праведный Иоанн Кронштадтский

ХРИСТИАНИН

Мы носим имя христиан: стали ли мы новою тварью, изменили ли свою природу или остаемся все такими же, какими были некогда язычники? Если христианство не переродило нас, много ли нам от него пользы? Бог через Иисуса Христа и в Иисусе Христе примирил с Собою мир. Чего стоило это примирение! Сын любви Отчей должен был истощить Себя до последней возможности – до смерти, и смерти крестной. Велика жертва – велики и плоды ее: на все века Господь оставил на земле освященных лиц, которым передал Свое право и власть примирять согрешающих людей с Богом. Он дал нам служение примирения и положил в нас слово примирения, или слово Божие (2).

* * *

Требуются со стороны всякого христианина непрестанная борьба с воинственным всеоружным грехом, вера в Бога, Спасителя, в Церковь Его, молитва непрестанная, помощь Божия, ибо без Бога мы не можем делать ничего доброго, а можем только согрешать непрестанно. И вот жизнь наша на земле есть непрестанная война с грехом, с миром и со своей многострастной плотью. Да, есть бесконечная личная Жизнь, вторая дала нам жизнь по образу Своему и от второй мы отпали вольной волею и к второй должны стремиться верой, вниманием к себе, усердием к деланию заповедей Божиих и непрестанным покаянием. Есть безконечная красота, создавшая нас по образу Своей красоты, которую мы утратили, обезобразив себя грехом. Есть безконечная сладость Божьего существа, которой мы лишились, прельстившись сладостью греха. Есть безконечный Разум ипостасный, от второго мы отпали и впали в безумие всяких грехов и страстей. Есть безконечная свобода, которой мы лишились, поработившись безсловесным страстям, ибо «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34), по слову Господа, и потому должны мы все стремиться к свободе духовной через искреннее покаяние и добродетель, особенно через любовь к Богу и взаимную друг к другу. Итак, вся жизнь наша должна проходить в борьбе с грехами и в стремлении к святости и правде (3).

* * *

Если бы христиане твердо веровали в те воздаяния вечные, которые обещаны истинно подвизающимся в этой временной жизни и которые получили уже подвизавшиеся добрым подвигом, – о, как бы они старались подвизаться здесь всеми силами, каждый в своем звании и состоянии – в духовном, гражданском, военном, земледельческом, студенческом, ремесленном, купеческом и т.д. Все бы мужчины и женщины наперебой старались восхитить венцы небесные от Бога и переселиться в вечную жизнь, где вечное блаженство, вечная радость, вечная святость, вечная правда, вечный мир! Но в этом-то и заключается претыкание для бесчисленного множества – именно сомнение в вечной жизни или неверие в воскресение и будущее блаженство или даже неверие в Бога Мздовоздаятеля. У всех опускаются руки, все бездействуют или ленятся подвизаться, прилепляются крепко к жизни временной, прилепляются различными житейскими страстями и удовольствиями и не приносят плода добрых дел, всегдашнего покаяния, и жизнь пропадает даром (3).

* * *

В какой высокой среде поставлен христианин, к какому высочайшему святому обществу он приписан как христианин и член Церкви! «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем" (Еф. 2:19–20). Помни это, христианин, и живи достойно звания, во всякой добродетели (4).

* * *

Род человеческий есть единое, великое древо Божие, разросшееся по всей земле и ветвями своими покрывающее всю землю. K прежнему гнилому корню, падшему Адаму, Божией премудростью и благостью привит новый, живой корень – Господь Иисус Христос, от Которого и ведут свое начало христиане, как отрасль от целого дерева. В деревьях – жизнь земная, органическая; в роде христианском – жизнь Христова, небесная, духовная, и на душевные способности и силы истинных христиан надобно смотреть как на силы Самого Христа Иисуса. «Мы имеем ум Христов» (1Кор. 2:16), – говорит апостол об истинных христианах; равно и на дела добродетели надо смотреть как на плод благодати Христовой. Не по-христиански живущие христиане составляют сухие ветви на отрасли, идущей от корня – Христа, и всякую ветвь, не приносящую плода, Отец Небесный отсечет и бросит в огонь (Ин. 15:2, 6). Язычники – отрасль невозрожденная, неоживленная, идущая от гнилого корня – Адама. Верой и они прививаются к отрасли живой, здоровой – к телу Церкви, этому телу Христову (6).

