cвятитель Иоанн Тобольский (Максимович)

Богомыслие шестое. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим

О Всеблагий Иисусе! хотя Ты по премногим щедротам Твоим, милостиво и с любовью призываешь к трапезе Своей, и всякий день предлагаешь нам наилучший хлеб; однако же я ужасаюсь и трепещу приступить к Тебе по причине недостоинства своего. Боюсь прийти на пир Есфири, чтобы не случилось со мною того же, что и с Аманом, званным от нее на пир и вдруг повешенным по исследовании его преступления. Знаю, Господи! у Тебя нет такого намерения, однако же совесть меня обличает, заставляет меня страшиться зла, во мне пребывающего по причине множества грехов моих, числом превосходящих песок морской. Ибо кто когда-либо может исчислить злые мои помышления? Кто сочтет лукавые дела мои и праздные слова? поелику и праведный обуздывает язык надлежащим образом; кроме сего и дел греховных у меня безмерное множество. И так что сотворю, Господи, пребывая в оных? Ты меня призываешь к трапезе, и алчба возбуждает меня, нудишь приступить к сей трапезе; но я вижу бесчисленное множество грехов моих, воспрещающее мне учинить сие, почему умом моим изнемогаю в надежде. поелику же Ты благоволил ко мне и повелел называть Тебя Отцем, то и прихожу к Тебе с сокрушенным и болезненным сердцем; прихожу со стыдом и желанием, свойственным сынам, прося прощения во грехах, которые по справедливости должны называться долгами. Ибо мы обязаны Величеству Твоему почитанием, и Тебе, как Отцу – послушанием и служением, благости Твоей усердием, да любящего нас возлюбим; за все Твои благодеяния и бесчисленные дарования обязаны благодарением. Как святых Святейшему обязаны мы Тебе истинною верою, как Всесильному и Благому – всею надеждою. Сих же обязанностей мы никогда не исполняем, в чем обличает нас совесть всякий раз как скоро пробуждается от усыпления. И так мы не отдаем долгу, но неправедно удерживаем оный. Какой человек употребляющий для себя чужое, и удерживающий у себя принадлежащее другому, благоугоден Господу? Кольми паче противен Ему собственный Его должник, употребляющий Божие сокровище в свою пользу. Мы все получили от Тебя, паче же сами Твоим есмы, и все в честь Твою и на службу обращать должны. Но мы не только не творим сего, но еще более во всем Тебя прогневляем, и дарования, нам от Тебя данные, коими мы должны услужить Тебе, обращаем в оружие, и оным против Тебя ратуем, а потому и честь, Тебе принадлежащую, себе присвоили, как должную; но, Господи! остави нам долги наша! ибо Ты Сам повелеваешь нам просить отпущения. О пречудная Благость, Господи! мы согрешаем, а Ты призываешь согрешающих; мы Тебя убегаем, а Ты к нам милостиво простираешь очи; мы, предпочитая Тебе мирские вещи, возбуждаем на гнев Величество Твое; Ты не только не предаешь нас достойным казням, но еще охотно повелеваешь воссылать к Тебе прошения. Ты, прогневанный нами, Сам надежное нам предлагаешь примирение. Отче! Ты не оказал милосердия сего духам ангельским, согрешившим Тебе: ибо они остаются в нечестии своем, и во веки неизменны пребудут, доколе Ты Бог будешь Богом. Но, Отче! туне ли нам отпустишь долги наши без всякой замены и воздаяния? И так туне, и вместе не туне. Не туне, ибо хотя милосердие Твое охотно прощает нам согрешения наши, но правда и суд требуют удовлетворения. Туне же, ибо Ты Сам благоволил дать средство к сему удовлетворению. Сие неизъяснимое и ни с чем несравненное сокровище Единородный Сын Твой собирал нам тридцать три года, и Своею кровью проложил невозбранный путь к приобретению оного. Сие сокровище приносим Тебе, Отче! из коего приими, сколько Тебе угодно. Оно почерпаемо не умаляется, подаваемо не оскудевает. Труды и дела Его суть наши, удовлетворение Его есть наше, и кровь Его есть наше искупление. Почему молим Тебя, Господи! умиленно кровью и трудами Сына Твоего, буди милостив беззакониям нашим. Ибо если оные восхочешь представить на испытание, то никто не стерпит правосудия Твоего, паче же ярости Твоей не снесет. Да поможет нам милость Твоя, нам, по правде Твоей долженствующим погибнуть за грехи наши, но по милости Твоей спасаемым. Очисти нас огнем любви Твоей, восприими нас к Твоей благодати, и примирися нам: остави нам долги наши, так как и мы оставляем должникам нашим. О преславный долг, который мы можем представить на суде в защищение и оправдание наше, да ради оного милостив нам будет Судия, и сподобит нас прощения! И так когда мы оскорбляемы бываем умышленно от прочих словом, советом, делом, примером, в имениях, в теле, в душе, в ближних, друзьях, в чести нашей; да не скорбим и не печалимся, но паче да радуемся и веселимся. Ибо когда мы прощаем нанесенные обиды, то и Бог равным образом отпущает грехи наши, коими мы раздражили Его благоутробие. И какое это есть возмездие? Я просил многого, а от меня требуют малого. Столь мало даю, и столь много получаю. По истине неизъяснимое получаю сокровище, а сам даю малейшую лепту. Я согрешил Тебе, Богу моему Создателю, пресовершенному Добру, а брат мой согрешил против меня брения и пыли, попираемой на стогнах. Я от Тебя Бога моего прошу прощения, а Ты повелеваешь простить брату моему. И так, Тебе, Господи! правда, а нам стыдение лица! восприими брение за злато, стеблие за многоценный бисер. Остави нам долги наши, так как и мы оставляем должником нашим. О превысочайший Судия и Ходатаю наш Иисусе Христе! даруй мне умиленное и кроткое сердце, чтобы я познавал должников своих не в прошении долгов, но в прощении оных, дабы и Ты, когда приидешь судить, милостиве явился ко мне, нежели тому рабу, который не хотел отпустить долга товарищу своему, но предал его в темницу. Аминь.



Источник: Благочестивые чувствования богомыслящего христианина при чтении молитвы Господней [рукопись :] : Собрано из отеческих писаний.

Вам может быть интересно:

1. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников – Вопрос 795. Во время неустройства, возникшего во Святой Божией Церкви, и когда ожидали, что по повелению царскому будут рукоположены... преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

2. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том III – Варлаам, св. мученик профессор Александр Павлович Лопухин

3. Миссионерский щит веры в ограждение от сектантских заблуждений – О повиновении властям протоиерей Иоанн Смолин

4. Споры об Апостольском символе – Экономическое состояние Римской империи и христианство профессор Алексей Петрович Лебедев

5. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

6. Охридский пролог – 1. Святитель Амвросий, епископ Медиоланский святитель Николай Сербский

7. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Памва Берында митрополит Евгений (Болховитинов)

8. История Российской иерархии. Часть 5 епископ Амвросий (Орнатский)

9. Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского – ХРАМ святитель Игнатий (Брянчанинов)

10. Библейская энциклопедия – Афра архимандрит Никифор (Бажанов)

Комментарии для сайта Cackle