Слово в день Святой Пасхи

Источник

Христос Воскресе!

Святая Церковь, празднуя сегодня светлое Христово Воскресение, приглашает всех своих чад к радости большей, нежели в другой какой-либо из своих праздников. Сей день, его же сотвори Господь, – поет Она, – возрадуемся и возвеселимся в онь. В восторге от радостного события. Она сама воспевает его в песнях более возвышенных, более восторженных, нежели всякое другое событие из жизни Спасителя; чаще же всего повторяет и напечатлевает в сердцах верующих эти главные , многознаменательные слова: Христос воскрес; Христос из мертвых воскрес!

Одно присутствие ваше здесь, Христолюбивые слушатели, при больших неудобствах, которые редко позволяют нам принимать участие в церковных Богослужениях и которыми для нынешнего дня вы пренебрегли1, одно ваше присутствие здесь доказывает, что радость о Воскресении Христовом велика и для вас, что не принять в ней участия было бы большею потерею для вашей души.

Аще Христос не воста, говорит св. ап. Павел, суетна вера ваша (1Кор.15:17). Т.е. если бы Христос не воскрес для нас, то напрасна была бы наша вера в Него; и тогда в мире вовсе не было бы христианской веры. А если бы не было в мире христианской веры, то не было бы в нем и христианской жизни. Следовательно, и мы все были бы, может быть, язычниками, – язычниками с их идолами , с их жертвами, с их делами и жизнью, для которых язык христиан не имеет выражений, пред которыми чувство христианское содрогается. Мы бесконечно счастливы: Христос воистину воскрес и наша вера не суетна! Счастливые земным счастьем любить говорить о нем: можем ли мы не желать продлить свой праздник в этом святом храме беседою о воскресении Христовом, и именно о значении этого чуда из чудес для нашей веры?

До воплощения Сына Божия, когда грех, можно сказать, беспрепятственно господствовал в роде человеческом, когда понятия и сердца людей еще не были способны к принятию христианского Откровения, являлось много великих пророков Божиих в народе иудейском, среди которого, по предопределению Божию, долженствовал явиться Искупитель мира. Облеченные силою Святого Духа, пророки без всякого лицеприятия обличали беззакония и заблуждения людей и преимущественно иудеев, изрекали многие предсказания, творили великие чудеса, за истину своего учения многие из них умерли смертью мучеников. Но не было между ними ни одного, который бы умер, был положен во гроб и потом бы воскрес! Умереть и собственною силою восстать из мертвых, мог, по предсказаниям тех же пророков, только Сам обетованный Мессия, Сам Сын Божий.

И если мы с должным вниманием слушали святое Евангелие, то не могли не заметить, что Сам Спаситель, во время земной жизни Своей, для доказательства Своей Божественности, правда, призывал маловерный народ иудейский судить о Нем по делам Его: дела, которые творю Я во имя Отца Моего, свидетельствуют о Мне, говорил Спаситель; смотрите: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают (Мф. 11:5). Но часто, и что замечательно, при особенно важных обстоятельствах, Он указывал на будущее воскресение Свое, как на главное доказательство Своего Божественного посольства. Так, лукавые и вместе любопытные книжники и фарисеи, объяснявшие чудеса Спасителя силою злого духа, однажды просят от него новых и больших знамений; Спаситель отвечает: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. Как Иона был во чреве китовом три дня и три ночи, так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. Видя, как Иисус Христос изгоняет торжников из храма иерусалимского, и желая обвинить Его в своеволии, они спрашивают: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? Спаситель отвечает: разрушьте храм сей, храм тела Моего (по объяснению евангелиста), и Я в три дня воздвигну его (Ин. 2:18–19). Иисус Христос в первый раз говорит о святой Евхаристии, обещает истинное Свое Тело и истинную Свою Кровь в пищу верующим, обещает вкушающим от этой Божественной пищи вечную жизнь. Слушатели не понимают этого. Слова Господни им кажутся странными, и многие из-за этого оставляют Его. Спаситель говорит на это с кротостью: это ли вас соблазняет? Что же, если увидите Сына человеческого (по воскресении Его) восходящего туда, где был прежде? (Ин. 6:62). Ближайшие ученики Иисуса, по своим еще предрассудкам никак не могут представить, чтобы обетованный Мессия мог страдать и умереть; при этом представлении их вера колеблется, они начинают заботиться о своей будущей участи. Спаситель успокаивает их обещанием будущего Своего воскресения: Сыну человеческому, говорит Он, много должно пострадать, и быть отвержену старцами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Лк. 9:22).

