архиепископ Ириней (Клементьевский)

Псалом 124

Пс.124:1. Песнь степеней. Надеющиися на Господа, яко гора Сион: не подвижится в век живый во Иерусалиме.

СОДЕРЖАНИЕ

В сем псалме советует Пророк странникам, идущим во отечество, чтоб они всю надежду свою возлагали на Бога, Который, понеже есть всесилен и премилостив, никогда надеющихся на Него не посрамляет.

В начале псалма полагает Пророк общее и всем известное обетование, которое дважды повторяет для большаго в истине удостоверения. Ибо говорит, что все надеющиеся на Господа будут непоколебимы и безопасны; какая бы буря напастей не постигла их, подобно горе Сиону, которая стоит неподвижна не токмо яко гора, но и яко Богу посвященная и любезная. К сему присовокупляет, как бы объясняя предыдущия слова, и говорит: не подвижится в век живый во Иерусалиме. А как не всем живущим в земном Иерусалиме могут приличествовать слова сии: не подвижится в век, – понеже и сам Иерусалим не мог стоять вечно, для того с святым Златоустом должно разуметь, что здесь говорится о жителе горняго Иерусалима, каков, например, был тот, который сказал: наше житие на небесех есть (Флп. 3:20).

Пс.124:2. Горы окрест его, и Господь окрест людий своих, отныне и до века.

Доказывает вышереченныя слова, что гора Сион непоколебима, понеже окружена другими горами, но гораздо непоколебимее люди надеющиися на Господа. Ибо Сион имеет горы окрест себя, но надеющиися на Господа имеют самого Господа всемогущаго окрест себя. Горы окружающия Сион, могут упасть и сравниться с землею, но Господь окрест людей Своих пребудет от ныне и до века. Итак, все надеющиися на Господа долженствуют благонадежны быть, ибо Господь защищает их от всякаго зла; а хотя иногда временно и страждут, но и сие обращается им во благо; и ежели Бог отъемлет у них богатство, или здравие, или что-нибудь другое, то дарует им нечто лучшее, а именно: терпение и утешение с наградою вечныя славы.

Пс.124:3. Яко не оставит Господь жезла грешных на жребий праведных, яко да не прострут праведнии в беззакония рук своих.

Объясняет вышереченныя слова, каким образом Господь защищает людей, уповающих на помощь Его, и говорит, что ежели когда и попускает Он по праведным судьбам Своим господствовать нечестивым над праведными (ибо жезл означает господство или власть), то попускает не надолго, дабы благочестивые не потеряли надежды, и не начали сами творить дел беззаконных. В Еврейском подлиннике стих сей читается несколько иначе так: яко не почиет жезл грешничий на жребии праведных. Сии слова имеют тот же разум, но преносный глагол, не почиет, изрядно изображает краткость времени, на которое попускает Бог грешникам царствовать над праведными. Хотя людям, не помышляющим о вечности, время сие может показаться продолжительно: но тем, кои удостоверены Божиим обетованием, что царство святых продолжится вечно со Христом, кажется быть все то мгновенно, что конец имеет. Не почиет убо, то есть, не пребудет вечно, жезл грешничий на жребий праведных. Чего ради? Яко да не прострут праведнии в беззакония рук своих, то есть, да не ослабеют в подвиге правды, или да не соблазнятся, когда увидят благополучие неправедных так долговременно, как бы конца не имело.

Пс.124:4. Ублажи, Господи, благия и правыя сердцем.

Понеже Пророк опасался, дабы праведные не претерпели соблазна от чрезмерно продолжительной власти беззаконных, сего ради обращается к Богу и молится, да ублажит благия, свободя их скорее от власти нечестивых, или по крайней мере, оградя терпением и внутренним утешением, и купно научает, что те суть истинно благие, кои имеют правое сердце, то есть, кои сообразуют волю свою с святыми правилами правосудия и Божией воли. И хотя не понимают, чего ради делает Бог или то, или другое, однако не соблажняются Божиими судьбами, но все то приемлют за благо, что ни делает Бог, хотя и попускает нечестивым господствовать на долгое время.

Пс.124:5. Уклоняющыяся же в развращения отведет Господь с делающими беззаконие: мир на Израиля.

Пророк, пожелав благополучия людям, имеющим правое сердце, здесь присовокупляет страшное прещение на тех, кои уклоняяся от правоты сердца, ходят путем развращенным, и говорит, что таковые и в гонениях и в бедствиях теряют постоянство: ибо или отвергаются веры, или жалуются на Бога, или ропщут на промысл; почему и отведутся с делающими беззаконие, то есть, со всеми нечестивыми людьми преданы будут суду и вместе с ними погибнут. А правые сердцем, по разлучении злых от добрых, насладятся истинным и вечным миром, котораго Пророк желает Израилю: однако не всякому родившемуся по плоти от семени Авраамова, но токмо сущим по духу веры. Ибо хощет, чтоб церковь была очищена от лицемеров, занимающих в ней место, и терзающих ея утробу: правых же сердцем собирает во едино, и просит Бога, дабы ниспослал на них отеческое благословение Свое.


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle