Источник

О поклонении Богу

I. Православное учение о поклонении Богу

Истинными поклонниками называются те, которые воздают Богу поклонение, наиболее сообразное с природой как поклоняемого, т. е. Бога, так и поклоняющихся, т. е. людей. Сектанты утверждают, что поклоняться Богу должно только духом (Он есть Дух), а телом не должно (Оп бестелесен). «Но поклонение должно быть сообразно не только с природой того, Кому кланяются, по и с природой того, кто кланяется (всякое дыхание хвалит Господа, и конечно, каждое так, как ему по природе его свойственно), а человек не бестелесен и потому должен прославлять Бога не только душою, но и телом.

Что значит поклоняться духом? Это значит воздавать поклонение Богу той частью существа нашего, какая особенно подобна Богу. Который есть Дух. Эта часть нашего существа есть ум, образ всеведения Божия, воля–образ Его всемогущества, чувствование – образ Его любви. Итак, поклоняться Богу духом значит познавать Его умом, стремиться к Нему любовью и всеми желаниями. Что значить поклоняться истиной? Ап. Иоанн говорит в 1-м послании: не любим словом, ни языком, но делом и истиною (3:18). Истиной значит здесь без притворства и лицемерия. Ап. Павел говорит: аще виною, аще истиною, Христос проповедуем есть (Флп. 1:18), противопоставляя проповедание истиною проповеданию виною, а выражение виною нам известно из беседы Христа в обличение фарисеев,–где Он говорит, что они молятся виною (Мф. 23:14; Мк.12:40; Лк. 20:47), т. е. лицемерно (см. русский перевод).

Итак, поклонение истиною противополагается поклонению виною, поклонению притворному, лицемерному, которое во времена Христа не чуждо было ни иудеям, ни самарянам.

Бог Отец ищет себе поклонников, которые поклонялись бы Ему, во 1-х, в духе, во 2-х – непритворно, нелицемерно. Почитание Бога должно быть духовное и непритворное. Человек может притворяться и лицемерить только телом, потому что притворяться и лицемерить– значит принимать на себя вид (благоговейного, молящегося), а видимо у человека только тело, но никак не дух. Притворно любить, притворно благоговеть значит показывать в телесных движениях то, чего нет на душе. Если бы Господь не имел в виду необходимости поклонения телесного, то и не сказал бы ничего о поклонении непритворном, о поклонении истиною, так как поклонение духовное не может быть притворным само по себе. Истинное поклонение должно начинаться в духе и потом выражаться в непритворных, нелицемерных телесных движениях.

Наконец, 1) если Бог, как всесовершенный Дух живет только духовно, созерцая в Самом Себе только духовную жизнь, то на каком основании может человек жить так же, когда он и телесен?

2)Человек, по смерти, когда облечется в одухотворенную плоть, будет жить духовно, но на каком основании насильно приписывать ему возможность так жить теперь, облеченному плотью?

3)Если в земной жизни человек живет тем, что видит, слышит, обоняет, осязает и чувствует вкус, то на каком основании он должен быть лишен всего этого в религиозной жизни?

4)Если природа: зелень, цветы, птицы и все так восхищает человека и благотворно влияет на душу, то на каком основании отнять из мира религиозной жизни христианина все те предметы, которые входили в круг земной жизни и деятельности Иисуса Христа и Его апостолов и всех великих людей?

5)Если Сам Иисус Христос принял на Себя плоть и кровь, был окружен земными предметами, погружался в воду, делал коленопреклонения, то почему отнимать все это у человека?

6)Если многие совершители тайн Божиих православной Церкви, выполняя внешние богослужебные обряды и пламенея духом, прославились добродетельной жизнью, то на каком основании сектанты ставят себя выше всех прославившихся людей?

В заключение приведем слова великого проповедника Димитрия, архиепископа Херсонского, о молитве истиною:

Кто молится Богу истиною? – вопрошает он и сам отвечает: тот, у кого душа и сердце оживлены той самой верою и любовью, теми самыми мыслями и чувствами, теми надеждами и желаниями, которыми дышат молитвы, составленные мужами святыми, духоносными; кто, поклоняясь Богу в храме, не кланяется истуканам страстей своих вне храма; кто, служа Богу участием в богослужении церковном, служит Ему и самою жизнью и делами своими; кто, называя Бога Отцем своим, действительно любит Его, боится Его, повинуется Ему, исполняет св. волю Его, как истинный сын Его; кто, молясь Отцу небесному, чтобы святилось в мире имя Его, не оскорбляет святейшего имени Божия не только делами, а и словами и мыслями греховными; кто, прося у Бога хлеба насущного, сам не только не отнимает его у других, а разделяет все, подаваемое ему Богом, с другими–неимущими; кто, прося у Господа прощения грехов своих, и сам прощает от всего сердца всякому, согрешившему пред ним человеку; кто, молясь об избавлении от искушений и наветов лукавого, и сам не поставляет брату своему претыкания и соблазна, не мыслит зла своему сопернику напротив, любит самых врагов своих, добротворит ненавидящим его и молится за творящих ему напасть; кто·произносит в молитве священнейшее слово: да будет воля Твоя, искренно готов исполнять все, что повелевает сия святейшая воля, претерпеть все по воле Божией и во славу пресвятого имени Его–до креста и до смерти, подобно как Сам Единородный Сын Божий, заключив молитву Свою словами: буди воля Твоя, пошел с покорностью на страдания и крест. Таковых-то ищет Отец поклоняющихся Ему.

