схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Разум

Разум должен следовать вере

Человек не должен испытывать умом того, что принадлежит области веры, ибо он не может постигнуть самостоятельно непостижимые тайны Божии, и «явственнейший есть знак неверия о Бозе вопрошать, «како?». В таких случаях разум должен следовать вере. Если же человеку что-то непонятно при чтении Писания, ему не следует заострять внимание на этом, потому что «непонятное или от следующего чтения изъяснится», или при чтении других мест слова Божия станет ясным (7, с.296).

Когда человеку дается разум духовный

Если христианин будет стремиться приобретать в своей душе страх Божий, то он будет подобен домостроителю «благоразумному, который построил дом свой на камне» (Мф.7,24). Такому человеку дается благой разум духовный (6, с.119).

* * *

В познании Тайн Божиих разум вере должен следовать.

Разум наш не постигает величия Божия.

Вера должна быть не только в разуме, но и в сердце.

После первородного греха пагубная тьма объяла разум человеческий.

Сатана разум ослепляет, чтобы человек не видел своей погибели.

Грех помрачает разум.

Разум свой человек плотский употребляет всегда или на свою корысть, или на разорение ближняго.

Человек, который не имеет разума, словом Божиим просвещеннаго, претерпевает злая.

Малая искра разума в трезвых, в пьяном совсем угашается (1, с.292).

Грех ослепляет разум

Под действием частого греха в человеке до того ослабевают его духовные силы, что он бывает совершенно неспособен противодействовать каким-либо даже незначительным грехам. Он не может уже обуздать ни свои чувства, ни мысли, ни желания, потому что разум его ослеплен, и деятельность его на­правлена по ложному пути (7, с.314).

Когда человек не может правильно оценить свои действия

В состоянии духовной слепоты (4.215) человек не только становится бессильным, неспособным бороться с грехом, но и более того – не может дать правильной оценки своим поступкам и действиям (7, с.318).

Человеческий разум не в состоянии постигнуть высокие Божественные истины

Господь дарует людям веру как средство восприятия Божественных истин, непостижимых для человеческого разума (7, с.222).

Нисходя с неба как дар Божественной благодати, вера сообщает истины настолько высокие, что ограниченный ум человека не в состоянии их постиг­нуть (7, с.223).

Возможности человеческого разума определяют границы соединения веры и знания

Вера должна непременно соединяться с разумным познанием ее предмета, однако такое соединение веры и знания возможно лишь до определенных границ, которые определяются возможностями человеческого разума (7, с.223).

Вера нужна там, где ум не постигает

Вера подчиняет себе разум, ибо «вера там нужна, где ум наш не постигает» (3.11). Невозможно постичь умом, например, такие догматические истины, как пресуществление в Святой Евхаристии благодатью Святого Духа хлеба – в Тело и вина – в Кровь Христовы, акт всеобщего воскресения мертвых, наличие в вечности благодатной жизни праведников и мучений осужденных грешников и другие. Все они относятся к области не разума, но живой, деятельной веры, утверждающейся на истинах слова Божия (3.11) (7, с.223).

Вера возвышает разум

Согретая теплой молитвой, одухотворенная чтением слова Божия, оживотворенная Святыми Христовыми Таинами, вера возвышает разум христианина, управляет его волей, освящает его чувства (7, с.227).


Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова. Под ред Н.В. Маслова М. Самшит-издат 2011 г. 816с

Комментарии для сайта Cackle