Беседа 1. На Рождество
Значение Рождества Христова. Формулы сотериологии (36 В).
Предсказания Ветхого Завета.
1) Ис. 53, 9.
2) Вар. 3, 38. После этого был видим на земле, и обращался с людьми (37 В).
Ис. 7, 14; 9, 6: «Се, Дева...»
Из этих слов узнаётся образ явления. Нерастленная Дева зачнёт телесно нетленный Светильник. Надлежало священнейшему Логосу низойти к нам до плоти, чтобы через воплощение обновить тех, кого создал, будучи бесплотным Божеством и которые изветшали по причине греха, и уготовать их нетленными подобием тленного (37 D – 40 А).
3) О, Отроча, старейший небес! О, треблаженный Сын, носящий начальство на раме Своём, не жаждущий получить его от другого. Ибо Логосу врождено начальствование, как Сыну, над всем, а не чуждо, как твари (40 А).
Рождество-τῆς ἀφθαρσίας μυστήριον (40 В).
Небесный человек явился от Израиля... произрос людям росток вечной жизни. Владыка небесных и земных произошёл из боку Девы; ради искупления мира пришёл в мир тления (40 В, С).
О, чудо! В яслях сей Дитя ночует, неописуемый небесами, согревается женскими объятиями кратким словом всё Создавший, питается молоком от пречистых сосцов Девы Даровавший по благодати бытие всем вышемирным силам (40 С).
4) Великое и премудрое наступление на дьявола (40 D).
Освобождается мир через Деву, через деву прежде впадший в грех (41 А).
Через девственное рождение приводится в замешательство столь многое полчище невидимых демонов (41 А).
Владыка соделался соόбразным рабам, чтобы рабы стали снова соόбразными Богу (41 А).
О, ясли, соучастники херувимов и равночестные серафимам! Ибо вечно Носимый их троном в тебе пребывает телесно. О, Мария, обладающая Создателем всего перворождённым!
О, человечество, давшее телесное осуществление и потому предпочтимое поднебесным и мысленным силам! Ибо не восхотел Христос преобразиться в образ архангелов или в неизменяемые образы начал, сил, властей, но тебя понёс, ниспавшего к изменению и сравнявшегося с неразумными животными (41 А, В).
Оно получило такого Врача, что по изгнанию болезни получило большее спасение, чем здоровое (41 В).
Победа над дьяволом (41 В).
5) Мы призваны к сыноположению и общению с Богом (41 В).
Мы должны обращаться с ангелами и предстоять небесному трону Царя (41 С). Мы должны возблагодарить Бога своим поведением, чтобы стать просветителями мира, светом для язычников. Клятва (41 С- 44 А, В).
* * *
Эта работа написана автором в 1929 г., поэтому в ней не могли быть использованы труды последних лет. – Ред.