бесценное сокровище благочестивых душ христианских, источник очищения, освящения, просвещения, утешения, здравия, обновления, крепости и силы, обожения, бессмер­тия; есть небесное на земле житие, сообщество с Богом, Богоматерью, со всеми Ангелами небесными, со всеми святыми, от века Богу угодившими. Как после этого для христианина должен быть дорог храм! Как должно быть вожделенно богослужение, это сопребывание с Богом, источником жизни и бессмертия, и со всеми друзьями Божьими! Какое в нем благоухание святыни (символ – кадило и святое миро), какой свет (лампады, свечи)! Какие ангельские гласы (поющие)!

Во время вечерни Господь удивил на мне многократно милость Свою в избавлении от невидимых врагов, и после вечерни в церкви же. А по выходе из церкви я про­гневал Господа раздражением на большого нищего, поступившего в порт и просившего на рубашку-голланд­ку. Я дал только тридцать копеек, а он говорит: мало; я не хотел дать и сердился за просьбу, ссылаясь на множество нищих, и хотел взять назад тридцать копеек, и [...] про­гнал его; за это я лишился мира, подвергся смятению, тес­ноте, скорби, оставлению от благодати; потом жалел, что не подал просимого, и хотел подать. Слава Богу, он при­шел, этот проситель, и дал ему еще пятнадцать копеек, а скорбь оставалась. Я помолился крепко Богу в покаянии и уповании, сказал в сердце: «Господи, да не похвалится грех пребываемостью своею во мне, да пребываеши же Ты во мне, Господи, всегда», – и Многомилостивый оста­вил грехи мои и тотчас даровал мне мир, и я возрадовал­ся и восхвалил Бога, спасающего и милующего.

Прости, Господи: я солгал жене моей, что не получил соборного жалования и пенсии. Каюсь.

Опять помиловал меня Господь по ходатайству Пречистой Своей Матери, Которую я, нечистый, умолял, и я, смятенный небольшой размолвкой со своей женой по поводу отдачи моей [...] женой ее сестре, – успокоил­ся, исцелился.

Во время вечерни явил во мне милость Свою Господь, даровав мне великое дерзновение в пении и говорении отпуста великой вечерни; на отпусте повечерия скрал слова и ектению окончательную, смутился, лишившись благодати, но в покаянии припал несколько раз к свято­му престолу, и Господь дал мир.

Благодарю Господа, очистившего меня от скверных помыслов и ощущений сладострастных, начинавших было одолевать меня у Марковых при чтении статьи святого Ефрема Сирина. Воззрел ко Господу сердечными очами в покаянии, и Господь очистил нечистоту и дал мир и дерзновение. Слава Тебе, Господи, нетления хранителю!

11 января

Вторник. Молитвами преподобных и бого­носных отец наших Феодосия и Михаила Клопского помилуй нас, Господи! Благодарю Господа за победу бла­годати Его во мне над силами сопротивными и за благопоспешное и благодерзновенное служение утрени и водосвятного молебна от Михаила Г. Верзина. Благодаре­ние Господу за побеждение благодати Его над влечением блудным и за отнятие этого влечения гибельного.

После обедни. Беспредельно великое избавление даровал мне Господь Иисус Христос пред самым прича­щением Святых Таин и по причащении их, разрушив во мне самую наглую, лютую, насильственную, губитель­ную для души и тела моего злобу диавольскую на чтеца Михаила за одно слово Аминь после слов Примите, ядите, пропетое не к ряду, а с некоторым промедлением; едва-едва не погубил меня супостат, едва не поверг в величайшее бессилие и срамоту, уныние и отчаяние, едва не сделал меня безгласным. Господь совершил силу во мне – силу искупления и избавления от пасти драко­на сего о имени Своем чрез действие животворящих Таин Своих. Слава животворящим, искупительным, все­сильным Тайнам! После избавления сего чудного я читал молитвы заамвонные с дерзновением и отпуст сказал так же. В начале обедни Господь также избавил меня от насилия убийственного вражия и даровал мир и тишину. Слава Господу! Благодарение Ему за милость несказан­ную! Думаю, что из-за вчерашнего чревоугодия и лаком­ства диавол столь нагло, сильно наступал на меня! Нужна крайняя умеренность!

* * *

Шесть с половиной часов вечера. Сию минуту Господь явил во мне чудо милости и спасения Своего по тайной молитве покаяния в моленной моей. Ходил я приобщать больную солдатскую дочь Акилину. Когда я читал молитвы пред причащением, мать пала ко мне в ноги; я думал, не она, и разгневался за поклонение мне, притом не вовремя, и уязвил себя. Потом опять за излишние услуги в подаче одежды и обуви разгневался и все язвы себе принял; дома раскаялся в нетерпении и огорчении, прося милости у Господа; Господь излил в сердце струи жизни. Перед этим в пять часов вечера, воззревши на полунагую женщину в «Ниве», я соблаз­нился, впиваясь глазами в прелести женские, но сейчас очнулся, прибег к покаянию, прославил Художника Пречистого и избавился от тайного сладострастия. После вечерни сряду и после намеренных сокращений службы и умолчаний я получил язву в душе от борца врага, но припал с молитвой покаяния к престолу благо­дати и исцелился душой и телом.

После крестин в доме [Латта] (у театра) в три с половиной часа вечера уязвлен демонами за невыговорение ектении окончательной, возгласа, отпуста; преклонил колена Господу с мольбою о помиловании и исцелился.

Необходимое замечание. После обедни отнюдь не обедать дома или в гостях, как было это сегодня, что я пообе­дал дома: съел два яйца, тарелку простокваши со сметаной и чашку бульону и таким образом пресытился. Крестить ребенка мне было тяжело после гимназии в доме [Латта]; сердце грубо, бессильно для молитвы, подвержено крайне искушениям, как древесный лист ветрам.

Десять часов вечера. Благодарю Господа за милости­вое избавление, явленное мне в квартире Алексея Д. Мачигина по тайной молитве моей покаянной, да про­стит мне Господь жестокосердие к нищим и злобу на них. Господь помиловал, избавив от всякого зла и смяте­ния душу мою.

Благодарю Господа, сейчас избавившего меня от мертвящих душу движений сладострастия, возникших от воззрения на юное тело женского пола.

12 января

По утрени. Ужасную бурю, возмутившую меня до глубины души, перенес я сегодня во время утре­ни сначала из-за огорчения на нищих (пятнадцать чело­век ожидали подачи, мужчины); подал по две с полови­ной копейки одним и более другим (на семь человек два­дцать копеек); эту бурю Господь за покаяние мое [утолил] и дал мне мир и жизнь; а в другой раз враг ужасно взволновал меня из-за развязавшихся у кальсон (шта­нов) вязок назади: я просто растерялся от этого случая, как от действительной беды какой, смутился, но решился сейчас же поправить беду, расстегнул в стороне что сле­довало и завязал, стянувши мои кальсоны. Тогда опять стал искать и просить у Господа мира – и получил, хотя не вдруг, а толканием и стучанием в двери милосердия Божия. Ектении на полунощнице и в начале утрени гово­рил смутно, крадучи, многих слов не выговаривая. Ектению великую говорил порядочно, но не совершенно и с пропусками немногими. Канон читал с величайшим одушевлением, малые ектении говорил довольно хоро­шо, просительную и сугубую тоже, только возглашение о братии и предстоящих людях скрал от напора вражия; Христе, Свете истинный... в конце скрал от натиска врагов; отпуст скомкал от того же. Смущение, скорбь и теснота; от них спасся тайным покаянием и припадани­ем к святому престолу. По дороге с нищими расстроился; дома покаянием искренним избавился от тесноты и смя­тения благодатью Божией. Как я скоро возмущаюсь от безделицы иногда! Как я немощен и многострастен! И сколько во мне сил совершено Господом Иисусом Христом – несть числа чудесам Его милосердия и силы во мне грешном. Сила Божия воистину в немощи совер­шается [2Кор.12:9].

После обедни. Нынешняя литургия была совершена мною крайне недостойно и богопрогневительно. Вначале я чувствовал себя вяло и неискренно, в скорби и тесноте, но потом умолил Господа, и Он даровал мне мир. Но вот пред великим входом при изъятии частиц из просфор я заме­тил, что их крайне много, так много, что Херувимскую песнь пропели не однажды, а несколько раз, а я всё выни­маю части, а сторож алтарный только подкладывает, я же торопился в гимназию на ранний урок; и вот я стал крайне досадовать и раздражаться и на множество просфор, и на сторожа, и на самое дело, на самую литургию и как бы на самую Жертву Бескровную и на приносимые жертвы. Диавол делает во мне свое дело успешно и взял такую надо мной силу, что я во всю литургию остальную не мог одолеть его, хотя и каялся тайно и припадал к святому престо­лу, был в сильном смущении; причастился спокойно; внутри была болезненность, теснота, жгучесть, смущение; едва прочитал молитвы по причащении; заамвонную молитву читал в смущении, страхе и тесноте и не мог дочитать; отпуст скрал, боясь смотреть на народ. На молебне Евангелие не дочитал. Стыд, срам, огонь внутри. Беда, да и только. Едва успокоился при потреблении Святых Даров. Это следствие вчерашнего чревоугодия у Мачигиных: виноград, чай, сливки (выпил стакан), кусок булки с крас­ной рыбой – лакомство и пресыщение! И весь день я был несчастен. Ключи от писчего стола (от ящиков) потерял, хотя восемнадцать лет не терял; беспокойство за вечерней. После вечерни нищий мальчик-слесарь помог.

Наука: вперед никогда не спешить, служа литургию, ибо нет ничего выше и дороже ее на свете не только на земле, но и на небе; отправлять ее охотно, смиренно, тер­пеливо, благоговейно, с любовью к Богу и людям; на конце служения не чревоугодничать, то есть не идолослужительствовать, но хранить [опасно85] воздержание.

В сильном гневе на нищего пьяного (потом узнал, что он очень пьяный) я выдрал его сильно за волосы дважды, повергнув его на землю. И каялся всем сердцем в этом великом согрешении и каюсь еще Господу, милости прося, да простится мне сия дерзость, злоба, нетерпели­вость, рвение, сребролюбие, жестокосердие, да даст мне Господь Бог сердце новое.

По поводу потери ключа от писчего стола и ящиков его я очень малодушествовал и сокрушался, так что на вечерне не мог говорить ектений и служить молебна Наталье Л. Неустроевой с невесткою ее (Евангелие Божией Матери не мог читать и не кончил [...]). Это зна­чит, что сердце имеет сильное пристрастие к земным вещам и легко отпадает из-за потери их от Бога. Впрочем, я говорил в сердце: Ты мое сокровище жизни, сокровище нетленное, вечное, неоскудевающее.

Чтобы не впасть в уныние и малодушие от непрестан­ных козней невидимых врагов, или чтобы поддержать бодрость, или избавиться от обуяющих и одуряющих душу грехов и страстей – сколько нужно было всегда ежедневно для этого благодати, силы, милости и помощи Божией, без которой невозможно было, как и всегда невозможно, избавиться и от одного помысла или чув­ства неправедного и грешного! Слава Тебе, всеблагой, всещедрый, всеправедный, бодрый, спасающий, все­сильный Господи! Несть числа спасениям Твоим, живо­творным благодеяниям Твоим, как нет числа пагубным козням вражеским надо мною. О, как я только жив даже доселе в продолжение стольких лет! Превозношу Тебя, превознесенного от всей твари и превосходящего все беззакония мои и всего мира и все козни и пакости злоначального врага человеков и Твоего! Аминь. 13 января.

13 января

Четверг. Благодарю Господа за множество чрезвычайных благодатных сил Его, явленных сегодня во время утрени в избавлении меня от козней врагов бесплот­ных, и за дарование мира, дерзновения, искренности и усердия, за торжество духа при служении службы Божией.

Благодарю Господа за непреткновенное при борьбе с противными силами служение литургии и за неосужденное причащение Святых Таин, за прочтение заамвонной молитвы, на которой прежде низлагал супостат – наветник и гонитель, мучитель, страшилище, и за непреткно­венно, с дерзновением сказанный отпуст.

Благодарю Господа за силы благодати, явленные мне при служении вечерни, при говорении ектений, особен­но просительной и сугубой. По причине алчности и пресыщения за обедом (щи мясные, курица жареная, каша пшенная) сердце мое огрубело и ослабело, и нужно было много усилия молитвы и покаяния, чтобы смягчить и утвердить его.

Господь – бытие мое. Он дает мне жизнь, дыхание и всё [Деян.17:25]: подает мне и всем тварям бытие как един Сущий во веки веков. Эта общая для всех вина86 бытия есть Отец, Сын и Святой Дух, Троица Святая, Животворящая, единосущная и нераздельная.

Причастницы Божественных Таин, причащающиеся через каждые четыре недели, а иногда и чаще, – люди простые, бедные, живущие в трудах, в молитвах ежедневных церковных и частью домашних; они горячо любят Бога и преданы Святой Церкви, своего духовника уважают и любят преизлиха87, чрезвычайно, и они стоят всякого уважения и любви как искренние члены Христовы, как присные88 Божии.

14 января

Благодарю Господа за благостную и скорую помощь в служении утрени. Во многом благодатью Божией победил врагов невидимых, но во многом и они одолели меня по причине одебеления и умерщвления сердца моего вчерашним чревоугодием и питием вина. Сердце мое стало так слабо, мертво, что не в состоянии было держать в себе мира и любви к ближнему, и я на дьячка Михаила Ал. Быстрякова втайне огорчился из-за безделицы, из-за малейшего нелада в тоне голоса, из-за малейшего прикосновения его ко мне рукою или станом тела; жало злобы диавольской своей жгучестью и давле­нием низлагало меня, и я не мог говорить ектений, в коих дышит дух любви Божией ко всем человекам, к царю и ко всем, иже во власти суть; только кончики ектений я про­износил очень поспешно, скрадывая прочие слова. Вчера я был победителем благодатью Божией над врагами, потому что с вечера вел себя воздержно, а сегодня они меня во многом победили. Но слава милосердию Божию, непобедимому грехами нашими: когда я припал с покая­нием к престолу благодати, Господь помиловал меня и даровал и исцеление, и мир. Даруй мне, Господи, любовь, всё терпящую, всё покрывающую, николиже отпадаю­щую. (Алтарный сторож Прокопий не засветил свечей на престоле к великому славословию, и это огорчило меня – а дело мое зажигать свечи на престоле, а не сторожа.) После обедни. Благодарю Господа за избавление в начале литургии от тоскливости, вялости и какой-то мертвенности и за оживотворение души моей, за обиль­ные слезы умиления, за причащение Святых Таин, оживотворившее меня. Но горе мне было от бесплотных злодеев пред чтением и во время чтения заамвонной молитвы и до конца обедни (отпуст скрал в смятении духа). И после нее борение страшное, смертоносное: я сражался с адом, со смертью, был в стыде, срамоте. Безделица огорчала меня всякая. В конце концов благо­дать Божия избавила меня от козней врагов и оживотво­рила меня ([...] капитан, староста).

За вечерней от пресыщения за обедом было со мною тяжкое искушение, расслабление и бессилие сердца в борьбе с противными силами; не мог говорить ектений, особенно от удушливого жара в церкви. Я был в крайнем волнении и смущении. Ектении на полунощнице в противодействии врагам сильно выкрикивал, чтобы не уступить врагам немым, принуждавшим меня молчать, безмолвствовать, тогда как нужно было говорить. Исповедники и исповедницы. Вечером был у Захарии Ив., кожевника, и Ольги Михайловны на чае.

15 января

Суббота. Тяжкая борьба с противными силами в начале утрени на полунощнице: краткого отпу­ста не мог выговорить от запинания врагов, ни слова не сказал; на великой ектении сильное противление от вра­гов, из-за коего я не мог выговорить некоторых возгла­сов (...честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте...). Ектений малых не говорил, исключая последней на каноне, просительную и сугубую говорил с трудом. Христе, Свете истинный... пел, отпуст весь ска­зал сполна. Слава Богу! Правило ко причащению читал исповедницам и исповедникам с умилением, тепло, а подчас и горячо, со слезами! Слава Богу!

Благодарю Господа за помощь в служении литургии и за обильные слезы умиления, за побеждение греховных помыслов и чувств враждебных, наносимых от диавола и волнующих, преклоняющих и пленяющих душу, за неосужденное причащение Святых Таин и за духовных чад, говевших в эту неделю и прибывших (некоторые) из Петербурга. Благодарю Господа за ведение с достоин­ством в классах (пятом и третьем) гимназии. Благодарю Господа, удивившего на мне, живом мертвеце по душе, милость Свою в квартире Елены Ал. Нектарьевской89, больной опасно, к которой меня позвали нечаянно от дела (подписи метрик) и к которой я пошел неохотно, с досадой и ропотом, без любви и сострадания (окаянный я человек!) и пришел к одру больной сам нравственно больным, бессильным, умерщвленным от ада, лицеме­ром, ибо неискренно беседовал с больной, неспокойно, нелюбовно, несочувственно, официально. Но тут-то, у одра больной и познал я свое окаянство, бедность, нище­ту, слепоту и наготу, неготовность христиански послу­жить больной, и благо, что она решилась подождать настоятеля и от него принять напутствие, так как он раньше меня был позван и только из опасения скорой кончины меня поспешили позвать к ней. Она решилась ожидать конца всенощной, которую служил отец Павел. А я в это время, отойдя от одра болящей, по ее приглаше­нию помолиться о ней стал пред святыми иконами, начал тайно читать молитвы об исцелении ее и себя, нравственно больного, и оживлении ее и меня и давай горько плакать о своих грехах тьмочисленных, и, когда пропла­кался с искренним сознанием и чувством своих грехов, я ожил, мне стало легко, легко, ибо Господь снял с меня бремя грехов самоугодия, лености, нелюбви, несочувствия и окамененного нечувствия, ропота, досады, и я, кончив молитву стоя, потом и сидя молился и плакал, и сладки были мне эти слезы. Благодарю Господа за всё соделанное во мне Его благостью!

16 января

Воскресенье. После утрени и ранней обед­ни. Два величайших чуда силы и милости Своей Господь сотворил во мне по молитве покаяния во время или пред началом утрени и пред началом обедни в конце утрени, избавив меня от диавольской злобы: во-первых, на Параскеву Ивановну Ковригину за предложение испо­ведать и причастить ее племянницу Юлию, десяти лет (о, безумная злоба! где бы радоваться мне, что со мною будет иметь общение с Господом дитя, а я опечалился, боясь малого труда исповеди и отдельного причащения Святых Таин). Эта злоба лишила меня мира и спокойствия, повергла в адскую скорбь и тесноту, я сделался делателищем и игралищем диавола, страх и ужас напали на меня, бесчестие и срамота. Я взволновался и долго (сравнитель­но) не мог почить, доколе глубоким покаянием не прекло­нил Господа на милость, и Он избавил меня от насилия и мучительства сатаны и дал мир в Духе Святом. Второй раз Господь избавил меня от подобного озлобления на дьячка Быстрякова за то, что он вместо многолетствования императора запел Господи, помилуй троекратное. И тут я опять попал и увяз в сетях и лапах диавола, и опять ужасно взвол­новался и впал в тесноту и муку. Только искренним покая­нием неотступным умолил Господа, и успокоился, и служил обедню мирно, с чувством и со слезами. Заамвонную молитву прочитал почти всю, слава Богу; отпуст скрал. Благодарю Господа за избавление и помощь на молебнах в доме Леонтьевой [...], Фоминой [Малая Екатерининская] (у жениха швед.), в доме Павловского при отпевании университанта Евгения Двоеглазова (Евангелие читая, сбился, не всё прочел из-за чревоугодия), на молебне у Федора Федоровича Васильева в доме Третьяковой, в Доме трудолюбия, у Марьи Константиновны [письмовод.], при соборовании Елены Ал. Нектарьевской, вскоре по соборова­нии умершей. О, сколь я немощен и грешен до отчаяния. Враг на каждом шагу запинает меня, уязвляет, посрамляет, убивает душу, делает меня притчей в народе. О, если бы мне постом и молитвой победить его и торжествовать все­гда над ним по благодати Божией, славить всегда горячо Господа и Пречистую Богородицу, Ангельские чины и чины всех святых! Буди!

Благодарю Господа, даровавшего мне благодать и силу совершить непреткновенно, хотя и при непрестанной почти борьбе со злыми демонами, брак в соборе (Андрея и Анны). Много надо было усилий, а главное – благода­ти Божией, чтобы одолеть врагов.

