архиепископ Ириней (Клементьевский)

Псалом 123

Пс.123:1. Песнь степеней. Яко аще не Господь бы был в нас, да речет убо Израиль:

Пс.123:2. яко аще не Господь бы был в нас, внегда востати человеком на ны, убо живых пожерли Быша нас:

Пс.123:3. внегда прогневатися ярости их на ны, убо вода потопила бы нас.

СОДЕРЖАНИЕ

Сей псалом описывает веселие людей, избавившихся от тяжких злостраданий. Израильтяне, возвратившиеся из плена Вавилонскаго во Иерусалим, хотя никаких тяжких гонений на пути не претерпели (ибо нигде о сем не читаем), однако много претерпели во время плена и во время возобновления града и храма, как видеть можно из обеих книг Ездры. Итак, ежели разуметь псалом сей о плотских Израильтянах, то должно относить его к тем бедствиям, которыя претерпели они или будучи в плене, или при возобновлении храма и града. А ежели разуметь о духовных Израильтянах, то есть, о Христианах, шествующих к небесному Иерусалиму, то должно относить к гонениям язычников и других нечестивых, от которых избавлены святые мученики и прочие избранные люди.

ТОЛКОВАНИЕ

Речь неполная и отрывистая, положенная в начале псалма, означает великую и необыкновенную радость, когда не дает говорящему привесть в порядок предначатыя мысли. Таким образом Пророк от лица множества святых, от великих бедствий избавленных, говорит, что ежели бы Господь всемогущий не был с ними, то бы они никогда избавиться не могли. Но прежде, нежели составить совершенную речь, в радостном духе призывает Израиля, то есть весь народ Божий, к хвалению Бога, глаголя: да речет убо Израиль, и паки тоже повторяет – яко аще не Господь бы был в нас. За сим присовокупляет: внегда востати человеком на ны, убо живых пожерли Быша нас, то есть, когда гонители наши устремлялися на нас, тогда опасно было, чтоб не пожрали нас так, как обыкновенно пожирает море или река людей живых, случайно упадающих в них. К сему еще присовокупляет: внегда прогневатися ярости их на ны, убо вода потопила бы нас. Не без причины одну мысль повторяет дважды: ибо когда находимся мы в бедствии, тогда страх наш превосходит меры, а избавяся от онаго, забываем великость нашего зла. Сатана употребляет сию хитрость для того, чтоб затмить Божию милость и вложить в нас многоразличныя мысли, могущия загладить память Божьяго милосердия: сего ради Пророк, вводя народ аки изумленный, с намерением повторяет слова, дабы увеличить бедствие, и убедить к признанию Божия покровительства. Во втором члене превозносит безпредельную Божию силу, опыт которыя явил Господь во избавлении народа от врагов, дабы ведали мы, что таковый избавления образ превыше сил человека. Чрез собирательное имя человеков, без сомнения, означает великое число врагов, показывая, что народ Божий имел подвиг не с немногими людьми или не с одним народом, но со всем почти миром. В следующих словах: убо живых пожерли Быша нас, изображается не токмо зверская лютость врагов, но и неравенство сил: ибо не было нужды во оружии и в мечах, но без сражения и брани могли свирепые оные звери растерзать зубами безоружное оное стадо.

Пс.123:4. Поток прейде душа наша:

Пс.123:5. убо прейде душа наша воду непостоянную.

Продолжает вышереченное подобие, сравнивая ужасное оное устремление врагов, с быстрым и глубоким потоком, который наводнением своим все встречающееся поглощает и чрез который без сильныя помощи перейти не возможно. Здесь ежели кто помыслит, каковы были гонения язычников и еретиков на святых мучеников и на других исповедников Христовых, тот увидит, что были они весьма подобны пресильному потоку. Ибо хотя святые мученики и исповедники со славою прешли чрез него, однако премногие из них, или почти безчисленные, будучи увлечены и поглощены водами его, погибли, как видеть можно у святаго Киприана в слове о падших, и у Евсевия Кесарийскаго в книге 8 церковной истории, в главе 1.

Пс.123:6. Благословен Господь, иже не даде нас в ловитву зубом их.

Пс.123:7. Душа наша яко птица избавися от сети ловящих: сеть сокрушися, и мы избавлени быхом.

Здесь увещевает верных Израильтян к благодарности, влагая в уста их и самыя слова, изъявляющия благодарный дух, в которых чрез подобие показывает, что они погибли бы, ежели бы Бог не подал им помощи. Ибо говорит, что они не иначе избавлены от врагов, как если бы кто у лютаго зверя вырвал ловитву из зубов. К сему присовокупляет другое подобие, дабы тем лучше показать великость Божия благодеяния: ибо сравнивая многоразличныя козни врагов с сетьми птицелова, заставляет благодарить Бога, что не попустил врагам уловить их и убить на подобие птицы, попавшейся в сеть. Кратко сказать: Пророк изображает здесь, что народ Божий, безоружный, безпомощный и безсильный, не токмо с лютыми и свирепыми зверями дело имел, но был отвсюду окружен сетьми и коварством, так что будучи не в состоянии ни умом ни оружием противоборствовать врагам, со всех сторон угрожаем был смертию. Отсюду заключить следует, что он чудесным образом избавлен.

Пс.123:8. Помощь наша во имя Господа, сотворшаго небо и землю.

Сими словами заключает псалом, соединяя благодарность с хвалою Бога, и смиренно признаваясь, что толикую победу над врагами, и толь чудное от бедствий избавление не своим приписывает силам, но всесильной помощи всеблагаго Бога, Котораго всемогущество ясно доказывается тем, что Он сотворил небо и землю.


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle