протоиерей Иоанн Смолин

О повиновении властям

I. Православное учение о царской власти и о повиновении Богом установленным властям

Для непрерывного единоначалия, Бог в народе Своем поставил царя. И такие благочестивые цари, как Давид, Иосафат, Езекия, Иосия, представляют образцы того, как успешно самодержавный государь может и должен служить к прославлению Царя небесного, в земном царстве человеческом и вместе с тем утверждению и охранению истинного благоденствия в народе своем.

Царская наследственная власть есть высокий дар Божий избранному Богом лицу и народу, как об этом свидетельствует божественное обещание сего дара с клятвою: «клялся Господь Давиду истиною и не отречется ее: от плода чрева твоего посажу на престоле твоем (Пс. 31:11); вознесох избранного от людей Моих» (Пс. 88:20).

«Да будет благословенно имя Господне от всех россиян, что эти благотворные и счастливейшие для отечества дары Божии–самодержавие и наследственность царской власти, дарованные России при самом возникновении и призвании ее к исторической жизни, свято, иногда и чудесно были охраняемы в течение истекшего целого тысячелетия ее исторической жизни и неизменно переданы в священное наследие нашим временам и поколениям! Будем внимательны, и не будем беспечны! Когда темнеет на дворе, усиливают свет в доме. Береги же, Россия, и возжигай сильнее твой внутренний, домашний свет, потому что за пределами твоими, по слову пророческому, тьма покрывает землю и мрак на языки (Исх. 60:2); шаташася язы́цы и людие поучашася тщетным (Пс. 2:1). «С нами Бог»! С нами Бог благодатию православной веры и благодатным даром благословенного наследственного самодержавия!» (М. Филарет).

После царской власти следуют и другие, Богом установленные на земле начальства и власти, о повиновении которым ап. Павел учит:

«Воздавайте всякому должное: кому подать, подать: кому оброк,оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Рим 13:7).

«Апостол повелевает в дань начальникам приносить не только деньги, но честь и страх. Под страхом разумеет высшую степень по чтения, а не страх, происходящий от худой совести. Он не сказал: дайте, но воздавайте, и присовокупил – должное. Ибо исполнение этого не есть дар, но долг, и не выполнивший его будет наказан, как неблагодарный. Не думай, что унизится и потерпит ущерб честь твоего любомудрия, если в присутствии начальника встанешь или откроешь голову. Ибо если Апостол так узаконил, когда начальниками были язычники, то тем более надлежит наблюдать это ныне, когда мы имеем начальниками христиан. Так угодно Богу, чтобы приявшие от него почесть власти – начальники имели свою силу»31.

«Итак покоримся Богу, друг другу и начальствующим на земле, учить св. Григорий Богослов. Богу – по всем причинам, друг другу – для братолюбия; начальствующим для благоустройства и тем в большей мере, чем более они кротки и снисходительны. Опасно истощать милосердие начальников, надеесь на частое прощение; ибо, истощив, за их строгость подвергнемся ответственности мы сами, которые нарушаем тишину ветром, наводим на свет мрак, а к меду примешиваем полынь. И между нашими законами есть один закон, похвальный и прекрасно постановленный Духом. Но сему закону как рабы должны быть послушны господам, жены – мужьям, Церковь – Господу, ученики – пастырям и учителям, так и все обязанные давать дань – обязаны также повиноваться всем властям предержащим, не только за гнев, но и за совесть, и не делать закона ненавистным, делая зло, не доводить себя до меча, но, очищаясь страхом, заслуживать похвалу от власти»32 .

Если в слове Божием сказано, что «противящийся власти противится установлению Божию (Рим. 13:2), то мы непременно должны почитать всякую власть, светскую и духовную; отказываясь повиноваться этой власти, мы выказываем неповиновение власти Божией; возмущаясь против власти земной, мы возмущаемся против Самого Бога. «Слушающий вас, сказал Господь ученикам Своим, – Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» (Лк. 10:16). Из этого следует, что все поступки наши, хорошие или дурные, по отношению к тем, кто имеет право повелевать нами, относятся прямо к Богу, Который наказывает непокорных и награждает смиренных и послушных.

Пророк Самуил высоко ставит покорность, говоря, что «Бог предпочитает ее всяким другим жертвам, что послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов, ибо непокорность есть такой же грех, как и волшебство, и противление власти также противно Богу, как противно идолопоклонство» (1Цар. 15:17).

II. Основания из слова Божия для православного учения о царской власти и пови новении всем Богом установленным властям

Богом цари царствуют и правители правят:

Притч. 8:15. Много цари царствуют, и повелители узаконяют правду.

16.Мною начальствуют начальники и вельможи, и все судьи земли

Притч. 21:1. Сердце царя в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его.

Царя бойся, чти его, будь ему верен и тайну его храни:

Тов. 12:7. Тайну цареву прилично хранить, а о делах Божиих объявлять похвально. Делайте добро, и зло не постигнет вас.

Притч. 24:21. Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся.

1Пет. 2:17. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите.

Даже и нечестивого царя должно почитать:

Вар. 1:11. И молитесь о жизни Навуходоносора, царя Вавилонского, и о жизни Валтасара, сына его, чтобы дни их были, как дни неба, на земле.

1Цар. 31:11. И услышали жители Иависа Галаадского о том, как поступили филистимляне с Саулом.

12.И поднялись все люди сильные, и шли всю ночь, и взяли тело Саула и тела сыновей его со стены Бефсана, и пришли в Иавис и сожгли их там.

13.И взяли кости их, и погребли под дубом в Иависе, и постились семь дней.

4Цар. 9:34. И пришел Ииуй, и ел, пил, и сказал: отыщите эту проклятую, и похороните ее, так как царская дочь она.

Мф. 22:21. Тогда говорит им: и так отдавайте Кесарево Кесарю, а Божие Богу.

Помазанник, царь – неприкосновенен:

2Цар. 1:14. Тогда Давид сказал ему: как не побоялся ты поднять руку, чтоб убить помазанника Господня?

15. И призвал Давид одного из отроков, и сказал ему: подойди, убей его.

Пс. 104:15. Не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла.

За царя и начальников должно молиться:

1Тим. 2:1. Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков,

2.За царей, и за всех начальствующих дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте;

3.Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу,

4.Который хочет, чтобы все люди спаслись, и достигли познания истины.

Царю и правителю должно повиноваться:

Рим. 13:2. Всякая душа да будет покорна высшим властям: ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.

2.Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.

3.Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро и получишь похвалу от нея:

4.Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся: ибо он не напрасно носит меч; он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.

5.И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Сравн. Тит. 3:1–2.

Только злые не уважают царей и начальство:

2Пет. 2:9. То, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания.

10. А наипаче тех, которые идут в след скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны, и не страшатся злословить высших.

Но за это они и осуждаются строго:

Иуд. 1:7. Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию,подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример:

8. Так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергають начальства, и злословят высокия власти. Сравн. Рим. 13:4.

Для нас, христиан православных, да будут непреложны наставления св. апостолов:

1Пет. 2:13. Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти.

Тит. 3:1. Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело.

2. Никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам.

III. Возражения заблудшего и ответы православного сына Церкви о повиновении властям

Заблудший : Апостолы Петр и Иоанн сказали начальникам и первосвященникам иудейским: «справедлпво-ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога»? (Деян. 4:1.9).

Православный : Рассуди: еврейские начальники и христианские –одно-ли и тоже? Нет: те стояли против Христа, а эти – за Христа. Те запрещали проповедывать об имени Иисуса, а христианские – напротив: сами посылают проповедывать.

Заблудший : Бога нужно больше слушаться, а не властей.

Православный : А сердце царя разве не в руках Божиих? Не Богом разве царствуют и управляют цари? (Притч. 8:15; Дан. 2:21; 4:14). Стало быть, царя, как Богом установленную верховную власть, нужно слушать и его веления исполнять (Тит. 3:1; 1Пет. 2:13–16).

Заблудший : По слову Божию все мы равны, почему-же другие должны считаться властями.

Православный : Вы, говоря так, основываетесь на следующих словах Христа: князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так (Мф. 20:25–26). Но о чем здесь речь, – разве о том, чтобы князей и вельмож не было? Вовсе не о том; а о том, что у христиан князья и вельможи (кто хочет быть первым) должны охотно служить остальным, управляемым, а не властвовать только ими. Не то-ли мы и видим, что у нас Царь и начальствующие трудятся больше всех, низших. Это во 1-х; во 2-х, речь Христа собственно относится к Церкви и Апостолам, а не к государству и не к царям. Цари же здесь лишь приводятся в сравнение. Посмотри на наших архипастырей и пастырей, – они действительно слуги и рабы остальным, часто терпя от них поношение и упреки. Таким образом просьба сыновей Зеведеевых к И. Христу только о власти над людьми была неосновательна, как неосновательно и твое суждение о приведенном месте. «Братья» не значит – «равны». Мы братья по одной вере, но не по служебному достоинству; по службеже должны быть и большие. (Мф. 23),