Я страдаю во время богослужения при большом стечении народа недостатком самоуважения и падаю духом, боюсь и трясусь нападающих на меня демонов, а это в священнике нелепо. Он должен иметь непременно самоуваже­ние и мирное, ровное настроение духа постоянно, чтобы не уронить Божия дела и не смутить предстоящих. Малодушие и боязливость, трусость в священнике есть тяжкий грех; он должен быть примером бодрости, дерзновения, упования, спокойного достоинства для всех предстоящих в церкви или в домах мирян всякого вероисповедания и всегда высо­ко держать знамя Церкви Православной; недостоинство же свое покрывать высочайшим достоинством Христа Бога, Коего образ он носит, Его благодатью и милостью, ибо кто безгрешен из людей? Никто. Он един свят, Он един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Итак, имей самоуваже­ние и достоинство ради высочайшего достоинства священ­ства, благодатью коего ты облечен, ради вечного Первосвященника Христа, Сына Божия.

17 января

Благодарю Господа, оживившего меня, умерщвленного грехом, во время утрени и даровавшего мне благодать с силою многою прочитать и пропеть канон преподобному Антонию Великому и прежде его Божией Матери. Благодарю Господа, явившего меня сильным по немощи моей во время ранней литургии и укрепившего меня совершить непреткновенно всю литургию и прича­ститься животворно Святых Таин. Но страшно уязвил меня враг, уловив меня на отпусте панихиды, который я скрал, не выговорил из боязни бесовской. Наскакался я от сатанинского жала пред жертвенником от крайнего уязвления. Но Господь внял покаянию моему, вере моей, упованию моему и избавил меня от адской муки. Вот разность бесконечная между Божьим и сатанинским владычеством! То мирное, животворное – это ужасно томительное, уязвительное, мучительное, мертвящее, цепенящее.

Благодарю Господа, за вечерней помиловавшего меня, грехом умерщвленного, а Его благодатью оживотворен­ного по припадании к святому животворящему престолу.

Вечер. Одиннадцать часов. Благодарю Господа, избавившего меня от тайного озлобления на прислугу Анну за то, что она заперла на крючок дверь по выходе моем за физической нуждой и нескоро отворила, когда я позво­нил при возвращении. Это было пред панихидой по Елене Ал. Нектарьевской, пред которой Господь избавил меня за сердечное покаяние в грехе моем, так что я имел величайшее дерзновение при служении ее. Но когда в конце я скрал чудные слова: Живыми и мертвыми обла­дали, воскресый из мертвых, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, святых и всехвальных апостол... душу от нас преставльшияся рабы Своея Елены... – меня схватила теснота и скорбь, и я покаялся тайно по окончании панихиды пред образом [...], и Господь снял с меня вину мою и даровал мир.

Величие, святость, животворность, обширность без­мерная страшной Жертвы Христовой открывается уже из содержания первой части литургии – проскомидии, на которой приготовляется вещество Таинства Евхаристии – хлеб и вино, или Агнец Божий, присно закалающийся за грехи всего мира и в благодарствен­ную жертву за всех святых. Тут предстает одесную Агнца в образе треугольной частицы, изъятой из просфоры, Царица неба и земли Пресвятая Дева Мария, в ризы позлащенны Духом Святым одеяна и преукрашенна [Пс.44:10]; за Ней становятся в чину в виде таких же частиц: во-первых, святый Божий Предтеча; за ним, во-вторых, древние пророки Моисей и Аарон, Илия и Елисей, Давид и Иессей, Даниил пророк и прочие святые пророки; за ними, в-третьих, святые апостолы Петр и Павел и прочие святые апостолы; в-четвертых, святите­ли Христовы Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Николай Мирликийский, Михаил Киевский, Алексей, Иона Московские, Никита Новгородский, Леонтий Ростовский и прочие святители; за ними, в-пятых, святые мученики и мученицы; в-шестых, преподобные мужи и жены; в-седьмых, свя­тые бессребреники; в-восьмых, святые праведные богоотцы Иоаким и Анна и святые дня и, в-девятых, святи­тель, коего совершается литургия. Это значит, что страшная, всемирная искупительная Жертва будет совершаться и о них, то есть в благодарность Богу за них, как искупленных уже от земли и совершенных крестной жертвой и радующихся в Церкви небесной, торжествующей. Затем предстают из дольней, воинствующей Церкви пастыри ее: святители, честное пресвитерство, во Христе диаконство и вся братия во Христе, призван­ная в общение Господне благоутробием Божиим; за ними порфироносный сын Церкви – государь с супругою и чадами, и весь царствующий дом, и все православные христиане под образом малых частиц хлеба; за живыми следуют умершие в вере и надежде воскре­сения в жизнь вечную: это значит, что всемирная, всеискупительная страшная Жертва приносится за всех них, то есть в ходатайство и умилостивление за всех них, за вся – за живых и умерших (мужеского пола и жен­ского). Какая великая Жертва Божия! Сколь она безмер­но обширна! Сколь она многих искупила, сколько грехов покрыла, очистила, избавила! Сколько душ оживотвори­ла, обновила, освятила, укрепила в борьбе с грехами, искушениями, с врагами плотскими и бесплотными, сколько душ обожила, онебесила, облагоухала, обестленила, обессмертила, прославила! За сколь бесчисленное множество душ живущих на земле и уже умерших людей она приносится в умилостивление Господа Бога, в ходатайство о помиловании и прощении их или о благо­денствии, здравии и спасении их! Какая обширность безмерная! Сколь безмерная любовь на бесчисленное множество людей, живущих и умерших, искупительно распространяющаяся, всех объемлющая, искупляющая, врачующая, просвещающая, спасающая, обновляющая, спасающая, обожающая! О, чудная Жертва! Истинно Божественная Жертва! С какой широкой, всеобъемлю­щей любовью должен совершать ее всякий священник!

А мы, иереи, так вообще самолюбивы, грешны, нечисты, долуревностны90, землеретны (пристрастны к земному, тленному)! О Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде Сый... Сокровище благих и жизни Подателю, приди Сам и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны, чтобы достойно, чистым сердцем, горним умом и духом совершать столь великое Таинство! Проскомидия есть как бы оглавление литургии, синопсис (обзор).

18 января

Вторник. После ранней обедни. И сегодня предивную милость сотворил со мною Господь во время утрени и особенно ранней обедни в Успенской церкви, избавив меня от пагубных сетей врага и сподобив про­странным, мирным сердцем совершить литургию с уми­ленными слезами и причаститься неосужденно Святых Таин; заамвонную молитву прочитал свободно и с теп­лым чувством, торжественно, отпуст весь произнес, но на панихиде отпуст скрал из боязни бесовской и за то мучился тяжко. Но Господь избавил державою милости Своей при потреблении Святых Даров.

Благодарю Господа, дважды с пользой для меня вели­кой и животворной вразумившего меня чрез рабу Свою Елену Ал. Нектарьевскуто: раз во время ее болезни, когда меня позвали причащать ее и я был нравственно не готов, – оторванный от дела пошел, и пришел неохотно, с досадой, смущенный, неискренний, двоедушный, лицемерный, ибо одно было на устах, а другое на сердце, в коем не было сочувствия; она как будто знала и чув­ствовала это и сказала, что хотела бы подождать отца Павла (настоятеля), который приглашен был ранее; я с радостью принял это ее намерение и по просьбе ее помо­литься отошел к святым иконам и стал молиться о себе, о своих грехах, о своей неготовности и греховной суетно­сти и об исцелении ее. Слезы умиления потекли градом, и ими очистилось сердце мое. Я выздоровел душевно, успокоился, сделался общником благодати Божией и долго еще потом тайно молился и плакал, сидя на стуле в ожидании окончания всенощной и прихода настоятеля, коего и она и я с нетерпением ждали. Наконец старец пришел и спокойно, тепло помолился о болящей; пришло время напутствия, и я ушел. В другой раз при гробе ее во время панихиды соборной в церкви вечером я стоял холодный и вялый, но раздумался о покойнице, как она жила в бедности и трудах, как все ее духовные, в том числе и я, оставили, не посещали ее, как она была терпе­лива и вынослива в бедности и болезнях, – и прослезил­ся я, пожалел ее, а себя осудил горько, но это привлекло ко мне благодать Божию, это сокрушение сердечное и жалость, и я, прослезившись, успокоился.

* * *

Благодарю Господа, сподобившего меня совершить неосужденно литургию в Успенской церкви. В самом начале ее на проскомидии грех запнул мои душевные стопы в сильной степени помыслом чревоуго­дия, как и в соборе в начале утрени, сделал было меня сиротой, отчужденным от Бога, хладным и мертвым, но Господь даровал мне свет покаяния и умиления, и я помилован был и получил благодатный мир. Так грех или виновник его диавол усиливается каждый день, час, минуту сиротить, удалять, отчуждать нас от Бога чрез страсти житейские и сделать своей пищей и добычей. Нужно постоянное к себе внимание, трезвение, посто­янное покаяние, непрестанная молитва.

Пред совершением и во время совершения литургии нужно иметь всегда цельное о ней, ясное и раздельное представление, особенно же чистое сердце, исполнен­ное любви ко всем нелицемерной, всеобъемлющей, наи­паче любви к Богу Всетворцу, Промыслителю и Искупителю мира. Крайне нужно опасаться и избегать земного пристрастия, неприязни, озлобления, корысто­любия, любовещности и любоимения, сластолюбия и славолюбия.

19 января

Благодарю Господа, явившего мне скорую помощь Свою против коварства бесовского при чтении молитв родильнице Волковой в шесть с половиной часов вечера. Преклонил колена пред образом Спасителя в тайной молитве – и тотчас получил избавление, мир, свободу, дерзновение.

20 января

Благодарю Господа, явившего мне многократно сегодня во время литургии в Успенской церкви чудную милость Свою, когда смертельно уязвляли меня враги бесплотные: во-первых, в конце проскомидии (избавле­ние подано в начале литургии оглашенных пред малым входом), потом на великом входе (избавление подано по тайной молитве и приложении к святому престолу пред окончанием ектений, [начиная] Исполним молитву нашу Господеви...), далее после отпуста литургии (враг запял каким-то неприятным запахом от сторожа Николая или от диакона Николая, внезапно охватившим меня), потом после панихиды, на которой не выговорил из-за боязни диавольской отпуста – первой половины. Тут я поежил­ся, поскакал от жала сатанинского, но Господь за молит­ву веры и покаяния избавил от пасти адского дракона.

Десять часов вечера. Славно прославился во мне Христос Бог безмерной милостью Своей после молебна у кожевника Захара Ивановича Сидорова, избавив меня после тайной усердной молитвы покаяния от горького озлобления на благочестивейшую старую деву Параскеву Ивановну Ковригину за ее частое взимание благословения и целование моей руки и за ее, значит, великое усердие и любовь ко мне и веру к Богу. Согрешил я, злобный и несмысленный, и на любовь отвечаю часто неприязнью и злобой к любящим меня избыточной любовью и благоговеющим предо мною (Параскева Ивановна Ковригина пред молебном подо­шла благословиться и целовать руку мою, бывши уже ранее сегодня несколько раз у благословения). Крайне язвит, смущает и теснит меня диавол злобой на нее, во время служения молебна останавливал течение мыслей и чувств веры и речь молитвенную, я многого не мог говорить. Я обратился с горячей молитвой покаяния ко Господу, и Он преклонился на милость и избавил от злого расположения и даровал мир и правоту; другой раз избавил меня Господь от озлобления [...] и поношения нищих (шалопаями) в квартире Григория Ал. Мачигина пред молитвой родильнице по тайной коленопреклонен­ной молитве моей. В третий раз Господь избавил от новой тесноты и скорби, когда я возвращался от Мачигина во двор церковный, подал нищим (семнадцати человекам по две копейки, одному пять), опять с ними обошелся гордо и сурово – и лишился мира, но со слеза­ми в том покаялся и скоро получил прощение с миром вожделенным. Крайне убедительно умолял Господа, прося присоединить к милости милость, к долготерпе­нию долготерпение, к благости благость, к искуплению искупление, да и я, говорю, приложу к благодарению благодарение, к похвале похвалу, к умилению умиление, к чувству чувство, к познанию познание.

Крестообразное воздеяние рук священником во время Херувимской песни означает и Троицу, и страсть крестную Единого от Троицы Христа по Его человече­ству, ибо в это время и воспоминаются Его страдания, смерть и погребение.

По выходе из алтаря властным отеческим взором тихо воззри на предстоящих и говори сердечно, тихо молитвы или ектении.

21 января

Благодарю Господа за помощь чудную при совер­шении литургии в Успенской церкви, за избавление от сетей вражиих мучительных, смертоносных, особенно после панихиды по сродникам скончавшимся отца диа­кона Николая (Ольге, и Иоанне, и Евгению), коих он всех поминал и дал мне поминать, казалось, не вовремя. Я огорчился на него и за то наказан зубами всезлобного диавола. Только покаянием избавился и Чашей Крови Божией.

Горе мне, что я поел в день постный скоромного бульона, – страсти одолели меня, особенно гнев на Параскеву Ивановну Ковригину с самым острым муче­нием, и на нищих, гнавшихся за мною («Бревно ты», – сказал я одному) у четвертого офицерского флигеля.

Спасение потом дома во дворе, после другой дерзости с нищими, потом в квартире Параскевы Ивановны Олейниковой.

Изумляюсь пред величием Жертвы Тела и Крови Христовой, пред ее святостью, премудростью, всеобъемлемостью, пред безмерной любовью, в ней сокрытой, пред ее искупительной силой, могущей очистить всякий грех искренно кающихся и с верою причащающихся, пред вечной жизнью, в ней сокрытой, пред ее боготво­рящей нас, смертных, силой Божией, пред ее чудес­ностью. О Господи Иисусе Христе! Ты весь тут, Тебя видим, осязаем, ощущаем, чувствуем тут.

Каждый день церковный благоухает духовными ароматами разных добродетелей святых угодников Божиих, каж­дый день поучает бессмертию и вечной жизни и всякой добродетели нас, чад Церкви Божией, искупленных ценою крови Божией от вечного проклятия и вечной смерти.

Горе мне, что я доселе не распялся плоти и миру и [не начал жить] не ктому91 себе, но Господу, умершему за меня и воскресшему, живущему во веки веков и соблюдающему верных Своих во веки бесконечные. Сколько лютых страстей восстает во мне и отревает меня от Господа, от Его чудной, Божественной, праведной, беспечальной жизни! Сколько язв на душе, терзаний, коварств бесовских из-за дружбы к плоти и миру!

