священномученик Иоанн Восторгов

  1896 г.1898 г 

1897 г.

Посещение храма50

В прочитанном сегодня евангелии мы слышали о чудесном насыщении Иисусом Христом 5000 человек пятью хлебами и двумя рыбами. Как человек, Спаситель наш нуждался во время земной жизни в отдыхе, и вот, после долгих и тяжких трудов проповеди народу, Он с учениками садится в лодку и по озеру Генисаретскому отплывает на противоположный берег, в пустынное место; здесь Он хотел отдохнуть от трудов, здесь хотел Он всецело отдаться молитве к Отцу Своему небесному. Но великое множество народа всем сердцем желало слышать Его учение; и вот, когда Иисус Христос с учениками плыл по озеру, народ из городов и селений бежал по берегу пешком, так что, когда Спаситель сошел с лодки, то увидел пред Собою множество слушателей. Сжалился над ними Милосердый Господь и, несмотря на Свою усталость, стал учить, и учил до вечера, и целый день до вечера народ провел в пустынном месте, вдали от городов и селений, забыв о пище и о всех житейских нуждах.

Тогда-то, при виде голодного народа, Господь Иисус Христос взял 5 хлебов и две рыбы – единственная пища, какая здесь нашлась, воззрел на небо с молитвой, благословил и велел раздавать людям, и ядоша вси и насытишася, т.е. все ели и были сыты.

Видим и ныне пред собою народ, и сами сейчас все вместе составляем народ – и народ христианкий. Видим и ныне Христа Спасителя, проповедующего Свое Божественное учение, ибо имеем и слышим Его обещание: «Я с вами до скончания века» (Мф. 28:20). Где же, спросите, видим? Видим в том месте, о котором Сам Господ сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я с ними» (Мф. 18:20), т.е. видим Его в св. храме. Да, здесь, в храме, Сам Христос невидимо присутствует: здесь Ему молимся, Его имя призываем; здесь для наших телесных очей Он написан на св. иконах, изображается в службе священником; здесь в чтении евангелия и апостольских посланий слышим учение Иисуса Христа; здесь в церковных песнях и молитвах научаемся, как в Него веровать, как Ему молиться, как Ему угождать, как по заповедям Его жить; здесь, наконец, пастыри и учители – Богом поставленные священники – поучают всех, кто хочет учиться, поучают всех языком по возможности понятным, поучают нас, рассказывают о жизни Иисуса Христа, об Его детстве, об Его учении, преподают нам святые таинства, Его именем прощают грехи, а в таинстве причащения и соединяют нас со Христом так наглядно, так живо, так тесно, что дают нам и в нас самое Тело Христово и самую Кровь Его.

Поистине, здесь Христос к нам близок, здесь Христос с нами. И верующая душа, пришедшая сюда с благоговением, с молитвой, с усердием, живо почувствует Христа здесь, в храме, увидит Его невидимого, найдет Его незримого, ощутит Его в глубине своего духа, увидит, услышит Его в храме любящим сердцем. Вот пронеслось дыхание молитвы, вот вздох сокрушения сердечного вырвался из груди богомольцев, вот святая слеза умиления блеснула в очах: то Христос с нами, то слышите Его тихое шествие, внятен тихий шелест Его Божественных риз, то Его голос слышится: «Мир вам! Се Я здесь с вами»!

Да, поистине здесь, в храме, Христос. Что же, храм наш – место тайное, сокрытое? Его нужно искать с усилием, за него платить нужно? Нет, по завету Милосердого Спасителя, Церковь Христова радуется народу, идущему в храм Божий; открыт для всех путь в Божий дом, все в нем стоят равно от мала до велика, знатному и бедному, богатому и убогому – здесь, в храме, одно место. И зовут в дом Божий, громко и долго, долго и громко взывает благовест церковный, ясно и убедительно призывают пастыри Церкви: идите, братие, в храм Божий, оставьте житейские заботы, шесть дней делай и сотвори в них все дела твои, а день седьмой посвяти Богу на молитву. Идите в храм: здесь Сам Христос Спаситель. И Он Сам зовет: «Приидите ко Мне все труждающиеся»... «Где двое или трое... там Я с ними».

О, если бы и ныне наш народ был похож на тот народ времени Спасителя, – на тот, который, оставив дома и домашние заботы, бежал ко Христу и куда же? Не в обширный и прекрасный храм, а в дикую и бесприютную жаркую пустыню; не на 2–3 часа церковной службы, как теперь, а на целый день, до вечера, и в зное, голоде, среди неудобств всякого рода искал и находил Иисуса! Не забудьте при этом, что народ галилейский жил в большой бедности, в такой бедности, по сравнению с которой вы, братие, можете назваться богачами. Значит, убогому народу галилейскому тем меньше было возможности пожертвовать трудовым днем для слушания слова Божия, потому что один голодный день вел за собою и завтрашний такой же голодный. Так что же значит, что ныне среди вас замечается такая холодность к храму Божию? Что значит, что среди многих тысяч населения станицы храм Божий пуст, – пуст в будни, пуст и в праздники? Не говорите: теперь рабочее время, теперь некогда. Не лгите пред Богом! Еще не было случая, чтобы кто-либо стал бедным оттого, что слишком часто посещал храм Божий; напротив, многие не посещающие храм разорялись от своей греховной и дурной жизни... Господь дает нам 6 дней работать, а если и 7-й мы отдаем той же работе, то мы его крадем у Бога; Господь дает нам 6 дней для заботы о теле, а если и 7-й мы делаем то же, то мы его крадем у души. Но ведь тело – временно, душа – вечна. А ведь не о хлебе одном жив будет человек, но о всяком слове Божием; и Спаситель нам говорит: «Старайтесь не о пище телесной, а о пище пребывающей в жизнь вечную» (Ин. 6:27), – а эта пища преподается нам в храмах Божиих.

Братие! Тысячу лет наша России была бедна, но не забывала Бога, не оставляла Христовой Церкви; по лицу нашей родной земли, как свечи пред Богом, горят и сияют почти 50 000 храмов Божиих. В храме русский человек находил отраду и утешение, в храме молился и учился – и Господь был с ним, избавлял его от врагов, и царство наше стало велико и могуче, и царство наше земное сливалось с царством Божиим, небесным, с Церковью Христовой, в которой просияло из русских людей столько величайших угодников. И вот ныне видим, что мы, по-видимому, богатеем; чем? плотью, земным богатством, но беднеем духом, забывая Бога и душевное спасение.

Смотрите же, как бы не сбылось над нами грозное слово: отымется у вас царство и дастся народу, творящему плоды его.

Будем крепко держаться веры, будем крепко держаться храма! Пусть звон церковный, сзывающий в храм на молитву, будет воистину отрадным благовестом для души нашей, желанным призывом в дом нашего Отца небесного.

В старые времена гонений на христиан одну женщину спросили: ты куда идешь? На общественную молитву, ответила женщина. Но разве ты не знаешь, – ведь царь распорядился сегодня окружить место молитвы солдатами и всех молящихся перерезать. Вернись домой!

Женщина постояла, подумала, подумала и – пошла-таки на богослужение. Там ее действительно убили. Так любили древние христиане богослужение общественное. Нас здесь не режут, нас не убивают: пусть же никто и ничто не отвлекает нас от церкви, ибо, отвлекаясь и удаляясь от церкви, мы уходим и удаляемся от Христа Спасителя и от Его вечного и блаженного царства: без Христа – жизнь пуста. А земное довольство при нашем усердии к вере и благочестию и само придет, по слову Божию:

«Ищите прежде всего царствия Божия и правды его, а все прочее приложится вам» (Мф. 6:33). Аминь.

Труд земледельца51

Даже доныне мы терпим голод и жажду, нуждаемся в одежде, терпим побои и скитаемся и трудимся, работая своими руками (1Кор. 4:11).

Эти слова взяты из сегодняшнего апостольского чтения. Кто же так о себе говорит? Кто этот несчастный, у которого нет одежды, нет достаточной пищи, кто это скитается и трудится, работая своими руками? Это пишет о себе св. апостол Павел. Сын знатных родителей, с детства пользовался он правами римского гражданина, которые были гораздо выше теперешних прав дворянина. В доме родителя ап. Павел получил основательное образование в своем родном городе, а затем для довершения образования отправился в Иерусалим. Здесь он достиг высокой учености и ему, еще молодому человеку, готовилось, без сомнения, важное место и знатная должность; в это время он принял христианство, призванный к тому явлением Самого И. Христа. Отдавшись всем сердцем учению Иисуса Христа, апостол Павел стал ревностным проповедником евангелия, и, можно сказать, он потрудился, больше всех апостолов. Он обошел весь тогдашний мир, исходил пешком тысячи верст, и вот, в это-то время он терпел и голод, и жажду, и побои, и скитался, и не имел где главу преклонить, а для пропитания своего он трудился, работал своими руками, т.е. занимался ремеслом, черною работой: он из шерсти приготовлял и продавал палатки, которые очень нужны в тамошних странах. На эти-то слова апостола Павла я прошу вас, братия, обратить ваше внимание. Мы трудимся, говорит он, – мы трудимся, делая своими руками. Вам эти слова близки, очень близки; вам эти слова дороги должны быть и милы, вы ведь тоже трудитесь, делая своими руками, вы заняты так называемой черною работой пахоты и косьбы и различных ремесленных занятий. Вам поэтому эти слова апостола должны быть и утешительными, и назидательными. Тяжел, не весел часто труд ваш; невысокое место в обществе каждый из вас занимает; горек бывает ваш пот, утомительна работа.

И вот нередко слышатся среди вас жалобы: горькая наша доля! Как нам и быть-то хорошими людьми! Часто слышится злая зависть: добро, хорошо тем, кто занят чистой работой! Добро священнику, добро учителю, добро офицеру, чиновнику! Им хорошо, а нам и бедно, и тесно, и горько, и нудно, и трудно. Братие мои, утешьтесь словами апостола: «Мы труждаемся, делая своими руками». Апостол Павел не стыдился заниматься ремеслом, делая палатки; Сам Иисус Христос был плотником; Его первые ученики были бедные рыболовы. А потом стали они тем, чем ныне бывают священники, т.е. служителями и проповедниками евангелия. Думаете ли, что их труд в апостольстве был легок, что их жизнь была покойна, что им жилось очень сладко? нет, братие, нет. Каждый труд тяжел, если его исполнять добросовестно, и каждый труд свят и велик, и почетен. Почетен и свят и ваш труд пахаря, земледельца, работника и ремесленника. Почетный, говорю, и святой, и важный, и ценный ваш труд в глазах каждого разумного человека.

Жизнь человеческая – что хороший дом. Фундамент ведь в земле, в грязи, в сырости, он не высок, он не красив на вид, а кто же разумный скажет, что без него можно обойтись? Кто унизит его потому только, что он в грязи и сырости? Выньте фундамент, – весь дом рухнет. То же в жизни людей – ваш черный труд. Он почетный, он святой, если совершается честно и добросовестно, он и важный, и ценный, хотя на вид не славный, не знатный. Что заповедал Бог первому человеку – Адаму, когда ввел его в рай? Он велел ему возделывать землю. И действительно, в этой работе человек учится добру, учится всему хорошему. Земледельцу случается во всем полагаться на Бога, ожидать Его помощи, просить у Него дождя и ведра, земледелец приучается к терпению, выжиданию, к смирению и покорности воле Господа. Долго и томительно ждет он, пока взойдет зерно, пока вырастет; благодарит за урожай, смиренно переносит невзгоды: засуху, неурожай. Земледелец приучается к взаимной во всем поддержке и помощи, к постоянному и упорному труду, а такие ведь люди – свет миру, Богу угодны, людям приятны; ими-то и свет держится. Как же грустно видеть, что многие, и очень многие, из людей, вам подобных, желают поскорее отделаться от этого почетного труда, особенно те, кто немного поучился в школе! Кончил школу мальчик, научился писать, читать, и уже опротивели ему и родимый дом, и родные труды, и плуг, и работа. Идет он в сидельцы, в писцы, в лавки, в города, на посылки, бьется, оторвавшись от дома, как рыба, ушедшая из воды, и как часто погибает! А всему виною его убеждение, что он – ученый человек, что ему стыдно заниматься чернорабочим трудом. Такому полезно поучиться у ап. Павла, который долго и много учился, был ученым человеком и, однако, не стыдился работать своими руками.