IV. Для миссионерской полемики с сектантами о повиновении властям


Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. Истинный смысл сих текстов. Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование
I
Иер. 13:18. Скажи царю и царице: смиритесь, сядьте пониже, ибо упал с головы вашей венец славы вашей. 19. Южные города заперты, и некому отворять их; Иуда весь отводится в плен, отводится в плен весь совершенно. Примеч . Это пророчество сектанты относят и к нынешней царской власти. В ст. 18 под царем и царицей разумеется предпоследний царь иудейский Иехония и его мать, которых Господь определил лишить царского достоинства и предать царю вавилонскому. В ст. 19 разумеются города колена Иудина и главным образом Иерусалим: ст. 9 п 10. Для всякого очевидно, что здесь и намека нет на непочитание Богом же учрежденной власти: Рим. 13:1–2. Здесь только говорится, что как народ, так и представитель его за грехи свои могут быть наказаны Богом и действительно наказываются, если не исправляются нравственно. Напр. Содом и Гоморра. Иер. 13:9. Так говорит Господь: так сокрушу Я гордость Иуды и великую гордость Иерусалима, 10. Этот негодный народ, который не хочет слушать слов Моих. Рим. 13:1. Всякая душа да будет покорна высшим властям: ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. 2. Посему противящийся власти противится Божию установлению А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
II
Mф. 17:25. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины, или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? 26. Петр говорит Ему: с посторонних Иисус сказал ему, итак сыны свободны. Примеч . Сектанты, считая сами себя сынами Божиими и основываясь на приведенных словах, находят ненужным платить подати на содер жание начальства. Ссылка на это место в доказательство того, что сектанты не должны нести общественных повинностей (податей) для содержания начальствующих лиц, показывает только жалкое невежество сектантов. Чтобы правильно понять это место, нужно знать, что со времени построения храма Соломонова, на него ежегодно собиралась подать: 2Пар. 24:6. Эту подать платили все, кроме собиравших ее священников и левитов. Спаситель, как Сын Божий, свободен был от уплаты дидрахмы, собираемой для Бога, Отца Его, Который обитает в храме том. А о податях общественных для начальствующих говорится и в Новом Завете: Рим. 13:4–6. Здесь же говорится и о том, что всякий начальник есть Божий слуга и что повиноваться им надо не только из страха, но и по совести. 2Пар. 24:6. Я призвал царь Иодая, главу их, и Слазал ему: почему ты не требуешь от левитов, чтоб они доставляли с Иудеи и Иерусалима дань, установленную Моисеем, рабом Господним, для скинии собрания? Рим. 13:4. Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся: ибо он не напрасно носит меч; он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. 6. Для сего вы и подати платите: ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые.
III
Гал.2:6 И в знаменитых, чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более. Примеч . Эти слова сектанты приводят в подтверждение той мысли, что для них, сектантов, ничего не значат власти, хотя бы и знаменитые. Здесь под «знаменитыми» нужно разуметь старейших апостолов, которым апостол Павел предлагал благовествование, проповедуемое им среди язычников: Гал. 2:1–2. Деян. 15:4. Смысл приводимого места будет такой: как бы важен ни был авторитет старших, знаменитых апостолов в деле учения, для меня (ап. Павла) он не представляет ничего особенного, потому что я действую по откровению Божию, а Бог на лица не взирает; знаю только одно, что я ничему не научился от знаменитых апостолов (Феофилакт. толк. к Галат, стр. 134 – 160); следовательно, против покорности властям здесь ни слова не говорится, тогда как в других местах тот же ап. говорит, что противящийся власти – противится Божию установлению: Рим. 13:2. Гал. 2:1.Потом, чрез четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита. 2. Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь, или подвизался. Деян. 15:4. По прибытии же в Иерусалим, они были приняты церковью, Апостолами и пресвитерами, и возвестили все, что Бог сотворил с ними, и как отверз дверь веры язычникам.
IV
Гал. 4:29. Но как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне. 30.Что же говорит Писание? изгони рабу и сына ее: ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной. (Быт. 21:10). 31.Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной. Примеч . Покоряющихся богоустановленным властям людей сектанты считают «рожденными по плоти» «рабами», а себя «рожденными по духу» и «свободными» от покорности властям. Для правильного понимания этого места нужно иметь в виду, что апостол убеждает галатов утверждаться в принятом ими благовестии Христовом: 5:1, и не соблазняться распространяемым лжеучителями учением о законе Моисеевом. Сарра с Исааком, по сравнению апостола, означает закон благодати, верующих, Агарь же с Измаилом – закон Моисея, иодзаконников. Агарь с сыном, по наставлению Сарры, была удалена, так и закон Моисеев должен уступить место закону благодати, а потому разбираемое место никоим образом не оправдывает сектантского лжетолкования о том, что православные, будто «рожденные по плоти», гонят сектантов, «якобы рожденных по духу». Напротив, православные желают для всех единства веры: Еф. 4:3, 13:14 и умоляют заблуждающихся быть для Господа покорными всякому человеческому начальству: 1Пет. 2:13–14, а сектанты не только не выполняют этой апостольской заповеди сами, но еще соблазняют и других простодушных людей, как ; бы забывая строгий приговор соблазнителям (Мф. 18:6). Гал. 5:1. Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. Еф. 4:3. Старайтесь сохранить единство духа в союзе мира. 13.Доколе все приидем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; 14.Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, но лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения: 1Пет.2:13. Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как церковной власти. 14. Правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро.
V
1Кор. 7:23. Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков. Примеч . Здесь сектанты находят для себя основание не делаться покорными начальствующим. Здесь говорится не об обыкновенном рабстве, так как апостол только что сказал, чтобы призванный ко Христу в рабстве не смущался этим состоянием и оставался в том звании, в каком призван: 20–22 ст. По объяснению Феодорита, апостол здесь «повелевает не иметь раболепного образа мыслей» (Иванов, стр. 206). Словами апостола: «каждый оставайся в том звании, в котором призван» с полной ясностью обличается сектантское мудрование. 1Кор. 7:20. Каждый оставайся в том звании, в котором призван. 21.Рабом ли ты призван, не смущайся: но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся. 22.Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободный есть раб Христов.
VI
Кол. 2:15. Отняв силу у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою. Примеч . Эти слова, сказанные апост. по отношению к сатанинским властям, сектанты относят и к богоустановленным начальникам. Апостол говорит здесь не о государственной или гражданской власти, а о том князе мира, который осужден и изгнан чрез страдания и прославление Христа: Ин. 12:31, – о сатане, которого Сам Господь созерцал, как молнию, с небес спадшую: Лк. 10:18, а по отношению к власти земной Он учил воздавать каждому должное: Мф. 22:21. Ин. 12:31. Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. Лк. 10:18. Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию. Мф. 22:21. Говорят Ему: Кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте Кесарево Кесарю, а Божие Богу.