Как жалок я, что доселе не стяжал простоты, нестяжательности, незлобия, а с тем вместе не стяжал единственного жизненного сокровища – Бога в сердце своем, а приобрел несметное мертвое сокровище92 гре­хов, от коих да избавит меня Христос Бог мой.

22 января

Суббота. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать восторженно прочитать каноны Октоиха и Минеи и пропеть стихиры на стиховне мервенны, исполненные величайшей сладости. Благодарю за дар умиле­ния слезного во время литургии и за неосужденное при­чащение мое Святых Таин и за таковое же причащение некоторых мирян, женщин и мужчин, после обедни. Благодарю Господа за дар умиления слезного во время всенощной в Успенской церкви и за победу над кознями диавольскими, особенно после окончания всенощной, когда враги бесплотные люто уязвили меня, смутили, посрамили при произнесении молитвы Христе, Свете истинный. Припал я к святому престолу в покаянии и уповании, и Господь исцелил язвы мои. Благодарю за победу над движением страстей.

23 января

Воскресенье. Благодарю Господа за победу знаме­ния крестного и имени Христова над нечистым движе­нием в теле, возбудившимся от нечистого при повергании одной девицы мне в ноги с просьбой прийти к ней для духовной беседы; благодарю Господа за обильней­шие слезы умиления при чтении канонов и акафиста Иисусу Сладчайшему, акафиста Пресвятой Богородице и канона святому Ангелу Хранителю.

После поздней обедни в Успенской церкви и молеб­нов. Тяжел был крайне для меня нынешний день после долгого сна утром! Обедню служил с тяготой, хотя со сле­зами умиления; на Херувимской песни враги невидимые гнали, давили, преследовали меня с лютостью, подавляли, наводили уныние, малодушие, срамоту, хотя я и не делал никакого особого греха, а в сделанных прежде горько раскаялся. Причастился животворно. Заамвонную про­читал не всю от диавольской тесноты; проповедь говорил хорошо, но при тесноте вражией. Отпуст скрал от упадка и тесноты духа. Молебен в церкви служил с трудом от [гонения] диавола. Евангелие не дочитал. Молебны у Петра Андреевича Забегаева (с обручением), у Кромидо и Красовских служил с ужасным затруднением; крест драгоценный был крайне неприятен: из-за него враги покою мне не дают. При служении сбивался от смущения и тесноты, не выговаривая Евангелий, ектений, молитв, возгласов. По окончании молебна у Красовских прекло­нил я колена в тайной молитве о победе милосердия Божия над злобой врагов и моими страстями, и Господь победил, дал мне мир. Слава Богу! До обедни не гулял.

На крестинах у Волкова (Михаила Васильевича) было крайне трудно говорить молитвы, особенно славословия Пресвятой Троице: враг крайне противился; я кричал изо всей мочи молитвы и ектении, чтобы одолеть назой­ливых бесов. А наглы относительно меня они были по причине моего чревоугодия и пресыщения. Чтение в Доме трудолюбия о милостыне святого праведного муче­ника Киприана с его житием сошло хорошо: читал с покойным одушевлением. Дай Бог положить на сердце все слова великого отца и учителя Церкви.

Ночью на 24 января сон: был вызван к митрополиту и получил награду – драгоценный крест из разноцветных каменьев; владыка ласково разговаривал; я не хотел было брать креста, говорил: у меня есть, а он сказал: возьми и этот, тебе назначен. Потом гляжу – крест мой превратился в большой, как бы запрестольный крест, воздвигся у стены и занял всю стену, и думаю: он будет украшением моего жилища, предметом благоговения. Вскоре проснулся. Какое отношение к действительности он имеет?

24 января

Понедельник. Позавтракав сегодня тетер­кой с черным хлебом и одним яйцом густым, я испортил себя ужасно на весь день: теснота, бессилие чрез весь день; у Молчанова при крестинах молитвы, возгласы и ектении говорил с неимоверным трудом и едва совер­шил Таинство. Никогда не должно есть утром мне, чело­веку в пятьдесят три года.

Благодарю многомилостивого и долготерпящего мне Господа за избавление от скорби, тесноты и срамоты, постигших меня праведно за грубое выражение гнева моего на одного отрока, крепко пристававшего ко мне с просьбой о помощи ему деньгами, тогда как я в нем не был уверен. С гневом толкнул его сильно у шестого офицерского флигеля на самом углу, в виду народа, теснив­шегося в ту и другую сторону. [...] я скоро шел и каялся Господу втайне, и Он помиловал меня в квартире ста­рушки вдовы Екатерины, бывающей постоянно в храме.

25 января

Вторник. Благодарю Господа за чистый, громкий, сильный голос (от доброго вина у Марковых и виногра­да, яблока) и за духовное наслаждение от пения и чтения церковного, за смиренный и покорный дух учеников восьмого класса, бывших ранее того несколько гордыми, вольными и резонерами. Благодарю Господа за мирное, свободное служение молебна у Степанова (Павла) с акафистом святителю Николаю, за помощь при крестинах у Мачигина Григория.

26 января

Сегодня обедня ранняя в соборе моя за отца Павла. Помоги, Господи! Вечером свадьба Шебарина офицера с […].

На сегодняшний день ночью крайне беспокоило меня блудное искушение. Думаю, от сладкого чаю и от яйца всмятку с черным хлебом и от масла (с черным хлебом). Чай был и причиной слабого сна и нервности. Избегать сластей и очень питательной пищи – яиц, мяса.

Нечистый демон с вечера, в первый сон (одиннадцать часов), приступил ко мне с искушением (урожденная Евгения Нектарьевская) и едва-едва не вовлек меня в сонное прелюбодеяние: я успел проснуться и сейчас встал, оделся и приступил к молитве покаяния и от осквернения диавольского.

После ранней обедни от Владимира Д. Никитина, соборного старосты и головы городского. По причине моего пресыщения вечером накануне дома (черный хлеб с маслом, яйцо всмятку, сладкий чай) обедня была для меня сегодня страшным испытанием: от тесноты внутри от избытка жизненных соков и последующей оттого тес­ноты сердечной я не мог избавиться никоим образом. Возмущала меня всякая безделица: сторож ладана много положил в кадило, дьячок вздорно по нотам пел Прейде сень законная... и скоро пропел (вместо причастна), тропари заупокойные Святых лик обрете источник жизни... пел сначала очень медленно, а потом скоро, вообще нервно, панихиды второй не хотел служить – всё это меня огорчало. Я был в крайнем смущении, тесноте, муке, делал разные конвульсивные движения, едва не плакал и не скрежетал зубами от диавольского мучитель­ства – увы! – даже после причащения Святых Таин, ибо огорчился на дьячка и причастился недостойно; заамвон­ную молитву читал в смущении, насилии и тесноте от диавола громко, редко, [едва] прочитал, стоя у святого престола; отпуст скрал, скомкал; панихиду служил в сму­щении и тесноте, с уятием слов возгласов и отпуста. После потребления Святых Даров успокоился благода­тью искупительных Таин Тела и Крови Господней.

