Библиотеке требуются волонтёры

епископ Михаил (Грибановский)

Сочинения. Письма. Жизнеописание

Содержание

От редакции

Николай Николаевич Лисовой, Освобождающая сила Свящ. Павел Хондзинский. Над временем Лекции по введению в круг богословских наук От редакции Определение науки «Введение в круг богословских наук» О Боге О происхождении идеи Бога по Канту Определение понятия Божественной природы О Троичности О творении мира О человеке О бессмертии человека О религии О происхождении зла и свободе Истина бытия Божия Предисловие автора Введение Часть первая Глава I. Что такое должное для нашего непосредственного сознания. В чем выражается стремление к нему Глава II. Логическое определение должного, или истины. Истина одна и едина. Истина есть совершеннейший организм психической жизни. Истина имеет самостоятельное и независимое от нас существование Глава III. Истина есть реальное бытие. Она есть бытие в себе и для себя, следовательно, самосознательна Глава IV. Истина есть самоочевидная причина самой себя и, следовательно, свободна. Истина есть самодовлеющая причина самой себя и, следовательно, нравственное благо. Общее определение истины как абсолютно реального и абсолютно совершенного Личного Существа Глава V. Логическое оправдание инстинктивных стремлений человечества к истине Часть вторая Глава I. Определение задачи. Субъективизм Канта. Что такое субъективный и объективный мир. Что в нашей душе причисляется к объективной и что к субъективной областям, и какое между ними отношение. Субъект как самообнаружение объекта Глава II. Душевные изменения суть изменения объективные. Самосознание есть самообнаружение объективности. Сознание есть объективирующая деятельность Глава III. Оценка психической деятельности с точки зрения познания. Душевные изменения могут иметь бесконечно различную ценность в этом отношении. Сознание настолько достоверно в познании, насколько достоверный материал представляет наша бессознательная душа. Оно достоверно по форме. Самосознание абсолютно достоверно как по форме, так и по содержанию Глава IV. Бытие, открывающееся нам в самосознании, есть единое, реальное, самодовлеющее и свободное бытие Глава V. Самосознание как регулятив внутренней сознательной жизни: рассудочной деятельности, чувствований и воли. Самосознание есть наш разум. Идеи разума суть стороны нашего самосознания. Самосознание есть самооткрывающаяся действительная идея Безусловного Глава VI. Идея Безусловного есть единственная направительница всей нашей сознательной жизни как в субъективном, так и в объективном смысле Глава VII. Тожество субъективной идеи Безусловного с ее объективным бытием. Неразрывная связь идеи Безусловного с самим Безусловным. Бытие Существа Безусловного так же абсолютно достоверно, как бытие нашего самосознания Глава VIII. Общий обзор отдела и заключительные соображения. Существенное значение для решения вопроса о бытии Бога принятой нами психологической теории. Эта теория – библейская. Заключение Над Евангелием I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX XXI XXII XXIII XXIV XXV XXVI XXVII XXVIII XXIX XXX XXXI Воскресная ночь Статьи и речи Высокопреосвященный Костромской архиепископ Платон как ректор Тамбовской семинарии (1847–1852) Посмертные сочинения Д. Г. Льюиса Развитие представления «я» в человечестве В чем состоит церковность? Из речи, читанной иеромонахом Михаилом Грибановским в заседании Братства Пресвятой Богородицы 14 декабря 1886 года Наши страдания и их главная причина Слово на вечерни. Светлого Христова Воскресения Еще о так называемом монашестве ученом Письма Письма к высокопреосвященному Димитрию (Самбикину), архиепископу Казанскому и Свияжскому Письма к митрополиту Антонию (Храповицкому) 1884–1896 гг. Из писем преосвященного Михаила, епископа Таврического (†19 августа 1898 г.), к протоиерею А. К. Смирнопуло (1887–1896) Письма к родителям Письма к товарищам по семинарии (1882–1887) Письмо воспитанникам Полтавской духовной семинарии Из писем к настоятельнице Вировской пустыни матери Анне (Потто) (1894–1897) Письма к разным лицам Из письма к монахине Леснинского монастыря Иустине Из писем к А. П. К. 1895–1897 гг. Письма к А. Ф. 1892–1893 гг. Письмо к Полиевкту Ильичу, бывшему секретарю епископа Михаила. 1895 г. Приложения Приложение 1. Жизнеописание преосвященного Михаила, епископа Симферопольского и Таврического Глава I. Годы раннего детства и обучения в духовном училище Глава II. Годы обучения в семинарии Глава III. Годы обучения в Петербургской духовной академии Глава IV. Годы службы отца Михаила при Санкт-Петербургской духовной академии Глава V. Годы служения в Афинах Глава VI. Епископство в Полтаве Глава VII. Годы епископства в Симферополе Александр Иванович Леонтьев – друг и жизнеописатель епископа Михаила (Грибановского) Приложение 2. Наречение и хиротония архимандрита Михаила во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии Речь архимандрита Михаила при наречении его во епископа Прилукского Приложение 3. О монашестве ученом Приложение 4. Епископ Антоний (Храповицкий) о почившем епископе Михаиле (Грибановском) Слово в день Преображения Господня Disciplina arcana Слово при погребении преосвященнейшего епископа Михаила (22 августа 1898 г.) Приложение 5. Надгробные речи и воспоминания друзей и близких епископа Михаила Надгробные речи и отклики на смерть [епископа Михаила (Грибановского)] Речи, произнесенные над гробом преосвященнейшего епископа Михаила, во время панихид, 20 и 21 августа, и при погребении 22 августа Речь священника Павла Тихвинского, таврического епархиального миссионера Речь протоиерея Иоанна Тяжелова Речь протоиерея В. Знаменского, ректора семинарии Речь смотрителя духовного училища А. Леонтьева Воспоминания о почившем святителе Михаиле, епископе Таврическом и Симферопольском, священника Павла Тихвинского, таврического епархиального миссионера Из воспоминаний об А.П. Чехове (отрывок) Памяти дорогого профессора, в Бозе почившего епископа Михаила (Грибановского) Библиография  

 

Очередной том «Русской богословской библиотеки» посвящен трудам преосв. Михаила (Грибановского; 1856–1898), глубокого и оригинального церковного мыслителя, которые в своей полноте до сих пор мало известны современному читателю. Владыка Михаил принадлежал к новому поколению русских богословов, провозгласившему решительный «возврат к отцам». Ныне хорошо известна только его замечательная книга «Над Евангелием», полная, по выражению о. Георгия Флоровского, «какого-то весеннего света». В настоящее издание вошли все опубликованные сочинения и письма Владыки, его жизнеописание, воспоминания и речи о нем.

От редакции

Предлагаемый читателю очередной том «Русской богословской библиотеки» содержит в себе первое полное комментированное собрание трудов и писем Преосвященного Михаила (Грибановского; 1856–1898), глубокого и оригинального церковного мыслителя, до сих пор, к сожалению, мало известного современному читателю. Владыка Михаил принадлежал к тому новому поколению русских богословов, которое сформировалось в 1880-х годах XIX столетия, усвоив, с одной стороны, достижения современной (западной и русской) философии, а с другой – провозгласив реши тельный «возврат к отцам». Будучи человеком глубокой молитвенно-созерцательной жизни, он мало принимал участие в церковно-общественной деятельности той эпохи, но в известном смысле дал скрытый импульс многим важным процессам, приведшим в конечном счете к Собору 1917–1918 гг.

В том вошли все опубликованные до революции сочинения и письма владыки (из неопубликованного к числу наиболее значительных утрат на сегодня следует отнести кандидатскую диссертацию владыки Михаила о Гераклите и его дневники), а также весьма подробное «Жизнеописание», составленное его другом и почитателем, А. И. Леонтьевым. Кроме того, в приложениях помещены воспоминания и отклики на кончину владыки Михаила и некоторые статьи и проповеди митрополита Антония (Храповицкого), относящиеся ко времени знакомства и дружбы двух выдающихся иерархов.

Открывают издание посвященные жизни и наследию епископа Михаила статьи доктора исторических наук Н. Н. Лисового и кандидата богословия свящ. Павла Хондзинского.

Следует особо отметить, что выходившие до сих пор переиздания отдельных трудов Преосвященного и его переписки в новейшее время никогда не комментировались и в лучшем случае воспроизводили лишь дореволюционный комментарий, составленный уже упоминавшимся выше А. И. Леонтьевым. В настоящем издании его комментарии практически полностью сохранены, уточнены и значительно дополнены доктором исторических наук Н. Н. Лисовым. Также специально для настоящего издания кандидатом богословия В. П. Легой откомментированы философско-богословские аспекты сочинений владыки Михаила «Истина бытия Божия» и «Лекции по введению в круг богословских наук».

Цитаты из Священного Писания на русском языке выверены по Синодальному переводу, на церковно-славянском – по изд.: Библия, сиречь книги Священнаго Писания Ветхаго и Новаго Завета с параллельными местами (СПб., 1891). Библиографические описания уточнены с учетом современных норм и дополнены, цитаты уточнялись и приводились в примечаниях, за исключением случаев, когда издание было недоступно.

Угловыми скобками развернуты авторские сокращения в тексте, квадратными – добавлены пояснения и дополнения от редактора. Примечания к «Лекциям по введению в круг богословских наук», «Истине бытия Божия» и «Жизнеописанию» – постраничные, комментарии к письмам расположены отдельно в конце каждого письма. Для удобства читателей сделаны перекрестные ссылки на письма и труды Владыки по настоящему изданию.

Все тексты приводятся в современной русской орфографии. Имена философов и богословов даны в современной русской транслитерации (например, Анзельм – Ансельм) или снабжены комментарием редактора (например, Гонильо – Гаунилон). Иностранные слова и выражения снабжены переводами на русский язык. Очевидные ошибки и опечатки (включая иностранные слова и выражения) исправлены без дополнительных пояснений.

Составители выражают искреннюю благодарность всем оказавшим помощь в работе над книгой и особенно д. и. н. С. Б. Филимонову, зав. Отделом периодики ГПИБ Г. И. Финогеновой, Г. Федосовой, сотруднику РГБ Н. Ю. Бутиной, ЦНЦ «Православная энциклопедия» за предоставление изобразительных материалов.


Источник: Епископ Михаил (Грибановский): сочинения, письма, жизнеописание / сост. H. Н. Лисовой, свящ. Павел Хондзинский. — М. : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет ; Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2011. — 884 с. — (Русская богословская библиотека).

Комментарии для сайта Cackle