Источник

Смерть и погребение православного христианина; его поминовение

Душа человека создана Богом бессмертной: в ней нет ничего, что могло бы гнить и разлагаться. Тело человеческое смертно. Каждому человеку, при вступлении в загробную жизнь, предстоит телесная смерть, состоящая в том, что душа разлучается с телом, а тело, лишившись души, теряет чувство. Гниет и разлагается на части. Для истинных, верующих христиан телесная смерть не страшна; они знают, что Господь воскресит их и что они удостоятся вечной блаженной жизни в Его Царстве. Люди праведные встречают смерть даже с радостью. Так, Симеон Богоприимец радостно сказал: «Ныне отпущаеши, Владыко, раба Твоего... с миром» (Сретение Господне, § 70) апостол Павел выражал горячее желание «разрешиться от тела и быть со Христом».

Во время оставления душой тела читается «отходная», состоящая из молитв Господу Иисусу Христу и Божией Матери. Б этих молитвах говорится о раскаянии умирающего в грехах и надежде его на Божие милосердие; а священник просит Бога простить умирающему грехи и упокоить его с праведными. Тело умершего омывается, одевается в чистое белье и новые одежды, затем полагается во гроб и покрывается священным покровам. Гроб обыкновенно ставят под иконами в углу комнаты, обращая лицо умершего к выходу. На грудь умершему возлагается икона; вокруг гроба зажигаются свечи. При гробе читается Псалтирь и совершаются заупокойные богослужения или панихиды. На третьи сутки гроб с телом выносится в храм для отпевания и предания земле. Его ставят посредине церкви, обращая покойника лицом к алтарю. На лоб (чело) покойнику возлагается венчик с изображением Иисуса Христа, Божией Матери и святого Иоанна Крестителя, в знак того, что умерший, как воин Христов, вел на земле борьбу за веру и правду Христовы и умер с надеждой получить венец и на небесах. Служба при погребении или отпевании состоит из пения ряда псалмов и молитв, где выражается надежда на милость Божию, испрашивается умершему прощение его грехов и содержится моление о принятии его Господом в Царство Небесное. Читаются Евангельские блаженства, затем Апостол (1Фес.4:12–17) и Евангелие (Ин.5:35–30), в котором говорится о будущем воскресении мертвых. По этой вере во всеобщее воскресение умерший называется усопшим, то есть, на время уснувшим. (Успение Божией Матери, § 135). В конце отпевания священник читает разрешительную молитву, в которой просит Господа простить умершему все его грехи. Затем покойнику дается последнее целование, возглашается вечная память; гроб закрывается и, с пением «Святый Боже», относится к могиле и опускается в нее. Пред закрытием могилы священник посыпает крестообразно гроб землею со словами: «Господня земля и исполнение ее (все, что ее наполняет) вселенная и все, живущие на ней».

Окончательный cуд над душой человека совершится по всеобщем воскресении, в день второго пришествия Господня, когда души умерших вновь соединятся с телами. До тех пор блаженство праведников и мучения грешников будут неполные и неокончательные.

Православная Церковь верует, что истинно покаявшиеся во грехах перед смертью, но же успевшие загладить их доброй жизнью и делами, еще могут получить облегчение в страданиях и даже полное от них освобождение, благодаря бесконечной милости Божией, через молитвы Церкви, и дела благотворения, совершаемые живыми за умерших. Особенно же умилостивят Бога таинство Евхаристии, сила бескровной жертвы, приносимой за всех верующих, живых и умерших.

Поэтому Церковь с самых времен апостольских сохраняет обыкновение молиться за умерших и поминать их. За литургией она молится за них на проскомидии, на литургии оглашенных – после сугубой ектении, и на литургии верных – после освящения Даров. Мы поминаем умерших постоянно в своих частных молитвах; по ним служатся панихида и обедни, вынимаются из просфор части за них, особенно же в определенные для того дни. Такими днями считаются: девятый, двадцатый, сороковой; годовой по кончине человека, день его рождения и имяник, день его кончины. Кроме частного поминовения каждого умершего, Православная Церковь совершает в определенные дни общее поминовение всех умерших христиан. Такие поминовения называются вселенскими панихидами, а самые дни родительскими. Родительские дни следующие: суббота перед сырной неделей или масленицей; суббота Троицкая перед Пятидесятницей; вторник или понедельник Фоминой недели (радуница); суббота Дмитриевская, перед 26 октября (8 ноября), когда поминаются преимущественно убитые на войне за веру и отечество, и день усекновения главы святого Иоанна Предтечи 29 августа (11 сентября).


Источник: Закон Божий для начальных школ / сост. протоиерей Иоанн Богоявленский. - Ревель : [б. и.], 1927. - XI, 361 с. : ил., порт.

Комментарии для сайта Cackle