Вот что значит пресыщение домашним хлебом чер­ным с маслом! Трапеза моя была для меня в сеть и в соблазн и в воздаяние мне. Лучше было бы мне сходить да почитать назидательные статьи у Марковых в пользу им и мне: хотел было идти и собрался, да раздумал – и худо вышло. Но благодарю Господа за избавление от ужасной беды и напасти по употреблении Святых Даров. Сколько и какого нужно было покаяния, веры, упования, молитв, умиления, слез, воплей! Боже мой!

К таким ужасным, плачевным последствиям приводит пресыщение! И прежде, в давние годы, я испытывал это от черного хлеба, на ночь употребленного!

27 января

Четверг. Благодарю и славлю, превозношу и хвалю всеблагого, всесильного, благопослушливого Господа моего Иисуса Христа, явившего мне скорую помощь Свою пред венчанием брака (Шебашова) и во время вен­чания в избавлении меня от козней диавольских – от робости, смущения и боязни, от немоты и стыда, коими так видимо усиливался низложить меня сатана. Господь ниспослал мне струи благодати Святого Духа, ободряю­щей, укрепляющей, умиротворяющей сердце мое нечи­стое, и хотя не вполне все молитвы и благожелания, положенные в Требнике, я выговорил от насилия врагов невидимых, каждую секунду усиливавшихся низложить меня, но всё-таки я громко и сильно прославил Господа в молитвах и искренно читал, с искренним пожеланием новобрачным благ Господних.

После обедни в Успенской церкви 27 января. Благодарю Господа за милость избавления во время утрени в соборе (служил отец Александр) после продол­жительной неоднократной тайной молитвы моей и при­косновения к святому престолу (только к величанию святителя Иоанна Златоуста освободился от жал змииных). Скорбь и теснота постигли меня после записи вен­чальных, или свадебных денег, пятнадцати рублей от Шебашова. Я думал: вот братии дано по рукам, и они взяли себе деньги, а я записываю всё в кружку; братия священники трудятся меньше, а получают или больше (настоятель), или наравне со мною (отец Клепачевский, младший меня), – и взяла меня некоторая досада; чрез это я лишился мира и свободы, но покаялся искренно и умолил Господа даровать мне прощение и мир. Во время обедни в Думской церкви (девять часов) Господь много­кратно помиловал меня, избавив меня от тесноты в нача­ле литургии оглашенных (после неудачного начала), после великого входа и после отпуста пред потреблени­ем Святых Даров. Всё из-за малодушия и боязни бесов­ской мучения бывают: диакона Полетаева как будто боюсь, сам не знаю отчего. Святые Тайны чудно оживи­ли меня.

* * *

Четверг. Благодарю и превозношу Господа Иисуса Христа за всемогущую и скорую помощь, явлен­ную Им мне при служении вечерни с повечерием при говорении ектений и отпустов. Злые демоны пред вечер­ней и при чтении вечерних молитв сильно запугивали и расслабляли мое сердце разными греховными мечтами, но благодатью Божией при усиленной тайной молитве и бодрясь духом я одолел их, усиленно и громко, медленно выговаривая возношения или прошения. И как легко мне и весело было после победы благодати Божией над кознями во мне демонскими! О, даруй мне, Господи, совершенное дерзновение, совершенную победу над врагами бесплотными и плотяными! Благодарю Господа за помощь в квартире Варвары Семеновны [Шишмаревой] и у дворника его (я огорчился было на [...], что позвали не вовремя, ибо я к больным собирался, но раскаялся искренно, и Бог пременил мое сердце).

Когда я воззрю в глубину многострастного сердца моего, о, сколько там идолов мысленных нахожу, сколько страстей, сколько иных богов разве (кроме) истинного Бога! Сколько самости, сколько надеяния на земные блага, а не на Бога! Сколько самолюбия, самообожания и гордости, сластолюбия, сребролюбия, скупости, вещелюбия, сколько зависти, недоброжелательства, несочувствия, несострадательности, злорадства, зложелательства, холодности и равнодушия к бедным к своим и чужим, сколько злопамятства, злобы, раздражительно­сти, хулы, ропота, отчаяния, нетерпения, лености и нера­дения, непокорности, нечистоты и мерзости сердечной, маловерия, малодушия, боязни, страха бесовского и человеческого, лукавой, неправедной радости, ложного стыда, неискренности, лицемерия, лицеприятия, лжи, обмана, лукавства, подозрительности нелепой, безумия, мелочности, самодурства, легкомыслия, скверных, лука­вых, нелепых, хульных помышлений, осуждений, поно­шений, невоздержания, алчности, своенравия, упрям­ства, кичения, гортанобесия и пьянства, жестокосердия, немиролюбия, сварливости, ссоры, утайки, неверности!

28 января

Сделал безумие – напился чаю сладкого с булкой и испортил себя, отяготил себя. О раб чрева, идолослужитель! Когда ты престанешь объедаться?! Доколе не будешь [опасно] хранить воздержание и пост? Господи, помилуй мя и помоги мне!

После вечерни. Благодарю Господа за чудо Его мило­сти и силы во мне Божественной, избавившей меня, жал­кого и несчастного пленника страстей житейских (из-за шубы новой смутился во время молебна, боясь, как бы ее не украли), после того, как я в ужасной тесноте и срамо­те от поражения диавольского в покаянии преклонил колена пред Господом (после молебна, дурно совершен­ного в смущении и омертвении сердца) и вскоре получил от Него прощение, защищение, покров, избавление, мир, свободу и дерзновение (у Васильева, [комиссара] седьмого экипажа) у Летнего сада. После ужасной, раз­рушительной бури бесовской я успокоился совершенно и за столом сидел у Васильева здравой душой. В гимна­зии был покоен в первом классе.

Благодарю Господа за новую величайшую милость в церкви во время вечерни, когда я принес Господу искреннее покаяние в жестокосердии и скупости к нищим, коих было очень много и коим я подал весьма скудную милостыню неохотно, нерадиво93, неприязнен­но, надменно. Господь принял мое покаяние сердечное и оживотворил меня, умерщвленного грехами, и я торже­ственно пел во время вечерни стихиры.

