архиепископ Ириней (Клементьевский)

Псалом 134

Пс.134:1. Аллилуиа. Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа,

Пс.134:2. стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего.

СОДЕРЖАНИЕ

Два следующие псалма одного суть содержания: ибо Пророк возбуждает верных, так, как и в предыдущем, к хвалению Бога, что доказывает и самая надпись. Они прилично присовокупляются к степенным: ибо относятся к тем, кои возвратилися из плена во отечество, и при помощи Божией или взошли уже на степень совершенства, или не мало предуспели в восхождении.

ТОЛКОВАНИЕ

Сии два стиха, положенные в начале предыдущаго псалма, для того повторяются здесь, чтоб служили продолжением хвалы, предначатыя тамо. А дабы учение или увещание сие толь часто повторяемое, не возродило скуки, то памятовать должно, что Богу нет приятнейшей жертвы, как та, когда мы свидетельствуем пред Ним благодарность нашу, как видели мы в Пс. 49:14, где сказано: пожри Богови жертву хвалы, и воздаждь Вышнему молитвы твоя. И паки во псалме 115: что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Чашу спасения прииму, и имя Господне призову (Пс. 115:3–4). Имя дворов, или преддверий, полагается во множественном числе потому, что были два преддверия, одно особенное для священников, а другое общее для всего народа, которому закон запрещал входить во внутреннее святилище. Таким образом, псалом сей особенным некоторым образом относится к священникам, коих должность состояла в том, чтоб стоять во внутренности святилища и непосредственно служить Богу. Ибо хотя все есмы раби Господни, но наипаче суть те, которые особенно посвятили себя на служение Богу.

Пс.134:3. Хвалите Господа, яко благ Господь: пойте имени его, яко добро:

Пс.134:4. яко Иакова избра себе Господь, Израиля в достояние себе:

Пророк приводит здесь три причины, коими убеждает народ хвалить Господа. Первая та, что Бог достоин всякия хвалы; вторая, что сие для человека добро и приятно; третия, что имеет долг хвалить Бога, Который паче всех других народов облагодетельствовал Израиля. Хвалите Господа, яко благ Господь: ибо всякое благо достойно похвалы, так как всякое зло достойно всякия хулы. Бог же так есть благ, что нет ничего лучше Его: притом един токмо всесовершенно благ, и нет никакого блага, которое бы не было сообщаемо по дару Его. Сия есть первая причина, чего ради Израиль должен хвалить Бога. За сею следует другая: пойте имени Его яко добро. Сии слова имеют двоякий разум: ибо или имя Божие благо есть, как в первом члене Сам Бог наречен благим; или пение, приносимое Богу, есть дело благое и приятное, так как вкушение сладкия пищи приятно потому, что пища сама по себе сладка и приятна. За сим следует третия причина, которая выводится от долга или от обязанности: яко Иакова избра Себе Господь, Израиля в достояние Себе. Ибо ежели Бог по единой милости Своей, а не по каким-либо заслугам избрал сынов Иаковлих в достояние Свое, то самая справедливость требует, чтоб Израильтяне больше других народов хвалили Бога.

Пс.134:5. яко аз познах, яко велий Господь, и Господь наш над всеми боги:

Пс.134:6. вся, елика восхоте Господь, сотвори на небеси и на земли, в морях и во всех безднах.

Пророк, как кажется, ответствует здесь на вопрос, который мог встретиться: чего ради с толиким тщанием призывает народ к хвалению Бога? Яко аз, глаголет, познах, яко велий Господь. Велий не токмо над всеми людьми, но и над всеми богами, хотя бы то были Ангелы, хотя бы мнимые языческие боги: и потому не могу молчать, но вопию и пою, и к пению всех призываю. Потом доказывает обоя единым всемогуществом Божиим, то есть, что Бог велик есть и Сам по себе, и по делам Своим: вся бо, елика восхоте, сотвори на небеси и на земли, в морях и во всех безднах. Под именем – морей – разумеет два великия моря, то есть, Океан и Средиземное море: а под именем – бездн – всякое собрание глубочайших вод, или самыя преисподния места ада, куда низверг Господь сатану, присвоившаго себе честь Божества. Между тем прикровенно сравнивает немощь нашу с силою Бога, которая вся творит, елика хощет: ибо нет ей ничего невозможнаго. Мы хотя и желаем что-нибудь сделать великое, но не можем; Бог же вся творит, елика хощет, по Своей свободной воле, а не по нужде. Мы большею частию почти все творим по нужде, которая ежели бы не убеждала нас, то или праздности предалися бы, или бы с голоду померли. Бог во всех вещах творит, что хощет, поелику есть Господь всех вещей: мы же и в нас самих не можем сделать того, чего желаем, кольми паче в других вещах. Следовательно, самая нужда требует, чтоб мы не самих себя, но Бога нашего непрестанно хвалили.

Пс.134:7. Возводя облаки от последних земли, молнии в дождь сотвори, изводяй ветры от сокровищ своих.

Здесь приводит несколько примеров чудных дел, которыя творит Бог, когда Ему угодно, то на воздухе, то на земле, то в водах и ветрах. Творит Бог чудеса и в Ангелах, и в высочайших частях неба, и в преисподних безднах земли, но поелику все сие не известно нам, сего ради Пророк полагает примеры, взятые от тех чудес, каковыя творит Он в атмосфере, на земле и в водах, яко в стихиях видимых нами, хотя причин их и не знаем. Итак первый пример берет от облаков, раждающихся на земле, но составляющихся в воздушном небе, и возвращающихся на землю в виде воды. Возводя, глаголет, облаки от последних, то есть, от самых отдаленнейших концов земли. Сие сказано сообразно чувствам нашим: ибо мы обыкновенно видим, что облака поднимаются от четырех частей света, то есть, или от востока, или от запада, или с полуденной, или с северной страны. Сие явление хотя от всегдашняго опыта кажется нам маловажно, но в самом деле весьма чудно. Ибо откуду раждается вдруг толикое множество паров, в одно почти мгновение ока покрывающих облаками, аки завесою, все небо? Не от всемогущей ли десницы? Но следующее еще и того чудеснее: молнии с дождем сотвори. Ибо молния есть вещество огненное, сухое и самое тончайшее, а дождь есть вещество влажное, холодное и грубое: но однако ни молния не изсушает воды, ни вода не погашает молнию, сие есть второе доказательство Божией силы. Третие взимается от происхождения ветров, которые хотя весьма нам известны и повседневно ощущаются нашими чувствами, но происхождение оных весьма неизвестно, как Сам Господь сказал: дух, идеже хощет, дышет, и глас его слышиши, но не веси, откуду приходит, и камо идет (Ин. 3:8), то есть, ветр, где хощет, веет, и ты шум его слышишь, но как он востает, и как утихает, того не знаешь. Следующия за сим слова: от сокровищ своих, суть преносныя: ибо ветры не в пещерах или в сокровенных местах заключенны пребывают, как баснословствуют стихотворцы, но внезапно производятся от Бога, так как бы изводимы были от сокровищ, то есть из мест сокровенных, или паче из сокровеннейшей Божией силы, и из неисчерпаемых источников премудрости.

Пс.134:8. Иже порази первенцы Египетския от человека до скота:

Пс.134:9. посла знамения и чудеса посреде тебе, Египте, на фараона и на вся рабы его.

Пророк присовокупляет здесь четвертый пример Божия величества, повествуя о избиении всех первородных Египетских от человека до скота, как читаем в книге Исхода, в главе 12.

Сию повесть соединяет непосредственно с произведением ветров потому, что как ветры суть некоторые телесные духи, кои хотя по причине чрезмерныя тонкости бывают невидимы, однако производят страшныя поражения то на полях, то во градах, то на море, то на кораблях, так невидимые человеческими очами духи Ангельские, действуя по Божию повелению, с невероятною скоростию поразили всех первенцев Египетских от человека до скота. Сие поражение нельзя приписать или моровому поветрию, или естественной болезни: ибо избиты были одни токмо первенцы Египетские, и притом все в одну ночь, а у Евреев, живших в то же время во Египте, ни един человек, и даже ни един скот не погиб. Наконец присовокупляет вкратце другия чудеса и знамения, соделанныя Богом чрез Моисея во Египте, о которых пространнее повествуется в книге Исхода в главах 7, 8, 9, 10, 11 и 12.

Пс.134:10. Иже порази языки многи и изби цари крепки:

Пс.134:11. Сиона царя Аморрейска и Ога царя Васанска, и вся царствия Ханаанска:

Пс.134:12. и даде землю их достояние, достояние Израилю людем своим.

Исчислив чудеса, соделанныя Богом в Египте против Фараона, здесь присовокупляет другия знамения, соделанныя на пути против двух сильных царей, Сигона царя Аморрейска, и Ога царя Васанска, коих победили Израильтяне более помощию Божиею, нежели оружием, как повествуется в книге Числ, в главе 21. Наконец присовокупляет чудеса, соделанныя Богом в самой земле обетованной против 30 царей, обладавших странами оными, где между прочими чудесами, случившимися там при гласе труб священнических испровержены были стены Иерихонския, и где по повелению Иисуса Навина солнце и луна посреде течения своего стали, как повествуется пространнее в книге Иисуса Навина в главах 6, 10 и 12. Отсюду явствует, что Сам Бог отдал землю оную во владение народу Израильскому, аки бы была она собственное достояние Израиля.

Пс.134:13. Господи, имя твое в век, и память твоя в род и род:

Пс.134:14. яко судити имать Господь людем своим, и о рабех своих умолится.

Здесь славословием прерывает порядок слова, как обыкновенно творят Пророки. Ибо начав нечто говорить о чудесах Божиих, тотчас воспламеняются и не прежде к концу приходят, как прославив и восхвалив Бога за неизреченныя благодеяния Его. Сие и Павел творит повсюду, а наипаче в предисловиях своих посланий (Гал. 1:3; Рим. 9:4; 1Тим. 1:17). Тако и Пророк, описав чудный промысл о церкви, поражение, бывшее во Египте, многоразличныя благодеяния, оказанныя Иудеям в пустыне, преславныя победы, одержанныя над многочисленными врагами, и быв в восторге от неизреченнаго Божия человеколюбия, провозгласил славословие, глаголя:Господи, имя Твое в век, и память Твоя в род и род, то есть слава Твоя пребудет вечна: ибо ничто ея не умалит, ничто ея не прекратит, но присно пребудет неизменна, всегда имеет процветать и никогда не увянет. И то же самое по обычаю своему повторяя, присовокупляет: и память Твоя, – то есть воспоминание имени Твоего, продолжится от рода в род. Следующия за сим слова: яко судити имать Господь людем Своим, и о рабех Своих умилосердится – означают, что память имени Божия потому всегда будет славна, поелику Бог, праведный Судия, как доселе мстил за людей Своих, так и впредь имеет мстить врагам неправедно гонящим их: и о рабех Своих умилосердится, то есть, продолжит милость Свою в род и род.

Пс.134:15. Идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих:

Пс.134:16. уста имут, и не возглаголют: очи имут, и не узрят:

Пс.134:17. уши имут, и не услышат: ниже бо есть дух во устех их.

Пророк паки возвращается здесь к прежнему учению, и сими словами подтверждает первый свой довод, положенный в пятом стихе, где сказал, яко Господь наш велий над всеми боги. Ибо хотя не важно для Бога быть больше богов златых и сребрянных, когда Он несравненно больше не токмо царей, но и Ангелов: но Пророк сравнивает Его с идолами, во-первых, для того, дабы яснее показать немощь языческих богов; во-вторых – для того, что хотя боги языческие были не что иное, как демоны, однако многие из язычников сего не знали, но почитали самых идолов за богов, как явствует из 1 книги Царств о кумире Дагона. В-третьих, наконец, для того, что из сих доводов ясно выводится немощь и самых демонов, кои изображениям своим не могли дать ни чувства, ни жизни, так как истинный Бог дал образу Своему, то есть человеку, и дух жизни, и чувство, и, что еще превосходнее, разум и свободную волю. Таким образом, Пророк сильно доказывает, что Бог есть велий над всеми богами: ибо идоли язык, как сами, так и живущие в них, – мнимые боги, очи имеют, но не видят; уши имеют, но не слышат; уста имеют, но не глаголют; руки и ноги имеют, но ни двигнуть, ни двинуться не могут: несть бо духа жизни во устех их. Пророк сие сказал, применяяся к словам, реченным в 2 главе Бытия, где сказано о образе истиннаго Бога так: и вдуну в лице его дыхание жизни (Быт. 2:7).

Пс.134:18. Подобни им да будут творящии я и вси надеющиися на ня.

Пс.134:19. Доме Израилев, благословите Господа: доме Ааронь, благословите Господа: доме Левиин, благословите Господа:

Пс.134:20. боящиися Господа, благословите Господа.

Сделав сравнение между истинным Богом и между богами ложными, здесь сравнивает почитателей ложных богов с почитателями истиннаго Бога, и образом клятвы первым предвозвещает, что они будут подобны богам своим, то есть немы, слепы и глухи, касательно познания и взыскания истинных благ; а вторых призывает к хвалению Бога. Ибо как чтители истиннаго Бога, яко живые образы живаго Владыки, и видят, и слышат, и глаголют, сего ради имеют долг упражнять язык свой в хвалении Господа, от Котораго и чувства, и жизнь, и разум получили. Призывает же первее вообще дом Израилев, то есть, весь народ Божий; потом разделяет на части, – во-первых, дом Ааронов, ибо был дом священнический; во-вторых, дом Левиин, из котораго происходили левиты, служившие священникам; наконец, всех боящихся Господа, то есть, всех мирских людей, чтущих Бога.

Пс.134:21. Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме.

Заключает псалом молитвою, и просит Бога, дабы от Сиона, яко от собственнаго жилища Своего, ниспослал благословение на всех, живущих во Иерусалиме, дабы и они все взаимно и непрестанно благословляли Господа, яко Царя Великаго, утвердившаго престол Свой во Иерусалиме. Сие желание хотя приличествует церкви воинствующей, но несравненно лучше торжествующей, которая будучи свободна от всякаго труда и безпокойства, одно токмо имеет дело – упражняться в хвалении Бога.


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle