Источник

Псалом 14

Пс.14:1. В конец, псалом Давиду. Господи, кто обитает в жилищи твоем? или кто вселится во святую гору твою?

НАДПИСАНИЕ

В Еврейском: Песнь Давидова.

СОДЕРЖАНИЕ

Сей псалом научает, на каком основании Бог избрал Себе в достояние народ Иудейский и Свое святилище поместил посреде его, а именно: дабы Израиль праведным и благочестивым житием своим засвидетельствовал, что он достоин именоваться посвященным Ему народом. Но как многие из Иудеев поставляли всю святость свою в наблюдении одних наружных обрядов и жертвоприношений, и чрез то одно надеялися получить себе вечную награду на небеси: сего ради псаломник предлагает здесь благонадежныя средства к достижению неба, и показывает путь к вечной жизни.

ТОЛКОВАНИЕ

По писмени, сие глаголет относительно к вещественной горе Сиону и к Скинии Божией, которая была устроена на горе той; в смысле же высочайшем, чрез сии имена означает горний небесный Иерусалим, идеже есть Скиния Божия нерукотворенная. Ибо Пророки обыкновенно проповедывали царствие небесное чрез вещественныя прообразования. Чему последуя, и блаженный Павел часто воспоминает о Скинии и о горе Сионе (Евр. 8:9, 12:22). И святый Иоанн Богослов в откровении нередко также упоминает о горе Сионе и о той же Скинии (Откр. 14:1, 21:3), разумея чрез гору Сион небо, а чрез Скинию жилище небесное. Господи, кто обитает в жилищи Твоем? или кто вселится во святую гору Твою? Аки бы сказал: Господи, многие собираются в Скинию Твою святую, сущую на земли, и тамо упражняются во внешнем Богослужении, принося Тебе тучныя жертвы, состоящия в тельцах, волах и овнах: но все ли таковые обитать будут в Скинии Твоей, сущей на небеси, недоумеваю. Молю убо, возвести мне чрез откровение Твое, кто будет достоин обитать в Скинии оной небесней, или кто взыдет на верх высочайшия горы тоя, на которой оканчивается всякий труд восхождения, и выше которыя нет ничего? Ибо здесь на земли невозможно обрести ни твердыя обители, ни истиннаго покоя. На сей вопрос Бог ответствует ему следующее за сим:

Пс.14:2. Ходяй непорочен и делаяй правду, глаголяй истину в сердцы своем:

То есть, тот обитать будет в жилищи Моем, кто уклоняется от зла и творит благо; или кто ни преступлением закона, ни опущением правды не раздражает Бога. Просто рещи: кто на пути жития сего не претыкается, и не впадает в тяжкие грехи; и кто творит все, что законом творить обязан.

Пс.14:3. иже не ульсти языком своим и не сотвори искреннему своему зла, и поношения не прият на ближния своя:

Рекши вообще, кто имеет обитать в жилищи Господни, теперь во особенности или по частям показывает, что тот удостоится счастия сего, кто ни сердцем, ни языком, ни делом зла не творит. К сердцу относит оныя слова: глаголяй истину в сердце своем. То есть, кто имеет мысли чистыя, и говорит одну только правду, не бояся ни ненависти злых, ни стараяся угодить сильным. Всяк бо творяй противная сим, не глаголет истины в сердце своем. К сему роду людей принадлежат и те, которые почитают временныя вещи выше небесных. Таковые бо не глаголют истины в сердце своем, но ложь: понеже предпочитают безполезное полезнейшему. К языку относятся оныя слова: иже не ульсти языком своим. То есть, кто не льстит, не клевещет, не злословит и не поносит ближняго языком (ибо и лесть, и клевета, и злословие, и поношение суть обыкновенные грехи языка), тот может гражданином быть в горнем Сионе. Следующия слова относятся к делам: и не сотвори искреннему своему зла, и поношения не прият на ближния своя:

Пс.14:4. уничижен есть пред ним лукавнуяй, боящыяжеся Господа славит: кленыйся искреннему своему и не отметаяся:

То есть: кто хощет обитать в жилище Моем и вселиться в святую гору Мою, тот не токмо сам не творит искреннему своему зла, но и не терпит, елико ему возможно, чтоб другие озлобляли его. И потому не приемлет поношения на ближних своих: то есть, не токмо не попускает, чтоб кто в присутствии его оскорбил ближняго делом, но даже и словом, ибо затыкает уши свои от всякаго поноснаго слова, лжи и клеветы, соплетаемыя от людей злоязычных и праздных, которые ни в чем другом не упражняются, как только в переговорах и в пересудах ближних своих. Таковые злонамеренные и лукавые люди в очах его мерзки; он удаляется от них, презирает их и за ничто вменяет. Напротив же того, добрых, честных и боящихся Бога чтит и прославляет. Ибо великая есть похвала ненавидеть зло как в себе, так и в других.

Пс.14:5. сребра своего не даде в лихву и мзды на неповинных не прият. Творяй сия не подвижится во век.

Предложив вообще о добродетелях праведнаго мужа, наследствующаго небо, здесь в особенности упоминает о трех пороках, от которых наипаче должен удаляться человек, желающий быть наследником небеснаго царствия, а именно, о клятвопреступлении, о лихоимстве и мздоприимстве. О первом глаголет: кленыйся искреннему своему, и не отметаяся; о втором – сребра своего не даде в лихву; о третьем – и мзды на неповинных не прият. Особенно же упоминает о сих трех пороках или потому, что сребролюбие корень есть всем злым, якоже глаголет Апостол (1Тим. 6:10), оттуду бо происходит и клятвопреступление, ложь, и обман, и лихоимство, и мздоприимство; или потому, что пороки сии всегда были, и ныне свойственны суть Иудеям.

Творяй сия не подвижится во век. Сим заключает вопрос, в первом стихе предложенный, и глаголет, что те, кои так жительствуют, как выше сказано, будут иметь твердую в небесном жилище обитель; ибо обрящут вечный покой на горе святей. Сие заключение напоминает паки, что не все те, кои входят во храм или во святилище Божие, будут присными гражданами небеснаго Иерусалима, и что лицемеры, ложно присвояющие себе имя святых, купно со Исмаилом и Агарью, коим они подобны, извержены будут вон из дому Авраама.


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle