Беседы на Псалмы

Источник

Беседа 1 на псалом 3 Беседа 2 на псалом 4 Беседа 3 на псалом 5 Беседа 4 на псалом 6 Беседа 5 на псалом 7 Беседа 6 на псалом 8 Беседа 7 на псалом 9 Беседа 8 на псалом 10 Беседа 9 на псалом 11 Беседа 10 на псалом 12 Беседа 11 на псалом 41 Беседа 12 на псалом 43 Беседа 13 на псалом 44 Беседа 14 на псалом 45 Беседа 15 на псалом 46 Беседа 16 на псалом 47 Беседа 17 на псалом 48 Беседа 18 на псалом 49 Беседа 19 на псалом 108 Беседа 20 на псалом 109 Беседа 21 на псалом 110 Беседа 22 на псалом 111 Беседа 23 на псалом 112 Беседа 24 на псалом 113 Беседа 25 на псалом 114 Беседа 26 на псалом 115 Беседа 27 на псалом 116 Беседа 28 на псалом 117 Беседа 29 на псалом 119 Беседа 30 на псалом 120 Беседа 31 на псалом 121 Беседа 32 на псалом 122 Беседа 33 на псалом 123 Беседа 34 на псалом 124 Беседа 35 на псалом 125 Беседа 36 на псалом 126 Беседа 37 на псалом 127 Беседа 38 на псалом 128 Беседа 39 на псалом 129 Беседа 40 на псалом 130 Беседа 41 на псалом 131 Беседа 42 на псалом 132 Беседа 43 на псалом 133 Беседа 44 на псалом 134 Беседа 45 на псалом 135 Беседа 46 на псалом 136 Беседа 47 на псалом 137 Беседа 48 на псалом 138 Беседа 49 на псалом 139 Беседа 50 на псалом 140 Беседа 51 на псалом 141 Беседа 52 на псалом 142 Беседа 53 на псалом 143 Беседа 54 на псалом 144 Беседа 55 на псалом 145 Беседа 56 на псалом 146 Беседа 57 на псалом 147 Беседа 58 на псалом 148 Беседа 59 на псалом 149 Беседа 60 на псалом 150

Предисловие к беседам на Псалмы1

Составленные Давидом 150 псалмов, которые исполняемы были его помощниками на музыкальных орудиях. Мнение, что не все псалмы составлены Давидом, оши­бочно.

После Моисея и преемника его Иисуса Навина, после так называемых судей израильских и после того, как Саул принял царствование над израильтянами и был отвергнут, Бог воздвиг им царя добродетельного, праведного и пророка, который и составил книгу 150-ти псалмов, по вдохновению Духа Святого, (написанных) мерною речью, свойственною отечественному языку его, и петых благозвучно с разнообразием в голосе, с различными музыкальными орудиями, с ликова­нием и припевами. Сам он употреблял псалтирь и имел под своим управлением разные хоры меньших пророков; так он называл мужей, обращавшихся с пророками, а иногда называл их и сынами пророческими. Они имели различные музыкальные орудия, один – кимвалы, другой – флейты, тот – тимпаны, этот – трубы, иной псалтири и гусли, иной – так называемые пастушеские свирели. Притом каждый хор имел начальника, из которых один назывался Асафом, другой Идифумом, иные – сынами Кореевыми, иной – Ефамом Израильтянином, иной – (именем) Моисея человека Божия. Таким образом, когда Давид возбуждался духом провещавать или о пленении народа, или о возвращении его, или о нравственном учении, или о промысле Божием, или о Владыке Христе, то он составлял мерною речью псалом, так что каждый соответствовал своему содержанию, – потому и есть малые и большие псалмы, – и отдавал его какому-нибудь хору. Если же он указывал остановиться на средине псалма и передать следующую часть псалма другому хору, то такое преемство псалмопения называлось «переменою тона» (διάψαλμα). Так, когда он хотел в средине псалма передать его, так называемым пастушеским свирелям (ὠδοῖς βουκολίοις), то это называлось ὠδὴ διαψάλματος, потому что свирели преем­ственно начинали петь остальную часть псалма (Пс.9:17). Об этом желающий может узнать из книг Паралипоменон, в которых написано: и «устрои» Давид петь песнь сию рукою Асафа пророка (1Пар.16:7). После того, как первый хор передавал псалом другому, следующие хоры, то каждый отдельно, то все вместе, с приятностью и согласием, один на одних, а другой на других музыкальных орудиях попе­ременно и с ликованием пели псалом в честь и славу Божию. И об этом можно заключать из того, что сам Давид, воз­вратив кивот от иноплеменников, ликовал пред ним и, когда собственная его жена, Мелхола, укоряла его, отвечал: «пред Господом играть и плясать буду» (2Цар.6:21); он не только не перестал, но и выразил намерение делать это еще с большим усердием. Некоторые, не вникнув в порядок и сущность дела и не желая научиться тому от знающих, обратились к иносказаниям, и даже стали утверждать, будто не все псалмы принадлежат Давиду, но принадлежат и тем лицам, принявшим от него (псалмы), которых имена ясно означены. Между тем ни Господь, ни апостолы нигде не упоми­нают ни о каком другом писателе какого-нибудь псалма, кроме Давида. Итак, чтобы слушатель имел ясное представле­ние об устройстве, представим Давида сидящим, а пред ним справа и слева – хоры. Затем мы скажем и о тех псалмах, которые он удостоился проречь о домостроительстве Господа, Его страдании и воскресении по человечеству, – псалмах, представляющих разнообразие по роду сложения и формам выражения. Точно так же он возвестил, что Он, Господь, вечен по Божеству, что Он творец вселенной и обновитель всего мира, и что Он составляет цель всего богодухновенного Писа­ния. Хор Идифума, хор сынов Кореевых, хор Ефама Израильтянина, хор Асафа, и хор Моисея человека Божия, – вот хоры пророков, бывших под его управлением, которые, играя на различных музыкальных орудиях, воспевали с ликованием во славу Божию 150 псалмов, внушенных от Духа Святого.

* * *

1

Этот текст в издании Миня отнесен к разряду Dubia.


Источник: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание СПб. Духовной Академии, 1899. Том 5, Книга 1-2, Беседы на Псалмы, с. 5-596.

Комментарии для сайта Cackle