святитель Иоанн Златоуст

НЕСЧАСТЬЯ

Чем более потерпишь несчастий, ведя строгую жизнь, тем сделаешься крепче; чем более станешь держаться любомудрия, тем менее будешь иметь нужды, а чем менее будешь иметь нужды, тем более укрепляешься и всех превосходишь. Таков был Иоанн, почему его никто не мог опечалить; напротив, он опечалил Ирода.

Тот, не имея ничего, восстал против властелина; а этот, облеченный в диадему и багряницу и другие бесчисленные украшения, трепещет и страшится лишенного всего, и даже не мог взирать без ужаса на отсеченную голову его. А что Ирод и по смерти Иоанна имел сильный страх, то послушай, что он говорит: это есть Иоанн, которого я убил (см. Лк. 9:9). Слово «убил» показывает, что Ирод не превозносился этим, но укрощал свой страх и побуждал свою мятущуюся душу припомнить, что он убил Иоанна. Добродетель так сильна, что и по смерти могущественнее живых. Потому же и при жизни Иоанна приходили к нему обладавшие великим богатством и вопрошали его: «что же нам делать?» (Лк. 3:10). Столько вы имеете и хотите узнать путь к вашему счастью от того, который ничего не имеет? Богатые – от нищего? Воители – от не имеющего даже и дома? Таков был и Илия, почему с таким же дерзновением говорил к народу. Иоанн говорил: «порождения ехиднины!» (Мф. 3:7); а этот: «долго ли вам хромать на оба колена?» (3Цар. 18:21). Этот говорил: «убил, и еще вступаешь в наследство?» (3Цар. 21:19); а тот: «не должно тебе иметь ее» (Мф. 14:4). Видишь ли камень, видишь ли, как легко храмина, построенная на песке, распадается? Как легко она уступает напастям? Как легко зыблется, хотя бы она принадлежала царю, хотя бы народу, хотя бы властелину? Порок последователей своих делает безрассуднейшими; и храмина, построенная на песке, распадается не просто, но с великим бедствием... И в самом деле, здесь опасность угрожает не маловажным вещам, но душе, и притом лишением неба и нетленных тех благ. Но и прежде того порочный будет проводить жизнь самую несчастную, сопряженную с непрерывными печалями, страхом, заботами и сильными беспокойствами, на что указывая, Премудрый говорит: «Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним" (Притч. 28:1). Действительно, таковые люди трепещут теней, подозревают друзей, врагов, рабов, знаемых и незнаемых, и таким образом прежде вечных мучений еще здесь терпят жесточайшее мучение (6).

* * *

Как я могу, спросишь, не испортиться под влиянием несчастий? Если поймешь, что хочешь или не хочешь, но ты должен перенести то, что терпишь; и если станешь переносить с благодарением, то получишь весьма большую пользу, а если будешь сетовать, негодовать и роптать, то и несчастия своего этим не убавишь, и воздвигнешь еще большую бурю. Имея такие мысли, мы все, что бы ни случилось с нами по необходимости, будем принимать так, как бы происходило это по нашему желанию. Положим, например, что один потерял любимого сына, а другой – все имущество; если ты рассудишь, что избежать происшедшего было невозможно, а с другой стороны, что из неустранимого несчастья можно извлечь для себя и некоторую пользу и мужественно перенести случившееся, и если ты вместо хулы воздашь хвалу Господу, то несчастия, постигшие тебя против твоей воли, вменяются тебе в заслугу, как бы происшедшие по твоему желанию. Узнаешь ли ты, что похищен сын преждевременною смертью, – скажи: «Господь дал, Господь и взял» (Иов. 1:21). Увидишь ли, что оскудело твое имущество, – скажи: «наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь» (Иов. 1:21). Ты видишь, что злые благоденствуют, а праведные злополучны и терпят тысячи несчастий, и не умеешь найти причину происходящего? Скажи: «как скот был я пред Тобою. Но я всегда с Тобою» (Пс. 72:22, 23). А если ты желаешь узнать и причину этого, то помысли, что Бог назначил день, в который будет судить вселенную, и у тебя исчезнет всякое недоумение, так как тогда каждый получит по заслугам, как Лазарь и богатый. Приведи себе на память апостолов: они подвергались бичеванию и гонению, терпели тысячи бедствий, они радовались, что удостоились принять поругание за имя Христово. И ты, если страдаешь какимлибо недугом, переноси болезнь мужественно и благодари Бога – и таким образом получишь такую же награду, как и апостолы (11).



Источник: Симфония по творениям святителя Иоанна Златоуста / [сост. Т. Н. Терещенко]. - Изд. 2-е. - Москва : Даръ, 2008. - 574, [1] с. ISBN 978-5-485-00192-6

Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям святителя Василия Великого – Нрав святитель Василий Великий

2. Симфония по творениям святителя Григория Богослова – Жертва святитель Григорий Богослов

3. Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Вразумление преподобный Ефрем Сирин

4. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – ВЛАСТЬ праведный Иоанн Кронштадтский

5. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского – БЕДСТВИЯ схиархимандрит Иоанн (Маслов)

6. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Возмездие святитель Димитрий Ростовский

7. Симфония по творениям свт. Тихона Задонского – Горе святитель Тихон Задонский

8. Симфония по творениям Святителя Игнатия (Брянчанинова) – Праведность святитель Игнатий (Брянчанинов)

9. Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского – НАЧАЛЬСТВО святитель Феофан Затворник

10. Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста – Слово 33. На св. праздник Ваий святитель Иоанн Златоуст

Комментарии для сайта Cackle