Итак, святые пророки предвозвещали о воскресении Мессии; Сам Спаситель пред учениками, равно как и пред врагами Своими, неоднократно предсказывал, что Он умрет и в третий день восстанет из мертвых. Судите же сами, что было бы с нашею верою, если бы после всех этих предсказаний Христос не воскрес? Аще Христос не воста, суетна вера наша.

Во время земной Своей жизни, Спаситель, странствуя по Палестине, непрестанно учил и творил бесчисленные чудеса. Каждое Его слово было словом мудрости, каждый Его поступок был делом любви к ближним и особенно к кающимся грешникам; в то же время нравственная Его строгость по отношению к Себе была так велика, что ни враги Его, ни судьи, ни Пилат, никто не мог даже придумать и тени какого-нибудь недостатка в Нем; Иуда предал Его, и – погиб с отчаяния, что предал кровь неповинную. Чудеса Его были так поразительны, что и неверующие иудеи не раз восклицали, что они ничего подобного не видали и не слыхали, называли Его великим из пророков, покушались поставить Его царем над собою. Ближайшие же ученики прямо исповедовали Его царем израилевым, Сыном Божиим. Но что же? При всем том, что Спаситель ясно предсказывал о своих страданиях, смерти и воскресении,-лишь появился Иуда с врагами Иисуса, чтобы взять Его, все ученики Его разбежались. Святой ап. Петр последовал было за Ним до двора Каиафы, но там же трижды отрекся от своего Учителя. При кресте умиравшего Спасителя мы видим только св. Иоанна-Богослова, Пречистую Матерь Божию и несколько благочестивых жен. Апостолы, даже апостолы скрылись… Скажите, что же было бы, если бы Спаситель не восстал из мертвых!

Враги Иисуса очень хорошо помнили, что Он предсказывал о Своем воскресении в третий день по смерти; в радости, что умертвив Его, они избавились от Его присутствия, так тяжкого для их беззаконий и заблуждений, они хотят теперь воспользоваться предсказанием Спасителя, чтобы представить Его, как явного обманщика в глазах всех иудеев. Уверенные, что еще ни один из умерших на кресте не возвращался к жизни, они, для предупреждения всякого подлога, испрашивают у Пилата военную стражу, кладут печать на гроб Спасителя и приставляют к нему эту стражу. Кончив это дело, они ждут только третьего дня по смерти Иисуса Назарянина, чтобы себя торжественно оправдать в убийстве Его, а Его еще однажды и уже навсегда провозгласить народным обольстителем. Ах, ради Бога, что было бы с нашею верою, если бы Христос не воскрес?..

Аще Христос не воста, сказали бы тогда и мы с апостолом, суетна вера наша.

Но скорее небо и земля прейдет, нежели одна йота из Божественных слов Спасителя не исполнится! Еще не взошло солнце на третий день по смерти Бого-человека, еще Иерусалим спал, а в саду Иосифа царствовала глубокая тишина, нарушаемая разве говором бодрствующей стражи, как в одно мгновение земля поколебалась, небесный свет озарил гроб, в котором покоилось тело Христово; явившийся ангел Господень отвалил камень от гроба и -Спаситель восстал! Воины, сначала омертвевшие от ужаса, едва опомнившись, поспешили в Иерусалим и принесли врагам Иисусовым первую весть о том, что распятый ими на Голгофе жив, что Он воскрес! В страхе, не успев придумать более благовидного обмана, первосвященники и книжники учили воинов рассказывать, что тело Христово похищено, что спящие на страже римские воины видели, хотя и спали, как тело Христово было похищено!

Боже мой, как обрадовались святые апостолы и святые жены, когда услышали от ангела Господня о воскресении Спасителя. Один за другим спешат ко гробу, один другому в восторге передают слова ангела: Христос воскресе! Но состояние их сердца было неизобразимо, когда Воскресший Сам удостаивал являться им по воскресении. Святая Мария Магдалина, во образе вертоградаря узнавшая своего Господа, воскликнула только: «Учителю!» и пала к ногам Его; больше ничего не могла она сказать. Каким огнем горели, по евангельскому выражению, сердца двух учеников, шедших в Эммаус, когда на этом пути принял участие в их разговоре сначала неузнанный ими Спаситель, и когда потом они узнали Его в преломлении хлеба? Господи, Ты вся веси, говорит апостол Петр явившемуся ему Воскресшему, Ты веси, яко люблю Тя!

Так чувствовали и говорили святые апостолы, своими глазами увидевшие, своими руками осязавшие, что их Друг, их Учитель и Благодетель есть – Сам Бог! Да, Христос во истину воскрес; следовательно Он есть истинно Тот, за кого Сам Себя выдавал, истинно есть сам Сын Божий, Сам Бог. Он есть Бог; следовательно, каждое слово Его учения, сохраненное до нас православною церковью, есть глагол жизни вечной и мудрости Божественной, всякое правило жизни и деятельности, во всей чистоте сохраненное и во всей строгости предписываемое нам церковью, есть заповедь самого Бога; Он есть Бог; следовательно все обетования, которые Он дал верующим в Него, обетования нашего собственного воскресения , всеобщего суда и жизни вечной, суть обетования непреложная. Христос воскресе, следовательно Он есть Бог и Спаситель наш, -и наша вера не суетна! Вот почему святые апостолы так радовались и ныне все верующие в Спасителя так радуются о Его воскресении! Вот почему святая православная церковь так светло празднует это чудо из чудес, этот праздник праздников! И вот почему, кстати здесь заметить, нынешним евангелием святая церковь возвестила нам возвышенное благовестие Иоанна Богослова о Боге-Слове! Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь!

Христолюбивые слушатели! Мы не видим более воскресшего Спасителя телесными очами: через 40 дней по воскресении Своем Он вознесся на небо; но меньше ли от этого радость наша? Напротив; тем блаженнее мы, если не видя, веруем: св. ап. Фоме, который только по осязании язв Воскресшего исповедовал его Своим Господом и Богом, было сделано отрадное для нас Божественное обетование: блаженни не видевшие и веровавшие. Мы не дерзнем и желать того, чтобы своими телесными чувствами поверять Божественную истину; это значило бы, что мы более не веруем в истину, которая есть дух и жизнь, или желаем веровать только тогда, когда органическая или физическая необходимость заставит; это значило бы, что мы желаем жить не по духу веры, а по мудрованиям плоти, которыми всегда управляет испорченное сердце наше, страсти. А при этом никакое телесное видение и чудо не поможет нам. Иуда был свидетелем всей чудной жизни Спасителя, и – страшно помыслить – предал Его! Огрубевшие в заблуждениях и страстях враги Спасителя, после каждого чудесного действия Его на пользу ближних, только более и более негодовали на Него, и, наконец, распяли Его!

Мы не видим воскресшего Господа телесными очами, но мы можем, мы должны видеть Его очами веры. Чистые сердцем, сказал Господь, Бога узрят. Лишь бы сердце наше было чисто, лишь бы жизнь была праведна по заповедям Спасителя, – и Бог Сам явит Себя нашей душе, нашему сердцу, сотворит даже постоянную обитель в нас! Это Его собственное –Божественное обещание! И смотрите: тысячи и тысячи праведников Божиих, с первых времен христианства и до настоящего времени, возвещают всему свету, как блаженны они были в общении со Христом! Между ними видим мы и царей, и рабов, людей образованных науками и вовсе необразованных, пастырей церкви и мирян, старцев и детей, жен и дев, здоровых и больных, нищих и богатых: все они свидетельствуют пред всем миром, что их счастье и блаженство на земле состояло ни в богатой и приятной жизни, которая так жалка без внутреннего мира и без благословения Божия, ни в мудрости земной, которая так мала пред вечною истиною слова Божия; нет, они радовались среди несчастий и скорбей, радовались даже в минуты смерти, единственно потому только, что они были неразлучны со Спасителем своим, что Сам Он Своею благодатью обитал в сердцах их и делал их блаженными!

