Беседы на послание к Ефесянам
«Беседы на послание к Eфесянам» (24 беседы) произнесены свт. Иоанном Златоустом в Константинополе приблизительно в 402-404 гг.
Свт. Иоанн говорит о единстве и разделении в Церкви. В беседе 10 он отмечает, что Церковь, подобно человеческому телу, состоит из разных членов, одни из которых имеют большее достоинство, а другие – меньшее, одни находятся наверху на небе, другие внизу на земле. Как «дом, выстроенный для наших душ», Церковь имеет в себе, словно одушевленные камни, множество людей, различающихся по церковному положению и достоинству. В Беседе 11 говорится о том, что единство Церкви отражается, прежде всего, в единстве ее веры. Главная причина церковных расколов – любоначалие и любовь к распрям – ничто иное, как «заклание Самого Христа и разрубание Его на части».
В 20-й беседе содержится поучение о христианском браке. Супружеский союз становится символом нашего единения с Христом: «дом есть малая церковь». Свт. Иоанн говорит о Церкви как о Невесте Христовой, которую Он очистил от всякой скверны порока и соединил с Собой в мистическом брачном союзе.
Святитель опровергает манихеев (Беседа 4) и еретическое учение о материи (Беседа 23), выступает против веры в судьбу и переселение душ (Беседа 12), говорит о страданиях за Христа (Беседа 8), о святости (Беседа 1), о значении проповеди (Беседа 2), о Евхаристии (Беседа 3).
Он затрагивает такие темы как Царствие Небесное (Беседы 3,4), грех и добродетель (Беседы 2,10,13,16,22), монашество и девство (Беседа 13), милосердие (Беседа 4), любовь (Беседы 7,9), правильное распоряжение богатством (Беседы 21,23) и др.
Беседа 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Предисловие к посланию к Ефесянам
Эфес – главный город (Малой) Азии. Он был посвящен Артемиде, где она и пользовалась особенным уважением, как высшая богиня. И благоговение пред ней её почитателей было так велико, что они не хотели обнаружить имени того, кто сжег храм её; а он был сожжен. Здесь долгое время жил блаженный Иоанн Евангелист, который сюда был сослан (в заточение), здесь и скончался. Апостол Павел здесь оставил, после себя, Тимофея, о чем он говорит в послании к нему: «я просил тебя пребыть в Ефесе» (1Тим.1:3). Здесь были и многие философы, особенно из славившихся в Азии. Говорят, что здесь был и Пифагор, потому что Самос, откуда он происходил, был остров Ионийский. Тоже можно сказать о Пармениде, Зеноне и Демокрите; да и теперь ещё можно найти там многих философов. Об этом мы замечаем не без цели, но чтобы показать, что много нужно было (апостолу) Павлу тщания, когда он писал к ним (ефесянам) своё послание. Говорят, что он, когда ещё (изустно) оглашал их, уже доверил им глубочайшие истины (веры). По крайней мере, само послание исполнено возвышенных созерцаний и догматов. Писано оно из Рима, где (Павел) находился в узах, как он и сам говорит: «молитесь... обо мне, дабы мне дано было слово – устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования, для которого я исполняю посольство в узах» (Еф.6:18–20). Оно исполнено весьма возвышенных и необъятных созерцаний; в нем он объясняет то, о чем почти нигде не говорил, например, когда говорит: «дабы ныне сделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» (Еф.3:10); и в другом месте: «и воскреси с Ним, и посади на небесах ...нас» (Еф.2:5–6); и еще: «которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым, чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе» (Еф.3:5–6).