Братие мои! Почетен и свят ваш труд. Братие мои! Не место красит человека, а человек место. Там, в небесных селениях, куда мы все придем на страшный суд, там Господь не будет спрашивать нас, кто какое место занимает, какой чин имеет, какое жалованье получал. Там спросят нас только о том, верил ли ты в Бога и жил ли по Божьей воле, был ли честен, был ли трудолюбив, трезв, помогал ли ближним, исполнял ли евангельский закон, почитал ли старших, не обижал ли малых и слабых. А таким можно быть везде, для этого не нужно идти в далекие края, не нужно идти в уединенные пустыни.

Спасался в пустыне великий подвижник преподобный Макарий; целые дни проводил он в молитве, постился, молился, и было ему откровение от Бога через ангела: Макарий, ты много потрудился, а все же не достиг совершенств трех женщин. Иди к ним, поучись. Ангел повел великого подвижника, и думалось ему дорогой, что эти три женщины, вероятно, еще больше его подвизались в посте и молитве в уединенной пустыне. Но вот ангел привел его в большое село и указал на трех простых женщин и сказал: поучись у них, они выше тебя. Удивился Макарий и стал просить этих женщин: кто вы такие, чем занимаетесь? Расскажите мне, чем вы Богу угодили, что особенного сделали? Женщины отвечали: мы – жены трех братьев, невестки, живем все вместе ладно и дружно; родители наши стары, мы им помогаем; свекор и свекровь нередко строги – мы их почитаем, им угождаем; мужья подчас строги – мы их любим; у каждой из нас есть дети, все хозяйство лежит на нас, дела у нас так много, и мы работаем целый день, не покладая рук, только и помолимся, что утром да вечером, да за обедом, да в праздник в церковь сходим. Только, всего мы и делаем, а особенного – ничего. Куда уж нам быть угодными Богу!

Удивился Макарий и возблагодарил Бога, что и в мире, среди суеты и земных забот, можно Богу угодить, да еще лучше, чем в пустыне. И если бы вы, братие, знали жизнь святых, то увидели бы, что среди святых есть плотники, угольщики, каменщики, земледельцы, как равно есть и ученые монахи, подвижники, врачи, священники.

Да будет же ваш труд и свят, и высок, и честен. Да будет Божие благословение на всякую работу вашу, и да не будет у вас ни жалоб, ни ропота, а побольше веры в Бога и побольше, побольше желания жить не для веселия, жить не для разгула, жить не для себя только, жить не так, как хочется, а как долг, закон и совесть говорит: живи не так, как хочется, а как Бог велит. Аминь.

* * *

50

Сказано в неделю 8-ю по Пятидесятнице в ст. Ново-Александровской, Куб. обл.

51

Поучение в нед. 10-ю; сказано в стан. Ново-Александровской, Кубанской обл. 10 авг. 1897 г.


  1896 г.1898 г 

Вам может быть интересно:

1. Полное собрание сочинений. Том II – 1903 г. священномученик Иоанн Восторгов

2. Собрание сочинений. Том 3 – Слово на Новый 1883 год. архиепископ Амвросий (Ключарев)

3. "Мы не должны бояться никаких страданий…". Творения. Том I – Публикации с обличением сектантства (1910–1913 годы) священномученик Аркадий (Остальский)

4. О физико-телеологическом доказательстве бытия Божия – Глава десятая протопресвитер Евгений Аквилонов

5. Алфавитный указатель на книгу Святого Иоанна Лествичника, называемую "Лествица" – Ц преподобный Иоанн Лествичник

6. Святость Руси – Патрологические труды профессора московской духовной академии Ивана Васильевича Попова профессор Константин Ефимович Скурат

7. Воспоминания – Воспоминания. Часть II профессор Евгений Николаевич Трубецкой

8. Преподобный Феодор Студит и его время – Глава I. Состояние византийского общества в царствование императора Константина V Копронима епископ Можайский Василий (Преображенский)

9. Письма и статьи – ЦЕРКОВЬ БОЖИЯ И HЕВЕРИЕ священномученик Онуфрий (Гагалюк)

10. Нравственное Богословие в России в течении XIX-го столетия – V. Положение данной науки со времени архим. Платона до о. П. Солярского Александр Александрович Бронзов

Комментарии для сайта Cackle