cвятитель Иоанн Тобольский (Максимович)

Богомыслие седьмое. Не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго

Что мне пользы, Господи, хотя бы мне прежние долги отпустились, но если я опять подвергнусь новым и приумножу оные? Какая польза омываться по прикосновении к мертвому и опять к нему прикасаться? А потому, если Ты, Господи, посылаешь на нас искушения для того, чтобы мы смирились, для того, чтобы подвизались, чтобы не изнемогала в нас вера наша и не оставалась мертвою, чтобы испытать наше терпение, чтобы приумножились венцы, чтобы, очистившись огнем искушений, различными бедами и скорбями, с сокрушением прибегали к Тебе Отцу нашему для вечного успокоения: то не попусти нам быть побежденными от искушений, дабы мы не сотворили зла, или по слабости павши, чтобы возвратились к Тебе. Мы столь бессильны, что без Твоей благодати не можем не пасть, не можем безгрешно жить без Твоей помощи. Хотя всем подается благодать Твоя, но не все могут неизменно и постоянно пребывать в оной. Великую, жестокую и ужасную против нас воздвигают брань, плоть – домашний враг – то удовольствиями возбуждает нас к порокам, то устрашает неудобствами сносить спасительные подвиги, притом производит болезни и умножает мучения. Коварный и лживый мир и счастье и несчастье обращает нам во вред; диавол, мучитель жестокий, сильный, лукавый и хитрый в нападениях и брани, при всяком случае пользуется нашим неведением и немощью; всячески стараясь отвлечь нас от Тебя, он везде расставляет широкие сети свои, дабы от доброго привлечь к злому, от спасения к погибели, от жизни привести к смерти. Что мне делать в таких обстоятельствах, Господи! если Ты меня оставишь? Что делать немощному агнцу, живущему среди толикого множества волков? Что делать одному изъявленному воину против столь сильных ополчений вражеских? Что мне делать, Господи? я не нахожу кроме Тебя другого прибежища; нет для меня другого благонадежного средства, как призвать Тебя, как птенцу ластовицы возгласить к Тебе, и как голубю воздыхать к Тебе. Что мне делать? Возведу очи мои горе, откуда будет помощь. И так к Тебе, живущему на небеси, возвожу очи мои; к Тебе, Боже мой, и душу возношу, на Тебя уповаю, дабы не быть постыжденным во веки! Помоги мне, приди и не умедли. Доколе, Господи, будешь забывать меня в конец? Доколе будешь сокрывать лице Твое от меня? Доколе врагу моему возноситься надо мною (Пс.12:2–3)? Сколько будет дней раба Твоего? Когда произведешь суд над гонителями моими (Пс.118:84)? Не введи нас во искушение; то если угодно, чтобы мы подвизались, то не удаляйся от нас; возжги во уме нашем свете Твой, дабы мы удобнее могли увидеть распростертые врагов сети и коварные их злоумышления. Подай силу, дабы враг не низложил нас своею крепостию: в благополучии укрепи неизменное мужество против соблазнов, в бедственных и злополучных обстоятельствах – крепость и постоянство. Бедный я человек! Кто меня избавит от толиких ков, сетей, прелестей и злоумышлений вражеских? Господи! когда избавлюсь от всякого искушения? Когда прииду к Тебе, где никакой враг не беспокоит, никакое искушение не приводит в уныние? Когда ничто не будет отвлекать меня от Тебя? Когда умру всему земному, а наипаче себе самому, и беспрепятственно потеку к Тебе? Когда все суетное с презрением предам забвению, и буду помышлять только о Тебе едином? Когда будет для меня презренным все то, что не Ты? Когда буду принадлежать Тебе и душею и волею? Конечно, по суду и справедливости я принадлежу Тебе; о милосердый Отче и Боже всякия утехи! даруй мне благодать, дабы, умертвивши все свои страсти, я умер себе самому и всем врагам моим: для Тебя только единого буду жить, Отче, Царю и Господи! О всесовершенная благость и прибежище души моей! Благоволи мне жить в Тебе, иметь в Тебе успокоение, сокрыться в неприступных для врагов моих язвах Христовых, как в расселинах гор каменных, чтобы не растерзал меня лютый зверь, и алчный адский лев не пожрал меня.

Но избави нас от лукаваго. Отче! в мире сем великое множество зол; я наипаче говорю и представляю Тебе те, кои отягощают и сокрушают плоть мою, и удаляют нас от помышления о Боге. Это суть нужды повседневные, как-то: глад, жажда, нагота, хлад, досады, болезни, поражения телесные, находящиеся или в нас или в других вещах, неразрывною связью соединенных с волею нашею; притом злые помыслы, непостоянство ума, различные беспорядочные и беспокойные страсти господствуют в членах наших; помрачение и невежество ума; кроме сего всегда сопротивляющийся Тебе сильнейший и хитрейший диавол, который, если не может наносить вреда явно, со всею злобною силою устрашает лишением имений, бедствиями друзей, поражает тело, увлекает и расхищает. Избавь нас, Отче! от лукавого и несноснейшего владычества и жестокого мучения, претерпеваемого нами за грехи наши; освободи от лютой его жестокости и насилия превышающего нашу немощь! Избавь нас от всех зол тела и души (ибо сильным своим нападением они ум наш возмущают, отвращают от Тебя, подавляют), дабы мы, освободившись от них, получили в вечное наследие царствие небесное, приобретенное нам кровью Сына Твоего, и среди ликов Ангельских и избранных Святых Твоих вкушали небесные сладости, по ходатайству благодати и милосердия Иисуса Христа Спасителя нашего, Которому с Тобою Отцем нашим и с Духом Святым держава, слава и честь ныне и во все веки. Аминь.

В сем духовном царствии утверди нас заблаговременно Божественною Твоею благодатью: ибо без Тебя мы ни в чем не успеем. Со смирением молим Тебя, Отче щедрот! даруй нам все сии блага и всю благодать, взирая не на наше недостоинство, но на величие и высоту Единородного Сына Твоего Иисуса Христа; ибо Он наш Ходатай, Священник и пред Тобою Заступник. Не на правду нашу, подобную рубу жены нечистой (Ис.64:6), уповаем, но на Твои щедроты, Господи, и на многотрудные дела Сына Твоего Господа нашего: ибо все, что Он сотвворил и претерпел, даровал для пользы нашей, для нас Он пострадал. И потому для Него молим, преклонися к молению нашему! Ты все сотворил чрез Него: чрез Него Ты возвратил погибшее; чрез Него создал Ты по образу и по подобию Твоему человека; чрез Него Ты привел его в тот же образ; Он есть основание нашего естества; Он начало нашего оправдания и виновник воздаяния; Он пред Тобою наш Ходатай, Заступник и Крепость упования нашего. И так о чем мы доселе просили Тебя, Отче небесный! – именем Сына Твоего просили: ибо чего недостойна наша немощь, то по справедливости принадлежит трудам Сына Твоего. Ты в нас ничего доброго не находишь, но в правде Сына Твоего все преизящно. Мы не имеем добрых качеств и плодов, но в Нем находится бесчисленное и неоцененное богатство благости; в Нем все сокровища премудрости и разума; все слова Его – дух и жизнь; все дела Его – свет. И так для Него Тебя умоляем, Им Тебя просим, Его в нас прославь: что Ты подашь нам, Ему подашь; ибо что подается членам, то все восходит к их главе. Сознаем, Отче, сознаем скудость нашу, что мы ничего не имеем принесть Тебе достойного Тебя. Но, чтобы не явиться пред Тобою ничего неимеющими, то приносим Тебе Единородного Сына Твоего со всеми Его болезнями и со излиянием крови, и все прочее, что Он сотворил и что претерпел от самого начала появления в мир, даже до последнего издыхания на кресте, – все сие приносим Тебе. Ибо всего сего мы участники, все это наше; для нас Он сие сотворил; за нас все понес и претерпел. – Сим приношением, сею благоприятною жертвою одаренные, сими достохвальными Его трудами укрепленные, мы к Тебе приступаем, и, как должной правды, просим у Тебя милосердия ибо если Ты воззришь на Сына Твоего, то Он есть правда и предмет награждения; если воззришь на нас, мы предмет милосердия Твоего. Сие то заставляет нас надеяться, сие то усугубляет наше упование, сие то соделывает нас дерзновенными. Впрочем мы приступаем к Тебе и столь величайшей милости просим не с надменностью, свойственною человеку и не с бесстыдною дерзостью, но приближаемся с молением от Сына Твоего: ибо Он повелел нам приступать к престолу Твоему, и Своим именем просить всего того, что нужно и полезно для жизни временной и вечной, – не только повелел, но Сам вложил в уста наши слова приличные; Он даровал нам молитву, полную и совершенную по всем отношениям. Познай, Господи, чувствования и слова возлюбленного Сына Твоего, оставленные нам для приобретения спасения. Вспомни, Отче наш, жену Фекоитскую, которая, по внушению Иоава, испросила у Давида прощение сыну его Аввессалому: так и я, Господи, послан от Сына Твоего; Он вложил слова в уста мои, Он мною за меня просит: что Ты даешь мне, Ты Ему даешь; Он за меня благодарит Тебя. – Горе нам, если предстанем пред лице Твое бездуховного брата нашего Вениамина – возлюбленного Сына Твоего! И так вот мы Его с собою приводим – и приводим Его к Тебе, дабы Ты Его ходатайством нас милостиво выслушал. Ты Единородный Сыне Божий и человеческий, не стыдящийся называть нас братиею, простри к нам руки Твои! Ибо Ты наш Покровитель; прикрой ризою Своею наготу нашу, богатством Своим вознагради скудость нашу, и не отринь от благодати Твоей; ибо Ты нас с Собою соединил и приобщился естества нашего, ныне же царствует со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь

 


Источник: Благочестивые чувствования богомыслящего христианина при чтении молитвы Господней [рукопись :] : Собрано из отеческих писаний.

Вам может быть интересно:

1. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников – Вопрос 795. Во время неустройства, возникшего во Святой Божией Церкви, и когда ожидали, что по повелению царскому будут рукоположены... преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

2. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том III – Варлаам, св. мученик профессор Александр Павлович Лопухин

3. Миссионерский щит веры в ограждение от сектантских заблуждений – О повиновении властям протоиерей Иоанн Смолин

4. Споры об Апостольском символе – Экономическое состояние Римской империи и христианство профессор Алексей Петрович Лебедев

5. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

6. Священная история Андрей Николаевич Муравьёв

7. Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского – ЦАРСТВО БОЖИЕ святитель Игнатий (Брянчанинов)

8. Охридский пролог – 1. Святитель Амвросий, епископ Медиоланский святитель Николай Сербский

9. Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Выпуск 4. Славяно-русский пролог, Ч. 2. Январь-апрель – I. Житийные чтения Пролога на Господские и Богородичные праздники и на дни памяти святых вселенской церкви, русских и обще-славянских профессор Александр Иванович Пономарёв

10. Слова и речи священномученик Серафим (Чичагов)

Комментарии для сайта Cackle