протоиерей Иоанн Мейендорф

Святой Григорий Палама и православная мистика

Содержание

Духовная традиция восточного монашества Возникновение монашества Евагрий Понтийский († 399) и чистая молитва Макарий и мистика сердца Иисусова молитва Учение об обожении: Свят. Григорий Нисский и преп. Максим Симеон Новый Богослов (949–1022) Византийский исихазм в XIII-XIV вв. Григорий Палама, богослов исихазма Молодые годы Богословие исихазма Христианский экзистенциализм Исихазм после Паламы Христианский Восток с XIV в. по сей день Исихастская традиция в России Заключение О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Европы в XIV в. I. Что такое исихазм? II. Исихазм и гуманизм III. Исихазм и искусство IV. «Политический исихазм» История Церкви Культурные связи Византии, южных славян и России 1. Русско-византийские литературные связи: возрождение или предвозрождение? 2. Пути общения 3. Русское монашество: преп. Сергий, св. Стефан Пермский 4. Исихазм и искусство  

 

Православия светильниче,

Церкве учителю и утверждение,

монахов доброто, богословов поборниче непреоборимый,

Григорие чудотворце,

Фессалонитская похвале, проповедниче благодати,

молися выну спастися душам нашим.

Это песнопение православная Церковь поет святому Григорию Паламе за богослужением второго Воскресения Великого Поста; она воздает почесть человеку, который за несколько десятилетий до падения Византии включил в вероучительный синтез древнюю созерцательную монашескую традицию восточного христианства – исихазм.

Исихастское монашеское движение восходит к Отцам-пустынникам. Его нельзя считать единственной православной мистической традицией, которая всегда принимала различные формы, в том числе и в наше время. И самого Паламу, в частности, можно называть учителем православной мистики только в той мере, в какой он выходит за пределы какой-либо одной школы духовной жизни и обновляет – в глубочайшей его сущности – живое восприятие Тайны христианства.

Ко времени Паламы восточное монашество уже имело за собой долгую историю. Великие его учители оставили ему огромный свод писаний. Оно прошло через испытания и соблазны. Авторитет его у современников Паламы был огромным. Сам он безоговорочно и целиком воспринял это наследие и своей задачей сделал выявление его непреходящих вероучительных и духовных основов и, что особенно важно, в момент, когда Византии впервые коснулся дух гуманистического Возрождения и когда христианский Запад переживал одно из своих самых коренных изменений. Означало ли, однако, уничтожение новым временем многих ценностей, считавшихся в Средние века незыблемыми, сокрушением самой сущности христианства? Останется лив этом новом обществе, обретшем автономию разума и творчества, место для сверхприродной жизни, дарованной Христом и выходящей за пределы всякого человеческого достижения?

На эти вопросы Палама своими трудами дал положительный ответ. Потому-то восточная Церковь увидела в победе его учения в Византии XIV в. торжество не какого-либо частного мистического учения, но победу самого Православия. И это церковное одобрение выделило из чисто монашеской традиции то, что имеет непреходящее и всеобщее духовное значение.

Вам может быть интересно:

1. Византийское наследие в Православной Церкви протоиерей Иоанн Мейендорф

2. Историческая проблема определения церкви протоиерей Георгий Флоровский

3. Церковь. Мир. Миссия протопресвитер Александр Шмеман

4. Внутреннее Царство митрополит Каллист (Уэр)

5. Великие учители Церкви профессор Константин Ефимович Скурат

6. Церковь Божия во Христе протопресвитер Николай Николаевич Афанасьев

7. Внутренняя миссия нашей Церкви. Осуществление Православия преподобный Иустин (Попович), Челийский

8. Церковь в ее историческом исполнении профессор Антон Владимирович Карташёв

9. Воплощение и Церковь священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

10. Церковная история блаженный Феодорит Кирский

Комментарии для сайта Cackle