Источник

Псалом 68

Пс.68:1. В конец, о изменшихся [о имущих изменитися], псалом Давиду.

НАДПИСАНИЕ

В Еврейском тексте: Начальному певцу на шестоструннем орудии, созанним, псалом Давидов.

СОДЕРЖАНИЕ

Сей псалом по содержанию своему во всем сходен со псалмом 21. Ибо в начале жалуется Давид на лютость и безчеловечие врагов своих: однако не смущается, ниже унывает духом, но терпеливно сносит обиды, и прибегает к покровительству Бога, продолжая хранить непорочность. Притом свидетельствует, что все ненавидели его за то, что был благочестив, и защищал крепко Божию славу. Потом паки жалуется на врагов, показывая, что они не токмо обидно, но и безчеловечно угнетали его, и потому просит им наказания, котораго они достойны. При конце псалма яко победитель радуется, и обещает Богу торжественную жертву хвалы. Сей псалом наполнен многих пророчеств о Христе.

Пс.68:2. Спаси мя, Боже, яко внидоша воды до души моея.

Пс.68:3. Углебох в тимении глубины, и несть постояния: приидох во глубины морския, и буря потопи мя.

Сими преносными словами, взятыми от воды, описывает Давид крайния бедствия свои, в которых он по выю погружен был: однако не погряз духом, ниже сделался женоподобен, как всем известно, но с невероятным мужеством преодолел ужасныя искушения. Отсюду видим, в какой тесноте находился он: ибо, во-первых, говорит, что не токмо погружен был в водах, но и совсем почти поглощен. Потом сравнивает страдания свои с глубоким и тинистым болотом, где большая находится опасность. Человек, упадший в воду, может стать ногами на дне, и паки подняться в верх, как видим многих, выплывших из воды помощию рук и ног. Но кто увяз в глубокой тине, тот погиб. За сим присовокупляет и другия обстоятельства, глаголя: приидох во глубины морския, и буря потопи мя, которыми словами означает сильное борение с многоразличными бедствиями.

Пс.68:4. Утрудихся зовый, измолче гортань мой: изчезосте очи мои, от еже уповати ми на Бога моего.

Редкаго и удивительнаго терпения пример, искать Бога в толь плачевном состоянии. Но Давид глаголет, что он хотя без успеха взывая к Богу изнемог, однако не преставал взывать, и очи свои обращать к Нему. Итак сими словами не разленение разумеет, аки бы уставши ослабил охоту к молитве, хотя и не видел от нея никакого успеха, но паче описывает неутомимое постоянство, так как и оными словами, измолче гортань мой, и исчезосте очи мои, то же самое разумеет. Впрочем, как вопль свой не с тем превознесл, чтоб возгордиться пред людьми, так и о изнеможении гортани и очей, которыя не в один день получил, не в том же разуме сказал. Отсюду видим, что хотя телесными чувствами изнемог, но твердость веры в своей силе сохранил. А как Давид глаголал сие устами Христа, и устами всех благочестивых, поскольку суть члены Христовы, то и мы в подобных случаях к таковым же размышлениям приобучаться должны, дабы и в самой глубочайшей бездне зол могли подкрепляться верою и оною возноситься к Богу, с Павлом глаголя: яко ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем (Рим. 8:39).

Пс.68:5. Умножишася паче влас главы моея ненавидящии мя туне: укрепишася врази мои, изгонящии мя неправедно: яже не восхищах, тогда воздаях.

Здесь просто и без преносных слов изображает то же, что выше иносказательными словами, взятыми от тины и сильнаго стремления вод, выразил. Впрочем, не для пустаго увеличения слов глаголет, умножишася паче влас главы моея ненавидящии мя: ибо ненавидим был не токмо вельможами, но и простым народом, который почитал его за злодея и за изменника отечеству. Известно также из Священной истории, коль жестоко Саул гнал его, сопровождаемый многими полками воинов. Изобразив таким образом всеобщую ненависть и безчисленное множество враждующих, утверждает, что без всякия причины толь жестоко страждет. Ибо речение – туне означает то же, что враги его, ничем не будучи обижены, желают ему смерти, и потому нарицает гонение их неправедным. Укрепишася врази мои, изгонящии мя неправедно. К сему еще присовокупляет и то, что враги не токмо имение его расхитили, но и самаго его грабителем и хищником порицали, и тем имени его безчестие наносили, что для человека благороднаго и чувствительнаго горше и несноснее самыя смерти. Ибо многие скорее согласятся умереть, нежели снести безчестие, нанесенное имени их. В самом деле, когда враги Давидовы расхищали имение его, то говорили о нем яко о человеке законопреступном и что они поступают с ним по долгу судей, хотя сами были безчестные люди. Мы из сего примера да научаемся сносить терпеливно не токмо досады и огорчения, но и безчестие и поносныя укоризны, ежели когда случится быть оклеветанным. Ибо ежели Сам Христос, источник всякия правды и святыни, не избегл ложных клевет, то почто нам смущаться в подобном состоянии? Почто не пребывать в подвиге добродетели и честности, когда сие бывает для испытания нашего добродушия?

Пс.68:6. Боже, ты уведел еси безумие мое, и прегрешения моя от Тебе не утаишася.

Выражение ироническое, с которым Давид, будучи стеснен неправедными человеческими судами, прибегает к Богу, и просит у Него защиты. Сие выражение больше имеет силы, нежели как бы просто и без фигуры сказал, что невинность его известна Богу. Ибо сим образом чувствительнее уязвляет врагов, и как бы стоя на высоком месте, презирает злословие их, якоже и пророк Иеремия глаголет: прельстил мя еси, Господи, и прельщен есмь (Иер. 20:7). Он не о том говорит, аки бы Бог прельстил, или обманул его, но сими словами язвительно укоряет врагов, показывая, что они, безчестя его, обижают и безчестят самого Бога. Тако и Давид в сем месте, дабы не пасть под бременем превратных судов человеческих, поставляет Бога судиею невинности своея: и понеже в совести своей удостоверен был о своей правоте, сего ради за ничто вменяет неправедныя мысли людей. Правда, желательно было бы, чтоб и люди имели доброе о непорочности нашей мнение, и то не столько для нашей пользы, сколько для созидания нашей братии: но когда при всем старании нашем мы не нравимся людям, которые часто и добрыя наши дела в противную сторону толкуют, в таком случае должно быть нам великодушными, и довольствоваться праведным судом единаго Бога, презирая и мир и всех клеветников. Ибо нельзя статься, чтоб люди, имеющие добрую совесть, были когда-либо оставлены Богом. Но ежели иные не удостоивают нас чести, то и в безчестии не иначе как в чести, да обретаем себе пользу, дондеже приидет Господь, Иже во свете приведет тайная тьмы, и объявит советы сердечныя, якоже Павел глаголет (1Кор. 4:5).

Пс.68:7. Да не постыдятся о мне терпящии тебе, Господи, Господи сил: ниже да посрамятся о мне ищущии тебе, Боже Израилев.

Давид представляет здесь Богу, что он предлежит в пример, на который взирая благочестивые люди, могут брать случай или к надежде, или к отчаянию. Ибо хотя находился в ненависти у всего народа, но оставались немногие и такие, которые были справедливыми и безпристрастными свидетелями невинности его. Но и сии хотя ведали, что он неправедно страждет, и в подвиге благочестия не ослабевает, но всегда надеется на Божию милость, не изнемогая во искушениях, однако, судя по несчастным обстоятельствам его, не могли чего инаго заключать, как что он всуе трудился, благочестно чтя Бога. Сие печальное обстоятельство Давид представляет здесь Богу, не потому однако, аки бы Бог имел нужду в напоминании, но поскольку милостиво позволяет нам, рабам Своим, относиться к Себе. Глагол терпения или ожидания относится собственно к надежде, так как искание Бога к молитве. Сия связь слов научает, что вера не есть нечто бездейственное, понеже возбуждает нас к взысканию Бога.

Пс.68:8. Яко тебе ради претерпех поношение, покры срамота лице мое.

Пс.68:9. Чуждь бых братии моей и странен сыновом матере моея:

Здесь яснее изображает то, что выше иронически сказал о себе: прегрешения моя от Тебе не утаишася. Но еще далее идет, показывая, что не токмо неправедно гонение страждет, но и имеет дело общее с Богом: понеже ничего без Его воли не предпринимал. В самом деле, хотя Саул имел другия причины, или по крайней мере благовидные предлоги гнать его, но как то заподлинно было известно, что возимел он ненависть на Давида, по причине звания Божия, поскольку Богом помазан был в царя: сего ради прилично свидетельствует, что не за свой какой-либо грех, но за то, что повиновался Богу, неправедно осуждается от всех. Следующим обстоятельством еще более увеличивает свою жалобу: ибо глаголет, что не токмо друзья, но и самые ближние сродники безчеловечно отринули его. Сим обстоятельством научает, чтоб мы не взирая на плоть и кровь, последовали Богу хотя бы в подвиге благочестия случилось подпасть ненависти и самых кровных братий наших.

Пс.68:10. яко ревность дому твоего снеде мя, и поношения поносящих ти нападоша на мя.

Понеже злобные люди между прочим говорили о Давиде, что он так нечестив, что даже и в мыслях не имеет почтения к священному имени Божию: сего ради, отражая таковую клевету их, утверждает, что он за Бога умереть готов, чему и причину дает, показывая, что сгарает ревностию по Бозе и по церкви Его, и потому не столько печется о защищении невинности своея, сколько о том, дабы показать, что он как бы забыв себя, ополчается ревностию защищать святую церковь и купно славу Бога. Между тем прикровенно означает, что враги его хотя и хвалятся именем Бога, оставляя при нем славу его, однако, когда дело дойдет до закона и до правил благочестивыя жизни, то они ругаются ему, презирая закон и святость Божия слова.

Таким образом поставляет церковь на место Бога, дабы показать, что тщетно там употребляется Божие имя, где отвергается истинное благочестие, котораго церковь есть верная хранительница. Отсюду явствует, что Давид имел подвиг с лицемерным и прелюбодейным народом: ибо все Саулово сонмище прикрывалось одним токмо именем сынов церкви, а Давида почитало за богоотступника и непотребнаго члена. Сим недостойным поступком Давид не трогается, но терпеливно сносит все нападения, защищая истинную церковь. Между тем презирает и личныя обиды, понеже забыв пещися о себе, печалится токмо и сетует, паче же болезнию сгарает и ревностию снедается о притеснении церкви. В том же разуме присовокупляет и второй член, означая, что он ничего отдельнаго от Бога не имеет. Некоторые слова сии толкуют так, что нечестивые, нападая на Давида, делали обиду самому Богу, и тем хотя не прямо, но сильно уязвляли святаго мужа, ведая, что сие для него было несноснее всего. Но сие толкование принужденно, так как и другое, аки бы Давид не иначе терзался, слыша поносимо Божие имя, как бы веден был на смерть за оскорбление величества. Мы удерживаем вышереченное мнение, что Давид, ежели имел какую печаль и болезнь, то имел оную от святыя ревности, которою сгарал, слыша недостойно порицаемо Божие имя. Впрочем, поскольку Давид представлял собою лице всея церкви, для того все, что ни говорит о себе, относит ко Христу, яко к верховной главе церкви. И потому не дивно, что Евангелисты место сие относят ко Христу (Ин. 2:17). Таким образом и Павел, увещавая верных подражать Христу, вторый член стиха сего распространяет на всех (Рим. 15:3), где также напоминает и о том, дабы верные, прилежа к Божией славе, во всех делах и словах тщилися хранить оную невредиму и всячески блюлися не помрачить ее своими грехами. Ибо, ежели де Христос, в Котором просиявало все величие Бога, не отрекся претерпеть всякое поношение для защищения имени Отца, то коль бы постыдно было для нас не брать участия в том?

Пс.68:11. И покрых постом душу мою, и бысть в поношение мне:

Пс.68:12. и положих одеяние мое вретище, и бых им в притчу.

Сими словами доказывает Давид, что он имел чистую и благочестивую ревность к Божией славе, не мудрованию плоти последуя, но кротко смиряяся пред Богом, Котораго поставляет свидетелем печали своея. А сим обстоятельством более увеличивает упорное ожесточение врагов. Часто случается, что люди, защищая славу Божию, более раздражают и ожесточают нечестивых, понеже чрез меру жарко спорят. Но Давид свидетельствует здесь, что он так соразмерял свою ревность, что мог смягчить и самую ожесточенную злобу. А сим обстоятельством показывает, колико был он стеснен от врагов, когда не имел свободы даже и уст отверсть, но принужден был слезами и печалию Божие дело защищать. Сие было знаком великаго постоянства: ибо не отстал от своея ревности, и не отложил добровольнаго онаго плача, которому за благочестие предался. Покрых, глаголет, постом душу мою, и положих одеяние мое вретище. Сии были печальные знаки, употребляемые у Иудеев во время плача. Но когда все сие обращено было в поношение и укоризну, то следует заключить, что враги Давидовы имели диавольскую злобу. Некоторые мнят, что Давид постился и надевал на себя вретище, моляся за врагов, но другие простее толкуют, в вышереченном смысле разумея, что Давид видя состояние дел в крайнем замешательстве, предприял добровольный плач и пост, дабы тем засвидетельствовать, что для него нет ничего горестнее, как видеть и слышать имя Божие порицаемо.

Пс.68:13. О мне глумляхуся седящии во вратех, и о мне пояху пиющии вино.

Ежели бы Давид от подлых токмо глумителей и от презренных людей претерпевал таковое ругательство, то сие было бы гораздо сноснее: ибо то не удивительно, что люди подлые, и нимало не пекущиеся о чести, без всякаго стыда готовы на все. Но когда самые судии, забыв благопристойность и важный сан свой, тому же предаются безстыдству, то безчестие возрастает больше. Сего ради Давид ясно жалуется здесь на вельмож, которые делали из него посмешище и шутку. А что некоторые под именем седящих во вратех разумеют весь народ, сие не основательно и от слов Пророка удаленно; ибо хотя и всякаго состояния люди собирались ко вратам, но сидели в них одни токмо судии. Сию мысль подтверждает во второй части стиха, где под именем пиющих вино, без сомнения разумеет вельмож, которые и роскошью и достоинством превосходили прочих. Сие премного увеличивало мучение святаго мужа, когда не токмо простые люди озлобляли его, но и самые блюстители правосудия и председатели церковные другим подавали в том пример. А как и ныне то же бывает во употреблении и у нас, то не без причины Дух Святый предлагает сей пример пред наши очи, укоряя наипаче больших людей, которые великость свою не в добродетели поставляют, но в необузданном своевольстве. А добрые раби Христовы в каком у них почтении? Они вообще всем благочестивым людям смеются и с приятным удовольствием издеваются над их простотою, аки бы они безразсудно изнуряли себя в подвигах благочестия.

Пс.68:14. Аз же молитвою моею к тебе, Боже: время благоволения, Боже: во множестве милости твоея услыши мя, во истине спасения твоего.

Пример редкия добродетели: ибо Давид не токмо не пал под жестокими оными ударами, но и не поколебался духом. Здесь научает купно, каким образом ограждаясь он против тяжкаго искушения онаго, ибо в то самое время, когда нечестивые люди насмешками своими как бы некиими стенобитными орудиями силились поколебать его веру, он прибегал к молитве, которою отражал все нападения их. Нет сомнения, что люди нечестивые принуждали молчать его. Итак отвержен будучи от мира, обращается к Богу. Кратко рещи, испытав все возможныя средства, и видя труд свой тщетен, оставляет людей, и с единым беседует Богом. Следующия за сим слова: время благоволения, Боже, означают, какое утешение возчувствовал Давид от своея молитвы. Ибо так с собою размышлял: хотя нынешнее время для меня безпокойно, и молитвы мои кажутся безуспешны, но Твоему, о Боже, благоволению будет своя чреда. Тако и пророк Аввакум глаголет: на стражи моей стану (Авв. 2:1). Подобным образом Исаиа и Иеремиа: пожду Бога, отвращшаго лице Свое от дому Иаковля (Ис. 8:17; Иер. 14:22). Таким образом Давид, укрепяся упованием на Бога, благонадежно паки приемлет молитву, основывая оную на милости Божией и глаголя: во множестве милости Твоея услыши мя. К милости присовокупляет истину спасения, показывая, что милость Божия всегда сопровождается благими последствиями, подавая требующим помощь в несчастных обстоятельствах. Тако Давид, дабы не погибнуть от нечестивых, направлял и молитву и чувства свои к Богу, будучи удостоверен, что, по прошествии тьмы, возсияет некогда светлое благоволения время.

Пс.68:15. спаси мя от брения, да не углебну: да избавлюся от ненавидящих мя и от глубоких вод.

Пс.68:16. Да не потопит мене буря водная, ниже да пожрет мене глубина, ниже сведет о мне ровенник уст своих.

Пс.68:17. Услыши мя, Господи, яко блага милость твоя: по множеству щедрот твоих призри на мя.

Пс.68:18. Не отврати лица твоего от отрока твоего, яко скорблю: скоро услыши мя.

Спаси мя от брения. Повторяет то же подобие, которое выше употребил, однако в различном смысле: ибо прежде сказал: углебох в тимении глубины, а здесь просит, да не углебнет. Выше жаловался на приключившияся несчастия, а здесь молится, дабы не приключились. Сия разность удобно тем решится, что в начале псалма глаголал по своему чувственному опыту, а здесь, взирая на конец посреде смертельных обстоятельств, воодушевляется надеждою избавления. Сие яснее изображает в последнем члене 16 стиха, где говорит: да не сведет о мне ровенник уст своих. Аки бы сказал: да не подавит мене тяжесть страданий, и да не буду поглощен отчаянием. А призыванием Божией милости и щедрот доказывает, в какой тесноте и в каких подвигах находился святый Пророк, когда прибегает к оружиям сим. Дело, поистинне, великия важности, призывать Бога на помощь, когда Он гневается, и прибегать к удалившемуся, яко к близ сущему. Сего ради Давид собирает все возможныя средства, дабы противоположить их отчаянию: а испрашивая Божию милость и многия щедроты, показывает, что он для того токмо пребывает благонадежен, поскольку знает, что Бог есть милосерд. Следующия слова: призри на мя, означают то же, что самым делом докажи, что Ты мене услышал, и потому воззри на меня и подай нужную помощь. В следующем 18 стихе то же самое повторяет; а частым повторением одних и тех же слов изъявляет как жестокость печали своея, так и усердное моление. Просит, дабы Бог не отвратил от него лица Своего, не потому, что боится отказа, но понеже скорбь и болезнь часто колеблют мысли бедных людей. А как Бог особенно любит рабов Своих, и их призывает к Себе, сего ради представляет себя единым из числа оных. Ибо не хвалится собою, ниже мечтает, аки бы нечто заслужил у Бога, но уповает на милость Божию, являемую туне: а притом дает свидетельство и о благочестии своем, что верно чтил Бога, призвавшаго и возлюбившаго его.

Пс.68:19. Вонми души моей и избави ю: враг моих ради избави мя.

Хотя внутренно удостоверен был Давид, что Бог был близок к нему, но как люди обыкновенно судят о присутствии или отсутствии Бога по внешним действиям: сего ради по плотскому чувствованию жалуется здесь, что Бог далече отстоит от него, ибо, употребляя глагол вонми, или приближися, разумеет, аки бы Бог не имеет попечения о нем, как мог он заключать, судя по видимым обстоятельствам. Впрочем, призывая Бога, да приближится к душе его, которую мнил быть оставленною, показывает ясное свидетельство веры своея, и потому чем немилосердее гоним был от врагов, тем больше уповал на Бога избавителя. Сие правило Давидово всегда памятовать должно, ибо Бог гордым противится (Иак. 4:6), и хотя на время снисходит, однако наконец смиряет гордыню сопротивляющихся Ему.

Пс.68:20. Ты бо веси поношение мое, и студ мой, и срамоту мою: пред тобою вси оскорбляющии мя.

Понеже большая часть людей, видя нечестивых сильно нападающих, и на подобие потопа повсюду разливающихся, ослабевает духом и мнит, что небо густыми облаками покрыто, и Бог ничего не видит, что делается на земле. Сего ради потребен нам промысл Божий, дабы мы не сомневалися о помощи Его: понеже ни очей своих закрыть не может при бедствиях наших, ни своевольства злых людей без наказания оставить не потерпит. На сие‐то утешение взирает здесь Давид, ободряя себя, что Бога имеет свидетелем и печали своея, и страха, и немощей, и страданий, и что от Судии и Правителя мира ничто не сокрыто. Не всуе повторяет многократно и поносныя слова, упоминая о суде и срамоте своей: понеже при толь тяжких искушениях, которыя и самый крепчайший дух поколебать могли, имел нужду оградить себя твердою стеною. Для людей благородных и великих нет ничего несноснее, как безчестие: но когда оно усугубляется, да еще и непрестанно более умножается, то какая сила потребна нам, чтоб не быть подавленным? Ибо с продолжением времени удобно вкрадывается и отчаяние. Таким образом Давид, дабы не пасть под бременем напастей, утешает себя тем, что все скорби его, коими угнетается, не безизвестны Богу. Поносныя же и язвительныя слова, которыя под именем студа и срамоты разумеет, относятся как ко внешнему виду, так и к внутренней чувствительности его. Ибо как многие язвительно смеялися ему, то не мог он не чувствовать стыда и болезни от таковых насмешек. В том же разуме присовокупляет и следующия слова: пред Тобою вси оскорбляющии мя. Аки бы сказал: Господи, Ты веси, что я подобен овце, окруженной тысящию волков. Ты знаешь и число и лютость их: они пред Тобою не скрыты.

Пс.68:21. Поношение чаяше душа моя и страсть: и ждах соскорбящаго, и не бе, и утешающих, и не обретох.

Пс.68:22. И даша в снедь мою желчь, и в жажду мою напоиша мя оцта.

Из сих слов заключить можно, что Пророк не без сильной борьбы преодолел искушений волны: ибо показывает, что он не потому мужественно сопротивлялся им, аки бы они не касалися духа его; но потому, что будучи жестоко поражаем, не с меньшею бодростию противоборствовал им. К сему присовокупляет другое обстоятельство, жалуяся, что он не имеет со стороны людей никакого снисхождения, что нет никого, кто бы возсоболезновал о нем, или с кем бы мог он разделить печали свои, которыя когда мы сообщаем друзьям нашим, то не малое получаем облегчение. Сим образом испрашивает себе милосердия Божия, яко лишенный всех помощей и утех мира. Потом паки упоминает, что враги его к совершению лютости своей ничего с своей стороны не опускают. Впрочем, хотя слова сии: даша в снедь мою желчь, и напоиша мя оцтом, суть иносказательныя, или преносныя; однако святый Иоанн Евангелист и Богослов, в Ин. 19:28–29, не без причины упоминает, что сие писание исполнилось на Христе, когда воины, висящу Ему на кресте, оцет пить поднесли. Понеже сим видимым знаком, открывшимся на Христе, хотел изобразить, с коликою жестокостию отверженные люди поступают в разсуждении членов Его, – так как и во Пс. 21:19, не неприлично толкуется стих оный о Христе: разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа жребий, хотя Давид собственно разумеет о себе, что имение и пожитки его расхищены были врагами на подобие корысти. Равным образом, и здесь существенный смысл есть тот, что святый Пророк никакой ослабы не имел себе от врагов, подобно как если бы человек, бедственно страждущий сверх страдания своего, обретал еще и пищу и питие, растворенныя горьким ядом.

Пс.68:23. Да будет трапеза их пред ними в сеть и в воздаяние и в соблазн.

Здесь следуют жестокия клятвы, о которых должно так разсуждать, что Давид не в свое удовольствие произнес их, дабы излить желчь свою на врагов (как делает большая часть людей, кои, будучи озлоблены, без всякой умеренности предаются досаде и гневу): но, во-первых, по внушению Духа Святаго, просил праведнаго суда на людей отверженных; во-вторых, что не свое личное дело защищал, но ревностию по славе Божией возбужден быв, призывал нечестивых пред судилище Божие. Откуду следует заключить, что не слепою страстию увлечен будучи сие творил так, как делают те, которые самих себя отмщают, но духом мудрости, правоты и кротости клятвы сии изрекл. Следовательно, пример его не служит для тех, которые или гневаются на всех, или с безумною нетерпеливостию стремятся к мщению, в чем ни известнаго конца не предполагают, ни надлежащия меры не хранят. Ибо здесь потребно благоразумие, которое бы различало между людьми отверженными и между теми, кои не совсем еще отчаянны, и могут быть уврачеваны. Потребна справедливость, дабы никто привержен не был к личности; потребна умеренность, которая бы располагала дух в кроткой терпеливости. Кто не имеет трех сих добродетелей, тот, во-первых, не должен безразсудно и с слепым стремлением к клятвам прибегать; потом должен укрощать волнующияся в душе страсти, и не себе лично угождать, но горячность свою к распространению Божией славы обращать. Наконец, ежели хощем быть прямыми подражателями Давиду, то прежде нужно нам облещися во Христа, дабы и на нас не обратил онаго слова, которое некогда противоположил Своим ученикам: не весте, коего духа есте вы (Лк. 9:55). Теперь приступим к толкованию самых слов. Понеже враги положили желчь в пищу Давиду, сего ради принесши жалобу на них, взаим молится здесь: да будет трапеза их пред ними в сеть, и в воздаяние, и в соблазн. Сими преносными словами желает, дабы Бог обратил в погибель врагам все то, что ни даровал им потребное к содержанию жизни, превратя в яд даже и самую пищу, предлагаемую на трапезе. Отсюду научаемся, что когда Бог милостив бывает к нам, то и самыя вредныя по естеству своему вещи служат нам во благо: и напротив, когда гневается, то и самыя полезныя обращаются во вред и бывают причиною погибели. Сие мщение Божие долженствует поражать нас немалым страхом, когда Дух Святый вещает, что отверженным людям все пособия жизненныя бывают смертоносны, так что и пища, здравие другим приносящая, убивает их, и самый воздух, которым дышат и питаются, заражает смертоносным поветрием.

Пс.68:24. Да помрачатся очи их, еже не видети, и хребет их выну сляцы.

Понеже Пророк замечает здесь наипаче два телесныя чувства, то место сие некоторые изрядно толкуют так, аки бы сказал Давид: Господи, отими у них умныя очи и здравый разсудок; потом ослаби их силы, дабы были неспособны ко всякому делу. Ибо известно, что без здраваго разсудка ничего полезнаго помыслить нельзя, а без телесных сил ничего добраго сделать не можно. А когда на врагах церкви лежит таковое проклятие, то да не устрашает нас ни злоба нечестивых, ни сила их: понеже Бог может нечаянно и ослепить их, дабы ничего не видели, и чресла их сокрушит, дабы ничего не предпринимали и не действовали, но сляченные лежали.

Пс.68:25. Пролий на ня гнев твой, и ярость гнева твоего да постигнет их.

Пс.68:26. Да будет двор их пуст, и в жилищих их да не будет живый.

Не должно удивляться, что Давид далее продолжает клятвы свои: понеже неистовые враги церкви, которых исправить он хотел, были ожесточены в злобе. Итак, дабы престали от злобы, сильнее здесь вооружается на них. Впрочем, более к верным имел внимание Давид, которые, будучи угнетаемы злыми, лучшаго утешения не имеют, как когда слышат из уст самого Бога, коль ужасная месть ожидает врагов их, коих Бог отринул от Себя. Они ежели бы не так были злы и ожесточенны, что Давид непременно пощадил бы их, но отчаянных праведно на погибель осуждает, дабы не могли избежать определенной им казни. В следующем 26 стихе далее поступает, показывая, что Бог гнев Свой, который имеет на врагов, распространит даже на потомков их, так как сие не новое, что грехи отцев часто возвращаются в недра сынов. Ибо как Давид изрекл клятвы свои по внушению Духа Святаго, то и почерпнул их из самаго закона, где Бог вещает тако: Аз есмь Бог ревнитель, отдаяй грехи отец на чада до третияго и четвертаго рода ненавидящих Мене (Исх. 20:5). Сим образом так проклинает память нечестивых, что и по смерти не желает им пощады от Бога.

Пс.68:27. Зане егоже ты поразил еси, тии погнаша, и к болезни язв моих приложиша.

Продолжает жалобу на врагов, дабы показать, что они весьма достойны толь жестоких казней. Некоторые стих сей толкуют так, аки бы сказал Давид: Господи, враги мои столь безчеловечны, что не довольствуются ранами, налагаемыми мне от Тебя; они еще не укрощаются, но более свирепствуют на беднаго человека, который уже рукою Твоею поражен, и тем увеличивают болезнь и страдание мое. В самом деле, когда человечество повелевает страждущим людям всякую помощь подавать, то кто нападает на них, тот зверское имеет сердце. Но другие основательнее мнят, что Давид нарицает себя пораженным потому, что Бог восхотел его смирить, яко единаго из сынов Своих, на котором и во время самаго наказания напечатлены были некоторые знаки отеческия любви Его. А сие не на всех распростаняется без изъятия, но на одних токмо верных, которых послушание часто искушает Бог различными крестами. Но ежели нечестивые берут отсюду случай к большему своевольству, то не дивно, что Бог их тяжко наказывает. Ибо взирая на таковые примеры, долженствовали они так в себе помыслить: аще в сурове древе сия творят, в сусе что будет? (Лк. 23:31). Но когда они, напротив того, более и более ожесточаются, то отсюду явствует, что из презрения и из ненависти против сынов Божиих вооружаются. Следующия слова: и к болезни язв моих приложиша, означают, что враги Давидовы страдание его до самой высочайшей степени довели.

Пс.68:28. Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не внидут в правду твою.

Понеже Еврейское речение авон, здесь положенное, означает не токмо беззаконие, но иногда и вину, сего ради некоторые место сие переводят так: приложи наказание к наказанию их. Но из втораго члена довольно явствует, что Давид о том наипаче молится здесь, дабы Бог, отняв у нечестивых духа Своего, предал их в неискусен ум творити неподобная (Рим. 1:28), и чтоб они никогда не покаялися и оправдания на суде Божием не получили. Итак, слова сии следующим образом толковать должно: да возрастут и да умножатся без конца беззакония их, и Господь да не исправит их, дабы все познали, что они отчуждены от Бога. Сие выражение, понеже свойственно Писанию и часто встречается, не должно казаться нам странно и жестоко; превращать его для избежания нелепости, как делают некоторые, было бы тщетно. Они толкуют, что Бог прилагает грехи ко грехам чрез попущение, и говорят, что сие словоизречение свойственно Еврейскому языку, чего ни един Еврей утвердить не может. Они хотят чрез сие извинить в строгости Бога, но нет никакой нужды в таких извинениях.

Довольно знать, что Бог имеет праведныя причины, когда ослепляет нечестивых; и хотя причины ослепления бывают сокрыты в непроницаемой тайне Божия совета, однако всякаго собственная совесть изобличает в том. А наше дело со благоговением чтить и удивляться Божиим судьбам, превосходящим понятие наше, ибо не без причины сказано: судьбы Твоя бездна многа (Пс. 35:7).

Пс.68:29. Да потребятся от книги живых, и с праведными да не напишутся.

Сия есть последняя клятва, и паче всех ужаснейшая: ибо всегда следует за нераскаянными и ожесточенными грешниками, о которых недавно говорил Пророк. Итак, отняв у них надежду покаяния, возвещает купно и вечную погибель: понеже необходимо надобно погибнуть всем тем, которые в книге жизни написаны не обрящутся. И хотя выражение сие не собственное, но преносное, однако от понятия нашего не удалено: ибо книга не что иное есть, как предвечный Божий совет, по силе котораго избранные люди предопределяются ко спасению. А как известно, что Бог никаким переменам не подвержен, то все те, которые предуставлены к вечному животу, были написаны прежде сложения мира. Но понеже избрание к вечному животу есть непостижимо, то в разсуждении понятия человеческаго нарицаются написанными в книгу живых такие людие, коих Бог явными и откровенными знаками причисляет к избранным Своим. Равным образом, нарицаются изглаженными из книги живота такие люди, коих Бог явно отринул от церкви Своея. Понеже убо желал Давид, дабы мщение Божие явно открылось над нечестивыми, сего ради прилично отвержение врагов своих приспособляет к нашему понятию. Аки бы сказал: не полагай их, Боже, в числе избранных Твоих, ниже да собираются с верными в церковь Твою, но погубя их, покажи, что они отвержены от Тебя; и как ныне занимают они место между верными, то хотя наконец отсеки их, дабы не смешивались с Твоими домашними, якоже и Пророк Иезекииль глаголет: в числе людей Моих не будут, и в написании дому Израилева не впишутся (Иез. 13:9). Притом истинно изречение и Иоанново: от нас изыдоша, но не беша от нас: аще бы от нас были, пребыли убо с нами, но да явятся, яко не суть от нас (1Ин. 2:19). Но как лицемеры надменно хвалятся, нарицая себя первыми членами церкви, то отвержение их весьма прилично сим подобием изображается, когда Дух Святый изглаждает их из книги жизни. Впрочем заметить должно, что избранные Божии во втором члене нарицаются праведными потому, что призваны во святость, а не на нечистоту, якоже Павел глаголет (1Фес. 4:7). Известно и оное того же Павла изречение: ихже предустави, тех и призва: а ихже призва, сих и оправда: а ихже оправда, сих и прослави (Рим. 8:30).

Пс.68:30. Нищь и боляй есмь аз: спасение твое, Боже, да приимет мя.

Из сего стиха яснее видно, колико Давид удален был от надменной и безчеловечной страсти мщения, которой обыкновенно предаются безразсудные люди. Ибо нет сомнения, что он предстает здесь пред Бога с жертвою сокрушеннаго и смиреннаго сердца, дабы таковым смирением приобресть себе милость. Сего ради тотчас присовокупляет: спасение Твое да приимет мя, или, как в Еврейском тексте изображено, на высоте поставит мя. Те, которые с нетерпеливостию стремятся к мщению, не токмо не лежат, но всеми мерами стараются возвыситься. А здесь полагается взаимное отношение между страданием, в котором Давид аки поверженный лежал, и между помощию Божиею, коею возставлен быть надеется. Другие к отчаянию его привлекали, он же спасение себе от Бога обещает, и не токмо возставлен быть надеется, но и возвышение свое ясно полагает, приспособляя слово к крепостям, на высоких местах поставленным. На высоте, глаголет, поставит мя.

Пс.68:31. Восхвалю имя Бога моего с песнию, возвеличу его во хвалении:

Пс.68:32. и угодно будет Богу паче тельца юна, роги износяща и пазнокти.

Давид ободряется духом и, будучи благонадежен о избавлении, воспевает торжественную песнь. Ибо хотя псалом сей сложил по освобождении уже от смертельных страхов, однако нет сомнения, что и в то время, когда еще всего боялся, сии же самыя мысли имел: понеже и тогда с твердою верою на милость Божию надеялся, хотя надежда была еще сокрыта. Впрочем, когда глаголет: возвеличу Бога во хвалении, то не потому глаголет, аки бы хотел нечто придать безпредельной Божией славе, но поскольку чрез сие распространяется слава имени Его между людьми. А дабы лучше утвердиться в сем, то научает, что благодарение, которое он воздать Богу располагается, будет угодно Богу на подобие благовонныя жертвы. Ибо нет лучшаго побуждения к приношению благодарения, как когда удостоверены бываем, что сие благочестивое действие приятно Богу, так как Он и другаго воздаяния не требует от нас за вся благая, подаемая нам, кроме прославления имени Своего. Почему весьма неизвинительна неблагодарность тех, которые хвалы Его в молчании или забвении скрывают. Хотя же не оставил Давид в небрежении и внешних жертвоприношений, каковых требовал закон, однако по справедливости предпочел им духовную жертву, яко главное основание всех внешних обрядов. Под именем тельца юна, износяща роги и пазнокти, разумеется телец избраннейший; аки бы сказал Пророк, что нет толь избраннаго и толь драгоценнаго жертвопреношения, которое бы могло быть так угодно Богу, как жертва хвалы и благодарения.

