Толкование на послание к Колоссянам*
Беседа «Толкование на послание к Колоссянам» (12 бесед) произнесена свт. Иоанном Златоустом, по мнению большинства ученых, в Константинополе около 399 г.
В беседах затрагиваются догматические и нравственные темы.
В 1-й беседе говорится о видах дружбы между людьми.
Во 2-й – опровергается учение о судьбе.
3-я беседа посвящена христологическим вопросам.
В 4-й – святитель рассуждает о том, почему Христос не пришел в мир ранее.
В 5-й – говорится о тайне Боговоплощения, о непостижимости Бога и Его домостроительства. Свт. Иоанн в этой беседе обращается к тем, кто отвергает воскресение.
В 6-й беседе речь идет об искуплении.
В 7-й – о силе таинства Крещения и обрядовых постановлениях, порицается роскошь.
В 8-й – восхваляется добродетель благодарения и опровергаются суеверия.
В 9-й беседе свт. Иоанн призывает к усердию в чтении Священного Писания и говорит о нравственной пользе чтения и пения Псалтири. Незнание Священного Писания святитель считал причиной всех бед и несчастий: «От незнания Писания – всякое зло. Мы выходим на войну без оружия, – и как нам спастись? Легко спасаться с Писаниями, а без них невозможно».
В 10-й – говорится о взаимоотношениях мужей, жен, родителей, детей, господ, и слуг, а также свт. Иоанн выступает против излишеств в женских украшениях.
В 11-й – речь идет об отношении к врагам.
В 12-й беседе христианский брак, освященный Христом, противопоставляется языческим свадебным пиршествам. Супружеский брак – это образ Церкви и Христа.
Беседа 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Послание написано в Риме, во время первого заключения апостола. По содержанию оно близко к посланию к Ефесянам и, видимо, было написано одновременно с ним. В частности акцентирована тема Церкви, которая есть тело Христово (Кол.1:24 – ср. Еф. 1:23). Также он говорит о ветхом человеке (Кол.3:9 – ср. Еф. 4:2). Более глубоко прорабатывается образ Христа, Который был рожден «прежде всей твари» (Кол.1:15) и принимал участие в сотворении мира.
Судя по приветствию «Павел и Тимофей» послание записано со слов Павла его любимым учеником – Тимофеем, а заключительная фраза «Приветствие моей рукою, Павловою. Помните мои узы» свидетельствует о том, что Павел поставил под посланием свою подпись и призвал помнить о его заключении.
Послание было известно древним отцам Церкви, оно упомянуто у Иринея Лионского и Тертуллиана.
* * *
Примечания
Абзацы в тексте расставлены нами. – Редакция «Азбуки Веры»