Источник

188. От самооправдания никогда не бывает пользы. Страсти излечиваются терпением и трудом, а наипаче – помощию Божиею. При рассеянности нужны труд, понуждение себя и призывание помощи Божией. Молись Господу, чтобы сказать полезное вопрошающим

М. св. о. н. Г. И. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннейшая о Господе м. Магдалина!

Милости Божией и душевного спасения усердно тебе желаю.

Получил от тебя два письма от 2 и 22 декабря. За поздравление с праздником Рождества Христова и Новым годом спаси Господи. Также поздравляю и тебя, и молитвенно желаю от Господа тебе помощи и преуспеянии в деле душевного спасения и в трудах по обители.

Еще пишешь, что последнее письмо с грустию получила. Что делать, потерпеть надо. Письмоводитель мой лежит в больнице, сам я слаб и сейчас с трудом отвечаю. За мысли прощаю и по силе отвечать не отказываюсь тебе, только ты маленько терпением вооружись.

Книги вскоре пошлю, какие найдутся в обители нашей. Говорить: «Прости, да поможет тебе Господь», – приучишься. Это основание монашеской жизни. Если в чем и не виновата, то объяснить истину можно. Но если видишь, что не принимают твоего оправдания, скорее надо смиряться, и брать на себя вину, и говорить: «Прости». Этим умиротворишь и свое сердце, и того, кто с тобой говорит. А самооправдание только смущение на смущение прилагает, а пользы от него никогда не бывает.

От страстей терпением и трудом излечиваются, а наипаче – помощию Божиею, которая ниспосылается смиренным. Но помнить надо, что не вдруг страсти исторгаются, но требуется на это труд и время, и поэтому не надо смущаться при восстании в нас страстей, но молиться, приносить покаяние Богу, просить помощи и более всего смиряться.

Также и при рассеянности надобны труд и понуждение себя и призывание помощи Божией. А случится поддаться, то скорее покаяние приносить и не смущаться.

Спрашиваешь, можно ли на некоторые вопросы спрашивать разъяснения у Матушки. А удобно ли это будет для вопрошающих? Если неудобства нет, то можешь при нужде и спросить. А если видишь, что иное и неудобно передавать Матушке, то отвечай сама, что Господь на сердце положит. Всегда молись Господу, чтобы просветил твою мысль сказать полезное вопрошающим. Когда приходят к тебе за советом, то двери непременно надо затворять и келейниц высылать. Видя это, приходящие к тебе откровеннее будут, а это к ихней пользе послужит. А чужие разговоры подслушивать даже и грешно.

Послушницу Александру да успокоит Господь во Царствии Небесном. Пишешь, что не веришь сну. – Напрасно, отрицать не следует. Конечно, бывают и пустые сны, но этот сон никак нельзя к таким отнести, ибо последствия его показывают, что от благодати сон этот был.

Уж другие как хотят, а ты придерживайся веры и не поддавайся нынешнему влиянию. Случаи в твоей жизни, про которые пишешь, и исцеления по молитвам о. Амвросия, – все это сверхъестественно и по действию благодати Божией бывающее, и сомневаться в этом никак не следует.

Скорбь обители вашей да утешит Царица Небесная Своею милостию.

Скончавшуюся послушницу Веру да упокоит Господь в Царстве Небесном. Лидии Ивановне, Евстолии и Паше посылаю благословение и за поздравление благодарю. Лидии Ивановне здоровье да укрепит Господь. Унывать не надо, а надо уповать на милость Божию. Уходить же из монастыря не следует.

Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.


Источник: Письма преподобного Иосифа (Литовкина), старца Оптинского. [Электронный ресурс] // Оптина пустынь

Комментарии для сайта Cackle