Источник

Дух Святой

Стяжание Духа Святого

Что касается стяжания Духа Святого, по мысли преподобного Серафима, то его имеет каждый человек, принявший Крещение, потому что апостол Павел говорит, что никто не может назвать Господом Иисуса Христа, как только Духом Святым. Но для того, чтобы дать Духу Святому полностью обитать в нашем сердце, для этого мы должны удалиться от всех грехов, не только от явных, но и от тайных, в помыслах. Для этого требуется не один день, а вся жизнь должна быть направлена к этой цели.

Наилучший путь в этом деле должен заключаться, по мысли святых отцов, не в том, чтобы явно ощущать присутствие Духа Святого в сердце, но чтобы подобно человеку, сеющему семена, с терпением и смирением, с надеждой на помощь Божию свыше, сеять добродетели, не надеясь на свои труды, но на благость. Вот этот путь ведет к предназначенной цели (32).

Кого одухотворяет Дух Святой

В чистой душе бывает все чисто и свято. Дух Святой одухотворяет такого человека и возводит его ум горе к Престолу Божию (Там же).

* * *

Дух Святой в День Пятидесятницы явился в мир видимым образом и ощутительно для человеческой души с дарами спасающей благодати (4, с.305).,

Сошествие Святого Духа

Сошествие Святого Духа на апостолов есть «свершение» нового, вечного Завета Бога с человеком (Там же).

* * *

Святой Дух приводит в бытие («осуществляет») и оживотворяет всю тварь в Нем все живет и движется (Там же, с.306).

День рождения Церкви Христовой

Праздник Пятидесятницы есть день рождения Церкви Христовой, в огра­де которой совершается спасение людей благодатью Святого Духа (Там же, с.307).

Когда Дух Святой пребывает в душе

Для того чтобы Дух Святой мог постоянно пребывать в душе и помогать ей в деле спасения, человек, со своей стороны, должен стремиться к стяжанию душевной чистоты, потому что Бог только в чистой душе живет (7, с.169).

Для окончательного завершения дела Христова необходимо было приити Духу Святому

Спаситель Мира, завершив Свое дело на земле и вознесшись на небо, не оставил человека без Своего промыслительного попечения. Еще отходя на небо, Он обещал Своим апостолам, а в их лице и всем последователям, пребывать с ними «во вся дни до скончания века» (Мф.28,20), а также обе­щал послать от Отца Утешителя, Который Своим Божественным дыханием оживотворит и поможет в деле спасения всем верующим в Сына Божия. Для окончательного завершения дела Христова, для благодатного вспомощество­вания в деле полного усвоения искупительных плодов Христовой Жертвы необходимо было прийти зиждущей, творческой Силе, Которой является Дух Святой – Третье Лицо Пресвятой Троицы (Там же, с.197–198).

* * *

Дух Святой – зиждущая, творческая сила (Там же).

Дух Святой совершает привитие людей Сыну Божию

До совершения Сыном Божиим искупительного подвига Дух Святой не во всей полноте обитал в людях. И только после принесения Жертвы Христовой открылась возможность полного восприятия верующими Духа Святого, Который созидает в их душах новую благодатную жизнь и от Которого вся благая и благодеяния, как от приснотекущего источника ручьи, проистекают. Дух Святой совершает привитие людей к Сыну Божию, подобно ветви к доброму корню (см. Ин.15,2). Живоносный огнь Духа обновляет и просвещает тех, в кого вселяется Он подает ищущим спасения. Свою благодатную помощь в их немощах, подвигах и в борьбе с диаволом Невещественный Свет Духа просвещает и укрепляет Христовых последователей и тем самым дает им возможность ощутить в своих сердцах Божественную силу, помогающую в их спасении. Спасительное воздействие Духа Божия на сердца верующих бывает подобно огню, который, соприкасаясь с благовонным веществом, издает приятное благоухание (Там же).

Дух Святой возобновляет в человеке благодатную жизнь, утраченную Адамом

Через наитие Святого Духа в душе человека снова возобновляется та духовная, благодатная жизнь, которая была утрачена в Адаме. И союз между Богом и человеком восстанавливается в полной своей гармонии и в идеальной реальности. Благодать Божия водворяет в сердце человека радость не земную, но «духовную, небесную», что есть предвкушение вечной «блаженной жизни» в Боге. И если человек по своей беспечной жизни не имеет в своем сердце этой благодатной помощи свыше, то он своей душой бывает подобен слепо­му и глухому, не имеющему ни радости, ни покоя. Таким образом, благодать Святого Духа усвояет плоды спасительного дела Христова всем людям. При Божественном содействии Святого Духа человек видит пред собой тот путь, по которому ему следует идти, чтобы достичь жизни вечной (Там же).

Действие Духа Святого

С сошествием Духа Святого на учеников Христовых в их сердцах произошло совершенное перерождение. Ощутив в себе благодатную силу Святого Духа, они стали неустрашимыми и ревностными проповедниками учения Христова. В их сердцах загорелся яркий пламень любви к Богу и людям. С этого момента они целиком посвятили свою жизнь взысканию погибших овец, ради которых Сын Божий сошел с неба. Во исполнение заповеди своего Божественного Учителя: «шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари» (Мк.16,15), они свидетельствовали о Христе не только в Израиле, но и во всем мире. И это свидетельство принесло свой плод (Там же, с.199).


Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова / Под ред. Н.В. Маслова. – Москва : Самшит-издат, 2011. – 816 с., илл.

Комментарии для сайта Cackle