Использованные сокращения и особенности ссылок на некоторые источники
Для источников, имеющихся в русском переводе, по возможности приводятся ссылки на издания этих переводов, хотя далеко не всегда цитируются именно они. Такие ссылки не приводятся в наиболее очевидных случаях – для творений тех святых отцов, чьи полные собрания творений успели выйти до революции (свв. Афанасия Александрийского, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Григория Нисского, Кирилла Александрийского).
Григора. История – Nicephori Gregorae Byzantina Historia / L. SCHOPEN, I. BEKKER. (CSHB). Bonnae 1829–1845. Bde I–III (ссылки на другое издание оговариваются).
Кантакузин. История – Ioannis Cantacuzeni eximperatoris Historiarum libri IV / L. SCHOPEN. (CSHB) Bonnae 1828–1832. Bde I–III.
Св. Григорий Палама. Триады – Св. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих // ΓΠΣ I.
Св. Филофей. Похвальное слово – Похвальное слово святому Григорию Паламе. Цит. по крит. изд.: Φιλοθέου Κοκκίνου Λόγος εἰς ἅγιον Γρηγόριον Παλαμᾶν // Τοῦ ἰδίου Ἀγιολογικὰ ἔργα / Δ.Γ.ΤΣΑΜΗ. (Θεσσαλονικεῖς βυζαντινοὶ συγγραφεῖς, 4). Θεσσ. 1985. I, ho с сохранением и авторских ссылок на более доступное (однако неполное) издание в PG CLI. С последнего изд. имеется рус. пер.: Житие и подвиги иже во святых отца нашего святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Сочинение святейшего Филофея, Патриарха Константинопольского / Изд. иером. Антония. Одесса 1889.
ByzHes – J. MEYENDORFF. Byzantine Hesychasm: Historical, Theological and Social Problems. Collected Studies. London 1974.
CSHB – Corpus Scriptorum Historiae Byzantinae. Bonnae.
DHGE – Dictionnaire d’Histoire et de Geographie Ecclesiastiques. Paris 1912–.
DTC – Dictionnaire de la Théologie Catholique / A. VACANT, E. MANGENOT, E.Amman. Paris 1903–1972. Vols. I–XV, Supplement.
PG – Patrologiae cursus completus / Accurante J.-P. MIGNE. Series graeca. T. I-CLXI. Parisiis 1858–1865.
PLP – Prosopographisches Lexikon der Palaiologenzeit / Erstellt von E. TRAPP. (Vегоffentlichungen der Kommission fur Byzantinistik, Bd. I). Wien 1976 1994.Fasc. 1–12.
Использованные сокращения
Register – Das Register des Patriarchats von Konstantinopel. 2. Teil. Edition und (Jbersetzung der Urkunden aus den Jahren 1334–1347 / H. HUNGER, C. CUPANE, E. KlSLINGER, O. KRESTEN. (Corpus Fontium Historiae Byzantinae, XIX/2). Wien 1995.
ΓΠΣ– Ἁγίου Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ Συγγράμματα / Π. Κ. ΧρηςτοΥ. Θεσσ. 1962–.
I. Λόγοι ἀποδεκτικοί, Ἀντεπίγραφαι, Ἐπιστολαί πρὸς Βαρλαὰμ καὶ Ἀκίνδυνον, Ὑπὲρ ἡσυχαζόντων. 19882;
II. Πραγματεῖαι καὶ ἐπιστολαὶ γραφεῖσαι κατὰ τὰ ἔτη 1340–1346. 1966.
III. Ἀντιρρητικοὶ πρὸς Ἀκίνδυνον. 1970.
IV. Δογματικαὶ καὶ ἐπιστολαὶ γραφεῖσαι κατὰ τὰ ἔτη 1348–1358. 1978.
После завершения работы над настоящим изданием в распоряжении издателей оказались две важные публикации, упоминавшиеся выше как недоступные. Это издание трактатов Акиндина против св. Григория Паламы (ср. выше, с. 9) и монография Ж.-К. Ларше о св. Максиме Исповеднике (ср. выше, с. 432). Первая из названных книг, помимо текста источника первостепенной важности, содержит подробный анализ аргументации обеих спорящих сторон. Вторая книга должна быть сегодня признана лучшим введением в богословие св. Максима. За редким исключением, почти все наши ссылки на исследовательскую литературу об этом отце теперь следовало бы заменить ссылками на монографию Ларше. В частности, труд Ларше содержит детальное сопоставление учения св. Максима с богословием св. Григория Паламы (включая исчерпывающий анализ современной литературы вопроса – той самой, появление которой было стимулировано работами о. Иоанна Мейендорфа). Кроме того, в монографии подробно рассмотрен сложный вопрос о реальном и полном, а не только прообразовательном обожении праведников Ветхого Завета, таких как Мелхиседек (с. 208–219). Вывод Ларше совпадает с предложенным в комментариях к гл. VI части II: различие в обожении праведников Ветхого и Нового Заветов касается «...не природы или степени благодати, сообщенной праведникам, но скорее, оно состоит в том, что для патриархов и пророков это благодать стала доступной лишь в связи с их миссией – прообразованием дела... воплощенного Слова, тогда как в Новом Завете она становится доступной для всех» (с. 219). Ларше выпустил также подробное исследование антилатинской триадологической полемики св. Григория Паламы: J.-C. Larchet. Introduction // Saint Grégoire Palamas. Traités apodictiques sur la procession du Saint-Esprit / Trad. et notes par E. Ponsoye. (Coli. Arbre de Jessé). Paris–Suresnes 1995. 7–104.
