Источник

Бог

Образ и подобие Божии

Мы, христиане, имеем долг идти вслед Спасителя. Взирая на страдания и смерть Его, должны всегда понуждать худшее покорить лучшему и плоть поработить духу, чтобы сделать себя по образу и по подобию Божию. Образ – в душе человеческой, подобие же – в добродетелях (13, с.41).

Совершенство Божие

Св. Иоанн Синайский в своей «Лествице» пишет: «Никто, видя или слыша что-либо сверхъестественное в монашеской жизни, да не впадает в неверие по неведению, ибо где пребывает преестественный Бог, там всегда много уже совершается сверхъестественного». Совершенный Бог не подлежит изменению. Всемогущество Его одинаково было, есть и будет во веки. Следовательно, и теперь истинные монахи по благодати Божией могут сподобляться тех же сверхъестественных явлений, знамений и чудес. Бог, идеже хощет, – побеждается естества чин, и Сам вещает нам, что у Него все возможно (Лк.18,27)(25, с.452).

* * *

Бог троичен в Лицах.

Бог в Троице явился миру в Крещении.

Бог в Троице открылся в Крещении Христа.

Бог троичен в Лицах, Творец неба и земли.

Бог есть Вседержитель.

Бог есть Господь всей твари, и все трепещут Его.

Бог есть верховнейший Владыка.

Бог есть Свет.

Бог имеет красоту и великолепие, которыми насытиться не могут от начала АНГЕЛЫ.

И. О СВОЙСТВАХ БОЖИИХ

Свойства Божии познаются из СЛОВА БОЖИЯ.

Бог и Его свойства; верить, что слово Божие говорит об этом.

Бог, если все создал превосходным, то Сам гораздо превосходнее.

Бог всесовершен и бесконечен в Своих свойствах.

Бог вечен и присносущен.

Бог вечен и бессмертен.

Бог невидим, но познаваем.

Бог, слово Его истинно и неложно.

Бог – источник добра.

Бог есть всемогущая Сила, творящая все, что хочет.

Бог всемогущий управляет МИРОМ.

Бог велик и непостижим, но благ и милостив.

II. БОГ – ТВОРЕЦ МИРА И ЧЕЛОВЕКА

Бог – Творец мира, верить истине Священного Писания.

Бог – Творец человека.

Премудрость и благость Божии в устроении мира и человека.

Премудрость и благость Божии в судьбах народов.

IИИ. БЛАГОСТЬ БОЖИЯ

Благость Божия никогда не перестает.

Благость Божия ежедневно обновляется как восходящее солнце.

Благость Божия ничем непобедима.

Если каждая вещь в мире есть след благости Божией, то насколько благ Бог.

Все творение проповедует благость Божию.

Благость Божия ЧЕЛОВЕКА отверженного розлюбила.

Благость Божия, что дал СЛОВО СВОЕ и беседует с рабами Своими.

Бог есть Отец всех людей, но верующих особенно.

IV. БЛАГОСТЬ БОЖИЯ ВЫРАЖАЕТСЯ В БЛАГОДЕЯНИЯХ

Бог постоянно благотворит всему живущему.

Не только к роду человеческому, но и к каждому человеку проявляется множество благодеяний.

Благодеяния подаются Богом туне.

Без благодеяний Божиих ЧЕЛОВЕК и минуты прожить не может.

Благодеяния Божии так велики, что ни язык, ни ум не может их изобразить.

Бог промышляет о христианах и защищает их.

Бог ПРОМЫШЛЯЕТ и заботится о человеке.

Бог равно на всех теплоту источает, но одни смягчаются, а другие ОЖЕСТОЧАЮТСЯ.

ДИАВОЛ всячески стремится ПОГУБИТЬ человека, но Бог не дозволяет ему.

Благость Божия побуждает к послушанию.

V. ДОЛГОТЕРПЕНИЕ БОЖИЕ

БЛАГОСТЬ Божия проявляется в ДОЛГОТЕРПЕНИИ к грешникам.

Благость Божия в том, что Он терпит неблагодарного человека.

Долготерпение Божие ради спасения человека.

Божие долготерпение к грешникам проявляется в том, что ОН ожидает покаяння.

Долготерпение Божие побуждает к ПОКАЯНИЮ, ВНИМАНИЮ и благодарению.

Благость Божия, желая СПАСЕНИЯ человека, долготерпит о грехах его и ведет к ПОКАЯНИЮ.

Благость Божия хранит и лютого грешника, ожидая его покаяння.

VI. РАДИ СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА БОГ САМ ПРИШЕЛ В МИР

Бог Сам пришел спасти человека.

Бог Сам пришел на землю искупить род человеческий.

Бог не оставил род человеческий в погибели, но послал Сына.

Бог, сойдя на землю, не оставил небо.

Бог, желая явиться на земле, воплотился от Девы.

Бог пришел на землю к народу, который ожидал Его.

Христианин, рассуждая о благости Божией, сам становится благ.

VII. ВСЕВЕДЕНИЕ БОЖИЕ

Бог все видит и все знает, что в душе делается.

Всеведение Божие побуждает человека к добродетельной жизни.

VIII. ВЕЗДЕСУЩИЕ БОЖИЕ

Бог вездесущ и всеведущ, от Него ничего не сокрыть.

Бог вездесущий.

Бог везде присутствует.

Бог есть на всяком месте, но есть места особого Его присутствия.

От Бога нигде нельзя укрыться.

Бог на всяком месте есть и все видит.

Бог во всякое время и на всяком месте слышит нас.

Бог на всяком месте обретается ищущим Его.

Если бы чувствовали Вездесущие Божие в СЕРДЦАХ, то ЖИЛИ бы с опасением.

РАЗМЫШЛЕНИЕ о вездесущии Божием удерживает от ГРЕХА.

IX. МИЛОСЕРДИЕ БОЖИЕ

Милосердие Божие бесконечно, и никакой грех не превзойдет его.

Милосердие Божие не могло оставить человека погибающим под клятвой.

Каждая страница СЛОВА БОЖИЯ преисполнена милосердия.

Милосердие Божие проявляется и в угрозах некающимся, и в наказаниях, чтобы верующие пришли в ПОКАЯНИЕ.

Угрозы некающимся грешникам есть проявление милосердия Божия.

X. ПРАВДА БОЖИЯ

Правда Божия требует исполнения закона и наказания за нарушение.

Бог праведен и наказывает за ГРЕХ.

Правда Божия воздает по делам.

Бог не только наказывает, но и утешает.

Размышления о правде и правосудии Божием удерживают от ГРЕХА и приводят к ПОКАЯНИЮ.

Размышление о правде Божией возбуждает в человеке ТЕРПЕНИЕ.

Бог радуется о верных душах.

Бог беседует с человеком в Священном Писании и человек с Богом в молитве.

Бог стучится в СЕРДЦЕ каждого ЧЕЛОВЕКА.

Бог сокрывается от ведущих греховную жизнь.

Бога все творение славит и повинуется, только человек раздражает Его своими грехами.

Бога должно почитать более всего и всех.

Исторические обстоятельства свидетельствуют о бытии Бога.

И творение, и пророки, и Сам Сын Божий, и Апостолы, и учение Его свидетельствуют о Боге.

В Боге человек находит все.

Кто стремится испытать Его непостижимые тайны, тот впадает в заблуждение (8, с.60–72,74–92).

* * *

У Бога все возможно (3, с.74).

* * *

Основное в нашей жизни – жить ради Бога и с Богом (Там же, с.82).

* * *

Всевышний не нуждается ни в чем, потому что Сам имеет в Себе свет, правду, святость, премудрость и разум (7, с.165).

О совершенстве Бога

Бог – Существо всесовершеннейшее (Там же, с.165).

* * *

Триединый Бог от вечности обладает совершенством (Там же, с.165).

О мере совершенства Лиц Святой Троицы

Каждое из Лиц Святой Троицы обладает совершенством в равной мере (Там же, с.165)

Природа Бога (или Божества)

Как Существо всесовершеннейшее, Бог обладает духовной, а не материальной природой (ибо дух выше материи), и соответственно с этим он познается через свойства духовной природы человека (Там же, с.165).

* * *

Бог – непостижимое Существо (29, с.431).

Бог есть величайшее Добро.

Творец Сам в Себе есть величайшее Добро, и от Него, как от благодатного источника, истекает все в совершеннейшей красоте и чистоте (7, с.166).

Цель Творца при сотворении мира

Создавая мир в определенной последовательности и красоте, и притом из ничего (ex nihilo) и без затруднений – «словом единым», Творец имел Своей целью дать возможность тварям наслаждаться благодатной жизнью (Там же, с.166).

В мире нет аналогии для определения Божественной природы

Естество Божие настолько превосходит естество человека, что все попытки человека найти какие-либо аналогии в этом мире, чтобы хоть частично определить Божественную природу, безуспешны (Там же, с.165).

Познать Бога в полноте невозможно ни человеческому, ни ангельскому разуму

Бог Сам в Себе имеет «жизнь и дыхание и всё» (Деян.17,25). Поэтому проникнуть в Существо Божие, познать Его в полноте, каков Он есть, невозможно не только ограниченному человеческому разуму, но даже ан­гельскому (Там же).

Сущность Божия

Сущность Бога является превыше всего, что видится, осязается и определяется мерой человека (Там же).

Все созданное имеет свое начало в Боге

Имея в Себе бытие и жизнь, Бог восхотел проявить их вне Себя Самого. Отсюда все созданное – видимое и невидимое – имеет свое начало в Боге, Который и после творения мира остается неизменным (Там же).

* * *

Бог – Источник жизни (9, с.375)

Кто угоден Богу

Человек с чистой душой угоден Богу и, наоборот, с помраченным умом и оскверненным сердцем бывает противен Ему (3, с.75)

Когда Бог пребывает с человеком

Любите друг друга во Христе. Несите все невзгоды с терпением и смирением, и Бог мира всегда будет пребывать с вами (Там же, с.73).

* * *

Где Бог, там и свобода, а где свобода душевная, там и обретается Царствие Небесное (Там же, с.78).

* * *

Именно с Богом хорошо не только на небе, но и в аде. Там, где Бог в душе, там радость и свобода (Там же, с.88)

Бог всюду, но есть место Его особенного присутствия.

Чертог Спасов – место особенного присутствия Вездесущего Бога. Бог всюду: на небе и на земле, «на всяком месте владычества Своего», но Чертог Спасов есть Небо, где Бог «во свете живет неприступнем» (ср.1Тим.6,16), восседая на Престоле Славы Своей в окружении множества воинств Небесных (Дан.7,10, Апок. 5,11) (30, с.30–31).

Откуда Христос сошел на землю

Из Чертога Небесного сошел на землю Христос, туда же восшел по Воскресении Своем и воссел одесную Бога, и оттуда Он вновь придет «во Славе Своей» судить живых и мертвых (Там же).

Чертог Спасов

В Чертоге Спасове пребывают с Господом во Свете и Славе Его, «сияют, как солнце» (ср. Мф.13,43), все праведники. Некоторые из них еще во время своей земной жизни удостаивались видения чудного Чертога Божия. Апостол Павел «был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2Кор.12,4) (Там же).

Чертог Спасов превосходнее всей земной красоты

Как свет солнца превосходит всякий земной свет, так Чертог Небесный превосходит всю красоту земную (Там же).

Свою обитель Господь отдал людям

Свою обитель Господь отдает людям и Сам призывает в нее: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25,34). Но вот беда: не готовы мы к тому, чтобы явиться в Небесный Чертог Господень – «одежды не имам, да вниду в онь» (Там же).

Что мешает людям войти в обители Господа

Живя беспечно, согрешая беспрерывно, мы уклонились от благодати Божией, обнажили свою душу, а теперь не имеем одежды – чистоты души и жизни христианской – чтобы войти в святые обители Господа. Какими только греховными сквернами не обременена душа наша: леность, сластолюбие, празднословие, осуждение, клевета, самолюбие, честолюбие, корыстолюбие, зависть, ненависть. Эти пороки совлекли с нас одежду брачную, одежду жиз­ни вечной, и одели в одежды греховные, а в одежде беззакония – как явимся Богу нашему (Там же).

Где взять светлую одежду спасения

Одежду спасения подает Спаситель наш Господь Иисус Христос. Поэтому в Великопостном песнопении мы и обращаемся к Нему, «просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя» (Там же).

Господь дарует одежду спасения в Таинстве Крещения

Господь Милосердный даровал нам одежду спасения в Таинстве Крещения, «дал залог Духа в сердца наши» (2Кор.1,22), чтобы быть нам «чадами Божиими» (Ин.1,12), ибо все, «во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3,27).

Крещение сняло с нас первородный грех, сделало нас чистыми и невин­ными пред Богом. Но наша беда в том, что, облекшись во Христа в Таинстве Крещения, мы опять запутываемся в грехах, опять забываем Христа, живем «по обычаю мира сего, по воле духа, действующего в сынах противления» (Еф.2,2) (Там же).

Средство вновь облечься в одежду спасения

И Милосердный Господь, зная немощь нашу, даст нам средство вновь облечься в одежду спасения. Средство это – покаяние и причащение Святых Христовых Тайн. Слезами покаяния, как вторым Крещением, мы омываем скверну с души своей, а причастившись Святых Тайн, вновь облекаемся во Христа, ибо Он сказал: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пре­бывает, и Аз в нем» (Ин.6,56) (Там же).

Какая одежда необходима, чтобы войти в Чертог Спасов

Правая вера, чистая и добродетельная жизнь во Христе – вот одежда нашей души, необходимая, чтобы войти в Чертог Спасов (Там же).

Всемогущество Божие

Там, где бессильна бывает помощь человеческая, проявляется всемогущая сила Божия Спаситель мира, Который пришел освободить человека от смерти и ада и даровать ему утешение и блаженство, всегда готов помочь бедствую­щим и страждущим (21, с.29).

Слова Спасителя «Не плачь» относятся ко всем людям всех времен

Как повествуется в слове Божием, Господь, увидев плачущую мать, «сжалился над нею и сказал ей: «Не плачь». И подойдя, прикоснулся к одру, несшие остано­вились; и Он сказал: «Юноша! тебе говорю, встань». Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить, и отдал его Иисус матери его» (ср. Лк.7,13–15).

Эти слова Спасителя мира, исполненные глубочайшей любви и сострадания, относятся не только к этой евангельской вдовице, но и ко всем людям всех вре­мен. И мы с вами весьма часто испытываем в жизни немало скорбных обстоя­тельств. Слова Божественного Посланника «Не плачь» должны восприниматься как воодушевляющий голос, который призывает всех к терпеливому несению своего жизненного креста и обещает благодатную помощь свыше (Там же).

Свойства Божии

Бог есть высочайшая Любовь, Красота и Добро, и все эти качества Господь по Своей благости вложил в человека при его творении. Всеблагий Творец восхотел, чтобы в общении с Ним человек наслаждался блаженством и всеми благами. Это блаженное состояние доступно любящему человеку не только в жизни будущей, где он будет испытывать его в совершенстве и увидит Бога лицом к лицу, но и в этой жизни, по слову Спасителя: «Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет, и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обительу него сотворим» (ср. Ин. 14,23) (7, с.230).

* * *

Бог есть высочайшее нравственное Добро (27, с.72).

Бог – Существо беспредельное.

Бог как Существо беспредельное, хотя и не объемлется миром, однако проникает его Своей силой. Иначе мир не мог бы существовать (7, с.176–177).

Долготерпение Божие

Господь, как кроткий Царь, терпит бесчиния Своих рабов, не отнимает от них Своей милости и разными способами ищет их обращения. Отвращающе­гося Он не отвращает и отступившего снова призывает к покаянию, а когда обращается грешник, то с любовью принимает его. Это долготерпение Божие является для грешника немаловажным средством, побуждающим его на по­каяние. Поэтому кающийся должен приносить сугубое благодарение Богу за то, что ему вместо казни даруется Богом время на покаяние, исправление и творение добрых дел (Там же, с.269).

Бог существовал всегда

От вечности существовал один Бог, и, кроме Него, не было ничего (Ин.1,1) (Там же, с.165)

Неизменность Бога

Бог и после творения мира остается неизменным (Там же).

* * *

От Бога, как от благодатного источника, истекает все в совершеннейшей красоте и чистоте (Там же, с.166)

Природа Бога

Бог по Своей природе есть чистейший всесовершеннейший Дух (Там же, с.168).

* * *

Бог есть для мира постоянный Источник бытия: Он «никогда не престает» ему «благотворить» (Там же, с.177).

* * *

Божественная Любовь, подобно магниту, влечет к себе даже самых жестокосердных и коснеющих в своих беззакониях грешников. И это происходит не потому, что Бог нуждается во взаимной нашей любви к Нему, а только по одной Его неизреченной благости и потому, что такова природа Его Существа: Он желает «всем спастися и в разум истины приити» (1Тим.2,4) (Там же).

Бог обращался к людям через праведников, патриархов и пророков

По мере приближения явления в мир Спасителя Господь все чаще и чаще открывает Своим избранникам время Его пришествия. Так, Он многократно и многообразно обращался к людям через Своих праведников, патриархов и пророков, напоминая о гибельности их заблуждений и пробуждая в них чув­ство истинного раскаяния, а те в свою очередь проповедовали Божественные откровения всему народу (Там же, с.182).

* * *

Богу безначальному, всемогущему и любвеобильному возможно и свойственно не только создавать, но обновлять и спасать (Там же, с.186).

Почему Бог избавил человека от вечной смерти

Господь по Своей благости к падшему и находящемуся во власти диавола человеку не только избавил его от этого ужасного состояния, но и возвел его от вечной смерти к блаженной жизни. И притом все это любвеобильный Бог сделал для него по одному только Своему милосердию и человеколюбию (Там же, с.186–187).

* * *

Бог беспределен (Там же, с.186).

Всемогущество

В спасительном Воскресении Сына Божия проявилось Божественное всемогущество, ибо этим засвидетельствовано всему миру, что Он является Победителем смерти, греха, ада и диавола, а также Началом всеобщего воскресения. Он уверил всех Своих последователей, что смерть уже уничтожена и что они будут вечно пребывать с Ним в обителях Отца Небесного (Там же, с.196).

* * *

Бог имеет жизнь в Себе Самом (Там же, с.196).

* * *

Пред Богом ангелы святые со страхом стоят и благоговеют (7, с.308).

* * *

Бог пребывает только в непорочных сердцах (7, с.311).

* * *

Грех разрушает все то, что было приобретено драгоценной Жертвой Сына Божия, и противоречит «святой и благой воле Божией» (3.288) (7, с.307).

* * *

Отвратившись от Бога истинного и живого и постоянно совершая грех, христианин низвергается в бездну зол (7, с.308).

* * *

В душе грешника <...> образ великого и совершеннейшего Бога тускнеет (7, с.308).

* * *

Как не может человек одновременно устремлять свой взор на небо и землю, так не может он служить Богу и мамоне (7, с.309).

* * *

И чем более грешит человек, тем более удаляется от Бога и тем более помрачается (2.136). Пребывая в таком жалком состоянии, он отлучается «от славной и сладкой ... вечери, на которой от начала мира и до конца ... избранники Божии (будут) веселиться» (5.240), отлучается от ангельских сил и святых угодников Божиих (2.101) и причисляется к богопротивному обществу – к темным и лукавым духам» (5.240) (7, с.310).

* * *

Богу единому подобает слава, честь и поклонение; всем же прочим сотворенным существам надлежит исполнять Его святую волю и выражать Ему свою любовь и покорность (7, с.327).

Что лишает общения с Богом

Все грехи, даже маловажные, способны обнажить душу христианина и лишить ее общения с Богом (7, с.306)

Бог видит и сокровенные сердечные намерения

Хотя грешник подчас старается свои грехи совершать втайне от людей и для этой цели употребляет всю осторожность и хитрость, но «от всевидящего Ока (Божия) не утаится» (4.170), потому что Бог видит не только наши внешние дела, но и сокровенные, сердечные намерения. (7, с.314)

Милость и благодать Божия

Но даже в таком бедственном положении, когда грех становится как бы второй природой человека, человек не оставлен Божией благодатью (7, с.316).

Вне Бога нет жизни

Чем более человек погрязает в страстях, тем более душа его удаляется от Источника жизни, лишается Его сладчайшего лицезрения и духовно умирает, ибо вне Бога нет жизни (3.234) (7, с.318).

Долготерпение Божие

Любовь человека к своему Создателю должна простираться до бесконечности еще и по той причине, что Он долготерпеливо относится к его грехам и не тотчас наказывает за беззакония, но ждет покаяния. Если бы Бог по Своему правосудию наказывал человека за каждое преступление, то он не смог бы прожить и малое время, о чем еще свидетельствовал Пророк: «Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит?» (Пс.129,3) (7, с.229).


Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова / Под ред. Н.В. Маслова. – Москва : Самшит-издат, 2011. – 816 с., илл.

Комментарии для сайта Cackle