Отец Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский)

Источник

Содержание

Сила молитвы Вера без добрых дел – мертва Храм Божий Устав С.-Петербургского Общества взаимного вспоможения на случай смерти I. Цель Общества II. Состав Общества, права и обязанности членов его Таблица взносов и выдач III. Управление делами Общества IV. О закрытии Общества Спб. Общество Взаимного Вспоможения на случай смерти Члены правления Форма заявления М.Г Проект Устава Цель Общества Состав Общества Средства Общества Правление Общества Общее собрание Собрание уполномоченных О закрытии Общества Лечебница Трех Святых Врачебный Совет С.-Петербургское Общество Взаимного Вспоможения на Случай Смерти С. – Петербургское Общество Взаимного Вспоможения на Случай Смерти С. – Петербургское Общество Взаимного Вспоможения на Случай Смерти С. – Петербургское Общество Взаимного Вспоможения на Случай Смерти С.– Петербургское Общество Взаимного Вспоможения на Случай Смерти С.– Петербургское Общество Взаимного Вспоможения на Случай Смерти Кроме сказанных адресов в течение 9 лет существования Общества, поднесены следующие подарки Признательные уполномоченные незаменимому Члену Правления Секретарю Е.И. Васильевой. 18 7 ̸2  

 

Издавна добрые сердечные люди отличались состраданием к ближнему. Припомним Минина. Кликнул он клич к народу и призывал жертвовать на благо общее, – все несли свои гроши и богатые дары, кто что мог. Послушались голоса умного патриота, и спасено было отечество.

Припомним добрую Русскую боярыню, жившую до Петра Великого, по имени Юлианию Лазаревскую. Эта женщина была чрезвычайно милосердна и сострадательна к бедным людям, вдовам и сиротам и малым детям. Всю ночь она пряла или на пяльцах работала, а днем продавала свою работу и деньги раздавала нищим. Вдова как настоящая мать своими руками кормила и поила, омывала и обшивала.

Постиг русскую землю гнев Божий: наступил великий голод, многие умирали; Юлиания творила милостыню тайно от своей свекрови, себе отказывала в пище, а несла свою пищу голодным, оставляя себе только для утоления голода. Если кто из нищих умирал, Юлиания нанимала обмыть его и покупала утиральные ризы, и на погребение посылала деньги.

Вскоре после голода был на людей сильный мор. Многие из боязни запирались в домах своих. Блаженная Юлиания, тайно от свекра и свекрови своими руками обмывала зараженных, и Бог ее хранил.

Сына её на царской службе убили... Не кричала, не терзала на себя волос, как делали другие женщины, но днем поминала сына своего милостынею и кормлею нищих, а ночью молилась Богу со слезами об отпущении грехов умершего.

Подражая блаженной Юлиании, сотворим и мы доброе дело на пользу больных и бедных. С миру по нитке, голодному рубашка. Пожертвуем хотя малую толику, по крупице от своих стяжаний, по лепте от своего усердия и построим здание для врачевания болящих. В нашей столице много больных, не могущих и медного гроша дать врачу за его советы, таких несчастных особенно много летом бывает между рабочими. Изнывают они на барках, на скамейках по бульварам, a не редко и на сырой земле сидят или лежат, гнетомые недугами. Им часто некуда обратится за помощью.

Врачебницы наши летом ремонтируются, вход в них прекращается, и бедный больной стоном стонет, а помощи ему нет...

Если бы между нами нашлись подобные блаженной Юлиании, то много бы утешения и подкрепления и телесного, и душевного мы даровали бы бедному люду, в Петербурге живущему и пришедшему из далеких углов нашего дорогого отечества.

Припомним, братия и сестры, что мы дали слово при дорогом и сердечно чтимом батюшке отце Иоанне устроить лечебницу (Амбулаторию) и он уже сказал нам, „благодарю»...

Нам теперь надо только сплотиться поближе, чтобы дать делу быстрое движение.

Время идет, оно не ждет. Неужели иссякла исконная русская доброта? Неужели наше Святое дело будет еще отлагаться на неопределенный срок?

Да не будет сего!

Блаженная Юлиания спешила врачевать раны болящих, она отказывала себе в пище и несла ее несчастному, она даже зараженных не отвергла.

Такие сильные примеры доброты русской женщины – боярыни пред нами. А сколько еще таких примеров добродетели – их не сочтешь.

Последуем доброму и трогательному примеру и начнем святое дело собирания трудовых крох на врачевание болящих. „Болен (бех) и посетит мене» (Мф. 25:36) – сказал Спаситель!

Это голос Спасителя нашего и Господа! Послушаемся Его, братия и сестры!

26 марта 1900 года, о. Иоанн служил молебен по просьбе членов Общество Взаимного Вспоможения на случай смерти. О. Иоанн Общим Собранием членов, единогласно, был избран первым почетным членом этого Общества, в среду которого и прибыл, помолится с ним и испросить благословение Божие, на вящее преуспеяние дел его (идущих блистательно и в настоящее время).

Просьба о принятии на себя звания почетного члена Общества выражена была в следующем адресе, прочтенном почтенному пастырю:

Ваше Высокопреподобие,

Благоговейно чтимый

Отец Протоиерей Иоанн Ильич!

В слове Божием сказано: «Во всех словесех твоих поминай последняя твоя и во веки не согрешиши» (Иисуса Сына Сирахова гл.7, ст.39).

Помня эти священные слова, мы составили Общество Взаимного Вспоможения на случай смерти. Оно, благодаря Господу Богу, принесло уже и приносит немало пользы людям, ищущим у него помощи, и ныне, не смотря на не долголетнее существование, скопило около 40 тысяч рублей, которые и блюдет на черный день.

Начиная новое лето своего существования, оно осмелилось обратиться к Вашему Высокопреподобию, благоговейно чтимый батюшка, с просьбою принять звание Первого Почетного Члена нашего Общества.

Добрый пастырь нашей церкви, честнейший во иереях отец Протоиерей, твое имя известно всей России и далеко за пределами ее; из пустынных мест Сибири едут и идут к тебе, чая получить, по силе твоих молитв, помощь, поддержку, утешение и благословение. Идут и едут к тебе вельможи и нищие, богатые и бедные, ученые и простецы; никого ты не удаляешь от себя, всякому по скорби его приносишь утешение, подкрепление и одобрение. К тебе обращался в предсмертные дни свои Иерарх Московский, Высокопреосвященный Леонтий и ты молился с ним; ты возлагал свои руки на главу Царя Миротворца, когда наступал час Его вечного успокоения.

Благоговейно чтимый пастырь, не отрини нашей мольбы, – сердечной и всеобщей, дай нам свое согласие на избрания тебя Первым Почетным Членом нашего Общества. Мы не просим и не дерзаем просить какой-нибудь вещественной помощи от тебя. Нам потребна нравственная сила, которую Богу угодна, даровать твоим чудодейственным молитвам. Твое согласие на просьбу нашу усилит мощь нашего Общества и оно, укрепленное твоим благословением, расцветет яко древо, при исходящих вод насажденное. Мы верим в это, мы убеждены в том.

«Господь Бог да услышит твои молитвы и да продлит дни жизни твоей во Христе1».

Отец Иоанн, благосклонно принимая адрес от депутатов Общества, благодарил их за избрание его и изъявил на это свое согласие; расспрашивал их о делах Общества и каждого депутата отдельно благословил просфорою; благословляя секретаря, благодарил за труды и пожелал ей доброго здоровья; а при прощании сердечно пожелал всякого преуспеяния нашему Обществу.

День 26-го марта 1900 года никогда из нашей памяти не изгладится и об этом радостном дне, мы будем помнить и благоговейно друг другу передавать.

Около 2–х часов дня, у Думы по Невскому, у Гостиного двора, у часовни на Думской улице собралась многочисленная толпа народа всех званий и состояний. Все чего-то ждали, за каждым экипажем трепетно следили. Кого же ждали и кого хотели видеть? – Все жаждали увидеть и получить от дорогого сердечно уважаемого пастыря, батюшки отца Иоанна Кронштадтского, благословение.

Отец Иоанн Кронштадтский, по приглашению председателя Общества Взаимного Вспоможения на случай смерти, Н.Н. Михайлова, обещал прибыть в С. – Петербургскую Городскую Думу, дабы помолится с членами Общества.

Ровно в 4 часа, к гранитной лестнице Думы подъехал экипаж, в котором находился батюшка. Не успел еще экипаж остановиться, как толпа ринулась к экипажу, окружила его, и пастырь очутился среди любящих его, целующих его руки и одежду. Если бы полиция и члены-распорядители Общества, во главе с председателем, не подоспели на выручку, то батюшка, пожалуй, и не попал бы в собрание. Распорядители выбежали на улицу, цепью сплотились и, высвободив из толпы батюшку, направили его в зал Думы, переполненный приглашенными по билетам членами Общества, уже с часу ожидавшими с нетерпением дорогого гостя. При входе отца Иоанна всё смолкло. Как самая зала Думы, которая вмещает две тысячи людей, так ровно хоры и боковые залы были полны жаждущими видеть пастыря. Какого стоило труда председателю, членам Правления и вообще гг. распорядителям (снабженным голубыми на левом плече лентами и кокардами) удержать такую массу в должном порядке – предоставляем судить каждому.

Хор певчих любителей из Вознесенской церкви, состоящий из 150 человек, во главе с регентом г. Соловьевым, явился в 3 часа и помещен был на хорах. В 3 часа прибыло духовенство: Протоиерей Философ и его брат священник Иоанн Орнатские с дьяконом и псаломщиком. Они в облачении встретили отца Иоанна, а певчие запели «Достойно есть». Председатель Общества и сотрудники его убедительно просили публику не тесниться к тому месту, где стояли святые иконы, и находилось возвышение для молебствия. Но публика все более приближалась к заповедному месту, чтобы лучше видеть отца Иоанна и внятнее слышать его чтение и пастырское слово. Шумно было в зале; несколько раз председатель и помощники его обращались к собравшейся публике с просьбой отступить, не напирать, не тесниться; но всё было напрасно…

Но вот прибыл о. Иоанн; тишь на мгновение водворилась; о. Философ Орнатский обратился к собравшимся со словами: «Милостивые Государи! о. Иоанн просит не тесниться!» Немедленно вся масса, стоявшая вплотную к месту для молебна, подвинулась назад. И оказалось, что стоило только произнести имя о. Иоанна Кронштадтского, как воочию оказалась вся сила его высокого нравственного значения.

Облачившись и возложив на главу митру, о. Иоанн сказал следующие слова:

«Чему я обязан, что стою здесь сегодня в публичном зале столичного общественного управления, где думают столичные граждане свою общественную думу, советуются, судят, рядят, спорят и, в конце – концов, благоустроят городской общественный быт по разным частям? Место моего служения в знакомом вам Кронштадте, а в столице я бываю, хотя, правда и часто, но только в частных домах, для молитв у одра больных и скорбных, или иногда у здоровых и благополучных для принесения благодарения Богу за добро, им ниспосланное. А здесь я зачем пред таким многочисленным собранием? Разве нет тут лучших меня, столичных пастырей, чтобы с ними помолиться?!. Только усиленная просьба ваша и долг христианского послушания побудили меня появиться в этом общественном месте пред взором столичных обывателей, в Обществе, поставившем себе целью братскую помощь на случай смерти.

И так, вы, братия, пригласили меня помолиться с вами. Благодарю за расположение ко мне и за честь. Помолимся же все всеблагому бессмертному Творцу нашему за преуспеяние Общества в благом деле. Прекрасная цель Общества и добрая мысль помогать друг другу в случае смерти кого – либо из членов. Часто остаются по смерти кого – либо из вас необеспеченными жена, дети, сродники. Надо им помогать; чувство и долг естественного сострадания побуждают к тому. Но у меня при этом возникает другая мысль. Хорошо заботиться об остающихся по кончине нашей родни; но еще было бы лучше, если бы мы сами при этом, несомненно, заботились о своем христианском приготовлении к смерти и к вечности; а то мы, заботясь об обеспечении земной участи своей и своих семей, часто не радеем о своей участи за гробом, о собственном покаянии, исправлении своей жизни и милостыне. Как хорошо было бы для каждого из нас приготовить запас добрых дел, особенно милостыни бедным, сделать своим должником Самого Господа Бога, бессмертного живота, Который вменяет милостыню, поданную бедным, Себе Самому, так как, говорит Он, «вы сотворили это одному из братьев моих, то сотворили это Мне». Как разумно сделать себя должником Самого Бога, всегда могущего воздать сторицею своим кредиторам и потомству их.

«Я был молод и состарился, и не видел праведника оставленным и потомство его просящим хлеба», говорит царь и пророк Давид. Между тем, об этом мало кто заботится из смертных, и вместо того, чтобы богатеть в Бога, богатеют нередко в себя, оставляя невесть кому свои богатые капиталы, после своей смерти и переходят в другой мир иногда внезапно, без елея милостыни, подвергаясь вечному, безотрадно мучительному душевному гладу и адскому точащему сердце червю. Ныне создают разные общества само обеспечения и страхования своей жизни, с взносом известной суммы денег. Что же? С Богом. Кому нужно, кто не в Боге едином полагает свою надежду, застраховывайте себя на случай смерти; но нет лучшей и вернейшей за страховки, как оградить себя и потомство свое страхованием Божиим: доброю христианскою жизнью.

И так, обеспечивая на случай смерти своих близких материально, прежде всего, позаботимся обеспечить себя, свои души нравственно для вечности исправлением своей жизни, деланием добрых дел и особенно – милостыней бедным в широком христианском смысле этого слова. Милостивее помилованы будут на суде страшном. Аминь».

После слова о. Иоанна начали служить молебен с водосвятием; за молебном он сам читал Евангелие от Мф.10:8–14, о делателях виноградника. Но как читал… Это было нечто особенное, никогда нами не слышанное, – не то певучее чтение, какое у нас везде принято, а простое, как бы разговорное, близкое к нашей речи. Отец Иоанн иногда отрывисто произносил священные тексты и как бы запечатлевал их на веки в наших сердцах. Я тут воочию понял, что есть особая Божественная сила в Св. Евангелии, которую, как огонь живительный, умеют извлекать только такие избранники Божии, как чествуемый нами отец Иоанн. «Вознесох избранного от людей Моих», сказано в слове Божием…, и мы слышавшие чтение «о делателях в винограднике», как будто видели умственными очами нашими этого избранника Божия перед нами со светильником слова Божия. И эта мысль, – да не посетует на нас служитель Всевышнего, отличающийся глубоким смирением, – эта мысль нами всецело овладела. Отрешившись от всего земного, мы в эту минуту, – под влиянием этой мысли, – не могли удержать слез в продолжение всего молебна. Такова сила высоко поучительного чтения Евангелия, такова сила служителя Божия, Ему Одному преданного, Ему Одному покорного. Чтение молитв во время служения о. Иоанном, благоговейное, отчетливое, при всей простоте, умилительное, смягчало наши грубые сердца и возбуждало молитвенное настроение, повергая нас в трепет духовный. Потому то мы и сказали в начале нашего описания, что мы никогда не забудем этого молебствия, сокрушением о наших прегрешениях оконченного.

По окончании молебствия и водосвятия, певчие пропели «Тебе Бога хвалим». Своим стройным и хорошим пением они обратили на себя внимание о. Иоанна и удостоились похвалы. – «Они прекрасно поют», сказал о. Иоанн, дававший в то время богомольцам, собравшимся в зале, целовать крест, – причем каждый считал своим долгом целовать и руку о. Иоанна. Целование креста длилось долго, потому что под конец молебна набралось еще более народа. Замечательно, что в зале было немало евреев, татар, немцев, последователей других исповеданий, и они подходили к о. Иоанну и получали привет. Один из евреев, еще перед началом молебна, на вопрос, зачем он здесь, отвечал: «я уважаю о. Иоанна, как честного и прекрасного человека». Такова, повторяем, сила нравственная: она покоряет и влечет к себе всех: магометанина и еврея, и любого иноверца.

В это время, когда о. Иоанн стоял с крестом и преподавал благословение подходящим ко кресту, председатель Общества, Н.Н. Михайлов, устроивший живую цепь из распорядителей мужчин и женщин для водворения порядка, сказал во всеуслышание: «Милостивые Государи! В ознаменование и память столь для нас радостного дня посещения нашего Общества дорогим нашим гостем, о. Иоанном, устроим амбулаторную лечебницу во имя трех святых: Николая Чудотворца, Св. Пантелеймона целителя и Св. Иоанна Рыльского, имя которого носит о. Иоанн». О. Иоанн громко воскликнул: «благодарю», и продолжал давать молящимся крест для целования, а певчие запели «многая лета» дорогому батюшке.

Когда все подошли ко кресту, о. Иоанн спросил: «все ли подходили ко кресту?» – отвечали, что все.

Цепь живая, окружавшая о. Иоанна, сопровождала его до самой кареты. Члены Общества, с председателем Правления во главе, испросив благословение у о. Иоанна, посадили его в карету и о. Иоанн уехал.

На улице еще больше собралось народа, чем прежде, но о. Иоанну надо было спешить на другие подвиги молитвы и утешения, в другие углы нашего Петербурга. Разнообразна его благотворная деятельность. Всюду его зовут, и всюду ему надо поспеть. Действительно, кто только не знает о. Иоанна Кронштадтского? Кто только не обращался к чудодейственной его молитве? Не одного раба Божия силою молитвы своей он воздвигает от одра болезни. К нему обращались и обращаются за молитвою и цари, и нищие; и высшие иерархи церковные, и простецы из разных краев России. Мы встречали около Петергофа плетущихся из Сибири. «Зачем ты идешь так далеко?», спросили мы. «Получить от батюшки благословение на богомолье в Соловки». Так говорили странники. «Чем же питаешься в дороге?» – Милостынею Господнею, что дадут добрые люди, тем и питаюсь.

Мы все помним, что Высокопреосвященный Леонтий, Митрополит Московский, удрученный смертным недугом, призвал к себе о. Иоанна для молитв – и молился с ним, забыв о своей болезни, которая приковывала его к постели.

Все мы помним, как о. Иоанн напутствовал в иной мир Царя – Миротворца и принял вздох нашего Благочестивейшего, в Бозе почившего, Государя Императора Александра Александровича.

А сколько благодеяний сделал о. Иоанн для народа!.. Посмотрите на Кронштадт. Там о. Иоанн, на доброхотные даяния устроил «пристанище» для богомольцев, Дом трудолюбия для желающих жить честным трудом, убежище для сирот. Тысячи нищих и бедняков он оделяет деньгами ежедневно.

Его щедрая рука простирается и на необъятную Сибирь: еще недавно от имени Комитета Министров напечатано было объявление, что о. Иоанн пожертвовал, в разное время, 34 тысячи рублей на церкви по великому Сибирскому пути. Причем трогательно было читать в объявлении Комитета Министров, что о. Иоанн именно тогда и является со своей помощью, когда оскудевает находящийся в распоряжении Комитета источник, ассигнованный на церковные нужды Сибири.

Вы, если со вниманием следите за газетами, весьма часто в них можете читать, что о. Иоанн жертвует то сотню, то две на разные Богоугодные благотворительные дела. И все суммы для своих щедрых пожертвований он приобретает своими подвижническими трудами и молитвами.

Послушайте, что слышали мы раз на одном многолюдном обеде хозяина-именинника (6 декабря). У нашего именинника находился о. Протоиерей С., заслуженный человек, автор многих педагогических и проповеднических сочинений, украшенный звездою на груди и убеленный сединами. Разговор зашел об отце Иоанне; многие гости удивлялись, отчего такую славу приобрел о. Иоанн. Отец Протоиерей сказал: «понятно почему, – Господь дает силу молитвам о. Иоанна. Вы прочитайте его сочинение «Моя жизнь во Христе», и вы увидите, что отец Иоанн живет как истинный подвижник…»

И все под впечатлением сказанного о. Протоиереем С. постигли источник силы возносимых к Богу молитв о. Иоанном.

И в литературе немало появилось статей об о. Иоанне. В одной книжке, носящей название «У источника живой воды» (издание Алексеева) содержатся назидательные данные о могущественной силе пастырского увещания о. Иоанна на приходящих в Андреевский собор (в Кронштадте) для говенья, о поразительной общей исповеди, которой подвергают себя молящиеся в соборе; стоны и слезы слышны, когда о. Иоанн, со крестом в руке, именем Божиим зовет исповедников к покаянию. Все, не стыдясь, открыто исповедуют грехи свои. Это напоминает нам первые века христианства.

Вот как описывается эта исповедь:

Обедня кончилась, и народ тесною массою придвинулся к амвону, ожидая общей исповеди.

Скоро на амвон вышел о. Иоанн с книгою в руках, и обратясь к тысячной толпе народа, звучным, твердым голосом пригласил предстоящих грешников и грешниц к сердечному, искреннему и нелицемерному покаянию.

Толпа столпилась еще теснее, еще ближе придвинулась к амвону, точно стадо заблудившихся овец, сознавая свою греховность пред Богом, свою нечистоту духовную и теперь, дерзая молить Господа о милосердии и прощении, искала предстательства и защиты у своего доброго пастыря.

Ясный, проникающий в душу, голос о. Иоанна звучал снова над морем голов человеческих, призывая всех «сердечными ушами» выслушать молитвы покаяния.

Затем читалась молитва к Богу Отцу, и в этой молитве говорилась святая, непреложная истина, размягчающая упорную душу грешного и располагающая его к покаянию.

В этой молитве о. Иоанн последовательно доказывал народу, как велико могущество Бога, Дивного, Все святого, Всеблагого, Всемогущего, Премудрого и Страшного всей твари, но в то же время и бесконечно Милосердного, беспредельно Любящего нас грешных и всегда готового с любовью принять в благодатную сень Свою заблудшую, но искренно покаявшуюся овцу стада Своего.

Красноречиво и прочувствованно обрисовав перед нами Образ Святейшего и Всемилосерднейшего Господа, добрый наставник, в трогательных выражениях, просил предстоящую толпу искренно покаяться, слезами омыть нечистоту душевную и через покаяние примириться с Богом, ибо согрешающий и нераскаивающийся человек отдаляется от Господа, враждует с Ним, уходит от светлой и спасительной любви Его и делается угодником дьяволу, этому исконному врагу слабого на искушения рода человеческого.

Далее о. Иоанн убеждает народ не смущаться множеством своих прегрешений и не отчаиваться в прощении безмерно милостивого Бога, от века дарующего прощение согрешающему человечеству. В доказательство же долготерпения и милосердия Божия, о. Иоанн приводит много спасительных примеров, наглядно указывающих спасение отчаявшемуся грешнику.

Таким примером прекрасным служит царь и пророк Давид, праотец по плоти Господа нашего Иисуса Христа, человек благочестивый, исполняющий заветы Божии и вдохновенный псалмопевец славы Божией.

Потом о. Иоанн продолжает читать…

«Величие Твое бесприкладно и милость Твоя безмерна!»,– громко воскликнул о. Иоанн, окончив проповедь и обращая свой ясный, чистый взор на образ Спасителя и пламенно молил Его помиловать сих предстоящих пред лицом Его грешников и грешниц, жаждущих прощения и разрешения от тяжких уз греха, невидимо, но властно связывающих внутренний мир человека.

Боже мой! Как радовалась, как трепетала кающаяся душа при виде доброго пастыря, взявшего на себя в данные минуты трудную обязанность примирителя и просителя благости Божией к нам грешным.

Как умилительно просил он у Господа прощения грехов наших, приводя в оправдание нашу жизнь в мире прелюбодейном и грешном, ежеминутно прельщающихся от дьявола и по слабости душевной впадающих в грехи и пороки.

С каким трепетом слушал народ вдохновенные молитвы своего мудрого наставника и как горячо молился вместе с ним!..

Какая – то неземная сила поднималась тогда в очищающейся душе каждого человека, – это была сила чудная, дивная, сверхъестественная, – сила добра, правды и веры, возвышающая над собственными пороками, и эта чудная сила жила и росла в душах наших. Слагая в сердце мудрые слова наставника, пламенно жаждала воскрыляться духом, очиститься от скверны грехов и унестись чистыми помыслами туда в горнюю, дивную высь небес к лучезарному Престолу Божию, и там, повергнувшись в прах, вымолить у Господа так страстно желаемое душою прощение в грехах.

Мы знаем и другую книжку: «Пожарный букварь», где на первой странице приведены слова о. Иоанна пожарному обществу, имеющему целью спасать имущество крестьян, а слова эти свидетельствуют о том, что батюшка о. Иоанн всякому доброму начинанию рад и всегда готов помочь благословением, пастырским словом и щедрыми деяниями.

Мы помним проповедь Высокопреосвященного Никанора, Архиепископа Одесского, к пастве своей, когда он возвратился из Петербурга в Одессу и говорил о впечатлениях своей жизни в Петербурге, где он присутствовал в заседаниях Св. Синода. Высокопреосвященный прямо сказал, что о. Иоанн Кронштадтский – явление многознаменательное, что к нему, как высокочтимому пастырю, обращаются за нравственной помощью лица разных званий и исповеданий, и он не отказывает в требуемой помощи.

Если с церковной кафедры говорят наши иерархи об о. Иоанне; если весь русский народ любит этого доблестного пастыря, – (а об этой любви народа к о. Иоанну говорил при последних минутах своей жизни Царь-Миротворец, когда о. Иоанн держал свои руки над головою Умирающего Царя); – если при всяком общественном деле люди и разные общества и просят о. Иоанна, чтобы он помолился с ними о преуспеянии дела: то нам ли, нашему ли Обществу, не желать войти с о. Иоанном в ближайшее духовное единение и не поддержать заявленное председателем Правления желание открыть лечебницу в память посещения нашего Общества 26 марта 1900 г. о. Иоанном, ныне семидесяти пятилетним старцем?

Воздвигнем же лечебницу для «меньших» братией, будем стараться подражать добродетелям о. Иоанна, будем побольше делать добра людям. «Болезнь бех и посетите Мене» (Мф.25:36). Видите: все Спаситель относит к Себе. Даем нищему – мы Спасителю даем; облегчаем болезнь больного – мы это Спасителю оказываем свою помощь. Если напоивший чашею студеной воды жаждущего не лишиться мзды своей, по слову Божию, то, как будет ценима на весах правды Божией наша жертва, на врачевание болящих!.. Помните, что в Петербурге мало лечебниц, что все они переполнены, а в плачевное время эпидемий не хватает врачебной помощи для заболевших. Отзовитесь же, братии, вашим содействием делу устроения лечебницы в память посещения о. Иоанном нашего Общества и уже поблагодарившего нас за это доброе дело и тем, как бы уже благословившего нас на доброе наше начинание. Время же идет. Приступим к доброму делу, немало немедля. «С миру по нитке, голому рубашка», говорит наша народная пословица, и помните слово Божие, вещающее, что «рука дающего не оскудеет».

Описывая все вышесказанное, не можем умолчать, что в числе присутствующих на молебне, между прочими, находился некто, вышедший из народной среды, ныне высокопоставленный сановник, который, в порыве восторга, рассказал следующее:

«Я помню в дни юности моей один подобный молебен на родине, в деревенском храме, когда я собирался идти за 700 верст в Петербург учиться, с тремя рублями, данными мне родителем моим, псаломщиком села. Мы с ним служили напутственный молебен. В храме был священник и я с отцом. Стоя с наклоненными головами при чтении Евангелия, мы оба уронили по несколько капель слез наших на деревянный пол церкви… Нас тогда сокрушала неизвестность судьбы нашей, мрачное будущее, чужая – дальняя сторона и расставанье с родиной, где мы жили безотлучно 21 год (я обучался в училище духовном и духовной семинарии); но на молебствии, совершенном о. Иоанном, меня сокрушала скорбь о грехах, вызванная «избранником Божиим"…

* * *

1

Адрес этот депутатами Общества был поднесен отцу Иоанну 22 февраля 1890 г., по изъявлении им на то согласия, после совершенной им обедни в алтаре церкви Леушинского подворья (что на Басейной), почетным председателем Николаем Никитичем Михайловым (им же и прочитан), членом Правления – секретарем Евдокией Игнатьевной Васильевой, уполномоченными: Михаилом Николаевичем Корякиным, Петром Савичем Мищенко, Яковом Савельевичем Савельевым и Андреем Васильевичем Титовым.


Источник: Отец Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский) : [о его благотворит. деятельности]. - [Санкт-Петербург : тип. И. Гольдберга, ценз. 1902]. - [4], 76 с.

Комментарии для сайта Cackle