* * *

31

Св. Иоан. Златоуст. Бес. на посл. Рим. 552–572.

32

Св. Григорий Богослов. Твор. Ч.II, стр. 77.



Источник: Миссионерский щит веры в ограждение от сектантских заблуждений / Сост. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : ред. журн. "Миссион. обозрение", 1904. - [2], XIV, 336 с.

Вам может быть интересно:

1. Благочестивые чувствования богомыслящего христианина при чтении молитвы Господней, разделенные на семь Богомыслий cвятитель Иоанн Тобольский (Максимович)

2. Записки по предмету Православного Христианского катехизиса протоиерей Павел Городцев

3. Собрание сочинений. Том 4 – СЛОВО в день восшествия на престол ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА архиепископ Амвросий (Ключарев)

4. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том II. Археология - Бюхнер – Атеизм профессор Александр Павлович Лопухин

5. О соединении церквей профессор Василий Александрович Соколов

6. Жития русских святых – Февраль, 4 профессор Сергей Иванович Смирнов

7. Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни – 36. Слово в день тезоименитства государя императора Александра Николаевича (О благочестии наших предков. Что такое дух мира?... святитель Феофан Затворник

8. Симфония по творениям святителя Григория Богослова – Здоровье святитель Григорий Богослов

9. Библейская энциклопедия – Лакедемоняне архимандрит Никифор (Бажанов)

10. История Евангельская и Церкви Апостольской – Состояние учения в церкви апостольской протоиерей Александр Горский

Комментарии для сайта Cackle