Воскресший Спаситель Своим человечеством вознесся на небо, и мы не видим Его более телесными очами; но, при вознесении Своем, Он сказал: се Аз с вами есть во вся дни до скончания века (Мф. 28:20). И Он, единственно Он Сам, как Глава церкви, доселе созидает ее, возращает и укрепляет. Если бы могли мы пройти своим взором поверхность земного шара по всем его направлениям, мы встретили бы на горах и долинах, в больших городах и селениях тысячи и тысячи храмов Божиих, украшенных знаменем Креста Спасителя; а где храмы Божии, там нашли бы и сердца людей, преданных Искупителю. Что значит это явление? Что возбуждает людей к устройству храмов Божиих? Кто собирает их туда для молитвы и Богослужения? Что находят они в этих молитвах и Богослужениях? Если бы мы в настоящую минуту глубокой ночи могли проникнуть своим взором только по одному направлению – на север, если бы могли одним взглядом обозреть только одну обширную часть земли, наше благословенное православное отечество, мы поражены были бы явлением неизобразимым! Мы увидели бы, что вся эта страна в настоящие минуты есть ничто иное, как один великий алтарь, освященный бесчисленными огнями, на котором руками Господних служителей возносится к небу Бескровная Жертва; при этом алтаре миллионы верующих, забыв о сне ночном, в духовном восторге воспевают воскресение Христово; соединенные одною верою и радостью, они, без различия сословий и состояний, называют себя братьями о Христе и объемлют друг друга… Чья невидимая Десница творит эти чудеса любви пред нашими глазами? Кто движет сердцами миллионов людей, приводит их к святой церкви, наполняет их радостью и счастьем? Один, один только воскресший Спаситель, Сам обещавший создать Свою Церковь так, что и врата адовы не одолеют Ея! Люди, сами по себе, без помощи благодати Божией, способны только разрушать это здание!

Воистину с нами Господь во вся дни до скончания века! Мы не видим Его телесными очами, но мы можем видеть и видим Его верою, видим в природе, нас окружающей, в обстоятельствах нашей жизни, в лучших движениях нашего сердца, в высоких благороднейших требованиях нашей природы, видим Его верою в святых храмах, где Он всегда таинственно присутствует на Своем престоле, слышим Его голос при чтении и слушании слова Божия, веруем в Его Божественное присутствие при нашей исповеди в святом Таинстве покаяния, мы, недостойные, видим и вкушаем Его Божественное Тело и Кровь в святейшем Таинстве Евхаристии.

Христос воистину воскрес, Христолюбивые слушатели, и наша вера не суетна. Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся же и возвеселимся в онь!

Воскресший Спасителю! Приими радость нашего сердца о Твоем воскресении как жертву благоприятную пред Тобою. Отверзи наши очи, как отверз Ты очи апостолов по воскресении, чтобы мы верою зрели Тебя не теперь только, не в этом святом храме только, но и в домах наших, и на путях наших, и по всюду в течение всей нашей жизни; чтобы мы выну пред Тобою и по Твоей только воле жили и исполняли обязанности свои на земле, которые по Твоему же благому Промыслу возложены на нас. Утверди мир и радость в сердцах наших среди всех обстоятельств нашей жизни, счастливых и несчастливых, и сподоби даже до последнего дыхания от чистого сердца веровать в Тебя и любить Тебя, дабы наконец со святыми Твоими вечно радоваться в невечернем дни царствия Твоего! Аминь.

* * *

1

Слово произнесено в Висбадене, 1853г., когда русские еще мало жили в этом городе, и в тогдашнюю домовую церковь собирались православные из разных городов южной Германии.


Источник: Янышев И.Л., прот. Слово в день Святой Пасхи // Христианское чтение. 1868. № 4. С. 481-491.

Комментарии для сайта Cackle