архиепископ Ириней (Клементьевский)

Псалом 23

Пс.23:1. Псалом Давиду, единыя от суббот. Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней.

НАДПИСАНИЕ

В Еврейском тексте нет сих слов: единыя от суббот, но приложены от семидесяти толковников, может быть, потому, что в начале псалма упоминается о сотворении земли, которая создана в едину от суббот, как мнят церковные учители, – или потому, что древние псалом сей обыкновенно певали в день субботний.

СОДЕРЖАНИЕ

В сем псалме описывает Пророк пространство царства Христова, творение всех вещей и управление, наипаче церкви, собранныя из всего мира. Притом показывает, кто суть истинные члены святыя церкви. Наконец пророчествует о преславном Христа Спасителя нашего на небеса вознесении, по свидетельству святых отцов: Киприана в слове на вознесение, Иеронима в послании 142 к Дамасу, Руффина в толковании Символа, Григория Нисскаго, Иоанна Златоустаго, Льва Папы Римскаго, и иных.

Пророк, имея намерение показать, что Иудеи несправедливо думают, аки бы Господь над одною токмо Палестиною владычествует и об одних токмо их печется, нарицаяся Богом их одних3, – как то думали после и еретики Маркиониты и Манихеи, утверждая, что они суть единственное создание Божие, а прочие люди к Богу не принадлежат, но от некоего инаго начала созданы, напереди полагает два стиха, которыми научает, что Бог есть Творец и Господь всея вселенныя и всех вещей, сущих на ней. Господня земля и исполнение ея: то есть, и вся елика суть на ней, и елика наполняют ю. И то же самое изъясняя, во второй части присовокупляет: вселенная и вси живущии на ней. Ибо сказав: Господня земля, объясняет себя, что сие разумел наипаче о населяемой нами земли, или о круге земном обитаемом. И паки сказав: исполнение ея, показывает, что он разумел сие наипаче о людях, живущих на земли, а не о других вещах, сущих на ней.

Пс.23:2. Той на морях основал ю есть и на реках уготовал ю есть.

Доказывает, что Бог есть Господь всея земли и всех живущих на ней, яко Той основал ю есть на водах, да будет удобна ко обитанию. Ибо ежели бы или воды совсем не имела, или бы отвсюду водами покрыта была, то не могла бы обитаема быть. Той, глаголет, на морях основал ю есть, сиречь, на водах, аки на некоем основании, повесил землю, и потому из ничего сотворил, и притом так сотворил, чтоб поверхность земли была выше поверхности моря: ибо предлог: на – положен здесь вместо выше. За сим то же самое повторяя, присовокупляет: на реках уготовал ю есть. Сиречь, так устроил круг земный, чтоб он удобен был к обитанию людей, и для того соделал его выше рек. Иначе бо и море и реки потопили бы землю, ежели бы были выше ея. А из сего, что Бог соделал землю обитаемою, следует, чтоб был Он и Господь всех человеков как потому, что люди из земли сотворены, и в землю возвращаются, так и потому, что землю населяют не яко владыки, но яко поселяне, поставленные от Бога возделывать землю.

Пс.23:3. Кто взыдет на гору Господню? или кто станет на месте святем его?

Понеже все человеки суть поселяне и Божии рабы, и притом все равномерно живут на земли, которая есть стяжание Божие, для того прилично Пророк вопрошает: кто взыдет на гору Господню? Аки бы сказал: из толикаго числа людей обрящется ли кто такой, который бы достоин был взойти на место, где собственно обитает Бог? Гору же разумеет здесь не земную Сионскую, но оную небесную, которую блаженный Павел показуя, глаголет: приступисте к Сионстей горе, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному (Евр. 12:22).

Пс.23:4. Неповинен рукама и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою и не клятся лестию искреннему своему:

Ответствует на предложенный вопрос, полагая четыре условия, требующияся от человека, желающаго взойти на гору Господню. Первое, чтобы был неповинен руками, то есть, чтоб ничего худаго не делал. Второе, чтоб был чист сердцем, то есть, чтоб ничего худаго не мыслил или не желал. Третие, чтоб не принимал всуе душу свою, то есть, чтоб воображал, что он не напрасно жизнь от Бога получил, и потому не токмо ничего худаго не делал бы и не помышлял, но напротив того и делал и помышлял все то, что относится к тому концу, для котораго он создан. Четвертое, чтоб не клялся ближнему в намерении обмануть его. Оныя слова, иже не прият всуе душу свою, некоторые относят к той же клятве, дабы последняя часть стиха была изъяснением первыя. Иные мнят, что помышлять всуе душу свою, не что иное есть, как помышлять и желать суетных, то есть, временных и тленных благ; но сие мнение было помещено уже во оных словах, чист сердцем, и потому кажется быть принужденно. Впрочем Пророк присовокупил четвертое оное условие о ложной клятве с тем, дабы во грехе сем (который есть един из величайших, понеже делается против Бога и купно против ближняго), заключить и все прочие грехи, посредством языка творимые. Таким образом, человек, желающий взойти на гору Господню, сиречь, на небо, долженствует по всему быть совершен, так чтоб ни сердцем, ни языком, то есть, ни делом, ни словом не погрешил, и чтоб вся благая, относящаяся к должности его, исполнил.

Пс.23:5. сей приимет благословение от Господа и милостыню от Бога спаса своего.

