Источник

Псалом 141

Пс.141:1. Разума Давиду, внегда быти ему в вертепе молящемуся. Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим ко Господу помолихся.

Пс.141:2. Пролию пред ним моление мое, печаль мою пред ним возвещу.

НАДПИСАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ

В Еврейском тексте: Песнь Давидова вразумляющая, внегда бысть в вертепе моляйся.

Сия надпись показывает время, место, случай и содержание псалма. Время, когда бежал Давид от Саула к царю Анхусу, а от сего в пещеру Одолламскую, где, будучи один, подвержен был опасности жизни, как читаем в 1Цар. 22. Место, самая пещера Одолламская, а не Енгаддова, как некоторые неосновательно мнят: ибо в сей пещере более Саул находился в опасности жизни, нежели Давид (4Цар. 24:4). Случаем было гонение Саула и опасность от царя Анхуса. Что касается до содержания, – оно есть молитва к Богу, коею Давид просит избавления от предстоящия опасности.

Первыя слова означают, что Давид не чужим гласом молился, как делают те, кои или не разумеют, или не внемлют, что говорят, но молился гласом своим, который он в сердце слагал, и посредством языка или гортани произносил. Глагол: воззвах – означает сильный внутренний вопль. Глагол: помолихся – положен вместо изъяснения вопля: ибо вопиют к Богу и те, кои хулят и злословят Его, но не молятся; сей же, моляся и призывая, вопиял. Оныя слова: пролию пред Ним моление мое – означают зело прилежную молитву: тогда бо проливается молитва, когда первее из сердца аки из некоего сосуда изливается помалу, а потом вдруг и с сильным порывом аки поток стремится. Следующия за сим слова: печаль мою пред Ним возвещу – означают, что молитва оная принесена была в таком месте, где един токмо Бог видел молящагося в пещере, яко в клети, каким образом и Господь после учил молиться (Мф. 6:6).

Пс.141:3. Внегда изчезати от Мене духу моему, и ты познал еси стези моя: на пути сем, по немуже хождах, скрыша сеть мне.

Давид чистосердечно признается здесь, что он будучи в опасности потеряния жизни и почти в самых челюстях смерти, сильно смущался духом, однако не потерял постоянства веры своея. Ибо когда говорит: Ты познал еси стези моя, – то сим означает, что хотя не имел он никакой спасения надежды, однако не сумневался, что Богу всегда известны были такие способы, коими мог Он спасти его. Отсюду видим, какому правилу последовал Давид, когда будучи окружен мраком смерти, закрывал очи, и препоручал себя отеческому промыслу Бога. Оныя слова: на пути сем, по немуже хождах, скрыша сеть мне, – означают, что гонение на Давида первее начало возимело от тайных наветов вражеских, потом от явныя силы: ибо Саул часто помышлял хитростию и коварством умертвить Давида, посылая его на брани в том чаянии, что он убит будет: но когда сие не удавалось, то явною силою нападал на него.

Пс.141:4. Сматрях одесную и возглядах, и не бе знаяй мене: погибе бегство от Мене, и несть взыскаяй душу мою.

Сими словами подтверждает, что гонение оное не без причины претерпел, когда ни откуду никакой помощи и никакого утешения надеяться не мог, но был оставлен от всех, и потому не уповал избежать смерти. Впрочем, когда говорит, что он, смотря и возглядая, не нашел между людьми ни единаго друга, то сим не то означает, аки бы оставя Бога, обращал мысль свою к пособиям человеческим, но, сколько возможно было, испытывал, не сыщется ли на земле какого-нибудь помощника, и ежели бы такой нашелся, то без сомнения почел бы его за угодника Божия: но Богу угодно было лишить его человеческия помощи, дабы чудеснее избавить от смерти. Оныя слова: несть взыскаяй душу мою, – означают, что не было ни одного такого, кто бы возимел попечение о спасении жизни его.

Пс.141:5. Воззвах к тебе, Господи, рех: ты еси упование мое, часть моя еси на земли живых.

Давид, лишенный всякия человеческия помощи, паки прибегает к Богу, Которому нет ничего невозможнаго. И понеже муж был духовный и ведал, что Бог иногда сынов Своих на земле странствования сего скорбьми искушает, дабы в небесном отечестве увенчать славою, сего ради глаголет: воззвах к Тебе Господи, Рех и проч.

Пс.141:6. Вонми молению моему, яко смирихся зело: избави мя от гонящих мя, яко укрепишася паче мене.

Приводит две причины, коими убеждает Бога, дабы ускорил помощию Своею и избавил его от скорби, во-первых, для того, что он чрез меру угнетен; во-вторых, что враги его чрез меру вознеслися, и силами своими его безпомощнаго превозмогают. Сие Давид справедливо сказал: ибо один укрывался в пещере, а враг его Саул вооруженное воинство привел, и оным устие вертепа окружил.

Пс.141:7. Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени твоему: мене ждут праведницы, Дóндеже воздаси мне.

Под именем – темницы – или вообще разумеет здесь страдания и скорби, кои претерпевал, будучи в гонении, или в особенности пещеру оную, в которой укрывался по причине страха. Таким образом просит, дабы Господь избавил его от страданий оных, или от мрачнаго вертепа онаго, и извел на свободу, дабы улучив оную, прославил имя Его.

Следующия за сим слова: мене ждут праведницы, Дóндеже воздаси мне – означают, что милость сия, которую Господь явит ему, будет, аки на зрелище, видима всеми, а праведникам послужит крепкою подпорою к поддержанию веры их.


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle