Азбука веры Православная библиотека митрополит Иосиф (Петровых) Новое чудо милосердия царицы небесной в г. Ростове Великом

Новое чудо милосердия царицы небесной в г. Ростове Великом

Источник

Содержание

Наказанный кощунник Другие чудеса от св. иконы «Умиления» Молитва  

 

О! Пресвятая Владычице!

Помоги и благослови, мне поведать

миру об одном из наиболее

поразительных чудес Твоих!

Дивны, – о, как дивны дела Пречистой Матери Божией! И поистине – никакое слово не будет достаточно к достойному похвалению чудес Её!

Ныне так много говорят об оскудении чудес. Приводят и обычное тому объяснение – в оскудении веры и благочестия. Все это отчасти, конечно, верно. Но именно только отчасти. Есть и ныне дивные чудеса. Есть и ныне достойные их за свою простосердечную веру и благочестие. Или – если много сказать, что кто-либо из нас достоин дивных знамений милости Божией – скажем: есть и ныне дивные чудеса, и будут они, доколе Господь милостив к нашему крайнему недостоинству, и, оставаясь верным Своему драгоценному обещанию, благоволит неотступно пребывать с нами до скончания века – при бесчисленных доказательствах этого, славными Своими делами и знамениями, не взирая на самое крайнее наше недостоинство. А Пречистая Матерь Божия?! О, Она ведь сумела некогда спасти и вымолить помилование даже тому несчастному, от которого отвернулся было Сам Долготерпеливец – Сын Её, истощив Свое Божественное долготерпение перед его недостойною и уже обреченною на казнь жизнью1. На что не позволит и нам надеяться эта дивная милость нашей Заступницы? Все, все можем мы вымолить у Неё, Благодатной, Милосердной, лишь бы не ослабевали в молитве и терпении, в вере, любви и надежде на Нее.

В самое недавнее время, нескончаемая летопись дивных дел милосердия к нам Царицы Небесной обогатилась поразительным исцелением болящей девочки в г. Ростове Великом, Ярославской губернии.

Тщательно проверив все подробности этого исцеления, рассказанного самою девочкою и матерью её, подтверждаемого и другими многочисленными свидетелями всего происшедшего, мы поведаем об этом по возможности ближе к простому, бесхитростному рассказу самих прикосновенных к сему делу лиц.22

Родители девочки – Сергей Максимович и Евдокия Иосифовна Лепешкины – живут в самом городе Ростове Великом, недалеко от вокзала. Семейство небогатое (отец занимается извозом), но благочестивое и доброе. Уютные, всегда чистенькие комнатки их маленького помещения, достаточно украшенного св. иконами, производят самое отрадное впечатление. Недаром говорится: чистота – роскошь бедности. В таком-то семействе выросла очень умная и добрая девочка Лиза. 12-го Июля 1910 года ей исполнилось 10 лет. И в этом же году совершенно неожиданно с ней приключилась какая-то непонятная и страшная беда. Хорошо начав учиться в местном приходском училище, она вдруг стала как-то слабеть в успехах, жаловалась на забывчивость. На праздник Благовещения 25 Марта 1910 года она пошла ко всенощной с отцом в Благовещенскую церковь. Постояв несколько, она сказала, что ей как будто просквозило ушки. Почувствовала себя не особенно хорошо. Заболела головка, потом быстро появился жар, бред, так что за обедню в самый праздник уже идти не могла. Дали хины, но это не помогло. Напротив, Лизе стало хуже. Что это была за болезнь, понять было трудно. Больную как-то «бросало всю», точно в припадке. 26-го Марта мать съездила с ней в Яковлевский монастырь, где отслужила водосвятный молебен. Во время молебна и чтения над болящей, она все металась, домой привезли ее почти без памяти. Вслед затем у неё вскоре же открылись явные припадки – чем дальше, тем сильнее, раз по 5 и до десяти в день. Припадки производили ужасающее впечатление на окружающих: девочка каталась по полу, – бывало весь пол искатает, причем билась руками и ногами, кусала руки и т. п. Обращались к докторам, между прочим – к известнейшему в Ростове Л. Я. Богданову, который нашел у девочки сильное малокровие, упадок сил и велел давать ей мясную пищу и молоко. Когда все это не оказывало заметных успехов для здоровья больной, с нею стали путешествовать по св. местам, ближайшим к городу. И это мало помогало, хотя девочка вблизи святынь не чувствовала себя плохо, Св. Таин причащалась и к святыням подходила без всякого страха и какого-либо нервного возбуждения, свойственного другим припадочным.

2-го Августа того же года, когда в дому Лепешкиных была принята икона Владимирской Божией Матери из Ростовского собора и после водосвятного молебна девочку покропили св. водой, ей стало вдруг очень тяжело. Видя это, одна из взрослых дочерей Лепешкиной даже упрекнула мать, полагая, что напрасно растревожили девочку. Мать оправдывалась, говоря, что никак не предполагала и не могла предвидеть этого, и, конечно, хотела совсем другого, чего естественнее было ожидать от св. воды, которая для того именно и дается верующим, чтобы пользоваться ею во здравие и освящение души и тела. Неисповедимыми судьбами Божиими в данном случае произошло нечто неожиданное. Девочка забилась очень сильно – «вверх лезла». А ее все мочили св. водой. Хотели бы и напоить, но никак этого было нельзя сделать – из опасения, чтобы она не захлебнулась в страшных конвульсиях. Попеременно – то мать, то отец держали несчастную, оберегая ее от возможного увечья. Неописуемы были горе и скорбь родительского сердца при виде столь ужасных страданий несчастной. Но – близка была уже и милость Божия! Однажды, после долгих ожиданий конца припадка, измученный держанием бившейся девочки, почувствовав прилив горького отчаяния, отец её воскликнул: «Матерь Божия, Владычица! Или возьми ее коль так на Свои Пречистые руки, или нам создай!» Едва замолк этот вопль безысходного отчаяния, как в ту же секунду девочка утихла и, как бы в забытьи, вдруг из её уст, тихим голоском, но совершенно ясно и отчетливо, как бы проговоренные кем-то другим, послышались слова: «Молись Умилению Божией Матери!» Невозможно описать трепет отца, когда до его уха долетели эти слова. – «Мать! Слышала ты?», обратился он к жене, чтобы проверить себя. Та подтвердила слышанное мужем. Велика была в эти минуты радость их, хотя это был лишь её первый луч, за которым наступило немало новых тревожных дней. До полного счастья было еще не близко. Царица Небесная готовила более чудные и славные дела милосердия Своего. Проговорив вышеприведенные слова, девочка встала, но еще все как бы «не своя». Как бы в бреду, она стала шарить и искать что-то кругом себя, приговаривая: «Сняла с меня... сняла с меня...» и другие непонятные слова. Вскоре она, однако, совсем очнулась и спокойно пила чай. Впервые, после этого припадка ей сделалось легко и хорошо.

Исполняя указание свыше относительно молитв «Умилению» Божией Матери, родители горячо начали молиться. Сердце их влеклось прежде всего, конечно, ко храму Божию, где жаждало скорее припасть к названной иконе со слезами молитвенными. Однако, этой жажде тотчас же предстало немалое затруднение. Что это за «Умиление?» Если это икона какая, то где она? С наивною простотою мать сознавалась, что она, простая женщина, даже и не знала, что есть такая икона. «Я думала: это, должно быть, Ватопедская, что в Яковлевском монастыре, потому что владыка за акафистом Ей читает это слово («Господь, узрев Тя в церкви Матерь Свою стоящу и со умилением к Нему молящуюся, рече: «… акаф. Покрову, ик. 8-й)». Не раздумывая долго, мать привела девочку в Яковлевский монастырь и заказала молебен пред Ватопедской иконой Богоматери. Это было 3 Августа, в среду. В этот день девочке как будто было несколько лучше. Но вскоре же недуг начал терзать ее с прежней страшной силой. Вместе с этим, от своей знакомой М. И. Клетовой (Свешниковой), мать девочки узнала, что икона «Умиления это не та, что Ватопедская, а другая, – что пред ней скончался препод. Серафим, и находится она в Сарове, куда им и надо съездить теперь. На этот совет мать девочки отозвалась, что они «люди небогатые. Где нам ехать в Саров? Мы уж хоть здесь поищем такую икону»... И, действительно, стали искать ее повсюду. Кажется, все церкви Ростовские обходили, но нигде не нашли того, что искали. Вспомнив, что в соборе Ростовском есть икона преподобного Серафима, они решили, по крайней мере, отслужить молебен преподобному, особенно когда девочка разглядела написанное на иконе преподобного изображение «Умиления» Богоматери. После молебна девочка опять как будто повеселела. Только когда надо было пойти домой, она вдруг почувствовала какую-то робость: остановилась и нейдет, точно боясь чего-то. Наконец, уговорили ее пойти домой. Придя, она разделась, села в кресла, налили ей чаю. Вдруг с ней опять тихий припадочек... Вошла в себя... выпила чашечку... опять припадочек... Её положили, и в ту же минуту устами её опять, очевидно для всех –Сама Матерь Божия – произносит тихим голосом: «Не тут вы были"…, «не там Меня искали»... Мать в ужасе упала и завопила: «Матушка Ты наша! Царица Небесная! Да объявись Ты хоть нам: где Ты находишься? Где нам найти Тебя! Скажи!...» Девочка очнулась было ненадолго, но почти тотчас же опять впала в забытье, и голос устами её продолжал: «Моя церковь в глазах ваших... направо..., а Я нахожусь там налево..., а служитель там – Константин». Такими намеками и отрывочными фразами девочка говорила часа три. Много – много говорила, всего и не упомнить было, а многое не удалось и понять. Говорила между прочим: «Не плачь! Не плачь! Она будет здорова, прекрасна, богата здоровьем33...». «Вы обещайтесь комунибудь»... Или еще: «Тебе это сделалось оттого, что ты сорвала цветочек и понюхала... принеси ко Мне цветочек, и ты будешь здрава...» – «Свет... лампадочкито у Меня не светится... Свету Мне нет... Я – во тьме»... и многое другое.

Любопытно, что до сих пор девочка совершенно не помнит ничего происходившего с ней, но дальше уже помнит и рассказывает и сама все с ней происходившее в состоянии припадков и забытья.

Из намеков девочки мать поняла, что искомая святыня находится в церкви Благовещения, которая действительно видна из их комнат направо, и священником в ней действительно О. Константин (Любимов).44

В тот же день отец увидал и спросил о. Константина: «Есть ли у вас в церкви икона «Умиления?» О. Константин, подумав, не припомнил такой иконы. Предположив, что, может быть, она имеется где-нибудь в столбике, на святцах, или в другом каком незаметном или забытом месте, обещал поискать, велев наведаться дня через два.

Вечером того же 3-го Августа от девочки в тихом забытьи после припадка слышится голос: «Не спите! Не спите!... Я посещу вас в 9 часов». Это слышали ясно и отец и мать девочки.

Проговорив приведенные слова, девочка вошла в себя, но вскоре же ее начало клонить ко сну. Время было уже к вечеру. Девочка попросила положить ей подушку в угол около икон, чтобы лечь здесь. Родители исполнили её желание, уложили ее в переднем углу на подушке, а сами сели по сторонам её на стульях, в трепетном ожидании чего-то смутного и необычайного. Почти ровно в 9 часов вечера девочка вдруг быстро вскакивает, – порывисто, точно исступленная становится на колени, устремив испуганный взор в передний угол на иконы. В ужасе, чувствуя что-то необычайное, отец и мать тоже падают на колени и начинают горячо молиться, не спуская глаз с девочки, но ничего особенного не замечая. Девочка же от переднего угла вдруг повела взором к кухне и через некоторое время опять, как бы провожая кого-то взором, повернулась в прежнее положение, лицом к иконам... Потом она поцеловала пол, и, поднявшись, воскликнула: «Мама!.. ушла!...»

Когда ее спросили: «Что ты, Лиза, видела что?» – она ответила: «Видела, как Божия Матерь вдруг вышла из угла, вся огненная, в красной одежде, а на голове как голубой чепчик... Поверх чепчика от головы во все стороны сияющие лучи.55). Царица Небесная пошла по направлению к кухне, потом повернулась обратно к переднему углу, и, когда мимо меня шла, благословила, но ничего не говорила. Я успела Ей только ножки поцеловать... После этого Она подошла к иконам, и стала невидима».

Между тем, О. Константин искал в своей церкви икону «Умиления». Не найдя более или менее ясного, характерного Её изображения, удостоверенного надлежащею подписью на самой иконе, он стал справляться о точных изображениях этой иконы. Достав книжку под названием «Богоматерь»сочин. Поселянина, с изображениями всех известных икон Богоматери, он нашел, что изображение «Умиления» на 205 стр. этой книги весьма напоминает имеющуюся в алтаре их холодной церкви запрестольную икону Божией Матери, не имеющую никакой надписи.66 Сопоставляя с этим обстоятельством, что голос девочки указывал местонахождение иконы налево, можно было действительно убедиться, что это как раз и есть искомая святыня, стоявшая до сих пор как-то забыто и незаметно, влево от престола, в значительном от него отдалении, так что свет от запрестольного седмисвещника весьма мало мог достигать иконы.

Вскоре пришла мать девочки вместе с нею и стала спрашивать, нашли ли икону «Умиления?» О. Константин сказал, что как будто нашел, хотя в виду отсутствия на иконе надписи затрудняется определить, такая ли икона «Умиления» им нужна? – «Нам всё равно!» простодушно ответила мать, и просила отслужить молебен. Священник, вынеся икону вместе с тумбою из алтаря, отслужил молебен. Затем, после молебна он посоветовал еще и исповедать девочку и на другой день приобщить её Св. Таин. Мать и девочка согласились. После исповеди, О. Константин сел с девочкою на одну из лавочек, стоявших в церкви, и стал спрашивать девочку о её болезни. Во время этой беседы, девочка вдруг опять стала склоняться головкой назад себя, как бы в тихом припадочке. Видя это, мать её тотчас же стала просить О. Константина – не расспрашивать ее и оставить в покое, полагая, что эти разговоры должно быть утомляют и волнуют девочку, вызывая повторение припадков. Между тем, девочка, впав в забытье, вдруг проговорила совершенно ясно: «Вот, Я тебя теперь и благословила!...» И священник и мать девочки поверглись в трепет и изумление, подтвердив друг другу слышанное. Когда девочка вскоре же очнулась совсем, стали спрашивать ее: «Что ты, Лиза, видела что-нибудь?» Девочка подтвердила, что видела, как пришла вдруг точно по воздуху икона Божией Матери с Младенцем на коленях, и у Младенца яблочко в руках, при чем от иконы, озаренной необыкновенным светом, послышался голос: «Вот, Я тебя теперь и благословила!» После этих слов все вдруг опять пропало. Девочка подтвердила, что явившаяся ей икона была точь-в-точь похожа на ту, пред которой они только что служили молебен.

Но – удивительным во всех этих событиях знамениям милосердия Царицы Небесной, засвидетельствованным столь многими и заслуживающими доверия свидетелями, все еще не было конца. Припадки девочки сначала было действительно затихли, или сделались совсем легонькими и редкими, однако – все же не прекращались пока совершенно. Эго повергало в немалое недоумение родителей девочки, и они уже решились было последовать увещаниям окружающих, которые давно советовали свезти девочку в Ярославль к более опытным и знаменитым докторам. Эго последнее средство они решили испытать в надежде, что может быть и Матерь Божия не против такого вмешательства в дело окончательного избавления девочки от болезни, после того как в главных своих ужасах эта болезнь так чудесно была уже сломлена силой Её, Царицы Небесной.

В этих мыслях был назначен уже и день для отъезда в Ярославль. Но – Царице Небесной было угодно иначе. Рано утром, в день, назначенный для отправки больной, отец девочки встает и взволнованно говорит: «Ну, мать, вы с Лизой в Ярославль не поедете!...» – «Почему же?», недоумевает мать. Отец сообщил, что, впав в забытье, видел каких-то святителей, точно Ростовских, и в ту же минуту ему почувствовался откуда-то, как бы от Царицы Небесной, голос: "Не надо девочку возить никуда, а надо делать ей ванны и в каждую ванну вливать по 5 капель Моей воды, и будет здрава»... Отец тотчас очнулся в неизъяснимом волнении и сообщил виденное жене77. Поездка, конечно, была отложена совсем. Девочке стали делать ванны (попросту, в кадке), вливая в каждую ванну по 5 капель св. воды, взятой после водосвятного молебна. И вскоре после этого всякие явления болезни девочки совершенно прекратились. Велика была радость всего этого семейства, удостоившегося столь явной и дивной милости Царицы Небесной! Долгое время милость эта не объявлялась ими открыто, из предосторожности, что болезнь могла повториться. И только спустя довольно времени, когда несомненное и полное исчезновение болезни было очевидно, счастливое семейство не смущается смело и открыто поведывать всем желающим дивные дела Господни и неизреченную милость Царицы Небесной.

В знак благодарности своей исцеленная девочка собственноручно прикрепила к иконе Божией Матери веночек из искусственных цветов, а родители от скудных средств своих дают на свечи для возжжения пред иконою за всеми службами церковными. Икона – размером 16 х 13 вершков, не очень старинного, но недурного письма. Что-то особенное, неуловимоприятное и приковывающее выражают глаза Божией Матери, с густыми, опущенными вниз ресницами, точно живыми, а не написанными88.

Благовещенский храм посещает множество народа для поклонения новоявленной святыне. Из уст в уста передаются подробности происшедшего чуда. В последнее время идут смутные слухи о новых знамениях благодати Божией через ту же икону.

5-го Февраля сего года, посетивший Ростов Высокопреосвященнейший Тихон, Архиепископ Ярославский и Ростовский, изволил заехать в Благовещенскую церковь для поклонения св. иконе, при чем ему была представлена сама исцеленная девочка, которую Его Высокопреосвященство ласково принял и благословил.

19 Марта сего 1911 года, при громадном стечении народа положено начало торжественного чествования новопрославленной святыни-иконы В. М. Перед образом была накануне совершена архиерейским служением торжественная всенощная со всенародным пением акафиста. От множества богомольцев в храме загасли почти все свечи. Поминутно церковь оглашалась умиленным плачем и рыданиями изумленного чудом народа. На образ Божией Матери, при воспоминании поразительных подробностей исцеления и особенно слов Царицы Небесной, невозможно смотреть без слез.

За Божественной Литургией в самый праздник исцеленная девочка приобщалась Св. Таин вместе с своими родителями, простояв накануне и в самый день праздника столь длинные и утомительные службы, не смотря на неимоверную духоту и тесноту, коих не вынесли многие взрослые и здоровые.

Удостоверен еще случай исцеления от иконы – больного глазами.

Массы народа все более и более притекают к иконе Владычицы со своими скорбями и немощами.

О, Владычице! Буди ясе Тебе вечная слава за милость сию! «Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати недостойнии.... Твоя до рабы спасавши присно от всяких лютых!..»

Г. Ростов Великий, Яросл. губ.1910 года 20 Декабря.

Сообщил Епископ Иосиф

Наказанный кощунник

На днях произошло следующее поразительное событие, которое с полным правом должно быть названо новым замечательным чудом от новопрославленной Ростовской иконы Божией Матери «Умиления» в Благовещенской церкви, и которое еще более всколыхнуло весь Ростов.

Два молодых человека, идя по бульвару г. Ростова, коснулись в разговоре своем столь волнующего Ростов события – новой чудотворной иконы, и один из них довольно легкомысленно и кощунственно позволил себе выразиться о Пресвятой Владычице нашей Богородице. Безумно дерзкие слова его еще не были кончены, как вдруг страшным ударом какой-то невидимой силы его повергло на землю, и с несчастным кощунником стало твориться нечто ужасное: с искривленным ртом, ломаясь и корчась, начал биться он на грязной дорожке бульвара. Увидев это, товарищ его в ужасе бросился бежать от него, не вынося страшного зрелища казни Божией, столь скоро постигшей кощунника. Несчастного тотчас же заметили другие очевидцы происшедшего, и, усадив его на извозчика, повезли к врачам земным, наверное, забыв о Небесном.

Замечательно, что до времени описанного случая означенный молодой человек никогда никаким припадкам не был подвержен.

О, как несчастны люди, которым всё ещё мало подобных случаев, столь достаточно, кажется, красноречиво доказывающих, что Бог поругаем не бывает!

Другие чудеса от св. иконы «Умиления»

Милости Божией Матери, через Её новоявленную св. икону, льются неистощимой рекой. Нет никакой возможности записывать и проверять все случаи Её благодатной помощи верующим. Многие из удостоившихся этой помощи не считают нужным заявлять о ней, храня лишь в сердце своем тайну своих скорбей и уврачевания их.

Из объявленных за последнее время случаев помощи Царицы Небесной приведем лишь некоторые, наиболее поразительные и удостоверенные:

В Среду Св. Пасхи сего 1911 года в Благовещенской церкви происходило торжество возложения на икону Божией Матери ценной ризы, сооруженной на пожертвования благочестивых граждан. При множестве стекшихся богомольцев, св. икона прежде всего была вынута из киоты и возложена в алтаре на св. престол. Здесь, по прочтении над ризою установленной молитвы и окроплении её св. водою, риза была прикреплена Архиереем к иконе. Певчие пели стихиры в честь Божией Матери. По окончании украшения иконы, Архиерей, вынеся ее из алтаря, осенил ею с амвона предстоящий народ, со слезами умиления принявший это благословение новою своею святынею. Минута была захватывающая.

Как бы в изъявление благоволения Царицы Небесной к сему усердию Её почитателей и богомольцев, этот день ознаменовался новым чудом от св. иконы, свидетелями коего были все, до тесноты переполнявшие церковь богомольцы.

Минут за 10 до начала литургии, ко св. иконе подводили бесноватую женщину. Несчастная, едва удерживаемая пятью сильными мужчинами, кричала таким неистовым голосом, что присутствующие в ужасе затыкали уши. С неимоверными усилиями ее подвели кое-как к образу и силою заставили коснуться головою св. иконы. В тот же момент несчастная как сноп свалилась на землю к подножию киоты и лежала как бездыханная. Полагали даже, что она умерла, видя её мертвенно-бледное лицо. Окружающие со слезами молились о милосердии к болящей, потрясенные происходящим. И вот, полежав недолго, вдруг эта женщина встает, поднимается совершенно спокойная, со слезами на лице крестится, сама целует с умилением и радостью икону Владычицы и идет в толпу ликующего народа. Взрыв радости и благодарения Богу многочисленных свидетелей чуда не поддается описанию...

Исцеленная женщина – крестьянка дер. Нелидова, Переяславльского у., Влад, г., Глебовской волости и прихода, Евдокия Иванова Данилова, 44 лет, страдавшая своею ужасною болезнью 4 года. Много средств и усилий прилагала она к своему выздоровлению, но все было тщетно. Узнав о новой иконе Владычицы, она дала обет с мужем своим – сходить в Ростов, куда действительно пришла и в тот же день получила исцеление.

***

Ростовская гражданка г. Блаженова рассказала и засвидетельствовала о себе письменно следующее:

Будучи тяжко больна, она видела во сне около своего дома (налево от двора) какое-то новое строящееся здание, на котором стояла Царица Небесная в необыкновенном сиянии. Обрадованная такому дивному видению, я – говорит г. Блаженова – стояла, молилась и спрашивала: «Куда эту Царицу Небесную поставят?» Мне на это ответили: «Тут Ее и поставят! Вот Ей и место припасено». Услыхав это, я радовалась, что Царица Небесная от моего дома будет так близко стоять. Но тут вдруг все виденное мною опять пропало. Это было во вторник, 8-го Марта 1911 года. В этом же сне г. Блаженова видела затем, как к ней, лежащей на постели, подошла какая-то женщина и спросила: «Что ты лежишь?» Болящая отвечала: «Хвораю, вот и лежу». Тогда явившаяся говорит: «Полно тебе лежать! Вставай и молись Царице Небесной! Она исцелила девочку, и тебя дожидается!..» Пробудившись, больная стала молиться, посылала своего сына в Благовещенскую церковь отслужить молебен Царице Небесной и принести св. воды от Неё. Когда больную покропили и попоили св. водою, ей сразу сделалось легче, и вскоре она уже могла ходить.

***

Города Нерехты, Костромской губернии, мещанская вдова Екатерина Феопемптова Соколова, 42 лет, по занятию прачка, живущая в г. Ярославле, сообщила, что перед Пасхою сего 1911 года, спускаясь по ступеням высокой лестницы с кадушкою, она сначала выронила из рук кадушку, а затем полетела и сама за нею, упала на нее боком и тяжко расшиблась. Первое время она не могла даже и вздохнуть. Боль в боку была такая, что Соколова не могла не лежать, не сидеть, не ходить спокойно, и несколько ночей совсем не могла даже заснуть. Доктора делали перевязки, забинтовывая ушибленный бок, а потом посоветовали ей даже лечь в больницу, предупреждая, что требуется продолжительное лечение. Так как в Ярославле требовалась плата за лечение, то Соколова решила как-нибудь добраться до своего родного города Нерехты и лечь там. В этих видах она попросила написать своим родным письмо, извещая, что едет в больницу и прося встретить ее, тяжко болящую. Вслед за письмом, она вскоре же собралась и сама в путь. На вокзале в Ярославле, она, уже готовая сесть на Костромской поезд, разговорилась с какой-то женщиной, которая рассказала ей о новой иконе Божией Матери, прославляющейся в Ростове многими чудесами от Неё. Соколова, слыша об этом, вдруг возгорелась непреодолимым желанием побывать в Ростове, воскликнув: «Не поеду и я к земным врачам, а поеду я лучше в Ростов! Может, и меня исцелит Врач Небесный!» И тотчас, попросив купить себе другой билет, взамен уже купленного, она села на Ростовский поезд и прямо с вокзала направилась в Благовещенскую церковь. Здесь служили молебны. Церковь была настолько полна молящимися, что больная не решалась с больными боками протискиваться через толпу, а прилегла пока в отдалении и начала горячо молиться. Вскоре она чувствует, как будто силу исполнить свое желание подойти ко св. образу, и действительно – встав, протискивается через толпу и припадает к Царице Небесной со слезами умиления, прося себе помощи. Долго еще молилась она не выходя из церкви, потом – облегченная – пошла на один из постоялых дворов, и здесь, впервые после многих малосонных и совершенно бессонных от боли ночей, легла отдохнуть, легла нарочно на больной бок, желая лучше проверить свое облегчение, и крепко уснула. Проснувшись, она, совсем уже легко себя чувствуя, опять была в Благовещенской церкви. Потом, довольная очевидным улучшением своего здоровья, решила сходить помолиться еще в Лавру преподобного Сергия. «Спешить домой не буду –говорила она себе – ведь все равно лежала бы теперь в Нерехте, а теперь – слава Богу! Что хоть могу побогомольничать». И пошла пешком в Лавру. Шла все время очень легко, ночи везде спала спокойно. Повязки докторов сразу же сбросила, храня на память в своем дорожном кошеле и показывая всем в удостоверение своего исцеления.

Побывав в Лавре, она опять заходила в Ростов, где на сей раз и поведала все с ней происшедшее, со слезами благодарности к Царице Небесной, Которую единственно считает своею Исцелительницею.

***

Еще более поразительный случай рассказан и засвидетельствован письменно крестьянином дер. Воробылова, Угодичской волости, Алексеем Николаевым Федосеевым, который, начитавшись разных современных вольнодумных книг, долгое время был совершенно неверующим. Он пишет в своем показании:

«Разумех, Господи, яко правда судьбы Твоя и воистину смирил мя еси!». «Преосвященнейший Владыко! Да будет позволено мне грешному поведать дивные дела Царицы Небесной надо мной грешным.

22-го сего Апреля, в Среду, я был в своей родной деревне по случаю бракосочетания моего родного брата. Когда все гости разъехались, между нами (мой брат и его жена и моя жена) зашел разговор о. новоявленной иконе Божией Матери в Благовещенской церкви и о чудесах от Неё. Моя жена рассказывала невестке, что как в том доме, где исцелила Царица Небесная девочку, хотят устроить часовню, и при этом сказала, что за этот дом выдают (будто бы) много денег. Я же грешный тут вставил неуместное слово: »Вот счастье!« Но – этого мало. Моя жена, продолжая рассказывать, сказала, что Божия Матерь исцелила еще несколько человек. Я же окаянный сказал: »А кто это видел?» Жена же мне сказала: «Что ты? Неверующий что ли?» (Надо заметить, что она мне много раз говорила сходить помолиться перед иконой Матери Божией, я же под разными предлогами все откладывал сходить помолиться). И вот, когда я сказал вышеприведенныя слова, как в ту же минуту со мной стало делаться дурно. Я почувствовал слабость во всем теле, как передавали – побледнел и губы посинели, и почувствовал, что язык мой начинает деревенеть, словом почувствовал, что я вот сию минуту онемею. Я поднялся с места и сказал: «Господи! Со мной что-то дурно! Родные мои! Что-то со мной не ладно делается... Господи! Прости меня! Царица Небесная! Я сказал нехорошо...» И стал молиться, но лучше не было. Тут я вспомнил, что в горнице видел на киоте (божнице) книжечку с описанием чуда Божией Матери. Тогда я ушел в горницу и, раскрывши книжку, стал молиться перед изображением иконы Божией Матери. Помолившись, я взошел в избу и стал ходить по комнате. Родные стали ужинать, говорят и мне: «Садись ужинать». Я сел, но лишь только хлебнул 2 ложки, опять чувствую, что язык мой плохо мне повинуется. Я вышел опять в горницу и вновь молился. Потом взял книжечку с собой в избу, по совету жены прочитал описание чуда и прочитал молитву ко Пресвятой Богородице, и поставил изображение Божией Матери вновь на божницу и помолясь, сел на лавку. Жена же молилась на коленях со слезами. И так я сидел минут 20 – 30, мысленно каясь и призывая Божию Матерь помиловать меня. Жена говорит, что спрашивала меня несколько раз, как себя я чувствую? Не помню я, слышал или нет её вопросы (был в каком-то забытьи). Наконец, она вскрикнула: «Матерь Божия! у него верно язык отнялся!» Я это слышал. И вдруг – о, чудо! Мой язык помимо моей воли стал выговаривать: «Я тебя пощадила! смотри: впредь не позволяй!» И с меня как бы что спало, и я в ужасе вскочил с места и сказал жене: «Маша! Ты слышала?» Она говорит: «Слышала!» Я вскрикнул: «Дивны дела Господни и Его Пречистой Матери!» Жена с удивлением и испугом смотрела на меня. Брат и невестка тоже. Я сказал: «Родимые мои! Саша (брату)! Голубчики! Божия Матерь меня простила!» И все стали молиться. Невестка слышала те слова, но говорит, что не поняла. И все мы прославили дивные и великие чудеса Царицы Небесной. О, Пресвятая Богородице! благодарю Тебя, что помиловала меня грешного и недостойного Твоей милости! Не остави же нас Твоим милосердным вразумлением бедных грешников! Обращай и вразумляй подобных мне неверующих и заблуждающихся!...» В заключение своего показания, Федосеев пишет: «Если угодно будет, все мною вышеописанное могу подтвердить с клятвою». Искренняя речь крестьянина Федосеева, при таких его заверениях, не оставляет сомнения в достоверности им списываемого, что подтверждала и его плачущая жена. Поразительно то, что здесь второй раз Божия Матерь пользуется устами человеческими для сообщения Своей воли.

***

Купеческая жена Е. М. Гудкова долгое время страдала какою-то непонятною болезнью рук. Каждую весну и осень на них появлялась краснота, опухоль, вместе с этим они делались очень болезненными, причиняя сильные страдания. Все средства для устранения этой болезни не приносили никакой видимой пользы. В великом посту нынешнего 1911 года она видела во сне икону Божией Матери, подобием как в Благовещенской церкви, и слышала голос; «Отпой молебен Мне и Кресту, и выздоровеешь». Болящая исполнила повеленное ей и отслужила молебен в Благовещенской церкви Кресту и Умилению Божией Матери. После этого ночью она опять увидела во сне Саму Царицу Небесную, Которая, приблизившись к ней, сказала: «Покажи Мне твои руки, Я пришла помочь тебе». Когда болящая протянула свои руки, Царица Небесная маленькими щипчиками вытащила из одной её руки маленького червячка и, показывая его, промолвила: «Вот это и есть твоя болезнь! Теперь же ты здорова!» И действительно, проснувшись, она увидела свои руки совершенно здоровыми, приведя в удивление их здоровым видом всех своих домашних, привыкших видеть эти руки опухшими и красными. Исцеленная горячо благодарила потом Царицу Небесную особым благодарственным молебном, сообщив священнику о своем исцелении.

***

Великая милость Божия, явленная г. Ростову в прославленной св. иконе, обязывает и нас к усугублению нашего усердия к прославлению Имени Божия и Царицы Небесной – благочестивою жизнью, восстановлением и укреплением добрых нравов, молитвенно – умиленным настроением и делами милосердия и любви к ближнему. Надлежит также позаботиться и о достойном увековечении чуда, положившего начало прославлению новой св. иконы. Способ такого увековечения достаточно ясно подсказывается обстоятельствами дела. Уже теперь, многочисленные толпы богомольцев, посещая Благовещенский храм и поклонившись св. иконе, текут и к дому Лепешкиных, умоляя показать, «где были следочки Царицы Небесной», да и научить, «как вы Ей, Матушке, молились?» Все это говорит о необходимости того, чтобы в доме Лепешкиных была устроена в память посещения Божией Матери часовня, где, не изменяя обстановки, все могло бы оставаться на своем месте, лишь в углу теплились бы неугасимые лампадки и свечи по усердию богомольцев. Здесь могла бы быть сооружена и поставлена и икона, изображающая Божию Матерь такою, какою Она благоволила явиться девочке. Засим эта девочка могла бы тут находиться всегда, поддерживая свет лампад и свечей и вообще заведывать всею часовнею. Правда, Лепешкины ни за какие деньги дома этого, ставшего для них столь дорогим, не продадут. Но они уступили бы его для устройства часовни при условии, если бы рядом им дана была возможность поместиться в особом домике, который стоил бы не так дорого.

Еще было бы лучше, если бы на этом месте удалось устроить приют хотя человек на 10 припадочных детей, по образцу устроенного в С.-Петербурге в доме мальчика Николая Грачева, после исцеления его в часовне Скорбящей Божией Матери. В этом случае мать Лепешкиной могла бы заведывать хозяйством приюта, отец – исполнять все требующие мужских рук работы, а девочка, кроме ухода за своею часовнею, помогать матери в её трудах по приюту. Это было бы поистине прекраснейшим увековечением столь дивной милости Царицы Небесной городу Ростову. Может быть, нашлись бы добрые души, дали бы и средства на это и помогли безотлагательно устроиться сему святому делу, в благодарность и прославление Царицы Небесной.

Замечательно, что к обращению дома Лепешкиных в часовню ведет их как будто особая высшая сила. Они свидетельствуют, что с самого дня прославления иконы в доме становится им жить как-то жутко. Страх овладевает ими, и они все более и более чувствуют, что не могут и не должны жить рядом с таким благодатным местом обычною суетною и многомятежною человеческою жизнью!...

Молитва

О, всеблагословенная и всемощная Госпоже, Владычице Богородице, надеждо спасения нашего! Воззри милостивно на предстоящия с верою и любовию и покланяющияся со умилением пречистому образу Твоему люди Твоя. Приими хвалебное пение сие наше и пролей теплую молитву Твою о нас грешных ко Господу, да презрев вся наша согрешения, спасет и помилует нас. О, предивная Владычице! Не отими от нас чудныя милости Твоея, не престани благодеяти нам всегда преславным образом Твоим, им же благоволила еси явити силу Твою нам недостойным. Молим Тя умиленно, Радосте наша: избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от всяких искушений, бед и болезней, по коемуждо бо прошению исполнение твориши: скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, разслабленных и недужных исцеляеши, от бесных бесы прогоняеши, бедствующия от бед избавляеши, и малых детей милуеши, и всякия многоразличныя страсти врачуеши: вся бо возможна суть ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. О, Благодатная и Пречудная Владычице Богородице! Виждь умиление наше, благослови усердие к Тебе наше, посети немощствующия и скорбящия души наши, не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни живота нашего, но всегда пребывай с нами, и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое Имя Твое, на земли и на небеси во веки веков. Аминь.

* * *

1

Замечательно трогательный рассказ об этом приводится в описании явления иконы Б. М. «Нечаянная Радость». 3 раза Божия Матерь умоляла Сына Своего за одного беззаконника, и три раза Сын отказывал Матери, говоря: «столько же раз и Я молил Отца Своего, чтобы миновала Меня чаша страданий, и Он – не послушал Меня» ... Наконец, когда Божия Матерь попыталась пасть пред Сыном Своим на колени, Он воскликнул: «Закон повелевает Сыну почитать Мать. Я ли, Законодатель, не обязан исполнить закон сей! Буди же по Твоему желанию!...»

2

2 Подлинный акт об этом событии, с показаниями под присягою свидетелей происшедшего, см. в Ярославских Епархиальных Ведомостях, №№ 13–14

3

3 Этими трогательными словами Царица Небесная утешала плачущую мать девочки.

4

4 Любопытно, что из окон дома Лепешкиных виднеются не одна, а по крайней мере три церкви. Без сомнения, поэтому – делается еще добавление имени священника искомой церкви. Вообще во всем ходе событий ясно обнаруживает себя особая высшая премудрая сила, разумность и сообразительность, высшая человеческой.

5

5 Девочка описывает это явление своеобразным детским языком. Как выяснилось потом, под чепчиком она разумеет покрывало, в каком обыкновенно изображается Божия Матерь. По её словам, Божия Матерь явилась с ножками, т. е. во весь рост, маленькою (…немножко побольше меня)». Угол дома, при явлении, как бы воспламенился огнем, из коего вышла и потом снова вступила в этот огонь Царица Небесная. Ножки Её были ничем не обуты – «голенькие». В книге Поселянина «Богоматерь» были показаны девочке многие изображения Божией Матери, среди коих, она многие признавала совершенно похожими на бывшее ей видение.

6

6 Точная копия такой же иконы оказалась и в здешнем женском монастыре, при чем имеется и надпись «Умиление».

7

7 Любопытно, что девочка в это время спала, и, по пробуждении, тоже заявила матери, что «в Ярославль мы не поедем». На вопрос матери, «Почему?» – девочка объяснила, что она слышала во сне, как ей велено делать ванны, а не возить никуда...

8

8 В иконе – немало сходства с образом Балыкинской Б. М. Однако, есть и важные различия: напр., Младенец на Ростовской иконе изображен со свитком в руке. Есть разность и в одежде и лицах Божией Матери и Младенца.


Источник: Новое чудо милосердия царицы небесной в г. Ростове Великом / [Сообщил еп. Иосиф]. - 3-е изд. - Сергиев Посад : тип. Св.-Тр[оиц]. Сергиевой лавры, 1911. - 48 с. : ил. - (Троицкая народная беседа; Кн. 63).

Комментарии для сайта Cackle