Весьма прилично милость Божию совокупил с благословением, поелику все как временныя, так и вечныя награды по единому человеколюбию Божию людям сообщаются. Правда бо человеческая, или добрыя дела наша поистинне ничто суть против даров, не токмо против будущих, которые превосходят всякое понятие человеческое, но и против здешних.

Пс.23:6. Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля.

Сим указательным местоимением, сей, исключает Пророк из числа рабов Божиих всех тех, которые одним только именем называются членами святыя церкви, и вносит в оное один токмо род людей, отрожденных во Христе, которых главное тщание состоит в том, чтоб Бога искать, и всеми силами стремиться на гору Господню, дабы тамо узреть Бога лицем к лицу. Ибо единственное, и может быть самое главное, знамение избранных Божиих в том состоит, чтоб непрестанно воздыхать по оному отечеству, так как вопреки род сынов века сего ничего меньше не ищет, как Бога, и ничего больше не боится, как смерти; и ежели бы дан был им выбор, то лучше пожелали бы остаться навсегда в веке сем, нежели разрешитися, и быти со Христом. Впрочем искать Бога, и искать лица Божия, одно и то же есть. Ибо никто не узрит лица Иаковля, кто не узрит лица Бога Иаковля: понеже все благополучие онаго преблаженнаго Патриарха состоит в видении лица Божия.

Пс.23:7. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы.

Понеже духом предвидел святый Пророк, что нашелся един человек, сиречь Христос, Который достоин был взойти на гору Господню: сего ради предвозвещает, что Он и самою вещию имеет взойти, и что врата небесная вечная отверзутся Ему. Но по обычаю стихотворческому употребляет лиценаведение (προσωποποιΐα) и обращает речь ово к князем небесным, сиречь к Ангелам, ово к самим вратам вечным: и Ангелам убо повелевает, да отверзут, вратам же, да позволят отверстися, паче же сами собою да отверзутся грядущему Царю славы. Но чего ради Пророк не глаголет Ангелам, отверзите врата, но возмите, и вратам не глаголет, отверзитеся, но возмитеся? Понеже при вшествии Царя во град обыкновенно врата градския отъемлются и низлагаются в знак покорности. В Еврейском тексте слова сии читаются так: воздвигните врата верхи ваша, и воздвигнитеся входы вечные, да внидет Царь славы. Откуду новейшие толковники заключают, что псалом сей написан был по случаю пренесения ковчега заветнаго на гору Сион, которая иногда вместо Иерусалимския церкве приемлется, как утверждает Исаиа, глаголя: от Сиона изыде закон (Ис. 2:3).

Пс.23:8. Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани.

Пророк вводит князей небеснаго Иерусалима вопрошающих: Кто есть оный Царь славы? Не потому, аки бы Ангели в день вознесения Господня не знали, что Христос есть Царь славы, но дабы изобразить удивление, которое произвела в них новость оная, что видели истиннаго человека во плоти восходяща на небо, не яко гостя, но яко Господа славы, и Царя вечнаго града. На вопрос Ангелов ответствует Пророк, что царь славы есть Христос, Сын Божий, и купно Господь их Всемогущий и Всесильный, Который силу Свою явил на брани противу князя тьмы, котораго Он победил, совлек и связал.

Пс.23:9. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы.

Пс.23:10. Кто есть сей Царь славы? Господь сил, той есть Царь славы.

Пророк представляет Ангелов, начальствующих на небеси, аки бы коснящих при отверстии врат, почему паки провозглашает: возмите врата князи ваша. А сие не что иное означает, разве великую новость вещи, како тело земное, и плоть человеческая, к невероятному всего естества удивлению и как бы изумлению, возносится превыше Духов небесных, превыше Ангелов и Архангелов? Паки убо вводит Ангелов вопрошающих: Кто есть сей Царь славы? И сам же ответствует им: Господь сил, Той есть Царь славы. Услышав убо имя зело известное, абие врата отворяют, и Царя славы с весельем приемлют. В Еврейском тексте вместо Господь сил, читается Бог Саваоф. Которое имя в Пророческих книгах весьма часто приписывается Богу и не сообщается другим богам, сущим по причастию, но есть собственное единому Богу, как потому, что содержит в себе имя четырех букв, Егова, свойственное единому Богу, так и потому, что Он един есть прямо Господь сил, ово яко обладает силами Ангелов, которых есть безчисленное множество, ово яко Ему единому служат все твари, как читаем во псалме (Пс. 148:8): огнь, град, снег, голоть, дух бурен, (суть создание) творящая слово Его, то есть, повинующаяся власти Его. Испытал Фараон, что Бог есть Господь сил, когда Он не токмо чрез Ангелов, но и чрез малейших животных, каковы суть жабы, мухи и комары, и не токмо чрез животных, но и чрез неодушевленныя вещи, каковы суть град, огнь, тьма, болезни и прочая сим подобная, брань произвел против него. Отсюду видим, что Христос воистинну есть Господь, и собственно Бог, а не тварь, как мнили Ариане и другие премногие еретики. Ибо в сем псалме нарицается Он Господь сил, или Господь воинств, которое имя во всем Священном Писании единому Богу приписывается; еще же и Царь славы, то есть, Царь небеснаго Иерусалима, или града пресветлаго, превеличайшаго и вечнаго, которое наименование без всякаго сомнения приличествует единому истинному Богу.

* * *

3

Феодорит, в толковании на сие место.


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle