святитель Иоанн Златоуст

ХИЩЕНИЕ

Не похищай золота, но похищай богатство, при котором золото представляется грязью. Скажи мне: если бы пред тобою лежали свинец и золото, что бы ты похитил? Не очевидно ли, что золото? Итак, в том случае, когда похищающего наказывают, ты предпочитаешь вещь лучшую: уже ли же тогда, когда похищающий заслуживает честь, ты не отдашь предпочтения лучшему? Ведь не избрал ли бы ты [из двух вещей] предпочтительно эту [лучшую], если бы за похищение той и другой было наказание? Но здесь нет ничего такого, а напротив, здесь блаженство. Как же можно, спросишь, похитить [Царство Небесное]? Брось то, что у тебя в руках. Пока будешь держать это – не можешь похитить того. Представь мне человека, у которого руки наполнены серебром: в состоянии ли он будет похитить золото, пока держит серебро, а не бросит его и не сделается свободным? Похищающий не должен быть ничем связан, чтобы не быть задержанным. Ведь и ныне есть враждебные силы, которые нападают на нас и стараются отнять у нас [Царство Небесное]. Будем же убегать от них, будем убегать, не оставляя за собою ничего, за что бы они могли ухватиться. Пресечем нити, обнажим себя от предметов житейских. Какая вам нужда в шелковых одеждах? Доколе будем укутываться в эти смешные одеяния? Доколе будем зарывать в землю золото (8)?

* * *

Пусть мы не похищаем золота и столько-то и столько десятин земли; но все же посредством какого-нибудь обмана и утайки делаем то же самое в меньших размерах и сколько можем. Когда, например, в торговых обязательствах и при покупке или продаже чего-либо мы спорим и усиливаемся заплатить меньше, чем следует, и всячески стараемся об этом, – не разбой ли это? Не воровство ли и хищение? Не говори мне, что ты отнял не дом, не рабов. Несправедливость определяется не ценностью того, что похищается, но намерением похитителей. Несправедливость и справедливость имеют одинаковую силу как в большом, так и в малом. И я одинаково называю вором как того, кто, отрезав кошелек, возьмет чужие деньги, так и того, кто, покупая что-нибудь на рынке, удержит часть настоящей цены. И грабитель не тот только, кто разломает стену и похитит что-либо из дома, но и тот, кто нарушит справедливость и отнимет что-либо у ближнего (8).



Источник: Симфония по творениям святителя Иоанна Златоуста / [сост. Т. Н. Терещенко]. - Изд. 2-е. - Москва : Даръ, 2008. - 574, [1] с. ISBN 978-5-485-00192-6

Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям святителя Григория Богослова – Насилие святитель Григорий Богослов

2. Симфония по творениям святителя Василия Великого – Любопытство святитель Василий Великий

3. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – КРАЖА праведный Иоанн Кронштадтский

4. Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Наружность преподобный Ефрем Сирин

5. Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского – НАЧАЛЬСТВО святитель Феофан Затворник

6. Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского – ВИДЕНИЕ (См. также ОТВЕРЗЕНИЕ ЧУВСТВОЩУЩЕНИЕДУХОВНОЕ,СОЗЕРЦАНИЕ). святитель Игнатий (Брянчанинов)

7. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Нищета святитель Димитрий Ростовский

8. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского – БЕДСТВИЯ схиархимандрит Иоанн (Маслов)

9. Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста – Слово 33. На св. праздник Ваий святитель Иоанн Златоуст

10. Небесный дар любви – СЛОВО в повечерие Богоявления Господня протоиерей Валентин Амфитеатров

Комментарии для сайта Cackle