Знаменитое произведение прп. Иоанна Лествичника «Лествица или Скрижали духовные» написано в конце VI в. по просьбе прп. Иоанна Раифского, игумена Раифского монастыря. Образ «Лествицы» заимствован из Библии, где описано видение Лестницы Иакова, по которой восходят и нисходят ангелы (Быт.28:12).
Сочинение относится к разряду духовной аскетической литературы и состоит из 30 глав, представляющих собой «ступени» добродетелей, по которым христианин должен восходить на пути к духовному совершенству. Количество ступеней имеет символическое значение, которое раскрывается в предисловии: 30 лет – это возраст, в котором Иисус Христос начал свое общественное служение. Считается, что 30 ступеней символизируют духовное возрастание и достижение зрелости в вере, подобно тому, как Христос достиг Своего призвания в возрасте 30 лет.
Образ лестницы применительно к духовной жизни указывает, с одной стороны, на необходимость духовного совершенствования и возвышения к Богу, с другой – на постепенность в этом возвышении:
- ступени 1-4: борьба с мирской суетой (отречение мирского жития, беспристрастность, странничество, послушание);
- ступени 5-7: скорби на пути к истинному блаженству (покаяние, память смертная, плач);
- ступени 8-26: борьба с пороками (молчание, целомудрие, телесное бдение и др.);
- ступени 27-29: душевный мир (безмолвие души и тела, молитва, бесстрастие);
- ступень 30: вершина пути – союз трех главных добродетелей (вера, надежда и любовь).
Идеалом христианина выступает монах (подвижник), основанием жизни которого является незлобие, пост и целомудрие.
Порабощение человека страстям прп. Иоанн Лествичник называет рабством и болезнью, по мере преодоления которых приобретаются соответствующие добродетели. Он описывает процесс возникновения страсти, состоящий из 6 этапов: прилога, сочетания, согласия, пленения, борьбы и страсти. Учение прп. Иоанна достигает вершины Синайской горы: безмолвия и боговидения.
Наибольшее распространение в России получил славянский перевод «Лествицы», выполненный прп. Паисием (Величковским). Его русифицированный вариант, подготовленный к изданию Оптиной пустынью, представлен в настоящей публикации.
Слово 21. О малодушной боязливости, или страховании
1. Если ты с другими или в общежитии проходишь подвиг добродетелей, то боязливость не очень будет на тебя нападать: если же ты подвизаешься в местах безмолвнейших, то смотри, чтобы не овладела тобою сия дщерь неверия и порождение тщеславия.
2. Боязливость есть младенчественный нрав в старой тщеславной душе. Боязливость есть уклонение от веры, в ожидании нечаянных бед.
3. Страх есть предвоображаемая беда; или иначе, страх есть трепетное чувство сердца, тревожимое и сетующее от представления неведомых злоключений. Страх есть лишение твердой надежды.
4. Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей, и самых теней.
5. Плачущие и болезнующие о грехах своих не имеют страхований; а страшливые часто лишаются ума; и по справедливости. Ибо праведно Господь оставляет гордых, чтобы и прочих научить не возноситься.
6. Все боязливые тщеславны, но не все небоящиеся смиренномудры; ибо случается, что и разбойники, и гробокопатели не боятся.
7. Не ленись в самую полночь приходить в те места, где ты боишься быть. Если же ты хоть немного уступишь сей младенчественной и смеха достойной страсти, то она состареется с тобою. Но когда ты пойдешь в те места, вооружайся молитвою; пришедши же, распростри руки, и бей супостатов именем Иисусовым; ибо нет сильнейшего оружия, ни на небе, ни на земле. А избавившись от сего недуга, восхваляй Избавившего; ибо когда ты будешь Его благодарить, то и Он во век будет покрывать тебя.
8. Нельзя в одну минуту насытить чрево; так нельзя и боязливость победить скоро. По мере усиления в нас плача, она от нас отходит; а с уменьшением оного увеличивается в нас.
9. «Устрашишася ми власи и плоти» (Иов.4:15), говорил Елифаз, возвещая о коварстве сего беса. Иногда душа, а иногда плоть прежде поражается страхом, и потом страсть сию одна другой передают. Если плоть устрашилась, а в душу не вошел сей безвременный страх, то близко избавление от этого недуга. Если же мы, от сокрушения сердца, с преданностию Богу, усердно ожидаем от Него всяких непредвидимых случаев, то мы воистину освободились от боязливости.
10. Не пустыня и мрачность места укрепляет бесов против нас, но бесплодие нашей души; иногда же это бывает промыслительно к вразумлению нашему.
11. Кто сделался рабом Господа, тот боится одного своего Владыки; а в ком нет страха Господня, тот часто и тени своей боится.
12. Когда злой дух приступает невидимо, тогда боится тело; а когда приступает Ангел, тогда радуется душа смиренного. Итак, когда мы по этому действию узнаем пришествие Ангела Божия, то скорее восстанем на молитву: ибо добрый хранитель наш пришел помолиться вместе с нами.
