Источник

О судах и судьях

I. Православное учение о судах и судьях

«Господь говорит, что одно и то же и в равной мере терпят, и кто судит, и кто мерит (Мф. 7:1–2)», учит св. Афанасий Александрийский, «впрочем, говорит сие не в том смысле, в каком понимают еретики, обманывая сами себя, и не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают. (1Тим. 1:7). Ибо, разрешая за деньги приносящих неразумное и гибельное покаяние, готовы они утверждать, что не должно судить и того, кто сделал смертный грех, потому что Господь сказал: не судите, да не судимы будете. Но если это действительно так, как утверждают они, то без сомнения,подвергся осуждению праведный Ной, который осмеятеля Хама осудил быть рабом братий; и Моисей, который, осудив собиравшего дрова в субботу, повелел побить его камнями вне стана; и преемник его Иисус, осудив Ахара за татьбу, истребил его со всем домом; и Финеес, осудив Замврия за блудодеяние, пронзил сулицею (сулица – острие у копья, копье); и Самуил царя амаликитян Агага предал смерти пред Господом; и Илия, осудив лжепророков, как свиней заклал при потоке; и Елисей, осудив Гиезия за принятие денег, наказал проказою; и Даниил, осудив похотливых старцев за клевету, наказал по закону Моисееву; и Петр, прияв ключи небесного царствия, когда Анания с женою утаили часть собственного своего достояния, осудив за это, сделал, что пали они мертвыми; и Павел осудил медника Александра, сказав: да воздаст ему Господь по делам его (2Тим. 4:14), а Именея и Александра предал сатане, да научатся не богохульствовать (1Тим. 1:20). Итак, если все праведные судили, и не были сами судимы, паче же, избраны на духовное служение: то почему же не должно судить, как говорят еретики? Господь сказал: не судите, да не судимы будете, не для того, чтобы мы поступали в чем, или делали что без суда, но имея в виду фарисеев и книжников, которые судили друг друга, но не исправляли сами себя. Так, например, убийцу по закону осуждали на смерть, а сами беззаконно убивали пророков; прелюбодею определяли казнь, как прелюбодею, сами же прелюбодейничали, татя осуждали, когда сами были похитителями чужих достояний, и оцеждали комаров, велбудов же пожирали34.

Правда то, что христианин должен обезоруживать врагов своих незлобием и не обязан судиться, но самое право искать суда на врагов и обидчиков у него не отнято. С заповедью о кротком и незлобивом перенесении обид не сообразно только самоуправство, а отнюдь не защищение себя против их злобы и мстительности. Конечно, лучше, по слову апостола, остаться безнаказанно обиженным (1Кор. 6:7). Но если мы, напр., имеем причины думать, что безнаказанность врага вместо вразумления может поощрить его к большим преступлениям против нашей чести, и особенно против чести ближнего, которой мы по примеру апостола Христова, должны дорожить больше жизни (1Кор. 11:15), против нашего достояния, нужного не для нас одних, а для общеполезных предприятий: то не только собственное наше блого, но вместе долг любви к врагам требует от нас принять законные меры к обузданию их своеволия и дерзости. Это видно из примера Самого же Господа: на суде пред первосвященником Христос Спаситель, когда Его ударили в ланиту, не смолчал, чтобы не подумали, что Он Сам признает Себя виновным, и тем не привесть бы в сомнение Его последователей,–поэтому почел нужным поставить обидчику на вид его несправедливость (Ин. 18:23). И св. апостол Павел для оправдания себя против обвинений, взведенных на него враждебными ему иудееями, потребовал суда пред римским императором язычником (Деян. 25:11).

Итак, из всего сказанного вытекает, что совершенно несправедливо и по невежеству отвергают сектанты законные суды, установленные Самим Богом, и что судьи, которые судят в гражданских судах, по установлению богоучрежденной власти, вовсе не делают тем греха. (Римл. 13:1–2).

II. Основания из слова Божия для православного учения о судах

Сам Бог поставляет судей:

Рим. 13:1. Всякая душа да будет покорна высшим властям: ибо нет власти не от Бога: существующие же власти от Бога установлены.

Притч. 8:16. Мною начальствуют начальники и вельможи, и все судьи земли.

Судии суть Божии служители:

Рим. 13:4. Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся: ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.

5. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.

1Пет. 2:13. Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти,

14.Правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро.

15.Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей.

Суд есть дело Божие:

Втор. 1:17. Не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого; ибо суд– дело Божие; а дело, которое для вас трудно, доводите до меня, и я выслушаю его.

2Пар. 19:6. И сказал судьям: смотрите, что вы делаете; вы творите не суд человеческий, но суд Господа; и Он с вами в деле суда.

Цель установления судов – творить правое бедным и угнетенным:

Втор. 16:18. Во всех жилищах твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе, поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным. Ср. Рим. 13:4–11.

Иов. 29:12. Потому что я спасал страдальца вопиющего и сироту беспомощного.

16.Отцом был я для нищих, и тяжбу, которой я не знал, разбирал внимательно.

Пс. 81:4. Избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых. Сравн. Ис. 1:17; Иер. 22:3.

Верующие должны молиться за судей:

1Тим. 2:1. Итак прежде всего прощу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков.

2. За царей, и за всех правительствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте.

III. Для миссионерской полемики с сектантам о судах судьях


Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. Истинный смысл сих текстов. Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование
I
Мф. 7:1. Не судите, да не судимы будете. Лк. 6:37. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены, прощайте и прощены будете. Иак. 4:11. Не злословьте друг друга, братия; кто злословит брата, или судит брата своего, тот злословит закон, и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. 12.Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить,а ты кто, который судишь другого? Рим. 2:1. И так неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. Рим. 14:4. Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен; ибо силен Бог восставить его. 10. А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. 13.Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну. 1Кор. 4:5. Посему не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь, который и осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения,и тогда каждому будет похвала от Бога. Примеч . Осуждаемые в приведенных текстах пересуды и злословия на ближнего в частной жизни сектанты относят и к законным судебным учреждениям. Всеми этими местами воспрещаются пересуды или злословие (иначе сплетничсство). Что в этих местах под «судом» нельзя разуметь судебных учреждений общественных и государственных, это ясно видно как из контекста речи, так и из того, что государственные судебные учреждения законными и богоучрежденными признавал Сам Господь: Ин. 19:11,1Пет. 2:13–14; и св. апостолы: Деян. 25:10–11, 1Кор. 6:4–5. В Мф. 7:1, Лк. 6:37 Господь запрещает осуждать ближнего без милости. Сами себе мы желаем, чтобы Бог судил нас не во гневе, обличал не в ярости. Понятно, что и вообще мы не должны без нужды входить в суждение о ближнем; но нисколько не говорится здесь о судебных учреждениях, данных Богом: 1Пет. 2:14. В Рим. 2:1 и 14:4–10и13 Апостол запрещает судить человеку, который сам виновен в том же, в чем и осуждаемый; в гражданских же судах судят люди, не виновные в тех преступлениях, в которых обвиняются подсудимые. Если кто скажет: каждый человек в чем-либо виновен, на это ответим вопросом: как же по слову Апост. святые будут судить мир (1Кор. 6:2), а ведь, конечно, и они в чем-либо виновны пред Богом: 1Ин. 1:10? Да и Апост. Петр сам говорил Христу, что он грешен: Лк. 5:8, а между тем и ему завещано: Лк. 22:30. Ап. Павел в 1Кор. 4:5, хотя и учит, чтобы не судить прежде времени, но Сам просит суда Кесарева: Деян. 25:10–11. И так, слова Иисуса Христа о неосуждении наших ближних никоим образом не направлены против юридических, гражданских и церковных судов, а порицают лишь наклоность людей злословить и пересуживать в дурную сторону слова и действия их ближних. Так понимать речь Спасителя вынуждают каждого строгое и здравое рассмотрение этой речи, а потому все вышесказанное убеждает нас, что в приведенных сектантами местах идет речь не о судебных учреждениях, а о частных пересудах и злословиях. Ин. 19:11. Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше, посему более греха на том, кто предал Меня тебе. 1Пет. 2:13. И так будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа; царю ли, как верховной власти. 14. Правителям ли, как от Него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро. Деян. 25:10. Павел сказал: я стою пред судом Кесаревым, где мне и следует быть судиму. Иудеев я ничем не обидел, как и ты хорошо знаешь. 11. Ибо если я неправ и сделал что-нибудь достойное смерти; то не отрекаюсь умереть; а если ничего того нет, в чем сии обвиняют меня, то никто не может выдать меня им. Требую суда Кесарева. 1Кор. 6:4. А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значущих в церкви. 5. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, .который мог бы рассудить между братьями своими? 1Ин. 1:10. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас. Лк. 5:8. Увидев это. Симон Петр припал к коленам Иисуса, и сказал: выйди от меня, Господии потому что я человек грешный. Лк. 22:30. Да ядите и пиете за трапезою Моею в царстве Моем, и сядете на престолах, судить двенадцать колен Израилевых.

* * *

34

Прот. Гр. Дьяченко. «Уроки и примеры христ. любви», стр. 676.


Источник: Миссионерский щит веры в ограждение от сектантских заблуждений / Сост. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : ред. журн. "Миссион. обозрение", 1904. - [2], XIV, 336 с.

Комментарии для сайта Cackle