Источник

Заповеди Господни

Десять заповедей Закона Божия

Каждому человеку, чтобы он знал, как ему поступать в жизни, дана от Бога совесть, которая указывает, что добро и что зло. Но, так как совесть у согрешившего человека может ошибаться и ослабевать, то Бог дал людям через Моисея 10 заповедей научающих нас двум главным обязанностям – любви к Богу и любви к ближнему (Дарование евреям заповедей на горе Синайской, § 32), Господь Иисус Христос повелел верующим исполнять эти заповеди.

Первая заповедь


Я Господь Бог твой; у тебя не должно быть других богов, кроме Меня. Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии, разве Мене.

Я – Аз; у тебя не должно быть – да же будут тебе; другие – инии; кроме – разве.

В первой заповеди Господь повелевает нам всегда помнить, что Он наш Бог, в Него одного твердо веровать. Ему молиться и на Него больше всего надеяться (Хождение Иисуса Христа по воде, § 96) тот человек исполняет эту заповедь, кто не слушает ложных учений, изучает закон Божий и истинную веру христианскую и не отступает от нее: усердно молится в храме и дома; не верит никаким приметам, гаданиям и ворожбе, и никогда не приходит в отчаяние, зная, что Господь все делает для его блага. Если же кто не твердо держится истинной веры, ленится молиться Богу и учиться закону Божию, в болезни и горе приходит в отчаяние, или ищет помощи не у Бога, а у гадателей и колдунов, – тот погрешает против первой заповеди.

Первая заповедь не воспрещает нам почитать Пресвятую Богородицу, угодников Божиих и святых Ангелов и обращаться к ним в молитвах, потому что мы не считаем их богами, а только молитвенниками, которые, по воле Божией приносят к Богу наши молитвы и испрашивают нам милость Божию.

Вторая заповедь


Не делай себе идола и какого-либо изображения того, что находится на небе вверху, того, что находится на земле внизу и того, что находится в водах ниже земли; не поклоняйся им и не служи им. Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им.

Не делай – не сотвори; идол – кумир, какого-либо – всякого; изображение – подобие; что – елика; вверху – горе.

Второю заповедью Господь запрещает поклоняться разным тварям, как богам, и их изображениям или идолам (Появление идолопоклонства, § 10). В этом были грешны не только другие народы, но часто и сами евреи. Мы не кланяемся идолам; но у нас есть свои кумиры, ради которых мы забываем Бога, и которым служим: у одних это страсть к богатству, у других гордость, у третьих пьянство (Усекновение главы Иоанна Крестителя, § 78) или иные страсти. Люди, преданные таким страстям, обижают ближних, готовы сделать всякое худое дело, чтобы, например, нажить деньги (Предательство Иуды, § 120), возвеличиться пред другими, опьяняться. У христианина должно быть воздержание, смирение, делание добра втайне.

Этой заповедью, однако, не воспрещается нам чтить иконы молиться пред ними, потому что мы не считаем иконы богами и молимся не самой иконе, а тому, кто на ней изображен. Становимся же для молитвы пред иконой, и смотрим на нее для того, чтобы обратить нашу мысль и сердце к тому, кто на ней изображен (Об иконах).

Третья заповедь


Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно. Не приемли имене Господа Бога твоего всуе.

Не произноси – не приемли; напрасно – всуе. В третьей заповеди Господь повелевает людям относиться с благоговением к Его святому имени и не произносить его напрасно. Например, в пустых разговорах, шутках, играх. Особенно же напрасно мы призываем имя Божие когда молимся невнимательно или без усердия, и когда клянемся, или божимся, хотя бы и в правде.

От божбы нужно отличать присягу, которую мы даем пред святым крестом и Евангелием. При присяге мы тоже призываем имя Божие, но не погрешаем против третьей заповеди, потому что принимаем присягу только в самых важных случаях, например, в суде, или при поступлении на должность. Ложь перед присягой и нарушение данной присяги – самый великий грех против третьей заповеди.

Заповедь повелевает нам почитать святое имя Божие. Тем более мы должны почитать и с благоговением относиться к Его изображениям, святому кресту, храму, и вообще ко всем предметам, посвященным Богу. Неуважение к священным предметам в словах или действиях называется кощунством и составляет великий грех (Любовь и уважение к храму, § 102).

Четвертая заповедь


Помни день субботний, чтобы освящать его; шесть дней работай и делай в продолжение их все дела свои, а день седьмой, субботу (отдых), – посвящай Господу Богу твоему. Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему. .

Чтобы – еже; освящать – святити; шесть дней работай – шесть дней делай; делай в продолжение их – сотвориши в них; покой, отдых – суббота.

Четвертою заповедью повелевается людям шесть дней в неделю заниматься каждому своим делом, а седьмой день посвящать на служение Богу. В ветхом завете из семи дней в неделе праздновали субботу; христиане же, вместо субботы, стали праздновать следующий за нею день, в который Господь Иисус Христос воскрес из мертвых.

Кроме того, как в ветхом, так и в новом завете служение Богу посвящены еще некоторые дни, называемые праздниками.

Все эти дни Господь заповедует святить, т. е. проводить свято и воздерживаться от обычных наших занятий, а делать только дела Божии: идти в храм Божий к богослужению; читать дома Священное Писание или другую полезную для спасения души книгу; навестить больного; помочь бедному.

Против четвертой заповеди грешит тот, кто ленится работать в будни, кто без крайней нужды работает в праздник сам, или других заставляет работать, кто не ходит в праздник в церковь, и кто проводит праздник в лености, пьянствует. Если же бывает необходимая потребность в работе, как например, (…)69

На великие праздники в конце вечерни бывает благословение хлебов, пшеницы, вина и елея (масла). (Это благословение в древности совершалось в средине всенощного бдения. По благословении все это раздавалось присутствующим для подкрепления сил на продолжительное стояние во время всенощного бдения и в воспоминание насыщения Иисусом Христом пятью хлебами 5000 человек).

* * *

69

В отсканированном варианте книги текст отсутствует – примечание электронной библиотеки.


Источник: Закон Божий для начальных школ / сост. протоиерей Иоанн Богоявленский. - Ревель : [б. и.], 1927. - XI, 361 с. : ил., порт.

Комментарии для сайта Cackle