Буква Н
Надежда (упование)
Если будем уповать на Бога, ничто не повредит нам
Всеобщий и всезлобный враг диавол, хотя и многие творит подлости нам, но ничто же успеет, ежели мы будем уповать на Бога, помня сие учение: «Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» (Мф.5:11–12). И хотя есть нечто смущенное в нас, но Господь Всемогущий, поколе сохраняет мое ничтожество, впредь уповаю и вручаю Промыслу Его.
Уповающие на Бога никогда не остаются лишены Его даров.
Не скорбите, Господь утешит во всем
Я много о сем Вам писал, чтобы терпели и великодушничали, равно и теперь о том же писать понуждаюсь. Если возложите всю свою надежду на Бога «сотворившего небо, землю, море и вся, яже в них» (Пс.145:6), – все, что хочете, получите себе и будете всесчастливы и блаженны. «Блажен, ему же Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа Бога своего» (Пс.145:5). Господь самими делами показывал, колико уповающим на Него помогает: «Во время оно виде Иисус мног народ и милосердова о них, и исцели недужныя их. Поздне же бывшу, приступиша к нему ученицы Его, и глаголяще пусто есть место, и час уже многу, отпусти народы, да шедше в веси купить брашна себе. Иисус же рече им: не требуют отити: дадити вы им ясти. Они же глаголаша ему: не имамы зде токмо пять хлебов и две рыбе. Он же рече принесите ми их семо, и повелев народом возлещи на траве, и прием пять хлебов и обе рыбе, воззрел на небо, благослови и преломив даде ученикам хлебы, ученицы же народом, и ядоша вси, и насытишися: взяша избытку укрух, дванадесять коша исполнь, ядущих же бе мужей яко пять тысящ, разве жен и детей» (Мф.14:14–21). Сия история Евангельская что показала, как не то, что уповающие на Бога никогда не остаются лишены Его даров! Пять тысяч мужей, а, может быть, еще пять тысяч жен и детей толикую возложили надежду на Спасителя мира, что прибежали пешие в пустое место и никакой пищи с собою не взяли, неся с собою больных своих. Что же они получили от Того, на Кого надеялись. Не токмо всех больных их исцелил Господь, но и всех насытил благословенными хлебами и рыбами до преизбыточества. Ученики просили Его отпустить их, но Он не хотел их отпустить, прежде нежели больных исцелит и алчущих утолит. Преисполнено есть таковых примеров от Святого Писания и слово наше подтверждает сие пророческое изречение: «...На тя уповаша и не постыдешася», (Пс.21:6). И сие единое апостольское наставление показывает истину: «Вера же не посрамит» (Рим.5:5). И паки прошу Вас – не унывайте, да не умножится Ваша боль, но уповайте на Бога и не оставляйте творить добрых дел. Человече, говорит Бог, ищи добродетели, и приложится тебе вся мира благая. Ты, вопиет Бог, ищи царствия Моего и добродетели, а Я даю тебе в придаток вся благая. «Ищите же прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам» (Мф.6:33). Молю Господа, да вселится в сердце Вашем надежда Божия святая и спасительная. Не скорбите, Господь Вас утешит во всем.
Начальство
О жребии начальства
Бог весть, что нам на пользу, посему, если Господь избавит Вас от жребия начальства, благословен Бог! А когда и падет жребий на Вас, то и о сем при благословенном отречении, елико можно, да будет воля Господня. Вам известно, что желать сего бедственно, но что случится не по нашей воле, судя по нынешним строгостям, в том, сами весте, что особенная бывает помощь Божия.
Сан начальства не причина внутреннего охлаждения
Господь ублажает тесный и прискорбный путь, а не пространный и бесскорбный
С сердечным сожалением вижу писанное Вами о своем охлаждении ко всему монашескому, чему приписываете причиною сан начальства. Усматриваю и луч надежды к утешению о Вас, всею душою желание Ваше разрешиться от уз начальства. Но оный погашает малодушие и сомнение Ваше после о раскаянии. Вы находитесь теперь между сими помышлениями в борьбе, не знаете, к чему обратиться, видите, что горе монаху, вкусившему начальнической жизни, которая лишает его добрых свойств. Посему ясно вижу, что и желаете спасения души, но и любление плоти со страстьми колеблют Вас; впрочем, кажется, на весах сих первая частица имеет свой перевес.
Справедливо судите о моем, может быть, скором разрешении, ибо к вечеру уже преклонился есть день моей жизни; а сами, надеясь по младости еще наслаждаться оною, ищите и желаете последнего моего совета: полезно ли Вам оставить настоятельство или еще сколько-нибудь времени продолжить? – Просите Бога ради написать Вам о сем отечески.
О возлюбленный отец и брате! Тесно ми отвсюду оставить Вас без ответа, обдержит мя болезнь и сожаление о душе Вашей, а написать истину обстоятельства нынешних времен и после могущее быть Ваше малодушное раскаяние и на меня сетование. Памятуя Вашу первую любовь и настоящую веру, без коей бы Вы и вопрошать не стали мою худость, а при том, скорбя душою о расстройстве Вашего устройства, решился подать ответ по вере Вашей, ищущей душевной пользы.
Вспомните свое намерение и ревность при вступлении Вашем в монашество, обет оного и тщание Ваше с попечением старцев о снискании спасения душе. Ежели что было приобретено, где оно теперь? Заступило оскудение всего. Что сему причиною? Вы скажите – сан начальства. Точно, как и св. Исаак Сирин в пишет, что «находящемуся аще в нездравии душевном, не должно пускаться в море мира», и между прочими вредящими душу упоминает и об начальстве. Однако ж не собственно сан начальства, но Ваша немощь душевная и непобежденные еще страсти, а главные: славолюбие, сластолюбие и сребролюбие, с коими не могло встретиться чувство Ваше без повреждения душевного свирепостию оных. И Вы уже находитесь без оружия и не в силах сопротивляться оным. Есть люди, кои проходят и начальство не только без повреждения себя, но и с пользою ближних; но они сильны стать против страстей, а немощному, дабы и самому не погибнуть и окормляемых им не погубить, что нужно делать? Ежели есть в Вас истинное желание ко спасению души Вашей, то примите совет, не от меня, но от святых отец – истинных делателей и учителей монашеского жития. Св. Иоанн Лествичник пишет: «Которыми страстей потоками взошло в них нерадение, теми должно и выйти во дверь любоначалия, не по силе начальства иных врат не иметися, кроме тех, которыми взошел». В писанной книге св. Симеона Нового Богослова прочтите 8-е Слово, яко подобает словесной пастве Христовой предводителю смотреть и истязать, и паки в 26-м Слове; да преподобного Нила Постника «Слово постническое» в «Добротолюбии» из книги Никона Черногорского, 8-е Слово от бесед Златоустого на Послание к Титу. От житий Пахомия: «Яко же плинфы, влагаемые в реку, не терпят ни единаго дня, аще ли же огнем печени будут, яко же камение пребудут; сице и человек плотское мудрование имый, аще и не разжеться по Иосифу словом Божиим, расстается начальство приим. Много бо таковым искушения посреди человек; добро же есть кому познавшу своя меры, отложите тяготу начальства, да не повредитесь. Утверждении же верою и деланием Заповедей Божиих непоколебимы бывают. По сем и сие: тщеславие, сребролюбие и наглость властью соплетаются».
Из оных Вы увидите важность сана и сообразите Вашу способность и силу с немощами душевными и какой предлежит дать ответ не за себя точию, но и за души других. И хотя Вы надеетесь по младости Вашей продолжения жизни, но сие неизвестно, – надобно пользоваться настоящим временем и не терять оного, данного нам на покаяние. Господь наш Иисус Христос не велел отлагать времени: «Бдите и молитеся, яко не весте, в кий час тать приидет» (Лк.12:39). За нужное считаю воспомянуть Вам об известном собрате нашем, о. архимандрите Паисии Радовецком: он многократно просил моего недостойного совета об оставлении начальства, но, медля исполнить оное, преселился от здешней жизни, не получил желаемого успокоения в желаемом безмолвии и рассматривании себя. Малодушие Ваше и страх, что будет после раскаяние, приносит Вам завидущий спасению Вашему враг, желая сими плевелами подавить прозябающее в Вас доброе семя и погасить воссиявающую в Вас искру к желанию исправления и спасения.
Я за сие не ручаюсь, точно он будет Вам приносить раскаяние об оставлении, но когда облечетесь верою во оружие Божие, то стрелы его вменятся Вам яко младенческие. Когда видите свою душевную тщету и желаете избавиться от нее, то должны приготовиться к терпению и перенесению его нападений: что бы ни случилось перенести скорбное, то на все оное обязаны мы обетами нашими. К очищению грехов и к снисканию смирения необходимы скорби, которые когда и прийдут, то не без промысла и попущения Божия, и помощь Его ниспосылается. Вспомните, что Господь ублажает тесный и прискорбный путь, а не пространный, бесскорбный.
Предложив Вам отеческие учения и мое скудоумное рассуждение о сем предмете, оставляю Вашему самовластию избирать лучшее. Приступая к оному, прежде молите Премилосердого Господа, да устроит Он о Вас так, как воле Его угодно, и подаст силу и крепость к попечению, – когда будет Его воля, могущая возвести в благое устроение и благонадежие ко спасению.
Молю Премилосердого Господа, да даст он Вам в сем деле последовать истинному разуму по воле Его святой и укрепит Вас во искушениях.
Немирствие
Причина немирствия – нечистая совесть
Пишешь, что тебе повстречались сильные смущения против м. Аркадии чрез ее укоризны. Ты не знаешь сему причины, но, между тем, сама ее объясняешь: ты не имеешь к ней особенной веры, а, следовательно, и не открыла чисто своей совести; показывала наружное расположение, и посему и ее сердцу извещается твоя противоположность, и надобно полагать, что некоторые случаи, может быть, доходили до ее сведения по связи оных с другими чрез их откровения. По нашему разумению, самая сия есть причина немирства между вами. Не противоречь сама себе. Говоришь: «не могу от м. отстать», – и не имеешь к ней особенной веры, какая же из сего польза? Ежели хочешь быть расположенною и пользоваться, то гордость и самолюбие все прочь откинь и совершенно себя изменяй, – страсти оные так ослепляют, что и худое считаем за доброе.
Вся злоба есть семя дьявольское
Просите не оставить Вас, заблудшую овцу, потопившую душу в грехах, как в тине морской. Приемлю до уважения Вашу просьбу и имею долг написать Вам на пользу несколько строк, которые Вы прими́те и всади́те в добрую землю сердца Вашего и постарайтесь, чтобы принесло добрый плод благих дел. Сожалея о Вас, предлагаю надежное средство к получению во оных[грехах] прощения.
Мне довольно известно, что Вы имеете немирство или злопомнение на сестрицу Вашу Веру Никифоровну, причины злобы которой также не знаю, – однако какого бы рода оно ни было, вся злоба есть семя диавольское, а кто имеет злобу на ближнего, смертно пред Богом согрешает, хоть бы и вина была б не им подана, хотя бы и враг он был. Имеем заповедь Господню – «любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас, и любите творящих вам напасть, и изгоняющих вас» (Мф.5:43–44). Чем оправдаетесь за неисполнение этой заповеди? Находясь в злобе, молиться к Господу недостойно: «Аще принесеши дар твой ко алтарю, и ту помянешь, яко брат твой имать нечто ко тебе, остави ту дар твой, а шед примирися с братом твоим, и тогда принеси дар твой» (Мф.5:23–24). Видите, что Бог не принимает молитв во злобе. Молитву же «Отче наш» как будем читать без осуждения? «Остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим» (Мф.6:12), а мы не оставляем. И паки Господь добавляет: «Егда стоите молящася, отпущайте аще что имеете на кого» (Мк.11:25); и «Отец ваш Небесный отпустит вам согрешение ваша, аще же ли не отпущаете человекам согрешений их, ни Отец ваш Небесный отпустит вам согрешений ваших» (Мф.6:14–15).
Еще и примером показал Господь, сколь для Него тяжек грех, когда не отпускаем и не прощаем ближним нашим согрешений их. Притчею оною о должнике, которому Господин отпустил долг.
По всем этим важнейшим притчам Вы непременно должны примириться с твоею сестрицею и простить ее пред Вами вину, когда хотите, чтобы Ваши грехи были прощены Богом. Помните, Ваше звание, – христианка, и потому должна веровать учению Христову, и стараться оное полагать, паче же сию нужнейшую заповедь о прощении ближним, ибо это разрушит наши узы греховные. А, пребывая в оных, еще далее увлекаетесь и утопаете в тине греховной, потому лишаетесь помощи Божией к творению благих дел.
Нетерпение
Проявление нетерпения перед старшими происходит от неимения смирения
Старайся хранить свои чувства
Нетерпение твое пред старшими также показывает твою немощь и неимение смирения, которого мы с тобою еще не достигли и от которого далеко отстоим. Даже при возмущении сердца храни молчание, но не злобное, а ежели видишь, что злобные помыслы тайно в тебе действуют, отойдя, помолись Богу за оскорбивших тебя и проси их помилования молитвами; старайся всегда находить в себе вину, ежели в тот раз и не была виновата, то за прежние грехи посылается укорение и для обличения нашего бедного устроения.
Мы чувствуем за собой долги пред Богом, то и должны не бегать нареканий, выговоров и оскорблений: ими не только долг заплатится, но и исцелится великая душевная болезнь – гордость – приложением сих пластырей с Божиею помощию. Там и еще есть много полезного к твоему устроению также и в других степенях о безгневии и кротости, о смирении и прочих. Находя себя против оных недостаточною, заменяй эту недостаточность всегдашним самоукорением и, коликие бы не восстали волны на твою душу, всегда прибегай ко Христу – Спаситель придет на помощь и укротит волны. Ты веруй, что Господь смотрительно устроил тебе таковую жизнь к исцелению, не отвергай ее и не ищи телесного спокойствия и мнимого мира: прежде подобает много потерпеть. Ежели будешь иметь откровение, то оное много облегчит твою брань и будешь больше иметь спокойствия, нежели сама собою.