преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

Учительство

Вопрос 703. А когда еретик при состязании словом своим приведет в недоумение православного: ужели нехорошо будет, если я посильно помогу ему, чтобы, будучи побежден, он не поколебался в православной вере?

Ответ. Вступая в беседу, ты беседуешь пред Богом и людьми, и беседа твоя становится как бы учительством. Но кто учит, не имея силы, слово того не бывает убедительно, а бесплодно; а когда не приносишь нималой пользы, то какая надобность и беседовать? Если же действительно желаешь оказать помощь, воззови в сердце своем к Богу, Который знает тайное и может сотворить более, чем мы просим у Него (см. Еф. 3, 20), и Он сотворит по Своей воле с состязающимися, а ты поступишь в таком деле со смирением. Если кто, например, заключит кого в темницу, несправедливо пользуясь своею властью, а другой, видя то и сам не имея силы воспрепятствовать сему или защитить сего человека, пойдет тайно и скажет оному сильнейшему, а тот, по силе своей власти, пошлет освободить заключенного, заключивший же будет смущаться, не зная, кто известил сильнейшего, – так и здесь, приступим к Богу с сердечным молением о вере и братиях наших, и Тот, Который клялся Собою, что Он «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2, 4), сотворит и с ними по Своей воле.

Вопрос 705. Когда беседа будет о чём-либо из Писания, промолчать ли мне или принять в ней участие? И когда притом случится беседующим сомневаться в чём-либо таком, что я знаю, хорошо ли мне сказать о том или нет?

Ответ. Молчание лучше. Если же они сомневаются, и ты знаешь то, чем можно решить сомнение, то скажи со смирением, что знаешь; а когда не знаешь, то не говори ничего, по своему́ собственному разумению [то есть как ты сам понимаешь, а не как объясняют сие отцы], потому что это есть безумие.

Вопрос 706. Если беседа будет о предметах, не имеющих душевного вреда, то промолчать ли мне или принять в ней участие?

Ответ. Прежде вопроса нехорошо начинать говорить. Но когда тебя и спросят, то со смирением и страхом Божиим скажи, что знаешь, не возносясь, если слово твое будет принято, и не скорбя, если оно не будет принято, ибо таков путь Божий. И чтобы не почли тебя за молчаливого, скажи и сам что-нибудь, что знаешь, но сократи речь свою и тем избавишься от многословия и суетного о себе мнения.


Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям свт. Тихона Задонского – Любопытство святитель Тихон Задонский

2. Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Нищие преподобный Ефрем Сирин

3. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского – СОЛНЦЕ схиархимандрит Иоанн (Маслов)

4. Симфония по творениям святителя Василия Великого – Нищета святитель Василий Великий

5. Симфония по творениям Святителя Игнатия (Брянчанинова) – Слава святитель Игнатий (Брянчанинов)

6. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Сребролюбие святитель Димитрий Ростовский

7. Симфония по творениям святителя Григория Богослова – Празднословие святитель Григорий Богослов

8. Симфония по творениям свт. Иоанна Златоуста – НЕСЧАСТЬЯ святитель Иоанн Златоуст

9. Алфавитный указатель предметов, содержащихся в творениях преподобного Maкapия Египетского – Мудрость преподобный Макарий Великий, Египетский

10. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Феодосий, Архиепископ Новогородский митрополит Евгений (Болховитинов)

Комментарии для сайта Cackle