праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев)

ИМЯ БОЖИЕ

Когда диавол защемит бок неудовольствием, ненавистью на ближнего из-за чего-нибудь житейского, плотского и тяжело мне станет, мучительно, я встану да возведу сердечные очи к Троице и говорю: «Отче, Сыне, Душе Всесвятый, помилуй мя», а сам смотрю на имя Отца и Сына и Святого Духа как на самое существо Пресвятой Троицы, везде существенно присутствующей, даже в слове едином, – смотришь, тотчас и легко сделается, и убежит враг от вседержавного приснопоклоняемого имени, как дым исчезнет (1).

* * *

Когда покроет тебя тьма окаянного – сомнение, уныние, отчаяние, смущение, – тогда призови, только всем сердцем, сладчайшее имя Иисуса Христа, в Нем ты все найдешь: и свет, и утверждение, и упование, и утешение, и покой, найдешь в Нем самую благость, милость, щедроты – все это найдешь в одном имени, заключенным как бы в какой богатой сокровищнице (3).

* * *

С сердечным ли благоговением и любовью ты произносишь всегда имя, еже паче всякого имени пресвятое, пресладкое, великое и превеличайшее, чудное, страшное, перед которым благоговеют неисчетные ангельские воинства святые, сильные крепостью, пресветлые, как молния, страшные и благолепнейшие зраком, высота которых несравненна ни с какими земными красотами, так как они сохранили и хранят в себе точно и нерушимо пресветлый образ Божий, по которому сотворены Богом! О, благоговей, человек, и носи непрестанно в уме и в сердце превеликое и пресладкое имя Божие и твори всякую правду на всякий день (3).

* * *

Какие должны быть чистые, духовные уста у священника, столь часто произносящие всесвятое имя Отца и Сына и Святого Духа! Еще более – как духовно, чисто должно быть сердце, чтобы вмещать и ощущать в себе сладость этого пречестного, великолепного и достопоклоняемого имени! О, как должен священник удаляться от плотских наслаждений, да не соделается плотью, в которой не пребывает Дух Божий! (6)

* * *

С крайним благоговением произноси имя Божие, памятуя, что Богом все приведено из небытия в бытие и все существующее содержится в благобытии единственно по Его благости, всемогущей силой и премудростью Его. С крайним благоговением произноси имя Иисуса Христа, Сына Божия, Имже вся быша и вся управляются, Который носит доселе все существующее сильным словом Своим (см. Евр. 1:3), производит времена и перемены года – лето, осень, зиму и весну, производит все плоды земные, населяет землю людьми, животными, воздух – птицами, моря, озера и реки – рыбами, умножает род человеческий и довольствует его всеми благами, спасает от грехов и злых духов и уготовляет обители любящим Его в Царствии Небесном; Который доселе выводит светила освещать землю или умерять мрак ночи, доселе разливает столь живительный воздух для дыхания всех живых тварей, создал столь чудное свойство огня, который согревает, сожигает и светит, землю, способную круговращаться с легкостью воздушного пузыря около столь громадного светила, как солнце, и около себя, способную произращать по слову Его безчисленные роды растений, воду, способную превращаться в бесчисленное множество самых разнообразных соков в бесчисленном множестве плодов, дерев, кустарников и трав. С благоговением произноси и имя Пречистой Матери Господа Иисуса Христа, Приснодевы Марии, породившей нам Его во спасение наше. Через Нее мы сподобились от благости Господней бесчисленных благ: прощения грехов, освящения, просвещения, обновления, избавления от вечной смерти, возведения на небеса, усыновления Богу, обожения и вечной жизни. С благоговением произноси имена апостолов Христовых, самовидцев и слуг Его, пронесших по всему миру божественное учение Его и насадивших и распространивших на земле спасительную веру и Церковь Христову – веру обновления и спасения, имена мучеников, родившихся кровью своею в вечную жизнь, преподобных, изнурением тел своих изнуривших в себе грех и страсти и достигших блаженного обновления и вечной жизни, бессребреников, нестяжательностью своею стяжавших бесценное сокровище духа и вечного живота, и всех святых (7).

* * *

Когда ты про себя в сердце говоришь или произносишь имя Божие, Господа – или Пресвятой Троицы, или Господа Саваофа, или Господа Иисуса Христа, – то в этом имени ты имеешь все существо Господа: в нем Его благость бесконечная, премудрость беспредельная, свет неприступный, всемогущество, неизменяемость. Со страхом Божиим, с верой и любовью прикасайся мыслями и сердцем к этому всезиждущему, всесодержащему, всеуправляющему имени. Вот почему строго запрещает заповедь Божия употреблять имя Божие всуе, потому то есть, что имя Его есть он Сам – единый Бог в трех Лицах, простое Существо, в едином слове изображающееся и заключающееся и в то же время не заключаемое, то есть не ограничиваемое им и ничем сущим (7).

* * *

Имя Божие есть Сам Бог. Потому говорится: «Hе произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Втор. 5:11). Или: «защитит тебя имя Бога Иаковлева» (Пс. 19:2), или: «Изведи из темницы душу мою, чтобы исповедать имя Твое» (Пс. 141:8). Как Господь есть препростое Существо, препростой Дух, то Он в одном слове, в одной мысли – весь всецело и в то же время везде – во всей твари. Потому призови только имя Господне – ты призовешь Господа – Спасителя верующих и спасешься. «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деян. 2:21). «Призови Меня, – имя Мое, – в день скорби твоей, и избавлю тебя, и ты прославишь Меня» (Пс. 49:15) (7).

* * *

Научись вспоминать и произносить имя Бог всегда с великою верою, благоговением, любовью и благодарным сердцем. Никогда не произноси его легкомысленно (7).

* * *

Христианин должен искренно желать себе и другим, чтобы имя Божие прославлялось непрестанно в нем и в других, и скорбеть, когда оно не прославляется, а хулится грехами различными; желать, чтобы все были храмами Божьими нерукотворенными: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1Кор. 3:16) (10).


Источник: Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского. - Москва : ДАРЪ, 2007. - 768 с. ISBN 978-5-485-00141-4

Комментарии для сайта Cackle