Источник

Псалом 135

Пс.135:1. Аллилуиа. Исповедайтеся Господеви, яко благ: яко в век милость его.

Пс.135:2. Исповедайтеся Богу богов: яко в век милость его.

Пс.135:3. Исповедайтеся Господеви господей: яко в век милость его.

СОДЕРЖАНИЕ

Сей псалом одного содержания с предыдущим: ибо призывает всех вообще, а особенно Израильтян, к прославлению Божией милости. По сей причине в каждом стихе повторяет слова: яко в век милость Его, дабы показать, что все дела Божия, относящияся то к творению, то к промыслу, то ко избавлению, проистекли из источника Божией милости.

В сих первых стихах прославляется триипостасный Бог от внутренних свойств Его, а в следующих – от внешних дел. В первом стихе полагается имя, свойственное лицу Отца, яко источнику бытия сообщающему Свое существо Сыну чрез рождение, а Духу Святому чрез исхождение. Во втором стихе полагается имя, свойственное лицу Сына, Который нарицается Богом богов, потому что есть боги сотворенные, яко-то: Ангели и человеки, которые нарицаются сынами Божиими по благодати, как сказано в другом псалме: Аз рех, бози есте, и сынови Вышняго вси (Пс. 91:6). Сын Божий единородный есть Бог богов: ибо есть Сын по существу единосущный, а прочие по усыновлению. Той есть Бог от Бога, а сии суть боги сотворенные и потому толико ниже Сына Бога, колико тварь ниже Творца. В третьем стихе полагается имя, свойственное Духу Святому, Котораго Господство основано на свойстве свободныя воли. Ибо Тот есть прямо Господь, кто творит, еже хощет, а тот есть раб, коего воля подвержена воле другаго. Дух же Святый есть Господь самовластный и свободный, по оному: идеже Дух Господень, ту свобода (2Кор. 3:17). И паки: Дух, идеже хощет, дышет (Ин. 3:8). И, вся сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо, якоже хощет (1Кор. 12:11).

Пс.135:4. Сотворшему чудеса велия единому: яко в век милость его.

Пророк, во-первых, начинает здесь хвалить Бога вообще от великих и чудных дел Его, которыя един токмо Он соделать мог, каковы, например, суть дела творения. Ибо в других делах употребил Бог служение ангелов или других тварей: в сих же единую токмо милость, которая все творит не по нужде или по долгу, но по единой благости и милосердию.

Пс.135:5. Сотворшему небеса разумом: яко в век милость его.

Сие было первое рук Божиих дело, как явствует из первой главы Бытия, где сказано: в начале сотвори Бог небо и землю. Сотворил же Бог небо разумом, то есть, Своею премудростию, соединенною с свободною волею: ибо благоволил произвести небеса из ничего, и купно уготовал на них вечное жилище Ангелам и человекам. Итак, ежели сотворил Бог небеса премудростию и разумом, следовательно, не трудился, не безпокоился, не имел нужды во времени, ни в разных орудиях, ни в веществе, служащем к делу, ни в содействии помощников.

Пс.135:6. Утвердившему землю на водах: яко в век милость его.

Второе из первоначальных дел Божиих было творение земли; ибо сказано: в начале сотвори Бог небо и землю. Небо сотворено для жительства безсмертных, а земля для пребывания смертных. Воздух и вода суть стихии средния, служащия в пользу человеков. Земля нарицается утвержденною на водах не потому, чтоб вода была ниже земли или под землею, но потому, что поверхность земли по большей части кажется выше поверхности воды: или потому, что как все стихии имеют кругловидный образ, то вода естественно судя, покрыла бы всю землю, ежели бы не была удержана в своих пределах. Сего ради Бог утвердил землю на водах, а не воды на земле, дабы дать место для жилища людям. А что земля так устроена, как сказано здесь, сие подтверждает Пророк в другом псалме, где говорит: основа землю на тверди ея, не преклонится в век века (Пс. 103:5). Таким образом, земля внутрь недр своих так содержит воды, что оне с одной стороны кажутся выше земли, а с другой – земля кажется выше вод. В сем устроении троякая зрится Божия милость: одна в разсуждении земли, которую произвел Бог из ничего; другая в разсуждении воды, которой дал Бог свое место на земли; третья в разсуждении людей, которым дал землю, покрытую водами, однако так, чтоб люди могли на ней жить, возделывать, и пользоваться плодами.

Пс.135:7. Сотворшему светила велия единому: яко в век милость его:

Пс.135:8. солнце во область дне: яко в век милость его:

Пс.135:9. луну и звезды во область нощи: яко в век милость его.

Третие дело Божие, великое и чудное, есть устроение солнца, луны и звезд, относящихся к небу и земле; ибо первое удивительным образом украшают, а последней удивительную пользу приносят. Нарицаются же все светилами великими, поскольку в самом деле так велики, что мы великости их умом постигнуть не можем, ибо и самыя малейшия звезды, видимыя на тверди, и по причине отдаления своего кажущияся нам малейшими точками, огромною великостию своею превосходят весь круг земный. Когда говорит, что солнце сотворено во область дне, а луна во область нощи, то чрез сие означает, что солнце и луна, освещая землю, способствуют делам нашим дневным и нощным, как сказано в первой главе Бытия, где хотя два токмо светила нарицаются великими, то есть солнце и луна, поскольку больший свет издают, нежели все звезды совокупно, но Пророк, как кажется, для того нарицает здесь не токмо солнце и луну, но и все звезды светилами великими, поскольку в самом деле суть таковы, как сказано выше, и ежели верить звездословам, то каждая звезда гораздо больше луны.

Пс.135:10. Поразившему Египта с первенцы его: яко в век милость его:

Пс.135:11. и изведшему Израиля от среды их: яко в век милость его:

Пс.135:12. рукою крепкою и мышцею высокою: яко в век милость его.

Пс.135:13. Раздельшему Чермное море в разделения: яко в век милость его:

Пс.135:14. и проведшему Израиля посреде его: яко в век милость его:

Пс.135:15. и истрясшему фараона и силу его в море Чермное: яко в век милость его.

Пс.135:16. Проведшему люди своя в пустыни: яко в век милость его.

Пс.135:17. Поразившему цари велия: яко в век милость его.

Пс.135:18. И убившему цари крепкия: яко в век милость его:

Пс.135:19. Сиона царя Аморрейска: яко в век милость его:

Пс.135:20. и Ога царя Васанска: яко в век милость его.

Пс.135:21. И давшему землю их достояние: яко в век милость его:

Пс.135:22. достояние Израилю рабу своему: яко в век милость его.

Во всех сих стихах Пророк прославляет Бога от дел промысла Его, относящагося особенно к Израильтянам. Все повествуемое в них взято из книги Исхода и из предыдущаго псалма, почему и оставляется без изъяснения. Но здесь, может быть, спросит некто: чего ради между делами милости полагается поражение Египта, избиение первенцев, царей, князей и проч., что все, по-видимому, относится к правосудию паче, нежели к милости? На сие ответствуем, что дела оныя в разсуждении нечестивых, пораженных и избиенных, были дела правосудия; но в разсуждении народа Божия были дела милости. Ибо как избавление Израильтян было главным намерением у Бога, сего ради все оное вообще приписывается милости Его. Впрочем же и самым нечестивым творит Бог милость, восхищая их скоро от мира сего, дабы долговременную препровождая жизнь, не подпали тяжчайшим грехам и в день откровения Божия суда не привлекли на себя тяжчайшаго гнева.

Пс.135:23. Яко во смирении нашем помяну ны Господь: яко в век милость его.

Пс.135:24. И избавил ны есть от врагов наших: яко в век милость его:

Сии слова отнести можно не токмо ко избавлению Иудеев от работы Фараона и Навуходоносора, но и ко избавлению Христианския церкви от гонителей и еретиков. Ибо Пророк вообще научает, что Бог, помогая людям Своим в бедствиях, больше показывает милости, нежели сохраняя их в благополучном состоянии. Бедствия и скорби скорее открывают нам очи и пробуждают чувства, нежели благоденствие и счастливыя обстоятельства. Винословная частица: яко – относится здесь не к предыдущим стихам, но к оным, в каждом стихе повторяемым, словам: исповедайтеся Господеви. Откуду выходит разум следующий: хвалите и прославляйте Бога, яко во смирении, то есть, в страдании и уничижении нашем, помянул ны есть.

Пс.135:25. даяй пищу всякой плоти: яко в век милость его.

Пс.135:26. Исповедайтеся Богу небесному: яко в век милость его.

Сей стих присовокупил Пророк в наставление тех, кои не страждут бед и гонений, дабы не возмнили, что они не обязаны прославлять Бога, аки бы сказал: исповедайтеся Господеви все без изъятия, то есть, и счастием наслаждающиеся, и несчастием угнетаемые, яко Той питает и хранит всякую живущую тварь; сие же творит того ради, яко в век милость Его. Таким образом Пророк распространяет отеческий Божий промысл не токмо на весь человеческий род, но и на всех животных, дабы всяк почудился, колико Отец небесный благопромыслителен и милостив ко избранным Своим, когда и о волах, и ослах, и о птенцах врановых печется и промышляет, как говорится во многих Священнаго Писания местах. А поскольку люди несравненно превосходят безсловесных животных и во всем от них различаются, не по своему достоинству, но по усыновлению Бога, сего ради умословствует, от меньшаго к большему заключая, что невозможно по достоянию превознести несравненную Божию к сынам человеческим милость.


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle