праведный Иоанн Кронштадтский

ХРАМ (ЦЕРКОВЬ)

Чтобы христианин жил христианскою жизнью и не угасла в нем совершенно жизнь духа, ему необходима молитва домашняя и общественная, необходимо посещать с верой, разумением, усердием Богослужение в храме, как необходимо подливать елей в лампадку, чтобы она горела и не угасала; а так как молитва искренняя, горячая бывает при воздержании, то для поддержания в себе христианской жизни или горячности веры, надежды и любви нужны воздержание и пост. Ничто так скоро не погашает в нас духа веры, как невоздержание, лакомство и пресыщение и рассеянная, разгульная жизнь. Я угасаю, умираю духовно, когда не служу в храме целую неделю, и возгораюсь, оживаю душой и сердцем, когда служу, понуждая себя молитве не формальной, а действительной, духовной, искренней, пламенной (1).

* * *

Люблю я молиться в храме Божием, особенно в святом алтаре, у престола или у жертвенника Божия, ибо чудно изменяюсь я во храме благодатью Божией; в молитве покаяния и умиления спадают с души моей терния, узы страстей, и мне становится так легко; все обаяние, вся прелесть страстей исчезают, и как бы умираю для мира и мир для меня со всеми своими благами; я оживаю в Боге и для Бога, для единого Бога и весь им проникаюсь и бываю един дух с Ним; я делаюсь как дитя, утешаемое на коленях матери; сердце мое тогда полно пренебесного, сладкого мира; душа просвещается светом небесным; все светло видишь, на все смотришь правильно, ко всем чувствуешь дружество и любовь, к самим врагам, и охотно их извиняешь и прощаешь. О, как блаженна душа с Богом!

Церковь истинно земной рай (1).

* * *

О храм святой! Сколь благо, сладостно в тебе молиться! Ибо где пламенная молитва, как не в стенах твоих перед престолом Божиим и перед лицом Сидящего на нем! Поистине, душа тает от умиления молитвенного, и слезы по ланитам струятся, как вода. Сладостно молиться за всех (1).

* * *

Стоя в храме, будь весь как на небе с Богом; ибо в храме все небесное... Тут общая молитва не о чем другом, житейском, а о спасении души, о прощении грехов, о преуспеянии в добродетели и даровании бессмертия душам нашим – молитва за всех. Всякое житейское попечение должно отлагать в сторону при входе в храм и стоянии в нем (1).

* * *

Вы слышите в церкви больше всего гласы священнослужителей, чтецов и певцов, поющих о помиловании нас. Что это значит? Это значит, что все мы, сколько нас ни есть в храме Божием, по грехам своим достойны казней Божиих и что прежде всего по пришествии нашем в храм мы должны помнить, что мы грешники, что пришли к Господу неба и земли, Творцу и Благодетелю, ежедневно и ежечасно прогневляемому нашими неправдами, умолять Его каждый за себя и даже – по христианской любви – за других, о помиловании. Моления о помиловании бывают то великие, то малые, то сугубые. Так как в церкви нет ни одного лишнего слова, то при пении сугубой ектении нужно особенно сильно молиться Богу, из самой глубины души, от сердца самого сокрушенного, как и говорится об этом в начальной ектении: рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем. В это время отложить нужно и малейшую холодность, малейшее невнимание сердечное и, горя духом смиренным, став весь вниманием, возносить Создателю теплейшую молитву о помиловании нас, грешных. Но что мы видим при возглашении священнослужителя и пении певцов сугубой ектении и великой? Большей частью, обыкновенную невнимательность и равнодушие молящихся (1).

* * *

Только в храме Божием мы научаемся искренне веровать в Бога, познавать себя, любить и Бога, и друг друга, только в храме мы познаем, что у нас есть общий Отец на Небесах, основавший там для верных и любящих чад Его вечный, нетленный Град, и что Он от сложения мира вписал преданных Ему в число граждан Небесного Иерусалима (3).

* * *

Путешествуя по России, встречаешь часто храмы как кущи92 странствовавшего по пустыне Израиля или как странноприимные дома. И в самом деле, храмы городские или сельские суть кущи и странноприимницы, ибо все веруем и знаем, что мы все здесь странники и пришельцы, а не постоянные жители; храмы – это духовные школы, врачебницы, просветительные места, дорожные станции для путешественников Неба, дома благотворительные, где оказываются нам величайшие благодеяния и пособия благодатные для приготовления к водворению на Небо (4).

* * *

В храме особенно совершается тайна очищения грехов. Благоговей же к месту, где совершается очищение твоих душевных скверн, где ты примиряешься с Богом, где получаешь истинную жизнь духа! Сколько раз Господь подавал мне здесь очищение грехов моих, без которого я не мог бы наслаждаться дарами Божиими: величайшим даром жизни, дарами мира и радости и благами вещественными! Слава Тебе, Иисусе, Сыне Божий! Ты «умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1Ин. 2:2)(6).

«Будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» (3Цар. 9:3), – говорится о храме; "там", то есть больше на сердцах предстоящих и молящихся, ибо Вышний не в рукотворенных храмах живет. Как отрадно читать эти слова у премудрого Соломона! Очи Владыки в храме Божием обращены на каждого из нас, сердце Владыки обращено к каждому из нас! Можно ли требовать большей близости? Самое сердце Владыки обращено ко мне. Иногда стоишь с человеком лицом к лицу и беседуешь с ним, а сердце его не обращено к тебе, а занято чем-либо другим; а тут сердце Божие все к тебе обращено, вся любовь Его, вся благость, все щедроты Его готовы от Него на тебя излиться по вере твоей (6).

* * *

Господи! Исповедую перед Тобою, что не на даче, не в лесу жизнь и здравие и крепость духовных и телесных сил, а у Тебя во храме, наипаче в литургии и в животворящих Твоих Тайнах! О, величайшее блаженство, Святые Тайны!

О, живот дающие Святые Тайны! О, любовь неизглаголанная, Божественные Тайны! О, помышление чудное и непрестанное Господа Бога о спасении и обожении нашем, Божественные Тайны! О, предображение вечной жизни, Божественные Тайны (7)!

* * *

Поистине храм есть земное небо, ибо где престол Божий, где страшные Тайны совершаются, где Ангелы служат с человеками, где непрестанное славословие Вседержителя, там истинно небо и небо небес. Итак, да входим в храм Божий, наипаче во Святое Святых, со страхом Божиим, с чистым сердцем, отложив страсти и все житейское попечение, и да стоим в нем с верою, благоговением, разумно, внимательно, с любовью и миром в сердце, да исходим обновленными, как бы небесными, да живем во святыне, свойственной небу, не связуясь житейскими похотями и сластями (7).

* * *

Источник всякой истинной радости течет в храме, всякого истинного спокойствия и умирения совести, очищения, исцеления душевного и телесного, источник силы и бодрости душевной... От храма получают отраду и утешение с очищением грехов и помилованием и усопшие наши. Как горячо надо любить храм, как украшать его! И это делают все, познавшие ему цену; и за них молится Церковь, говоря: помолимся о сих, иже с верою, благоговением и страхом Божиим входят вонь93, и помолимся о плодоносящих и добродеющих во святом и всечестном храме сем, или: освяти любящие благолепие дому Твоего, Ты тех воспрослави

божественною Твоею силою (7).

* * *

Кто же нам покажет, в чем состоит наше звание христианское и обязанности его и то, какого мы должны быть духа, как вести себя в разных обстоятельствах жизни? Кто нам преподаст силы жить по духу Христову, свято? Это все нам доставляет Церковь; эти духовные силы мы можем получить в храме Божием посредством Таинств. Здесь витает дух небесный, неземной; здесь школа Иисуса Христа, в которой воспитываются будущие небесные граждане; здесь вы получаете и уроки небесные от Божественного Наставника Иисуса Христа и Духа Святого в Евангелии, и пищу небесную, и питье небесное, и одеяние духовное, небесное, и духовное всеоружие против врагов спасения; здесь получаете и мир пренебесный, столько необходимый в духовных наших занятиях, в духовном нашем воспитании, и силы для духовных трудов и борьбы с грехом. Здесь мы научаемся и сладкой беседе с Отцом нашим Небесным и с Пречистой Царицей Богородицей, с Ангелами Господними и святыми, научаемся, как и о чем молиться. Здесь найдете примеры всех добродетелей христианских в ежедневно прославляемых Церковью святых. Здесь, собираясь вместе в дом Божий как дети одного Отца Небесного, как члены таинственного тела Христова, мы научаемся любить друг друга как член члена, как члены Христовы, как Самого Христа.

Видите, как полезно, как необходимо посещать христианину храм Божий – это Богом учрежденное училище веры и благочестия, эту священную сокровищницу «Божественной силы... для жизни и благочестия» (2Пет. 1:3), сокровищницу всех Таинств Христовых! Но польза и необходимость посещения храма Божия для христианина очевиднее открывается из сравнения храма с суетным миром, в котором мы любим больше обращаться, чем в храме. Что вы встречаете в мире и что в храме?

В мире почти на каждом шагу – суету, прелесть, порок; в храме – только истину, святыню и всякую добродетель; в мире – тлен, грех, смерть; в храме – нетление святых и вечную жизнь; вне храма вы видите предметы суеты житейской, питающие «похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую» (1Ин. 2:16), видите то, чем прельщаются и пленяются непрестанно люди и из-за чего пренебрегают заповедями Бога, Творца и Спасителя своего; например, вот здесь, в этом доме, приютилось все разнообразие тканей всех цветов, эти ткани – предмет обожания дщерей человеческих – ими они живут, ими одушевлены, ими радуются, но не Богом; тут же поражают блеском разные изделия из серебра и золота, прельщающие взор поклонников всего блестящего, прекрасного, словом, в мире, куда ни обратишь внимание, везде почти видишь один тлен, одну суету и грех; везде земное и мирское и разговоры пустые и суетные и дела суетные, ничего почти напоминающего о Небе, о Боге, о тамошней жизни. Только в домах благочестивых людей иконы Господа Иисуса Христа, Пречистой Его Матери и святых Его напоминают смыслящим о том, что мы – христиане и члены Христовы, члены Царства Его, что мы чаем воскресения мертвых и жизни будущего века, в которой соединимся с Господом и со святыми, очистив себя здесь от всякой скверны плоти и духа.

Итак, видите, какая разница между храмом, или домом Божиим, и между миром. Видите, как полезно и необходимо христианину посещать храм Божий, чтобы воспитать себя для Небесного Отечества, чтобы вселить в себя дух Христов, образовать в себе нравы небесные, святые! Ибо где вы, кроме храма Божия, услышите Слово Божие; где, кроме храма, преподадут вам таинства веры; откуда возьмете силы жить по-христиански? Все – в храме и из храма.

Любите же посещать храм Божий и уготовляйте сами из себя храм Богу и «сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1Пет. 2:5). Родители, воспитатели, родственники детей пусть чаще и неотменно во все воскресные и праздничные дни водят или посылают их в храм на общественную молитву, а не в театр, не на вечера, где так рано юношество узнает то, чего никогда бы не должно было узнать. В храме они будут часто слышать имя Господне, научатся великим истинам творения мира и человека, познают Спасителя, Божию Матерь, узнают имена святых, о воскресении мертвых, будущем суде, о будущей жизни и о вечных муках грешников и научатся от Духа Божия быть добрыми христианами, а это всего дороже на свете (9).

* * *

Есть чудная Божия благодать в святых храмах Божиих: пришедший в них с искренним желанием помолиться уходит из них, как уловивший богатый, славный лов, с радостью и миром в сердце, славя Бога. Вот что испытано много раз (10)!

* * *

92

Куща – скиния, шатер, временное жилище.

93

Вонь (церк.-слав.) – в него – винительный падеж местоимения он с предлогом в.



Источник: Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского. - Москва : ДАРЪ, 2007. - 768 с. ISBN 978-5-485-00141-4

Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского – ЦЕРКОВЬ (См. также ДОГМАТЫ) святитель Игнатий (Брянчанинов)

2. Симфония по творениям святителя Василия Великого – Церковь святитель Василий Великий

3. Духовенство древней Вселенской Церкви – ПРИЛОЖЕНИЯ профессор Алексей Петрович Лебедев

4. Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Храм (Дом Божий) преподобный Ефрем Сирин

5. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Храм (Церковь, Дом Божий) святитель Димитрий Ростовский

6. Дневник. Том XVI. 1871-1872 гг. – Март праведный Иоанн Кронштадтский

7. Симфония по творениям свт. Иоанна Златоуста – ВОСКРЕСЕНИЕ святитель Иоанн Златоуст

8. Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского – НАЧАЛЬСТВО святитель Феофан Затворник

9. Беседы на Светлой Седмице – Слово на вечерне, в первый день Пасхи cвятитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический

10. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского – ДАР, ДАРОВАНИЯ схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Комментарии для сайта Cackle