Пс.68:33. Да узрят нищии и возвеселятся: взыщите Бога, и жива будет душа ваша.

К хвалению присовокупляет увещание, которое относит наипаче к нищим, ему подобным, кои больше добровольно, нежели по нужде суть таковы; кои, ежели богатство имеют, то употребляют оное согласно с волею Бога, яко строители, а не яко господие, для заслужения милости Божией, а не для тщеславия и гордости, или для удовольствия страстей своих; кои, наконец, не с меньшею радостию благословляют имя Господне, когда лишаются и недостаточествуют, как и тогда, когда изобилуют. Да узрят, глаголет, нищии, и да возвеселятся в нищете своей. За сим присовокупляет: взыщите Бога, и жива будет душа ваша. Аки бы сказал: вы, нищие, духом, которые презираете вся сущая на земле! не унывайте, но ободритеся; взыщите Бога, и душа ваша, которая тленными вещами жить не может, в Нем истинно жива будет. Блюдитеся и хранитеся от лихоимства, яко не от избытка кому живот его есть, но в Бозе сокровен живот ваш (Лк. 12:15).

Пс.68:34. Яко услыша убогия Господь, и окованныя своя не уничижи.

Здесь утешает бедных и страждущих людей своим примером, показывая, что милость Божия, явленная в лице его, есть общая всем. Она удостоверяет нас, что Господь не презирает убогих, и страждущих узников не уничижает. Отсюду видим, что Пророк поставляет себя вместе с нищими и страждущими, аки бы перстом указывая, что Бог всегда бывает готов им помогать, и что ему единому соделал, то соделает и всем.

Пс.68:35. Да восхвалят его небеса и земля, море и вся живущая в нем.

Пс.68:36. Яко Бог спасет Сиона, и созиждутся гради Иудейстии, и вселятся тамо и наследят и:

Пс.68:37. и семя рабов твоих удержит и, и любящии имя твое вселятся в нем.

Отсюду яснее видеть можно то, что выше сказали мы, то есть, что Давид в сем псалме представляет лице всея церкви: ибо здесь относит к ней вообще все то, что о себе особенно говорил. А что бездушныя и не имеющия чувств стихии призывает к хвалению Бога, то сим иперболическим выражения образом показывает, что мы не можем быть способны к пению похвал Божиих, ежели не вознесемся превыше чувств наших. Сей духовный жар произвело наипаче в сердце Давида сохранение церкви: ибо нет сомнения, что он духом пророческим объемлет здесь все то время, чрез которое хранил Бог и царство, и священство в древнем Израильском народе. Начинает однако от онаго возстановления, которое милостию и благоволением Бога вдруг воспоследовало после смерти Саула, при котором бывшее неустройство угрожало не токмо разрушением Богослужения, но и погибелию всей земли. Но в первом месте о Сионе глаголет, яко Бог спасет Сиона, то есть, сохранит то место, в котором благоволит призываем быть, ниже, попустит истребиться Богослужению, которое Сам предписал. Потом бывающее от ковчега завета и от святилища благословение Божие распространяет на всю землю, и на все грады; понеже благополучие народа основывается на благочестии. Далее показывает, что воспоследовавшая счастливая перемена имеет быть не кратковременная, но народ всегда пребудет безопасен под твердым и непоколебимым покровительством Бога, и что при благополучном царствовании его непременно исполнится то, что Бог толикократно в законе обещал, то есть, что в царстве Иудином всегда будут царствовать преемники, происходящие от крови его. Ибо глаголы, вселятся тамо, и наследят землю, означают постоянное жилище и противополагаются временному пребыванию. Аки бы сказал, что по утверждении престола его настанет такое время, в которое сынове Авраамовы не будут бояться преселения, но насладятся покоем, обещанным ему. В последнем стихе распространяет сие на будущие безпрерывные роды так, чтоб отцы детям, а дети внукам и правнукам, из рук в руки предавали восприятую по наследию землю. А как твердое всех благ стяжание основывается на Христе, Котораго образ представлял собою Давид, сего ради вкратце напоминает, что будут наследниками земли одни токмо законные дети Авраамовы: любящии имя Твое вселятся в ней. Сими словами отъемлет суетную надежду у лицемеров, которые, уповая на благородство крови, безстыдно хвалились, что обетованная земля по наследственному праву принадлежала им, хотя они совсем отпали от веры благочестивых праотцев. Впрочем, хотя земля оная до самаго пришествия Христова принадлежала избранному народу, но мы памятовать должны, что была она прообразованием небеснаго отечества; и потому все то, что сказано здесь о покровительстве церкви, истее и совершеннее исполняется ныне, и мы не должны бояться, чтоб здание духовнаго храма, в котором открылась Божия сила, когда-либо разрушиться могло.


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle