На святое Вознесение Господа нашего Иисуса Христа*

Источник

Между тем, как я все еще исчислял в уме последствия, проистекающие для рода человеческого от креста, и на весах размышления взвешивал пользу воскресения (Господня), вот уже открылось и неисчерпаемое богатство Божественного вознесения, и я вижу моего Владыку и Бога восходящим туда, где Он был прежде, чтобы из тления сделать меня сопрестольным нетленному Отцу, самым делом подтвердить слова Павла, что «и воскресил с Ним, и посадил на небесах» (Еф.2:6). И так мы, отвергшие и одежду, и нрав первого Адама и удостоившиеся по благодати носить второго Адама, который есть Христос, воспоем по этому случаю песнь Победителю, как и в древности уже восклицал с одушевлением пророк: «Боже,.. кто уподобится Тебе» (Пс. 39:6)? Ты ведь один, смирив Себя, как знал, до приятия плоти, сохранил непреложною неизменною, бесстрастною Свою Божественную природу, почему и пророк, не сомневаясь, но удивляясь, не сравнивая, но свидетельствуя несоизмеримость, говорил: «Боже, кто уподобится Тебе?» Все от Тебя и чрез Тебя произошло, а происшедшее – очевидно – всегда должно быть ниже виновника своего происхождения, подобно тому, как строителю дома воздается большая честь, чем созданному им дому.

Итак, кто уподобится Тебе? Солнце, как источник света? Но каждый день я вижу его погасающим: его удел чередоваться с ночью. Луна ли – по своему благолепию? Но в течение каждого года она (несколько раз) умирает и вновь каким-то образом рождается. Звезды ли, потому что они светят? Но при сиянии дня они утрачивают весь свой блеск. Море ли – по своей неиз­меримой обширности? Но оно рассекается малым древом и подчи­няется ударам весел, потому что Тобою указано ему служить нуждам людей. Земля ли – по своей неподвижности и устойчивости? Но когда Ты захочешь, она потрясается от одного Твоего взора (Пс.17:8, 103:32), – и она дала Тебе перст при создании человека, когда Ты обжег глину дыханием жизни. Небо ли, далее, уподобится Тебе? Каким это образом? Ведь оно, по Твоему повелению, доставило Тебе облако, послужившее Твоему восхождению на небо, как некогда (явило) волхвам звезду, возвестившую Твое божественное рождение в Вифлееме.

Ангел или архангел уподобится Тебе? Как или каким обра­зом, раз они являются служебными духами, со страхом исполняю­щими Твои повеления. Но упомянув об ангелах, я останавливаюсь мысленно на том ангеле, который восседал на камне Твоего живоносного гроба. Я знаю, что он не будет негодовать на меня за это, будучи слугою Того, Кто убедил Фому осязать благочестиво, испыты­вать тщательно и почтить богоприлично великое таинство (воскресения). Итак, скажи мне, ангел, – потому что хотя Божественные Евангелия изображают Тебя то в одиночке, то вместе с сослужителем, но одна благодать, одно служение составляют дело, – скажи мне: ради чего, оставив небо, ты сидишь при гробе, и, принадлежа к лику горних сил, являешься здесь на земле собеседником женщин? Ты оставил херувимов и сидишь при гробе? Ты прекратил свое страшное служение на небе и наполняешь радостью Марию здесь, на земле? Землетрясением ты умертвил стоявших на страже у гроба воинов и словами убеждения подвигнул женщин к апостольскому служению? Пришел Петр, но как бестелесный ты остался для него невидимым; подоспел Иоанн, но и он не усмотрел твоего присутствия. Хотя оба они рассмотрели пелены, свидетельствовавшие о восстании не украденного мертвеца, но воскресшего Бога, но одним только женам ты явился и их только одних убеждал не страшиться, хотя польза воскресения была общей для всех. В самом деле, разве одних только женщин, а не мужчин вместе воскресил из мертвых Владыка? Не вопло­тился ли Бог – Слово, чтобы спасти не только Еву, но и Адама? По­чему ты предпочитаешь ноги голове и извращаешь (естественный) порядок, поручая женщинам апостольское служение? (Ты скажешь, что) Петр отрекся (от Христа)? Но отречение Петра – полезно: горько оплакав (свое отречение), он научил всех, как достигается прощение. Все апостолы оставили своего Учителя? Но Иоанну Богослову и дев­ственнику (Господь) поручил Свою Матерь по плоти. Не просто, ко­нечно, приказано было тебе делать то, что теперь мы видим, но в поучение Церкви из язычников, с усерднейшим желанием восприявшей поведанное ей.

Да, говорит, я предупреждаю Павла и предвос­хищаю его слова: «Ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим.2:11); (для Него) нет ни эллина, ни иудея, нет раба или свободного, нет мужеского пола или женского: все вы во Христе Иисусе. Отсюда вот тебе, верующий, краткий ответ на то, что ты спрашиваешь, и что ты домогаешься узнать. Я почитаю жену ради Того, Кто от жены, и отдаю предпочтение слабой (части) природы ради Того, Кто от нее произошел по устроению самого рожденного. Я раб и повинуюсь законам Владыки. Творец восхотел и избрал жену; с нею беседую и я. Он не имел отца на земле, потому что имеет Его на небе. И вот подобно тому, как не имеет Он отца на земле, у Него нет матери на небе. Мать Он получил от людей, потому что нужно было ради нас родиться от жены Создателю рода (человеческого).

Итак, Тот, Кто делает ангелов Своих – духами и слуг Своих-пламенем огня, открывая таинство воплощения, послал Гавриила не к Иосифу, но к Марии, и природу (женскую) защищая, как Владыка, и уста хули­телей заграждая, как Ведающий будущее. Обольщенного чрез жену Он справедливо желает и обратить чрез нее же. Родила Ева смерть; Она же теперь родила для нас жизнь – чрез Марию. Та некогда беседовала с диаволом в лице змея; теперь с Этой беседуют ангелы. Христос древом низложил то древо и вместо того вкушения дал вам это вкушение, чтобы видя Его вольною волею уничижившего Себя ради вас, Его, сотворившего вас по образу Своему, вы исповедали Его снисхождение и прославили так восхотевшего, повторяя и по этому поводу, и вообще по всякому поводу: «Боже, кто уподобится Тебе?» Ты благодетельствуешь, и не раскаиваешься; гневаешься, и раскаиваешься; устраняешь Свое, чтобы дать место нашему. Ты сказал Адаму: «в поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт.3:19), а потом разрешил Свое запрещение, став для нас хлебом животным, и Тебя мы едим без пота. Ты сказал тогда: «прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3:19); но ныне, взяв на плечи Свои созданного из земли и в землю возвращающегося, Ты возвел его на небеса и посадил на троне, чрез Марию открывая Своим ученикам будущее: «восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин.20:17). Ты сказал Еве: «в болезни будешь рождать детей» (Быт.3:16); но, родившись от Жены, эту временную клятву Ты благовременно упразднил. Ты сказал змию: «оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт.3:15); но омыл наши ноги в крещении и сделал их недоступными для уязвлений диавола, чувствующего руку Владыки даже и в ногах Его рабов.

Не остается для диавола никакой возможности бороться с благодатным устроением Того, Кто и на небе, и на земле, и повсюду пребывает. Он-то Бог наш – и на небе, и на земли сотворил все, что захотел. Не подтверждается ли это вновь и настоящим праздником, хотя передать это и нелегко как для языка, так и для мысли? Когда Он учил учеников Своих и готовил их к борьбе, вдруг, как бы какая служанка, облако, подойдя под пречи­стые ноги Христовы, подражая морю, некогда носившему Его немокренно, без страха и смущения приняло на себя Владыку, и Того, Кто некогда сошел как дождь на руно, торжественно отнесло на престол величия. Ведь если снисхождение Его оставалось неведомым для ангелов, властей, сил и господств, то восхождение Его с плотью они прославляли, восклицая: «Господь сил, Он – царь славы» (Пс.23:10). Он-то и есть второй Адам, как о том учит Павел. Но тот рождается без матери, а Этот – по плоти – является без отца. Он есть как бы горшечник нашего рода, потому что, взяв смешение наше, в Себе самом, как угодно было Ему, обновил поврежденное. Он – чрез Марию – избавил Еву от болезней рождения: девство, таким образом, содействовало Божеству и утроба послужила рождению воплощенному Слову, потому что Свят был Дух, осенивший Деву, родившую вопреки природе неискусобрачно. Он есть Тот, Кто пострадал так, как родился, воскрес так же, как был погребен, и взошел на небеса не так, как снизошел оттуда, оставив Свои погребальные одежды в вечный позор неверующим иудеям. Он был оплакиваем женщинами, как мертвый, и женщинам же явился, как Бог. Он добровольно сделался тем, что мы есть, и сделал нас тем, что Он есть. Он Бог, и снова «придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян.1:11), потому что Он никогда не оставлял престола, хотя тайно от херувимов снизошел ради меня, чтобы, сделавшись наравне со мною участником моего, удобно даровать природе моей то, что выше природы. Он – бессмертный мертвец, невместимый Бог, Сын, совечный и сопрестольный Отцу, о Котором пророк столь выразительно провозгласил: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс.109:1). Итак, умоляю, исправим самих себя, чтобы, удостоившись содействия от Духа, и настоящую жизнь провести беспечально, и будущих благ достигнуть, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу слава со Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

* * *

*

Творения приписываемые св. Иоанну Златоусту и отнесенные в издании Миня к разряду Spuria. Абзацы в тексте расставлены нами – Редакция «Азбуки Веры»


Источник: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе : Т. 1-12. - Санкт-Петербург : С.-Петерб. духов. акад., 1895-1906. / Т. 11. : в 2-х кн. - 1905. - 1008 с. / Книга 2. / На святое Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. 920-924 с.

Комментарии для сайта Cackle