праведный Иоанн Кронштадтский

БОГОСЛУЖЕНИЕ

Во время богослужения, во время совершения всех Таинств и молитвословий будь доверчив, как дитя по отношению к своим родителям. Помни, какие великие отцы, какие светила вселенной, Духом Святым озаренные, руководят тобой. Как дитя, будь прост и доверчив, не сумнителен в деле Божием. Всю печаль возверзи на Господа, а сам будь совершенно беспечален. «Не заботьтесь, как или что сказать... ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф. 10:19, 20). Давно Господь снял с нас эту заботу, эту печаль, научив богоносных отцов наших Духом Святым, что глаголать Господу при богослужении, совершении Таинств и при разных обстоятельствах человеческой жизни, требующих молитвы, низводящей свышнее благословение. Нам должно быть легко молиться. Только вот враг стужает9. Да что его стужения, если сердце наше утверждено в Господе! Вот беда, если мы не в Боге, если веры твердой в нас нет, если пристрастиями житейскими связали мы себя, если разум наш горд и кичлив, тогда и в святейшем, непорочнейшем деле богослужения, совершения и причащения Святых Таин диавол будет сильно запинать10 нас (1).

* * *

В богослужении указываются нам церковью предметы или нужды, о которых мы должны молить милосердие Божие с несомненной надеждой на получение их, потому что мы просим о имени Господа Иисуса Христа, сказавшего: «если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне» (Ин. 14:13) (1).

* * *

Как влечет к Себе Господь через богослужебные песни, стихиры, каноны и весь состав богослужения и до скончания века будет привлекать избранных верующих, любящих службу Божию! Какое богатство горячего покаяния, сердечного умиления сокрыто в нашем богослужении! День и ночь стояли на молитве многие подвижники, привлекаемые любовью ко Христу, принесли в жертву возлюбившему и любимому ими Христу величайшие подвиги воздержания, молитвы и созерцания (4).

* * *

Когда смущение и какое-то бессилие сердца препятствуют тебе произносить во время богослужения слова молитв, тогда сочти это смущение и безсилие за мечту вражию (демонскую), отбрось уныние, малодушие и робость и о имени Господнем говори не торопясь, спокойно и намеренно громче, и ты одолеешь смущение и бессилие и получишь бодрость и силу. Верующему и уповающему все возможно. Надо бороться и побеждать (6).

* * *

Не оттого ли холодность к общественному богослужению происходит, что одни не понимают его, а другие хотя и учили науку о богослужении, но ее преподавали им сухо, без примеров, одному рассудку, тогда как богослужение, будучи высоким созерцанием ума, есть вместе, и по преимуществу, мир, сладость и блаженство для сердца (7).

* * *

Враг бесплотный крепко борет нас во время богослужения, потому что в это время свершается через наше посредство благодатью Божией возрождение душ наших; потому да не унываем от наветов вражьих, но да мужаемся и крепимся, взирая сердечными очами на Подвигоположника Христа, невидимо пред нами стоящего и тайно совершающего возрождение в душах (7).

Посещающим богослужение Православной Церкви и изучающим науку о богослужении надо помнить, что служение здесь, на земле, есть приготовление к всерадостнейшему служению Богу на небеси; что, служа Богу телом, надо тем паче служить Богу духом и чистым сердцем; что, слушая богослужение, надо учиться служить Богу так, как служили святые, о житии и делах которых мы слышим во время богослужения, о их вере, надежде и любви; что служить Богу наипаче должно делом и истиною, а не словами только и языком. Самым бытием своим мы призваны уже к служению Богу: для того мы получили прямой стан, чтобы взирать непрестанно к Богу, благодарить и прославлять Его, на то даны разум, сердце, воля, на то все чувства (7).

* * *

Те, которые идут к богослужению покушав, добровольно налагают на себя ненужную и вредную тяжесть и заблаговременно заглушают сердце свое для молитвы, преграждая к нему доступ святых помыслов и святых ощущений. Крайне надо остерегаться, чтобы не есть пред богослужением. Помнить надо, что Царство Божие не пища и питие (Рим. 14:17), то есть не может царствовать Бог в том сердце, которое отягощено объедением и питием (7).

* * *

9

Стужать (устар.) – докучать, досаждать.

10

Запинать (устар.) – удерживать, мешать.


Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям свт. Иоанна Златоуста – ДАРЫ БОЖИИ святитель Иоанн Златоуст

2. Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Благоразумие преподобный Ефрем Сирин

3. Симфония по творениям святителя Василия Великого – Миротворец святитель Василий Великий

4. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Закон святитель Димитрий Ростовский

5. Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского – МАТЕРЬ БОЖИЯ святитель Феофан Затворник

6. Дневник. Том X. 1866-1867 – Сентябрь праведный Иоанн Кронштадтский

7. Симфония по творениям святителя Григория Богослова – Блага земные святитель Григорий Богослов

8. Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского – ЦЕРКОВЬ (См. также ДОГМАТЫ) святитель Игнатий (Брянчанинов)

9. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского – ИДЕАЛ схиархимандрит Иоанн (Маслов)

10. Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского – Нравственность преподобный Амвросий Оптинский (Гренков)

Комментарии для сайта Cackle