* * *

Когда я вспомню о Сыне Божием, восприявшем в единство Божества Своего человеческую природу, и о том, как живут именующиеся христианами, то берет меня страх и жалость: страх потому, что ожидаю великого гнева Божия на невнимательных, неблагодарных и злонравных; жалость потому, что вижу многое множество христиан, добровольно лишающих себя неописанного блаженства будущей жизни и ввергающих себя в огонь вечный на вечные муки (6).

* * *

Если плотскому человеку легко, то духовному тяжело; если внешний человек цветет, то внутренний тлеет. Вот как противоположны в нас ветхий человек, греховный, плотский, и человек новый благодатью Христовой; потому-то апостол и сказал: «если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2Кор. 4:16). И это мы часто сами испытываем. Потому истинный христианин должен желать злостраданий внешних, плотских, мирских; они укрепляют дух его. О ропоте он и думать не должен. Kак роптать на то, что приносит пользу его безсмертной душе, хотя и средствами очень противными для его плотского человека! Болезни, пожары, похищения, бедность, несчастия, войны, голод часто благодеяния душе (6).

* * *

Kаким ты именем называешься по вере? Христианином. Что оно значит? Означает то, что я член великого тела Христова, которое именуется Церковью Христовой, что я Христов раб и послушник. K чему обязывает тебя имя христианина? K тому, чтобы я всегда имел Христа в мыслях и сердце своем, имел всегда дух Его во всем житии своем, подражая Его житию, исполняя Его святые повеления и о горнем помышлял, «где Христос сидит одесную Бога» (Кол. 3:2, 1), презирая дольнее (7).

* * *

Христианин – Божий сосуд, Божий храм, Божий дом. О, как достопочтенен христианин истинный, как ревностно он должен удаляться от всякого греха, как должны христиане уважать друг друга (7)!

* * *

Истинный христианин поступает так в этой жизни, чтобы она была приготовлением к будущей, а не жизнью для здешнего только века; он при действиях своих не думает о том, что скажут об нем здесь, а что скажут там, на небесах; он представляет себя всегда в присутствии Бога, Ангелов и всех святых и помнит, что некогда они будут свидетелями его помышлений, слов и дел (7).

Где я найду истинного христианина, который бы самыми делами своими учил презирать плоть как скоропреходящую и прилежать о бессмертной душе? Где я найду такого возвышенного в духе мужа? На земле, между живыми, трудно найти, хотя и есть, конечно, такие мужи, но в «церкви первенцев, написанных на небесах» (Евр. 12:23), в небесной церкви, многое множество таких мужей, как звезд на небе. Отвергшись себя как ветхого, растленного, погибельного человека, как разбитого сосуда, не могущего воды содержать, они взяли крест свой и последовали Христу и весь живот свой предали Ему, презрев плоть и мир скоропреходящий. Они слышали Глаголющего: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16:26), и знали, что плоть и мир прейдут и не будет их, что душа наша потому, между прочим, и бесценна, что она, будучи образом Божиим, есть безсмертна и что потому мир весь ничего не значит в сравнении с душой, что он преходящ, ибо «небо и земля прейдут» (Мк. 13:31), по слову Спасителя. Да и на каждом шагу собственными глазами мы убеждаемся в проходимости мира, ибо все на свете ходит и кружится, и стихии все в движении; времена года кружатся, как в хороводе; люди одни рождаются, другие умирают; одни женятся, другие лишаются жен; одни строятся, другие лишаются своего жилища и имущества; одни города обстраиваются и благоукрашаются, другие огнем пожираются и в пепел обращаются.

Все на земле проходит, значит, и самая земля прейдет некогда. Если в доме все загорится, то и дом самый сгорит. Небеса и земля сберегаются огню. Тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. «А нынешние небеса и земля... сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков» (2Пет. 3:6, 7). Где же найду я истинных христиан, которые бы презирали все земное как преходящее и прилежали всеми силами о угождении Богу, своему бессмертному Царю, о спасении душ своих! Где я найду такого возвышенного мужа, который бы, как царь или как некий бог, презирал землю и все земное ради Бога (а не из презорства) и мужественно покорял своему уму или закону Божию все страсти и пристрастия житейские, который бы ревновал ревностью Божией о спасении душ братий своих, сочеловеков, и заботился о их просвещении, очищении, укреплении в вере и добродетели? Господи! Воздвигни Ты таких светильников на свещнице94 мира сего, на свещнице Церкви Твоей, да проповедуют они славу Твою, да ревнуют они о славе Твоей и о спасении людей Твоих! Господи, все возможно Тебе!

Доколе, Господи, суета мира сего будет кружить нас? Доколе будем отвращаться Тебя, Содетеля и Спасителя нашего? Якоже хощеши, Господи, устрой о нас вещь (7).

* * *

«Хранящие таинство веры в чистой совести» (1Тим. 3:9). Чистого сердца требует святая, божественная, пренебесная вера христианская, чтобы благотворно воздействовать на все существо человека, а в нечистом сердце она обитать не может и производить благотворных перемен в нем не может, если человек не исправляется от своих пороков. Вот почему и в христианстве много званых, но мало избранных. Многие именуются христианами, но немногие в самом деле таковы, немногие творят плоды Царствия Божия; вот отчего и в христианстве много безбожников, вольнодумцев, суеверов, корыстолюбцев, сластолюбцев, блудников, пьяниц, воров и так далее. Не вера виновата, что христиане таковы, а носящие имя Христово на себе виноваты в своем невнимании к вере и ее правилам, в своей нечистоте и в своем пристрастии к земному, по которому они не могут вместить в своем нечистом сердце чистейшего небесного сокровища – веры Христовой – и погибают у самого источника спасения. Горе нам, неблагодарным, злонравным, суемудренным, суетным, сластолюбивым и ленивым! Господи, что нам делать? Победи нас Своею милостью, Своею любовью, Своею премудростью, мудрование плоти нашей упраздни, силой благости Твоей злобу нашу победи (7)!

* * *

Если же ныне многие и христиане православные живут худо, то такая подлинно нечестивая их жизнь не должна нимало, конечно, ставится в упрек вере православной, которая непоколебима в своих началах истины и святости, по обетованию Самого Спасителя и по свидетельству истории. Такие люди хотя вышли от нас, но они не были наши по существу, а только по имени (12).

* * *

94

Свещница (церк.-слав.) – подсвечник.



Источник: Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского. - Москва : ДАРЪ, 2007. - 768 с. ISBN 978-5-485-00141-4

Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского – ХРИСТИАНСТВО святитель Игнатий (Брянчанинов)

2. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Христиане святитель Димитрий Ростовский

3. Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Христианин преподобный Ефрем Сирин

4. Дневник. Том XIV. 1868-1869 – Май 1869 г. праведный Иоанн Кронштадтский

5. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского – НАСЛЕДИЕ схиархимандрит Иоанн (Маслов)

6. Симфония по творениям святителя Григория Богослова – Блага земные святитель Григорий Богослов

7. Симфония по творениям святителя Василия Великого – Благо святитель Василий Великий

8. Толкование на пророка Иеремию – Глава V святитель Иоанн Златоуст

9. Небесный дар любви – СЛОВО в день Успения Божией Матери протоиерей Валентин Амфитеатров

10. Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского – ЖИЗНЬ ЗЕМНАЯ святитель Феофан Затворник

Комментарии для сайта Cackle