Так будем, братия, и мы поклоняться Богу, Отцу своему, всегда и везде, тем паче в храме Божием, в то священнейшее время, когда совершается здесь Духом Святым великое священнодействие и таинство веры нашей, когда приносится святейшая жертва Тела и Крови Христовой. Тогда будем и мы, яко истинные поклонницы, поклоняться Отцу духом и истиною.

II. Основания из священного Писания для православного учения о поклонении Богу духом и истиною

Вся жизнь человека должна быть служением Богу:

1Фес.5:17. Непрестанно молитесь.

18. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.

Евр. 9:14. кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!

Поскольку душа и тело человека произошли от Господа и вместе пользуются Божиими дарами (Быт. 2:7), то вместе они должны прославлять Господа и поклоняться Ему:

1Тим. 6:17. Богатых в настоящем веке увещевай, чтоб они не высоко думали о себе а уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения;

1Кор. 6:20. Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.

В составе человека душа важнее тела, и потому поклонение Богу в духе имеет, конечно, превосходное значение, а поклонение телесное – второстепенное:

Быт. 2:7. И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

Иак. 2:26. Ибо как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.

1Кор. 14:25. И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог. (Сравн. Ин. 4:23–24):

Однако, хотя тело имеет второстепенное значение, поклоняться же Господу мы должны не только духом, но и телом, ибо тела наши суть члены Христовы и храмы Духа святого:

1Кор. 6:13. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое; тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.

14.Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею.

15.Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? И так отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!

19. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, которого имеете вы от Бога, и вы не свои?

Телом поклонялся Богу Сам Иисус Христос и апостолы, а также и другие современники Иисуса Христа и апостолов:

Лк. 22:41. И Сам отошел от них на вержение камня и, преклонив колена, молился.

Еф. 3:14. Для сего преклоняю колена мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа.

Деян. 9:40. Петр выслал всех вон, и, преклонив колена, помолился; и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.

Деян. 20:36. Сказав сие, он преклонил колена свои, и со всеми ими помолился.

Деян. 7:60. И, преклонив колена, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И сказав сие, почил.

Mф. 28:9. Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се, Иисус встретил их, и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его, и поклонились Ему.

Деян. 21:5. Проведши сии дни, мы вышли и пошли, и нас провожали все с женами и детьми даже за город; а на берегу, преклонив колена, помолились.

Даже в Церкви торжествующей (небесной), как видно из откровения, существует, кроме духовного богопочтения, еще как бы и телесное.

Откр. 4:10. Тогда двадцать четыре старца падают пред сидящим на престоле, и покланяются живущему во веки веков, и полагают венцы свои пред престолом...

III. Для миссионерской полемики с сектантами о поклонении Богу духом и истиной


Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. Истинный смысл сих текстов. Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование
I
Ин. 4:23. Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут покланяться Отцу в духе и истине; ибо таких поклонников Отец ищет Себе. 24. Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Еф. 6:18. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом; и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых. Примеч . Этими ложно понятыми местами св. Писания сектанты отвергают внешнее выражение молитвы к Богу. Покланяться истиною – значит непритворно поклоняться и духом, и телом. Если бы Господь не имел в виду необходимости поклонения телесного, то и не сказал бы ничего о поклонении непритворном, так как поклонение духовное не может быть притворным Само собою. Истинное поклонение должно начинаться в духе и потом выражаться в непритворных, нелицемерных телесных движениях: 1Ин. 3:18. Пример сему показал нам Сам Иисус Христос: Лк. 22:41; Ин. 13:15, а по слову апостола, – для предстоятеля Церкви и совсем неуместно одно духовное поклонение, без своего телесного обнаружения: 1Кор. 14:16–17. Согласно ст. 22. Ин. гл. 4, как «спасение от Иудеев», так сектанты св. Писание получили от православных; посему православные люди по справедливости могут сказать сектантам: «вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся». 1Ин. 3:18. Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною. Лк. 22:41. И Сам отошел от них на вержение камня и, преклонив колена, молился. Ин. 13:15. Ибо Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал вам. 1Кор. 14:16. Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет аминь, при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь. 17. Ты хорошо благодаришь; но другой не назидается. Ин. 4:22. Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся; ибо спасение от Иудеев.
II
Ин. 6:63. Дух животворит; плоть не пользует ни мало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь. Примеч . Основываясь на словах «плоть не пользует ни мало», сектанты признали бесполезным участие тела в молитве. Если это место сопоставить с предшествующими 58–60 ст., то ясно будет, что словами: «плоть не пользует пи мало» Господь осудил неправильное, плотское представление учеников относительно причащения Тела и Крови Господних. Посему и добавлено: «слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь», т. е. Мои слова о причащении, которые суть дух и жизнь, нужно понимать духовно, а не просто по плотскому. Настаивающие на неправильном своем понимании сектанты близки к тому, чтобы отвергнуть и Господа Христа, во плоти пришедшего, и тем навлечь на себя вящщее осуждение: 1Ин. 4:3. Ин. 6:58. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек. 60. Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать? 1Ин. 4:3. А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали что он прийдет, и теперь есть уже в мире.
III
1Пет. 1:24. Ибо всякая плоть, как трава, и всякая слава человеческая, как цвет на траве; засохла трава, и цвет ее опал: 1Тим. 4:8. Ибо телесное упражнение мало полезно; а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей. Примеч . Ложно истолковывая эти места, сектанты отрицают необходимость внешних обрядов для молитвы. Здесь об обрядах, соединенных с Богопоклонением, решительно ничего не говорится. Как видно из текста, апостол говорит лишь о ничтожности и непрочности славы человеческой. Господь дал человеку тело: Быт. 2:7 и воплотился Сам: Лк. 24:39, так что, по апостолу, во Христе обитает полнота Божества телесно (Кол. 2: 9). Следовательно, тело вместе с душою должно одинаково прославлять Бога: 1Кор. 6:20. Быт. 2:7. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. Лк. 24:39. Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои: это Я Сам; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. 1Кор. 6:20. ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.
IV
Рим. 5:5. Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу–о духовном. 6.Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные жизнь и мир: 7.Потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. 8.Посему живущие по плоти Богу угодить не могут6. Слово «плоть» употреблено здесь не в собственном смысле, а переносном, т. е. плотью названо здесь не тело человеческое, а греховная склонность человека, жизнь грубая, плотская. Об обрядах Богопоклонения здесь ничего не говорится. Напротив, из слов ап. Павла: Рим. 12:1 и 1Тим. 2:8 видно, что не только дух, но и тело человек должен посвятить разумному служению Богу; следовательно, сектанты совершенно неосновательно отвергают телесное Богу поклонение, без которого и сами не обходятся, допуская у себя на практике разные молитвенные обряды Рим. 12:1. Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего. 1Тим. 2:8. Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения.
V
1Кор. 15:50. Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать царствия Божия, и тление не наследует нетления. Гал. 5:16. Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти. Гал. 5:19. Дела плоти известны, они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство Здесь также разумеется не самая плоть или тело человеческое, а живущая в земной плоти человека греховная склонность и самый грех; такое влечение ко греху составляет вражду против Бога, препятствуя человеку наследовать Царство Божие: Рим. 7:23 – 24. Поэтому надо тело поработить духу и вместе с духом представить его в жертву святую и благоугодную Господу (Рим. 12:l). Рим. 7:23. Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. 24.Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? 25.Итак тот же самый я умом (моим) служу закону Божию, а плотью закону греха.
VI
1Кор. 15:16. Потому отныне мы ни кого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем. 2Кор. 5:19. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Данные слова указывают на воскресение Христа, как это видно из контекста речи и слов «в этой только жизни». Согласно св. Писанию, мы знаем по плоти домашних: 1Тим. 5:8 и Самого Господа: Лук. 24:39. 43. Апостол осуждает здесь прежнее плотское знание о Христе, какое было обнаружено Иудеями: Ин. 7:27, говорившими: «но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он». Неверующие Иудеи совершенно не признавали Иисуса Христа за Богочеловека и, следовательно, судили по плоти. 1Тим. 5:8. Если же кто о своих, и особенно о домашних, не печется, тот отрекся от веры, и хуже неверного. Лк. 24:39. Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня, и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. 43. И взяв, ел пред ними.. Ин. 7:27. Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же, когда придет, никто не будет знать, откуда Он.
VII
Флп. 3:3. Потому что обрезание мы, служащие Богу духом, и хвалящиеся Христом Иисусом, а не на плоть надеющиеся; Под надеющимися на плоть, как ясно видно из хода речи, разумеются Иудеи, которые, уповая на свое плотское обрезание, надеялись получить спасение единственно в силу плотской принадлежности к роду Авраама: Мф. 3:9 – за что Господь и обличил их. Сектанты, настаивая па чисто духовном поклонении Богу, сами не остаются верны себе, так как молитвы и они читают устами и языком плотским, преклоняют колена телесные, а потому к ним относятся слова ап. Павла: 1Тим.1:6–7. Мф. 3:9. И не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. 10. Уже и секира при корне дерев лежит 1Тим. 1:6. От чего отступив, некоторые уклонились в пустословие. 7. Желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.

* * *

6

Слово «плоть» сектанты во всех приводимых выше местах Свящ. Пиания, (п. IV – VII) понимают буквально и этим ложным понятием силятся отвергать участие тела в поклонении Богу.


Источник: Миссионерский щит веры в ограждение от сектантских заблуждений / Сост. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : ред. журн. "Миссион. обозрение", 1904. - [2], XIV, 336 с.

Комментарии для сайта Cackle