Источник

Григорий Богослов750

Григорий Богослов – великий Отец Церкви и вселенский учитель. Отец Григория Богослова, Григорий Старший, был епископом незначительного городка в Каппадокии Назианза. До своего обращения в христианство он принадлежал к секте ипсистариев, которые поклонялись Всевышнему, соблюдали иудейские постановления о субботе и пище, но вместе с этим почитали огонь и свет. В 325 г. под влиянием жены он крестился, а в 328 или 329 г. был избран епископом Назианза. Как епископ, он отличался щедрой благотворительностью и добротой, но был вспыльчив. По своему догматическому направлению он принадлежал к полуарианам, принявшим впоследствии термин ὁμοούσιος [единосущный]. Мать Григория Богослова происходила от христианских родителей и была очень набожна. Она не читала языческих сочинений; проходя мимо языческих храмов, старалась не смотреть на них; не прикасалась к язычникам, не целовала родных, если они не были крещены; не вкушала вместе с ними пищи.

Брак родителей св. Григория долгое время оставался бесплодным. Григорий – вероятно, первый плод этого брака – был сыном молитвы. За ним следовала дочь Горгония и младший сын Кесарии. Григорий родился около 329 г. в Арианзе, имении своих родителей, лежавшем недалеко от Назианза к югу. Мать и сына связывала трогательная любовь. Неудивительно поэтому, если религиозно-аскетическое настроение первой сообщалось и ребенку. В раннем детстве Григорий Богослов видел поразивший его сон. В образе прекрасных дев в простой, но изящной одежде ему явились целомудрие и чистота, приглашая его следовать за собой. Среднее образование Григорий получил в Кесарии Каппадокийской, где он впервые встретился с Василием Великим. Затем он предпринял свое образовательное путешествие в Кесарию Палестинскую, в Александрию и Афины. Во время осеннего переезда из Александрии в Афины Григорий пережил тяжкие часы смертельной опасности. Разразившаяся буря едва не потопила корабль. Григорий, тогда еще не крещеный, был в отчаянии, боясь погибнуть, не омывшись от грехов в водах крещения. В Афинах Григорий пробыл довольно долго, и это время студенчества навсегда оставило в нем самые лучшие воспоминания. Здесь возникла дружба между ним и Василием Великим, приехавшим в Афины немного позднее. Друзья жили под одной кровлей, ревностно предавались занятиям, мечтали о жизни пустынников, посвященной аскетическим подвигам. Соблазны большого города не коснулись их, они знали лишь два пути – в школу и в христианскую церковь. В 355 г. они познакомились с Юлианом, будущим реформатором язычества, который тогда еще произвел на Григория самое отталкивающее впечатление. Около 357 г. не без труда оторвался Григорий от «золотых Афин» и через Константинополь возвратился на родину. Однако юношеским мечтам о жизни пустынника не суждено было исполниться: престарелые родители нуждались в молодых силах своего любимого сына. Григорий остается с родителями, и ему вверяется управление имением. Только на короткое время он посещает своего друга в его уединении на берегах Ириса. По возвращении в 359 г. к родителям в один из больших праздников, вероятно в Рождество, Григорий был неожиданно для самого себя посвящен отцом в пресвитера. Ответственность пастырского служения устрашила созерцательную и слабовольную натуру Григория, и он бежал в Понт. Только по настойчивому требованию отца он возвратился к месту своего служения. Отец Григория, подобно большинству епископов, имел неосторожность подписать вероопределения арианского собора 360 г. Это вызвало негодование монахов, и обстоятельства приняли такой серьезный оборот, что миру Назианза угрожала схизма. Стараниями Григория, произнесшего по этому случаю слово о мире, примирение епископа с паствой было достигнуто. В 365 г. Григорий явился примирителем между Василием Великим и Евсевием Кесарийским. В 370 г. Евсевий Кесарийский скончался. Предстояли бурные выборы нового епископа. Лучшим кандидатом был Василий. Предвидя затруднения, Василий под предлогом болезни пригласил в Кесарию Григория. Григорий поехал, но на дороге узнал о действительной причине приглашения и, обиженный недостатком искренности со стороны друга, с негодованием возвратился домой. Тем не менее всеми уважаемый Назианзский епископ Григорий Старший и его непосредственный помощник Григорий Богослов письмами к влиятельным епископам всячески поддерживали кандидатуру Василия, а в решительную минуту престарелый епископ Григорий, несмотря на болезнь, отправился в Кесарию, и его личное появление на соборе склонило мнение избирателей в пользу Василия751. После полунасильственного посвящения в епископа Сасим Григорий удалился в Понт, но по настоянию отца возвратился в Назианз и оставался его ближайшим помощником и викарием до самой смерти престарелого епископа, последовавшей зимой в конце 373 г. или начале 374 г. Вслед за отцом скоро скончалась и мать Григория Богослова – Нонна. Брат и сестра умерли ранее. Теперь св. Григорий счел себя свободным от всяких обязательств и решился воспользоваться обстоятельствами для того, чтобы осуществить свою давнишнюю мечту о подвижнической жизни. Оставаясь временным заместителем своего покойного отца, он тотчас же пригласил епископов для избрания преемника почившему пастырю. Но так как епископы долгое время не могли ни на что решиться, Григорий внезапно оставил Назианз и удалился в Селевкию в монастырь св. Феклы. Здесь в молитвенном уединении он провел несколько лет – с конца 375 до начала 379 г. 1 января 379 г. скончался Василий Великий. Григорий сам в это время был болен и не присутствовал ни при кончине, ни на похоронах своего друга. В этом году начинается самый плодотворный, но самый печальный период в жизни Григория. Столица находилась всецело в руках ариан. Небольшая горсть православных, оставшаяся без пастыря, обратилась к Григорию с предложением явиться в столицу, стать во главе их и поддержать умирающую Никейскую веру. Этому плану сочувствовали многие из православных епископов. Весной 379 г. Григорий прибыл в столицу и поселился в доме своих родственников Одна из зал этого дома была обращена в церковь во имя Воскресения (Анастасия). В этом посвящении Григорий выразил свое желание видеть воскресение Никейской веры. Проповедь Григория имела успех, что навлекло на него преследование со стороны ариан. Однажды толпа под предводительством монахов ворвалась в домашнюю церковь Григория, осквернила алтарь, избила молящихся и в этих беспорядках обвинила потом самого же Григория.

Много неприятностей перенес в это время Григорий от Максима Киника. Эта темная личность выдавала себя за потомка мучеников и за исповедника, претерпевшего мучения за верность Никейской вере. Как последователь философии киников, Максим носил белый плащ, в который умел красиво драпироваться, и длинные волосы, которые согласно моде завивал в локоны и красил в рыжий цвет. Чтобы снискать доверие Григория, Максим хвалил его проповеди, превозносил все его планы и громил его противников. Непрактичный и непроницательный Григорий не распознал вовремя этого авантюриста, дал ему убежище в собственном доме, предоставил в его распоряжение стол и все свое имущество и даже имел неосторожность произнести публично речь в похвалу Максима. Между тем Максим питал честолюбивые планы овладеть кафедрой Григория. Все нити интриги исходили из Александрии. Петр, епископ Александрийский, поддерживал Максима и через шпионов следил за успехами предприятия. Когда почва была подготовлена, из Александрии прибыли епископы для посвящения Максима. Для этого ночью они тайно проникли в кафедральную церковь Григория и начали обряд посвящения. Но это было скоро замечено. Собравшийся народ изгнал епископов, которые бежали в квартиру какого-то флейтиста, где и было окончено прерванное богослужение. Получив сан епископа, Максим попытался было овладеть и кафедрой Григория. С этой целью он отправился в Фессалоники, где в это время стоял с войском император Феодосий, искать его благоволения, но был отвергнут императором, который желал иметь епископом столицы только Григория. Потрясенный этим случаем, Григорий хотел удалиться из Константинополя, но был удержан народом.

24 ноября 380 г. император Феодосий вступил в столицу и передал православным церкви, отнятые у них арианами. 26 ноября Григорий вместе с императором торжественно вступил в храм Св. Апостолов. В это время со стороны озлобленных ариан подготовлялось покушение на жизнь Григория, «извлечен был один меч, но опять был скрыт в ножны». Вскоре другой убийца проник в спальню Григорию, но, мучимый совестью, раскаялся в своем намерении и просил у Григория прощения. «Да спасет тебя Бог, – ответил ему на это Григорий, – а мне, спасенному, не трудно быть милостивым». Замечательной чертой Григория служит его терпимость к еретикам и иномыслящим. «Тайна спасения, – говорил он, – для желающих, а не для насилуемых». Сделавшись господином положения в столице, Григорий не был ревностен в отобрании церковных имуществ у ариан и не пользовался своим влиянием, чтобы отплатить им за притеснения. Паства не понимала этого и роптала против него.

В мае 381 г. по воле императора Феодосия был созван II Вселенский собор в Константинополе под председательством Мелетия Антиохийского. Согласно желанию императора и народа, епископом столицы был избран Григорий. Вскоре после этого Мелетий скончался, и председателем собора естественно сделался вновь избранный епископ Константинополя. Он тотчас же внес предложение, в видах прекращения антиохийского раскола, не избирать преемника Мелетию впредь до смерти второго антиохийского епископа Павлина, а после смерти Павлина избрать для Антиохии одного епископа с согласия той и другой партии. Предложение председателя было отвергнуто, и преемником Мелетия был избран Флавиан. Обиженный этим, Григорий перестал посещать собрания, даже покинул архиерейский дом у церкви Св. Апостолов и переехал в частное помещение. Когда на собор прибыли запоздавшие епископы Египта и Македонии, они возбудили вопрос о законности избрания Григория, ссылаясь на 15 правило I Вселенского собора, воспрещающее епископам переходить с одной кафедры на другую. Не желая служить причиной раздора, св. Григорий явился в заседание собора, добровольно отказался от Константинопольской кафедры и в июне 381 г. удалился в Назианз. Его место по избранию собора занял Нектарий. Возвратившись на родину, Григорий нашел церковь, которой управлял его отец, в руках аполлинаристов. Забота о подавлении ереси заставила его снова взять на себя бремя церковного правления, пока в 383 г. не был избран по его указанию епископом Назианза Евлалий. После этого Григорий удалился в свое имение, где и провел остальные шесть лет своей жизни в уединении, среди природы, страдая от болезней и одиночества и занимаясь литературными трудами. Он умер в 389 г.

Значение Григория Богослова в истории догматов заключается в следующем.

1) В учении о Троице Григорий Богослов примыкал, как и Василий Великий, к новоникейской партии, которая развилась из так называемого полуарианства, принявшего термин ὁμοούσιος и истолковавшего его в смысле ὁμοιούσιος [подобосущный]. Сочинения Григория Богослова были первым научным обоснованием учения новоникейцев. Учение о Троице и троичная терминология Григория Богослова, по существу, тождественны с учением и терминологией Василия Великого, но более последовательны. Сущность его учения выражается формулой: Бог един по Существу и троичен по Ипостасям. Единство Лиц Пресвятой Троицы выражается терминами μία θεότης, μία οὐσία, μία φύσις [единое Божество, единая сущность, единая природа]; троичность Лиц – τρεῖς ὑποστάσεις, τρεῖς ἰδιότητες [три лица, три особенности]; особенности каждого Лица – ἀγεννησία [нерожденность], γέννησις [рождение], ἔκπεμψις [исхождение]. Οὐσία [сущность] понимается в смысле родового понятия; ὑπόστασις [лицо, ипостась] – в смысле индивидуальных особенностей; ὁμοούσιος – в смысле полного подобия по существу. Признавая численное различие Лиц Св. Троицы, Григорий навлекал на себя обвинения в требожии, но отклонял его на основании тех же соображений, которые были высказаны и Василием Великим. Учение о Духе Святом у Григория Богослова более законченно, чем у Василия Великого. Григорий относился снисходительно к людям, колеблющимся в учении о Духе Святом. «Кто признает Духа Богом, – говорит он, – тот божествен. А кто даже и именует Его Богом, тот, если делает это пред людьми благоразумными, высок, а если пред низкими, неосмотрителен». В то время, как Василий Великий избегал называть Духа Святого Богом, Григорий открыто доказывал эту истину. Объясняя, почему в Св. Писании Дух Святой никогда не называется Богом, Григорий высказывает оригинальное учение о продолжаемости откровения в Церкви: «Ветхий Завет возвещал об Отце ясно, а о Сыне не так ясно. Новый открыл Сына, на Божество же Духа только указал. Теперь (со времени Пятидесятницы) Дух Святой живет с нами, сообщая нам яснейшее предание о Себе». В то время, как Василий Великий удовлетворялся формулой Антиохийского собора 362 г, требующей от присоединяющихся к православию ариан лишь обещания не называть Духа Святого тварью, Григорий доказывал всю непоследовательность этой формулы, так как между Богом и тварью не может быть ничего среднего. Личной особенностью Духа Святого Василий Великий признавал святыню. Это оригенистическое мнение противоречило всей новоникейской системе и терминологии, так как святыня принадлежит всем трем Лицам. Григорий устранил это определение и заменил его другим, указывающим личную особенность Духа по аналогии с личной особенностью Сына в способе происхождения (ἐκπόρευσις, ἔκπεμψις [оба термина означают «исхождение"]).

2) Наряду с учением о Троице для позднейшего времени важное значение имела христология Григория Богослова. Выдержки из сочинений Григория в доказательство истинности православного учения о Лице Иисуса Христа приводились отцами Ефесского и Халкидонского соборов. Учение о Лице Иисуса Христа выяснилось в сознании св. Григория уже в последние годы его жизни, когда, возвратившись из Константинополя и найдя Церковь Назианзскую в руках аполлинариан, он познакомился с сочинениями Аполлинария и подверг их критике. По учению Григория Богослова, человеческая природа Христа состоит не только из тела и неразумной души, как утверждал Аполлинарий, но и из ума, или духа. В пользу этой мысли он приводил основания философские (А) и сотериологические (В).

A. a). Только ум отличает человеческую душу от души животных. Если Логос воспринял лишь душу, то не может быть и речи о вочеловечении. б). Только через посредство бесплотного ума Логос мог соединиться с телом и душой человека.

B. Искупление состоит в обожествлении человеческой природы вследствие ее соединения с Божеством в Лице Иисуса Христа. Если ум, инициатор греха, не воспринят Сыном Божиим, то самое главное в человеке остается не искупленным. Несмотря на соединение в Лице Иисуса Христа Божества и полной человеческой природы, личность Богочеловека остается единой и нераздельной.

3) Григорий Богослов вместе с Василием Великим тщательно изучал Оригена. Это отразилось на его богословской системе, в которой есть много отзвуков оригенизма. Сюда относится своеобразная переработка оригеновского учения о вере и гнозисе, учение о том, что Бог выше сущности, учение об уме как посредствующем начале, через посредство которого возможно было соединение бесплотного Логоса с душой и телом человека, учение о существовании в загробном мире очистительного огня для грешников, некоторая неуверенность в учении о вечности мучений. Из философских влияний на системе Григория более всего отразился неоплатонизм.

Сочинения Григория разделяются на три группы: 45 «Слов», 243 письма и собрание стихотворений.

1. Из «Слов» Григория Богослова особенно важны в догматическом отношении: а) «Пять слов о богословии», названные так самим проповедником и в свою очередь сообщившие ему наименование Богослова752; б) «О поставлении епископов и о догмате Св. Троицы»; в) «О соблюдении доброго порядка в собеседовании о Боге». В этих словах, произнесенных в Константинополе, защищается православное учение о Троице против ариан и последователей Македония.

В историческом отношении важны похвальные «Слова» в честь Василия Великого и Григория Старшего, Кесария753. Особенной известностью пользуется «Защитительное слово по поводу бегства в Понт после посвящения в пресвитера». В нем говорится о высоте и трудности пастырского служения. Позднейшие писатели, древние и новые, широко пользуются этим «Словом».

Два обличительных «Слова» против Юлиана, написанные вскоре после его трагической смерти (26 июня 363 г.), стоят не на высоте христианских чувств и по своему страстному характеру не достойны благородной души Григория.

По своим научным склонностям Григорий был филолог в широком смысле и более всего ценил науки литературные. Он усвоил гомилетические теории своего времени и никогда не отступал от них. Отсюда огромный успех, который проповеди Григория имели среди его современников. Но отсюда же и их недостатки: внешние эффекты, вычурность, искусственно подобранные антитезы, игра слов, широкое употребление общих мест.

2. Большая часть писем св. Григория относится к последним годам его жизни. Письма Григория не могут идти в сравнение с письмами Василия Великого с точки зрения их исторической важности, но в литературном отношении они представляют собой лучшие произведения Григория Богослова.

Некоторые из писем Григория важны в догматическом отношении. Сюда относятся высоко ценившиеся в последующее время послания к пресвитеру Кледонию и патриарху Нектарию. Оба направлены против Аполлинария.

3. Большинство стихотворений Григория Богослова написано им также в уединении последних лет жизни. Изнуренный болезнью и тяготясь одиночеством, Григорий находил отраду в стихах. К тому же он хотел противопоставить свои стихи, с одной стороны, произведениям классических поэтов, с другой – еретическим стихотворениям Аполлинария. Самое важное из стихотворных произведений Григория – автобиографическая поэма о жизни своей, главный источник для его жизнеописания. Трагедия (Χριστὸς πάσχων [страдающий Христос]) не принадлежит Григорию Богослову (XI или XII в.).

Источником для жизнеописания Григория Богослова служат главным образом его сочинения, которые в противоположность сочинениям Василия Великого и Григория Нисского полны автобиографических подробностей и лирических отступлений, прекрасно характеризующих особенности его личности и настроения. У древних историков сравнительно с сочинениями Григория Богослова нет ничего нового. Житие Григория Богослова, написанное пресвитером Григорием, составлено по его сочинениям с произвольными и ни на чем не основанными добавлениями.

Лучшим совокупным изданием творений Григория Богослова служит бенедиктинское, перепечатанное у Migne754.

В Русской Церкви издавна обращались переводы творений Григория Богослова. В списке XI в. сохранились 13 «Слов» Григория Богослова в переводе болгарской редакции. Позднее болгарский перевод был исправлен в Сербии и в исправленном виде тоже проник в Россию. 50 «Слов» Григория Богослова были переведены на славянский язык Епифанием Славинецким («Богодухновенная книга великих пастырей и учителей всея вселенныя». М., 1787–1790). Почти одновременно был издан в Москве (1798) перевод «Поучительных слов Григория Богослова» Иринеем Климентьевским. С 1822 по 1841 гг. появлялись переводы творений Григория Богослова в «Христианском чтении». При Московской духовной академии издан полный перевод творений Григория Богослова. Т.: 1 –6. М., 1843–1848. Второе издание осуществлено в 1889 г.

Исследования о жизни и сочинениях Григория Богослова:

Арх. Агапит. Жизнь Григория Богослова, архиеп. Константинопольского, и его пастырская деятельность. СПб., 1869.

Виноградов Н, свящ. Догматическое учение св. Григория Богослова. Казань, 1887.

Говоров А Св. Григорий Богослов как христианский поэт. Казань, 1886.

Ulmann С. Gregorius v. Nazianz, der Theolog. 2. Auf. Gotha, 1867.

Boehringer Fr. Die Kirche Christi und ihre Zengen. Bd. VIII.

Weiss H. Die grossen Kappadocier Basilius, Gregor, v. Nazianz und Gregor, v. Nyssa, als Exegeten. Braumsberg, 1872.

Huemmer Fr. К Des hl. Gregr. v. Nazianz, der Thelogen, lehre von der Gnade. Kemptir., 1890.

Benoit A St. Gregoire de Nazianz, archeveque de Constantinople et docteur de l'eglise. 2 edit. Paris, 1885.

* * *

750

Печатается по изданию: Попов И. В. Григорий Богослов // Православная богословская энциклопедия. СПб., 1903. Т. 4. К 615–626.

751

Об обстоятельствах посвящения Григория Богослова в епископа Сасим и о его размолвке с Василием Великим см. статью «Василий Великий». Наст, издание. С. 194–195.

752

Mason A. I. Orationesquinque de theologia. Cambridge, 1899.

753

Éloge funèbre de Césaire... / Edition classique, publiée avec une notice, un argument et des notes en français par E. Sommer. Paris, 1898.

754

PG 35–38


Источник: Труды по патрологии / И. В. Попов ; Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Московская Духовная Академия, Учебный Ком. Русской Православной Церкви. - Сергиев Посад : Свято-Троицкая Сергиева Лавра : Московская Духовная Академия, 2004-. В 2-х / Т. 1: Святые отцы II-IV вв. - 2004. - 743 с.

Комментарии для сайта Cackle