архиепископ Ириней (Клементьевский)

Псалом 140

Пс.140:1. Псалом Давиду. Господи, воззвах к тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к тебе.

НАДПИСАНИЕ

В Еврейском тексте: Песнь Давидова.

СОДЕРЖАНИЕ

Сей псалом одного содержания с предыдущим. Святый Златоуст замечает, что он по уставу отцев обыкновенно читан был на вечерни, так как псалом 62 обыкновенно читается на утрени.

Итак оба содержат теплую молитву к Богу: но оный утренний прогоняет тьму нощную, и озаряет нас солнечными лучами, а сей вечерний очищает скверну грехов, содеянных днем, дабы могли мы спокойным сном наслаждаться ночью.

Из сего начала явствует, что Давид немаловажному искушению подвержен был, когда так молился: ибо одни и те же слова многократно повторяя, сильно настоит, требуя помощи. И хотя не можно утвердительно сказать, в какое время сложил он сей псалом, но можно догадываться, что написал его во время тяжких гонений, претерпенных от Саула. Впрочем, примером своим научает нас прямо прибегать с молитвою к Богу и не искать посторонних помощей, как делают мирские люди, оставляя долг молитвы. Давид взывает к Богу, а мирские люди, прежде нежели возопиют к Нему, призывают небо, землю, людей, счастие и все свои мечты: а хотя иногда и возносят гласы свои к Богу, но негодуют и ропщут, так что более воют, нежели молятся.

Пс.140:2. Да исправится молитва моя яко кадило пред тобою: воздеяние руку моею, жертва вечерняя.

Здесь объясняет, чего у Бога просит, и в чем услышан быть желает. Во-первых, по порядку просит, дабы Бог помог ему в молитве. Ибо как Апостол говорит: о чесом помолимся, якоже подобает, не вемы, но сам Дух ходатайствует о нас, и способствует нам в немощех наших (Рим. 8:26); тако и Давид того же просит, дабы Господь содействием благодати Своея помог ему богоугодно молиться. Качества богоугодныя молитвы объясняет подобием фимиама, приносимаго во храме по повелению Божию по утру и в вечеру (Исх. 30).

Воздеяние рук (Пс. 133:2) означает ту же молитву, ибо Иудеи обыкновенно молилися, воздевая руки к небу, как и мы также молимся (1Тим. 2:8). Под именем – жертвы вечерния – разумеется приношение фимиама, которое бывало в вечеру, как сказано выше.

Пс.140:3. Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих.

Сие есть второе прошение, которым умоляет Бога, дабы дал ему дар благоразумно говорить, и молчать в надлежащее время: ибо кто не согрешает в слове, сей совершен муж (Иак. 3:2). И есть время глаголати, и время молчати (Еккл. 3:7). А дабы краснее выразить мысль сию, Пророк берет метафору от хранения врат градских или домашних, где две вещи необходимо нужны, а именно, дверник и дверь; ибо дверь без дверника или всегда будет отверста, или всегда заключена. Но и дверник без двери не может охранить врата, ежели не будет стоять на страже, и смотреть, дабы кто не вошел или не вышел против его воли. Но когда в доме и дверь есть, и дверник, тогда все находятся в безопасности. Сего ради глаголет: положи Господи хранение устом моим. Аки бы сказал: Господи! уста мои подобны вратам, откуду выходят слова, а чрез слова выходят мысли и дела; сего ради прошу: положи хранение, то есть, дверника, который бы прилежно хранил врата. А понеже один дверник с трудом может охранить сии врата: сего ради прошу: приложи дверь ограждения о устнах моих. Дверник и дверь означает два дара Духа Святаго, один со стороны разума, дабы человек знал, когда, и как, и что говорить, или молчать должен; другой со стороны воли, дабы смело говорил то, что должно, и молчал, чего говорить не должно, которые дары у Пророка Исаии нарицаются Духом совета и крепости (Ис. 11:2).

Пс.140:4. Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех с человеки делающими беззаконие: и не сочтуся со избранными их.

Сие есть третие прошение, сила котораго состоит в том, что хотя бы мы и всю осторожность употребили, но слабость человеческая делает то, что и праведный седмижды падает в день, и все мы согрешаем много: сего ради потребна Божия помощь, чтобы мы в грехах наших признавалися, дабы извиняя их и мняся быть здравыми, не явилися неисцельными пред Врачем небесным. И в сем-то разуме Пророк глаголет, моляся: не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех. То есть, не попусти, чтоб я согрешая, подумал сердцем моим солгать или притвориться пред Тобою, чтоб извинить грехи мои под каким-нибудь благовидным предлогом, сего прошу того ради, да не буду подобен врагам моим, делающим беззаконие. Следующия за сим слова: и не сочтуся со избранными их – содержат четвертое прошение, в котором Давид умоляет Бога, дабы предохранил его от сообщества нечестивых, коль бы они превосходны и почтенны ни были; ибо многие сохранили бы свою невинность, ежели бы не попали на развратных друзей и сверстников. В Еврейском тексте слова сии читаются так: и да не ям от сластолюбия их. И зело прилично: ибо обращение с порочными людьми хотя всегда вредно, но никогда больше не вредит, как при сластолюбивых пиршествах.

Пс.140:5. Накажет мя праведник милостию и обличит мя, елей же грешнаго да не намастит главы моея: яко еще и молитва моя во благоволениих их.

Сие есть пятое прошение, в котором Давид умоляет Бога, дабы Он по милости Своей дал ему друзей таких, которые бы из любви к нему могли увещевать и исправлять его, а не таких, которые бы льстя ложными похвалами, обманывали его. Сие благодеяние Божие есть одно из величайших, когда по милости Его находим таких друзей, которые говорят нам правду, и когда мы охотно их слушаем и за то сердечно благодарим: ибо у мирских людей, не приявших сего Божия дара, услуга друзей раждает, а правда глаза колет. Елей грешнаго, о котором Давид упоминает здесь и которым с приятностию и удовольствием намащается глава, означает сладкоречие льстеца, который обыкновенно грехи смягчает, или извиняет, да еще под некоторым благовидным предлогом яко добродетель хвалами превозносит. Следующия за сим слова: яко еще и молитва моя во благоволениих их – означают, что Давид не токмо не хощет иметь сообщества с таковыми людьми, каковы суть льстецы и ласкатели, но и будет молиться Богу, дабы избавил его от содружества их, а наипаче от тех пороков, в которых они все удовольствие свое поставляют. Сии слова в Еврейском тексте читаются несколько иначе так: яко еще и молитва моя будет противу злоб их. По силе слов сих Давид пророчествует здесь вообще о бедственной кончине нечестивых, аки бы сказал: хотя нечестивые ныне роскошествуют и веселятся, но я вскоре буду оплакивать их. Они еще поживут мало, но наконец поражены будут таким ужасным ударом, который исторгнет у меня и у всех сынов Божиих сожаление.

Пс.140:6. Пожерты Быша при камени судии их: услышатся глаголи мои, яко возмогоша.

Сими словами означает скорую погибель нечестивых, как сказано выше (ибо прошедшее положено вместо будущаго): и что те, которые стояли на самом высочайшем степени достоинств, низринуты будут в бездну погибели, подобно камению, поверженному в море, и водами подавляемому, так что и самая память их во веки исчезнет. И когда сие приключится им, тогда воспомянут и мои глаголы, которыми я увещевал их и которые могли они слышать, но не хотели: и тогда познают, коль истинны были слова мои, и коль для них полезны. Под именем – судей – разумеются здесь главные предводители нечестивых, каков был Саул и вельможи его. Низвержение с гор на камни полагается в преносном смысле для означения высоких степеней достоинств, на которых поставлены были, как сказано выше.

Пс.140:7. Яко толща земли проседеся на земли, расточишася кости их при аде.

По нашему переводу, Пророк продолжает здесь речь о погибели нечестивых, разумея под именем толщи твердый грунт земли, которую земледелец, разсекая плугом, превращает в глыбы, потом в мелкие укрухи. Сему действию уподобляет разрушение костей нечестивых, разсыпающихся во гробе, ибо адом гробы нарицает; а по тексту Еврейскому, говорит о себе самом и о спутниках своих, претерпевших от врагов неслыханныя бедствия, которых безчеловечие и лютость увеличивает более, нежели разбойников. Ибо сии убиеннаго ими человека труп бросают в яму целым, а Давид говорит, что враги его лютее поступили с ним и с сопутниками его. Ибо прежде нежели бросили во гроб, хотели живых растерзать и кости их разметать, как делают секущии и щеляющии дрова, или копающии землю, якоже и Павел глаголет о себе: по премногу и паче силы отяготихомся; яко не надеятися нам и жити (2Кор. 1:8).

Пс.140:8. Яко к тебе, Господи, Господи, очи мои: на тя уповах, не отъими душу мою:

Ежели мы поняли, что значит оное разсеяние костей, о котором в предыдущем стихе упомянул Давид, то и сию молитву в том же разуме возьмем: ибо вопиет к Богу так, как бы имел члены растерзанные на части. Отсюду видим, коль твердым духом одарен был Давид, когда и при толиком множестве зол, подавляющих его, не преставал обращать очей своих к Богу. Таково бо есть свойство веры: оно и растерзанные члены собирает во едино, и душу спасает от предстоящия смерти. Велико подлинно и преславно Божие чудо – собрать разсеянныя кости, но сугубо преславнее удержать душу в твердом постоянстве!

Пс.140:9. сохрани мя от сети, юже составиша ми, и от соблазн делающих беззаконие.

Пс.140:10. Падут во мрежу свою грешницы: един есмь аз, Дóндеже прейду.

Сими словами объясняет, чего ради просил спасти душу свою от смерти, и говорит, что боится сетей и соблазнов, происходящих от худых примеров злых людей. При конце псалма научает, что все коварные и злые люди впадут в сети свои или, как в Еврейском тексте изображено, в сети Его, то есть, Бога, запинающаго мудрых в коварствах их (1Кор. 3:19). Следующия за сим слова: един есмь аз, Дóндеже прейду – Давид относит не к себе одному, но и к подобным себе, означая, что они дотоле пребудут благонадежны на Бога, доколе прейдут пределы жизни своея.




Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle