схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Смерть

Смерть есть начало вечности.

Смерть есть неизбежный удел всех людей.

Смерть неизбежна, и все придется оставить здесь.

Смерть неизбежная для всех и неизвестная.

Смерть всех сравнивает.

Смерть лишает земного и пред вечным поставляет.

Смерть есть конец всякому СТРАДАНИЮ.

Смерть утешает, что кончаются все беды и СКОРБИ.

Утешает в смерти надежда на воскресение.

Смерть бывает троякой.

Как жизнь, так и смерть бывает блаженной и неблагополучной.

С внешней стороны часто смерть грешника и праведника не отличается.

После смерти для одних – вечное БЛАЖЕНСТВО, для других – вечные мучения.

Умершие о Господе начинают новую блаженную жизнь в общении со святыми.

Смерть Христа не приносит пользы тем, кто не раскаивается во грехах.

Смерть неизвестна и часто внезапна, поэтому готовиться постоянно.

Как ожидающий смерти не заботится о временных, так и христианин мысль должен устремлять к вечному.

Откладывание приготовления к смерти есть тяжкий грех.

Помнить, что смерть может прийти внезапно.

Так как час исхода неизвестен, то проводить время жизни в постоянной БДИТЕЛЬНОСТИ.

Истинное приготовление к смерти – покаяние.

Бог положил неизвестность кончины, чтобы пребывали в покаянии.

Смерть приходит неожиданно.

Покаянием всегда быть готовым.

Время наступления смерти неизвестно.

Всегда быть готовым.

Неизвестность часа смерти удерживает от грехов.

Смерть неизвестна, и блажен тот, кого застанет она готовым.

Готовиться к смерти, чтобы она не была неожиданной.

Постоянно помнить о предсмертных душевных муках.

Смерть неизбежна, поэтому со вниманием следить, чтобы ПАМЯТЬ СМЕРТИ была постоянно.

Быть всегда таким, каким хотим быть при кончине.

Все чувствуют горечь минуты кончины.

Душа неготовая, не помышлявшая о жизни вечной, приходит в смятение.

В час кончины грешник испытывает мучения СОВЕСТИ.

В час смерти СОВЕСТЬ не дает покоя за ГРЕХИ.

В час смерти все и всё оставит человека, один Господь поможет, если в жизни была на Него надежда.

Против страха смертного утешает неповинная смерть Христова.

При смерти утешает присутствие Ангелов (8, с.929–940).

* * *

Если мы приобретем смирение, то с этой добродетелью и умирать будет не страшно (3, с.61)

Смерть духовная вызвана грехом

Смерть духовная причиняется грехом, и от этой смерти гибнет бесчисленное множество людей (21, с.29).

Смерть пришла в мир с грехом прародителей

По словам Священного Писания, Адам был создан Творцом бессмертным. Смерть пришла в мир вместе с грехом прародителей и стала уделом каждого человека. И если мы сокрушаемся о потере наших родных и близких, которых похитила смерть, то это естественно. Но христианское учение этот вопрос рассматривает более глубоко. Оно учит беречь бессмертную душу, всячески ограждая ее от греха, приуготовляя ее для вечной жизни в Боге (Там же).

Смерть неизбежна

Быстро и незаметно протекает земное странствование человека. И хотя он постоянно находится в труде и всеми силами пытается продлить свою жизнь на земле, однако приход его смертного часа всегда неизбежен.

Жизнь и смерть в человеческом роде весьма тесно связаны между собой. Даже самые понятия жизни и смерти неотделимы друг от друга, ибо ценность жизни понятна только при наличии смерти, а ужас смерти очевиден только при наличии жизни. И это не на словах только и не в понятиях, но и в самой действительности (7, с.393).

Каждому определено время жизни

Бог определил каждому человеку продолжительность его земной жизни, но эта тайна сокрыта от людей. Поэтому кончину может ожидать человек в любое время: в младенчестве, в отрочестве, в юности, в зрелом возрасте или же в старости (Там же).

Со смертью духовная жизнь человека не прекращается

Земля поглощает человека и он нисходит в могилу, а дух его возвращается к Богу.

Однако важно помнить, что со смертью человека духовная жизнь его не прекращается. Наши слезы и скорбь об усопших не безутешны. Богодухновенный вещатель Христовой истины святой апостол Павел, имевший желание разрешиться от уз временной жизни и быть со Христом, писал: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как про­чие не имеющие надежды» (1Сол.4,13). Значит, и в скорбях, слезах есть для христианина утешение, и при виде гроба есть надежда на жизнеутверждающую силу. Фактически таких утешений можно найти немало. Одно представление покоя после трудов, борьбы и скорбей для усталого путника земли уже выгля­дит утешением. Смертный час усопшего примиряет его с ближними. Всякий злословящий язык умолкает при виде лежащего во гробе. И если при жизни окружающие люди склонны были видеть его недостатки, то у смертного одра все с ним примиряются и начинают вспоминать только доброе. Часто случается в жизни, что благочестивых людей оскорбляют, унижают, злословят, но после смерти делаются особенно явными только их добродетели. И если доброде­тельная жизнь возбуждала нередко завистливое со стороны других чувство, то после смерти и малое добро вызывает искреннюю благодарность. При жизни люди иногда злословили даже и святых подвижников, осуждая их по своему легкомыслию, но по смерти они со слезами на глазах начинают удивляться их мужеству и терпению. А это, в свою очередь, является большим утешением для тех, которые были близки к почившему. Это происходит потому, что прежде, при жизни почившего, веял над ним дух греховного мира, а сейчас чувствуется веяние любви Христовой. Именно в этот момент, как никогда, дает о себе знать душа. И если бы человек почаще прислушивался к своей бессмертной душе, то ему было бы легче встретить смерть, которая, согласно молитвам Церкви, должна быть безболезненной, непостыдной и мирной (Там же, с.396).

Что нужно для того, чтобы умирающий имел спокойную совесть

Для того, чтобы умирающий имел спокойную совесть, чистое сердце и непорочную душу, необходимо благовременное размышление о смертном часе и подготовка к нему в течение всей жизни. Всякий, свято проживший свою земную жизнь и приготовивший душу свою к часу смерти, может надеяться не только на помилование, но и на приобретение нетленной жизни в обителях Отца Небесного (Там же, с.396–397).

После смерти каждый нуждается в помощи Церкви

Однако как бы ни старался христианин подготовиться к вечности, после смерти он нуждается в помощи Церкви, которая своими молитвами и песнопениями помогает почившему и ходатайствует за него перед Богом о помиловании. Особенно большую помощь умершему оказывает приносимая за его душу Бескровная Жертва. Именно посредством Искупительной Жертвы Христовой душа умершего обретает утешение, облегчение и успокоение. Свидетельство тому – разрешительная молитва, которую священнослужитель читает у гроба и текст которой, в знак помилования, влагает в руку умершего. И если христианин сподобится принять перед своей кончиной Святые Тай­ны, то его душа, по мысли св Иоанна Златоуста, возносится горе к Престолу Всевышнего даже тогда, когда этот человек не принес плодов достойных по­каяния (Там же, с.397).

Смерть – величайшая тайна

Если жизнь человека, с его радостями и печалями, славой и бесчестием, окутана таинственностью, то тем более смерть является величайшей тайной. Мы не должны этому удивляться, ибо после внимательного рассмотрения увидим, что человек представляет смешение противоположностей добра и зла, является ареной борьбы между тем и другим. С этим человек ложится в гроб и переходит в ту жизнь, где не только нет борьбы, но где нет и покаяния. За гробом вступает в силу суд Бога и совести. Там лишь развивается и растет то, что здесь посеяно. И уже не сам человек, а ближние его, оставшиеся на земле, могут содействовать развитию и укреплению в его душе добра и при­ближению к Богу как своими частными молитвами, так и, конечно, молитвами всей Церкви. Если Воскресший Спаситель не постыдился назвать своих уче­ников братиею своею «иди же ко братии Моей» (Ин.20,17), то как можем мы, ежедневно обращая свои молитвенные взоры к Воскресшему Спасителю, забыть, что все люди братья, а, следовательно, с братской любовью нужно молиться за живых и усопших (Там же).

Молитвы Церкви способны извести душу из тьмы

Молитвы Церкви и частные молитвы христиан способны извести душу усопшего из места тьмы и терзаний, являясь истинным утешением для плачущих и болезнующих. Это – новая тайна, которая нам непостижима и которая воспринимается посредством нашего внутреннего опыта. Особенно это чувствуется явно в молитве у гроба, когда невольно отрешаешься от земли и почерпаешь облегчение гнетущей скорби. Об этой тайне нам говорит наша вера и Церковь, заповедующая совершать поминовения об умерших. Эта тай­на молитвы не есть тайна только земной Церкви, то есть людей, живущих на земле и за умерших молящихся, но и Церкви Небесной, то есть отшедших в иную жизнь и предстоящих Престолу Божию (Там же, с.397).

Кто счастлив после смерти

Есть еще тайна смерти, тайна исключительно веры Христовой, ибо этой верой человек видит будущее, как бы настоящее. Эта тайна заключается в том, что для истинных рабов Христовых собственно и нет смерти, а есть только «отложение телесе» (2Пет.1,14), «время отшествия» (2Тим.4,6), «преставление от сея привременныя жизни на упокоение», и не только на упокоение, сну подобное, но и на «радость» жизни вечной, жизни спокойной, безмятежной и счастливой.

Счастлив по смерти тот, кто нес скорби в земной жизни безропотно, при всех тяжелых испытаниях не только не падал духом, не унывал, как часто случается в подобных обстоятельствах, но еще больше укреплялся в любви к Богу и ближним, становился все тверже и тверже, памятуя, что на все воля Божия. Такой человек может с дерзновением сказать Господи, «возвеселихомся, за дни, в няже смирил ны еси, лета, в няже видехом злая» (Пс.89,15). Счастлив по смерти тот, кто жил на земле для Бога и ближних, кто с глубоким сердеч­ным покаянием, с молитвой на устах оканчивает земной жизненный путь. Они непременно услышат слова Господа: «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф.11,28) (Там же, с.398).

* * *

Смерть стала царствовать над людьми после грехопадения (Там же, с.172).

* * *

Смерть необходима – другая жизнь реальна (32).

Когда смерть потеряла свою силу

В крестной смерти Сына Божия смерть как таковая потеряла свою силу. Она уже больше не владычествует над своей жертвой, потому что Всесильный Бог, Творец видимого и невидимого, совершенно уничтожил ее (7, с.194).

Смерть – переход от худшего к лучшему

Теперь верные о Христе уже не умирают вечной смертью, так как Искупитель Своей смертью нашу смерть умертвил и нас, умерших, оживил. И если ныне люди умирают, то не вечной смертью и не как осужденные, но временно, чтобы после этого восстать во Христе и царствовать с Ним вечно. Нынешняя смерть является только кратковременным сном, концом которого по гласу Божественной трубы будет общее воскресение и жизнь вечная. Итак, всех верующих во Христа смерть уже не страшит, как это было раньше, они могут сказать с апостолом Павлом: «желаю разрешитися и со Христом быти» (Флп.1,23). И это потому, что смерть ведет уже не к погибели и вечной смерти, но служит переходом от худшего к лучшему, от скорбей – к успокоению (Там же).

Путь смерти

Грех есть путь к смерти (7, с.334).

От чего происходит смерть духовная

Прелести греховного мира влекут человека в сторону зла и тем самым приводят к духовному умерщвлению (7, с.306).

Памятование о смерти – средство, способное отрезвить душу от страсти гордости

Эффективным средством, способным отрезвить душу от страсти гордости и привлечь к ней благодатные силы, служит постоянное памятование о смерти, будущем суде и вечных мучениях (2.138) (7, с.321).


Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова. Под ред Н.В. Маслова М. Самшит-издат 2011 г. 816с

Комментарии для сайта Cackle