29 января

Господи, благослови. В крайне тяжком волне­нии и томлении я находился вчера пред свадьбой в Думской церкви; народу множество, жених и невеста долго не приезжали в церковь, а невидимые враги мои так и пилили меня всё время – час до венчания, час при венча­нии. Но тут-то и явилась мне на помощь милость Господня и сила Его на призывный и покаянный вопль сердца моего; я ощущал то и дело нисходящие в бедную душу мою струи благодати, которые меня прохлаждали, успокаивали, уте­шали, просвещали. Но наглость, злоба бесовская, лукав­ство явились мне здесь в ужасающих размерах: всякое неосторожное слово мое или другого кого, всякая сторонняя, не о Боге мысль – всё раздражало меня до крайности по действию диавольскому: я был как в печи, или я был как бы на позорище бесовском, пред их грозным трибуналом. Когда я читал молитвы обручальные и венчальные, я был в смущении и потрясении душевном до крайности; начал читать первые молитвы – и сейчас же [пошли запятые] от демонов: не дают выговаривать славословий Троице Святой Животворящей, препрославленной во веки веков. Кроме трех или четырех (всех есть до шестнадцати) славо­словий, я ни одного не произнес как должно: вселукавые и подлые бесы вырвут да вырвут из ума, из сердца, из уст, и остаешься с крайним стыдом и чувством своего ужасного бессилия, срамного бессилия; всякая безделица приводит в смущение: конец рукавов рубашки довольно грязной высовывается из-под рукава подрясника – и беда, и сму­щение, и стыд мне! Какая мелочность, какая суетность, какое тщеславие! Как будто это позорно, бесчестно, что рубашка несколько грязна, что-де люди, особенно жен­ский пол, подумают или скажут; и я то и дело в смущении прятал концы рукавов рубашки, а они, как нарочно, выле­зали! Поделом мне стыд и мука! Пусть обращаю внимание на существенное, а не на пустое – на душевные недостат­ки и их исправление, а не на материальные, вещественные. От крайней бесовской наглости я не докончил брачных молитв и благожеланий, начиная с благожеланий Возвеличися женише... И ты, невесто, возвеличися... потом Отец, Сын и Святый Дух... да благословит вас... и далее прочие молитвы до конца, и отпуст скрал. Не только посто­ронние, но и свои – и диакон – внушали мне какой-то страх, точно я с полчищем бесовским сражался. В смуще­нии кончили свадьбу, разбитый бесовскими наветами, раз­драженный, озлобленный, но в горе и надежде душевной припал усердно к святому престолу благодати, моля, да победит благость Божия все грехи мои и немощи да увра­чует, да не похвалятся бесы злобою и лукавством своим, – и Господь помиловал меня и исцелил, умиротворил, уте­шил, ввел в тихую пристань. Слава Его непобедимому милосердию! Но с какой алчностью и злобой, с каким лукавством, с каким постоянством враги ищут срамоты моей, упадка духа, погибели моей! Какими суетами, бред­нями, страстишками, грехами запинают они меня! Прочь вещественное житие! Прочь любовещность, суетность! Из-за тебя мне все беды от демонов.

Вчера был скоромный день, и я с алчностью поел скоромного мясного супа, и это расслабляло душу мою, я это чувствую.

В войне с демонскими полчищами постоянно надо усердно наблюдать и приготовляться к совершению Таинств постом и бдением с молитвой. Бури бесовские имеют ту выгодную сторону по благодати Божией, что отрезвляют душу от опьянения различных страстей, очищают и проясняют душевную атмосферу и укрепляют душу в вере и уповании на Бога и в борьбе со страстями, в ненависти ко всякому греху и в любви ко всякой прав­де Божией.

* * *

Утро. По причащении больного досмотрщика в таможне. Позвали меня причащать этого больного; крайне неохотно я пошел для исправления требы, и защемило мое сердце. Я обратился к покаянию в нарушении главизны закона Божия – любви, в нарушении всего зако­на, осуждал себя искренно, прося у Господа прощения и избавления, перемены или врачевства болящему, недугующему нелюбовию, леностию, самоугождением, непо­слушанием сердцу моему окаянному, и Господь простил, исцелил, умирил по дороге к больному. Но в квартире больного оказалась неготовность, неисправность; я опять огорчился, и опять же немедленно покаялся усерд­но Господу, и опять получил прощение, исцеление и спо­койно совершил последование молитв исповедания и приобщения Святых Таин, благопременившись сердцем ко всем. Слава благопослушливому, многомилостивому Господу, не затворившему меня в руках врага.

Вечером, придя в восемь часов вечера к имениннику Василию Фроловичу (в доме Горбунова) и Любови Назаровне, я сначала огорчился на множество пришед­ших, но сейчас смирился, покаялся в злобе и презорстве, прося Господа благопременить сердце мое, и Он сотво­рил, исполнил прошение.

30 января

Благодарю Господа, в конце концов соделавшего меня победителем наглых злодеев, супостатов, злобных духов, смутивших меня, расслабивших сердце мое и вырвавших последние слова воскресного Евангелия при чтении его на утрени, потом то же сделавших со мною при говорении отпуста воскресного, мною скомканного от смущения и расслабления, парализования врагами сердца, и при говорении молитвы Христе, Свете истин­ный. Благодарю Господа, избавившего меня от тесноты вражией после великого входа на литургии и даровавше­го мне умиление и слезы при совершении Таинства, избавление после слов В первых помяни, Господи... и после отпуста литургии, особенно после панихиды.

Благодарю Господа за помощь при служении молеб­нов, на которых бесы яростно нападали на меня и не давали выговаривать возгласов, славословий, Евангелий и отпустов; благодарю Господа, явившего помощь при венчании свадьбы, особенно при совершении молебна и обручения у Ал. Д. Мачигина, ранее которого я помолил­ся тайно Господу и получил свыше силу, благодать и мир.

31 января

Понедельник. Матерью Бога моего вся благая приях от Бога, тьмы тем благая, яже и изрещи невоз­можно. Как же мне и всякому человеку (ибо всякий приял от Бога чрез Нее всё доброе) не чтить и не любить Ее и не приносить Ей немолчные песни хвалы и благода­рения? Кто найдется с таким каменным сердцем, кото­рый бы не чувствовал над собой Ее милостей? Но, о Богомати, просвети наши сердечные очи и чувства, да видим разумно и да чувствуем милости и благодеяния Твои на нас и да, славя Тебя, Пречистую, чисто поживем во все дни живота нашего. Буди! Десять часов утра.

Клади вещи, особенно нужные, всякий день на свое место, а не куда попало, чтобы не пришлось в противном случае искать их и убивать даром время, которое могло бы быть употреблено с пользою. Третьего февраля поутру я долго с беспокойством искал учебник по исто­рии Ветхого и Нового Завета и едва нашел: он положен был не на своем месте.

* * *

82

Вар (церк.-слав.) – зной, пожар, кипяток; изварити – иссушить, выжечь, выварить.

83

Якоже (церк.-слав.) – как, подобно.

84

Митрополит Московский Филарет (Дроздов; 1782–1867), святитель. Память 19 ноября (2 декабря). Отмечалось столетие со дня его рождения.

85

Опасно (церк.-слав.) – внимательно, осторожно, тща­тельно.

86

Вина (церк.-слав.) – причина, источник.

87

Преизлиха (церк.-слав.) – сильно, весьма.

88

Присный (церк.-слав.) – близкий.

89

Елена Алексеевна Нектарьевская – вдова протоиерея Василия Кузьмича Нектарьевского, бывшего настояте­лем собора в 1850–1857 годах до отца Павла Трачевского.

90

Долуревностный (церк.-слав.) – стремящийся к низу, пресмыкающийся, низкий.

91

Не ктому (церк.-слав.) – более не, уже не.

92

Сокровище (церк.-слав.) – здесь в значении «запасы, собрание».

93

Нерадиво (церк.-слав.) – пренебрежительно.


Источник: Дневник / Святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. (Духовное наследие Русской Православной Церкви). / Т. 23: 1880-1882. - 2018. - 647, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle